Как государство стимулирует бизнес

Через шесть лет государство обещает малому и среднему бизнесу ежегодные 5 трлн рублей, распределяемые через тендеры и аукционы. Теперь главная задача – создать единый план развития предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.

Самая простая мысль: чтобы кого-то поддержать материально и при этом не обидеть «подачкой», нужно у этого кого-то что-то купить. Идея ввести квоты на госзакупки у малых и средних предприятий, безусловно, оказалась весьма плодотворной.

Согласно статистике, приводимой Корпорацией МСП, благодаря реализации данного решения суммы, которые небольшие компании получают сейчас по линии госзаказа, в сравнении с поступлениями трехлетней давности как небо и земля. Если в 2015 г. объем соответствующих закупок в денежном выражении составлял 64 млрд рублей, то в 2017-м показатель достиг почти 2,1 трлн, а в 2018 г. превысил 3 трлн рублей.

Количество номенклатурных позиций за три последних года также увеличилось в десятки раз: с 8,4 тысяч до 360 тысяч. К 2024 г. ежегодный объем госзакупок у МСП должен выйти на уровень 5 трлн рублей. Такая задача была поставлена высшим руководством страны. «Вполне достижимый результат», – сказал в октябре на форуме «Малый бизнес – национальный проект!» президент РФ Владимир Путин.

Бизнес с государством

Установленная на сегодняшний день квота по госзакупкам у МСП – 15%, а к 2020 г. ее планируется повысить до 18%. При этом уже сейчас на малый и средний бизнес приходится более 40% закупок госкомпаний и бюджетных учреждений по ФЗ-44,ФЗ-223, а также ФЗ-185 (для отрасли ЖКХ и капремонта многоквартирных домов). Кроме того, условия для малых и средних компаний постоянно совершенствуются.

Так, в январе 2019 г. были внесены изменения в ФЗ-223, определяющий нормы закупок для компаний с госучастием, унитарных предприятий и компаний-монополистов. В уточненном виде закон предъявляет более строгие требования к заказчикам, обязывая их совершать закупки в электронной форме на тех площадках, которые уже работают по ФЗ-44 для государственных учреждений.

В то же время сами закупочные процедуры будут упрощаться, а их количество сократится, о чем недавно сообщили представители Минфина РФ. Корпорация МСП, в свою очередь, в ближайшее время намерена инициировать законодательные изменения, которые обяжут госкомпании формировать долгосрочные планы закупок – минимум на три года.

В таком случае бизнес получит дополнительные ориентиры – какое оборудование и какие специалисты потребуются для обеспечения этих закупок и т. д. Конечно, без проблем не обходится. В прессе довольно часто появляется информация о том, что значительная часть закупок естественных монополий, например, приходится на специально созданных для этого «дочек».

Но гораздо хуже задержка государственными компаниями оплаты, что приводит к возникновению очень болезненных для малого бизнеса кассовых разрывов. Поэтому Корпорация МСП, насколько известно, намерена требовать сокращения максимального срока оплаты по контрактам (напомню, ФЗ-223 ограничивает его 30 днями), а также ужесточить административную ответственность за несвоевременные расчеты с малым бизнесом.

Вебинар FranchCamp «Как получить 1 000 000 рублей на бизнес от государства?»

Справиться с этими трудностями малым и средним предприятиям, работающим по госконтрактам, помогли бы специальные инструменты, в том числе гарантии для получения кредитов и займов. В частности, банковские гарантии по ФЗ-44 сегодня активно выдают Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Ак Барс, банк «Держава» и другие.

Независимые прямые гарантии предоставляет Корпорация МСП, позволяя пользоваться заемными ресурсами при недостаточности залога. Помимо этого в России формируется национальная гарантийная система (НГС). В ней три уровня: Корпорация МСП – МСП Банк – региональные гарантийные организации и фонды (РГО). Главным образом система строится именно на деятельности РГО.

Согласно отчетам Корпорации МСП, лучший опыт поддержки индивидуального и малого предпринимательства отмечен в Москве, Московской, Орловской, Смоленской областях, Республике Татарстан и Ставропольском крае. Так, в Орловской области за финансовую поддержку малых и средних предприятий отвечают региональные гарантийный фонд и фонд микрофинансирования.

Первый предоставляет поручительства по кредитам и гарантиям в банках, второй выдает займы до 3 млн рублей по ставке от 4% годовых. В Фонде поддержки предпринимательства Республики Татарстан представители малого бизнеса могут получить льготный микрофинансовый заем от 100 тыс. до 3 млн рублей на срок от 3 до 36 ме сяцев по ставке не более 7,5%, а также субсидии, если они занимаются фермерством, животноводством, мелиорацией и т. п. Гарантийный фонд Татарстана выдает МСП поручительства по кредитам на сумму до 30 млн рублей.

Крупнейший в этом ряду – Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (Московский гарантийный фонд), на который приходится треть от совокупной выдачи гарантий региональными фондами. Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства выдает под его поручительства займы до 100 млн руб. под 2–5% годовых сроком до 5 лет.

В уже упомянутых отчетах Москва отмечена особо. Только в столице уже сформирована единая система управления госзакупками, внедрен единый стандарт закупок, а также создан портал поставщиков – инструмент гарантированного доступа субъектов малого бизнеса к закупкам.

Объемы финансовых гарантий при кредитовании МСП в 2017 г. в Москве увеличились втрое по сравнению с предыдущим годом. Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства предоставляет займы микрофинансовым организациям, которые, в свою очередь, выдают микрозаймы субъектам МСП с «московской пропиской», участвующим в конкурсах и аукционах по ФЗ-44 и ФЗ-223.

Сумма, которую может получить микрофинансовая организация, соотносится со стоимостью ее активов, но не может быть больше 150 млн рублей. Заем предоставляется под 5% годовых на 18 месяцев под залог имущественных прав. Таким образом, условия, как видите, у всех разные, но в тех регионах, которые лидируют в деле поддержки МСП, ситуация близка к оптимальной. Госзаказ – один из немногих инструментов, которые позволяют предпринимателям составить бизнес-планы на более или менее длительный срок и быть уверенными в завтрашнем дне.

Читайте также:  Лучший микроавтобус для Семьи и бизнеса

Источник: www.bankdelo.ru

Зеленые финансы помогут экологии

Как государство стимулирует внедрение принципов устойчивого развития

Проблемы экологии и изменения климата беспокоят все большее число людей. В России, в частности, возрастает внимание к проблеме со стороны российских компаний и правительства. Для облегчения перехода бизнеса на принципы устойчивого развития Минпромторг дополняет программу компенсаций по зеленым облигациям зелеными кредитами, а банки вырабатывают новые механизмы, чтобы компании получили понятный инструмент софинансирования экологических проектов.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Пресс-служба Газпромбанка

В прошлом году о проблемах экологии и изменении климата узнала заметная часть человечества, спасибо интернету и телевидению, активно освещавшим деятельность экоактивистов. Столь эмоционально об экологических проблемах, которые грозят будущим поколениям, еще не говорили, но данные вопросы поднимались задолго до рождения нынешних активистов школьного возраста. В 1972 году в рамках ООН была подготовлена Программа по окружающей среде, или ЮНЕП (United Nations Environment Programme, UNEP), способствующая координации охраны природы на глобальном общесистемном уровне. Спустя пятнадцать лет была сформулирована концепция «устойчивого развития», призванная удовлетворять потребности настоящего времени без угрозы для будущих поколений.

В 2015 году 193 страны приняли «Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года», которая включает 17 глобальных целей устойчивого развития (ЦУР). Эти ЦУР носят рекомендательный характер, и каждая страна самостоятельно выбирает приоритетные задачи. В том же году было принято Парижское соглашение по климату, которое в середине 2018 года ратифицировали 178 стран, на которые приходится основная доля глобальных антропогенных выбросов парниковых газов. Россия присоединилась к договору в 2019 году.

Соблюдение принципов устойчивого развития сегодня является необходимостью при построении бизнес-отношений, отмечают представители российских компаний. «Есть кейсы, когда западные партнеры отказываются работать с российскими поставщиками или требуют подтвердить соответствие по экологическим аспектам»,— отмечает руководитель группы операционных рисков и устойчивого развития KPMG в России и СНГ Игорь Коротецкий. Приверженность международным принципам имеет важное значение для публичных компаний, поскольку позитивно влияет на стоимость привлеченного финансирования и на их капитализацию. «Мировым инвесторам сейчас важно то, насколько компания заботится о состоянии рабочих мест, об окружающей среде, о развитии сотрудников и территорий присутствия. Соблюдение ЦУР ООН повышает доверие инвесторов и, как следствие, увеличивает капитализацию компании»,— отмечает директор департамента маркетинга ГМК «Норильский никель» Антон Берлин.

Сигналы национальных правительств и регулирующих органов в отношении экологической и экономической политики были услышаны не только корпорациями, но и инвесторами. В 2006 году несколько крупных институциональных инвесторов при поддержке ООН создали Международную ассоциацию ответственного инвестирования (Principles for Responsible Investment, PRI), которая разработала базовые принципы. В соответствии с этими принципами инвестиционные решения учитывают факторы влияния компании на окружающую среду, ее социальную ответственность, а также качество корпоративного управления (Environmental, social and governance, ESG). В настоящее время PRI объединяет 2500 организаций, которые с 1 июля 2020 года будут обязаны инвестировать половину активов в инструменты, соответствующие политике устойчивого развития. По оценкам первого вице-президента Газпромбанка Дениса Шулакова, $45 трлн международных инвестиций в скором времени не будут вкладываться в те компании, чья деятельность вызывает сомнения, в первую очередь в компании так называемой старой, или добывающей, экономики. «Весь мир стремится закрепить зеленое финансирование как новый стандарт»,— отмечает господин Шулаков.

Российский опыт

В России формирование подходов, принципов и правил развития системы зеленого финансирования находится на начальной стадии, но проблемам экологии внимание уделяют не только компании, но и руководство страны. В мае 2018 года был подписан указ президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В соответствии с ним был разработан и национальный проект «Экология», который включает в себя 11 федеральных проектов, среди которых «Чистая страна», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Сохранение лесов», «Внедрение наилучших доступных технологий» и другие. За реализацией национального проекта следят не только профильные ведомства, но и президент России Владимир Путин. В январе в ходе выступления перед Советом федерации глава государства призвал бизнес «помнить о своей социальной и экологической ответственности». Среди ключевых экологических целей Владимир Путин назвал внедрение по всей стране систем мониторинга качества воздуха, воды и почвы, массовый переход крупнейших предприятий на наилучшие доступные технологии (НДТ), получение комплексных экологических разрешений, снижение объема отходов, поступающих на полигоны, внедрение раздельного сбора мусора и многое другое.

Первый вице-президент Газпромбанка Роман Панов о рынке экологических проектов

Первый вице-президент Газпромбанка Роман Панов о рынке экологических проектов

Реализация национальных проектов требует от компаний увеличения расходов, часть которых государство готово взять на себя. В целях исполнения указа президента Минпромторгом были подготовлены правила предоставления субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по зеленым облигациям, эмитированным после 1 января 2019 года. Такие бумаги должны выпускаться на реализацию инвестиционных проектов по внедрению НДТ на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. По данной программе государство возмещает предприятиям 70% выплачиваемого дохода, если приобретается иностранное оборудование, в случае покупки российского компенсация возрастает до 90%.

Для зеленых облигаций активно развивается инфраструктура. В августе прошлого года Московская биржа запустила секцию ценных бумаг устойчивого развития. Данная секция была организована для финансирования проектов в области экологии, защиты окружающей среды и социально значимых проектов. В ее состав входят три сегмента: зеленые и социальные облигации, а также национальные проекты. На сегодняшний день в данном секторе торгуются только пять выпусков облигаций трех эмитентов: банк «Центр-Инвест» (объем выпуска 250 млн руб.), «ФПК Гарант-Инвест» (500 млн руб.) и «СФО Русол» (5,7 млрд руб.).

Читайте также:  Гуси как бизнес идеи

Ключевой проблемой при построении национального рынка зеленых финансов, как и во всем мире, выступает зеленое камуфлирование — маркирование зеленым грязных проектов, целью которых не является снижение негативного воздействия на окружающую среду. «Чтобы избежать зеленого камуфлирования, требуется выстраивание прозрачной, понятной системы правил и таксономий в сфере зеленого инструментария, реализации зеленых проектов, раскрытия нефинансовой информации и пр.»,— заявили «Деньгам» в ЦБ, отметив, что в соответствии с международным опытом наиболее эффективным способом выстраивания такой системы является организация специализированного методологического центра. «В настоящее время вопрос организации методологического центра прорабатывается совместно с заинтересованными участниками рынка, включая ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти.— «Деньги» )»,— отметили в ЦБ.

Первый вице-президент Газпромбанка Роман Панов пояснил, что при кредитовании экологических проектов риск зеленого камуфлирования незначителен, так как кредитное учреждение будет очень внимательно подходить к целевому расходованию кредитных средств, а главное — к экспертизе проекта на фазе его рассмотрения. Однако, по его мнению, именно государство путем регулирования способно свести такие риски при реализации экологических проектов практически к нулю, приравняв дезинформирование общественности о политике компании по защите окружающей среды к мошенничеству.

Зеленое кредитование

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Photothek via Getty Images

Государственная программа зеленого софинансирования не стоит на месте. В настоящее время Минпромторг ведет работу по расширению программы субсидирования зеленых облигаций за счет внедрения зеленых кредитов. Об этом в конце февраля сообщил РБК.

В пресс-службе Минпромторга «Деньгам» заявили, что предлагаемые изменения направлены на расширение перечня субсидируемых финансовых инструментов механизмом зеленых кредитов, а также совершенствование инструмента поддержки промышленных предприятий при внедрении наилучших доступных технологий. Механизм субсидирования процентных ставок по таким кредитам аналогичен механизму субсидирования купонного дохода по зеленым облигациям, рассказали в министерстве. Объем финансовой поддержки в рамках механизма зеленых облигаций и зеленых кредитов составит в сумме 27,3 млрд руб. до 2024 года: в 2020 году — 3 млрд руб., в 2021-м — 6 млрд руб., в 2022-м — 6 млрд руб., в 2023-м — 6 млрд руб., в 2024-м — 6 млрд руб.

Как пояснили в Минпромторге, решение дополнить механизм субсидирования было принято по итогам анализа действующих правил, а также с учетом поступивших предложений от банковских организаций и организаций, реализующих проекты по внедрению НДТ.

С точки зрения формы финансирования кредит и облигации имеют разную срочность и администрирование и потому дополняют друг друга, отмечают аналитики. По словам Игоря Коротецкого, подготовка облигационного займа занимает от четырех месяцев, количество вовлеченных участников организации облигационного займа также выше, чем в случае кредита, так как нужно готовить эмиссионные документы и соблюдать требования по раскрытию. В целом это чуть более дорогая история, чем кредит. «С другой стороны, облигационный заем — это более длинные деньги, здесь нет залога, более высокий контроль со стороны заемщика, и есть бонус в виде большей публичности, тем более, если мы говорим про зеленое финансирование. Поэтому если оказывать господдержку, то необходимо ее предоставлять сразу для разных механизмов, что повысит их эффективность»,— отмечает Игорь Коротецкий.

Хотя в последние годы заимствования на публичном рынке долга стали широко распространены, банковские кредиты все еще остаются для российских компаний самым доступным способом финансирования. По словам директора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игоря Смирнова, новый продукт будет полезен заемщикам с продолжительной историей взаимодействия с банками. «К тому же кредитование позволит попасть в зеленый клуб тем заемщикам, которые по той или иной причине не выходят на публичный рынок либо из соображений непубличности, либо маленького требуемого объема заимствований»,— отмечает господин Смирнов.

В интересах рынка

Опрошенные «Деньгами» российские компании заявили, что заинтересованы в расширении программы господдержки. «Такой инструмент может быть востребован «Норникелем» в рамках реализации нашей инвестиционной программы, которая предполагает существенные инвестиции в экологию и социальную сферу, в связи с чем мы находимся в активном диалоге с рядом крупных банков и Минпромторгом. По итогам данного взаимодействия может быть принято решение о целесообразности использования этого инструмента нашей компанией»,— заявил директор департамента казначейства «Норникеля» Александр Гаврилов. По мнению вице-президента по работе с государственными органами Segezha Group Алексея Шерлыгина, для бизнеса это может стать наилучшим прозрачным и понятным инструментом, подспорьем для изменения экологической обстановки и снижения долговой нагрузки. «Для государства это наименее рисковый и наиболее контролируемый вариант помощи продвижению экологических программ крупного и среднего бизнеса»,— отмечает господин Шерлыгин.

Расширение национальной программы субсидирования интересно не только компаниям, но и банкам, поскольку позволит расширить портфель в рамках понятного целевого кредита. «Субсидию получает заемщик, при этом доходы банка не снижаются и растет бизнес»,— отмечает Игорь Смирнов.

Учитывая масштабы национальной программы и стремительно растущий рынок зеленого финансирования в мире, зеленое кредитование может заметно вырасти в России. «В России доля банковского кредитования высока, и если обсуждаемый механизм субсидирования заработает в полной мере, мы можем увидеть очень резкий рост такого направления»,— считает господин Смирнов.

  • «Деньги». Приложение №5 от 19.03.2020, стр. 15

Источник: www.kommersant.ru

Гарантия роста Как государство стимулирует отечественный экспорт

Дмитрий Медведев

По итогам Российского инвестиционного форума в Сочи премьер-министр РФ Дмитрий Медведев составил список поручений правительству. Отдельный упор глава кабмина сделал на поддержке экспорта — этой теме государство уделяет особое внимание не первый год. «Лента.ру» выяснила, что делает правительство, чтобы стимулировать внешнюю торговлю.

Читайте также:  Как получить бизнес визу в индонезию

Экспортный приоритет

После форума в Сочи Дмитрий Медведев поручил Минфину и Минэкономразвития до 5 апреля проработать вопрос обеспечения конкурентных условий кредитования потребителей российских товаров за рубежом. «Минфину России, Минэкономразвития России разработать с участием АО «Российский экспортный центр» и представить в правительство РФ предложения по обеспечению конкурентоспособных условий кредитования иностранных покупателей товаров и услуг российского производства, в том числе с использованием государственных финансовых активов в иностранной валюте», — говорится в поручении, подготовленном премьер-министром 6 марта.

Поддержка экспорта в прошлом году вошла в список приоритетных задач правительства России. Направление «Международная кооперация и экспорт» активно разрабатывается с июня 2016 года. При этом кабмин применяет новый подход, в некотором смысле заимствованный у бизнеса — принцип проектного управления. Для успешного выхода на зарубежные рынки нужна не только конкурентоспособная продукция, но и логичная, внятная структура управления решениями, и подобный принцип ее обеспечит. Прежде всего в том, что касается ухода от последовательного согласования между министерствами и ведомствами по важным для страны проектам — проектный офис поможет сделать процесс более быстрым и простым.

В декабре 2016 года правительство РФ утвердило несколько паспортов приоритетных национальных проектов по направлению развития экспорта. Среди них такие, как «Экспорт продукции АПК», «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» и «Международная кооперация и экспорт в промышленности». Кроме того, разработаны и находятся на рассмотрении кабинета министров еще три проектных предложения, связанные с развитием экспорта не товаров, а услуг — образовательных, туристических — и информационно-коммуникационных технологий.

Все утвержденные и разрабатываемые документы должны помочь развитию внешней торговли. Например, в том, что касается промышленности, подразумевается создание условий для устойчивого роста российского промышленного экспорта, в первую очередь продукции отраслей с высоким экспортным потенциалом: автомобилестроения, авиастроения, сельскохозяйственного и железнодорожного машиностроения.

Государство намерено оказать финансовую и нефинансовую поддержку продукции пилотных отраслей. В плане финансов — а это важнейшая часть работы — имеются в виду такие меры, как, например, субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам, обеспечение гарантии остаточной стоимости продукции самолетостроения и запуск механизма гарантий обратного выкупа самоходной сельскохозяйственной техники. Экспортерам будут компенсировать затраты на продвижение продукции на иностранных рынках, в том числе на маркетинг, рекламу и выставочную деятельность, транспортировку, сертификацию, защиту прав интеллектуальной собственности, экспортные НИОКР.

Деньги на покупку

Работы по разработке механизмов поддержки отечественных производителей, их оперативному согласованию с министерствами и ведомствами и запуску осуществляет Российский экспортный центр, а основная роль в том, что касается именно финансирования, отдается Росэксимбанку (РЭБ). Последний, в частности, отвечает за поддержку отечественных предприятий-экспортеров, а также покупателей-иностранцев. Это крайне важно, поскольку один из главных барьеров, мешающих российским производителям выйти на мировые рынки, — это недостаток финансирования и кредитование на невыгодных условиях.

К слову, особый акцент РЭБ делает на кредитовании как раз тех, кто покупает российскую продукцию. Участвуя в программах банка, экспортер формирует комплексное предложение: он готов предоставить не только сам товар или услугу, но и кредитные средства. При этом для покупателя возможны варианты: он может получить кредит непосредственно в РЭБ, получить финансирование через подтвержденный аккредитив или же оформить кредит в своем «домашнем» банке, средства которому предоставит Росэксимбанк. При таком подходе финансовая нагрузка на экспортера в значительной степени снижается.

Другой важный инструмент поддержки экспортера — гарантии. Росэксимбанк сформировал линейку гарантийных продуктов по основным направлениям (тендерная гарантия, гарантия возврата авансового и основного платежа, гарантия надлежащего исполнения обязательств по экспортному контракту).

Наконец, недавно Министерство финансов РФ включило Росэксимбанк в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Теперь РЭБ от своего имени может выдавать экспортерам услуг и несырьевых товаров гарантии возврата налога на добавленную стоимость (НДС), причем еще до окончания камеральной проверки. Преимущество в том, что экспортер не теряет время и оперативно пополняет оборотные средства.

«При разработке данного банковского продукта принимался во внимание тот факт, что возврат НДС в кратчайшие сроки актуален не только для крупных компаний, но и для некрупных экспортеров, своевременное пополнение оборотных средств для которых является принципиально важным фактором для успешного ведения бизнеса», — говорит директор Российского экспортного центра по организации поддержки некрупных экспортеров Борис Игошин. Именно поэтому в РЭБ нет минимально допустимой суммы экспортного контракта, а следовательно, и нижней планки по сумме возвращаемого размера НДС, подчеркивает он.

В том, что касается нефинансовой поддержки, правительство через тот же Российский экспортный центр консультирует предпринимателей (прежде всего представляющих малый и средний бизнес) по ведению бизнеса, помогает искать потенциальных партнеров, оформлять и проводить сделки. В РЭЦ действует принцип «единого окна» — осуществление поддержки на всех этапах подготовки экспортного проекта.

В результате всех мероприятий, запланированных правительством, экспорт продукции «пилотных» отраслей промышленности должен вырасти в 1,5-2 раза в 2017-2018 годах по сравнению с 2016 годом, а к 2025 году — в пять раз, говорил глава Минпромтогра Денис Мантуров. Впоследствии полученный опыт будет распространен на остальные отрасли промышленности. Правительство уже заявило, что хороший экспортный потенциал есть у энергетического машиностроения, приборостроения и судостроения, а также сельхозпродукции.

Источник: lenta.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин