Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это действия государства по формированию нормативно-правовой базы осуществления бизнеса.
Сущность предпринимательства и необходимость его регулирования со стороны государства
Определение 2
Предпринимательство – это самостоятельная и инициативная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли от производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, осуществляемая под свою ответственность и сопряженная с риском.
Конечная цель каждого предпринимателя состоит в получении максимальной прибыли при минимуме затрат. То есть экономический субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, в своих интересах должен исходить только из рыночных принципов. Экономический субъект в условиях рынка не учитывает социальный аспект своих решений. В связи с этим в условиях рынка в отношении предпринимательской деятельности возрастает роль государства, которое призвано минимизировать отрицательные рыночные эффекты. По этим причинам государство обязательно исполняет роль регулятора предпринимательской деятельности.
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
Государственное регулирование предпринимательства направлено на решение следующих задач:
- обеспечение охраны окружающей среды, которой неконтролируемые действия предпринимателей могут нанести существенный урон;
- обеспечение сбалансированности экономического цикла, стремление к максимальному сглаживанию пиковых форм – спадов и подъемов;
- обеспечение занятости населения на нормальном уровне;
- обеспечение защиты здоровья и жизни населения;
- противодействие монополизации рынка и поддержка конкурентной среды предпринимательства;
- развитие обеспечения государственной поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства;
- обеспечение специальных мер защиты прав представителей бизнеса и прочее.
Указанные задачи позволяют сделать вывод о необходимости государственного регулирования предпринимательства не только для государства, но и для самих представителей бизнеса.
Виды государственного регулирования предпринимательства
Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать по ряду признаков:
«Государственное регулирование предпринимательской деятельности»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
В соответствии со степенью воздействия государства на общественные отношения. По этому критерию выделяют три вида государственного регулирования предпринимательства:
- во-первых, максимальный, когда государство используют все доступные ему средства воздействия на предпринимательскую деятельность;
- во-вторых, средний, когда государство старается регулировать предпринимательскую деятельность, но не злоупотреблять этим;
- в-третьих, минимальный, когда государство стремится максимально отстраниться от регулирования предпринимательской деятельности.
В соответствии с методами. Согласно этому критерию выделяют два вида государственного регулирования предпринимательства:
- во-первых, прямое регулирование, суть которого сводится к применению конкретных методов воздействия по отношению к отдельным представителям рынка (к примеру, наложение штрафов при нарушении законодательства в сфере предпринимательства);
- во-вторых, косвенное, суть которого состоит в применении методов регулирования, распространяющихся на всех субъектов предпринимательства (к примеру, формирование правовой базы осуществления бизнеса).
В соответствии с территориальным критерием государственное регулирование предпринимательства делится на три вида:
- во-первых, федерального уровня;
- во-вторых, регионального уровня;
- в-третьих, местного уровня.
Направления и методы государственного регулирования предпринимательства
Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется по ряду направлений, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, осуществления антимонопольного регулирования предпринимательства;
- во-вторых, применение методов и форм государственного нормирования и планирования;
- в-третьих, системы государственного регулирования цен;
- в-четвертых, осуществление государственного контроля за предпринимательством;
- в-пятых, регулирование системы экономических международных отношений.
Государство применяют для регулирования предпринимательской деятельности определенные методы. Эти методы можно разделить на две основные группы:
- во-первых, прямые административные методы, к числу которых относят систему государственного заказа, определение целей стратегического развития экономики, отражение этих целей в государственных планах, осуществление государственной регистрации предпринимателей и так далее;
- во-вторых, косвенные методы, к числу которых относят систему налогов и налоговых льгот, льготное кредитование, плату за ресурсы и так далее.
Важнейшим элементом государственного регулирования предпринимательства выступает и государственный контроль, воплощающий в себе одно из средств государственного регулирования экономической деятельности.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется посредством применения различных средств регулирования, к числу которых относятся следующие:
- правовые, то есть те, которые воплощены в системе юридических норм, нормативно-правовых актах, правоотношениях, правосознании, актах реализации права и прочем;
- неправовые, включающие в себя экономические, политические, организационно-технические средства. Причем следует отметить, что последние два вида средств существует только внутри правового регулирования, в то время как экономические средства могут находиться за его пределами. Разновидностью экономических средств являются меры регулирования денежного обращения, эмиссия государственных ценных бумаг, субсидии и прочее.
Источник: spravochnick.ru
Как государство воздействует на бизнес
1 ФГБОУ ВПО Филиал «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет», в г. Борисоглебске
Объектом данной статьи являетсявоздействие государства на деятельность предприятия. На сегодняшний день предпринимательская деятельность считается самой эффективной по части привлечения государства. Поэтому основной задачей данной статьи будет рассмотрение влияния государства на деятельность предприятия с различных сторон, а также эффективность этих влияний.
Почти невозможно без государственного контроля создать продукцию, имеющую конкурентные преимущества и патетичную степень новизны. Современное государство направлено на финансирование деятельности предприятий, которые в кротчайшие сроки могут принести максимальную прибыль. Базируясь на данные условия, можно говорить о том, что на сегодняшний день приоритетными являются предприятия, которые при небольших вложениях способны создать конкурентоспособную продукцию и услуги на мировом рынке, а так же получить наибольшую прибыль эффективным путем.
предприятие
государство
ценообразование
предпринимательство
инвестиционная политика государства
1. Агафонова М.С., Гущина С.В. Методология формирования и стратегия развития системы государственного финансового менеджмента в России.// Современные наукоемкие технологии. – 2013. — №10-1. – С.133-134
2. Доходы и расходы государственного бюджета, их структура и роль в экономическом производстве. [Электронный ресурс] — Режим доступа http://knowledge.allbest.ru/economy (дата обращения 27.04.2013)
3. Мэнкью Макроэкономика: учебник для вузов. — М.: МГУ, 2012.— С.602-604.
4. Титова Н.Е. История экономических учений: учебник для вузов. — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — С. 187-225.
5. Мэнкью Макроэкономика: учебник для вузов. — М.: МГУ, 2012.— С.602-604.
Рынок, незанятый от какого бы ни было, влияния государства может быть лишь теоретической абстракцией. Экономическая же действительность состоит в том, что государство выступает инициативным участником рыночных отношений. Государственное содействие играет необыкновенно важную роль в развитии предпринимательства.
Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в ситуациях реформирования экономики, в кризисных условиях роль государства возрастает, а в обстановки стабильности и оживления — снижается. Но во всех случаях государство должно следовать основному правилу — так влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.
Экономические рычаги, применяемые государством для регулирования экономики, довольно различны, но основные из них: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.
Рассмотрим некоторые из них подробнее и начнем с самых значимых рычагов воздействия государства на деятельность предприятия – это налоги.
Современное налогообложение предприятий основывается на четырех величинах. В зависимости от организационной формы предприятия ему предписано уплачивать подоходный или корпоративный налог. Прибыль является базой налогообложения корпоративного налога, доходы предпринимателей — владельцев частных предприятий, не образующих юридического лица, служат базой налогообложения подоходного налога. Имущество предприятия берется в качестве базы налогообложения налога на имущество предприятия. Наше государство сейчас очень сильно «прижимает» предпринимателей, не даёт им расширяться, так как постоянно растёт процент налога.
Еще не маловажным рычагом является ценообразование. Ценообразование — это один из радикальных рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство влияет на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении. Государство должно проводить политику в области ценообразования, прежде всего с целью установления стабильности цен, что является основанием борьбы с инфляцией, активности инвестиций и подъема национальной экономики.
Одно из важнейших форм прямого вмешательства государства в экономику — государственное предпринимательство. Оно создаст особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках государственного сектора и объединена с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. Государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики. Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс.
И конечно же важнейшими рычагами воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства.
При помощи инвестиционной политики государство прямо может влиять на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем. Будущее экономики страны в значительной степени зависит от инвестиционной политики, проводимой государством.
Успешное взаимодействие может быть, если та и друга сторона будут следовать законам и предписанным правилам, но и также государство не будет мешать расширению предпринимательства. Тогда предприниматель будет получать свою честно заработанную прибыль, а государство получит высокие темпы развития экономики. Государство и предприниматель могут удачно взаимодействовать, всё это вопрос времени.
Источник: eduherald.ru
В каких сферах бизнеса больше вмешивается государство?
Компания HeadHunter провела исследование специально для журнала «Коммерсант-Власть», опросив представителей 162 российских компаний, чтобы выяснить, как сказывается государственное вмешательство на развитии их бизнеса.
Государство в нашей стране выступает в качестве своеобразной «невидимой руки рынка». Почти 2/3 опрошенных компаний признали, что государство вмешивается в регулирование сферы их бизнеса. Треть респондентов, однако, не видят или не хотят видеть, чтобы государство как-либо влияло на их предпринимательскую деятельность.
Большинство респондентов, бизнес которых регулируется государством, считают, что это создает проблемы и мешает развитию бизнеса. Что касается компаний, не испытывающих влияния со стороны государства, то половине из них от этого ни тепло ни холодно. Треть считают невмешательство государства большим плюсом. И лишь в пятой части компаний были бы рады помощи государства.
Респонденты отметили, что чаще всего позитивное или негативное вмешательство государства происходит именно на законодательном уровне. Интересно, что мало кто затруднился ответить на вопрос, как государство мешает. И почти каждый пятый респондент не смог ответить, чем же оно помогает. Чуть больше респондентов, отметили, что лучшая помощь их бизнесу со стороны государства — невмешательство.
56% опрошенных, бизнесу которых государство мешает, отметили, что оно постоянно меняет законодательную базу, в связи с чем, их работа усложняется. Однако, по словам 42% респондентов, необходимая нормативная база так и не была создана. Для каждой четвертой компании вмешательство государства в бизнес сопровождается повышением налогов и акцизных сборов. Среди других мер, негативно сказывающихся на бизнесе, респонденты отметили ограничение импорта и экспорта, регулирование ценообразования, ограничение потребления продукта компании, требование поддержки государственных инициатив и др.
В рамках опроса мы попросили респондентов привести хотя бы один пример позитивного или негативного вмешательства государства. Распределение ответов сложилось следующим образом: 25% респондентов указали пример положительного влияния и 75% отрицательного. В приведенной ниже таблице указаны некоторые примеры высказываний.
Какой последний пример позитивного или негативного вмешательства государства в сферу вашего бизнеса вы можете привести?
«Нулевая пошлина на экспорт нефти месторождений Восточной Сибири» | «Тарифная политика в области энергетики для промпредприятий» |
«Демонополизация рынка внутренних авиаперевозок» | «Увеличен страховой платеж в пенсионный фонд более чем в 2 раза по сравнению с 2009 г.» |
«Поддержка производств нашей компании в малых городах» | «Изменение таможенной политики на ввоз высокотехнологичной продукции» |
«Установление заградительных пошлин для продукции иностранных компаний (Китай)» | «Закон об обращении лекарственных средств: резкое ограничение возможностей проведения постмаркетинговых исследований и образовательных мероприятий для специалистов медицинской области» |
«Снижение пошлины на ввоз товаров, не производящихся на территории нашей страны» | «Закрытие игорного бизнеса» |
«Попытка урегулировать теневые зарплаты и сделать их белыми» | «Увеличение налогов с ФОТ, введение в действие закона о персонифицированных данных» |
Более половины компаний, в чей бизнес государство вмешивается, считают, что им и другим игрокам рынка стало бы работать легче, если бы этого не происходило. Полегчало бы от отсутствия государственного регулирования даже тем, кто этого регулирования не ощущает. Причем среди компаний, отрицающих какое-либо влияние государства на их сферу бизнеса, большинство таких, которые хотели бы, чтобы оно влияло еще меньше.
Большинство компаний не предпринимает никаких попыток к тому, чтобы как-то усилить или ослабить влияние государства. Это связано с тем, что респонденты чувствуют свою беспомощность и не верят, что какие-то выступления могут дать результат. Те, кто предпринимает конкретные действия для ослабления роли государства, отметили, что регулярно пишут письма правительству, ссылаясь на законодательство, судятся с ним, оперативно обжалуют то или иное постановление, или просто его обманывают, например, платя черные зарплаты сотрудникам.
Компании, не испытывающие влияния государства, хотят увеличить это влияние в два раза чаще, чем компании, уже ощущающие его на себе. Для того чтобы усилить влияние государства некоторые компании проявляют активность во взаимодействии с правительством, внося соответствующие предложения.
Практически каждый третий респондент отметил, что у его компании есть административный ресурс. Чаще всего это связи на уровне федеральной, городской или областной власти.
Подавляющее число опрошенных считают, что для успешного ведения бизнеса необходимы налаженные контакты с чиновниками. Причем те, кто уже обладает административными ресурсами, отмечают, что без них нельзя обойтись. А треть тех, у кого нет соответствующих «подвязок», считают, что можно обойтись и без этого.
Половина респондентов, бизнес которых поддерживает государство, считают, что вести бизнес без взяток чиновникам практически невозможно. Среди тех, кто административного ресурса не имеет, таких меньше на 13%. Подавляющее число компаний, не имеющих государственную поддержку, считают, что можно вести бизнес без взяток чиновникам, и они доказывают это своим примером.
Большинство компаний, отказались бы от жесткого регулирования сферы их бизнеса, даже в случае, если бы для них были сделаны особые послабления. Причем практически нет разницы в распределении ответов у компаний, в бизнес которых вмешивается государство, и компаний, где его влияние отсутствует.
Многие респонденты считают, что государство могло бы внести свою лепту в облегчение работы их компании. В первую очередь, по их мнению, необходимо снизить налоги или предоставить льготную систему налогообложения. Помимо этого, нужно бороться с коррупцией и совершенствовать законодательную базу, делая ее более прозрачной. Также компании хотят грамотного контроля за соблюдением всех нормативов. По словам респондентов, бизнесу нужно давать большую свобод: оказывать минимальное влияние или не вмешиваться вообще.
Что, по вашему мнению, могло бы сделать государство для облегчения работы компаний в вашей сфере?
- «Создать работающие логичные и четко исполняющиеся законы, не требующие для их реализации от компаний большого вклада денежных средств»;
Источник: bishelp.ru