Некоторые люди не умеют отказывать своему начальству, даже если приходится действовать в ущерб своим интересам, принципам, планам или состоянию здоровья. Причиной этому далеко не во всех случаях оказывается бесхарактерность — большинство работников просто боятся потерять хорошее место и стабильный источник доходов, потому что находятся не в лучшем материальном положении.
Чтобы не жертвовать собой и своим свободным временем, совсем необязательно портить отношения с боссом. Мы собрали несколько тактичных фраз, при помощи которых ты легко сможешь отказываться от просьб и предложений начальства.
1. «Конечно, если это будет оплачено»
Если твой шеф периодически просит сотрудников оставаться после работы, тебе не помешает заранее подготовить свой ответ на этот случай. Понятно, что перед важным проектом или квартальным отчетом остается большинство работников, чтобы успеть вовремя их закончить. Но если время от времени твой босс выбирает «жертву», которой приходится задерживаться допоздна, при том что остальные сотрудники уходят домой вовремя, это ненормально.
КАК говорить НЕТ и добиваться результатов | Уильям Юри
На роль такой жертвы обычно выбирают человека, которому трудно сказать твердое «нет» ввиду различных страхов и неуверенности в себе. Поэтому воспользуйся советом не демонстрировать своему начальнику, что ты готов на всё, лишь бы заслужить его уважение и одобрение. Так ты становишься легкой мишенью для манипуляций. Ну а если твой босс предложит тебе возложить на себя дополнительные обязанности, то ты вполне можешь начать разговор о размере твоей будущей премии или повышении оклада.
2. «Мне кажется, для выполнения этого поручения нужен другой набор навыков (знаний)»
Бывает, что у твоего начальника размытое представление о должностных обязанностях своих подчиненных, и ему кажется, что каждый из сотрудников с одинаковым успехом справится с его поручением. Если его внимание привлек именно ты, и он решил подкинуть тебе очередную задачу, для выполнение которой у тебя просто нет времени или необходимой компетенции, не молчи об этом.
Вместо того чтобы искать в себе силы для твердого отказа и переживать о последствиях, можешь просто объяснить ему, что у тебя нет требуемых знаний и умений. Куда проще будет убедить босса в том, что ты переживаешь о возможных результатах, и направить его внимание на кого-то, кто лучше и быстрее тебя справится с поставленной задачей.
3. «А это обязательно?»
Вряд ли тебе хочется ехать на очередное обучение, жертвуя заключением крупных сделок с клиентами, или участвовать в различных мероприятиях (вроде корпоративов и дней рождения коллег), вместо того чтобы встречаться с друзьями или проводить заслуженный отдых в компании любимого человека. Если ты понимаешь, что с твоим начальником бесполезно вести споры о том, что обязательно или необязательно выполнять в рабочее и нерабочее время, лучше задай ему этот безобидный вопрос.
Если твое участие необходимо — ты ничего не потеряешь, а только лишний раз убедишься в том, что у тебя не было другого выбора. Если же на мероприятии могут обойтись без тебя — ты выиграешь себе свободное время на что-то более интересное и нужное.
Как научиться отказывать? Искусство говорить «НЕТ»
4. «Мне нужно немного времени, чтобы подумать»
Порой ты можешь попасть в неприятную ситуацию, просто не до конца обдумав свои слова. Чтобы избежать этого и не попасть в список нелюбимых сотрудников (если такой существует), попроси у своего босса немного времени на раздумья. Это позволит тебе принять взвешенное решение, проанализировав все плюсы и минусы, и дать ответ, подкрепив его железными аргументами.
Такую фразу можно и нужно использовать, когда тебя просят об услуге или предлагают что-то, в чём ты сомневаешься. Твой босс спокойно примет твое решение (даже отрицательное), если ты будешь отвечать не на эмоциях. К тому же такой подход лишний раз даст понять начальству, что ты хороший сотрудник, поскольку подходишь ко всему основательно, анализируешь информацию и не торопишься с принятием решений.
5. «Спасибо за эту возможность, но мне кажется, я еще не подготовлен морально к новой должности»
Чувствовать, что ты еще не готов к повышению, совершенно нормально. Но у руководства на этот счет могут быть совсем другие мысли. Если тебя практически утвердили на новую должность, а ты понимаешь, что пока не хочешь или не можешь использовать эту возможность по каким-либо личным или профессиональным причинам, отказываться нужно максимально корректно.
Чтобы твоя репутация идеального сотрудника не пострадала, поблагодари босса за эту возможность, но попроси его пересмотреть решение. Скажи, что в данный момент ты морально не готов к повышению и думаешь, что тебе нужно еще немного времени. Если же ты сомневаешься в себе и своих способностях из-за тяжелой ситуации в семье или проблем со здоровьем, объясни ему в двух словах о том, что тебя сдерживает.
Во-первых, честность подкупает людей, и твой начальник скорее посочувствует твоим проблемам, нежели начнет возмущаться твоей безответственностью. Во-вторых, так ты останешься на хорошем счету у руководства, и, когда вопрос о повышении встанет вновь, на тебя обязательно обратят внимание.
6. «Я могу это сделать, но выполнение дополнительного задания помешает мне в срок закончить другие важные дела»
Не все боссы объективно оценивают скорость выполнения заданий, поэтому раздают поручения, не спросив у сотрудника, успеет ли он их сделать. Если у тебя как раз такой случай (ты ничего не успеваешь из-за загруженности, а на тебя хотят повесить еще одно дело) — воспользуйся этой фразой. Велика вероятность, что твоему боссу не захочется отвлекать тебя от решения первостепенных задач, и он просто попросит заняться его поручением кого-то, кто будет свободнее, чем ты.
7. «Я возьмусь за выполнение этого задания, если вы освободите мне время для него»
Еще один отличный способ тактично отказаться от выполнения задачи — попросить босса освободить тебе время. Ты можешь перечислить все те проекты, которыми занимаешься в данный момент, и предложить шефу выбрать, какими из них ты можешь пожертвовать, чтобы исполнить его поручение.
В большинстве случаев начальство не захочет освобождать тебя, ведь задачи, снятые с тебя, всё равно придется передавать кому-то другому. Скорее твой начальник отпустит тебя с миром работать, повесив поручение на кого-то другого.
8. «Я хотел бы уточнить все детали, так как не сталкивался с подобными задачами ранее»
Если отказаться от задания, просто сообщив о нехватке знаний и опыта, у тебя не получилось, можешь воспользоваться этой хитростью. Стань на время настоящим занудой — начни задавать своему боссу кучу уточняющих вопросов, узнай обо всех деталях, обсуди возможные варианты развития событий и придирайся буквально ко всему, к чему можно и нельзя.
Чем больше информации тебе удастся вытащить из своего босса, тем больше вероятность, что ты отобьешь у него желание обращаться к тебе по пустякам. Вскоре начальнику надоест этот допрос, и он направит поручение тому сотруднику, который сможет выполнить его без лишних вопросов.
9. «Это слишком большая нагрузка для меня, поэтому я боюсь, что результат будет неудовлетворительным»
Большая нагрузка ведет к низкой производительности — это правило известно каждому. Только ты сам можешь знать, какую максимальную нагрузку можешь взвалить на себя без ухудшения результатов. Поэтому, когда твой начальник предлагает тебе взяться за очередной сложный проект и выполнить его в кратчайшие сроки любой ценой, постарайся спокойно объяснить ему, что в таком случае стоит беспокоиться о качестве твоей работы.
Отказываясь от дополнительной нагрузки и обосновывая это желанием выполнять работу качественно, ты не рискуешь испортить свою профессиональную репутацию.
Источник: brodude.ru
10 способов сказать «нет» и не навредить деловым отношениям
Многим предпринимателям не хватает 24 часов в сутках, чтобы успеть cделать то, что нужно. Несмотря на это, они часто отвечают на новые просьбы. Возможно, просто потому, что не могут отказывать или не любят огорчать других. В результате они подрывают свое здоровье, репутацию и эффективность, будучи не в состоянии сдержать все обещания, которые дали.
Но есть предприниматели, действующие иначе: они либо неуважительно отказывают, либо набрасываются на того, кто обращается с просьбой, либо уклоняются от определенного ответа. Любой из этих подходов только ухудшает и без того сложную ситуацию и часто приводит к чувству вины или к компромиссу.
Предприниматель с хорошей репутацией должен сдерживать все обещания, которые дает, или регулировать ожидания того, кто к нему обращается с просьбой. В этой статье приводятся советы, которые накопились за годы общения с сильными лидерами. Эти подсказки помогут вам научиться говорить «нет» без ущерба для текущих деловых отношений или будущих возможностей.
1. Установите ограничения, пусть все видят, что вы придерживаетесь их
Пусть партнеры знают о ваших приоритетах и рамках, которые вы устанавливаете. Не нужно постоянно нарушать собственные правила, даже если в определенный момент вы действительно можете это сделать. Ваши поступки должны совпадать с вашими словами, так что не говорите «да», когда на самом деле хотите сказать «нет».
2. Попросите дать время, чтобы проверить список дел
Проверка списка дел или разговор с другими заказчиками перед окончательным ответом — это приемлемая деловая практика. Не говорите «да» слишком быстро, потом, возможно, вы не сможете сдержать слово. Но и не торопитесь сказать «нет», чтобы не испортить отношения. В любом случае важно назвать дату и время, когда вы сможете дать окончательный ответ. Постарайтесь уложиться в этот срок.
3. Доверяйте интуиции
Клиент не всегда прав: учимся вежливо говорить «нет»
Начинающим предпринимателям общаться с клиентами иногда сложнее, чем вести бизнес. Они борются за каждого, идут на любые уступки, лишь бы завоевать доверие и получить прибыль. Но рано или поздно появится потребитель, которому придется сказать «нет». В каких ситуациях отказать клиенту и как это сделать экологично и правильно — рассказываем в статье.
Покупатель считает, что ему должны отвечать 24/7
Такая проблема часто возникает, когда заказчик и клиент живут в разных часовых поясах.
Продавец находится во Владивостоке, покупатель — в Москве, разница во времени между городами — семь часов. Покупатель в 14:00 уточняет детали заказа, а у продавца в это время в Москве рабочий день давно закончился. Клиенту неприятно, что на его вопрос не отвечают в течение дня и как будто игнорят. Или наоборот, продавец пожертвует сном ради такого клиента и обработает заявку, но постоянное общение с покупателями в ночное время негативно отразится на работоспособности предпринимателя.
Решение
Работайте в интересах покупателя, учитывая свои интересы. Если нет возможности создать круглосуточный контакт-центр, обозначьте клиенту рабочие часы, в которых будете с ним на связи. Лучше это сделать при первом контакте с покупателем. Обоснуйте позицию вежливо, но не в ущерб бизнесу.
Не исключено, что клиента насторожат такие правила общения, поэтому важно предложить компромисс. Введите дополнительное рабочее время для покупателей из других часовых поясов, чтобы увеличить время на решение вопросов.
Рабочий прием — отправлять покупателям автоматические сообщения, когда время ответа уже перешло в нерабочее для продавца. В нем стоит сказать, что сообщение клиента получено, а ответ будет отправлен в рабочие часы.
Пример: Здравствуйте, спасибо, что написали в компанию «Солнышко». Наш рабочий день уже закончился. Менеджер обязательно ответит вам завтра в рабочее время.
Клиент требует невозможного
Иногда клиент просит невыполнимое или выходит за рамки достигнутых договоренностей.
Например, хочет вместо приглашенной на корпоратив группы «Солнышко» позвать Григория Лепса или в подарок к покупке телефона получить второй смартфон бесплатно, или просит срочно изменить время доставки с 16:00 на 9:00.
Решение
Если клиент усложняет задачу, исполнителю стоит подумать, прежде чем пойти на уступки в ущерб себе и бизнесу. В подобных ситуациях сказать «нет» — единственное правильное решение. Но сухим и категоричным «нет» вы рискуете навсегда потерять клиента, поэтому аргументируйте отказ.
Избегайте отрицательных формулировок из серии «не можем», «не будем», «не приедем». Если вы доходчиво и мягко разъясните причины отказа, предложите альтернативу, клиент поймет и уже не будет спорить. Напротив, почувствует заботу, что его услышали и предложили решение.
«Понимаем, что Григорий Лепс на корпоративе компании произведет фурор, но быстро согласовать выступление артиста такого уровня не получится — на это уйдет месяц, плюс цена выступления у звезды в три раза выше той, что утвердили в смете. Если вы готовы перенести корпоратив и увеличить расходы, давайте обсуждать».
Не стесняйтесь говорить об окончательности принятого решения. Клиент должен четко понимать, что продавец не в силах выполнить его пожелания. Правильный ход со стороны исполнителя — предложить что-то положительное:
«К сожалению, за покупку телефона мы не дарим второй смартфон, это не установлено правилами компании. Однако на следующую покупку в нашем магазине у вас есть скидка 15%, которая действует год».
Если клиент просит невозможное, оставляйте за собой итоговое решение.
Клиенту нужны в продукте свойства, которых там нет
«У меня на даче участок зарос сильно, ваша газонокосилка справится с высокой густой травой?»
Источник: dzen.ru