Информационные технологии являются средством, а не методом обучения. Объем и характер применения информационных технологий в учебном процессе в существенной степени зависит от выбранной модели образования.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старыгина А. М.
Роль знаний и интеллектуальной обучающей среды в создании и сохранении компетенций специалистов быстрорастущих компаний
Использование современных информационных технологий в системе непрерывного образования
Проектирование информационно-компьютерной подготовки бакалавров технологического направления
Информационные технологии, их классификация, использование в обучении, проектирование и сопровождение
Информационно-коммуникативные технологии как способ интенсификации образовательного процесса бакалавров в технологическом университете
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Information technologies in the sphere of business education
Information technologies can be defined as means, not a training method. The volume and character of application of information technologies in educational process in essential extent depends on the chosen model of education.
9. Чему мы научились в курсе «Информационные технологии в образовании»
Текст научной работы на тему «Информационные технологии в сфере бизнес-образования»
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ
кандидат экономических наук, доцент, Северо-Кавказской академии государственной службы,
Информационные технологии являются средством, а не методом обучения. Объем и характер применения информационных технологий в учебном процессе в существенной степени зависит от выбранной модели образования.
Ключевые слова: информационные технологии; информационное общество; бизнес-образование.
Information technologies can be defined as means, not a training method. The volume and character of application
of information technologies in educational process in essential extent depends on the chosen model of education.
Keywords: information technologies; information society; business-education.
Коды классификатора JEL: D83, I23, L86.
Формирование информационного общества, развитие информациональной (по определению М. Кастельса [1]), сетевой и глобальной экономики, фундаментальные изменения в жизни людей породили вопросы, над которыми в настоящее время задумываются все экономические агенты, связанные с бизнес-образованием. Суть этих вопросов заключается в том, должны ли мы менять облик образовательного учреждения с помощью новых информационных технологий, нужно ли применять эти технологии в преподавании менеджмента и других дисциплин бизнес-образования.
Изменение роли информации и превращение ее в стратегический ресурс, трансформация новых информационных технологий в главенствующие технологии современной экономики дают основания предполагать, что эти свойства связаны со способностями менеджеров применять информационные технологии в личной работе, руководить развитием информационных систем организации, использовать информационные технологии для получения конкурентных преимуществ.
Как технологии меняют образование? ЭтоИзи
Бизнес-образование является относительно новой для России образовательной деятельностью, осуществляемой государственными и негосударственными образовательными учреждениями, отчасти в рамках классического вузовского образования, а в основном — в бизнес-школах, реализующих различные «короткие» и «длинные» программы. Эта образовательная деятельность направлена на формирование принципиально новых специалистов и поэтому ориентирована не только на передачу требуемых знаний и выработку умений у студентов в условиях фундаментального пересмотра представлений о механизмах функционирования экономики, но и формирования у них системы ценностей и убеждений адекватных реалиям рыночной экономики.
Деятельность учебного заведения может быть рассмотрена в трех аспектах: обучение, исследования, взаимоотношения с заказчиками и потребителями образовательных услуг. В этой связи рыночная среда образовательного учреждения формируется, по крайней мере, на трех рынках. Это рынок преподавателей, рынок студентов и рынок корпоративной поддержки. На этих рынках происходит борьба за лучших преподавателей, за деньги студентов и внимание компаний. В силу специфичности миссии образовательных учреждений, реализующих бизнес-образование, для них особенно актуальна задача расширения набора форм профессионального образования и изменения технологии процесса обучения, разработки и использования современных технологий обучения.
Это связано с рядом следующих факторов:
1. Бизнес-образование должно быть эффективным в отношении фактора времени. Время на профессиональную подготовку и переподготовку и с позиции конкретного студента ограничено и со стороны государства — народному хозяйству уже сейчас на всех уровнях управления требуются профессионалы. К тому же обучение должно опережать потребности практики. В области переподготовки кадров условия еще жестче, так как здесь мы имеем дело с работающими людьми, которым надо перераспределить рабочее время так, чтобы нашлось место для учебы. Возникает потребность в гибкой организации учебного процесса в условиях применения активных форм проведения занятий.
2. В России постепенно, как и во всем мире, в сфере бизнеса растет спрос на бизнес-образование. Потребность в обучении возникает все у большего количества людей, нуждающихся в подготовке или переподготовке. Необходимо быстро получать новые знания в глобальной экономике, основанной на знаниях. Речь идет о непрерывном образовании, или образовании на протяжении всей жизни.
При этом существует необходимость качественного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей людей в любой точке России. Прагматичный взгляд на бизнес-образование клиентов, ожидающих прямой отдачи от него, требует формирования специфических методов обучения, особых программ и учебных материалов, особого распределения в них акцентов между навыками, умениями, знанием и поведением.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
4. В образовании с нарастанием конкуренции происходит настоящая революция. В этом секторе видны все признаки индустриального изменения структуры: появляются новые участники, оказывается экстремальное давление на традиционных конкурентов, происходят слияния компаний, появляются новые организационные формы, критики кричат об изменениях, а старые методы оспариваются технологией. Хотя в некоторых странах государственные системы образования защищают колледжи и университеты от давления конкуренции, все нарастающее число мобильных студентов мигрируют физически и фактически к учреждениям, которые могут обеспечить самую лучшую их подготовку к профессиональной карьере [3, 4].
5. Большинство учебных заведений в сфере бизнес-образования сталкивается с проблемой финансирования своей деятельности, с необходимостью сокращения своих расходов, в том числе за счет сокращения числа преподавателей и вспомогательного персонала, либо за счет уменьшения фонда оплаты труда. Учебные заведения должны увеличить эффективность предоставления образовательных услуг и снизить расходы на подготовку специалистов или вводить большую плату за обучение, покрывающую недостаток финансирования.
Это ведет к увеличению и без того достаточно высокой стоимости обучения, при том, что очевидна ограниченность денежных средств у предприятий и слушателей на обучение. Вместе с тем возрастает платежеспособность, а с ней и требования к качеству и эффективности образовательного процесса. Многие будут стремиться к получению образования без отрыва от основной деятельности. Все это требует изменения характера основной деятельности образовательных учреждений, особенно в части образовательных технологий. Нужны технологии, реализующие «другой взгляд» на образование.
6. Образовательные учреждения заняты подготовкой специалистов, которые будут работать в такой среде, которую ранее не могли себе даже представить: глобальные объединенные организации; сети, доступные в любой точке; быстрая связь; широкомасштабное производство и электронная коммерция; аутсорсинг и т.п. Это такая среда, в которой могут выжить только гибкие и адаптивные личности и группы. Образовательные технологии должны быть адекватны этой среде. Национальная доктрина образования в Российской Федерации предусматривает, что система образования призвана обеспечить развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании. Требуются технологии обучения, обеспечивающие его индивидуализацию, гибкость, интерактивность.
7. Формирование современных образовательных технологий осуществляется на фоне возрастания роли новых информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности, развития телекоммуникационных систем связи, программного обеспечения ЭВМ, относительного удешевления аппаратных и программных средств, обеспечивающего их доступность и распространение. Поэтому, хотя и подразумевается, что методы обучения должны соотноситься с его целями, однако в настоящее время имеется общее понимание того, что основу новых технологий образования должны составить именно информационные технологии, их средства: компьютерная, аудио- и видеотехника.
Вновь создаваемые образовательные учреждения стоят перед выбором: будут ли они лишь наблюдателями стремительных изменений на сцене развития технологий или станут участниками поиска новых направлений? Если выбор падает на последнюю альтернативу, лидеры могут попробовать широкий спектр методов, некоторые из которых должны быть не слишком дорогими. Требования к образовательной системе, развитие технического прогресса оказывают сильное влияние на современные учреждения бизнес-образования и определяют две задачи для образовательной системы в целом и для каждого образовательного учреждения:
необходимость развития и трансформации существующих и порождения новых форм и технологий профессионального образования. К настоящему времени сложилась общее понимание того, что основу новых технологий образования должны составить средства информатики: компьютерная, аудио- и видеотехника;
формирование адекватной современным условиям системы управления образовательной организацией и процессом обучения.
Первая задача связана с формированием некоторой философии образования, а затем и средств ее практического воплощения, позволяющих построить адекватную современную образовательную среду, основанную на множестве современных технологий и методов обучения, усиливающих возможности преподавателя и предоставляющих студентам требуемые формы и ресурсы для обучения. Вторая — с разработкой принципов и методов, стратегии и тактики управления информационной системой образовательной организации.
Информационные технологии — это система методов и способов сбора передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации на основе применения технических средств. Каждая из перечисленных фаз преобразования и использования информации реализуется с помощью специфической технологии. В этом смысле можно говорить об информационной технологии как совокупности технологий — технологии сбора информации, технологии передачи информации и т.д.
Конкретная информационная технология для своей реализации предполагает существование комплекса соответствующих технических средств, реализующих информационный процесс и системы управления этим комплексом технических средств (как правило, это программные средства и организационно-методическое обеспечение, увязывающее действия персонала и технических средств в единый технологический процесс).
Поскольку существенную часть технических средств для реализации информационных технологий занимают средства компьютерной техники, то часто под информационными технологиями, особенно под новыми информационными технологиями, понимаются компьютерные информационные технологии.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ
Когда говорят о применении информационных технологий в образовании, в том числе и бизнес-образовании, то подразумевают использование этих технологий в трех направлениях: собственно в учебном процессе, для управления учебным процессом, и для управления учебным заведением.
Применение информационных технологий в процессе обучения предполагает определенную компьютерную грамотность преподавателей и студентов, освоение современным человеком некоторой информационной культуры. Такая культура должна обеспечиваться и формироваться, с одной стороны, системой образования в области информационных технологий от школы до вуза, а в другой — постоянной переподготовкой и повышением квалификации в цикле непрерывного образования.
Под технологией обучения понимается способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему норм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение поставленных дидактических целей. Технология обучения выступает как система материальных (технические средства) и идеальных (научные знания: теории и принципы обучения; педагогический и человеческий опыт; способы обеспечения необходимых процедур для проектирования практики обучения) средств, используемых в обучении, и как способ функционирования этой системы [2].
Метод обучения — это дидактическая категория, дающая теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся для достижения целей обучения. Содержание обучения — это состав, структура и материал учебной информации, а также комплекс задач, заданий и упражнений, предлагаемых студентам, для формирования профессиональных навыков и умений, способствующих накоплению первоначального опыта трудовой деятельности.
Информационная технология обучения — совокупность средств организационно-методического, информационного обеспечения, математического, программного и технического, предоставляемых преподавателям для решения задач обучения. Это автоматизированная обучающая система, которая включает в себя дидактические, методические и информационносправочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Любая такая система обеспечивает индивидуализацию обучения, интерактивность (активность формы обучения для студента), управляемость процесса обучения.
При разработке дидактических вопросов возникают задачи определения общих и частных методических целей обучения предмету, отбора и структурирования содержания учебного предмета, выбора методов и средств обучения, построения единой системы контроля, выбора оптимального состава комплекса технических средств для обучения данному учебному предмету.
Информационные технологии являются средством, а не методом обучения. Объем и характер их применения в учебном процессе (от поддержки работы преподавателя до формирования с помощью информационных технологий виртуальных сред обучения) в существенной степени зависит от выбранной модели образования. Поэтому, можно выделить три типа моделей реализации образования: традиционную модель (преподавательская), дистанционную модель (методы гибкого обучения) и постиндустриальную модель.
1. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.
2. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 2010.
3. Grant Т. Technology at the Service of Learning (Технология на службе образования) Переосмысление развития сферы управления в новой Европе. Люксембург: Служба официальных публикаций ЕС, 1997.
4. Grant Т., Ehrmann S.C. Asking the Right Questions, What Does Research Tell Us about Technology and Higher Learning? // Change. 1995. March/April.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3
Источник: cyberleninka.ru
Информационная технология управления
Информационные технологии в образовании
- методологический;
- экономический;
- технический;
- технологический;
- методический.
- Информационная перегрузка — это реальность. Избыток данных служит причиной снижения качества мышления прежде всего среди образованных членов современного общества;
- Внедрение современных информационных технологий целесообразно в том случае, если это позволяет создать дополнительные возможности в следующих направлениях:
- доступ к большому объему учебной информации;
- образная наглядная форма представления изучаемого материала;
- поддержка активных методов обучения;
- возможность вложенного модульного представления информации.
- целесообразность представления учебного материала;
- достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;
- многослойность представления учебного материала по уровню сложности;
- своевременность и полнота контрольных вопросов и тестов;
- протоколирование действий во время работы;
- интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом;
- наличие в каждом предмете основной, инвариантной и вариативной частей, которые могут корректироваться.
- большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;
- возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;
- регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;
- самоконтроля;
- доступа к ранее недосягаемым образовательным ресурсам российского и мирового уровня;
- поддержки активных методов обучения;
- образной наглядной формы представления изучаемого материала;
- модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;
- развития самостоятельного обучения.
- психобиологические, влияющие на физическое и психологическое состояние учащегося, и, в том числе, формирующие мировоззрение, чуждое национальным интересам страны;
- культурные, угрожающие самобытности обучаемых;
- социально-экономические, создающие неравные возможности получения качественного образования;
- политические, способствующие разрушению гражданского общества в национальных государствах;
- этические и правовые, приводящие к бесконтрольному копированию и использованию чужой интеллектуальной собственности.
- целесообразность представления учебного материала;
- достаточность, наглядность, полнота, современность и структурированность учебного материала;
- многослойность представления учебного материала по уровню сложности;
- своевременность и полнота контрольных вопросов;
- протоколирование действий во время работы;
- интерактивность, возможность выбора режима работы с учебным материалом.
- Компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой:
- компьютерные учебники, предназначенные для формирования новых знаний и навыков;
- диагностические или тестовые системы, предназначенные для диагностирования, оценивания и проверки знаний, способностей и умений;
- тренажеры и имитационные программы, представляющие тот или иной аспект реальности, отражающие его основные структурные и функциональные характеристики и предназначенные для формирования практических навыков;
- лабораторные комплексы, в основе которых лежат моделирующие программы, предоставляющие в распоряжение обучаемого возможности использования математической модели для исследования определенной реальности;
- экспертные системы, предназначенные для обучения навыкам принятия решений на основе накопленного опыта и знаний;
- базы данных и базы знаний по различным областям, обеспечивающие доступ к накопленным знаниям;
- прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (об работку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации и др.).
- Учебники, представляющие собой текстовое изложение материала с большим числом иллюстраций, которые могут быть установлены на сервере и переданы через сеть на домашний компьютер. При ограниченном количестве материала такой учебник может быть реализован в прямом доступе пользователя к серверу.
- Учебники с высокой динамикой иллюстративного материала, выполненные на CD-ROM. Наряду с основным материалом они содержат средства интерактивного доступа, анимации и мультипликации, а также видеоизображения, в динамике демонстрирующие принципы и способы реализации отдельных процессов и явлений. Такие учебники могут иметь не только образовательное, но и художественное назначение. Огромный объем памяти носителя информации позволяет реализовывать на одном оптическом диске энциклопедию, справочник, путеводитель и т.д.
- Современные компьютерные обучающие системы для проведения учебно-исследовательских работ. Они реализуют моделирование как процессов, так и явлений, т.е. создают новую учебную компьютерную среду, в которой обучаемый является активным участником и может сам вести учебный процесс.
- Системы виртуальной реальности, в которых учащийся становится участником компьютерной модели, отображающей окружающий мир. Для грамотного использования мультимедиа-продуктов этого типа крайне важно изучение их психологических особенностей и негативных воздействий на обучаемого.
- Системы дистанционного обучения. В сложных социально-экономических условиях дистанционное образование становится особенно актуальным для отдаленных регионов, для людей с малой подвижностью, а также при самообразовании и самостоятельной работе учащихся. Эффективная реализация дистанционного обучения возможна лишь при целенаправленной программе создания высококачественных мультимедиа-продуктов учебного назначения по фундаментальным, естественнонаучным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Это требует значительных финансовых средств и пока не окупается на коммерческой основе, необходимы существенные бюджетные ассигнования в эту область. Реализация такой программы позволит по-новому организовать учебный процесс, увеличив нагрузку на самостоятельную работу обучаемого.
Источник: studfile.net