Статья посвящена анализу формальных и неформальных институтов и их роли в обеспечении устойчивого развития экономики. Рассмотрены институциональные факторы, обеспечивающие эффективность корпоративного управления. Определены роли формальных и неформальных институтов в формировании доверительных отношений между всеми участниками бизнеса и обеспечении инвестиционной привлекательности, высокой деловой репутации, позитивного имиджа компании. Выявлены функции неформальных институтов, которые формируют культурные и этические нормы ведения бизнеса. Предложены рекомендации по формированию института саморегулируемой организации в России.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНЫЕ НОРМЫ, НЕФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ, НЕФОРМАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, ФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ, РЫНОК, НЕ ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
Текст научной работы
В настоящее время появилась большая значимость неформальных институтов, это ярко отражается в культуре, морали, менталитете, чувствах, народных обычаях и традициях, этических принципах, а также в системе отношений, связанных с экономикой.
Как международные финансовые институты влияют на развитие бизнеса (ЛБ)
Система неформальных институтов — это система основополагающих ценностей, которые формируют духовную основу цивилизации. Несмотря на глобализацию, каждое государство — это отдельный организм, который имеет индивидуальные особенности, такие как географическое положение, климат, деятельность, различные этические норм, привычки, сочетание традиций и разных религий и т. д. Из всего этого следует, что общество -это целый организм, который можно лицезреть в полном объеме лишь когда происходит единение всех составных элементов, не отрывающих экономическое движение от этнического, а культуру — от экономики.
Отсутствие неформальных институтов, которые объединяют общество и создают основу для реализации общих интересов, может привести к разделению, засилью идеологии потребительства, индивидуализма, культа богатства, в результате чего в современной России увеличивается инфляция, экономические нужды, и появляются уродливые формы их реализации.
Институциональное регулирование не ограничивается только созданием формальных институтов. Регулирование должно влиять на образование новых, изменение существующих и уничтожение устаревших неформальных институтов.
К главной задаче институционального регулирования относится сочетание неформальных и формальных институтов. Взаимодействие неформальных и формальных институтов, как уже отмечалось, обычно происходит по нескольким различным сценариям. На мой взгляд, важными среди них являются следующие.
- Формальные институты появляются из неформальных, они превращаются из существующих в обществе неформальных привычек, правил и традиций. Именно таким образом происходит превращение неформальных институтов в формальные.
- Создание формальных институтов, которые должны способствовать формированию неформальных правил, установок. Важно, если новые формальные правила удачно вписываются в уже имеющую место быть в нашей стране структуру неформальных институтов.
- Существуют неформальные институты и формальные нормы в параллели, которые могут вызывать постоянные противоречия и является ограничивающим прогресс фактором в развитии российской экономики.
- Насильственное принуждение к использованию неформальных институтов, запрещение и подавление неформальных институтов могут приводить к образованию внутренних противоречий в экономике страны в частности и в обществе в целом, что в итоге имеет вероятность превратиться в социальный взрыв или даже в полный крах системы.
- Устройство новых формальных институтов к неформальным, постепенное внедрение новых институтов, часто сохраняя старые формы.
Роль неформальных институтов, их взаимодействие с формальными институтами является чрезвычайно важным для экономики Российской Федерации. Есть проблема взаимного соответствия между неформальных институтов, сложившихся в рамках экономического сообщества формальными правилами, которые устанавливаются Правительством.
ДИПЛОМ не нужен! Как высшее образование отнимает деньги и успех? | Секрет миллиардера
Формальные экономические институты должны соответствовать и поддерживаться неформальные практики, присущие экономической среде. Если формальные и неформальные правила находятся в конфликте, то надо или отменить формальные правила, или адаптировать их неформальными институтами с целью влияния на последних дальнейшими изменениями в соответствии с общим институциональным интересом.
Институциональное регулирование экономической деятельности должно создать институциональные рамки, во избежание параллельного действия и конфликтов формальных и неформальных институтов в различных направлениях. Это приводит к нестабильности экономической системы, переходу в теневую экономику, появлению коррупции и преступности. Примерно в то же время могут возникнуть неприемлемые последствия институционального регулирования, основанные на установлении формальных правил, которые противоречат неформальным порядкам, способу мышления, существующим в экономическом сообществе.
На мой взгляд, можно выделить две большие группы неформальных институтов в экономической среде.
- Неформальные институты, которые являются специфическими для экономического сообщества, отражающие особенности экономической деятельности (внутренних институтов).
- Неформальные институты в экономической сфере, имеющими связь с историческими, национальными и другими особенностями, которые существуют в каждой конкретной стране. Они находятся под влиянием традиций, обычаев, привычек, менталитета, психологии и менталитета его населения, бизнеса, торгово-экономических работников (внешних институтов).
Сегодня в Российской экономической системе приобретают силы неформальные институты, нацеленные чаще всего на исполнение узких частных экономических интересов (таких как коррупция, спекуляция и ее формы: взятки, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями и т. д.). В конкретном случае, цель институционального регулирования — это ослабление таких правил поведения. С другой стороны, находятся в забытом, полуразрушенном состоянии такие правила, создающие условия для исполнения общих интересов, направленные на повышение благосостояние общества путем удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов в экономических продуктах и услугах (экономическая культура, деловая этика, экономические знания населения, национальные и религиозные ценности). В данном случае, цель институционального управления — это создание и трансформация этих правил в значимо- социальные экономические институты.
Присутствующие в современном обществе в России неформальные институты не способны выполнять функции институционального регулирования экономической деятельности. Это значит, что они не способны создавать такие правила и порядок, обеспечивающие реализацию общих институциональных интересов и в то же время создавая условия для развития хозяйственной деятельности. Кроме того, они очень агрессивны, например, институт коррупции. Мы считаем, что коррупция — общественный институт, ведь многие граждане смирились с коррупцией и воспринимают ее уже стереотипом поведения: для них это повседневные, привычные, само собой разумеющиеся, и в некоторых случаях необходимые действия.
Коррупция как институт помогает снижению транзакционных издержек для участников сделки: помогает экономить ресурсы на поиск информации, ведение переговоров, уменьшает неопределенность, гарантируя заранее положительный результат для участников сделки. Если неофициальные затраты по сделке являются менее формальными, и в результате обслуживание — лучше, быстрее и не обладает высокой карательной функцией риска, то сбегание из легального экономического становится неизбежным. Соответственно, неформальные нормы позволяют или действовать на периферии экономической системы и регулируют те вопросы, где нет консенсуса или заменять закон, который противоречит деловой практике.
По своей сути, коррупция, становится альтернативой морали и праву. Она активно воздействует на личные взгляды и общественное сознание, способствует формированию выгодных морально-нравственных установок, определяющих нравственный климат и правовую культуру в обществе, снижает, в конечном итоге, мораль и право монополизации регулирования общественными отношениями.
Сегодня основные направления совершенствования формальных правил и институтов по предупреждению коррупции в экономической сфере это: развитие Института кураторства; развитие регулятивных мер для повышения ответственности советов директоров кредитных организаций; подходы, разработанные ведущими международными организациями по борьбе с коррупцией и отмыванием доходов, которые были получены преступным путем; обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, а также прозрачности структуры собственности и др.
Среди неформальных институтов, заслуживает особого внимания экономическая культура. Она является самым важным институтом для развития которой потребуется связь времен и передача из поколения в поколение.
Культура определяет ценности, правила поведения и нормы всех субъектов, тем самым выполняя латентную функцию мотивации и стабилизации. Как таковое, ее можно рассматривать нематериальным ресурсом для экономического развития.
Влияние экономической культуры на развитие экономики определяется тем, что люди усвоили стереотипы этой культуры и экономических традиций, ценностей и норм поведения, воплощенных в экономических действиях. В России, развитие экономической культуры является противоречивым, а иногда и неблагополучным, через разрушение старой культуры, разрыв поколений и попытки начать все с нуля.
К особенно важным элементам экономической культуры можно отнести экономические знания. Экономические знания в современности начинают играть все более возрастающую роль, именно они помогают в осмыслении, анализе поступающей из разных источников информации для того, чтобы можно было принять взвешенные и эффективные решения, легче адаптироваться в новых условиях. Благодаря им предоставляется большая свобода действий и, как следствие, повышается конкурентоспособность индивида.
Правительство России анонсировало разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Цель программы — повышение информированности и компетентности пользователей финансовыми услугами. Когда люди умеют соразмерить риск и доходность, хорошо информированы о существующих законах, имеют привычку читать договоры, которые подписывают, имеют навыки долгосрочного финансового планирования, предпочитая жить не одним днем, как раньше, то такие пользователи финансовых услуг уже не могут оказаться легкой добычей паники. Это явно облегчило бы ситуацию на финансовых рынках, и только ее улучшило.
Именно таким образом, результатом государственной политики становится постепенное формирование новых неформальных институтов.
Осознание может придать дополнительные силы для преодоления препятствий, чем грамотнее в финансовых вопросах будут люди, чем четче они будут понимать, что делают и что происходит, тем быстрее и эффективнее будет происходить адаптация ко всему новому. Рекомендуется для проведения крупномасштабных, комплексных и долгосрочных программ информирования населения о деятельности хозяйства, активный сбор и анализ полученной от общественности информации, поддержание постоянного взаимовыгодного диалога.
Наиболее эффективными являются возможности, предоставляемые СМИ, особенно на телевидении и радио. Публичные выступления экономического диалога в прямом эфире, круглые столы, онлайн-опросы, разнообразные темы и жанры общения и публикаций помогают объективно взглянуть на деятельность экономики и пересмотреть какие-то надуманные моменты в своих представлениях.
Таким образом, рынок требует наличия неписаных правил, и такие нравственные убеждения, как надежность, порядочность, солидарность. Чем выше уровень, культивируемых на рынке моральных ценностей, тем меньше необходимость для вмешательства государства.
Формирование неформальных правил поведения в экономике, которые бы направляли деятельность своих субъектов в общий институциональный интерес, конечно, длительный процесс. Это требует изменения взглядов, традиций, поведения экономических субъектов, их образ мышления. Для создания таких неформальных институтов, возможно, потребуется жизнь не одного поколения. От ее решения зависит эффективность функционирования формальных институтов, созданных государством в процессе институционального регулирования.
Проблемы обеспечения финансовой устойчивости предприятия в современных условиях
- Невинчанная С.Г.
Оборотные средства: виды, классификации, оборачиваемость
- Пономарева Д.В.
Бедность в странах с различным уровнем экономического развития
- Зиннатуллина Э.В.
Источник: novainfo.ru
Предпринимательство и институты. Быть или не быть предпринимателем? Как институты влияют на принятие решений.
В современном мире предпринимательство играет важную роль в секторе экономики, точно также, как и институты оказывают существенное воздействие на развитие предпринимательства. Институты определяют правила, которые соблюдаются индивидами. Но все же, предпринимательство как вид деятельности в настоящее время носит спорный характер. Связано это с возможными рисковыми ситуациями и нестабильностью экономического результата.
Отсюда следует вопрос быть или не быть предпринимателем, если данный вид деятельности находится под влиянием институциональной среды.
Для того, чтобы ответить на вопрос обратимся к тексту Александровой Е. А. и Верховской О. Р. «Мотивация предпринимательской активности: роль институциональной среды». В статье авторы рассматривают как институциональные особенности влияют на уровень предпринимательской активности и отмечают, что основными факторами институциональной среды являются регулятивные, нормативные и когнитивные факторы [1].
При создании бизнеса предприниматель сталкивается с рядом барьеров. Количество проведенных процедур и затраты на создание бизнеса обязывают предпринимателя идти на риски, что оказывает негативное влияние. Однако, внедрение программ поддержки предпринимательства государством увеличивает мотивацию предпринимателей.
Институт налогообложения производит отпугивающее действие на потенциального предпринимателя, в связи с высокими платежами. Соответственно, существует возможность перехода предпринимателя в неформальную экономику.
Aidis, R., Estrin, S., Mickiewicz, T. своем исследовании утверждает, что важным показателем институциональной слабости является коррупция [2]. Действительно, распространенное явление коррупции как экономического института для предпринимателей влечет за собой увеличение затрат. Здесь конкретно можно разделить предпринимателей на две группы. Наиболее замотивированные в получении результата не станут обращать внимание на возможность возникновения дополнительных платежей и наоборот, тех, кто рассматривает предпринимательство как единый способ заработка данный момент отпугнет в большей степени.
То, как относится к возможным рискам предприниматель оценивает его как личность. Страх провала в бизнесе и возможных потерь находится под влиянием институциональной среды, так как данный фактор немало зависит от того, насколько доступны составляющие бизнес-процесса. Институт образования влияет на принятие решений предпринимателя в том случае, если создание бизнеса требует определенных знаний и навыков в рассматриваемой области.
Подтверждение представленным аргументам находится в исследовании Li H., Zhang Y. Авторы утверждают, что «в контексте развивающихся рынков регулятивная среда, включая процесс регистрации компании, временные и финансовые издержки для выполнения административных требований, налоговые правила и т. п. препятствуют развитию бизнеса, что требует активной предпринимательской стратегической позиции» [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что институты прямо воздействуют на принятие решения в предпринимательской деятельности. Некоторые оказывают отрицательное влияние, но существуют и положительные тенденции развития. Без анализа влияния всех возможных факторов на бизнес и изучения последствий не целесообразным будет принимать решение становиться предпринимателем. Для оценки возможностей открытия бизнеса в качестве базовых показателей можно использовать статистические данные.
Список использованных источников
1 Александрова Е.А., Верховская О.Р. Мотивация предпринимательской активности: роль институциональной среды. Вестник СПбГУ. Сер. 8. Менеджмент.
2016. Вып. 3. C. 107-138.
2 Aidis, R., Estrin, S., Mickiewicz, T., 2008. Institutions and entrepreneurship development in Russia: a comparative perspective. Journal of Business Venturing 23 (6), 656–672.
3 Li H., Zhang Y. (2007) The role of managers’ political networking and functional experience in new venture performance: Evidence from China’s transition economy // Strategic Management Journal. Vol. 28. № 8. Р. 791–804.
Источник: anastasiyalizan.wordpress.com
Роль институтов в экономическом росте современной России
На протяжении восьми лет двадцатого столетия российская экономика развивалась устойчиво высокими темпами. Создавалась иллюзия об экономическом благополучии и политической стабильности страны. Но бум экономического развития не мог продолжаться бесконечно и Россия, как и все другие страны, попала в сети мирового экономического кризиса, так как в основе российских успехов лежали такие неустойчивые факторы, как высокие цены на энергоресурсы и наличие дешевых денег на мировых финансовых рынках. Институциональная среда, которая должна создавать устойчивую основу для экономического роста, на данном этапе находится в весьма в неразвитом состоянии. Российские институты, как экономические, так и политические просто не способны смягчить и корректировать последствия экономического кризиса.
В нынешней кризисной ситуации перед правительством России стоит стратегическая задача создания условий для осуществления коренных структурных реформ, позволяющих ослабить зависимость социально-экономического развития страны от мировой конъюнктуры на топливно-сырьевые ресурсы. Для ее решения необходимо уменьшить зависимость российской экономики от динамики наиболее развитых стран мира. В этих целях, в первую очередь, необходимо формирование механизмов стимулирования внутреннего спроса и повышение его роли в обеспечении динамичного развития российской экономики и проведение глубоких институциональных реформ в экономической, политической и социальной областях.
С точки зрения институциональной школы категория «экономический рост» является более широким понятием по сравнению с другими школами, охватывающим не только вопросы традиционной экономической науки, но и широкий круг проблем, включающий социальные, институциональные, политические и организационные преобразования, необходимые для обеспечения устойчивого роста и качественного улучшения условий жизни населения страны.
Эффективность институтов определяют уровень затрат на ведения бизнеса, привлекательность участия в бизнесе для частных инвесторов, инвестиционную активность в стране, уровень и качество конкуренции на рынках, и следовательно влияют на темпы экономического роста в стране.
Неэффективность государственных институтов нашей страны, в первую очередь, связано с изобилием природных ресурсов, а именно нефтяных ресурсов, так как «связь между институтами и ресурсным изобилием должна быть положительной либо отсутствовать для стран с хорошими институтами; если же качество институтов ниже определенного порога, то большая добыча нефти на душу должна ассоциироваться с более высоким уровнем коррупции, менее эффективным управлением» [1, с. 13]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что наличие легких дополнительных источников дохода позволяют отложить решение наиболее важных фундаментальных проблем развития общества, в том числе и институтов. Неэффективная государственная система не в состоянии эффективно использовать высокие доходы от продажи нефти, что является препятствием для перехода к инновационному типу экономического роста.
Вместе с этим существует еще одна проблема – «богатые агенты», которые располагают достаточным объемом политической власти, могут злоупотреблять определенными институтами для извлечения собственной выгоды, что является нецелым использованием института. И если такое явление принимает широкие масштабы, то способность института выполнять свою функцию утрачивается, и в этом случае институт не вносит ожидаемый вклад в экономическое развитие [2, с. 28].
Если рассматривать индексы качества институциональной среды, публикуемые различными организациями, то они дают оценку динамики качества институтов России ощутимо отстающую от экономически развитых стран. Как показывает анализ рост, который наблюдался в стране до кризиса, сопровождался не качественными изменениями.
Таким образом, в настоящее время институциональные реформы в России невозможно реализовать, так как страна находится в сети институциональных ловушек – неэффективных, но устойчивых институтов, или норм поведения. Они возникают вследствие высоких издержек для совершения действий, необходимых для изменения институтов. Для преодоления институциональной ловушки необходимо увеличить трансакционные издержки данной нормы, вследствие чего произойдет отказ от его использования, или нужно уменьшить трансакционные издержки альтернативной ей нормы и (или) трансформационные издержки перехода от одной норме к другой.
Инвестирование институциональных изменений пока не воспринимаются обществом серьезно, так как до сих пор под инвестициями понимали капиталовложения в производственные объекты. Появление новых институтов требует роста денежной массы или скорости оборота денег. Если при формировании нового института политика государства направлена на сокращение денежной массы в экономике и торможение скорости денежного оборота происходит явление «схлопывания» качественных параметров этих вновь образованных институтов, поскольку монетарное обеспечение недостаточно для их эффективной работы [3, с. 61].
Таким образом, развитие институтов составляет качественное ядро долгосрочного экономического роста. Между экономическим ростом и институтами существует двусторонняя связь: высокий уровень развития институтов содействует экономическому росту, в то время как, экономический рост ускоряет развитие институтов, то есть политика стимулирования экономического роста при постепенном улучшении институтов может привести к успешной модернизации.
1. Полтерович В., Попов А., Тонис А. Механизмы «ресурсного проклятия» и экономическая политика. // Вопросы экономики. – 2007. — №6. – С. 13
2. Полищук А., Неценовой использование институтов: причины и следствия. // Вопросы экономики. – 2008. — №8. – С.28-31.
3. Фрейкман Л., Дашкеев В. Россия в 2007 году: риски замедления экономического роста на фоне сохраняющейся инстстуциональной стагнации // Вопросы экономики. – 2008. — №4. – С. 75-76.
4. Сухарев О.С. Дисфункциональный анализ в институциональной теории экономического роста. // Журнал экономической теории. – 2004. — №1. – С.61.
Источник: be5.biz