Аннотация:Статья посвящена анализу государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Китае. В статье обозначено состояние китайского малого и среднего предпринимательства, а также рассмотрены основные направления его государственной поддержки.
Актуальность данного вопроса обуславливается тем, что роль МСП в мировой экономике возрастает. Так, в развитых странах доля малого и среднего бизнеса составляет более 50%. Вот почему поддержка данных компаний необходима для успешного развития национальных экономик.
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы «Исследования в области промышленного развития» под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории «Экономическая дипломатия» Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Харакоз Ю.К., кафедра «Мировой экономики», Дипломатическая академия МИД России.
Малый бизнес в Китае: Поддержка бизнеса государством через налоговые льготы
Abstract:The article is devoted to the analysis of state support for small and medium-sized businesses in China. The article outlines the state of Chinese small and medium-sized businesses, as well as the main directions of its government support.
The relevance of this issue is due to the fact that the role of SMEs in the global economy is increasing. Thus, in developed countries, the share of small and medium-sized businesses is more than 50%. That is why the support of these companies is necessary for the successful development of national economies.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions «Research in the field of industrial development» under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory «Economic Diplomacy» in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor J.K. Kharakoz, Department «World Economy», Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова:Китай, малый и средний бизнес, финансирование, государственная поддержка
Keywords:China, small and medium-sized business, financing, government support
Введение
Пандемия COVID-19 значительно повлияла на экономику. Снижение спроса на ряд продуктов и услуг, сбои цепочек поставок, карантин, всё это оказало влияние на мировую экономику. В 2022 году малый и средний бизнес в производственном секторе столкнулся с высокими затратами, например, на такое сырье, как железная руда и медь, которые взлетели до рекордных максимумов. Энергетический кризис и рост цен на электроэнергию также влияют на производство малых и средних предприятий (МСП). Хаос в мировой судоходной отрасли, вызванный перегруженностью портов и растущими ставками фрахта, также создает проблемы для МСП, что приводит к снижению прибыли и задержке заказов.
Согласно данным Всемирного Банка, в 2019 году рост мирового ВВП составил лишь 2.6%, а уже в 2020 году сократился на 3.1%. Как результат, многие предприятия столкнулись с резким падением доходов, а также с высокой инфляцией, что, в свою очередь, повысило и их издержки. Вот почему для сохранения бизнеса компании использовали различные способы финансирования. Многие страны по всему миру запустили пакеты мер по восстановлению и усилили государственную поддержку предприятий. И уже в 2021 году рост мирового ВВП составил 5.9%.
В 2022 году из-за украинского кризиса мировая экономика столкнулась с рядом новых проблем. Рост мирового ВВП был 2.9%, а прогноз Всемирного Банка на 2023 год обозначил рост лишь в 3.1%. В докладе Всемирного Банка «Перспективы мировой экономики» также было отмечено, что появление нового кризиса либо же обострение нынешних может ввергнуть мировую экономику в затяжную рецессию.
Экономика Китая также пострадала в последние годы. Тем не менее несмотря на сокращение ВВП в 2019-2020 годах, уже в первой половине 2021 года ВВП вырос на рекордные 18,3%, к концу года составив 8,1%, по данным Национального бюро статистики, в 2022 – 3%.
Рисунок 1. Рост ВВП Китая в % в период с 2018 по 2022 года
Составлено автором по данным Национального Бюро Статистики КНР
Стоит учитывать роль малого и среднего предпринимательства (МСП) в экономике КНР.
Количество МСП быстро растет: если в 1990-х годах появилось более миллиона частных малых и средних предприятий, то спустя уже 10 лет их число резко возросло и превзошло количество европейских и американских вместе взятых. В 2020 году в Китае насчитывалось более 140 миллионов малых и средних предприятий и самозанятых. В целом на МСП приходится более 60% общего ВВП страны, 50% налоговых поступлений, 79% создания рабочих мест и 68% экспорта. Вот почему для преодоления кризисов государству необходимо создавать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса.
Методологическая основа исследования
В данной работе использовались общенаучные методы исследования, такие как методы системного анализа и синтеза, метод сравнений и аналогий, метод обобщений.
Основная часть исследования
Классификация бизнеса как малого или среднего в Китае основана на количестве сотрудников и годовом доходе бизнеса. В соответствии с действующими стандартами, установленными китайским правительством, предприятие, в котором работает менее 100 человек, считается малым, а среднее — в котором занято от 100 до 500 человек.
Однако стоит отметить, что эти стандарты могут различаться в зависимости от отрасли и региона. Так, в некоторых отраслях могут быть более низкие или более высокие пороговые значения для классификации бизнеса как малого или среднего [10, с73]. Например, предприятие в секторе розничной торговли должно иметь менее ста сотрудников и доход менее 7-10 миллионов юаней, чтобы классифицироваться как малое. Для тех, кто работает в строительной отрасли, сотрудники менее 600 человек, активы менее 40 миллионов юаней или доход, не превышающий 30 миллионов юаней, необходимы для того, чтобы компания считалась малой. Также стоит отметить, что китайское правительство регулярно пересматривает и обновляет свои критерии определения малого и среднего бизнеса.
Так как роль китайского малого и среднего предпринимательства в национальной экономике достаточно велика, государство оказывает значительную поддержу с целью его развития [9, с.85].
Политика правительства по поддержке малых и средних предприятий включает в себя:
- увеличение финансовой поддержки;
- осуществление и совершенствование льготной налоговой политики;
- снижение социального бремени;
- нормативные акты, направленные на поддержку малых и средних предприятий с целью ускорения их технологической трансформации.
Основными направлениями поддержки КНР малого и среднего бизнеса уже традиционно можно считать высокотехнологичные отрасли, а также предприятия, производящие новые технологии или продукцию.
Государственный совет КНР принял ряд мер по поддержке развития малых и средних предприятий в различных аспектах, таких как финансы и налогообложение, и добился хороших результатов. Реформа коммерческой системы создала более мягкие условия доступа к рынкам, что в значительной степени стимулировало жизнеспособность компаний и усилило инвестиционный энтузиазм, число вновь зарегистрированных субъектов рынка в стране быстро росло [11, с.18].
Столкнувшись с проблемой COVID-19, китайское правительство незамедлительно предложило ряд чрезвычайных мер. Эти меры включают в себя снижение коэффициента обслуживания депозитов, организацию специальных фондов рефинансирования, а также предоставление МСП возможности откладывать погашение банковских кредитов в ряде случаев.
Основная поддержка была направлена на наиболее пострадавшие сектора, такие как туризм, общественное питание, сферу услуг.
Для восстановления экономики после пандемии были введены следующие меры:
- В 2020 году правительство облегчило МСП подачу заявок на кредиты, даже в том случае, если владельцы бизнеса не могли предоставить гарантии. Главное целью правительства было обеспечение роста кредитов отдельным промышленным и коммерческим предприятиям, а также достижение устойчивого роста кредитов, связанных с сельским хозяйством. Все банковские финансовые учреждения должны были еще больше направлять кредитные ресурсы в районы, серьезно затронутые эпидемией, и оказывать кредитную поддержку малым и средним предприятиям, для удовлетворения насущных потребностей в средствах и компенсирования убытков из-за приостановки работы и производства. Крупные государственные коммерческие банки должны также ежегодно предоставлять дополнительные 1,6 трлн юаней в виде кредитов малым и средним предприятиям, а местные банки — эффективно использовать инструменты поддержки кредитования малых и средних предприятий на местах.
- Китай обеспечил МСП стимулы развития, отказавшись от взносов работодателей на социальное и накопительное страхование работников. Была осуществлена поэтапная приостановка выплат страховых взносов по старости, безработице и несчастным случаям, связанным с работой. Данная мера относилась к отраслям, связанным с организацией общественного питания, розничной торговлей, туризмом, гражданской авиацией, водным и железнодорожным транспортом.
- Снижение стоимости воды, электроэнергии и арендной платы. Так, например, до конца 2022 года предприятия, пострадавшие от пандемии, могли претендовать на отсрочку выплаты жилищного резервного фонда согласно нормативным актам, а также вносить дополнительные платежи по истечении срока.
- Более того было принято решение снизить ставку подоходного налога для МСП, у которых годовая прибыль меньше 30 000 юаней.
- Также НДС для компаний снизился с 3% до 1%. Освобождение от налога на добавленную стоимость осуществлялось для малых предприятий с ежемесячным доходом от продаж менее 100 000 юаней. Средние предприятия с ежемесячным доходом от 100 000 до 5 миллионов юаней также имели право на освобождение от НДС части своей выручки.
- К концу 2022 года застрахованные предприятия, которые не уволили работников в предыдущем году или чей уровень увольнения не превышает 20% от общего числа застрахованных работников, могут подать заявку на скидку, максимальная ставка для МСП увеличена с 60% до 90%.
- Также правительство объявило об увеличении поддержки государственных закупок для малого и среднего предпринимательства с 30% до более чем 40%, незарезервированные проекты названы приоритетными для малых и средних предприятий, а контрактные масштабы малых и средних предприятий необходимо расширить.
- Были введены налоговые льготы на охрану окружающей среды.
- Малые и средние предприятия, которые инвестируют в исследования и разработки, могли получить налоговый вычет в размере 75% от своих расходов на НИОКР.
- Ещё один возможный вычет – на обучение сотрудников в размере до 2000 юаней на одного сотрудника в год.
- В 2020 году Народный банк Китая также несколько раз снижал ставки рефинансирования и создавал специальные фонды рефинансирования для поддержки МСП.
Рисунок 2. Ставка рефинансирования Народного Банка Китая в % в период с 2018 по 2023 года
Составлено автором по данным Народного банка КНР
Стоит понимать, что в Китае существует система центров поддержки для малого и среднего предпринимательства. Цель заключается в улучшении деловой среды малых и средних предприятий, содействии их здоровому развитию, расширении занятости в городских и сельских районах, обеспечении важной роли МСП в национальном экономическом и социальном развитии.
Работа центров поддержки малого и среднего бизнеса включает:
- осуществление всесторонних юридических консультаций;
- услуги по обучению персонала;
- внутренний и зарубежный обмен и сотрудничество;
- техническую поддержку бизнеса.
В целом, в стране насчитывается около 1800 данных центров, большая часть из которых, около 1000 – государственные. Они расположены во многих крупных городах и промышленных центрах страны.
Продолжая развивать поддержку малого и среднего бизнеса, правительство КНР создало также третью фондовую биржу, расположенную в Пекине. Основанная в 2021 году, она нацелена на то, чтобы поддерживать инновации и развитие малых и средних предприятий. Сфера её деятельности заключается в предоставлении площадок и объектов для централизованной торговли ценными бумагами, организации и надзоре как за их торговлей, так и за услугами по управлению рынком ценных бумаг в соответствии с законодательством. Государство надеется, что это поможет малому и среднему бизнесу с их финансированием, особенно, с учетом ухода многих американских инвесторов, а также выведет розничных инвесторов на рынок.
Уже существует внебиржевой национальный рынок торговли ценными бумагами NEEQ, обеспечивающий альтернативный метод финансирования для листинга китайских малых и средних предприятий. Это предварительный листинг или биржа стартапов, которая имеет менее строгие и более низкие требования к капиталу для листинга.
В 2020 году общее количество компаний, зарегистрированных на NEEQ, составило 8187, что на 9,36% меньше, но общая сумма сделок увеличилась на 56,8% по сравнению с 2019 годом, достигнув 129,46 млрд юаней:
Базовая статистика развития NEEQ, 2016-2020 гг.
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
Количество зарегистрированных компаний | 10 163 | 11 630 | 10 691 | 8953 | 8187 |
Общая рыночная стоимость (CNY, млрд) | 4 055.8 | 4 940.5 | 3 448.7 | 2 939.9 | 2 654.2 |
Общая сумма сделок (CNY, млрд) | 191.2 | 227.2 | 88.8 | 82.6 | 129.5 |
Составлено автором по данным Financing SMEs and Entrepreneurs 2022
К 2023 году у малого и среднего бизнеса сложилась непростая ситуация. Во-первых, из-за неопределенности в будущей политике КНР, уверенность предприятий упала. Во-вторых, из-за долгих карантинов потребительский спрос остается вялым, а давление на национальную экономику, напротив, усиливается. В-третьих, корпоративные расходы находятся на высоком уровне. Под влиянием геополитических факторов цены на энергоносители и сырьевые товары на международном рынке продолжают расти.
В-четвертых, стоимость кредитов и других затрат возросла. В-пятых, увеличилась стоимость рабочей силы. С повторяющейся эпидемией затраты на рабочую силу малых и средних предприятий стали больше, и некоторые внесли структурные изменения в свою политику или уволили сотрудников в больших масштабах. В-шестых, доля иностранных инвестиций также упала.
В настоящее время восстановление экономики по-прежнему идёт медленными темпами. Малые и средние предприятия сталкиваются с большими трудностями и давлением, цикл спроса и предложения не является гладким, ожидания слабы, заказов недостаточно, существует немалое количество задолженностей. Однако, в январе-ноябре 2022 года операционный доход промышленных МСП в Китае увеличился на 1% в годовом исчислении, продемонстрировав сильную устойчивость и жизнеспособность.
Заключение
Независимо от того, насколько мал бизнес, он является важной частью экономики страны и имеет практическое значение для стабильного роста и занятости населения.
За последние годы малые и средние предприятия Китая постепенно улучшили свою адаптивность и операционную гибкость, увеличив или расширив онлайн-каналы, демонстрируя сильную устойчивость в условиях экономической нестабильности. В период с 2019 по 2022 год количество новых регистраций отдельных промышленных и коммерческих предприятий в Китае неуклонно росло из года в год. В 2020, 2021 и 2022 годах количество регистраций новых предприятий увеличилось на 13,3%, 6,6% и 2,4% в годовом исчислении соответственно.
И хотя большое число малых и средних предприятий столкнулись с многими трудностями, их уверенность в развитии не уменьшилась. Перед лицом новых возможностей для развития субъекты МСП активно осваивают новые технологии, форматы и модели управления, становятся важной силой предпринимательства и инноваций.
Подводя итог, можно сказать, что для преодоления экономических кризисов государству необходимо продолжать наращивать меры содействия малому и среднему бизнесу.
Для активного развития предпринимательства правительству стоит:
- совершенствовать систему поддержки МСП, оказавшимся в трудном положении;
- создавать благоприятные условия для высокотехнологичных предприятий;
- содействовать облегчению регистрации малых и средних предприятий и их финансированию;
- исследовать и формулировать соответствующую политику и меры по содействию научно-техническим инновациям и углублению реформы системы научных исследований;
- увеличивать поддержку экспорта малых и средних предприятий с помощью снижений экспортных налогов для сохранения позиций на мировом рынке.
Таким образом, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, незамедлительные меры государственной поддержки, включающие снижение нормы обязательных резервов по депозитам, организацию специальных фондов рефинансирования и предоставление МСП возможности отсрочить выплату просроченных платежей по банковским кредитам, способствовали росту экономики в 2021 г. и помогают малому бизнесу сейчас в его развитии.
Источник: edrj.ru
Поддержка малого бизнеса в Китае
Вы получите бесплатную консультацию от наших экспертов и персональное предложение.
Дата публикации:15 июня 2021
Дата обновления:24 июня 2021
Как поддерживают малый бизнес в Китае, включая бизнес с иностранными инвестициями?
Льготы на местах создаются разные. Они могут выражаться в выплате компенсаций для отдельных видов предприятий — производственных, высокотехнологичных или в сфере электронной коммерции. Но, в целом, в масштабах всего Китая, поддержка заключается, в основном, в уменьшении (очень значительном!) налогового бремени.
Давайте рассмотрим все налоговые льготы, которые есть у малого бизнеса в Китае.
Итак, основными налогами на бизнес в Китае являются следующие:
- Налог на прибыль предприятий
- НДС
- Налог на поддержание городского строительства
- Дополнительный сбор на образование
- Гербовый сбор
Начнем с налога на прибыль предприятий.
Базовая ставка этого налога в Китае составляет 25% от чистой прибыли (для предприятий из сферы высоких технологий — 15%). Сама по себе это достаточно высокая ставка.
Но для малых предприятий, у которых прибыль (то есть разница между доходами и расходами) за год составила менее 1 миллиона юаней КНР, на данный момент (и, пока, до конца 2022 года) действует льготная ставка 2,5%. Это, наверное, самая низкая ставка налога на прибыль предприятий в мире!
Если же прибыль за год составила от 1 до 3 миллионов юаней КНР у таких малых предприятий также есть льготная ставка налога на прибыль — 10%.
Далее — НДС.
Льготы по НДС в Китае касаются именно так называемых «предприятий с малым оборотом», у которых оборот не превышает 5 миллионов юаней КНР в год.
Общая ставка НДС для таких компаний ранее составляла 3% от оборота (то есть от суммы продаж по инвойсам). В 2020 году, для поддержки малого бизнеса во время пандемии, ставка НДС в Китае была снижена с 3% до 1%. Пока такая льгота действует до конца 2021 года.
Другая значительная льгота, касательно НДС в Китае для малого бизнеса, состоит в том, что, если сумма продаж товаров или услуг предприятием с малым оборотом составила меньше 450 000 юаней КНР в квартал, то они полностью освобождаются от уплаты НДС.
У предприятий с другим налоговым статусом — статусом «обычных налогоплательщиков» — нет особых льгот по уплате НДС, однако у них есть свои «плюшки». Такие компании могут входящий в закупочные инвойсы НДС возвращать после продажи товара на экспорт и вычитать при продаже товаров или услуг на внутреннем рынке Китая.
Тесно связаны с НДС следующие два сбора — налог на поддержание городского строительства и дополнительный сбор на образование.
Ставка налога на поддержание городского строительства в Китае составляет 7% от суммы НДС к оплате. А ставка дополнительного сбора на образование, в целом, составляет 5% также от суммы НДС к оплате в этом периоде.
Так вот для предприятий с малым оборотом ставка этих двух сборов уменьшена на 50%.
И, конечно, если НДС к оплате в этом налоговом периоде нет (помним о льготе освобождения от оплаты НДС, если оборот не превышает 450 000 юаней КНР в квартал), то и этих двух сборов не будет.
Последний крошечный сбор — это гербовый сбор. В торговле гербовый сбор взимается с договоров купли и продажи. Его ставка обычно составляет 0,03% от сумм договоров. И для предприятий с малым оборотом здесь также действует льготная ставка 50% от общей.
О других льготах:
Есть стандартные льготы для компаний, экспортирующих товар из Китая: ставка НДС на экспорт равна «0», а также экспортеры могут подать на возмещение из бюджета входящего НДС, то есть того налога, который входил в инвойс при закупке на внутреннем рынке.
Для компаний, которые занимаются предоставлением услуг на международном рынке (чьи клиенты являются иностранными компаниями и где услуга предоставляется за пределами Китая), например, компании, работающие в сфере международной логистики, ставка НДС также равна «0».
А также давайте упомянем о налоге, которым облагается доход физических лиц (здесь: зарплата) — НДФЛ. Здесь тоже есть своя льготная политика.
Доход до 5 000 юаней КНР в месяц не облагается НДФЛ.
Остальная часть облагается по прогрессивной шкале от 3% до 45%, где чем меньше доход, тем меньше налоговая ставка.
Думаю, напрашивается вывод, что для малого бизнеса в Китае созданы все условия для его аккуратного и бережного взращивания. Проверки здесь бывают крайне редко. Административного давления мы, которые сами ведем здесь бизнес более 16 лет, не чувствуем. Есть минимум правил, которые необходимо соблюдать (о них поговорим в других статьях), но они, на мой взгляд, достаточно простые и понятные.
Поэтому, если у Вас возникнут мысли о ведении бизнеса в Китае, обращайтесь к нам. Мы предоставим необходимую информацию об открытии бизнеса здесь, зарегистрируем компанию для Вас (а это обязательное условие для ведения коммерческой деятельности иностранцами), обеспечим юридическое, визовое и бухгалтерское сопровождение Вашего бизнеса в Китае.
За более подробной информацией обращайтесь к нашим специалистам по электронной почте: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. , по wechat/whatsapp: +8618818840053.
Источник: chinaorientir.com
Новые меры поддержки малых и средних предприятий в Китае
Для облегчения бремени предпринимателей и стабилизации рынка в период пандемии правительство КНР приняло ряд новый постановлений.
С начала 2021 года центральное правительство Китая заявило о введении ряда новых мер для поддержки микро-, малых и средних предприятий, для того чтобы оптимизировать бизнес-среду и активизировать деятельность участников рынка.
Кратко о новых мерах, которые уже вступили в силу в 2021 году.
1. Решением Госсовета КНР от 3 февраля были созданы новые механизмы, упрощающие процесс ухода с рынка для микро-, малых и средних предприятий, которые решат объявить о банкротстве.
2. Министерство финансов и Главное государственное налоговое управление
заявили о снижении налоговой нагрузки для малого бизнеса.
Текущие льготные налоговые правила:
С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2022 г. для малых и низкоприбыльных предприятий, а также индивидуальных промышленных и коммерческих домохозяйств, годовой налогооблагаемый доход которых не превышает 1 млн юаней, налог на прибыль уменьшен вдвоена основе действующей льготной налоговой политики.
С 1 апреля 2021 года по 31 декабря 2022 года все малые налогоплательщики с ежемесячным объемом продаж менее 150 000 юаней освобождены от уплаты НДС.
С 1 января 2021 года по 31 декабря 2022 года у малых предприятий с годовым оборотом, не превышающим 1 млн юаней, налог на прибыль будет высчитываться от 12.5% всей суммы годовой прибыли по ставке 20%. А для предприятий с прибылью от 1 млн до 3 млн юаней сумма налоговой выплаты будет высчитываться из 50% годовой прибыли по ставке 20%.
если прибыль предприятия не превышает 1 млн юаней,
то налоговая ставка будет высчитываться по формуле:
прибыль ≤1млн *12,5%*20%
а для предприятий с прибылью до 3 млн юаней по формуле:
(прибыль ≤1млн *12,5%*20%) + (остаток*50%*20%)
В дополнение к вышеупомянутой национальной налоговой политике микро- и малые предприятия также могут пользоваться местными налоговыми льготами.
То есть региональные высокотехнологичные производства могут пользоваться политикой финансового вознаграждения и возврата налога на добавленную стоимость и корпоративного налога в размере 70% до 90%(компания совершает налоговую выплату за текущий месяц, а в следующем получает вознаграждение от местного правительства).
3. В июне Госсоветом КНР для финансовых учреждений были вынесены следующие рекомендации:
— снизить и освободить от комиссии за снятие средств с платежных счетов
— снизить плату за обслуживание онлайн-платежей на 10%
— снизить комиссии за транзакции по банковским картам
— снизить и освободить от комиссии за межбанковский перевод
— снизить комиссию на снятие наличных в банкоматах
4. На правительственном уровне было решено продлить льготную политику по кредитам: отсрочка погашения и программа поддержки кредитования для малых предприятий была продлена до конца года.Максимальный размер кредитадля малых предприятий зафиксирован на отметке 10 млн юаней.
Малым предприятиям и банкам разрешили вести переговоры об отсрочке выплаты кредитов и процентов по кредитам до конца 2021 года. В качестве стимулирующей меры банкам, которые будут сотрудничать с финансовой политикой центрального правительства, будет предоставлена поддержка в размере 1% от суммы погашения кредита. Крупные банки, выдающие кредиты для малых предприятий, также будут продолжать получать поддержку в размере 40% платежей по займу. Таким банкам было поручено взять на себя ведущую роль в финансовом обеспечении микро-, малых и средних предприятий, чтобы увеличить число заемщиков.
Источник: kitau.ru