Перспективным направлением обеспечения высокого уровня занятости населения является развитие малого бизнеса. Главной особенностью малого бизнеса выступает незначительный размер предприятий, что делает их, с одной стороны, гибкими, а с другой — незащищенными перед форсмажорными обстоятельствами.
Малые предприятия сильно подвержены внешним воздействиям, что нередко приводит их к краху. Ограниченность имущественных и финансовых ресурсов, небольшие размеры уставного капитала, недостаточная информированность, отсутствие эффективного механизма судебной защиты негативно сказываются на развитии малых предприятий.
Среди мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса, следует особо выделить расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам путем использования механизмов лизинга и франчайзинга.
Преимущества лизинга как формы финансирования производства заключаются в том, что для максимизации конечных результатов деятельности предприятия важно не право собственности на средства производства, а право их использования для получения дохода. Преимущества лизинга особенно ярко проявляются в отраслях с высокой долей основного капитала.
Мифы о малом бизнесе
Прогрессивной формой организации и развития малого бизнеса служит франчайзинг, при котором один предприниматель предоставляет другому право использовать свои средства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак), передает ему охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау) и оказывает консультационное содействие в организации бизнеса. Быстрое распространение франчайзинга объясняется его пластичностью и гибкостью, обусловленной способностью малого предприятия, вооруженного современными методами ведения бизнеса, технологиями и инфраструктурой, быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка.
В качестве рычагов поддержки малого предпринимательства на региональном уровне используются:
- установление льготного налогообложения, прямого финансирования и кредитования малых предприятий;
- передача на уровень органон местного самоуправления основных полномочий по распределению собственности (помещений, зданий), финансовых средств с целью повышения заинтересованности местных органов в расширении доходной базы путем увеличения налоговых поступлений от малых предприятий и развития малого бизнеса на своей территории;
- создание системы региональных маркетинговых центров в субъектах Российской Федерации с целью развития прямых межрегиональных связей и производственной кооперации субъектов малого бизнеса;
- совершенствование и дальнейшее развитие новых организационно-правовых форм малых предприятий;
- обеспечение малых предприятий квалифицированными информационными, консалтинговыми и образовательными услугами через систему специализированных территориальных структур поддержки.
Переподготовка кадров традиционно рассматривается как важнейшее условие динамичного развития экономики. Более того, для развитых стран, переходящих к информационной экономике, поддержание высокой квалификации рабочей силы и выход ее на более высокий качественный уровень приобретает характер императива. Для сохранения высокой квалификации переподготовка в современных условиях превращается в перманентный процесс.
Когда умрёт малый бизнес? Олег Комолов // Простые Числа
Приоритетом государственной политики занятости в территориальном разрезе становится содействие занятости и профессиональному обучению безработных в тех регионах, где происходит реструктурирование или ликвидация градообразующих предприятий.
В настоящее время подобные категории безработных лишены должного внимания со стороны Федеральной службы занятости, а значительная часть ресурсов фонда занятости населения расходуется на оказание помощи менее уязвимым категориям безработных или на реализацию программ с низкой финансовой эффективностью.
Ключевым элементом нового подхода к политике занятости является повсеместное внедрение современных методов профилирования безработных, получивших широкое распространение в практике служб занятости развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявлять категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовывать эффективные подходы к решению проблем таких безработных, адаптированные с учетом их «профиля».
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Роль малого бизнеса в решении проблем занятости населения
В России отраслевая структура малого предпринимательства характеризуется преобладанием малых предприятий в сфере торговли и услуг (32% от общего объема производства товаров и услуг). Объемы производственных предприятий в сфере промышленности и строительства занимают 2 и 3 места (22,8 и 20,9 %), доля предприятий, занятых в науке и научном обслуживании ничтожно мала — 1,9% [1].
Очевидно, что для достижения задачи ускорения темпов экономического роста страны, ликвидации дисбаланса в развитии территорий, борьбы с бедностью и развития инноваций нужно стимулировать создание новых малых предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость работников в данном секторе экономики. Кроме того, с повышением эффективности труда и функционирования всей экономики у населения расширяется возможность обеспечения современного стандарта жизни при одновременном повышении уровня занятости, широком распространении режимов труда с неполным рабочим временем, сокращении установленной продолжительности рабочей недели.
канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента Волжского института экономики, педагогики и права
российское предпринимательство, 2008, № 1
Исходя из этого, политика управления занятостью населения должна включать активизацию организационных форм регулирования рынка труда на основе использования широкого спектра механизмов содействия созданию дополнительных рабочих мест. Отсюда вытекает ближайшая тактическая цель данной политики, заключающаяся в сбалансированности спроса и предложения рабочих мест, осуществление которой можно достичь посредством одновременного воздействия на спрос населения на труд и на предложение рабочих мест.
Одной из реальных возможностей достижения этой цели может являться стимулирование создания и развития малых предприятий, выступающих в качестве регулятора занятости населения. Причем особое внимание необходимо уделять развитию малого бизнеса на региональном уровне, особенно в тех субъектах РФ, где ситуация на рынке труда имеет напряженный характер и проблема безработицы выходит на первый план.
В современных условиях нельзя отрицать воздействие на развитие занятости и рынка труда многих факторов, имеющих региональный характер [2]. В связи с этим важным аспектом анализа сферы малого бизнеса является выяснение его региональной специфики. Основная цель данного анализа заключается в определении географических зон, в которых развитие малых форм хозяйствования наиболее перспективно. При анализе территориальной географии разделения малых предприятий важно учитывать то, что позитивные экономические факторы, заложенные в малом бизнесе, не могут быть всеобъемлющими и, как правило, охватывают только конкретные сферы производства. При разработке конкретных мер региональной политики на рынке труда следует учитывать не только количественные различия в уровне социально-экономического развития рынка труда, но и основные факторы, обусловившие эти различия: наличие у региона внутренних резервов для перелома негативной социально-экономической динамики, инновационное развитие, зависимость решения
функционирование малого бизнеса в системе регулирования занятости населения — одно из приоритетных направлений развития экономики России
внутренних проблем от поддержки на федеральном и региональном уровнях, от политики местных властей и т. д. [3]. Далее отметим преимущества малого бизнеса, как способа регулирования занятости. Во-первых, малый бизнес не только создает, прямо и косвенно инициирует появление дополнительных рабочих мест, но и расширяет поле деловой активности, вовлекая в трудовую деятельность тех граждан, которые не обладают высокой конкурентоспособностью на рынке труда. Более «гибкие» условия труда, включая особые режимы рабочего времени, на малых предприятиях делают их привлекательными для работников. Набор нестандартных форм занятости многообразен и может включать:
— неполную занятость (part-time employment);
— сверхурочную занятость (overtime employ- временную занятость на основе трудовых договоров, рассчитанных на определенный срок (temporary or fixed-term employment);
— случайную занятость (casual employment), выступающую способом получения дополнительного заработка при недостаточных трудовых доходах или низкой оплате труда на основной работе (как правило, сопряжена с низкоквалифицированным трудом) [4];
— занятость на основе договоров гражданско-правового характера (contract work);
— занятость в компаниях, осуществляющих лизинг персонала (temporary work agancies);
— вторичную занятость (secondary employment), характеризующуюся наличием постоянного дополнительного (второго и т.д.) места работы;
— неформальную занятость (informal employment), к которой относятся — занятость индивидуальным (неинкорпорированным) предпринимательством, занятость по найму у физических лиц, занятость в домашнем хозяйстве производством товаров для последующей продажи, нерегистрируемая занятость в формальном секторе [5].
Во-вторых, чутко реагируя на изменение рыночной конъюнктуры, малые предприятия становятся участниками инвестиционного
ссийское предпринимательство, 2008, № 1
процесса, способствуют качественному улучшению рабочей силы, формируют рабочие места на базе новых технологий. Например, отрасли, специфика которых предполагает более масштабное участие малых предприятий в производственных процессах или научных разработках (прежде всего, наукоемкие отрасли с диверсифицированным производством — точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, а также микробиологическая и медицинская промышленность), требуют использования труда высококвалифицированной рабочей силы, в том числе исследователей и научных работников, что чрезвычайно важно для сохранения и развития накопленного интеллектуального потенциала страны.
В традиционных же отраслях имеются широкие возможности создания дешевых рабочих мест для относительно малоквалифицированной рабочей силы. Это, прежде всего, деревообрабатывающая, полиграфическая пищевая и перерабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов. Однако есть и такие отрасли промышленности, в которых малый бизнес вообще не имеет существенных перспектив развития, например, таковыми являются отрасли топливно-энергетического комплекса. Это связано, с очень высокой капиталоемкостью рабочих мест в десятки раз превосходящей среднюю по промышленности, длительностью инвестиционного цикла, уникальностью отдельных агрегатов с большой единичной мощностью и технологической невозможностью выделения их из состава предприятия. Таким образом, сектор малого предпринимательства является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивает относительную стабильность рыночных отношений, благодаря своей гибкости демонстрирует оперативное реагирование на постоянно меняющиеся условия внешней среды. Малый бизнес играет немаловажную роль в увеличении численности рабочих мест и решении проблем занятости населения, особенно в тех субъектах РФ, где проблема безработицы,
специфика некоторых отраслей предполагает масштабное участие малых предприятий в производственных процессах или научных разработках
—15^1_ в традиционных
в силу региональных особенностей, все еще остается неразрешимой, тем самым, сглаживая негативные последствия научно-технического прогресса, особенно в наукоемких отраслях.
Литература
1. Анализ программ государственной поддержки: информационный ресурс поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс]. -Электрон. Дан. — Режим доступа: http://smb.economy.gov.ru/ analysis/greg/programmes. — Загл. с экрана.
2. Иванова В.Н., Безденежных Т.И. Управление занятостью населения на местном уровне / Иванова В.Н., Безденежных Т.И. : учеб. пособие. — М. : Финансы и статистика, 2002. — 192 с. — 3000 экз. — ISBN 5-279-02540-2.
3. Региональный рынок труда: особенности функционирования и методика оценки / Гелета И.В. // Инновационный фактор национальной и региональной конкурентоспособности России : матер. между-нар. науч.-практ. конф. — Краснодар : Кубанский гос. ун-т. — 2006. — Ч. 1. — 317 с. — ISBN 5-8209-0485-0.
4. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики / Зибарев Д. / Человек и труд. — 2006. — № 12. -С. 30-32.
5. Нестандартная занятость: российские особенности / Коллектив авторов // Человек и труд. — 2006. -№ 6. — С. 24 — 27.
Candidate of Economy, associate professor
Department of Management, Volzhsky Institute of Economics, Pedagogy and Law (Municipal Education Establishment)
Small Business to Cope with Problems of Employment
Development of small business is crucial in regulating the labour market. It is obvious that in order to accelerate the economic growth of the nation, to overcome poverty and develop innovations new small businesses must be created and their competitiveness increased. This will also promote employment in that sector of economy.
Гсийское предпринимательство, 2008, № I
Источник: uchimsya.com
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ: ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Полева А.В. 1
1 Омский государственный педагогический университет
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее важных и перспективных направлений развития экономики современной России. Именно малые и средние предприятия в развитых рыночных экономиках формируют значительную часть валового внутреннего продукта (ВВП) и, в конечном итоге, обеспечивают занятость
Роль малого бизнеса в экономике велика, так как он выполняет ряд важнейших социально-экономических функций в обществе, таких как обеспечение занятости, создание конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства. Особенности малого бизнеса, такие как простота организации, возможность оперативного принятия гибких решений, быстрой переориентации производства на другие товары или услуги, небольшой объем первоначальных инвестиций, ориентация преимущественно на удовлетворение потребностей регионального рынка, что позволяет малым предприятиям оперативно решать вопросы трудоустройства населения и стать фактором развития региональных рынков труда и занятости. Однако преимущества малого бизнеса в условиях экономического кризиса становятся его недостатками
Анализ состояния малого предпринимательства в России показал, что его достижения весьма скромны, а роль в экономике малозаметна. В России доля малого и среднего бизнеса составляет 21% от объема ВВП, хотя в развитых экономиках этот показатель превышает 50%. В нашей стране малый бизнес обеспечивает рабочими местами лишь 27% населения, в то время как странах ЕС этот показатель – 67%, а в США – 50%. Как показывают результаты рейтинга Doing Business по эффективности рынка труда – Россия занимает 84-е, а по уровню ведения бизнеса – 119 место.
Анализ малого предпринимательства России выявил ряд проблем и противоречий. Во-первых, малые предприятия не имеют финансовой возможности повышать квалификацию своих работников и, как правило, вынуждены брать на работу безработных, пенсионеров, студентов, домохозяек, чья квалификация не отвечает требованиям современной экономики. Во-вторых, серьезная налоговая нагрузка на малый бизнес приводит к тому, что он под угрозой банкротства уходить в «тень», в неформальный сектор экономики, либо, пытаясь уйти от уплаты налогов, начинает переходить к выдаче зарплаты в конвертах, тем самым лишая наемных работников социальных гарантий: получение заслуженной пенсии в старости, выплаты больничного и декретного отпуска. В-третьих, у малого бизнеса возникают серьезные проблемы с материально-техническим обеспечением: покупка или аренда земельных участков и производственных помещений; кредитной необеспеченностью: неподъемно высокие ставки по кредитам. В-четвертых, это административные барьеры и коррупция.
Малое предпринимательство формирует запрос на трудовые ресурсы, но только в том случае, если сам устойчиво развивается, если поддерживается государством
Все вышесказанное позволяет сделать следующий вывод. Государство должно приложить все усилия для сохранения и развития малого бизнеса, поскольку утрата данной экономической прослойки приведет к необратимым изменениям, а именно к сокращению и в дальнейшем к исчезновению среднего класса общества, начнется социальная дискриминация, уровень цен на товары и услуги выйдет из-под контроля, все это приведет к возрастанию социальной напряженности и социальным конфликтам. В первую очередь, государственное регулирование малого бизнеса должно применить ряд экономических методов и рычагов, в том числе налоги, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, тарифы, государственные гарантии и др. А порой и прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения. В свою очередь малый бизнес, должен быть направлен на рациональное использование материальных, финансовых ресурсов, привлекаемого наемного труда и на более полное удовлетворение его социально-экономических потребностей, соотнесенных с уровнем развития и состоянием экономической системы.
1. Агабекян Р.Л. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства как условие устойчивого развития экономики // Успехи современной науки и образования. 2015. № 3. С. 28-34.
2. Агабекян Р.Л. Рынок и занятость в переходной экономике. М.: Прометей, 2000. 280с.
Источник: scienceforum.ru