Социально-демографические характеристики предпринимателей. По данным опроса сделанным под финансированием Сбербанка были выявлены такие значения предпринимателей как пол, возраст, образование, населённый пункт, мотивы и влияние пандемии.
Пол
В 2020 г. в России процент мужчин предпринимателей составил 53,6%, женщин 46,3%.
При этом, женщин-стартаперов немного больше — 53,5%
Ранее женщины были больше вовлечены в уже устоявшийся бизнес, то в 2020 году данные исследования показывают, что женщины отдают предпочтение созданию нового бизнеса.
В России женщины чаще отдают предпочтение новым, актуальным предпринимательским инициативам, нежели продолжению существующего бизнеса. Мужчины же демонстрируют осторожное предпринимательское поведение в кризисные периоды, сочетая инициативы с сохранением уже существующих бизнесов.
Возраст
Средний возраст предпринимателя в России — 37лет.
Средний возраст предпринимателей с устоявшимся бизнесом — 42 года.
Предприниматели бегут! Как обеспечить заработок в интернете? Бизнес переезжает из России | Рыбаков
В 2019 году прошли большие изменения в возрастных группах и увеличилось кол-во предпринимателей 18-54 лет, а показатели возрастной группы 55-64 немного сократилось.
Большие изменения произошли в 2019 году в возрастной группе 18-24 что может быть связано с готовностью молодых людей брать на себя риски и ответственность при выборе самостоятельного карьерного пути вместо стабильной работы по найму
Образование
В 2019 году в России по-прежнему большую предпринимательскую активность демонстрируют респонденты с высшим и неоконченным высшим образованием.
Больше половины ранних предпринимателей со средним образование (55,7%) и чуть больше трети — высшее (37,6%).
В 2018 году разрыв между предпринимателями с высшим и средним образованием отсутствовал (47,4% для обеих категорий в 2018 году), а в 2019 году уже очевидно преобладание респондентов с высшим образованием (51,1%) и снижение доли устоявшихся предпринимателей со средним образованием (40,4%)
Тип занятости
В 2019 году 28,7% респондентов, вовлеченных в предпринимательскую деятельность, продолжали трудовую деятельность по найму (с полной или частичной занятостью), 6,3% респондентов не имели официального места работы, а 4,9% относились к группе студентов и пенсионеров.
Тип населенного пункта
Такие локальные факторы, как наличие и качество инфраструктуры, плотность населения, уровень доходов определяют развитие предпринимательства.
В 2019 году в целом во всех типах населенных пунктов преобладает ранняя предпринимательская деятельность. Также для ранних предпринимателей наблюдается значительный рост активности во всех типах поселений в целом. Так, показатели активности в сельской местности и городах-миллионниках выросли в два раза по сравнению с 2018 годом и составили 9,1% (2018 — 4,7%) и 12% (2018 — 5,5%) соответственно.
Для устоявшихся предпринимателей наблюдается несколько иная картина. Активность устоявшихся предпринимателей незначительно выросла только в городах с численностью до 100 тысяч жителей (2018 — 3,6%, 2019 — 3,9%) и в городах с численностью от 100 тысяч до 500 тысяч жителей (2018 — 4%, 2019 — 6,4%), показав при этом максимальное значение устоявшейся предпринимательской активности в 2019 году.
Как меняется FMCG ритейл в России? Рассказывает Константин Локтев из NielsenIQ
В остальных типах поселений наблюдается снижение предпринимательской активности. Наиболее заметные изменения произошли в городах с численностью жителей от 500 тысяч до 1 миллиона, где показатель активности снизился практически вдвое (2018 — 6,1%, 2019 — 3,2%).
Активность устоявшихся предпринимателей снижается на фоне общего преобладания ранней предпринимательской активности во всех типах поселений. При этом активность ранних предпринимателей наиболее характерна для городов-миллионников, а устоявшихся — для городов от 100 тысяч до 500 тысяч жителей.
Наиболее высокое значение предпринимательских намерений в 2019 году характерно для сельской местности — 11%, что в пять раз выше показателей 2018 года — 2%.
Самый низкий уровень намерений зафиксирован в городах с численностью населения от 500 тысяч до 1 миллиона жителей — 4,3% (2018 — 2,2%).
Если в 2018 году в городах-миллионниках намерений открыть бизнес зафиксировано в целом не было, то в 2019 году показатель для этого типа населенных пунктов составил 8,1%.
Также до 8,4% вырос индекс предпринимательских намерений в малых городах с численностью населения до 100 тысяч жителей (2018 — 1,6%).
Можно сделать вывод о том, что в 2019 году люди в целом более открыты для предпринимательских инициатив, чем в предыдущие периоды исследований.
Жители городов-миллионников, малых городов до 100 тысяч жителей и сельской местности сейчас в наибольшей степени готовы отказаться от работы по найму в пользу создания своего бизнеса. В средних (100 тысяч — 500 тысяч жителей) и крупных (500 тысяч — 1 миллион жителей) городах люди немного меньше заинтересованы в предпринимательских инициативах.
Таким образом, увеличение индекса предпринимательских намерений может свидетельствовать с одной стороны о развитии необходимых условий и инфраструктуры для предпринимательства в стране, а с другой об уменьшении возможностей поиска стабильной работы по найму в большинстве населенных пунктов.
Мотивы
При проведении опросов взрослого трудоспособного населении, вовлеченных в создание и управление бизнесом, просили оценить по пятибалльной шкале важность для них четырех мотивов:
- изменить мир к лучшему;
- обеспечить высокое благосостояние и создать значительный капитал;
- продолжить семейную традицию;
- обеспечить источник дохода в условиях недостатка других вариантов трудоустройства.
Наиболее часто предприниматели отмечали, что на создание бизнеса их мотивирует необходимость обеспечения источника дохода. С этим согласилось 78,8% ранних и 83,1% устоявшихся предпринимателей.
Это говорит о том, что устоявшиеся предприниматели чаще вовлечены в бизнес вынуждено. Финансовые причины являются основными среди предпринимателей в России. Около 70% как ранних, так и устоявшихся предпринимателей согласны с тем, что мотивом их деятельности является желание обеспечить большой доход и благосостояние.
Среди ранних предпринимателей больше тех, кем при выборе предпринимательской деятельности движет мотив изменить мир к лучшему (27,1%) против 12,4% среди устоявшихся предпринимателей. Более 20% предпринимателей отметили, что продолжают семейную традицию.
Источник данных GEM 2019-2020 года.
Что думаете на счёт этих данных?
- бизнес
- предпринимательство
- предприниматель
- бизнес россии
- развитие бизнеса
- финансы
- финансирование проекта
Источник: habr.com
Спад не то, чем кажется
Диана Галиева о тонкостях статистики малого бизнеса
Подоспевшие к концу года оценки динамики числа компаний представляют особый интерес, поскольку позволяют судить о цене пандемии для бизнеса и оправданности пессимистичных прогнозов, звучавших на протяжении года. С января по декабрь 2020 года число предприятий в РФ снизилось сразу на 14% против 2% за аналогичный период 2019 года, зафиксировало исследование «СКБ Контур». В количественном выражении численность компаний сократилась с 7,5 млн до 6,83 млн предприятий. При этом значительное падение показателей — на 5% — зафиксировано в октябре—ноябре, в разгар осенней волны заболеваемости, хотя она не сопровождалась жесткими ограничениями экономической активности.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ
Беглое ознакомление с цифрами может создать впечатление, что худшие негативные ожидания последствий пандемии для бизнеса сбылись, однако при внимательном рассмотрении оказывается, что тенденции не столь катастрофичны.
Наибольший вклад в сокращение бизнеса внесли индивидуальные предприниматели: их количество за 2020 год снизилось сразу на 9% (с 3,98 млн до 3,67 млн предпринимателей). Спад «бизнес-моды» на создание ИП подтверждает и зафиксированное во втором полугодии расширение сегмента самозанятых, в которые активно переходят ИП в поисках более привлекательного налогового режима. Так, по данным ФНС, после июльского масштабирования режима самозанятых с четырех регионов на всю страну их число выросло до 1,5 млн на 15 декабря против 1 млн в августе.
Динамика числа компаний малого и среднего предпринимательства (МСП), с которыми были связаны наибольшие опасения массового ухода с рынка, еще менее драматична. В целом, по данным ФНС, на 10 декабря 2020 года сектор сократился на 3,5% (до 5,7 млн компаний с 5,9 млн в декабре 2019 года). Наибольший отток зафиксирован среди микропредприятий — с 5,6 млн до 5,4 млн, тогда как число средних компаний выросло — с 17 тыс. до 17,6 тыс. Численность занятых в компаниях МСП также выросла — до 15,5 млн работников с 15,4 млн, что свидетельствует о некотором их укрупнении — вероятно, и в результате господдержки при сохранении персонала в секторе, и за счет активного его перераспределения в процессе адаптации к кризису.
Отраслевой разрез того же исследования также на первый взгляд мрачен: из отрасли воздушного транспорта с начала года уже ушла почти половина компаний (1 тыс. из 2,2 тыс., или 47%), существенные сокращения затронули производство одежды (минус 6,4 тыс. компаний, или 18%) и ряд других отраслей. Однако в то же время — хотя и не так динамично — выросла численность игроков в добыче металлургических руд, крупном строительстве, курьерской доставке и IT. В целом это демонстрация довольно оперативной перестройки структуры экономики, в которой бизнес крайне быстро реагирует на изменения деловой среды — хотя, конечно, лучше бы их не было.
- Газета «Коммерсантъ» №239/П от 28.12.2020, стр. 7
- Малый бизнес подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Оценка состояния и развития предпринимательства в России
По данным Федеральной службы статистики объем инвестиций в целом по стране в основной капитал отрасли малого предпринимательства в январе 2016 г. составил 664,4 млрд. рублей, что на 2,7 % больше значение данного показателя на 2013 г., а с тем с учетом индекса потребительских цен показатель уменьшился на 6,1 %.
На основе проанализированных данных построим диаграмму и проследим динамику изменений численности малых предприятий и среднесписочный состав занятых в малом бизнесе за период 2013–2016 гг.
Отметим, что столь резкий спад численности зарегистрированных малых предприятий из расчета на 100 тыс. человек населения в сравнении с 2013 г. возможно объяснить общемировыми кризисными явлениями которые не могли не отразиться на работе российских малых предприятий, т.к. в кризисных условиях многие малые предприятия вынуждены существенно сокращать масштабы своей деятельности.
На начало января 2016 г. численность зарегистрированных малых предприятий в соотношение с показателем аналогичного периода 2013 г. увеличилось более чем на 20%. При этом наблюдался наибольший рост числа малых предприятий в следующих сферах: образования на 57,1%, здравоохранение и предоставления социальных услуг на 36,6% и в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг – на 30,9%. Географическое распределение предпринимательства представлено в Приложении.
Проанализируем динамику количества зарегистрированных предпринимателей на рисунке 1
Рисунок 1 — Динамика количества зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. чел. населения (2013–2016 гг.) [19]
Представим динамику среднесписочной занятости на малых предприятиях в 2016 г., сравнив этот показатель с предыдущими периодами (рисунок 2).
Рисунок 2. Динамика среднесписочной численности занятых на малых предприятиях на 1 января (2013–2016 гг.)
Однако, если сравнить 2016 год с 2013 годом, то получаем, что основные последствия кризисных явлений сфера малого предпринимательства пережила неплохо. Показателем данного процесса может стать рост кредитования сектора малого и среднего предпринимательства, который составил за 2016 г. порядка 30%. Отметим, что в 2014–2015 гг. за грантами и займами были длинные очереди, а уже в 2016 г. ажиотаж значительно спал.
Отметим рост данного значения на 3,4% в 2016 г. по сравнению с данными 2013 года. При анализе сфер, в которых произошло увеличение данного показателя, получаем следующее: в строительстве рост произошел на более чем 11%, а в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, наблюдается чуть меньшее увеличение – 10,8%.
Таким образом, можем подвести итог: в 2016 г. в соотношении с прошлым годом в целом по стране наблюдался рост количественного показателя малых предприятий, показателя среднесписочной численности занятых на малых предприятиях, а также оборота малых предприятий. А объемы инвестиций в основной капитал в сфере малого предпринимательства с учетом ИПЦ в анализируемый периоде сократились.
В целом число зарегистрированных малых предприятий в 2016 году в Российской Федерации возросло в сравнение с началом предыдущего года на 3,0%, а показатель среднесписочной численности занятых на малых предприятиях увеличилось на 4,1%, при этом значение удельного веса работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых составил уровня 12,5%. Объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ увеличился на 10,2%.
Однако, несмотря на общий позитивный характер представленной динамики проанализированных показателей, объем инвестиций в основной капитал в сферу малого предпринимательства с учетом ИПЦ на начало 2016 г. оказался на 6,1 % меньше показателя за этот же период прошлого года.
Так проведенный анализ основных показателей развития малого предпринимательства в Российской Федерации дает основания констатировать факт, что при росте числа малых предприятий увеличивается и число занятых, тем самым малый бизнес в России является сферой деятельности, где создаются рабочие места и наблюдается рост производства.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru