Первое, что может попробовать любой начинающий, это фриланс-биржа (например, Freelance.ru, Upwork, YouDo и др.). На таких биржах ты соревнуешься с другими пользователями за заказы клиентов. Они подходят разным творческим профессиям: можно писать тексты, рисовать иллюстрации, сделать дизайн-проект и даже разработать маркетинговую стратегию.
Плюс таких платформ в том, что здесь собраны разные заказы. Ты можешь выбрать интересные для себя и подать заявку.
У разных платформ требования для фрилансеров различаются, но везде на начальных этапах (то есть пока у пользователя нет репутации) приходится ставить низкие цены на свои услуги: только так есть шанс выиграть у конкурентов с репутацией и опытом. На международных биржах все еще сложнее — хорошая репутация может быть у исполнителей из менее развитых стран (Индия, Вьетнам, Тайланд и др.) с более низкими ставками за час. Как результат — заказчики часто выбирают более низкую цену при аналогичном качестве.
Еще один минус таких бирж для меня — это ценообразование. Цену за свои услуги ты ставишь исходя из стоимости часа работы. Такая цена не учитывает ни медийность, ни стоимость твоего имени, ни размера твоей аудитории. Кроме того, цена за работу будет одинакова независимо от того, рисуешь ты для одной открытки или для билбордов по всей стране — платят ровно за время твоей работы.
Несмотря на все минусы, есть и те, кому идеально подходит формат бирж — эти специалисты могут зарабатывать хорошие деньги.
Стоки
Стоки — это сайты, на которые ты загружаешь свои работы (фото, иллюстрации, шаблоны сайтов, шрифты и др.) и позволяешь кому угодно использовать их по лицензии. Среди популярных стоков — iStockphoto, Shutterstock, Stocklogos.
Существенный плюс стоков — постоянный пассивный доход. Минус — чтобы достичь хорошего уровня заработка, нужно залить сотни, а то и тысячи работ.
На мой взгляд, стоки лучше всего подходят дизайнерам сайтов. Есть много разных компаний и людей, которым нужны похожие по функциональности сайты, и поэтому шаблоны на стоках очень популярны.
Стоки подходят и тем, кто не планирует строить свой бренд, работать на эксклюзиве и т. д. Если вы хотите в будущем работать с известными брендами, они могут не согласиться платить за ваше творчество, если подобные работы уже используют во всем мире другие бренды, да еще и по цене стока. Бренды ценят эксклюзив, а стоки — это точно не про него.
Мерч
Для художника или дизайнера есть три способа заработать на мерче.
- Первый — сайты, на которые ты просто загружаешь дизайны и ждешь, когда они сами будут работать на тебя. Примеры — society6.com, Redbubble.com и Zazzle.com. На этих платформах можно создать дизайн чехлов, футболок, леггинсов, тетрадок, даже пляжных тапок! Если идея дизайна достаточно классная, то сайт ее сам продвинет, а автору останется только ждать прибыли от заказов.
Однако конкуренция за внимание покупателей на таких сайтах огромная, дизайнеров много и нет никаких гарантий, что именно твои работы будут успешны.
Блог о творчестве
Необязательно напрямую продавать то, что создаешь. Можно использовать свое творчество для контента в инстаграме, YouTube, «Яндекс.Дзене» или на других площадках. Свой блог можно будет использовать для продажи рекламы.
В инстаграме реклама может размещаться в сториз или постах. С брендами можно работать и как амбассадор: например, я создаю контент и делаю рекламу для бренда Colorista уже 1,5 года. На YouTube можно заработать на официальной рекламе или рекламных интеграциях внутри твоих видео. «Яндекс.Дзене» также помогает хорошим авторам с монетизацией.
Блог может быть на любую тематику, главное — чтобы она была актуальной и привлекала читателей. Блог также помогает развивать свой бренд в индустрии.
Работа с частными заказами
Художники могут рисовать портреты на заказ, дизайнеры — делать иконки для актуальных сториз для блогеров, фотографы — проводить частные фотосессии и фотодни.
Плюс такого заработка — низкий порог входа, так как запросы частных лиц гораздо ниже, чем у компаний. Минусы — ненадежность заказчиков и большой объем клиентов за небольшую оплату.
Работа с компаниями
Творчество может быть интересно разным компаниям: журналам, кофейням и даже галереям. При этом можно как продавать свои работы через компании, так и работать с ними как заказчиками.
Художник может продать картины в галерею или нарисовать граффити для интерьера кофейни, дизайнер одежды может продать свои вещи в шоурумы или создать дизайн формы для спортивной команды — вариантов множество.
Я работаю с крупными брендами: создаю для них креативные имиджи для рекламных кампаний, придумываю дизайн упаковок для лимитированных коллекций или рассылок блогерам и прессе.
Нюанс такого вида заработка — необходимость продвигать себя как бренд, который интересен крупным заказчикам. Кроме того, на компанию просто так не выйти, нужно время на поиск контактов, составление писем с предложением сотрудничества, на переговоры и встречи.
Писать книги
Когда ты наберешь достаточно интересных кейсов, попробуй поделиться ими в формате книги. Книгу можно выложить на одном из электронных ресурсов, например, на Amazon, или договориться с издательством. В России с авторами творческой и бизнес-литературы охотно сотрудничают «Альпина Паблишер», МИФ и ОДРИ. Среди успешных творческих авторов – Лиза Краснова, Елена Крыгина и Мария Фикссон. Здесь заработок может быть в виде гонорара (фиксированный платеж) или роялти (процент с продаж).
Курсы, вебинары, лекции
Еще один популярный способ превратить свой опыт и знания в деньги. Тут тоже два варианта.
- Первый — найти уже существующую платформу, на которой можно разместить свой курс или вебинар. В России это «Лекториум», за рубежом — Skillshare.
- Второй — создать курс / вебинар самостоятельно и продвигать рекламой в интернете или в своем блоге, если уже есть аудитория, готовая его покупать.
Также можно проводить офлайн-лекции на фестивалях, форумах и в школах дополнительного или профессионального образования. Я читала лекции в школе Fashion Factory в рамках курса об иллюстрации, в академии Re:Store, а также периодически даю мастер-классы в Нижнем Новгороде.
RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.
Вот как минимум восемь способов, которыми творческий человек может зарабатывать себе на жизнь. Почти каждый из них требует заняться чем-то в дополнение к творчеству: продвижением, деловыми письмами, организацией производства, написанием плана лекций и т. д. Делегировать или выполнять самому — вопрос вашего желания и возможностей оплаты наемного помощника. Получается, что даже фрилансеру нужны фрилансеры.
Материалы по теме:
Источник: rb.ru
Как художнику заработать на своем творчестве – 17 способов
Как заработать художнику в интернете? Какие навыки нужны? Сколько зарабатывает иллюстратор, автор стикеров, портретов и других картин? Вопросов очень много. Читайте нашу статью, если вы рисуете и хотите получать не только удовольствие от творчества, но и высокий доход.
Пытаетесь заработать деньги?
Рассмотрите арбитраж трафика. Посетите раздел с кейсами по заработку на арбитраже трафика, узнайте основные термины арбитража, найдите партнерку или оффер. В этой теме точно есть деньги.
Что может понадобиться художнику для заработка в интернете?
Не обязательно иметь академическое образование, заканчивать художественную школу, чтобы стать начинающим и впоследствии успешным художником в интернете. Способности, творческое мышление, фантазия, безусловно, потребуются, однако не менее важны и другие качества:
- Дисциплинированность, поскольку рисунки и проекты нужно сдавать в срок. Каким бы талантом не обладал автор, если он срывает дедлайны, заказчики будут недовольны.
- Готовность работать, а не только творить. Рисовать, создавать изображения придется на заказ, а это значит, что чем больше нарисуешь, тем больше будет заработок.
- Знание основных программ (например, из семейства Adobe – Illustrator и Photoshop), умение создавать векторные изображения, растровую графику, анимацию, 3d изображения, Flash. Чем больше технических возможностей у иллюстратора, тем свободнее он работает.
- Желание изучать и учиться (онлайн-курсы, самостоятельное освоение программ, приемов и стилей по видео, книгам и пр.).
Из оснащения могут понадобиться: графический планшет, хороший компьютер, память, видеокарта и разрешение экрана которого позволяют рисовать и сохранять файлы в разных форматах.
Чтобы понять, как заработать на рисовании в интернете, важно помнить и о саморекламе, т.е. создавать, постепенно копить, хорошее портфолио (готовые работы). Можно сохранить и отзывы клиентов, пройденные курсы и пр.
Как строится и из чего состоит заработок художника?
Ваш заработок в качестве художника зависит от вашего опыта:
- Для начинающего художника подойдут более простые форматы и выбор одного направления для набивания руки (рисование стикеров, продажа своих работ на специализированных сайтах) с возможностью заработать от 5000 рублей в месяц;
- Если вы рисуете профессионально, стоит подумать о портретах на заказ и других работах в зависимости от ваших предпочтений и умений (один заказ может приносить от 2000 рублей);
- Художники, владеющие компьютерными программами и графическим планшетом для рисования, могут повысить планку и не только браться за заказные изображения, дизайн-проекты, но и изготавливать свою фирменную продукцию — баннеры, сувениры, постеры (здесь доход может быть равен 3000-5000 за проект или изделие).
Большинство художников в сети работают на себя, а значит — на заказ, или продают свои цифровые рисунки и изображения в готовом виде. Оба варианта хороши для сохранения творческого начала.
Если же вам важнее стабильность и достойная оплата, можно устроиться работать в компанию – дизайнером, иллюстратором и т.д. Здесь тоже есть творчество, но с коммерческой ноткой, поскольку делать придется то, что хочет начальник и заказчик, учитывая его требования, внося его правки. С другой стороны, не придется самостоятельно думать, как заработать на рисунках в интернете.
Портфолио в интернете: личный сайт, блог, страницы в соцсетях
Портфолио – крайне важный инструмент на фрилансе, который позволяет правильно и быстро оценить ваш уровень мастерства, объем знаний, стиль, навыки рисования, чувство цвета и пр.
Подать портфолио можно в виде:
Небольшой сайт-визитка удобен тем, что позволяет собирать контакты потенциальных заказчиков (через форму обратной связи), рассказать о себе, показать лучшие работы. Небольшой сайт можно сделать самостоятельно в бесплатном конструкторе. С дизайном легко разобраться, ведь вы художник!
Если вы ведете свой блог о рисовании, то он автоматически становится площадкой для портфолио. Здесь вы представляете и свои работы и личную информацию, общаетесь с подписчиками, получаете заказы на рисунки.
- Страницы в соцсетях
При грамотном ведении странички она станет прекрасным средством представления себя потенциальным клиентам. Главное – честность, открытость и активность.
- Специальной папки в облаке
Можно загружать в хранилище свои лучшие работы и давать доступ по ссылке заказчику, если тот проявит интерес к вашему творчеству.
Создать презентацию можно на компьютере или же в гугл документах. Удобно показать не только свои иллюстрации, но и представить цены на все виды рисунков и проектов.
Как вариант – портфолио в каталогах для иллюстраторов (например, на таком популярном ресурсе как Behance.net). Заказчики просматривают такие сайты и сами пишут исполнителям.
Способы заработка для художника через интернет
Теперь подробнее расскажем, как заработать начинающему художнику. Мы отобрали самые популярные, интересные и рабочие методы, на которые стоит обратить внимание.
Создание дизайна под заказ
На заказ можно разрабатывать дизайн сайта, изображения на футболку, обложку книги и т.д. Если вы владеете данным направлением, то найти потенциальных постоянных заказчиков можно, разместив объявление на авито, биржах фриланса.
Будьте готовы к тому, что на биржах оплата за работу может быть небольшой – от 500 рублей за проект, особенно новичку без портфолио.
В дизайне важен не только креатив, но и выполнение требований клиента, сдача работы в срок. Вы должны понимать, что хочет заказчик и как этого добиться.
Сайты с конкурсами, где можно заработать
На определенных сайтах можно найти информацию о конкурсах, которые проводятся для художников и иллюстраторов. Конкурсы открывают сами заказчики, выбирают работу автора и платят за нее. Интересный способ для начинающего художника: можно выиграть или создать работу для портфолио.
Объявления о конкурсах можно найти на таких сайтах, как:
- Citycelebrity.ru
- Grantist.com
- 99designs.com
- Crowdspring.com
- Dizkon.ru
Это не направление постоянного заработка, но поучаствовать можно. Призы бывают внушительными (3-8 тысяч долларов).
Заработок на стоках для иллюстраторов и фотобанках
Наладить заработок на иллюстрациях можно, если рисовать на актуальные темы и продавать лицензию на текстуры, фоны, изображения на определенные темы (еда, бизнес, медицина, интерьер и т.п.), нарисованные индивидуально объекты на стоках, загружать работы в фотобанки.
Покупают здесь издательства, веб-дизайнеры и специалисты по контенту. Покупателям важна коммерческая ценность работ. Подходящие платформы для художников:
- Adobe Stock – удобный сервис, которым часто пользуются покупатели, бесплатно можно пользоваться 30 дней и загрузить 10 рисунков;
- Dreamstime – крупный ресурс без испытаний для художников, выплаты увеличиваются тем, кто активно продает;
- Shutterstock – самый подходящий для новичков с высоким процентом прибыли. Однако вывести деньги можно только через 3 месяца после регистрации;
- IStock – платформа с тестом по каждой категории, бесплатно размещаются 3 работы после регистрации, далее каждую неделю есть возможность бесплатно грузить работы на сток, но нужно ловить этот момент.
За исключительную лицензию на изображение (продажу работы только одному покупателю) можно заработать 50-1000 долларов, за неисключительную — 15-50% от цены вашего рисунка, остальной процент забирает платформа.
Плюсом стоков будет возможность постоянного сотрудничества с заказчиками. Если работать на нескольких ресурсах, можно увеличить заработок.
Продажа готовых картин, иллюстраций, шаржей
Если вы не знаете, как начать зарабатывать на рисовании, рассмотрите для себя продажу работ на досках объявлений и платформах для фриланса: Авито, Kwork, Ярмарка мастеров и другие сайты подходят для выставления своих работ в рубрике hand-made.
Продажа рисунков в интернете может принести свои плоды: клиентов и поклонников творчества. На сайте у вас будет как бы свой интернет-магазин.
Размер заработка таким способом зависит от цены работы, которую вы поставите и количества проданных изображений в месяц.
Рисование для заработка на микростоках
Стоки и микростоки похожи. Это хороший способ подработки, получения опыта, дополнительного дохода.
Популярные сайты для заработка художникам:
- Ru.fotolia.com – можно хорошо продавать иллюстрации;
- Ru.depositphotos.com – сток для графики и векторов;
- Thehungryjpeg.com – сайт с самой низкой комиссией, по мнению пользователей.
На разных площадках продать иллюстрацию или графику можно от 100 рублей.
Создание и продажа авторских открыток
Если вы вдохновляетесь эмоциями людей, праздниками и любите небольшие форматы, то продажа авторских открыток – ваше направление.
Рисовать можно на любые праздники, предлагать пакеты на весь год в едином стиле или под одной идеей, работать под заказ. Заказчиков найти не сложно, если у вас есть страничка или группа в социальной сети и вы уже выставляете работы. Новички могут найти клиентов на сайтах фриланса или дав объявление. Стоимость открытки — от 200 рублей.
Написание картин и портретов на заказ
В этом направлении проще опытным и уже известным авторам. Начинающие портретисты могут предлагать свои услуги за символическую оплату, чтобы набрать популярность и получить отклик от покупателей.
Большим спросом пользуются портреты домашних любимцев по фото – собак и кошек. Клиенты любят реалистичное изображение, интересные техники рисунков.
Пробуйте, выкладывайте работы, предлагайте услуги, рисуйте для знакомых и друзей и заказы не заставят себя долго ждать. Средняя стоимость работы у новичка составляет 1000-1500 рублей, но ценник может достигать и 3000-4000 рублей за портрет.
Обучение через интернет
Если у вас за плечами курсы, художественная школа, вы владеете академическим рисунком, техникой масляной живописи или другим классическим направлением, а также освоили современные арты, скетчи и имеете подтверждающие документы о прохождении обучения, можете попробовать учить других. Грамотная речь и умение ладить с людьми – ваше преимущество.
Преподавать можно через Скайп, Зум, другие платформы для онлайн-уроков, а также в упрощенном виде посредством проведения онлайн-трансляций в ВК и пр.
Час занятий по изобразительному искусству через интернет стоит от 500 рублей. Учеников можно искать через сайты репетиторов, доски объявлений. Молодым специалистам проще: можно вести соцсети, свой телеграмм-канал и т.д.
Заработок на стикерах
Стикеры покупают соцсети и частные лица. Можно обратиться к администраторам в ВК, Телеграмме или другой сети и предложить им свои услуги.
Заказы по данному направлению можно найти на платформе Kwork. Там же иллюстраторы продают стикеры пакетами. Стоимость устанавливается самостоятельно и варьируется от 500 до 5000-6000 рублей за 10 штук (цены могут варьироваться).
В целом, за такой креатив стоит браться тем, кто имеет богатую фантазию и умеет быстро реализовывать идеи в небольших зарисовках.
Заработок на мерче и сувенирах
Как заработать на своих рисунках, если вы создаете актуальные картинки с надписями? Продавайте их на специальных площадках, где покупают изображения для футболок, сувениров, косметики и прочих товаров.
Есть два крупных сервиса:
- Design by humans;
- Tee Public.
Создание иллюстраций для сувениров стоит от 12-25 долларов, в течение месяца можно продать 10-15 штук. Деньги переводятся на ваш аккаунт, выводятся через Paypal. Сервисы европейские, платят стабильно.
Издательства, предлагающие работу иллюстраторам
Работа художника на издательство подразумевает отрисовку иллюстраций для книг. Художественная литература в «живом» виде все еще пользуется спросом, поэтому вакансии иллюстратора периодически мелькают на сайтах по поиску работы.
Если вы интересуетесь этой темой, обратите внимание на издательства «Эксмо», «Питер», «Добрая книга».
Иллюстратор может заработать 20-80 тысяч рублей в зависимости от опыта и сложности проектов. На удаленной основе за проект (например, за отрисовку учебного пособия для детей) автор может получить 3000-10000 рублей.
Создание иллюстраций для разных проектов
Проектных работ на сайтах фриланса предостаточно. Вы можете откликаться на заказы, повышать свой рейтинг на площадке и постоянно быть занятым.
Варианты могут быть следующие: нарисовать пакет иконок, создать дизайн чашки, отрисовать циферблат, создать картинку для объявления, арт, постер, NFT проекты (коллекция рисунков в одном стиле) и т.п. Оплата за такой творческий труд варьируется.
Запуск интернет-проекта из комиксов
Сегодня большой популярностью пользуются манга и другие типы комиксов. Если работать на заказ, то нужно придерживаться темпа рисования – разворот в день. Комиксы создавать сложно — это детализированные многофигурные картинки. Но профессионалы справляются, а заказчик рассчитывает на темп – разворот в день. Сроки он планирует так же. Минимальная сумма за разворот — 125 евро.
Если рисовать 15-20 разворотов в месяц, получается зарплата 1800-2500 евро.
Печать постеров со своими иллюстрациями
Постеры для интерьеров – отдельная тема для заработка художников. Они популярны для украшения интерьера квартир, ресторанов, офисов и пр.
Поиск клиентов можно осуществлять через доски объявлений, сайты фриланса и т.д. Также есть вариант делать все самому (рисовать, печатать, упаковывать) и продавать. Конечный продукт (авторский постер) стоит от 2500 рублей. Примерно 500-700 рублей уходит на само изготовление (печать, рамка, упаковка, доставка).
Дизайн сайтов и мобильных приложений
Разработка главной и внутренних страниц сайтов, пунктов меню, текстовых блоков и других элементов – направление графического и веб-дизайна. Здесь необходимо владеть программами и знать специфику сайта.
Ресурс должен быть удобным, понятным, красивым. В среднем, за разработку главной страницы автор получает 10-15 тысяч рублей, за остальное по 3-5 тысяч. Создание дизайна 2-3 сайтов в месяц принесет доход от 50 тысяч.
Создание уникального информационного контента
В принципе любой вышеперечисленный контент уникален, но художнику можно углубиться и в другое направление – создание своих курсов, написание книг о рисовании и творчестве, пособий и пр.
Качественный контент должен быть полезным и удобным, т.е. ваш курс должен помочь человеку научиться рисовать скетчи, арты, портреты или другие виды изображений, в зависимости от вашей специализации.
Если вы разбираетесь в оттенках, цветопередаче, определенном направлении живописи или карандашной технике – напишите книгу или небольшой самоучитель. Можно выпустить серию обучающих курсов, мастер-классов и пр.
Разместить пособие можно на одном из сайтов, которые работают с художниками, или на платформах, которые позволяют размещать книги для продажи или читать их за вознаграждение.
Если вы уже более или менее известный художник, имеете своих поклонников, заказчиков, свою аудиторию, устройте опрос среди них и выясните, на какую тему людям было бы интересно пройти обучение или посмотреть уроки, что почитать. Таким образом, ваша будущая книга (или любой другой контент) уже будет ожидаемой, останется только сделать ее полезной и понятной.
Как выбрать направление?
- Отталкивайтесь от своих возможностей и желаний;
- Беритесь за то, что вы хорошо умеете делать;
- Выбирайте проекты, для которых у вас не только есть навыки и способности, но и технические средства, чтобы выполнить все качественно и в срок.
Плюсы и минусы заработка на рисунках в интернете
- Вы занимаетесь любимым делом и зарабатываете;
- Вы сами планируете день (если работаете удаленно и на себя);
- Доход вы определяете самостоятельно;
- Вы имеете возможность реально хорошо зарабатывать.
- Если это основной заработок, то и отношение должно быть соответствующее – серьезное и ответственное;
- Нужно искать клиентов самостоятельно и зарабатывать репутацию;
- Чтобы стать востребованным автором, требуется время;
- Чтобы стабильно начать зарабатывать, тоже требуется время и поиск своей ниши.
Отзывы о заработке для художников
Большинство рассказов и отзывов о заработке художников в интернете сводятся к тому, что только при серьезном подходе можно выйти на стабильный и приличный доход.
Сложнее всего, по мнению «свободных» художников, выбрать свое направление. Удобно, интересно и выгодно работать сразу в нескольких нишах. Проще всего рисовать мелкие формы: стикеры, открытки и т.п.
Вы уже голосовали
Может быть полезным
Как зарабатывать на писательстве в интернете?
Заработок на писательстве: как начать зарабатывать на написании книг, варианты получения дохода от с.
Источник: trafopedia.ru
Личный опыт художника: как заработать живописью на жизнь и стать востребованным
РАЗДАЕМ КНИГИ нашим подписчикам каждую неделю в Телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы стать участником раздачи.
Работы нижегородского художника Алексея Чернигина выставлялись в Китае, Франции, Швейцарии и США, хранятся в частных коллекциях по всей России и всему миру. Должен ли художник работать голодным, где и как учиться, чтобы поймать музу за хвост и заработать, — на эти и другие вопросы Алексей ответил Финтолку.
Алексей Чернигин — художник и предподаватель, член Союза художников России, сын советского художника Александра Чернигина. Живет в Нижнем Новгороде.
«Завораживало, какую власть отец имеет над холстом»
— Вы сразу захотели идти по стопам отца или не планировали связывать жизнь с искусством? Кем мечтали стать в детстве?
— Насколько себя помню, я всегда рисовал. Много детских рисунков утеряно, но по тем, что сохранились, можно предположить, что сначала хотел стать моряком. Огромное количество парусников, морских сражений и карт воображаемых островов. В 12 лет написал книгу и сам же ее издал, снабдив иллюстрациями. В одном экземпляре.
Но писателем я точно не хотел быть.
Важнее отметить зарождавшуюся уже, видимо, тогда проектность мышления. Ведь книга — это большой проект, растянутый во времени. Нужно создать осмысленный и законченный текст, перевести его на бумагу, желательно без ошибок, нарисовать обложку и картинки, собрать все это вместе и не бросить на полдороги!
Влияние отца на мое становление неоценимо. Я постоянно видел его за работой, наблюдал, какое нескрываемое наслаждение он от нее получает. Этим невозможно было не заразиться. Это не просто была осуществленная модель жизни, это был пример обретения счастья в своем деле.
При этом я всегда был активным соучастником творчества. Помню, его дипломной работой была многофигурная композиция с детьми у костра на берегу Волги. Для всех мальчишеских персонажей позировал я. А было их человек пять или шесть. Видя, сколько отец работает, как увлеченно ищет, открывает что-то новое, бездельничать рядом было немыслимым.
Меня завораживало, какую власть он имеет над листом бумаги или холстом, как под хлесткими, быстрыми движениями рук из отдельных, несвязанных мазков вырастает новый мир, вселенная, живущая по его законам и правилам.
— Нужно ли художнику образование или главное — иметь талант?
— Талант — это подарок, счастливый билет, потенциальная возможность что-то сделать в жизни. Но это еще и ответственность. Без развития любой талант зачахнет.
Художник как губка: впитывает эмоции, ощущения, мысли, навыки. Но для того чтобы впитывать, нужна среда, наполненная необходимым количеством полезной информации. Для одного подходит самообразование, другому нужна дисциплина и системность вуза, третий все возьмет просто из общения с людьми.
В моей жизни было и то, и другое, и третье. Мне повезло родиться в семье художника, и многие секреты открывались сами собой, без особых усилий. Знания, за которыми люди охотятся, отец передавал запросто, по-свойски. Потом была изостудия, та самая, в которой когда-то занимался отец. Потом художественное училище, архитектурно-строительный университет.
Это был длинный путь, на котором посчастливилось повстречать множество щедрых и увлеченных учителей. А еще были мои сокурсники, такие разные и такие талантливые. Многие их них оказали на меня большое влияние. Это понимаешь со временем.
— Что лучше выбрать: художественный факультет или смежную специальность вроде дизайнера?
— Базовое образование необходимо. Нужен фундамент, с которого можно начинать строить себя. А вот где и как его получить — это вопрос действительно сложный и неоднозначный. После окончания архитектурно-строительного университета я более 15 лет в нем преподавал, поэтому знаю систему изнутри. И, конечно, у меня к ней было очень много вопросов.
Главное — научиться учиться. Не только добывать знания, информацию, но и систематизировать, использовать. Мы начинали учиться еще в Советском Союзе, и у нас был постоянный дефицит информации. Ее нужно было собирать по крохам, выискивая в этих крохах хоть что-нибудь полезное для себя. Сейчас же мы плаваем просто в океане информации, ее явный переизбыток, нужны совсем другие навыки — умение фильтровать, отсеивать и отбрасывать информационный мусор.
Как работает художник
— То, что вы рисуете маслом, — это дань классике или любимый стиль?
— Я начинал с акварели, и в Союз художников был принят именно как акварелист. Но потом, видимо, захотелось масштаба. Акварель все-таки довольно камерная техника, масло же позволяет не ограничивать себя в размере полотна. В то же время для меня очень важно сохранить легкость и чувство свободы, раскрепощения, которое мне так нравится в акварели.
— Сколько в месяц у вас уходит на кисти, холсты и краски?
— Не веду таких подсчетов. Материалы для живописи сейчас стоят очень дорого. Но, в принципе, можно обходиться ограниченным количеством красок. Необязательно скупать всю палитру цветов, представленных в салоне. Великие мастера, такие как шведский живописец Андерс Цорн, например, могли написать картину, используя палитру из пяти-шести красок.
То же самое с кистями. Я работаю самыми простыми. На качество живописи это не влияет. Вот холст — другое дело. Холст нужен хороший, тут уж экономить не нужно.
— Вы сразу рисуете на чистовик или меняете один холст за другим, пока не добьетесь идеала?
— В масляной живописи это не так критично, как в акварели. Там ошибаться практически нельзя. Маслом же можно целый день работать, а в конце дня, чертыхаясь, все стереть до чистого холста. Бывает и такое.
Масло позволяет работать над картиной хоть бесконечно, в истории были случаи, когда художники работали над одной картиной годами и даже десятилетиями. Все зависит от замысла и сложности композиции. Главное — не терять изначального настроя, задора. Когда чувствуешь, что устал от картины, надо просто оставить ее на время, заняться другой.
Поэтому нет ничего хуже, чем работать к определенному сроку. Тем более к сроку, определенному не тобой.
Бывает и так, что картина окончена, а тема не отпускает, не дает покоя, требует новой реализации. В другом размере или в новой композиции. Так появляются целые серии, объединенных одной темой. Интересно потом посмотреть концепцию в развитии, ведь между картинами бывает временной промежуток в несколько лет. У меня уже другая техника, другая палитра, я сам совсем другой.
— Как приходит вдохновение — спонтанным озарением или вы продумываете всю концепцию?
— В свое время на меня произвело большое впечатление интервью с художником Михаилом Шемякиным, в котором он рассказывал о методе работы над творческой концепцией. В основе его подхода четкая и педантичная организация своеобразной «библиотеки идей», в которой для каждой новой темы создается новая папка.
Причем у Шемякина это реальная, физическая папка, в которую мастер собирает фотоматериал, эскизы, наброски, записи, вырезки по теме. Таким образом, любая шальная мысль, какое-то даже легкое дуновение идеи не исчезает и не забывается. Сначала мне показалось, что это какой-то бухгалтерский учет. Но со временем я оценил метод, понял, что такая систематизация очень продуктивна.
Идея почти никогда не приходит в готовом виде. Чаще всего просто появляется какой-то образ, на котором интуитивно останавливается внимание, как на легком подергивании поплавка на воде. От него начинают идти круги, они подцепляют и вовлекают в свою орбиту другие образы. Картина не рождается вдруг, это всегда пласт жизни, замысел развивается, обрастает подробностями.
Или, наоборот, лежит годами, ждет какой-то новой вспышки, когда все наконец срастется и появится тема. Это очень живой и трепетный процесс, и меня он чрезвычайно увлекает, это и есть настоящее творчество.
— Можно ли заработать, не занимаясь ничем, кроме живописи? Возможно ли жить с этого или прибыль всегда будет нестабильна?
— Раньше я думал, что это невозможно. Поэтому было множество параллельных занятий —промышленный и графический дизайн, архитектура и дизайн интерьера, даже автомобильная аэрография. Но потом понял, что если буду и дальше распыляться, то не добьюсь успеха. Поэтому бросил преподавательскую работу и сосредоточился исключительно на живописи. Все остальное осталось как хобби.
Так что зарабатывать живописью можно, надо только правильно организовать процесс. И да, о стабильности надо забыть сразу.
— Вы сами устанавливаете цены на свои работы или их оценивают эксперты? Существует ли вообще средняя стоимость произведения и от чего она зависит?
— Цену чего-либо, относящегося к искусству, вообще очень сложно определить. Цену назначает художник, а люди реагируют на эту цену. Или не реагируют.
Важно отметить, что к той цене, которую назначает за свою работу художник, добавляется комиссия галереи или интернет-портала, которые продают картину. Она составляет от 15 до 100 %. Неудивительно поэтому, что коллекционеры ищут возможность выйти напрямую на художника. Галереи же заинтересованы в том, чтобы все контакты с потенциальными покупателями шли исключительно через них. Это извечная борьба.
— У вас есть поклонники, которые покупают ваши картины одну за другой?
Да, можно и так сказать. Есть коллекционеры, которые покупают мои работы уже очень много лет. А это значит, что в свое время они совершили не спонтанную покупку, пожили с этой картиной и захотели еще. Это приятно и очень вдохновляет.
— Продвижение молодого художника — это про его работы или все-таки про личный бренд?
— В моем понимании художник должен максимально проявляться в своих работах, этим и создается его имя, все остальное — от лукавого. Художник изначально ограничен в средствах своего выражения, он должен донести свою мысль, эмоцию, посыл, принципиально не пользуясь словами. Более того, он ограничен рамками холста, его плоскостью, ограничен интенсивностью пигмента в красках.
И его цель — преодолеть эти ограничения, вырваться из их плена. Я глубоко уверен, что не нужно вешать рядом с картиной листок с поясняющим текстом. Закончив работу, ты все сказал, и не надо больше ничего объяснять. Надо предоставить зрителю возможность и даже труд рассмотреть, понять, по-своему осмыслить.
— Как пробивались вы, какие способы сработали и какие нет?
— Мне кажется, продвижение — это особый талант и совершенно отдельная работа. Наверное, есть универсалы, которые успевают и работать, и крутиться в артистической тусовке, возможно, какие-то гении пиара делают это даже одновременно. Я умею и люблю работать, все остальное делаю по мере сил, как получается. В идеале, я думаю, нужно нанимать специалиста, который возьмет на себя работу по продвижению. Это огромный комплекс задач, который требует полной включенности.
— Чтобы попасть на выставку, нужно знать людей или же со своими работами можно прийти куда угодно?
— Я никого никогда не искал. У булгаковского Воланда были правильные слова на этот счет:
«Ничего не просите. Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»
Надо просто работать, искать то, что взволнует тебя прежде всего, а уж потом это затронет и еще кого-то. Главное — научиться видеть то, чего не замечают остальные, научиться удивляться простым вещам. Или, точнее, вспомнить, как удивлялся им в детстве. Это похоже на то, как охотник идет по лесу.
Он ведь не просто праздно гуляет, он настроен на определенную волну, он сосредоточен и внимателен. Он весь — ожидание. Только так, замедляя ритм своих ощущений, растворяясь в своем созерцании и подчиняя ему всего себя, можно научиться видеть как художник.
Источник: fintolk.pro