Идея менторства не нова: Сократ был учителем Платона, тот был наставником Аристотеля, а Аристотель — ментором Александра Македонского. Сегодня менторство считается одним из мощнейших рычагов роста в любой профессии и одним из самых действенных способов развития soft skills — гибких навыков вроде креативности и умения работать в команде. Согласно исследованию Американского общества обучения и развития, 75% руководителей компаний считают, что менторство сыграло важную роль в получении их должности. Если у вас еще нет наставника, « Цех » рассказывает, зачем он вам и как с ним работать.
Что такое менторство
Ментор — это профессионал, который безвозмездно делится своим опытом, помогает подопечному развиваться и решать возникающие проблемы. Он обладает глубоким знанием его сферы деятельности и знает, как достичь в ней успеха. Главное правило хорошего наставника —дать менти (от англ. «mentee» — тот, с кем работает ментор) удочку, а не рыбу: задать правильные вопросы и помочь человеку самому найти решение. Ментор только способствует развитию протеже, но все действия менти предпринимает сам.
КАК ИСКАТЬ МЕНТОРА! Нужен ли тебе наставник?
У кого были менторы
«Спасибо, что показал, как созданное нами может изменить мир», — написал Марк Цукерберг после смерти своего наставника Стива Джобса. На Западе менторство давно и успешно работает, хотя в России еще не особенно прижилось.
Вот еще несколько успешных примеров наставничества: соучредитель сайта Flickr Катерина Фейк была ментором Чеда Дикерсона, основателя Etsy — крупнейшей онлайн-площадки для продажи хендмейда и винтажных вещей. Али и Хади Партови, предприниматели из Кремниевой долины, были менторами Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси, основателей облачного сервиса хранения данных Dropbox. У самого Стива Джобса на раннем этапе развития наставником был Майк Марккула, один из первых инвесторов и топ-менеджеров Apple. CEO Google Эрик Шмидт был наставником для его основателей — Сергея Брина и Ларри Пейджа.
Перечислять можно очень долго. Шмидт в своей книге «Как работает Google» писал: «Даже если СЕО — суперзвезда, ему все равно нужен ментор. Ведь и у победителей Олимпиады есть тренеры».
Как это работает
Менторство — это процесс взаимодействия и партнерства. Чаще всего это длительная совместная работа, но, возможно, вы решите поставленную задачу за цикл коротких встреч с наставником. Работа происходит через обсуждение конкретных вопросов, которые пытается решить подопечный. Например, ментор может объяснить, как наладить отношения на работе, получить повышение или справиться со сложной задачей во время обучения.
Иметь ментора — это большое преимущество. Он может направить поток ваших мыслей в нужное русло, показать возможности, которых вы сами не замечаете. Качественные менторские отношения могут помочь вам добиться успеха в конкурентной среде. По данным Forbes, сотрудники, у которых есть наставники, получают повышение в пять раз чаще, чем те, у кого их нет.
Практика наставничества очень разнообразна: работать с ментором можно как лично, так и через специальные программы (о них читайте ниже). Также менторинг может быть полезен для бизнеса: некоторые компании делают его частью корпоративной культуры или приглашают ментора для работы над определенным проектом. Исследование , проведенное компанией Endeavor, показало, что у 30% основателей самых успешных стартапов в Нью-Йорке за последние 10 лет были менторы.
Что НЕ делает ментор
- не ведет себя как начальник
- не выдает готовое решение по запросу
- не решает краткосрочные задачи вроде «научиться делать презентации в PowerPoint »
- не работает как психотерапевт
Как работать с ментором
Главное правило работы с ментором — активность: перед первой встречей необходимо самостоятельно сформулировать вопросы и задачи, и не ждать, когда наставник придёт и сам что-то предложит. Ментор не должен угадывать, что от него нужно. Важно ценить его время, чем больше пользы вы можете получить за одну встречу с наставником, тем качественнее ваше сотрудничество.
Менторство и коучинг
Сегодня в России больше говорят о коучинге , чем о менторстве. Эти практики объединяют общие принципы и процессы, но основаны на разных типах взаимоотношений. Коучинг — это профессиональный вид деятельности; коучинговым практикам можно научиться, в коучинг часто приходят из психологии, консалтинга, HR. Коуч может вести несколько подопечных из совершенно разных сфер деятельности, ментор же продолжает заниматься своим основным делом, либо помогает менти, «выйдя на пенсию». Коучинг, в отличие от менторства, всегда оплачивается, причем очень хорошо.
Личный опыт: менти
Джиргала Бадмаева, у частница менторской программы МГУ
О менторской программе я узнала из соцсетей, но сначала не решилась подать заявку на участие, все откладывала. Причиной этому был незнакомый формат: страшно разговаривать со взрослыми успешными людьми один на один. В 2017 году я стала участником Школы Технологий и Инноваций на базе физического факультета нашего университета.
Организаторы, как оказалось, курируют еще и менторскую программу. Плюс ко всему, в рамках школы мы работали с экспертами, которые и были менторами. Так я поняла, что работать с наставником круто, нужно и совсем не страшно.
У меня довольно специфическая специальность — японский язык/политология, поэтому главным критерием для меня был похожий бэкграунд ментора. Поиск был недолгим: я нашла наставника, который окончил мой факультет и успешно работал в своей области.
Я пришла с довольно типичной задачей: узнать, если жизнь после выпуска? Что делать, если то, что ты изучаешь, очень нравится, но нет представления о том, как это все можно превратить во что-то практическое и нужное? Ментор откликнулся очень быстро, за что ему большое спасибо! Встречи были очными, в формате обычной беседы. Я задавала интересующие вопросы, просила совета, мы что-то обсуждали, сравнивали свой опыт обучения на факультете.
Нужно сказать, что с наставником мне повезло. Он оказался очень дружелюбным и отзывчивым человеком. В начале мне не давали расслабиться мысли о том, что я отнимаю время у занятого человека, задаю глупые вопросы, я боялась произвести плохое впечатление.
Отбросьте такие мысли — мой совет! Ментор пришел, чтобы помочь вам, что-то посоветовать, поделиться своими мыслями и идеями, а не оценивать вас. К тому же, важно понимать, что менторство — это всегда двусторонний процесс. И вы, менти, пришли, чтобы чему-то научить ментора. Спустя два года мы поддерживаем связь.
Забавно еще то, что недавно мы встретились уже не как ментор и менти, а как потенциальный работодатель и кандидат.
Владимир Огарев, з амгендиректора сети клиник «Мама Папа Я»
У меня было два ментора. С первым я познакомился в НИУ ВШЭ через менторскую программу, а со вторым — когда на работе меня попросили выстроить деловые отношения с новым партнёром. Тогда у нас возникли сложности из-за несогласия о сотрудничестве на типовых условиях. Мне нужно было интегрировать в наш бизнес-процесс непростого человека, да так, чтобы это всё работало.
Ко второму ментору я пришел уже в новой роли. Мне необходимо было понять, как использовать багаж моих связей и умение находить контакты нужных людей. Я хотел понять, как сделать потребителями услуг нашей компании тех, у кого еще не было о нас никакого представления. Обычно мы с наставником встречались вечером в офисах наших компаний или общались, пока ехали в машине.
Каждый раз это был разговор без купюр — задача, проблема, что я вижу на данный момент. Ментор задавал мне гениальные вопросы про людей, преодоление будоражащих сознание препятствий и советовал, с помощью каких ресурсов это можно разрешить. Я доволен нашим результатом.
Менторы: зачем им это нужно
Николай Козак, ментор Mentor Network, заместитель гендиректора Leroy Merlin Russia
В моем случае все началось, во-первых, из-за многолетнего увлечения спортом, собственным развитием и блоггингом, а во-вторых, с позитивного опыта в бизнесе. На каком-то этапе я понял, чтобы достичь очень высоких результатов, нужно думать еще о ком-то. Дальше все просто: я стал использовать в работе с командой и менти то, что помогло мне двигаться вперёд.
Я очень люблю людей. Люблю чувствовать удовольствие, гордость и энергию от побед своих менти. Развивая других, ты развиваешься сам. Очень важно не только брать, но и отдавать — это помогает миру становиться чуть-чуть лучше.
В чем состоит главная трудность менторства? Понять и принять, что все люди разные. Иногда человеку не нужно развитие, но все люди заслуживают, чтобы их любили и уважали.
У меня больше успешных кейсов, чем неудач: кто-то пробежал первый марафон, кто-то начал свой бизнес, создал семью, нашёл работу, успешно прошёл испытательный срок или произнёс первую речь перед большой аудиторией. Очень приятно, когда люди благодарят и рекомендуют тебя своим знакомым и близким.
Полина Хабарова, м ентор в MentorNetwork фонда «Рекурсия», HR-директор и директор по трансформации бизнеса КРОК
Менторы, на самом деле, получают ничуть не меньше пользы от сотрудничества, чем менти. При своей не очень большой практике наставничества я собрала множество инсайтов и интересных советов от своих подопечных. Общение с человеком из другого окружения расширяет представление о происходящем. Существует такой феномен как фильтр-баббл (явление, при котором поисковые системы выдают пользователю информацию с учетом данных о его предпочтениях — Прим. «Цеха») , и менторство помогает выйти за пределы своего «фильтра».
Чтобы работа с ментором была максимально продуктивной, очень важно понимать, почему вы обращаетесь к конкретному человеку. Причем не на уровне «загуглил и увидел много упоминаний» — нужно четко понять, с какими задачами поможет этот ментор, в чем его сильные стороны, на что вы ориентируетесь при выборе: личность, карьерный путь или определенный кругозор, которого вам не хватает.
Еще один важный момент в менторском общении — абсолютная честность. Первую встречу лучше построить в формате открытого диалога: обсудить, почему каждый сейчас готов инвестировать в это свое время.
Юстиния Хохлова, м ентор проекта My Mentor, координатор коммуникационной группы Zero Waste Switzerland in Geneva
Для меня наставничество — это возможность подсказать человеку более короткий путь к цели, поддержать, помочь советом и, когда это актуально, контактами. Это, в целом, альтруистическая мотивация, но если пытаться докопаться до чего-то еще, то это возможность не терять связь с молодым поколением, видеть, как у человека горят глаза и быть причастным к его успехам.
Запросы менти бывают разными, от весьма абстрактных: в каком направлении развиваться, что делать после института, до очень конкретных: как успевать и работать, и учиться, и вести личные проекты. Чем конкретнее запрос, тем очевиднее результат взаимодействия. Однако в поиске себя наставник тоже может очень сильно помочь.
С одной моей подопечной мы сосредоточили внимание на проработке приоритетов и планировании научной деятельности. Я всегда уделяю большое внимание анализу искренних интересов человека, что ему действительно нравится делать. Так получилось и в этот раз. Мне кажется, что нам удалось более чётко сформулировать план профессионального развития и очертить области, которые занимают много времени, не принося достаточной эмоциональной отдачи.
Самое сложное — не давать готовых советов исходя исключительно из своего опыта и внимательно анализировать контекст, в котором находится менти. Иначе легко попасть в ловушку собственных предпочтений и ожиданий от карьеры и жизни. Поэтому для меня самое сложное, но одновременно и самое интересное — это постоянно отстраняться и придерживаться нейтральности.
Где найти ментора
Для поиска ментора существуют специальные сервисы и программы, некоторые из них созданы на базе университетов. Для участия в программе нужно оформить заявку и заполнить анкету на сайте. Подать заявку можно на встречу с конкретным ментором или воспользоваться сервисом подбора. При согласии наставника вам высылают контакты друг друга, и вы продолжаете общаться самостоятельно.
Менторские программы для студентов:
Студенты часто нуждаются в поддержке и советах опытных коллег при выборе карьерной траектории: менторские программы в университетах помогают найти наставника среди выпускников, добившихся успехов в своих профессиональных областях.
- менторская программа МГУ
- менторская программа РЭШ
- менторская программа НИУ ВШЭ
- менторская программа МГИМО
Менторские программы для всех:
- Проект Mentor-Network Фонда Рекурсия. Собирает на одной площадке опытных экспертов, готовых безвозмездно делиться опытом и помогать своим протеже в личном и профессиональном развитии. Проект реализуется при содействии Фонда Рекурсия — благотворительного фонда поддержки студенческих образовательных и научных программ. Фонд создан по инициативе выпускников МГУ им. Ломоносова по принципу краудфандинга и «юридически независим от каких-либо крупных корпораций или частных спонсоров, а также не связан с политическими организациями». С 2017 года к проекту присоединилась ВШЭ.
Менторские программы для бизнеса:
Найти ментора для бизнеса можно в бизнес-акселераторах или напрямую в профессиональном сообществе. Займитесь нетворкингом, напишите желаемому наставнику в фейсбуке. Если ваш проект действительно интересный, ментор вряд ли откажется помочь вам.
- Бизнес — акселератор МГУ для стартапов. Программа поддержки стартапов предполагает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки: резидентам предоставляются посевные инвестиции от фондов — партнёров, предлагается помощь в разработке бизнес-модели, обучение и консультации у менторов.
Анастасия Котлякова
« Цех » — медиа о непрерывном образовании взрослых людей. Мы целиком захвачены идеей постоянного развития личности — профессионального, интеллектуального, эмоционального и даже духовного. Мы исследуем, как, чему и где лучше всего учиться и, главное, зачем. Если вам понравился этот материал, подпишитесь, пожалуйста, на нашу почтовую рассылку.
Источник: dzen.ru
Бизнес-менторство: как найти бесплатного консультанта для своего стартапа
Менторство в сфере предпринимательства – явление для России достаточно новое. На Западе сотрудничество с бизнес-менторами – опытными предпринимателями, которые на ранних стадиях развития стартапа помогают команде своими знаниями и опытом – довольно распространённая практика. Причём, такое сотрудничество повышает статус как стартапа, так и самого ментора. В России же в силу разных причин менторство не столь популярно, но ситуация постепенно меняется. Специалисты онлайн-школы предпринимательства Vector рассказали, кто такой ментор, как найти наставника и договориться с ним о совместной работе.
Зачем нужен ментор
Начинающему предпринимателю не помешает взгляд со стороны и мнение опытного наставника, который сможет предостеречь от ошибок, дать экспертную оценку, подсказать нужное направление для развития и понять, как найти себя в бизнесе. Ментор оценит вашу работу и беспристрастно и укажет на слабые места. Стартаперы-неофиты зачастую не могут предвидеть большинство проблем, как найти и развивать свой бизнес, в то время как ментор обладает опытом и сможет вовремя предостеречь от ошибки.
Как найти ментора
Есть несколько способов найти себе ментора. Поскольку чаще всего менторы работают со стартапами, то есть возможность найти наставника при любом стартап-акселераторе. Менторская программа представлена, например, в институте «Сколково».
Если договориться с ментором в рамках этих институций не удастся, можно заняться индивидуальным поиском. В первую очередь, изучите все публикации в СМИ об успешных компаниях, которые близки вам по сути работы и подходам к бизнесу. Выделите эти компании, изучите их сайты и найдите контакты тех, кто, на ваш взгляд, может быть вам полезным.
Важно: в идеале ваш наставник должен быть практиком. Если вы выберете себе ментора, знающего о бизнесе лишь понаслышке, то и его советы и взгляд на ситуацию могут быть далеки от реальности. Работайте с тем, кто знает рынок изнутри.
Сообщите своим знакомым (особенно тем, кто так или иначе связан со сферой ваших интересов) о том, что вы ищете ментора, и попросите их помочь вам в поиске. Узнайте в университетах и бизнес-ассоциациях, нет ли у них специалистов, которые готовы были бы консультировать вас в качестве ментора.
Посещайте тематические мероприятия и конференции: там есть возможность найти человека с необходимыми опытом и знаниями, который сможет стать вашим ментором. Однако не забывайте: лучше идти подготовленным. Речь идёт не только о том, чтобы знать, как «продать» идею менторства и сотрудничества с вами. Важно заранее понимать, к кому стоит подойти. Изучите список спикеров (а в идеале раздобудьте список всех участников конференции), определите для себя, кто из них вам подходит в качестве потенциального ментора, найдите их фотографии и запомните в лицо.
Как убедить ментора работать с вами
Подумайте над сильными чертами вашего проекта. Определитесь, для чего вам нужен ментор и чего вы хотите достичь в обозримом будущем. Далее действуйте по ситуации.
Если вы встретили потенциального ментора на мероприятии, постарайтесь завязать диалог. Задайте пару вопросов о его работе, о его взгляде на ситуацию на рынке, а затем переходите к делу: коротко расскажите о своей компании (упомянув сильные черты и достижения) и о планах на её развитие. Сообщите, что вы очень заинтересованы в вашем собеседнике как в менторе и предложите обменяться контактами и встретиться, чтобы обсудить такую возможность. Постарайтесь сразу уточнить, когда ваш потенциальный ментор готов с вами пообщаться.
Если познакомиться с ментором в офлайне у вас возможности нет, напишите ему письмо по электронной почте: расскажите коротко о себе и компании, и о том, почему вы хотите сотрудничать именно с ним. На следующий день постарайтесь дозвониться до него (если не удастся найти номер мобильного — звоните по рабочему) и уточнить, видел ли он письмо и как он относится к вашему предложению. Также вы можете попытаться «достучаться» до него в социальных сетях.
Если вам удалось договориться о встрече, подготовьтесь как следует: приготовьте сжатую, но емкую презентацию, продумайте заранее важные вопросы, которые вам хотелось бы обсудить. Не забывайте: у вашего потенциального ментора может быть очень напряженное расписание, так что экономьте его время. Будьте готовы пообщаться и на сторонние темы: умение поддержать беседу всегда играет на руку. Расскажите, как вы видите вашу совместную работу, спросите, насколько это интересно вашему собеседнику и с какой регулярностью он готов общаться с вами. В продолжение беседы вышлите письмо с благодарностью и предложение назначить следующую встречу.
Будьте в меру настойчивы, но в случае отказа проявите понимание и продолжайте поиски.
Как общаться с ментором
Регулярность общения с ментором зависит от вас, от того, насколько вы сможете заинтересовать его в тесном сотрудничестве и наладить контакт. Будет это раз в неделю или раз в несколько месяцев — вопрос, на который ответите только вы, исходя из количества свободного времени, стремления к диалогу и степени вовлеченности вашего наставника в ваше дело.
Тем не менее, помните: это общение необходимо, в первую очередь, вам, так что проявляйте инициативу, будьте на связи и напоминайте о себе.
Что касается вознаграждения ментора: изначально, когда вы только запускаете проект, сотрудничество может проходить на безвозмездной основе. Однако распространена практика, когда с развитием бизнеса ваши отношения переводятся в иной формат с финансовой точки зрения, например, ментору выделяется небольшая часть акций компании.
Полезные ресурсы
- Менторская программа в «Сколково» — программа развития инновационных проектов (направления: IT, биомедицина, энергоэффективные технологии и т.д.). Менторская поддержка осуществляется на безвозмездной основе и доступна участникам проекта «Сколково».
Международные:
- Ten Thousand Coffees — ресурс, где начинающие предприниматели могут познакомиться и пообщаться с успешными коллегами из разных областей деятельности. Вы отправляете приглашение нужному вам эксперту, если он его принимает, то договариваетесь о скайп-колле. Изначально предполагается, что ваша «встреча» пройдёт только один раз, однако, проявив настойчивость, можно договориться о менторстве.
Источник: biz360.ru
Как менторство помогает бизнесу и человеку
Менторство — один из популярных способов неформального обучения. У 71% компаний из списка Fortune500 есть корпоративные менторские программы. Они могут быть разные, но суть едина: более опытный специалист направляет и помогает советом менее опытному. Это выгодно для компании: сотрудники становятся эффективнее, растёт их лояльность и соответственно растут бизнес-показатели.
Разберёмся, что такое менторство, где и как выбрать ментора, какие основные ошибки совершают менторы и на чём основывается эффективное наставничество.
Молодёжный карьерный проект
UP TO ME
Менторство помогает быстрее достигать поставленных целей
Менторство представляет собой взаимодействие ментора — более опытного специалиста — и менти — менее опытного специалиста — с целью решения рабочих задач и карьерного роста. Работа происходит через обсуждение трудностей, с которыми сталкивается подопечный.
Ментор не даёт готовых рецептов, а направляет мысли и энергию менти в правильное русло. Иными словами, не учит, а помогает учиться и мыслить правильно.
Например, ментор-разработчик не будет корректировать каждый, неправильно написанный метод, но даст советы по организации кода с учётом наиболее эффективных практик.
Согласно исследованию компании Endeavor, у 30% успешных стартаперов были менторы. Например, у Стива Джобса ментором был Майк Марккула, один из первых инвесторов Apple. Сам Стив был ментором Марка Цукерберга, который отмечал, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляли успешные серийные предприниматели Кремниевой долины — Али и Хади Партови.
«Хорошо иметь поддержку на старте. Я бы не добился ничего в авиационной отрасли без наставничества сэра Фредди Лейкера».
Ричард Брэнсон, глава Virgin
Более подробно феномен наставничества исследован и описан в работе Mentorship and protege success in STEM fields, подготовленной сотрудниками Южного университета науки и техники (Китай) и Индийского института менеджмента Удайпур.
Согласно этому исследованию, специалисты, которые включали в своё обучение практику менторства, быстрее добивались поставленных карьерных целей, нежели их коллеги-одиночки. А если ментор был лауреатом премий и мировым экспертом в изучаемой области, то результаты менти были в 5 раз лучше среднего значения по выборке.
Итак, менторство помогает:
- решить конкретную проблему;
- познакомиться с чужим опытом и извлечь из него опыт;
- изменить мышление, наблюдая за ролевой моделью;
- адаптироваться к новой роли и преодолеть трудности;
- примерить на себя новую роль и понять, подходит ли она.
Но не только ментор может быть полезен менти — давайте посмотрим, что ученик даёт наставнику.
- участвовать в реализации планов ментора — проводить исследования, помогать с рутинными задачами, морально поддерживать;
- делиться энергией и творческими мыслями;
- мотивировать двигаться дальше, постоянно искать возможности для развития и использовать их;
- продолжить дело ментора.
Стоит обратить внимание на мотивацию ментора — помимо его опыта
Как правило, стать ментором может специалист в любой сфере с опытом от трёх лет. Главное — наличие серьёзного опыта за плечами и желание им поделиться.
Самое главное, на что стоит обращать внимание при поиске, — это карьерный опыт и ценности. Ментор уже прошёл тот путь, который хочет пройти подопечный, и добился тех целей, которые ученик ставит перед собой.
Работа с ментором — долгосрочная, в среднем от трёх месяцев до трёх лет. И выстроить такую работу значительно легче и приятнее, если ментор и менти близки по духу и имеют схожие интересы.
«Майк взял меня под своё крыло. Его ценности соответствовали моим. Он подчёркивал: вы не должны создавать компанию с целью разбогатеть, важно сделать то, во что вы верите».
Стив Джобс о Майке Марккула
Здоровая мотивация быть ментором — потребность качественно передать знания в отрасли, помочь менее опытным коллегам лучше справляться с задачами.
Если ментор помогает другим с целью поднять собственную самооценку, то это тревожный звоночек. Например, если ментор чувствует себя лучше от того, что от него выходят отличные специалисты и это — корень мотивации быть наставником, то всё в порядке. А вот в случае с мотивацией «чувствовать себя лучше на фоне менее профессиональных коллег» стоит задуматься, не будет ли в этом сотрудничестве больше вреда, чем пользы.
Материальное стимулирование тоже важно: время опытного специалиста стоит денег.
Есть мнение, что недостаток менторов в России вызван отсутствием грамотной системы поощрения. У большого количества представителей интеллектуальной элиты сформировалось тотальное неприятие труда «за идею» — одного из символов советского прошлого.
Менторство, как и любой процесс передачи знаний и опыта, заслуживает достойного вознаграждения, в том числе и материального. Поэтому логично на первой встрече обсудить условия сотрудничества и постараться сделать так, чтобы комфортно было и ментору, и менти.
Где ментору и менти найти друг друга
Существует множество способов наставнику и подопечному найти друг друга. Рассмотрим самые распространённые из них.
На работе
Самый простой способ найти ментора — подружиться с более опытным сотрудником там, где менти работает. Сотрудничать с таким наставником — одно удовольствие: он знает об экосистеме компании всё, что нужно, и не придётся тратить время на то, чтобы ввести ментора в курс дела.
В университете
Во многих университетах существуют сообщества выпускников, например, в МГУ или ВШЭ. Там можно написать запрос о поиске ментора в той или иной области. Как правило, найти ментора таким способом не составляет труда, особенно если сообщества распределены по факультетам. Такой подход предназначен в первую очередь для студентов и выпускников вузов.
В профессиональных интернет-сообществах
У представителей различных профессий есть свои сообщества. Где-то это группы в Facebook, где-то — Telegram-чаты и каналы, другие пользуются Slack. Чаты при специализированных подкастах тоже подойдут.
Найти их достаточно просто: в поисковую строку вбивается название профессии, локация, потом результаты поиска фильтруются. Вначале можно вступить в чат или группу и просто читать его, а позднее, освоившись, написать объявление о поиске ментора.
На специализированных порталах
Большая часть ресурсов для поиска менторов — англоязычные, однако русские аналоги тоже существуют. Часто сервисы делятся по профессиям: для дизайнеров, креативщиков, разработчиков. Достаточно там зарегистрироваться, подробно рассказать о себе и ждать отклика.
- https://lunchclub.ai/ — глобальное сообщество, где ИИ отбирает подходящего наставника из любой сферы деятельности;
- https://www.adplist.org/ — международное комьюнити, где можно познакомиться с менторами из международных компаний;
- https://www.pair-up.org/ — открытое сообщество для творческих людей, практикуют 30-минутные видеозвонки;
- https://emergentum.com/smb/ — русскоязычная платформа по подбору менторов из разных сфер;
- https://mkdev.me/ — называют себя «кооперативом IT-экспертов» и предлагают не совсем обычное наставничество: менторы платформы обучают подопечных по 56 специализациям по индивидуальному плану обучения;
- https://icf-russia.ru/directory-icf_mentors/ — российское отделение Международной Федерации Коучинга, специализируются на бизнес-коучинге, карьерном коучинге, коучинге родителей и подростков, лайф-коучинге и другом.
Рассказали, где ментор и менти могут найти друг друга. Теперь перейдём к практическим советам по дальнейшим действиям ученика и наставника.
Как выбрать ментора
Определите в своём окружении тех, кто прошёл профессиональный путь, который хотите пройти и вы.
Соберите информацию об этих людях и выберите тех, кто максимально близок вам по духу и взглядам. Проверьте сведения о компетенциях потенциального наставника по нескольким источникам.
Подумайте, чем вы можете быть полезны ментору. Отношения наставника и ученика можно сравнить с улицей с двусторонним движением.
Оцените, готовы ли вы к менторингу: гибки ли вы к изменениям, самостоятельны и активны ли или занимаете пассивную позицию.
Напишите первое письмо потенциальному ментору, опираясь на пункт 3.
Не беда, если не сразу получится найти ментора. Повторяйте пункт 5 до достижения поставленной цели.
У известного ментора может быть множество кандидатов, а ресурсы ограничены. Чтобы убедить ментора работать с вами, чётко сформулируйте цели совместной работы.
Так, в письме можно рассказать о том, почему вы выбрали именно этого человека, как его опыт поможет решить ваши задачи, что вы хотите получить в результате взаимодействия и каких целей достичь.
Как ментору проверить себя и как найти менти
Подумайте, сколько времени и ресурсов вы готовы уделять подопечному. Стоит учесть, что каждый случай индивидуален: на работу ментора и менти влияют позиция ментора, технологии, амбиции и интересы обеих сторон.
Оцените, готовы ли вы к менторингу: толерантны ли вы к ошибкам других, принимаете ли чужую точку зрения.
Обратитесь в HR-службу или отдел по развитию вашей компании с предложением взять ученика.
Если HR-службы нет, используйте нетворкинг: обратите внимание на менее опытных коллег, студентов альма-матер, напишите пост в соцсети или любом другом публичном канале.
Выберите подходящего подопечного и приступайте к работе.
«Время, потраченное на то, чтобы поделиться опытом с другими, может открыть новый мир для кого-то ещё».
Некоторые ошибки наставника могут не лучшим образом повлиять на жизнь ученика
Ментор несёт на себе большую ответственность, работая с менти. Примерно как родительские ошибки могут влиять на жизнь человека негативным образом, так и ошибки ментора могут наложить отпечаток на профессиональную карьеру.
Основные ошибки, которые совершают менторы, — внушение чувства неполноценности, гиперопека, отсутствие прозрачного учёта прогресса и обратной связи.
Наверняка, многие встречали коллег-айтишников, которые боятся брать на себя ответственность, чуть что бегут к тимлиду и предлагают использовать технологию не потому, что она подходит, а потому что она «любимая». Всё это — пример жертвы беспечного менторинга.
курс
Эмоциональный интеллект
Узнать больше
- Научитесь принимать эмоции и управлять ими
- Сможете лучше понимать окружающих и строить крепкие деловые отношения
- Усилите свою конкурентоспособность и лидерский потенциал
Принципы эффективного наставничества
Совместная работа ментора и менти базируется на решении проблем подопечного. И выстроить качественный процесс передачи знаний — одна из основных задач ментора.
Для этого существуют разные инструменты: кто-то предпочитает личные встречи раз в неделю, а кому-то комфортнее писать отчёты каждые 2 дня. Всё ограничивается лишь поставленными задачами и ресурсами наставника и ученика.
Но вне зависимости от сферы и содержания передаваемой информации есть ключевые принципы, которые сделают менторинг наиболее полезным, — рассмотрим их.
Равенство и доверие
Очень важно строить отношения между наставником и подопечным на равных. Ментору не стоит позиционировать себя как первоклассного специалиста с непоколебимым авторитетом, а менти лучше не обесценивать свои знания и опыт.
В противном случае общение «сверху вниз» внушит подопечному чувство неполноценности и напрочь отобьёт желание развиваться.
Самостоятельность
Идеальная схема выглядит так: ученик пытается решить проблему сам, и только когда он зашёл в тупик, ментору стоит прийти ему на помощь и подсказать дальнейшие шаги.
Звучит просто, но реализовать очень сложно: часто менторы поддаются соблазну излишне помогать менти ради желания решить проблему быстрее. Наставникам следует бороться с собой в таких ситуациях: такое поведение ведёт к развитию у ученика неорганизованности и лени.
Обратная связь
Она должна быть. Всегда. В условиях неизвестности людям свойственно додумывать реальность и искать подтверждения желаемому: неуверенный сотрудник решит, что он недотёпа, а ученик с завышенной самооценкой наоборот начнёт летать в облаках.
Форму обратной связи каждая пара ментор-менти подбирает индивидуально: уникальное взаимодействие и фидбек не предполагает наличие шаблона. Кому-то легче переговорить лично, а для других лучшим решением будет развёрнутый письменный отзыв.
Менторам тоже нужна обратная связь от их учеников, и её форму также следует определить заранее.
Работа с прогрессом и ожиданиями
Учёт прогресса в работе с подопечным необходим, так как без него сложно делать выводы в конце обучения. Без фиксирования все выводы будут опираться на память, а у каждого человека она работает по-своему. В итоге результат размышлений на тему прогресса может довольно критично отличаться от объективного.
Достаточно регулярно вести таблицу или заметки в блокноте, тогда издержки от субъективности будут сведены к минимуму.
Ожидания от обучения и критерии оценки лучше оговаривать в самом начале сотрудничества, иначе менти будет чувствовать неопределённость и дискомфорт, как и в случае с плохой обратной связью.
Что почитать на тему менторства
Тема менторства, к сожалению, пока мало освещается на русском языке, поэтому приводим в основном англоязычные книги.
Источник: netology.ru