Каждый из нас играл. Кто-то в детстве, кто-то продолжает играть до глубокой старости. Меняются поколения, меняются игры. Игра и человечество всегда были вместе. А по мнению Й. Хейзинги, игра старше человеческой культуры, и пришла к нам из мира животных, не сильно изменившись – основные принципы игры остались прежними.
Будь-то игра юных охотников первобытнообщинного строя или игры резвящихся щенков, согласитесь – игра не ради игры, не ради развлечения: для чего-то другого. Игровая активность может быть обусловлена биологической необходимостью, или обретением важного навыка, или тренировкой физиологических возможностей, в любом случае, игра – это важнейший инструмент развития.
История деловых бизнес-игр
Человек разумный вывел игры на новый уровень – для развития интеллекта были созданы тысячи игр и упражнений, некоторые из которых прошли сквозь тысячелетия: сенет, манкала, го, ур, шашки, шахматы. Некоторые получили чрезвычайную популярность и распространение. Например, игра «Мельница», упоминаемая в «Книге игр» короля Кастилии Альфонсо X Мудрого (1240 г.), была распространена от Средней Азии до Норвегии, не исключая и Русь: доски для этой игры найдены в Рязани, Новгороде и Старой Ладоге. Люди сознательно и не сознательно насыщали свою жизнь различными играми: для развлечения, для обучения детей, для исполнения религиозных культов, для обогащения; игровые технологии всё глубже проникали в культуру человека, и чем больше человеку требовалось освоить навыков, тем стремительнее игры вплетались в процесс обучения и развития.
Рис. 1 Поле древней настольной игры «Мельница»
Отношение к играм, как к инструменту развития человека, менялось во времени: от позитивного до резко негативного, и наоборот. На мой взгляд, драйверами развития игр в ближайшей истории явились три фактора: глобализация, научный прогресс и промышленная революция. Но, что ожидаемо, главным катализатором выступила военная наука. Именно военно-тактические учения на карте и проверка военной стратегии легли в основу применения игровых технологий на гражданском предприятии. Это случилось в 30-е годы прошлого века – это время можно условно считать зарождением деловых игр.
Деловые игры в России
В нашей стране считается первым автором деловой игры преподаватель: Мария Берштейн, которая в Ленинградском инженерно-экономическом институте (ЛИЭИ) 23 июня 1932 г. разработала и применила деловую игру «Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного Лиговского завода пишущих машин в пусковом периоде» (сокращенно – «Пуск цеха»). Именно она, предложила идею обучения руководящего персонала пуску предприятия до его действительного пуска, на манер подготовки военных руководителей в процессе военных игр.
Успех был колоссальным и по всей стране было разработано и проведено более сорока деловых игр. Но лишь до 1938 года, затем, в СССР деловые игры были запрещены, вместе с кибернетикой и генетикой. Новый виток деловая игра в нашей стране получила уже лишь в 50-е годы. Большую роль в распространении игровых методов в СССР сыграл Г. П. Щедровицкий, и другие специалисты, использующие игровые методы, как основу активного обучения на практике. Игровые технологии в СССР вышли за пределы деловых игр, став основой для организационно-деятельностных игр, до сих пор, являющихся уникальным инструментом для анализа и развития систем мышления.
А по ту сторону железного занавеса, в это время, деловые игры уже перешагнули планку развития человека, и принялись за целые компании. Но началось всё опять с военных: в 1955 году американцы разработали деловую игру MONOPOLOGS, где участники должны были играть роль менеджеров по инвентаризации в процессе моделирования работы системы снабжения ВВС. А уже в 1956 году American Management Association разработали Top Management Decision Simulation; и в 1957 году, по заказу McKinsey, была создана BUSINESS MANAGEMENT GAME – полноценная бизнес-симуляция, ставшая основой и вдохновением для создания сотен бизнес-симуляций по всему миру. Деловые игры зашагали по планете: в 1969 г. было опубликовано «Руководство по деловым играм» (Business Games Handbook, Graham D, и низкая квалификация игротехников значительно обесценили игровые технологии в глазах потенциальных заказчиков инструментов обучения и развития. Но именно не простая ситуация на нашем рынке деловых игр привела к появлению интересных продуктов, таких как Simformer (on-line бизнес-симуляция на базе платформы Virtonomica), а так же разработке интересных кастомизированных компьютерных бизнес-симуляций для ГК Росатом, АСИ, Сбербанка, РАО ЕЭС, Северстали и других крупных компаний.
Ряд разработок превзошел по качеству многие западные продукты, например компьютерные симуляции команды Simulizator, где графика и построение среды просто не имеют аналогов в мире. Настольные деловые игры стали исчисляться сотнями, среди них стоит выделить интересные продукты от команд Tordenson, INKONUS, Tool4mind.
Также появились различные ассоциации, такие как RAGE (Russian Association for Games in Education), организующая Школу игротехника; и Гильдия Разработчиков Бизнес-игр, организующая конференции Work, Play Play. Ряд крупных компаний уже прошли этап внедрения геймифицированных решений в свой бизнес. Причем, в отличии от деловых игр здесь, наоборот, преобладает компьютерный, или даже точнее облачный формат решений. Это нравится молодым сотрудникам, им это привычно и комфортно. Именно на геймифкацию сегодня основные ставки развития игровых технологий в обучении и развитии.
Рис. 4 Система для погружения пользователя в виртуальную реальность
Итак, на сегодняшний день, можно выделить четыре основных направления развития деловых игр.
- Собственно, сами деловые игры, в преимущественно настольном их варианте, иногда в «гибридном» исполнении, например, где расчеты происходят на планшетах, но сами действия игроками производятся на игровом поле — это «вечное» направление, его сложно заменить функционально, и связано это прежде всего с историей развития деловых игр, сроками разработки и стоимостью.
- Компьютерные симуляторы – сложные модели для решения комплексных задач с высокой детализацией процессов. Это направление очень перспективно в США и Европе, но в нашей стране в ближайшее время бурного развития не получит, в связи с ограниченными бюджетами компаний на обучение и развитие.
- On-line симуляции и конструкторы деловых игр – это универсальное решение, которое уже сегодня можно использовать очень эффективно. Содержит плюсы компьютерных симуляторов при невысокой стоимости и гибкости применения.
- Геймификация. Это направление сделало деловые игры полезными и эффективными во многих бизнес-процессах. Именно здесь реализованы такие игровые инструменты, которые было не принято рассматривать локально, вне игры целиком. Повышение мотивации и вовлеченности позволяет геймификации стать действительно одним из важнейших инструментов обучения и развития современности.
Хочется еще раз отметить, что все эти направления различаются лишь техническим исполнением и областью применения, а все игровые принципы остаются неизменными уже тысячи лет. Что-то кардинально новое в деловой игре придумать очень сложно, а вот технологически развитие игры безгранично — есть к чему стремиться. И не стоит, наверное, ждать разработок военных.
Познакомиться с деловыми бизнес-играми и симуляциями, а также другими тренингами и программами обучения для руководителей от BuroAkzent можно здесь
Источник: buro-akzent.ru
8 настольных игр на замену «Монополии», которые помогут прокачать финансовую грамотность
«Монополия» — это классическая игра, придуманная в первой половине XX века. Участникам сражения предстоит развивать свой бизнес: покупать земли и активы, брать и отдавать арендную плату и стараться разными путями увеличивать свои доходы. «Монополия» учит базовым принципам экономики, а ещё тому, что успех зависит не только от холодного расчёта, но и от случайностей, так что продумывать риски нужно тщательнее.
Однако американская компания Hasbro ушла с российского рынка, а вместе с ней практически исчезла и самая знаменитая финансовая игра. Магазины распродают остатки, и надежды на параллельный импорт не много: настолки нуждаются в переводе, так что условно турецкую версию ввозить бесполезно.
«Монополия» хотя и первая, но не единственная экономическая настольная игра. Вот несколько аналогов. Большинство из них тоже зарубежные, но их пока можно найти в продаже.
1. Денежный поток
- Возраст игроков: от 10 лет.
- Количество игроков: от двух до шести.
К созданию этой настолки приложил руку предприниматель и инвестор Роберт Кийосаки, автор мотивационной книги «Богатый папа, бедный папа». И игра хорошо повторяет жизненные сценарии. В начале участники выбирают профессии. Ещё им самим нужно определить финансовую цель, достижение которой сделает их победителями.
В процессе придётся зарабатывать деньги и тратить их на рутинные и непредвиденные расходы. А ещё подразумевается, что игроки пройдут два круга: сначала в режиме с доходами только от зарплаты, а потом — с инвестициями.
«Денежный поток» позволяет попробовать разные сценарии обращения с финансами без риска потерять деньги.
2. Антимонополия
- Возраст игроков: от 8 лет.
- Количество игроков: от двух до шести.
Как понятно из названия, эта игра — почти как «Монополия», только ещё сложнее. Потому что в дело также вступают мелкие предприниматели, которым предстоит биться с бизнес‑гигантами. Конкуренция подразумевает ценовые войны, устранение соперников и другие радикальные меры. Что победит — свободный рынок или монополистическая империя?
3. Экономикус
- Возраст игроков: от 8 лет.
- Количество игроков: от одного до восьми.
Участники пробуют себя в роли предпринимателей‑инвесторов. Можно вкладываться в 11 отраслей, но не все одинаково прибыльны. Так что придётся подумать, как сколотить капитал. Как и в жизни, на процесс будут влиять разные случайности.
В третьем издании настолки есть режим для одного игрока, так что можно потренироваться, прежде чем выходить на решающую битву с друзьями.
4. Оркономика
- Возраст игроков: от 10 лет.
- Количество игроков: от двух до пяти.
Эта экономическая настольная игра похожа на предыдущую, но меньше связана с реальностью, потому что действие происходит в мире фэнтези. Здесь действует магия, а конкурента можно устранить не только хитрыми приёмчиками, но и в схватке. Поэтому уроки «Оркономики» не совсем применимы в жизни. Зато играть весело.
5. Стартап
- Возраст игроков: от 8 лет.
- Количество игроков: от одного до восьми.
Это тоже вариация на тему запуска своего бизнеса, но уже в современном формате. Игрокам предстоит собрать команду и реализовать проект. А с конкурентами они будут бороться с помощью DDоS‑атак и других технологических фишек. Форс‑мажоры тоже предусмотрены, куда же в стартапах без них.
6. Коррупционер
- Возраст игроков: от 18 лет.
- Количество игроков: от трёх до четырёх.
Взятки, откаты, шантаж, воровство из бюджета — в этой игре есть всё, чтобы проворачивать коррупционные схемы и становиться самым богатым. Конечно, вряд ли эту настолку можно советовать с точки зрения того, чтобы её сценарии воплотить в жизнь. Но после неё многие вещи станут понятнее.
7. Игра в жизнь
- Возраст игроков: от 8 лет.
- Количество игроков: от двух до четырёх.
Участники проходят этапы карьерной и семейной жизни. Так что придётся считать деньги, расставлять приоритеты, а также демонстрировать свои таланты другим игрокам. Заработать можно, выполняя задания: спеть песню, рассказать историю.
8. Корпорация. Думай и богатей
- Возраст игроков: от 6 лет.
- Количество игроков: от двух до шести.
Здесь предстоит карабкаться по карьерной лестнице — со стартовых позиций до должности гендиректора. Кто возглавит компанию, тот и победит. В процессе придётся задействовать логику, протестировать свои моральные взгляды и реакцию на форс‑мажоры.
- 12 бесплатных курсов, которые научат разбираться в финансах
- 10 книг, которые прокачают вашу финансовую грамотность
- 15 лучших настольных игр для детей
- 10 настольных игр для двоих, которые не дадут заскучать
- 8 настольных игр для романтического вечера
Источник: lifehacker.ru
10 настольных игр, которые научат вашего ребенка финансовой грамотности
РАЗДАЕМ КНИГИ нашим подписчикам каждую неделю в Телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы стать участником раздачи.
Окей Гугл. Как справиться с кризисом? Многие взрослые негодуют, что в школе их учили многому, но не нужному. Как вести свой бюджет? Планировать расходы?
Уехать от родителей и не умереть с голоду? Что делать, когда на улице финансовый кризис?
Мы хорошо считаем логарифмы, но когда рынок начинает трясти, теряем голову и начинаем паниковать. Подростки и вовсе зачастую слишком полагаются на интернет, который может выдать им тысячу статей на любую тему. Но это теория, а как получить навыки, не доведя родителей до седин и убытка в пару миллионов? У нас есть идея. Давайте поиграем.
Зачем нужны настольные игры
Настольная игра — это своеобразная «школа жизни» в миниатюре. Здесь ребенок управляет финансами, инвестирует, строит стратегии и банкротится — без урона для кошелька. К тому же игра — не учебник, здесь не соскучишься.
Как правило, для игры не нужна специальная подготовка или знание громоздкой теории, достаточно постоянной тренировки, которая маскируется под увлекательное времяпровождение. Настольные игры есть самые разные. Каждая из них может прокачать определенный навык, включить разные участки мозга, научить долгосрочному планированию и взвешенным решениям.
Монополия
Это первая экономическая игра, которая приходит в голову, когда мы говорим о финансовой грамотности. В нее будет интересно играть как детям, так и взрослым. Есть самые разные виды этой игры — выберите то, что вас больше всего вдохновляет.
Чему учит: игра стратегическая и в первую очередь учит как тратить свой стартовый капитал и добиться банкротства других игроков, чтобы стать монополистом в своей отрасли. Игра, придуманная и реализованная Чарльзом Дэрроу, существует с 1934 года. При том что в выпуске игры ему отказали, он продал 5 000 самодельных монополий в разгар Великой депрессии.
Это ли не доказательство, что в бизнесе создатель игры мыслит прекрасно? Да и в «Аладдине» джин с ковриком играют в игру «Монополия» в одной из серий. А Джинни знает толк в исполнении желаний.
Монополия есть самых разных видов:
- Для детей 5-10 лет.
- Для детей от 10 лет.
- Для подростков от 14 лет.
Денежный поток
Игру создал один из самых успешных бизнесменов и инвесторов в мире — Роберт Кийосаки. Он же автор бестселлера «Богатый Папа, Бедный Папа». Кийосаки не раз отмечал, что многие люди не умеют ориентироваться в мире денег. Неважно, какой у вас оклад, если вы не научитесь обращаться с деньгами, то станете их рабами и будете работать не разгибая спины. Если же вы поймете, как заставить их работать на вас, то легко сможете управлять денежным потоком и обеспечить себе безбедную жизнь.
Чему учит: разрабатывать стратегии грамотного инвестирования, управлять своим денежным потоком и контролировать его, выходить из «крысиных бегов» за несколько ходов и заставлять деньги работать на себя, мыслить, как профессиональный инвестор, видеть финансовые возможности.
Тоже есть несколько видов игры:
- Для детей 6-10 лет.
- Для детей от 10 лет.
LibertEx
Игра, которая сделает вас счастливым. Точнее, именно такую цель преследовали ее создатели. А создали игру пять финансистов, которые достигли немалых успехов в своей области. В игре они решили воссоздать реальные условия достижения успеха. Взлеты и падения, случайные возможности, семья, отдых, еда и много работы. В этом и заключается оригинальность и ценность игры.
Она не позволяет вам только думать и впахивать. Если вы не научитесь грамотно и вовремя отдыхать, то игра ваша будет недолгой.
Чему учит: в первую очередь — тайм-менеджменту. В этой игре вы распределяете не только свои денежные ресурсы, но и ресурсы вашего организма. Цель игры — научить человека не просто работать, а думать и быть счастливым: исполнять свои мечты, зарабатывать деньги, быть с семьей, развиваться и отдыхать.
Кстати, все ваши мечты в игре будут переведены в реальный денежный эквивалент, цену за яхту не возьмут с потолка, в игре вы будете зарабатывать на реальную яхту, копеечка в копеечку. Так что расслабиться не получится. Также игре добавляют непредсказуемость случайные возможности. Жизнь подбрасывает вам разные подарки — друг предложил открыть бизнес, случайная находка, выгодная покупка. Но правда в том, что не все предложения одинаково хороши, и какие приведут вас к разорению, а какие позволят заработать — решать вам.
Для детей от 12 лет.
Антимонополия
Время идет — рынок меняется. Не так давно вышла новая игра, которая учитывает условия изменившихся отношений в бизнесе. «Монополия» построена на том, что игрок должен стать монополистом, в «Антимонополии» в игру вступают конкуренты. Вы можете играть как за тех, так и за других, расширяя свою финансовую грамотность разным опытом. Ирония судьбы заключается в том, что игра «Антимонополия» подвинула реального монополиста по настольным играм — компанию Hasbro. Это ли не лучшая рекламная кампания игры?
Чему учит: эта игра немного сложнее, чем изначальная версия — «Монополия», потому что в игру вступает конкурентная борьба. Задача монополиста — достичь вершины в своей отрасли и сохранить позиции. Задача конкурента — получать прибыль «здесь и сейчас» и не дать монополисту удержать свои позиции. Игра научит основам классической экономики Смита и современным принципам Траута.
Для детей от 10 лет.
Экономикус
Эта игра подразумевает два варианта — более простой и сложный. Простой как раз прекрасно подойдет для детей и новичков, более сложный — для бывалых. Немного смутило, что видео «быстро о правилах игры «Экономикус» шло 28 минут, но в результате оказалось, что все очень даже интересно и динамично.
Прелесть в том, что игра учитывает очень многие реальные факторы, которые происходят на рынке. Здесь тебе и конкуренция, и вынужденные кредиты, и стартапы, и даже кризисы (прямо то, что нужно). В более серьезной версии вас ждут еще налоговые проверки и случайные события, влияющие на экономическую ситуацию.
Чему учит: стратегии развития компаний в разных отраслях. В игру вы входите с двумя компаниями, но в процессе должны завоевать как можно больше отраслей. При этом ситуация меняется очень динамично, и игрок должен на них быстро реагировать. Поэтому здесь вы точно приобретаете навыки ведения бизнеса в непредсказуемых ситуациях.
Для детей от 9 лет.
Стартап
Если в остальных играх у вас на старте есть хоть что-то, то в этой игре вы начинаете с нуля. Задача игрока вывести свой стартап на прибыльные обороты. По пути его ждет все то же, что и в жизни. Нехватка ресурсов и времени, авралы, неожиданные проблемы и жажда победы. Игра веселая и очень динамичная, в ней начинающего бизнесмена ждут типичные неудачи, неожиданные проблемы, самые разные подвохи и форс-мажоры.
Чему учит: игра в первую очередь тренирует навыки общения, чтобы добиться в этой игре успеха, необходимо стать настоящим дипломатом. К тому же игра привлекательна тем, что учит, как из идеи сделать средство заработка. Пройти весь путь от начала до конца и при этом быстро реагировать. Прекрасно подготовит ребенка к реалиям жизни.
Игра для детей от 12 лет.
Оркономика
Это аналог игры «Экономикус», о которой мы написали ранее, только гораздо веселее. Ведь играть нужно за орков в мире орков, а тут уже другие правила. Игра отлично преподносит экономику в захватывающей, интересной форме. Если ваш ребенок любит фэнтези, то эта игра как раз для него. Хотя игра отличается от реальной жизни. Здесь присутствует магия, боевой туризм и даже оружейное дело.
Разговоры и ведение дел орков тоже отличаются от обычных, человеческих, так что игра подойдет только, если ваш ребенок хорошо знает эту расу.
Чему учит: вести бизнес, договариваться, хитрить, думать и строить стратегии. Важная деталь: выигрывает не игрок, у которого больше денег, а тот, чья отрасль будет доминировать.
Для детей от 10 лет.
Фиксиномика
Вы знаете фиксиков? Если у вас есть дети, то, вероятнее всего, вы о них слышали. Эти ребята знакомят детей с миром и рассказывают, как все работает на самом деле. Прелесть игры в том, что она не только про рыночную экономику, она еще и про науку. Хорошо, что такие навыки ребенку даются в игровой и простой форме с любимыми героями.
Чему учит: в первую очередь рассчитывать свои ресурсы и оценивать риски. При изобретении чего-либо ребенок знакомится с правилами физики и инженерии, с ним случаются непредвиденные ситуации, и у него ограниченные ресурсы.
Игра подходит детям от 6 лет.
Биржевые игры. Быки и медведи.
Ребенок на момент игры станет настоящим трейдером на фондовой бирже в самый разгар торгов. Задача игрока — купить как можно больше контрольных пакетов акций, потратив при этом наименьшее количество денег. Здесь в одну минуту можно потерять и приобрести целые состояния, погрузиться в суматоху или просчитывать стратегии. Испытывать риски и неопределенность. Все как по-настоящему.
Чему учит: самое главное, что ребенок освоит с малых лет основы биржевой торговли. Научится наблюдать, понимать, когда цены акций намеренно завышены, а когда стоит скорее брать по маленькой цене. В игре также можно освоить классические способы биржевых спекуляций — повышение и понижение курса. Ваш личный маленький финансовый консультант в момент неожиданного кризиса! Что может быть лучше?
Игра подходит детям от 10 лет.
Думай и богатей
Суть игры сводится к тому, чтобы добраться до вершины по карьерной лестнице. При этом ситуация ах как похожа на реальную жизнь, ведь в ней многое решает имидж. Именно имидж может помочь заключить сделки или, наоборот, провалить их. Причем при переходе на более весомый круг — имидж обнуляется. Поэтому с этой игрой ребенок научится ответственно принимать решения, чтобы не только зарабатывать деньги, но и сохранить свое имя.
Чему учит: игра научит подниматься по карьерной лестнице, покажет, как дойти от менеджера до генерального директора компании. Также игра тренирует логическое мышление, расчетливость, планирование, ответственность.
Игра есть двух уровней: 7-12 лет и от 12 лет и старше.
Опыт игроков
— В «Монополию» родители посадили меня играть с раннего возраста. Я сразу втянулся. Для меня было классно испытывать азарт, зарабатывать и ориентироваться в рыночной экономике. Игра помогла мне понять, что деньги не берутся из воздуха, их надо уметь зарабатывать, включать мозги и интуицию, просчитывать несколько шагов вперед.
Сейчас я понимаю, насколько круто, что я уже тогда овладел всеми этими навыками, ведь сейчас, в момент паники и наступающего кризиса, мне уверенно и спокойно. Просто ищу все новые способы заработка, подстраиваясь под ситуацию. Ребенку обязательно сам куплю, когда подрастет, и будем вместе играть.
Ольга Мишина, рецензент Лабиринт.ру:
— Очень важная и нужная игра. На примере легко объяснить ребенку, как обращаться с деньгами. Ребенок видит, к каким последствиям приводят те или иные действия. В комплект входит книжка, которая сама по себе очень интересна и познавательна. Она содержит понятные для ребенка формулировки из книг Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» и «Квадрант денежного потока».
Источник: fintolk.pro