Как оценить бизнес для инвестора

Вы решили начать инвестировать на фондовом рынке и купить несколько акций. По одному описанию бизнеса принимать решения — рискованно, нужно разбираться в положении и перспективах компании и учитывать её стоимость. Рассказываем, на какие конкретные показатели стоит ориентироваться при выборе компаний для инвестиций.

Стоимость компании

«Цена — это то, что ты платишь, стоимость — это то, что ты получаешь» — одна из самых известных цитат легендарного Уоррена Баффета. Смысл этого афоризма: недостаточно, чтобы компания была хорошей, крайне важна и цена покупки акций.

Этот принцип лежит в основе так называемого стоимостного инвестирования. Многие выдающиеся инвесторы, которые на протяжении десятилетий «обгоняли» рынок (то есть получали доход на капитал больше среднего роста рынка), в том числе Уоррен Баффет, предпочитали вкладываться именно в недооценённые акции.

Обычно для определения дороговизны акций инвесторы используют мультипликаторы — показатели, которые помогают сравнить компании разного (или одного) масштаба из одной отрасли, например IT-компании или нефтяников. Самый известный из них — P/E (Price to Earnings), отношение рыночной капитализации компании к её чистой прибыли за последний год. P/E показывает, за сколько лет окупятся вложения в компанию при неизменной прибыли.

КАКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДЛАГАТЬ ИНВЕСТОРУ: “Реальные инвестиции”. Шаг №2 – Разработка условий для инвестора

Например, компания А стоит 20 млрд руб., а компания Б — 2 млрд руб. Годовая прибыль каждой — 200 млн руб. P/E компании А = 100, Б = 10. Получается, что компания Б стоит дешевле относительно компании А.

Для поиска недооценённых акций стоимостные инвесторы также используют P/BV (Price to Book Value — цена/стоимость чистых активов). Если по-простому, чистые активы — по сути капитал, то есть активы минус обязательства. P/BV показывает, сколько инвесторы платят за чистые активы компании.

Кроме P/E и P/BV, может использоваться один из следующих показателей (но лучше — все вместе):

  • P/CF (Price/Cash Flow) — цена/денежный поток
  • P/S (Price/Sales) — цена / выручка
  • D/P (Dividends/Price) — дивиденды/цена (дивидендная доходность).

Во всех случаях, кроме D/P, чем выше показатель, тем «дороже» акция.

Рост бизнеса

Если акции компании стоят дешёво, это может означать, что инвесторы учитывают риски, связанные с ней. Как следует из слов Баффета, процитированных выше, для инвесторов важна не только цена в настоящем, но и перспективы роста компании в будущем.

Сам Баффет любит «франшизные» бизнесы — компании, которые могут приносить деньги за счёт конкурентного преимущества. Оно может достигаться, например, если компания работает на быстрорастущих рынках, где у неё пока нет конкурентов, или она выпускает товар, который сложно заменить. Пример «франшизы», который приводил Баффет, — Coca-Cola.

Читайте также:  Как выбрать маркетплейс для малого бизнеса

Выявить такие компании не так просто — надо очень глубоко разбираться в отрасли. Поэтому неопытному инвестору нужно обращать внимание на финансовые показатели. Некоторые инвесторы предпочитают оценивать динамику выручки или чистой прибыли: хорошо, если за последние 5–10 лет она стабильно росла. Пороговые значения, которые в своих статьях указывали выдающиеся инвесторы, в этой статье мы приводить не будем, так как они зависят от многих факторов (размера компании, отрасли и страны) — лучше сравнивать компании между собой.

Сколько стоит наш бизнес и как оценить доли партнеров

В некоторых отраслях, где компании несут высокие капитальные расходы (например, в нефтянке или металлургии), используют EBITDA — прибыль компании, если бы она не зависела от налоговой нагрузки, амортизации и других факторов, то есть прибыль компании от операционной деятельности.

При этом нужно учитывать, что рост финансовых показателей может достигаться многими способами, напрямую не связанными с бизнесом компании, например за счёт роста долга. Поэтому инвесторам нужно оценивать показатели долговой нагрузки и рентабельности бизнеса.

Для оценки долговой нагрузки чаще всего используют отношение чистого долга к EBITDA. Чистый долг — это совокупный долг компании минус денежные средства и другие активы, которые можно продать. Чем меньше значение, тем ниже долговая нагрузка — тем лучше для инвестора. Чистый долг/EBITDA показывает количество лет, необходимых компании для погашения своих долговых обязательств за счет EBITDA.

Также можно использовать показатель EV/EBITDA. EV (Enterprise value) — это справедливая стоимость компании: рыночная капитализация + чистый долг. Она показывает, сколько стоит компания с учётом долга. EV/EBITDA показывает, за сколько времени компания окупит свою стоимость с помощью прибыли, без амортизации и других расходов.

EV/EBITDA удобен, когда надо сравнить компании с разной долговой налоговой нагрузкой. Компания с наименьшим значением в отрасли — самая привлекательная.

Для оценки рентабельности бизнеса обычно используют ROE (Return on equity) — он показывает рентабельность собственного капитала. Например, если он равен 30%, то это означает, что капитал сгенерировал 30 копеек с одного вложенного рубля. Чем ROE выше, тем более эффективна компания. Также для оценки компаний из разных секторов используют ROA (Return On Assets — рентабельность активов) и ROS (Return On Sales — рентабельность продаж).

Запомнить

Чтобы принять осознанное решение об инвестициях в акции компании, инвестору нужно обратить внимание на следующие показатели:

Источник: dokhodchivo.ru

Как оценить стоимость стартапа, зачем проекту финансовый план и на что смотрит инвестор, оценивая финансовую модель стартапа

Сергей Михайлов — автор методологий по оценке финансовой модели и рисков на платформе Rocket DAO — ответил на вопросы Андрея Мирошниченко о методах оценки финансовой модели стартапов, о том, как оценивать стартап, у которого еще нет данных, и на что обратит внимание инвестор, изучая финансовый план.

Читайте также:  Бизнес портрет что это

Стоимость бизнеса: для чего рассчитывать, как оценивает владелец и инвесторы на разных этапах развития. Мнение специалиста

Когда вы управляете малым бизнесом, вы несете ответственность за выполнение нескольких обязанностей. Владельцы малого бизнеса решают все необходимые вопросы: от бухгалтерского учета до маркетинга и разработки предложений по продуктам или услугам. Несмотря на то что не всегда легко найти время для выполнения дополнительных задач, владельцы малого бизнеса должны рассчитывать стоимость своего бизнеса на полурегулярной основе.

стоимость

Даже если вы не хотите продавать свой бизнес, полезно знать, сколько он стоит. Однако произвести оценку не всегда просто.

Для чего рассчитывать стоимость бизнеса?

Стоимость бизнеса — невероятно важная информация для любого владельца, рассматривающего продажу предприятия. Вступление в переговоры без предварительного понимания того, сколько стоит ваш бизнес, дает вам возможность потерять деньги.

Многие владельцы малого бизнеса пренебрегают расчетом стоимости своего бизнеса. Это упущение можно легко исправить. Если вы тратите бесчисленное количество часов на бизнес, поговорите с профессиональным оценщиком или консультантом. Они могут помочь вам определить, сколько стоит ваше предприятие.

Если вы откладываете оценку собственного бизнеса до момента продажи, то вы лишаете себя возможности повысить его ценность на рынке. Вы получите только то, что можете получить. Если вы заранее знаете ценность своего бизнеса, вы можете работать с советниками по увеличению размера вашего капитала.

Какие факторы нужно учитывать?

Ценность вашего бизнеса зависит от множества факторов. Размер вашего предприятия, вашей команды, ожидаемый рост и множество других факторов влияют на стоимость. Когда дело доходит до расчета стоимости, есть несколько формул. Однако помимо использования определенных формул для расчета стоимости бизнеса, важно хорошо разбираться в нескольких ключевых особенностях.

  • Материальные активы. К материальным активам относятся такие вещи, как машины, имущество и инвентарь.
  • Нематериальные активы включают такие вещи, как узнаваемость бренда, товарные знаки и патенты.
  • Обязательства — любые долги, которые ваш бизнес должен учитывать при оценке.
  • Финансовые показатели. Выгоден ли ваш бизнес? Если да, какова ваша годовая прибыль? Какой доход приносит ваш бизнес?

Даже если вы не продаете свою компанию, знание ценности вашего бизнеса может дать дополнительное понимание будущих деловых решений.

Читайте также:  Этапы жизненного цикла бизнеса

Как инвесторы оценивают бизнес?

При определении стоимости компании и факторов, влияющих на ее ценность, определите, что хочет знать потенциальный покупатель или инвестор.

Существуют прямые математические способы определения стоимости бизнеса, но они зависят от качества данных, используемых в расчетах. Часто переговоры заканчиваются соглашением между ведущим инвестором и бизнесменом, основанным на ряде факторов, приемлемых для обеих сторон.

Короче говоря, если вы хотите привлечь инвесторов или покупателей, вам нужно знать, как они оценивают бизнес. По сути, важно то, за какую стоимость владелец готов продать и сколько согласен заплатить инвестор, который принимает участие в сделке.

Если вы рассчитываете стоимость бизнеса только для информационных целей, попробуйте использовать несколько различных методов, чтобы понять, как разные инвесторы и покупатели могут оценивать вашу организацию.

Оценки — это больше искусство, чем наука, особенно для частных компаний на ранних этапах. Если есть доходы, и они являются репрезентативными, для получения достаточно точного числа можно использовать правильное значение для отрасли. Если нет доходов или они не отражают направление бизнеса, необходима дополнительная интерпретация.

Стоимость бизнеса на разных этапах развития

Проще оценить стоимость бизнеса, который существует уже 30 лет, чем оценить стартап. У стартапа меньше финансовой отчетности, и трудно понять, насколько большим может стать бренд. С другой стороны, 30-летний бизнес имеет многолетние финансовые показатели и устоявшийся бренд, который легче оценить. Это затрудняет расчет стоимости вашего бизнеса на разных этапах его развития.

Вы можете использовать несколько различных методов, чтобы получить несколько общих оценок стоимости вашего бизнеса. Лучшее решение — поговорить с инвестиционным банкиром или кем-то, кто имеет опыт расчета стоимости компании. Он объяснил, что владельцы бизнеса могут проиграть на переговорах с потенциальными покупателями, если не осознают ценность своего бизнеса. Если кто-то предлагает купить ваш бизнес неожиданно, полезно знать, соответствует ли это предложение рыночной стоимости.

Как часто нужно рассчитывать стоимость бизнеса?

В информационных целях и при условии, что вы не собираетесь продавать свой бизнес в ближайшем будущем, нет необходимости привлекать оценщика. Внедрение бизнес-оценщика приведет к более точной оценке, но дополнительные детали могут не стоить затрат.

Пока вы не готовы продать бизнес, оценка его стоимости — это просто приятное занятие, но оно может служить ориентиром для продвижения вперед.

Если у вас нет планов на продажу в ближайшее время, но вы хотите понять, чего стоит ваш бизнес, годовая оценка является подходящим периодом.

Источник: bishelp.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин