Условия применения сравнительного подхода предполагает ценность собственного капитала предприятия определяется той суммой, за которую она может быть продана, при наличии достаточно сформированного рынка. В качестве ориентира используются реально сформированные рынком цены на сходные предприятия, либо их акции (доли).
Подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке и перспективы развития.
— ориентирован на фактические цены купли-продажи сходных компаний;
— отражает уровень спроса и предложения на данный объект инвестирования;
— расчеты основаны на реально достигнутых показателях финансовой деятельности.
— игнорирует перспективы развития предприятия в будущем;
— применение возможно при наличии разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по компаниям выбранным в качестве аналогов;
* Финансовая информация по аналогам (для закрытых компаний) может содержаться в базах – spark.ru, skrin.ru.
Как оценить стоимость сайта? Основные подходы
— вносятся сложные корректировки и промежуточные расчеты требующие серьезного обоснования.
Основные методы сравнительного подхода:
1. Метод рынка капитала
3. Метод отраслевых коэффициентов
Применение методов рынка капитала и сделок.
Основные этапы оценки:
1. Сбор необходимой информации;
2. Сопоставление списка аналогичных предприятий;
3. Проведение финансового анализа, в том числе компании аналога;
4. Расчет ценовых мультипликаторов;
5. Выбор величина мультипликаторов, которые целесообразно применить к оцениваемой компании;
6. Определение итоговой величины путем взвешивания промежуточных результатов;
7. Внесение итоговых корректировок.
Метод рынка капитала применяется для оценки одной акции или миноритарного пакета акций.
Метод сделок используется для оценки компании целиком либо мажоритарного пакета.
Критерии отбора компаний аналогов:
1. Отраслевое сходство, при этом необходимо учитывать дополнительные факторы, к примеру: уровень диверсификации производства, возможность перепрофилирования производства;
2. Размер компании;
3. Перспективы роста (стадия развития, стадия стабилизации, стадия спада, стадия ликвидации);
4. Финансовый риск. Учитывает структуру капитала, уровень ликвидности и кредитоспособность компании;
5. Качество менеджмента (средняя заработная плата персонала, место компании на рынке, показатели рентабельности и другие показатели);
6. Фактор времени.
Основным инструментом определения рыночной стоимости и собственного капитала компании сравнительным подходом являются ценовые мультипликаторы. Ценовой мультипликатор отражает соотношение между рыночной ценой предприятия и каким-либо его показателем, характеризующим результаты производственной и финансовой деятельности. Мультипликаторы рассчитываются по всем аналогичным предприятиям.
Ищенко Д Н ЦЕНОВЫЕ МУЛЬТИПЛИКАТОРЫ ПРИ ОЦЕНКЕ БИЗНЕСА СРАВНИТЕЛЬНЫМ ПОДХОДОМ
Цена акции на прибыль приходящуюся на одну акцию
РС = мультипликатор * на финансовый показатель объекта оценки
РС = (цена на выручку)
Цена всего предприятия на прибыль всего предприятия
В практике используются мультипликаторы:
1. Интервальные (цена компании / прибыль за отчетный год(чистая); цена / денежный поток; цена / дивиденды; цена / выручка)
2. Моментные (моментальные) (цена / балансовая стоимость активов; цена / чистая стоимость активов)
№ | Показатель | Американский термин | Формула расчета |
Выручка | Sales (S) | ||
Себестоимость реализации | |||
2а | Себестоимость, включая амортизацию | ||
Валовая маржа (маржа 1) | Gross margin | 1 – 2 +2а | |
Коммерческие и общефирменные расходы | |||
Прочие операционные расходы | |||
Прочие операционные доходы | |||
Прибыль от реализации (маржа 2) | Sales margin | Маржа 1 – 4 – 5 + 6 | |
Прочие внереализационные расходы | |||
Прочие внереализационные доходы | |||
Прибыль до уплаты налогов, в % и амортизации (маржа 3) | EBITDA | Маржа 2 – 8 + 9 | |
Амортизация | |||
Операционная маржа (прибыль до уплаты налогов и %) (маржа 4) | EBIT | Маржа 3 – 11 | |
Проценты к получению | |||
% к уплате | |||
Прибыль до налогообложения (маржа 5) | ЕВТ | Маржа 4 + 13 — 14 | |
Налог на прибыль | Тах | ||
Чистая прибыль (Маржа 6) | Е | Маржа 5 — 16 | |
Дивиденды | D | ||
Рыночная капитализация | МС | ||
Балансовая стоимость активов | BVA | ||
Балансовая стоимость долга | BVF | ||
Денежный поток | CF | ||
Стоимость компании (стоимость бизнеса) | EV | EV = MC + D (долгосрочный долг компании) – Cash (деньги) | |
Инвестирование капитала | IC |
Цена / прибыль: P/E, P/EBITDA, P/EBIT, P/EBT, P/CF
Данная группа является самой распространенной. Основное требование -полная идентичность используемого показателя для аналога и оцениваемой фирмы.
Недостаток: мультипликатор существенно зависит от методов ведения бухучета, поэтому если в качестве аналога выбрана зарубежная компания, нужно провести систему распределения прибыли к единым стандартам.
Крупные предприятия лучше оценивать на основе чистой прибыли, мелкие компании – прибыль до уплаты налогов.
Цена / денежный поток используется при оценке предприятий в активах которых преобладает недвижимость, а также если деятельность компании убыточна.
Цена / выручка от реализации. Используется редко.
Достоинства:Не зависит от методов ведения бухучета
Целесообразно использовать при оценке предприятий сферы услуг
Цена / балансовая стоимость. В качестве финансовой базы используется балансовая стоимость всех активов или чистых активов на дату оценки или последнюю отчетную дату. Сфера применения: оценка холдинговых компаний.
Цена / физический объем – разновидность Цена / выручка (Р/С)
Для объективности используется несколько мультипликаторов одновременно, с последующим согласованием результатов.
Пример: расчет стоимости банка.
Аналог | P/S | P/E | |
1. | Сбербанк | 2,02 | 6,42 |
2. | ВТБ | 1,21 | 6,29 |
3. | Банк Москвы | 3,68 | 9,97 |
4. | Группа «Росбанк» | 1,74 | 16,69 |
5. | Номос Банк | 1,21 | 7,32 |
6. | Транс Кредит Банк | 1,38 | 7,35 |
7. | Банк Уралсиб | 0,63 | -6,3 |
8. | Банк Санкт-Петербурга | 0,68 | 3,24 |
9. | Московский областной | 4,43 | 9,55 |
10. | Банк Возрождение | 0,71 | 8,55 |
Для расчета рыночного показателя отбрасывают крайние значения и по оставшимся рассчитывают среднее арифметическое или средневзвешенное, причем веса присваиваются по близости аналога к объекту оценки по следующим параметрам:
Рыночные премии и скидки
Технология применения МРК (метода рынка капитала) и метода сделок совпадает. Различие заключается в типе исходной информации: либо цена одной акции без элементов контроля, либо цена контрольного пакета с премией за контроль. Стоимость контрольного пакета определяется МС (методом сделок) с добавлением премии за контроль (от 30-50%). Стоимость миноритарного пакета (1 акции) для ОАО определяется МРК или МС, сделав скидку на неконтрольный пакет.
Учет скидок на не ликвидность активов для закрытых компаний:
Стоимость неконтрольного пакета (1 акции) для ЗАО или ОАО не торгующихся на открытых рынках определяется МРК с вычетом скидки на недостаточную ликвидность активов (20-40%) или МС, сделав скидки на неконтрольный характер пакета и на недостаточную ликвидность активов.
Стоимость пакета акций:
V =
V – рыночная стоимость пакета
Пример: Оценить пакеты ОАО. Стоимость компании, рассчитанная МРК составляет 3 000 000$. Скидки и премия определены в размере:
· на не ликвидность активов минимум 15%, максимальная 30%
V70 = 3000000х0,7х(1+0,25) = 2 625 000 $
V7 = 3000000×0.07 = 210 000 $
Пример: оцениваем пакеты ЗАО. Стоимость компании МРК составляет 3 000 000
Скидки и премия определены в размере:
· на не ликвидность активов минимум 15%, максимальная 30%
V65 = 3000000х0,65х(1+0,25)х(1-0,15) = 2 071 875 $
V7 = 3000000×0.04х(1-0,3) = 84 000 $
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Источник: zdamsam.ru
В каких случаях выполняется оценка недвижимости сравнительным подходом?
Сравнительный подход к оценке недвижимости – это способ оценивания недвижимого имущества, который основывается на актуальных данных с рынка. Оценщик берет во внимание недавно прошедшие сделки с постройками такого же типа, как и та, которую он оценивает.
Ключевую роль в этом процессе играет не само сравнение, а поправки, которые оценщик вносит, исходя из отличий «его» объекта и аналогов с рынка.
Когда применяется такой подход?
Сравнительный подход – это оптимальный вариант оценки имущества недвижимого типа. Если оценщик располагает необходимой информацией, чтобы внедрить его в жизнь, то чаще всего он выбирает именно этот подход.
Основная предпосылка для его реализации – наличие развитого и активного рынка недвижимости. Другие предпосылки – неуникальность объекта оценки и наличие исчерпывающих данных с рынка недвижимости (в том числе, необходимы данные о условиях проведения недавних продаж).
Но чтобы оценщик смог использовать сравнительный подход, требуется одновременное соблюдение 4 условий:
- доступ к информации о недавно произошедших сделках;
- общая открытость рынка;
- существование служб, которые собирают статистику и данные с рынка;
- сопоставимость факторов ценообразования оцениваемого объекта и подобранных на рынке аналогов.
Несоблюдение хотя бы одного из условий делает сравнительный анализ затруднительным и заметно снижает его точность.