Дискуссии о том, как оценить бизнес при покупке, ведутся потенциальными инвесторами с момента появления в России рынка готовых предприятий. Оправдана ли цена, которую запрашивает продавец? Окупаемы ли планируемые вложения? Как быстро фирма начнет генерировать прибыль? Найти объективные ответы на эти вопросы сложно.
Покупателю или его представителю необходимо изучить отчетность, бухгалтерские и аудиторские документы организации. В данной статье мы расскажем о базовых методах расчета стоимости фирм — доходном, расходном и сравнительных подходах.
Учёт доходов
Этот способ позволяет оценить бизнес-проект на основании актуальной стоимости будущей прибыли. Модель активно применяется в России. Калькуляция охватывает период ближайших 3-5 лет. Прогнозируется объём спроса на товары или услуги компании, вычисляется их совокупная стоимость. Из неё изымаются следующие расходы:
- производственные,
- логистические,
- маркетинговые,
- исследовательские.
Полученная сумма дисконтируется до приведенной стоимости и выражается в актуальном номинале национальной валюты. Сопоставление расчетной цифры и текущего ценника фирмы позволяет исключить вероятность приобретения инвестором переоцененного проекта.
КАК БЫСТРО ОЦЕНИТЬ НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕСА: ПОЙДЕТ, НЕ ПОЙДЕТ?
Учёт расходов
Как быстро оценить бизнес
Нет абсолютно одинаковых компаний, и поэтому не существует единого точного рецепта определения стоимости бизнеса. При оценке предприятие нужно рассматривать с разных сторон, при чем необходимо знать не только ситуацию в самой фирме, но и учитывать влияние макроэкономических обстоятельств.
В оценочной практике для оценки существует три подхода к оценке любого объекта: сравнительный, доходный и затратный. Каждый из подходов смотрит на бизнес с разных позиций: с позиции покупателя, продавца и рынка.
Сравнительный подход
Создать совершенно уникальный бизнес невозможно, на рынке уже представлены всевозможные виды товаров и услуг. И наверняка копании, подобные оцениваемой, продаются или продавались в прошлом.
Если у оцениваемого предприятия есть акции, которые обращаются на фондовом рынке, очень легко определить его капитализацию: можно умножить стоимость одной акции на общее количество акций. К примеру, стоимость одной акции Сбербанка на 07.08.2019 составляет 228,9 рублей, общее количество акций 22 216 680 штук, то есть капитализация компании составит 5 085 398 млн.руб.
Так же можно брать информацию о купле-продаже похожего бизнеса (например, с сайта http://www.bizzona.ru) и адаптировать ее под наши условия с помощью мультипликаторов. Чаще всего используют мультипликаторы:
Цена / стоимость активов
Следует отметить, что такой подход дает лишь общую картину по отрасли, для получения более-менее точного результата каждый объект сопоставления нужно подвергнуть жесткому отбору, важнейшими факторами которого будут:
Как нужно ОЦЕНИВАТЬ свои БИЗНЕС действия? #бизнес #маркетинг
· идентичность отрасли и продукции;
· сопоставимость по масштабам, степени диверсификации производства, зрелости бизнеса, стратегии развития;
· сопоставимость финансовых характеристик;
Затратный подход
Если бизнес небольшой и молодой, например, кафе, парикмахерская, пекарня или частный детский сад, можно рассчитать стоимость затрат на открытие: оформление документов, аренда помещения, его ремонт, покупка производственного и кассового оборудования, торговая мебель и интерьер и т.д.
Однако, не каждый инвестор готов тратить время и силы на создание нового предприятия, гораздо проще, быстрее купить готовую фирму, которая уже наработала клиентскую базу и создала себе репутацию. В таком случае стоимость бизнеса складывается из слагаемых:
· рыночная стоимость недвижимого имущества, принадлежащего предприятию. Если деятельность ведется в арендованных площадях, то этот показатель равен нулю
· денежные средства в кассе, на банковских депозитах
· дебиторская задолженность, финансовые вложения
У подавляющего числа предприятий есть долги перед третьими лицами, их необходимо вычесть из полученной суммы.
Доходный подход
Как быстро оценить бизнес
Определение стоимости бизнеса – задача не из легких. Предприятие – это живой организм, на состояние которого воздействует множество факторов.
Нет абсолютно одинаковых компаний, и поэтому не существует единого точного рецепта определения стоимости бизнеса. При оценке предприятие нужно рассматривать с разных сторон, при чем необходимо знать не только ситуацию в самой фирме, но и учитывать влияние макроэкономических обстоятельств.
В оценочной практике для оценки существует три подхода к оценке любого объекта: сравнительный, доходный и затратный. Каждый из подходов смотрит на бизнес с разных позиций: с позиции покупателя, продавца и рынка.
Сравнительный подход
Создать совершенно уникальный бизнес невозможно, на рынке уже представлены всевозможные виды товаров и услуг. И наверняка копании, подобные оцениваемой, продаются или продавались в прошлом.
Если у оцениваемого предприятия есть акции, которые обращаются на фондовом рынке, очень легко определить его капитализацию: можно умножить стоимость одной акции на общее количество акций. К примеру, стоимость одной акции Сбербанка на 07.08.2019 составляет 228,9 рублей, общее количество акций 22 216 680 штук, то есть капитализация компании составит 5 085 398 млн.руб.
Так же можно брать информацию о купле-продаже похожего бизнеса (например, с сайта http://www.bizzona.ru) и адаптировать ее под наши условия с помощью мультипликаторов. Чаще всего используют мультипликаторы:
Цена / стоимость активов
Следует отметить, что такой подход дает лишь общую картину по отрасли, для получения более-менее точного результата каждый объект сопоставления нужно подвергнуть жесткому отбору, важнейшими факторами которого будут:
- идентичность отрасли и продукции;
- сопоставимость по масштабам, степени диверсификации производства, зрелости бизнеса, стратегии развития;
- сопоставимость финансовых характеристик;
- географическая близость
Затратный подход
Если бизнес небольшой и молодой, например, кафе, парикмахерская, пекарня или частный детский сад, можно рассчитать стоимость затрат на открытие: оформление документов, аренда помещения, его ремонт, покупка производственного и кассового оборудования, торговая мебель и интерьер и т.д.
Однако, не каждый инвестор готов тратить время и силы на создание нового предприятия, гораздо проще, быстрее купить готовую фирму, которая уже наработала клиентскую базу и создала себе репутацию. В таком случае стоимость бизнеса складывается из слагаемых:
- рыночная стоимость недвижимого имущества, принадлежащего предприятию. Если деятельность ведется в арендованных площадях, то этот показатель равен нулю
- денежные средства в кассе, на банковских депозитах
- товарные запасы
- дебиторская задолженность, финансовые вложения
У подавляющего числа предприятий есть долги перед третьими лицами, их необходимо вычесть из полученной суммы.