Савельева, Е. Н. Научно-практические подходы к оценке эффективности систем управления предприятием / Е. Н. Савельева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 142-146. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/4959/ (дата обращения: 29.05.2023).
В статье раскрыты теоретические основы и практические аспекты организации и функционирования систем управления, проанализированы тенденции их развития, обоснованы рекомендации относительно повышения эффективности системы управления в сельскохозяйственных предприятиях.
Ключевые слова: оценка, система управления, проект, планирование, предприятие, конкурентоспособность, эффективность, подсистема.
Оценка эффективности системы управления предприятием является важным элементом разработки проектных и плановых управленческих решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующего менеджмента, проектов или плановых мероприятий, которые разрабатываются на предприятии. Она проводится для создания современной системы управления или усовершенствования существующей, которая бы обеспечивала высокую конкурентоспособность предприятия на внутреннем и внешних рынках. Эффективность системы управления предприятием можно оценивать на стадии проектирования предприятия, при исследовании систем управления действующих предприятий и для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления. Общая эффективность управления предприятием состоит из эффективности управления отдельными функциональными подсистемами — маркетингом и сбытом, человеческими ресурсами, финансовыми ресурсами, производством, логистикой и другими составляющими, а также в значительной степени зависит от того, насколько устойчивое управление всеми подсистемами на уровне общего управления, то есть на уровне высшего руководства. Эффективность системы управления необходимо рассматривать в разрезе различных подсистем предприятия: подсистемы привлечения ресурсов; эффективного использования ресурсов предприятия; координации бизнес- процессов; контроля во всех сферах деятельности предприятия; целенаправленности предприятия при принятии решений; мотивации персонала; оценки деятельности предприятия; прогнозирования и т.д. [1].
Как оценить эффективность управления запасами?
— стремление иметь самые низкие в отрасли издержки производства (стратегия руководящей роли в области издержек производства);
— поиск путей дифференциации производимой продукции от продукции конкурентов (стратегия дифференциации-способности обеспечить компанию уникальной и большей стоимостью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания);
— фокусировки на узкой части , а не на всем рынке (стратегия фокуса или ниши, то есть концентрация усилий на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка, разрабатывает маркетинговые подходы и производит товары в расчете на удовлетворение потребителей именно этих групп покупателей) [4].
Как оценить эффективность сотрудника
Все перечисленные стратегии — это стратегии повышения эффективности деятельности предприятия. В первом случае — за счет совершенствования внутренних процессов предприятия, во втором и третьем — за счет управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).
В современных условиях конкурентоспособность предприятия на рынке является главным критерием эффективности производства, оценки эффективности системы управления [5]. Предприятие не может быть эффективным, если оно неконкурентоспособное. Таким образом, в рыночной среде термины «эффективность предприятия» и «конкурентоспособность предприятия» являются синонимами.
Но в настоящее время, не существует единых критериев таких как «конкурентоспособность» и «эффективность» предприятия и многое определяется той концепцией, которая принимается при рассмотрении данного вопроса. Поскольку сельское хозяйство — отрасль с совершенной (чистой) конкуренцией и на рынке действует большое количество предприятий, производящих и продающих однородную (стандартизированную) продукцию, сельскохозяйственным предприятиям очень важно осуществлять на постоянной основе работу по повышению конкурентоспособности и эффективности всех его составляющих, особенно системы управления, и инструменты бенчмаркинга могут помочь руководителям и специалистам осуществлять это сравнение по выбранным индикаторам и показателям.
К таким индикаторам в сельскохозяйственном предприятии можно отнести: производительность труда, продуктивность сельскохозяйственных угодий, эффективность использования активов и т.п. [6]. Когда сравнительный анализ (бенчмаркинг) по разным объективным причинам осуществить не удается, используется такой подход, как экспертная оценка эффективности системы управления.
Она позволяет осуществлять комплексную оценку системы управления, основанную на использовании классического количественно-качественного подхода, позволяющего оценивать эффективность управления по значительной совокупности показателей и индикаторов. Экспертная оценка может служить составным элементом комплексной оценки эффективности системы управления, содержащим все перечисленные подходы как по отдельным подсистемам, так и к системе в целом [7].
В качестве экспертов могут выступать как внутренние специалисты (работники предприятия), так и привлеченные извне (консультанты, эксперты, советники). Однако, несмотря на большое распространение, экспертные оценки имеют свои недостатки. Экспертные оценки, выполненные в разное время даже одним специалистом, могут значительно отличаться друг от друга.
Объясняется это многими психологическими и физиологическими особенностями человека, например, переключением его внимания на другие проблемы, изменением круга его должностных обязанностей, влиянием окружающих лиц и обстоятельств, дополнительной и новой информации [8]. В современных условиях хозяйствования предприятий Украины, характеризующихся значительной изменчивостью как внешней, так и внутренней среды, руководители предприятий должны совершенствовать механизм управления с помощью новейших концепций, позволяющих обеспечить адекватность реакции системы управления на изменения в среде предприятия, которые могут определенным образом повлиять или способствовать обеспечению эффективности управления сельскохозяйственным предприятием.
Среди прогрессивных практик современного менеджмента, что подтверждено опытом всемирно известных ”гуру менеджмента,” выделяют целый ряд, которые непосредственно касаются вопросов повышения эффективности функционирования системы управления предприятием и его оценки -это такие менеджмент-инструменты, как: сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard-BSC), ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators — KPI), реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reenginering — BPR), тотальное управление качеством (Total Quality Management — TQM), управление проектами (Project Management — PM), управление временем (Time Management — ТМ) т.д. Среди названных технологий современного менеджмента непосредственное отношение к оценке эффективности системы управления имеют ключевые показатели эффективности (КПЭ) в сочетании со сбалансированной системой показателей (ССП).
ССП — это механизм последовательного доведения до персонала стратегических факторов успеха, целей предприятия и контроль их достижения через КПЭ. КПЭ — ключевые показатели эффективности, являющиеся измерителями достижимости целей, а также характеристиками эффективности бизнес-процессов и работы каждого отдельного сотрудника.
Поэтому ССП является инструментом не только стратегического, но и оперативного управления. Философия ССП основана на том, что предприятие не видит своей цели, действует разрозненно и нерешительно. Эффективное управление предприятием в такой ситуации невозможно.
Известно, что для решения задач мониторинга, сбора информации о предприятии для принятия оперативных управленческих решений в хозяйствах формируют так называемые системы «быстрого реагирования», которые действуют с помощью определенных индикаторов и помогают среди всего массива изменений, происходящих во внутренней и внешней среде предприятия, определить существенные, которые действительно нуждаются в соответствующей реакции. Сложность формирования такой системы заключается в достаточно большом количестве индикаторов и ограниченности возможностей предприятия по мониторингу как внешней, так и внутренней среды. Поэтому из большого количества индикаторов, обуславливающих необходимость применения определенных мер, способных обеспечить эффективность управления, предприятия должны выбрать оптимальное количество, которое позволит им удовлетворить руководство в информации, необходимой для принятия управленческих решений, которые должны стать своеобразным ответом на состояние системы управления предприятием и его внешней среды.
Система сбалансированных показателей может учитывать недостатки систем финансовых показателей и показывать взаимосвязь между достижением качественных и количественных целей деятельности предприятия, а также решить проблему комплексной оценки и прогнозирования общего уровня эффективности деятельности предприятия. Сбалансированная система показателей должна содержать показатели, характеризующие четыре основных направления оценки эффективности управления, а именно: финансы, внутренние бизнес-процессы, клиенты и рынок, персонал предприятия.
Поскольку эти основные направления можно охарактеризовать с помощью большого количества показателей, их количество целесообразно ограничить до пяти по каждому из направлений. Для того, чтобы показатель был включен в систему сбалансированных показателей он должен отвечать следующим требованиям: обеспечение связи со стратегией деятельности предприятия, возможность количественного определения, доступность, понятность, сбалансированность (взаимосвязанность с другими показателями системы), релевантность (возможность определения необходимых корректив в случае отклонения от запланированной траектории).
Следует отметить, что система сбалансированных показателей позволяет определить, насколько необходимо изменить значение одного показателя, чтобы получить желаемые значения другого, и предоставить возможность выражения достижения не только количественных, но и качественных целей деятельности предприятия. Также с помощью данной системы предприятие может получить интегральный показатель, характеризующий эффективность деятельности предприятия, что предполагает определение степени достижения каждым показателем своего нормативного значения и учета веса каждого показателя. Таким образом, концепция сбалансированных показателей позволяет обеспечить реактивный подход, направленный на учет потребностей совершенствования внутренних бизнес- процессов, работы с персоналом и с клиентами, а также обеспечения необходимого уровня финансовых показателей, определяющих эффективность управления предприятием. Ключевые показатели эффективности (КПЭ) — это инструмент измерения поставленных предприятием целей.
Если показатель используемый руководителями и специалистами при оценке эффективности управления предприятием не связан с целью, то есть не образовывается исходя из ее содержания, то данный показатель использовать нельзя. Технологии постановки, пересмотра и контроля целей и задач легли в основу концепции, которая стала основой современного менеджмента и называется «управление по целям».
Управление по целям — метод управленческой деятельности, предусматривающий возможные результаты деятельности и планирование путей и направлений их достижения. Основоположником этой концепции является Питер Друкер [9]. Также Питер Друкер разработал систему оценки достижения результатов-целей через КПЭ.
Согласно Друкеру, менеджеры должны избегать «ловушек времени», когда они вовлечены в процесс решения текущих ежедневных задач, поскольку это приводит к тому, что они начинают забывать выполнять задачи, направленные на достижение результатов и целей. Современным воплощением управления по целям являются КПЭ, включающие в себя множество управленческих концепций.
Они появились в последние 20-30 лет и дополняют классическое «управление по целям». КПЭ и мотивация персонала стали неразрывными понятиями, так как с помощью данных показателей (КПЭ) можно создать работающую и эффективную систему мотивации и стимулирования сотрудников предприятия. В зависимости от стратегии сельскохозяйственного предприятия различают разные КПЭ.
В основном их применяют для определения результативности работы административно-управленческого персонала и системы управления на предприятии. Например, в стратегической цели «увеличить рентабельность производства молока на 15 % в 2012 г.» ключевым показателем эффективности является «рентабельность производства молока». КПЭ не являются ключевыми факторами успеха.
В приведенном примере, ключевыми факторами успеха будут действия, которые необходимо осуществить для достижения указанной цели. Например организовать поиск новых рынков сбыта, повысить продуктивность коров за счет использования более сбалансированных кормов, улучшить племенную работу и т.д. Ключевые показатели можно, в частности, разделить на опережающие и запаздывающие.
Запаздывающие показатели отражают результаты деятельности по истечении указанного периода. Опережающие КПЭ позволяют управлять ситуацией в пределах отчетного периода с целью достижения заданных результатов по его окончании.
Ключевые показатели эффективности являются частью системы сбалансированных показателей, при которых устанавливаются причинно-следственные связи между целями и показателями для того, чтобы видеть закономерности и взаимные факторы влияния в бизнес-зависимости одних показателей (результатов деятельности) от других. В качестве критериев эффективности организации могут быть использованы различные факторы и их комбинации.
Руководители предприятий должны располагать индикаторами, позволяющими осуществлять эффективное управление предприятием. Об эффективности управления предприятием можно судить по тому, как рядовые работники понимают и воспринимают информацию о целях и задачах, умеют ли принимать верные решения на своем уровне, действуют ли адекватно обстановке, нацелены ли на решение задач предприятия, какие возникают конфликтные ситуации, как они решаются; как скоординированы действия работников и подразделений, как подкреплены своевременным выделением ресурсов и т.п. На практике руководители используют коротко- , средне- и долгосрочные показатели эффективности. При этом хозяйство может быть эффективным на основе критерия гибкости и качества, но неэффективным — с позиции выживания (таблица).
Некоторые индикаторы эффективности управления и области управления предприятием, влияющие на них
ИНДИКАТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ОБЛАСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Источник: moluch.ru
Оценка эффективности управления организацией
Эффективность управления – это одна из относительных характеристик результативности деятельности рассматриваемой управляющей системы, которая отражена в разных показателях. Эти показатели обладают и количественными, и качественными характеристиками.
Иными словами, эффективность деятельности управляющей системы должна выражаться посредством показателей эффективности управляемой системы, хотя может отличаться и собственными частными характеристиками.
Качественная сторона полученного результата в теории управления называется критерием эффективности, количественная сторона полученного результата – показателем эффективности.
Комплекс набора критериев эффективности системы управления, формируется, учитывая два направления оценки ее функционирования:
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
- степень соответствия достигаемого результата установленным целям организации;
- степень соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию, организации и его результатам.
Показатель эффективности управления тесно связан с целями фирмы. Специфика управления заключается в том, что выработка целей – это функция самого управления, а их реализация протекает, не выходя за границы функционирования субъекта управления, а также в рамках самого управляемого объекта. В связи с этим, для определения степени эффективности управления, используют следующие критерии:
- собственно управленческую эффективность;
- экономическую эффективность;
- социальную эффективность.
Управленческая эффективность
Эффективностью управления демонстрируется степень результативности обеспечения социально-экономического развития предприятия. В связи с этим, эффективность управления проявляется в достигнутых показателях результативности совокупной деятельности предприятия по достижению цели.
Также эффективность управления определяет эффективность функционирования и использования каждого из элементов системы управления – рациональность структуры, применение научных и передовых управленческих методов, скорость, полнота информационного обслуживания, квалификация управляющих кадров, их умение творчески смотреть на процесс решения конкретных управленческих проблем.
«Оценка эффективности управления организацией»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Экономическая эффективность
Замечание 1
Экономическая эффективность определяется соизмерением затрат и результата и всегда является величиной относительной.
Нельзя забывать, что универсальный показатель экономической эффективности не может быть выделен никогда, так как она обусловлена многочисленным количеством факторов. Результатом может рассматриваться прибыль в качестве конечного итога деятельности, а затратами – основные производственных фонды и оборотные средства или производственные издержки.
Важная количественная характеристика экономической эффективности – производительность.
Определение 2
Производительность – это отношение количества полученных единиц на выходе к количеству взятых единиц на входе. Данным показателем экономической эффективности отражается комплексная результативность использования всех типов ресурсов (труд, капитал, технологии, информация).
К экономическим показателям эффективности обычно относят:
- стабильность;
- рост – нарастание темпов производства, численности занятых, числа нововведений;
- способность к приспособлению к изменениям окружающей обстановки.
Все эти показатели должны анализироваться не в абсолютном своем значении, а рассматриваться в динамике, то есть в ходе сопоставления с предыдущими периодами.
Методы оценки и анализа эффективности управления
На сегодняшний день отсутствует единый взгляд на оценку эффективности управления компанией. В связи с тем, что на практике разница точек зрения и размерность оценок достаточно большие, а количественные сравнения параметров управляемого объекта, то есть компании, часто невозможно провести и оценить все аспекты управления. Потому иногда оценка эффективности управления ограничена анализом финансово-экономического состояния компании.
В связи с тем, что задача управления – целенаправленно воздействовать на управляемый объект, чтобы обеспечить достижение поставленных целей, эффективность управления может обеспечиваться в соответствии со степенью достижения этих целей:
- по конечным результатам производственной деятельности, то есть по уровню прибыли;
- по качеству планирования, предполагается улучшение показателей бюджетирования;
- по эффективности вложений – отдача на капитал;
- по увеличению скорости оборачиваемости капитала.
Наиболее простой пример – оценка эффективности управления на основании показателя уровня прибыли, то есть увеличивается или снижается этот показатель. Иными словами, если оценивать степень соответствия результата деятельности фирмы действиям менеджера, то показатель, который будет получен, и будет выступать критерием экономической эффективности управления.
Таким образом, отмечается исторически сформированный основной критерий экономической эффективности управления – прибыльность предприятия. Еще один экономический критерий эффективности, подчиняющийся критерию стабильности – продуктивность, которую характеризует показатель индивидуальной и групповой производительности труда, объем выпускаемой продукции и ее качество. К этой же категории следует отнести показатели использования материальных ресурсов, то есть сбалансированность товарно-материальных запасов, текущие прямые и накладные расходы и пр. Человеческие ресурсы, включающие затраты на наем рабочей силы, подготовку кадров и повышение квалификации, занятых на производствах работников, показатели организации труда, также сюда относится внедрение нововведений – наличие соответствующих мощностей и производственных резервов.
Источник: spravochnick.ru
Методологии оценки эффективности управления малым бизнесом как социально-экономической системой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / MANAGEMENT EFFICIENCY / GOVERNMENTAL PROGRAMS / ESTIMATION OF MANAGEMENT EFFICIENCY / SMALL BUSINESS
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жура Светлана Егоровна
В статье поднимается вопрос управления развитием малого бизнеса на региональном уровне. Насколько эффективны осуществляемые государственные программы ? И какова отдача от вложения государственных средств, направляемых на стимулирование малого бизнеса ? Автор предлагает оценивать это с помощью ряда индикаторов, отражающих влияние малого бизнеса на социально-экономическое развитие региона.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жура Светлана Егоровна
Методика оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства в регионе
Проблемы стратегического развития малого предпринимательства Калужской области
Оценка эффективности стратегического финансового управления организациями малого бизнеса
Инновационный фокус малого нефтяного предпринимательства в России
Оценка эффективности механизма государственного управления экономикой региона в сфере поддержки малого бизнеса
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Methods of Estimation Management Efficiency in Small Business as Social and Economic Entity
The article raises the issue of management in developing small business at the regional level. How effective are the conducted governmental programs ? What is the feedback for state investment in stimulating small business ? The writer suggests estimating all that by means of several indicators that reflect the impact of small business on the social and economic development of regions.
Текст научной работы на тему «Методологии оценки эффективности управления малым бизнесом как социально-экономической системой»
Жура Светлана Егоровна
канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой финансов и кредита,
Институт управления, г. Архангельск
как оценить господдержку малого бизнеса
на региональном уровне?
методологии оценки эффективности управления малым бизнесом как социально-экономической системой
В статье поднимается вопрос управления развитием малого бизнеса на региональном уровне. Насколько эффективны осуществляемые государственные программы? И какова отдача от вложения государственных средств, направляемых на стимулирование малого бизнеса? Автор предлагает оценивать это с помощью ряда индикаторов, отражающих влияние малого бизнеса на социально-экономическое развитие региона.
Ключевые слова: эффективность управления, государственные программы, оценка эффективности управления, малый бизнес
На современном этапе одним из ключевых вопросов расходования бюджетных средств является эффективность их использования. Это требует нового подхода к оценке эффективности управленческих решений, принимаемых в рамках управления социально-экономическими системами. В настоящее время широко используется метод программно-целевого планирования. Он заключается в осуществлении планирования выделенных бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, которые направляются для выполнения экономических и соци-
альных задач государства и региона. Данный метод имеет ряд преимуществ: способствует соблюдению единого подхода к планированию и распределению бюджетных ресурсов, позволяет целенаправленно предоставлять бюджетные ресурсы и контролировать их целевое использование.
При оказании бюджетной поддержки отдельным отраслям и сферам деятельности, на наш взгляд, следует решать две основные задачи: сколько средств должно выделяться из бюджета в данном направлении и какова отдача (эффективность) от вложения средств.
ссийское предпринимательство, 2011, № 12 (1)
Показатели эффективности вложения государственных средств в малый бизнес региона
В ст. 28 Бюджетного кодекса РФ одним из важнейших закрепляется принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств1. В данном случае, мы не совсем согласны с данной трактовкой отнесения понятий «эффективности» и «экономности» к одному принципу, так как данные понятия различны.
Мы не отрицаем, что показатели результата и затрат связаны обратно пропорциональной математической зависимостью, что позволяет говорить о том, что эффективность вложения будет выше, чем больше результат и ниже затраты, но в этом случае, с точки зрения теории, можно свести затраты к нулю, что приведет к нулевой отдаче. Мы согласны с мнением Б.А.Райзберга (1), который считает, что иногда следует ограничиваться более скромными результатами, если это приводит к значительному снижению затрат. Целью нашего исследования является разработка методологии, позволяющей обосновать и оценить эффективность управления малым бизнесом с целью достижения социально-экономического развития региона. Для этого мы предлагаем использовать следующие показатели социально-экономического развития региона и малого бизнеса:
— доля малых предприятий в общем количестве предприятий региона;
— доля работников, занятых в сфере малого предпринимательства к чис-
1 Данный принцип действительно раньше содержался в ст. 28 Бюджетного кодекса РФ. В редакции БК РФ, действующей с 12 октября 2011 года, он заменен на принцип «результативности и эффективности использования бюджетных средств». — Прим. ред.
ленности экономически активного населения региона;
— доля среднемесячной заработной платы работников малых предприятий к среднемесячной заработной плате работников, занятых в экономике региона;
— доля оборота малых предприятий в ВРП;
— доля инвестиций в основной капитал малых предприятий к общему объему инвестиций региона;
— доля индивидуальных предпринимателей к численности экономически активного населения региона;
— доля убыточных предприятий малого бизнеса в общем объеме убыточных предприятий региона;
— доля малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность к общей числу предприятий региона, выполняющих исследования и разработки.
Использование перечисленных показателей позволит разработать критерии оценки эффективности управления малым бизнесом региона. При оценке экономического развития региона большое внимание уделяют инновационной направленности вложений. Для определения эффекта от реализации инноваций отдельные авторы (3) предлагают выделять такие критерии, как экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный, экологический, хотя и не предлагают варианты их расчета. Мы предлагаем использовать следующие критерии эффективности использования бюджетных средств по различным группам показателей (см. табл. на с. 162):
Оценка эффективности целевых программ
Представленные критерии (индикаторы) позволят оценить эффективность
Критерии (индикаторы) оценки эффективности управления малым бизнесом с целью достижения социально-экономического развития региона
Группа показателей Критерии(индикаторы)
1. Экономические критерии ИЭЭ1 — индикатор прироста числа малых предприятий на 1 рубль вложенных государственных средств
ИЭЭ2 — индикатор прироста оборота малых предприятий на 1 рубль вложенных государственных средств
ИЭЭ3 — индикатор прироста инвестиций в основной капитал на 1 рубль вложенных государственных средств
ИЭЭ4 — индикатор прироста доли малых предприятий в ВРП на 1 рубль вложенных государственных средств
2. Социальные критерии ИЭС1 — индикатор прироста среднесписочной численности, занятых на малых предприятиях на 1 рубль вложенных государственных средств
ИЭС2 — индикатор прироста численности индивидуальных предпринимателей на 1 рубль вложенных государственных средств
ИЭС3 — индикатор прироста среднемесячной заработной платы работников малых предприятий на 1 рубль вложенных государственных средств
3. Инновационные критерии ИЭИН1 — индикатор прироста числа малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность на 1 рубль вложенных государственных средств
ИЭИН2 — индикатор прироста объема инновационных товаров, работ, услуг, произведенных малыми предприятиями на 1 рубль вложенных государственных средств
4. Финансовые (бюджетные) критерии ИЭФ1 — индикатор снижения доли убыточных малых предприятий на 1 рубль вложенных государственных средств
ИЭФ2 — индикатор прироста поступлений налогов в бюджет от субъектов малого бизнеса на 1 рубль вложенных государственных средств
5. Экологические критерии ИЭЭК1 — индикатор улучшения влияния на окружающую среду (экологический показатель), осуществленный малыми предприятиями на 1 рубль вложенных государственных средств
поддержки малого бизнеса с учетом различных направлений социально-экономического развития региона и по различным целевым программам. Встает вопрос о необходимости принятия решения о целесообразности вложения государственных средств в те или иные целевые программы. Достаточно часто авторы используют понятие интегрального (обобщенного) эффекта, при котором рассчитывают
конкретные значения по вариантам, а затем на основе сравнения выбирают наибольший показатель эффекта. Мы считаем, что для оценки управления социально-экономическими системами это не совсем корректно, так как не отражается все разнообразие социально-экономических процессов и явлений системы. Интегрированным показателем будут социальные и экономические результаты варианта,
российское предпринимательство, 2011, № 12 (1)
избранного для реализации. Таким образом, выявление существенных социальных и экономических результатов можно также считать интегрированием. Принципиальная схема для выявления лучшего результата включает вначале отбор вариантов по результатам из числа первостепенно важных с учетом критериев эффективности, затем выявление результатов из числа менее важных и так далее. На наш взгляд, это правильный подход, так как он основан не на суммировании разнокачественных показателей, что является некорректным. Это особенно важно при оценке эффективности управления развитием малого бизнеса, так как малый бизнес направлен на решение различных видов задач развития региона (социальных, экономических, инновационных, т.д.), и выбор конкретного варианта государственной поддержки будет зависеть от приоритета поставленных задач в тот или иной период времени.
Предложенная система оценки позволяет не только определить эффективность реализуемых государственных программ, но и путем перераспределения средств между различными статьями расходов повысить конкурентоспособность региона и уровень жизни населения.
1. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: учеб пособие.
— М.: ИНФРА-М, 2005. — С. 79.
2. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Сост. А.П. Горкин.
— М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — С. 648.
3. Калиникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — С. 141-142.
Svetlana E. Zhura
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Head of Department of Finance and Credit, Institute of Management, Archangelsk
Methods of Estimation Management Efficiency in Small Business as Social and Economic Entity
The article raises the issue of management in developing small business at the regional level. How effective are the conducted governmental programs? What is the feedback for state investment in stimulating small business? The writer suggests estimating all that by means of several indicators that reflect the impact of small business on the social and economic development of regions.
Keywords: management efficiency, governmental programs, estimation of management efficiency, small business
Источник: cyberleninka.ru