Инновационный потенциал (ИП) является одной из важнейших характеристик инновационной деятельности и предопределяет возможности ее развития на микроуровне.
Определение 1
Инновационный потенциал предприятия – это совокупность различных ресурсов финансового, производственно-технического, интеллектуального и трудового плана, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности, приводящей к созданию принципиально новых продуктов или технологий либо модификации уже апробированных новшеств.
В настоящее время существует три базовых подхода к определению сущности инновационного потенциала предприятия:
- в соответствии с ресурсным подходом инновационный потенциал определяется в качестве имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов (кадровых, финансовых, информационных и пр.);
- согласно результативному подходу инновационный потенциал определяется результатами инновационной деятельности, находящими свое воплощение в виде новых знаний и их практического применения;
- комбинированный подход воспринимает инновационный потенциал как совокупность научно-технических ресурсов и результатов их практического использования.
Сдай на права пока
Как оценить потенциал компании, бизнеса? Основы финансовой системы — 14
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Инновационный потенциал предприятия требует своего исследования и управления. Его исследование служит отправной точкой для изучения и последующего проектирования возможных направлений развития и эффективного использования инновационного потенциала субъекта хозяйствования. Инструментарий подобного исследования сводится к анализу и оценке инновационного потенциала на микроуровне, то есть на уровне организаций, предприятий и фирм.
Определение инновационного потенциала любого предприятия неизменно требует проведения анализа и оценки факторов внешней и внутренней среды его функционирования. Среди факторов внутренней среды основными составляющими инновационного потенциала организации считаются ее производственная, финансовая, инвестиционная составляющие, а также факторы труда и заработной платы. Именно они формируют инновационный потенциал бизнеса. Внешние факторы переопределяют состояние среды для реализации инновационного потенциала хозяйствующего субъекта.
Показатели оценки инновационного потенциала предприятия
«Оценка инновационного потенциала предприятия»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
- показатели, определяющие инновационную активность предприятия;
- показатели, характеризующие реальные возможности предприятия, то есть его ресурсы.
Инновационная активность предприятия определяется при помощи таких показателей (коэффициентов), как обеспеченность интеллектуальной собственностью, персонал, занятый в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имущество, для них предназначенное, уровень освоения новой техники и новой продукции, а также коэффициент инновационного роста.
Как маркетологу оценить потенциал информационной ниши для бизнеса. Оцениваем качество трафика
Ресурсный потенциал предприятия определяется посредством расчета и оценки целого ряда индикаторов, условно разделенных на три блока (ресурсная, результативная и управленческая составляющие). В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Показатели инновационного потенциала предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе оценки инновационного потенциала предприятия лежит его интегральный показатель, рассчитываемы й методом суммирования произведений обобщающих показателей оценки его составных элементов и коэффициентов их значимости.
Так выглядят общие показатели оценки потенциала инновационной активности субъекта хозяйствования. Данный подход не является единственным, однако он обобщает множество подходов и может быть принят за базу исследования инновационного потенциала на микроуровне.
Методология оценки инновационного потенциала предприятия
В общем виде алгоритм оценки инновационного потенциала предприятия представлен на рисунке 2. Он состоит их шести последовательных этапов. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 2. Алгоритм оценки инновационного потенциала субъекта хозяйствования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Прежде всего, необходимо определить перечень показателей, подлежащих оценке в ходе анализ инновационного потенциала субъекта хозяйствования. Более подробно они была рассмотрены нами ранее. Основным критерием их выбора выступает измеримость и достоверность. Это означает, что отбираемые показатели должны быть подвержены измерению и отражать действительность.
Вслед за выбором оценочных показателей следует непосредственно сам сбор первичной информации, необходимой для оценки. Она может быть получена из внешних и внутренних источников. После сбора необходимых данных начинается их обработка и производится сам расчет показателей, характеризующих инновационный потенциал организации.
Полученные сведения подлежат систематизации в единый комплекс, позволяющий составить общее представление об инновационном потенциале предприятия, материальных и нематериальных ресурсах осуществления инновационной деятельности, находящихся в его распоряжении.
На основе систематизации оценочных показателей производится общая оценка инновационного потенциала субъекта хозяйствования, определяются его преимущества и недостатки, требующие своего устранения. Завершающим этапом оценки инновационного потенциала хозяйствующего субъекта считается принятие управленческого решения касательно реализации существующих возможностей его использования и/или развития.
На основе проведения оценки определяются сильные и слабые стороны инновационного потенциала конкретно взятого предприятия, а также выявляются «пробелы», требующие работы над собой. Получаемые в ходе подобной оценки результаты позволяют не только понять степень готовности предприятия к осуществлению инновационной деятельности, но и сравнить инновационный потенциал нескольких предприятий, что особенно важно для инвесторов, финансирующих инновационную деятельность.
Источник: spravochnick.ru
Как оценить потенциал своего будущего дела (SWOT-анализ)
Комплексная оценка факторов, влияющих косвенно или напрямую на будущий бизнес, необходима каждому начинающему предпринимателю. Расшифровать SWOT-анализ можно следующим образом: strengths — сильные стороны фирмы, weaknesses — слабые стороны фирмы, opportunities — возможности во внешней среде, threats — угрозы из внешней среды.
SWOT — анализ при оценке внутреннего потенциала бизнеса, анализа внешней среды и конкурентов. Данный анализ помогает сформулировать уникальное торговое предложение и конкурентные преимущества. Выделяют следующие варианты SWOT-анализа: количественный (оцифровка матрицы), качественный (экспертная оценка каждого элемента), корреляционный (для развития новых стратегий).
Инструкция для составления SWOT-анализа: Определить цель анализа, именно она определяет глубину исследования и наполнение матрицы. Анализ макросреды и косвенного воздействия на бизнес.
Можно дополнить исследование PESTEL-анализом (маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (P olitical), экономических (E conomic), социальных (S ocial) и технологических (T echnological) аспектов внешней среды, которые влияют на бизнес компании). Оценить факторы влияния на бизнес.
Рекомендовано с помощью пяти сил Майкла Портера (идея модели состоит в том, что на рентабельность бизнеса влияет сразу несколько факторов: давление поставщиков, давление покупателей, давление действующих конкурентов (внутренняя конкуренция), угроза появления новых конкурентов, товары-заменители (субституты)). Имея результаты исследования, заполнить сильные и слабые стороны организации.
Произвести экспертную оценку. Для этого присваиваем удельный вес каждому фактору: удельный вес фактора от 0,1 до 0,5 и удельная оценка показателя от 1 до 5, при перемножении получаем итоговую оценку по группе факторов. ☝ Это интересно Как оценить жизнеспособность идеи для бизнеса Каждая группа стратегий имеет парную комбинацию внутренних и внешних факторов: Стратегия WO слабости – возможности (Mini-Maxi) — минимизация слабостей при максимизации возможностей.
Стратегия WT слабости – угрозы (Mini-Mini) — одновременно минимизируем слабости и угрозы. Стратегия ST силы – угрозы (Maxi-Mini) — развитие силы при нейтрализации угроз. Стратегия SO силы – возможности (Maxi-Maxi) — максимизация сил и возможностей.
Пример заполнения SWOT-анализа для салона красоты Положительное влияние Отрицательное влияние Внутренняя среда Сильные стороны (Strength) 1. Значительная часть базы клиентов постоянные. 2. Отличная парковка. 3. Налаженность и своевременность поставок косметики и парфюмерии. 4. Высокий уровень профессионализма мастеров. 5. Наличие современного оборудования.
6. Возможность вызова мастера на дом. Слабые стороны (Weaknesses) 1. Значительно меньший ассортимент услуг в сравнении с конкурентами. 2. Неудобный режим работы. 3. Отсутствие комплексного подхода и пакетов услуг. 4. Отсутствие сайта салона красоты. 5. Отсутствие рекламной стратегии. 6. Административный персонал не осведомлен о характере каждой из услуг.
Внешняя среда Возможности (Opportunities) 1. Увеличение ассортимента предоставляемых услуг. 2. Внедрение новых видов услуг, тем самым привлечение большего количества посетителей. 3. Расширение на рынке услуг. 4. Обучение административного персонала. 5. Разработка рекламной стратегии продвижения товара. Угрозы (Threats) 1. Расширение доли конкурентов на рынке услуг.
2. Снижение ценовой политики конкурентов. 3. Открытие новых салонов конкурентов. 4. Утрата клиентуры или переход ее к конкурентам. 5. Влияние финансового кризиса на снижение спроса.
Источник: dzen.ru
Оценка потенциала бизнес-идеи
Бизнес начинается с хорошей идеи. Но как определить, что она действительно хорошая, сумеет «выстрелить» и принести доход? Здесь масса всевозможных тонкостей, ведь реализация идеи требует глубоких знаний инфраструктуры рынка и целевой аудитории, специфики организации бизнес-процесса в каждом конкретном случае и скрупулезного расчета рисков. Для оценки потенциала бизнес-идей используют различные методики. Остановимся на некоторых из них.
Методика Т. МакНайта предполагает использование совокупности параметров, каждый из которых оценивается по десятибалльной шкале по степени значимости. Таким образом определяется вес каждого параметра. Затем все показатели складываются между собой. Если сумма больше 70, идея имеет все шансы стать прорывом в выбранной области.
Параметры определяются индивидуально (автор методики предлагает 44 элемента), но обязательным требованием к ним становится полное отражение преимуществ и недостатков планируемого бизнеса, вплоть до детальной оценки спроса и завязывания потенциальных выгодных знакомств. Существенным недостатком данной методики является необходимость привлечения экспертов для оценки существующей ситуации на рынке. Ведь даже открытие ООО может стать камнем преткновения для тех, кто впервые столкнулся с такой необходимостью и отнять несколько стратегически важных баллов у идеи.
Матрица RAMP Р. Алиса несколько более проста в плане использования. Здесь при оценке потенциала бизнеса используют четыре показателя: доход, преимущества, рынок и потенциал. Уровень дохода оценивается в совокупности, в том числе с учетом временных затрат, выраженных в денежном выражении. Он должен быть таким, чтобы покрыть абсолютно все издержки и принести существенную прибыль.
Преимущества — это уникальность открываемого бизнеса, его перспективность и отличия от конкурентов. Анализ рынка предполагает оценку конкурентов, спроса, целевой аудитории, основных характеристик существующего предложения. Потенциал — это, собственно, перспективы и прогнозируемые результаты деятельности. Как правило, на этом этапе требуется привлечение экспертов, совсем не лишней будет помощь юриста и экономиста. Опираясь на полученные в ходе анализа данные, можно составить достаточно полную оценку идеи и определить ключевые направления ее дальнейшего развития.
SWOT-анализ, любимый многими менеджерами, может принести пользу и на этапе становления собственного дела. Идея оценивается по четырем направлениям: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Причем каждая из этих сторон анализируется с точки зрения влияния внешней и внутренней среды организации. Результатом анализа становится составление матрицы SWOT, где указаны основные характеристики бизнеса. Она может стать основой для принятия решений, однако зачастую матрица носит общий характер и не может быть использована для постановки конкретных целей.
Источник: www.kpilib.ru