Как открыть с нуля свой бизнес? С чего начать? В каком направлении лучше развиваться и как избежать ошибок? Героиня нашего материала Юлия Горетая , HR-эксперт, основатель HR-агентства для блогеров и онлайн-школ, рассказывает, почему решила начать работать на себя и что из этого вышло.
Почему я ушла из крупной компании❓
До того, как стать предпринимателем, я строила карьеру в крупных компаниях. Параллельно подрабатывала на фрилансе карьерным консультантом — составляла рекомендации по профессиональному развитию.
Несмотря на то что я всегда считала себя карьеристкой и работа мне очень нравилась, в какой-то момент захотелось попробовать себя и в другой роли — предпринимателя. Долгое время изучала опыт фрилансеров и предпринимателей. Принять решение помогла пандемия. Когда на удлёнке самостоятельно стала планировать свой день, поняла, что работать на корпорацию больше не хочу. Через полгода уволилась и начала свой бизнес.
Как подготовиться к переходу из найма в бизнес
Тем, кто задумывается об открытии бизнеса, советую сначала хорошо подумать, чем вы будете заниматься. Можно выбрать простую бизнес-идею, опробованную другими. Главное — чтобы на это был спрос.
Как правильно уйти из найма в бизнес? | Маргулан Сейсембай
Если есть свои наработки, протестируйте их. Узнайте свою целевую аудиторию, проанализируйте, насколько востребованы ваши услуги на рынке, рассчитайте примерный доход и составьте бизнес-план.
Для начала попробуйте совмещать бизнес с основной работой, чтобы подготовить финансовую подушку, собрать нужную для старта сумму и получить опыт. Если есть кредит или ипотека, просчитайте из чего будете гасить долг. В идеале «подушки» должно хватить как минимум на 2–3 месяца.
Как было в моём случае? К моменту ухода из компании я успела поработать со 100 клиентами, глубоко изучить целевую аудиторию, протестировать различные продукты, сформировать личный бренд, а также получала небольшой, но стабильный доход. Но для перехода в бизнес полностью лично для меня было важно также заручиться поддержкой семьи: в первые, самые сложные месяцы, эта поддержка (моральная) оказалась очень кстати. А вот лишняя критика или необходимость доказывать, что ты принял верное решение, уволившись, может отнять много сил. Гораздо лучше эту энергию направить на развитие собственного дела.
Когда поймёте, в каком направлении двигаться и будете уверены, что доход от бизнеса окажется таким же, как от основной работы, можете увольняться.
Уходить без финансовой подушки и понимания, на каком продукте и как зарабатывать — путь в большинстве случаев в никуда. Помаявшись какое-то время и не найдя отклика, люди часто возвращаются на работу по найму.
Как разобраться в документах и зарегистрировать бизнес
На первом этапе я рекомендую оформить статус самозанятого. В отличие от ИП, работать самозанятым проще: легче зарегистрироваться, не нужно готовить налоговую отчётность, покупать кассу и платить страховые взносы. Во всём вполне можно разобраться самостоятельно.
Главный плюс самозанятости — небольшой налог, сумма зависит от того, кто заплатил предпринимателю:
- если это физическое лицо, налог составит 4% с дохода;
- с платежей от организаций и ИП — 6%.
Когда доход за год превысит 2,4 миллиона рублей, придётся стать ИП.
Самозанятый работает без наёмных работников. И если потребуется заказать какие-то услуги, например, сделать сайт, вы привлекаете подрядчиков, заключаете с ними договор об оказании услуг и оплачиваете их по результатам работы.
Я оформила самозанятость через банковское приложение. Через него же выставляю счета, принимаю оплату и решаю многие другие вопросы. Ещё один сервис, который я советую установить начинающим предпринимателям, — бесплатное приложение «Мой налог». С его помощью можно рассчитывать и платить налоги, получать справки, формировать и отправлять чеки. Иными словами, всё, что касается оплаты, налогов и регистрации, очень легко решается самостоятельно с помощью пары приложений.
А вот за составлением типовых договоров и подготовкой других документов я обратилась к юристу. Брать шаблоны из интернета, особенно если опыта подготовки документов у вас не было, я не рекомендую. Нет никакой гарантии, что вы заметите все нюансы и разберётесь во всех формулировках. А в спорных ситуациях это может сыграть против вас.
Позиционирование и ценообразование
Позиционирование товара начинается с исследования рынка. Найдите ту сферу и аудиторию, где вам легче всего развивать бизнес. Изучите конкурентов, посмотрите, какие продукты и для кого они продают. Продумайте, чем ваша продукция будет отличаться от имеющейся на рынке, в чём преимущество вашего коммерческого предложения. Универсального рецепта здесь нет, каждая компания находит свой путь.
Постройте базовую воронку продаж — путь, который проходит потребитель от знакомства с продуктом до его покупки. Он должен быть последовательным, удерживать интерес потребителя и привести его к конечной цели. Например, человека привлекло ваше рекламное объявление в социальной сети, он кликнул по нему и попал в ваш аккаунт, здесь его внимание привлекает описание услуги, под которым стоит кнопка «сделать заказ».
На ценообразование влияют как внутренние факторы — расходы на создание, трафик и обслуживание продукта, так и внешние — платёжеспособность целевой аудитории, цена у конкурентов и спрос. Чтобы установить правильную цену, учитывать нужно все эти аспекты.
Составьте линейку товаров или услуг. Там обязательно должен быть основной продукт, который приносит больше всего прибыли и от которого выстраиваются остальные продукты. Кроме того, нужно включить линейку товары и услуги подешевле, а некоторые из них и вообще могут быть бесплатными. Их задача — вызвать доверие, познакомить клиента с вашей компанией.
Продукты подороже — это, образно говоря, поездка в такси бизнес-класса. Они предполагают что-то сверх, например, выполнить услугу быстрее, дать более подробную обратную связь и т. д. Важно, чтобы каждый продукт решал свою задачу на своём уровне.
Продвижение
Существует огромное количество каналов и способов продвижения: реклама в социальных сетях, email-рассылки, контекстная реклама и т. д. Чтобы понять, какие из них работают, тестируйте каждый. Если занимаетесь онлайн-продвижением, советую не скупиться на услуги таргетолога. Таргетированная реклама помогает привлечь нужную вам аудиторию, потенциальных клиентов с точки зрения города, пола, возраста, интересов. Посмотрите, как работают над продвижением своего продукта конкуренты и не стесняйтесь копировать удачные идеи.
Мой принцип: привлеки профи для решения тех задач, в которых ты сам не разбираешься. Неважно, речь идёт о таргетинге, дизайне или юридических услугах. Пытаясь справиться самостоятельно или с помощью малоопытных специалистов, есть риск потерять время и бестолково слить бюджет.
Делегирование
Как только поймёте, что зашиваетесь и нужно снять с себя часть задач, можете собирать команду подчинённых и распределять обязанности. Так вы убережёте бизнес от застоя, а себя — от выгорания.
В какой-то момент я поняла: текучка меня затягивает и на решение стратегических вопросов совершенно не хватает времени. Потребовалось часть этих задач передать кому-то ещё. Так в моей команде появился личный помощник — он взял на себя рутину, а я сосредоточилась на развитии бизнеса и запуске новых продуктов. Стратегические задачи — прерогатива самого предпринимателя и то, что делегировать точно не стоит, потому что вы сами должны решать, каким будет ваш бизнес.
Чуть позже я привлекла в команду и других людей. Но во всех случаях речь идёт не об оформлении в штат, а в частичной занятости или решении какой-то конкретной задачи.
Перед тем как делегировать кому-то полномочия, сами разберитесь в процессе, чтобы понять, что спрашивать с команды и на каком уровне должна быть выполнена работа.
Масштабирование
Правильное расширение бизнеса даёт необходимый профессиональный рост и дополнительный доход. Вот и мне стало тесно в той линейке, с которой я начинала своё дело. Пришло время масштабировать бизнес, и я постепенно начала вводить новые продукты. В целом, я считаю, что масштабироваться нужно, если:
- Вырос спрос на ваши услуги и пора вводить дополнительные ресурсы, чтобы удовлетворять спрос потребителей.
- Начался процесс стагнации и нужно пробить финансовый потолок.
- Вы готовы расширять линейку услуг или выходить на новый рынок.
При этом вы должны быть уверены, что в бизнесе всё стабильно и налаженная система работает без сбоев. Часто предприниматели ошибаются, когда начинают вкладываться в развитие, не успев привести в порядок внутренние процессы. В результате пробуксовывает уже существующий бизнес, снижается качество товаров или услуг, клиенты недовольны, прибыль падает.
Будьте готовы к тому, что ожидания не всегда совпадают с реальностью. На достижение целей может уйти больше времени, чем рассчитывали. То же касается и заработка. Не берите кредиты на развитие бизнеса пока не поймёте, что ваша модель работает и приносит прибыль. И будьте терпеливыми: иногда для того, чтобы проект выстрелил, требуется время.
А у вас получится открыть своё дело и не прогореть? Проверьте это с помощью специального квиза о суровой предпринимательской действительности, который основан на реальных историях.
Источник: dzen.ru
7 секретов трансформации из наемного работника в предпринимателя
Чтобы стать успешным предпринимателем, недостаточно идеи и связей. Для прыжка из размеренного образа жизни наемного работника в бурный непредсказуемый мир предпринимательства потребуется немало специфических навыков. Способности, необходимые для корпоративной работы, которые вы так лелеяли, могут оказаться совершенно бесполезными для бизнесмена.
По статистике лишь половина бизнесов в США выживает, прежде чем им удается справить пятилетие. Переключив ментальный тумблер с “сотрудника” на “предпринимателя”, вы можете избежать участи тех, кто не справился. Ниже семь подсказок, которые облегчат вашу инициацию в бизнесмены.
Учитесь говорить “Нет”
Будучи сотрудником большой компании, вы, скорей всего, привыкли отвечать “Да” на все запросы, которые поступали к вам на стол. В конце концов, эти ваши повсеместные “Да” говорили о том, что вы надежны, что вы – член команды, и стиль “всегда готов”, скорей всего, очень радовал вашего руководителя.
Однако такой подход в бизнесе далеко вас не заведет. Для начинающих с сумасшедшим графиком согласие на все и выполнение всего попросту нереально. Но что еще важнее, будучи предпринимателем, вы должны устанавливать цели, а не просто следовать желаниям других. Привыкайте говорить “нет” всему, кроме ваших собственных приоритетов.
Забудьте про идеал
Очевидно, у вас был босс, который хотел, чтобы вы делали все проекты идеально. Или прежде, чем что-то запустить, у вас было нескончаемое количество проверок предварительных результатов. Да только в малом бизнесе, в отличие от большого, нет ресурсов, которые позволили бы отшлифовывать каждый продукт до блеска, так что слово “идеально” можете сразу выбросить из своего лексикона.
В предпринимательстве перфекционизм становится помехой. Чем дольше вы ждете, пока каждая деталь будет “то что нужно”, тем медленнее ваш бизнес будет развиваться. Сфокусируйтесь на вовлечении, приоритетных составляющих проекта и просто примите планку в 80% (иногда меньше) для всего остального. Как говорится в знаменитом постере Facebook, “готово” – всегда лучше, чем “идеально”.
Не бойтесь долго работать
Многие ассоциируют жизнь предпринимателя с “четырехчасовой рабочей неделей” или возлежание на шезлонге с ноутбуков на пляже на Таити. Несмотря на то, что так тоже бывает, большинство предпринимателей вскоре понимают, что им необходимо работать больше, чем они работали в офисе. Часто стандартное “с 9 до пяти” будем заменяться для вас “с восхода до полуночи”.
Поэтому очень важно заниматься тем, что вы действительно любите. И помните – вы работаете, чтобы воплотить свою мечту, а не чью-то еще. Вам никогда не захочется посвятить все свое время тому, чего хотят другие, а не вы.
Приготовьте голову сразу для двух шляп
Если вы наемный работник, вы можете кому-то позвонить, когда не работает интернет. И вас, очевидно, не беспокоит, помыт ли пол и политы ли цветы. Но когда вы сами за себя, вам придется управляться с несколькими ролями одновременно – час на техподдержку, час на маркетинг, еще бухгалтерия и даже уборка. В этой реальности вы не можете позволить себе иметь эго. Прежде чем податься в бизнесмены, спросите себя, готовы ли вы носить разом все эти “шляпы”, в том числе и не самые гламурные.
Смиритесь с собственной социальной изоляцией
Когда вы работали в крупной компании, вы, скорей всего, постоянно жаловались на своих коллег и руководителей. Однако, когда вы оттуда уйдете, вы удивитесь, как сильно вы полагались на Олю из маркетинга или админа Сергея. Первые несколько недель наедине с собой могут быть шоком, особенно если вы работаете дома.
Делайте все, чтобы победить социальную изоляцию. Общайтесь с бывшими коллегами. Работайте по несколько часов из кофейни за углом. Обоснуйтесь в коворкинге или ходите на отраслевые тусовки.
Придерживайтесь расписания
Ваш бизнес очень автономный? У вас нет графика, потому что вы строите стартап с нуля? Раз уж вы решили работать на себя, старайтесь, чтобы график все-таки был, и придерживайтесь его по-максимуму.
Быть ответственным, не значит не обедать или не делать пятиминутные перерывы на то, чтобы размяться. А наличие хотя бы приблизительного расписания поможет вам оставаться дисциплинированным и продуктивным.
Некоторые сотрудники покидают корпоративный мир в пользу предпринимательства как раз из-за жесткого расписания. Так что не надо культивировать ту же деспотию в вашем новом образе жизни. Если вечером вам нужно пару часов на то, чтобы поиграть с детьми, выгулять собаку или погулять, пока солнце не зашло, дерзайте. Только вам решать, какое расписание лучше всего подходит для вашего бизнеса и вашей жизни.
Создайте предпринимательский фонд
Хотя успех в качестве предпринимателя часто сводится к мышлению, есть также несколько практических условий. Одним словом, это деньги. Больше никаких чеков каждый месяц – теперь вы будете угадывать, когда они у вас появятся. Если это возможно, прежде чем уходить с работы в бизнес, 3-6 месяцев откладывайте деньги с зарплаты в ваш личный предпринимательский фонд. Наличие финансовой подушки поможет вам сфокусироваться на деле вместо того, чтобы беспокоиться о неоплаченных счетах.
Нелли Акалп, СЕО CorpNet.com, Mashable
Ключевые слова:
Источник: hr-portal.ru