На двигатели семейств ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 устанавливают генераторы 9422.3701 или 5122.3771 со встроенными интегральными регуляторами напряжения.
Проверка исправности регулятора напряжения
Для того чтобы убедиться в неисправности регулятора напряжения – отключаем, все потребители кроме габаритного света и замеряем напряжение при 1000-1200 мин –1 , которое должно находиться в пределах 13,5-14,2 В.
Подсоедините контрольную лампу 12 В к щеткам.
Подайте напряжение 12 В «+» на клемму, а «-» на «массу» щеткодержателя.
При этом контрольная лампа должна гореть.
Если контрольная лампа не горит, регулятор напряжения необходимо заменить.
Замена регулятора напряжения генератора 9422.3701 или 5122.3771
Регулятор напряжения выполнен в едином корпусе со щеткодержателем.
Замена регулятора напряжения Газель
Отключаем аккумуляторную батарею.
Отсоединяем провода от выводов генератора, снимаем штекер со штепсельного вывода генератора.
Ключом «на 10» отворачиваем гайку
Снимаем наконечники провода конденсатора с вывода «+» генератора.
Ключом «на 8» отворачиваем гайку крепления конденсатора
Головкой «на 8» отворачиваем две гайки крепления пластмассового кожуха генератора
Снимаем штекерную колодку с вывода регулятора напряжения
Короткой отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора к генератору
меСТЬ № 103 — если нет зарядки НА ГАЗЕЛИ /замена шоколадки не снимая генератор
Снимаем регулятор напряжения в сборе с щеткодержателем (рис. 9)
Устанавливаем регулятор в обратной последовательности
Проверка исправности щеток и щеткодержателя
Проверьте выступание «а» щеток из щеткодержателя.
Если размер «а» выступания щеток в свободном состоянии меньше 4,5 мм, замените щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения.
Щеткодержатель с изношенными щетками заменяем в сборе.
Проверка и замена щеток и регулятора напряжения автомобиля с двигателем типа ЗМЗ-402
На автомобили с двигателями ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026 устанавливают генераторы 16.3701 или 191.3701, неоснащенные встроенным регулятором напряжения.
Эти генераторы работают совместно с выносным транзисторным регулятором напряжения типа 13.3702-01 или 50.3702, имеющим электронную защиту от короткого замыкания в цепи обмотки возбуждения генератора.
Регулятор установлен в подкапотном пространстве и прикреплен к брызговику моторного отсека двумя гайками.
Регулятор обеспечивает напряжение зарядки аккумуляторной батареи 13,4 — 14,7 В при частоте вращения генератора 2800 — 12 000 мин -1 , соответствующей частоте вращения коленчатого вала двигателя 1400 — 6000 мин -1 , нагрузке 5 — 40 А и температуре от -20 до +80 °С.
На клеммах «Ш» и «-» регулятора падение напряжения должно быть не более 1,6 В при токе 4 А в цепи обмотки возбуждения генератора и температуре +20 °С.
Перед проверкой регулятора убедитесь, что натяжение ремня генератора соответствует норме, а регулятор имеет хороший контакт с «массой» (при необходимости отрегулируйте натяжение ремня и подтяните гайки крепления регулятора к кузову).
Не следует подключать дополнительные потребители электроэнергии к цепи питания обмотки возбуждения генератора, так как в этом случае напряжение генератора сильно возрастает.
1. Перед проверкой регулятора напряжения проверьте состояние проводов и надежность соединений между генератором, регулятором напряжения и аккумуляторной батареей.
Следует учесть, что отсутствие зарядного тока может быть вызвано срабатыванием схемы защиты регулятора при коротком замыкании в цепи обмотки возбуждения генератора.
При устранении короткого замыкания работа регулятора напряжения восстанавливается.
2. Регулятор напряжения можно проверить на автомобиле.
Для этого нужен вольтметр постоянного тока с пределом измерения до 20 — 30 В и ценой деления 0,1 — 0,2 В.
Пустите двигатель и, поддерживая частоту вращения коленчатого вала двигателя 1700-2000 мин -1 , включите ближний свет фар.
При этом сила тока зарядки по амперметру должна быть не более 10 А.
Если амперметр показывает силу зарядного тока выше 10 А, выключите ближний свет фар и габаритные огни.
Измерьте напряжение на клемме «+» аккумуляторной батареи, оно должно быть 13,9 — 14,6 В при температуре регулятора +20 °С.
Если напряжение отличается от указанных значений значит, регулятор напряжения неисправен и его нужно заменить.
Отсоединяем штекерную колодку от регулятора напряжения.
Ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления регулятора.
Под каждым из болтов установлены наконечники «массовых» проводов
Снимаем и заменяем регулятор.
Новый регулятор устанавливаем в обратной последовательности.
Снятие и проверка щеток генератора
Отключаем аккумуляторную батарею.
Отсоединяем штекерную колодку от щеткодержателя.
Шлицевой отверткой отворачиваем два винта крепления щеткодержателя
Снимаем щеткодержатель. Новый щеткодержатель устанавливаем в обратной последовательности.
Проверьте выступание «а» щеток из щеткодержателя в свободном состоянии.
Если размер «а» менее 8 мм, замените щеткодержатель в сборе или щетки
Проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателе.
Если щетки заклинило, выньте два крепежных винта и снимите крышку щеткодержателя.
Очистите щетки и прочистите отверстия в щеткодержателе.
Если не удается добиться требуемого результата, замените щеткодержатель в сборе или щетки
Замене также подлежат щетки со сколами трещинами или другими дефектами.
Источник: avtomechanic.ru
Как проверить и заменить щетки генератора и регулятора напряжения автомобиля Газель
Для того чтобы убедиться в неисправности регулятора напряжения – отключаем, все потребители кроме габаритного света и замеряем напряжение при 1000…1200 мин –1 , которое должно находиться в пределах 13,5…14,2 В.
Подсоедините контрольную лампу 12 В к щеткам.
Подайте напряжение 12 В «+» на клемму, а «-» на «массу» щеткодержателя.
При этом контрольная лампа должна гореть.
Если контрольная лампа не горит, регулятор напряжения необходимо заменить.
Замена регулятора напряжения генератора 9422.3701 или 5122.3771
Регулятор напряжения выполнен в едином корпусе со щеткодержателем.
Отключаем аккумуляторную батарею.
Отсоединяем провода от выводов генератора, снимаем штекер со штепсельного вывода генератора.
Ключом «на 10» отворачиваем гайку
Снимаем наконечники провода конденсатора с вывода «+» генератора
Ключом «на 8» отворачиваем гайку крепления конденсатора
Головкой «на 8» отворачиваем две гайки крепления пластмассового кожуха генератора
Снимаем штекерную колодку с вывода регулятора напряжения.
Короткой отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора к генератору
Снимаем регулятор напряжения в сборе с щеткодержателем
Устанавливаем новый регулятор в обратной последовательности.
Проверка исправности щеток и щеткодержателя
Проверьте выступание «а» щеток из щеткодержателя.
Если размер «а» выступания щеток в свободном состоянии меньше 4,5 мм, замените щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения.
Щеткодержатель с изношенными щетками заменяем в сборе.
Проверка и замена щеток и регулятора напряжения автомобиля с двигателем типа ЗМЗ-402
На автомобили с двигателями ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026 устанавливают генераторы 16.3701 или 191.3701, неоснащенные встроенным регулятором напряжения.
Эти генераторы работают совместно с выносным транзисторным регулятором напряжения типа 13.3702-01 или 50.3702, имеющим электронную защиту от короткого замыкания в цепи обмотки возбуждения генератора.
Регулятор установлен в подкапотном пространстве и прикреплен к брызговику моторного отсека двумя гайками.
Регулятор обеспечивает напряжение зарядки аккумуляторной батареи 13,4 — 14,7 В при частоте вращения генератора 2800 — 12 000 мин -1 , соответствующей частоте вращения коленчатого вала двигателя 1400 — 6000 мин-1, нагрузке 5 — 40 А и температуре от -20 до +80 °С.
На клеммах «Ш» и «-» регулятора падение напряжения должно быть не более 1,6 В при токе 4 А в цепи обмотки возбуждения генератора и температуре +20 °С.
Перед проверкой регулятора убедитесь, что натяжение ремня генератора соответствует норме, а регулятор имеет хороший контакт с «массой» (при необходимости отрегулируйте натяжение ремня и подтяните гайки крепления регулятора к кузову).
Не следует подключать дополнительные потребители электроэнергии к цепи питания обмотки возбуждения генератора, так как в этом случае напряжение генератора сильно возрастает.
1. Перед проверкой регулятора напряжения проверьте состояние проводов и надежность соединений между генератором, регулятором напряжения и аккумуляторной батареей.
Следует учесть, что отсутствие зарядного тока может быть вызвано срабатыванием схемы защиты регулятора при коротком замыкании в цепи обмотки возбуждения генератора. При устранении короткого замыкания работа регулятора напряжения восстанавливается.
2. Регулятор напряжения можно проверить на автомобиле. Для этого нужен вольтметр постоянного тока с пределом измерения до 20 — 30 В и ценой деления 0,1 — 0,2 В.
Пустите двигатель и, поддерживая частоту вращения коленчатого вала двигателя 1700-2000 мин -1 , включите ближний свет фар. При этом сила тока зарядки по амперметру должна быть не более 10 А.
Если амперметр показывает силу зарядного тока выше 10 А, выключите ближний свет фар и габаритные огни.
Измерьте напряжение на клемме «+» аккумуляторной батареи, оно должно быть 13,9 — 14,6 В при температуре регулятора +20 °С. Если напряжение отличается от указанных значений значит, регулятор напряжения неисправен и его нужно заменить.
1. Отсоединяем штекерную колодку от регулятора напряжения.
2. Ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления регулятора. Под каждым из болтов установлены наконечники «массовых» проводов
Снимаем и заменяем регулятор. Новый регулятор устанавливаем в обратной последовательности.
Снятие и проверка щеток генератора
1. Отключаем аккумуляторную батарею.
2. Отсоединяем штекерную колодку от щеткодержателя.
3. Шлицевой отверткой отворачиваем два винта крепления щеткодержателя
4. Снимаем щеткодержатель. Новый щеткодержатель устанавливаем в обратной последовательности
Проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателе. Если щетки заклинило, выньте два крепежных винта и снимите крышку щеткодержателя.
Очистите щетки и прочистите отверстия в щеткодержателе. Если не удается добиться требуемого результата, замените щеткодержатель в сборе или щетки
Замене также подлежат щетки со сколами трещинами или другими дефектами.
Проверьте выступание «а» щеток из щеткодержателя в свободном состоянии.
Если размер «а» менее 8 мм, замените щеткодержатель в сборе или щетки.
Источник: autoruk.ru
Сдох генератор в дороге. Не кладите х*й на гену!
Краткая предыстория. В предыдущей записи я написал, что в конце поездки напруга стала плавать, на холостом просаживалась до 12.5-12.7, с оборотами около 14 выдавала. Стал грешить на щетки. Родные умерли на ~40ткм (хотя сложно сказать что умерли, просто заряд был низкий и из-за этого сначала сдох аккум) и тогда я заменил их на другие с реле-регулятором. Помогает зимой, когда куча потребителей.
В очередной раз поехал по работе, хотя была легкая неуверенность в целесообразности поездки. Машиной еще не занимался и плавающее напряжение мне было не в радость.
Полный размер
Километров через 30 по КАДу, в районе Колтушского шоссе, плавающее напряжение превращается в железные 11.6 Тут я понимаю что пришел писец и еду на одном генераторе. Пока тянул до пункта назначения-высадил до 11.2
Полный размер
Благо остановился удачно в кармане, никому не мешал и прямо напротив БиБи, где есть зч. Первым делом сбегал за контролькой и стал проверять провода и предохранители-все ок
Полный размер
Разобрал и вытащил генератор. Человек вроде ждет с заказом, сказал за 1.5 часа управлюсь. Первое предположение-умерли щетки, прошло как раз еще ~45ткм с момента их замены. Пошел в Бибишку, купил новые 3х позиционные
Полный размер
Прям возле машины все быстро разобрал, пересобрал и воткнул назад. Запускаюсь-нифига, тоже самое 11.2 А прошло уже более 1.5 часов…
Вот тут я малость прифигел. Расчет был на то, что быстро починю генератор и двину дальше, а он нифига!
От легкой безысходности пишу СОС в КПГ, где прошу у кого-нить гену до вечера, чтоб до дома добраться. А тем временем начинаю снова демонтаж генератора
Полный размер
Минут через 15 прилетает Иван на Нексте и мы отправляемся на ближайший рынок в поиске диагностики и ремонта гены.
К слову сказать Газели и Волги многие недолюбливают, поэтому генератор я сразу демонтировал и он был готов к ремонту. На рынке никто не взялся. Поехали на северный Маршал, там только с 3 попытки нашли место, где взяли гену на тест
Полный размер
В итоге приговорили диодный мост. Глупо было поменять щетки и не поменять его тоже сразу
Полный размер
Вобщем вернулись. Стал уже моросить дождик, быстро все собрал назад, запустился. Напругу без потребителей выдало 13.2, видать акк сильно просел, поэтому все идет ему, на рабочее напряжение еще не вышли. Но теперь хоть ехать можно, пол дня почти угробил на это
На машине постоял с холостыми минут 20 и еще немного покатался. Оставил машину отдыхать
Еще один хитрый момент-у меня реле от щеток приделано на 1 болт к обычному реле. Я их поменял местами-машина озверела, на холодную стрелку на 120 клала и не заводилась, глюк как при неисправном ДПКВ. Когда добирался до места-все было ок, да и заводилась она всегда шустро. Полез под капот, поменял назад местами как было-завелась сразу.
Полный размер
С утра завелся-напруга уже впорядке, но вылез джекичан. Машина как резанная не орала, значит снова жалуется на какую то ерунду, Диагностику еще не делал, компа и кабеля нет под рукой.
Покатавшись немного днем вышел на окончательное рабочее напряжение- 14.6-14.7 показывает без нагрузки и до 14.2-14.4 проседает с фарами. Правда это по штатному вольтметру, мультиметр выложил и сегодня с собой не возил. Зимой с печкой в разных режимах 13.8-14.0 держало стабильно.
Спасибо Клубу Питерских Газелистов, что опубликовали пост и очень оперативно выручили!
Источник: www.drive2.ru