Каждому образованному человеку рано или поздно приходится делать маркетинг жизненной стратегии: чем заниматься, на что обращать внимание? И это касается не только работы, но и отношений, и самореализации. Об этом поговорим далее.
Написать статью на эту тему меня вдохновил разговор с Екатериной Дворниковой – ментором и основателем клуба «ПРО БИЗНЕС УНИКАЛЬНОСТЬ».
Время перемен требует креативного подхода, умения находить новые решения в непредсказуемой обстановке.
И тут нам на помощь может прийти философский инструмент — SWOT анализ. Но данные для него «нужно уметь готовить».
SWOT анализ – не только экономический инструмент, его можно применить к любой ситуации, где нужно принять решение, которое сразу не вырисовывается. Обычно его проводят для анализа деятельности организации.
SWOT анализ — инструмент для организаций
Но можно ведь SWOT анализ применить к возможностям собственника бизнеса, любого человека, с точки зрения психологии.
Сильные стороны – личные качества, определяющие мое превосходство.
Как найти свои сильные стороны | Илья Яковлев
Слабые стороны – невыгодное положение по сравнению с другими.
Возможности – элементы среды, которые я могу использовать как ресурс, в свою пользу.
Риски и проблемы – элементы среды, которые могут вызвать у меня проблемы.
То есть:
сильные и слабые стороны
– внутренние характеристики – это про людей и бизнес;
возможности и угрозы
– внешние факторы – это про рынок и связи.
«Люди часто смешивают в одну кучу сильные, слабые стороны, а также внутренние и внешние характеристики, а их важно не путать!
При грамотном применении наших сильных сторон и при учете слабых сторон мы сможем не только все угрозы превратить в возможности, но и разрабатывать уникальные коммерческие предложения» — считает Екатерина Дворникова
Как с помощью своих слабых сторон увидеть возможности, направление расширения и роста, а с помощью сильных компетенций выявить риски и подводные камни предстоящей деятельности?
Именно с этих вопросов к собственнику начинается консультирование в области развития бизнеса. Ведь источник ценностей – первое лицо компании: власть, успех, сопричастность – то, что компания может дать команде. Но если декларируемые компанией ценности не поддерживаются ее лидером, это не работает.
Изучая позицию собственника и сопоставляя данные о деятельности предприятия, можно дать ответы на важные вопросы:
- каковы сильные стороны предприятия наиболее эффективны для освоения возможностей;
- какие слабые места наиболее уязвимы с учетом существующих угроз;
- какие слабые стороны создают наибольшие помехи;
- какие сильные стороны важно применить для устранения угроз.
Можно разложить бизнес по полочкам, как это делает Екатерина Дворникова. Здесь, например, запись ее вебинара «SWOT как инструкция к действию» для организаций. Смотрите, изучайте.
Источник: dzen.ru
Четыре способа узнать свои сильные стороны
В моей карьере был период, когда я стояла на развилке и долго не могла принять решение. В тот момент я задумалась: в чем же мои сильные стороны? чем мне нравится заниматься? как я вижу свое дальнейшие развитие? Чтобы сделать выбор, я решила разобраться в своих сильных сторонах и не прогадала.
Мой сегодняшний опыт работы руководителем подсказывает, что именно их активное использование помогает достичь максимальных результатов и удовлетворения. Сложность в том, что они не всегда лежат на поверхности и могут быть не очевидны для самого человека. В статье я расскажу, что помогло мне выявить сильные стороны. Надеюсь, эти способы будут полезны и вам, а еще вы наверняка поймете, как корректно отвечать на шаблонный вопрос на собеседованиях о том, в чем ваши сильные и слабые стороны.
87 628 просмотров
Существует несколько признаков сильных сторон:
— Не ценятся, воспринимаются как везение, как само собой разумеющееся.
— Проявляются спонтанно, автоматически, не требуют специальной подготовки.
— Трудно передать другим, объяснить, научить.
— Дают энергию и удовольствие от использования.
— Ярко проявляются в сложных ситуациях.
— Вызывают страстное желание что-либо делать, невзирая на трудности.
Узнаете себя? Попробуйте убедиться с помощью следующих инструментов.
1. Gallup Clifton Strengths
На протяжении нескольких десятков лет институт Gallup проводил систематические интервью для изучения мастерства во многих известных областях. Согласно последним подсчетам, их количество превысило уже два миллиона. По итогам интервью исследователи сформулировали 34 наиболее распространенных моделей человеческих талантов и разработали тест для их определения. В нем также объясняется, как можно использовать эти качества в работе и в жизни.
Все качества в тесте делятся на 4 домена:
- Executive (исполнитель);
- Influencing (влияние на других);
- Relationship building (построение взаимоотношений);
- Strategic thinking (стратегическое мышление).
Как утверждают авторы теста, он помогает выявить пять доминантных, ключевых талантов, являющихся неиссякаемым источником силы человека. Например, одно из таких качеств — «достижение». Подразумевается, что стремление к достижениям — это то, что движет человека вперед. Эта область означает, что ему постоянно нужны достижения.
Он чувствует, как будто каждый новый день начинаете с нуля. К концу дня он должны добиться чего-то осязаемого, чтобы остаться довольным собой. Приведу еще пример — «катализатор». Обладатели этого качества очень часто в своей жизни задают вопрос: «Когда начнем?», так как им не терпится приняться за дело. Они, возможно, допускают, что анализ тоже бывает нужен, и что дискуссии и обсуждения могут иногда дать ценные результаты, но в глубине души они уверены, что добиться чего-то можно только реальными делами
Тест можно пройти онлайн, в том числе на русском языке. Тестирование длится около 40-50 минут, после чего предоставляются результаты (на русском и английском языках).
Для их более глубокой проработки можно обратиться к сертифицированным специалистам по интерпретации и адаптации результатов к жизни. Gallup предлагает два типа отчетов: короткий, в котором приводятся ТОП-5 сильных сторон, и полный — с описанием всех выявленных качеств.
Пример результата тестирования www.gallup.com
Описание каждого качества можно найти в книге Маркуса Бакингема и Дональда Клифтона «Добейся максимума. Сильные стороны сотрудников на службе бизнеса».
Компания JobEQ разработала инструмент, который помогает определять предпочтения человека с точки зрения мотивации и ценностей.
Существует два основных вида опросников JobEQ:
- Опросник iWAM (Inventory for Work Attitude and Motivation) используется для анализа отношения к работе и мотивации. Он основан на метапрограммах и моделях когнитивных стилей мышления, объективно измеряет 16 категорий метапрограмм (48 параметров) и позволяет прогнозировать успешное поведение человека в трудовой деятельности.
- Опросник VSQ (Value Systems Questionnaire) измеряет 18 параметров, в которые включены 8 паттернов системы ценностей, модели спиральной динамики, и 10 переменных социальных паттернов. Результаты тестирования позволяют проанализировать, какая корпоративная культура подходит человеку.
Большинство метапрограмм сгруппированы по парам или больше. Приведу несколько примеров.
- Инициирование — рефлексия и терпение. Если вам свойственно инициирование, то вы проактивный, инициирующий, заставляете события случаться, начинаете действовать сами. Если вам свойственно терпение, то вы все тщательно продумываете и только потом действуете.
- Глобальность — ориентация на детальность. Если вам свойственна глобальность, то вы мотивируетесь, когда люди объясняют вам видение в целом или если вы можете расширить ваш горизонт. Вы думаете большими «кусками» информации. Если вам свойственна детальность, то вы мотивируетесь, когда погружаетесь в детали.
- Решение проблем — ориентация на цель. Если вам свойственно решение проблем, то вы хороши в обнаружении потенциальных проблем, которых следует избегать. Если вам свойственна ориентация на цель, то вы особенно мотивируетесь, когда можете достигать результата и надеетесь, что другие будут оценивать вас по вашим результатам и способностям.
Пройдя тест, я узнала, что у меня высокое инициирование. Что мне дало это знание? Я не просто убедилась, что у меня проактивный подход и мне нравится приступать к делам, не занимаясь предварительной оценкой всех обстоятельств. Я также поняла, что другие могут воспринимать меня не только как мотор, заставляющий мир вокруг крутиться, но и удивляться, а иногда и настораживаться, что оценкой обстоятельств я занимаюсь уже по ходу дела, «в пути».
Отчет также подсвечивает области развития. Если вы находитесь в ситуации, где требуется их использование, то будете понимать, что понадобится больше энергии, чтобы стать успешным.
Помимо прочего, тест позволяет определить и «будильник», то есть время, в течение которого человеку свойственно оставаться на одной работе или без изменений на ней. Предполагается, что, когда «будильник» звонит, нужно поменять что-то в своей работе или задаче, иначе снизится продуктивность.
Оказалось, что мой «будильник изменений» — два года. Это значит, что я хочу двигаться от одного проекта или работы к другому каждые два года. Как только я хорошо узнаю задачу, то хочу двигаться к следующей и лучше всего выполняю проекты, которые занимают менее двух лет.
Сначала я возмутилась: как же так, я же работаю в одной компании 10 лет?!
Но потом решила присмотреться, что же произошло за это время:
— я прошла путь от инженера до руководителя департамента, и каждый следующий шаг был в районе двух лет (где-то больше, где-то меньше);
— чаще всего я сама искала или создавала новые проекты внутри компании, в которые хотелось вкладываться.
Некоторые компании используют эти опросники при подборе, например, моделируют профиль успешных сотрудников и применяют при найме. Результаты используются для развития сотрудников, формирования кадрового резерва и выявления HiPo (сотрудников с высоким потенциалом). Результаты тестирования VSQ помогают понять, насколько человек «впишется» в корпоративную культуру.
Пример результата тестирования jobeq.com
Как и предыдущий, эти тесты можно сдать онлайн. При прохождении через сертифицированных специалистов они доступны на русском языке, и как правило, сопровождаются консультацией. На каждый вид опросника понадобится около 20-30 минут.
Компания Hogan занимается научными исследованиями в области личной психологии и психодиагностики. Оценка Hogan представляет собой независимое онлайн-тестирование по основным деловым компетенциям.
Существует три основных вида опросников Hogan, которые суммарно включают почти 600 вопросов:
- Личностный (Hogan Personality Inventory). Помогает выявить сильные стороны, предоставляет информацию о том, как респондент воспринимается другими людьми, как человек видит самого себя.
- Развития (Hogan Development Survey). Определяются так называемые деструкторы или скрытые стороны личности, проявляющиеся в поведении человека в стрессовых ситуациях.
- Мотивационный (Motives, Values and Preferences Inventory). Оценивает мотивы, ценности и предпочтения человека.
Этот инструмент применяется для самостоятельной оценки своих сильных сторон и зон развития, выявления поведенческих деструкторов, определения внутренних мотиваторов. Многие крупные компании в России активно используют Hogan при отборе кандидатов на ТОП-позиции и в линейное руководство, для формирования кадрового резерва, определения и дальнейшего развития HiPo. Результаты тестирования также применяются для оценки сбалансированности команды при проведении тимбилдингов.
Что может быть плохого в командности?
Мои сильные стороны — командность и партнерство. Я предпочитаю принимать решения вместе с коллегами не потому, что не могу сделать это сама, а мне важно, чтобы каждый почувствовал сопричастность. Но ведь некоторые любят быть самостоятельными, ценят обособленность и не всегда готовы участвовать в командном решении: по их мнению, это — ответственность каждого. И это важно учитывать в работе.
Пример результата тестирования www.hr1hr.ru
Тест Hogan тоже можно сдать онлайн. Как правило, тестирование сопровождается консультацией сертифицированного специалиста. Каждый опросник занимает примерно по 20 минут. Все результаты тестирования предоставляются на русском и английском языках.
В коучинге есть такой инструмент — истории достижения. Работает это так: клиенту предлагается по очереди вспомнить минимум семь историй, в которых он столкнулся с какой-либо сложностью. Далее каждая история прорабатывается по определенному алгоритму:
- Клиенту предлагается вспомнить, какие именно трудности были.
- Дальше нужно вспомнить, какие конкретно действия человек предпринимал, чтобы справиться со сложностями.
- Затем коуч вместе с клиентом анализирует, какие качества проявились, каково их значение для человека.
В итоге формируется перечень качеств, которые помогли человеку преодолеть сложности. Примерно на четвертой-пятой истории человеку самому становится понятно, что некоторые качества начинают повторяться, и именно их он обесценивает и считает, что это дано каждому.
Чтобы воспользоваться этим инструментом, нужно найти владеющего им коуча. Мне предложила попробовать этот инструмент подруга, которая как раз проходила обучение у Светланы Бергер, сертифицированного коуча и ведущей сертификационной программы «Карьерный коуч. Специалист по развитию карьеры».
Когда я использовала все перечисленные инструменты, то даже составила таблицу, чтобы проанализировать результаты. В итоге пришла к выводу о том, что часть сильных сторон может отличаться в названии, но по смыслу результаты во многом пересекаются, а где-то дополняют друг друга.
Почему полезно знать свои сильные стороны
— Вы лучше поймете себя: разберетесь, что хорошо получается в работе, что стоит развивать, почему одни задачи выполняются с удовольствием, а другие вызывают сопротивление. Эти знания помогут наметить краткосрочную и долгосрочную карьерную цель, сделать правильный выбор.
— Это придает уверенности в себе, подсвечивает зоны развития.
— Это помогает понять, что окружающие могут быть другими. Эти знания способствуют улучшению коммуникации и взаимодействию.
Выбирая вакансию или думая об изменениях в карьере, ищите такую работу, где вы сможете применять на деле свои сильные стороны. Это таланты, которые следует ценить.
Что еще поможет узнать больше о сильных сторонах в работе
Источник: vc.ru