24.02.2022 США ввели санкции в отношении российских физических и юридических лиц, а также в отношении различных секторов российской экономики. Санкции поддержали Евросоюз, иные страны, которые разработали свои санкционные программы. Россия оказалась на первом месте по количеству санкций и лиц, которых эти санкции коснулись.
В результате российским компаниям и частным лицам пришлось одномоментно перестраивать бизнес-процессы, замораживать активные проекты, искать новые рынки сбыта. Немалую роль в части ухудшения финансового состояния бизнеса сыграли корпоративные бойкоты иностранных компаний, которые либо остановили бизнес в России в ожидании экономической и политической стабильности, либо покинули российский рынок навсегда. В связи с указанными факторами в совокупности российский бизнес оказался под давлением рисков, которые на протяжении длительного периода времени будут актуальными.
Статья опубликована в журнале “Акционерное общество”, №4, май 2022
РИСК 1: ВТОРИЧНЫЕ САНКЦИИ ЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОДСАНКЦИОННЫМ ЛИЦОМ
В отношении российских компаний и частных лиц введено беспрецедентное количество санкций.
Кроме того, санкционные программы США, ЕС и иных иностранных государств содержат ограничительные меры в отношении ряда секторов российской экономики. Поскольку с каждым новым пакетом иностранных санкций перечень санкционных отраслей и лиц увеличивается, российский бизнес столкнулся с высоким риском вторичных санкций США [1]: риском быть включенным в санкционные списки за взаимодействие с санкционным лицом в виде заключения сделок/совершения операций с таким лицом. Ситуация усугубляется теневыми санкциями [2] США, Е С и иных и ностранных государств. Регулятор США рекомендует быть осторожным при заключении сделок с компаниями, контролируемыми подсанкционными лицами, поскольку потенциальный партнер может быть «токсичным», даже если он не включен в санкционные списки. Таким образом, любой потенциальный контрагент, особенно из санкционных секторов экономики, может оказаться подсанкционным, что влечет вторичные санкции для стороны сделки.
Риски вторичных санкций нивелировать невозможно по ряду причин: санкционные списки расширяются, на дату сделки партнер может не быть включен в санкционные списки, однако может попасть в них в будущем.
Решение
Чтобы снизить санкционные риски, необходимо проводить санкционный комплаенс в отношении контрагента и сделки. Для этого нужно:1
- проанализировать нахождение контрагента в санкционных списках;
- оценить корпоративную структуру контрагента на предмет наличия в ней «токсичных» лиц или связей;
- оценить, не относится ли предмет сделки к санкционным.
Для снижения будущих санкционных рисков необходимо предусмотреть в договоре механизмы защиты от санкционных рисков. Их можно структурировать как заверения об обстоятельствах, в рамках которых контрагент подтвердит, что не взаимодействует с подсанкционными лицами и не планирует такое взаимодействие в будущем, не заключает запрещенные сделки в санкционных секторах экономики. Перечень заверений об обстоятельствах неограничен.
В дополнение к заверениям об обстоятельствах в договор следует включить положение о форс-мажоре, которое среди прочего будет подразумевать санкции иностранных государств. В совокупности указанные механизмы защиты позволят частично купировать санкционные риски.
РИСК 2: ИЗБЫТОЧНЫЙ КОМПЛАЕНС СО СТОРОНЫ БАНКОВ И КОНТРАГЕНТОВ
Банки являются участниками международной банковской системы, поэтому они очень чувствительны к санкциям. Риск оказаться под вторичными санкциями и быть отключенным от международной финансовой системы велик, в связи с чем банки в условиях санкций придерживаются жесткого комплаенса: любая потенциально подозрительная операция может быть заблокирована банком, даже если отсутствуют реальные причины для блокировки (overcompliance). Чтобы убедиться в «нетоксичности» операции, банк может запросить неограниченный объем документов и информации. Аналогичную проверку банк осуществит в отношении подозрительного клиента, который покажется «токсичным». Практика показывает, что поводом для таких подозрений может стать публикация в прессе.
Избыточный комплаенс характерен как для российских банков, так и для иностранных. Российским лицам отказывают повсеместно в открытии банковских счетов исключительно в связи с российским резидентством. В лояльных до недавнего времени юрисдикциях банки стали отказывать или усложнять процедуру открытия банковского счета. Кроме того, запрет на полеты в США, ЕС и другие страны существенно сказывается на мобильности частных лиц, а следовательно, и на возможности решать вопросы, связанные с управлением банковскими счетами (открытие, распоряжение активами на счетах, закрытие) в случае необходимости физического присутствия.
Решение
В случае, когда речь идет о проведении банковской операции, необходимо заблаговременно позаботиться об обосновании такой операции. Если банк убежден в «токсичности» операции или клиента, следует получить юридическое заключение внешнего консультанта — специалиста по санкциям и санкционному комплаенсу, подтверждающее, что операция или клиент не являются «токсичными» и не влекут санкционные риски для банка.
Если речь идет об открытии счета в иностранном банке, то следует предварительно проанализировать и оценить все «за» и «против» для открытия банковского счета или проведения операции в соответствующем иностранном банке. В условиях неопределенности и увеличивающегося количества ограничительных мер нужно позаботиться о том, чтобы активы на иностранном счете не подверглись блокировке и в критический момент могли быть беспрепятственно выведены.
В настоящее время лояльными по отношению к России остаются Армения, ОАЭ, Казахстан, Турция. Однако в связи с усилением и расширением санкций в отношении России сложно предсказать, как изменится ситуация.
РИСК 3: УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ САНКЦИЙ
В Государственную Думу внесен законопроект «О внесении изменения в статью 201 Уголовного кодекса Российской Федерации». Законопроект предусматривает ответственность за исполнение западных санкций в России.
Цель законопроекта — защита интересов и безопасности России. В связи с этим проведение санкционного комплаенса может быть квалифицировано как стремление соблюсти иностранные санкции.
Решение
В случае принятия законопроекта сторонам сделки необходимо будет соотносить санкционный комплаенс, цель которого соблюсти иностранные санкции, с риском уголовной ответственности за соблюдение иностранных санкций. В частности, с большой вероятностью под риском уголовной ответственности окажутся топ-менеджеры, принимающие решения о заключении/незаключении сделки и соблюдении санкций.
РИСК 4: ОТКАЗ КОНТРАГЕНТОВ ОТ СОТРУДНИЧЕСТВА И РИСКИ БАНКРОТСТВА
Корпоративные бойкоты иностранных компаний, иностранные санкции, а также российские контрсанкции влекут нарушение логистических цепочек и, как следствие, остановку работы предприятий, приостановку активных и отмену еще не начавшихся проектов, нарушение сроков исполнения обязательств или отказ от исполнения.
Подобные условия неопределенности и перечисленные риски неминуемо влекут финансовые потери для российских частных лиц и компаний, что, в свою очередь, провоцирует рост судебных исков, инициированных кредиторами в отношении должников по договорам. Непростые бизнес-реалии приводят к волне судебных тяжб и инициировании процедуры несостоятельности должников кредиторами.
Решение
В случае невозможности надлежащим образом и в срок исполнить обязательство необходимо уведомить об этом контрагента и предложить урегулировать спорные вопросы в договоре путем заключения дополнительного соглашения.
Подобные действия стороны договора будут рассматриваться судом в случае возникновения спора как добросовестные и направленные на минимизацию убытков для сторон договора. Например, если речь идет о договоре поставки соответствующих товаров, то при просрочке поставок:
- необходимо предложить контрагенту перенести срок поставки или приостановить действие договора на приемлемый срок с условием об отказе от начисления неустойки за период отсрочки или приостановления действия договора
- либо предложить приобрести аналогичный товар на другом рынке, если товар иностранного происхождения,
- изменить цену товара в связи с невозможностью его импорта в Россию.
Невозможность приобретения товаров, предусмотренных договором, не является форс-мажорным обстоятельством, в связи с чем поставщику не удастся избежать ответственности за просрочку поставки товаров в случае возникновения cудебного спора. Однако в суде поставщик вправе будет заявить о снижении размера неустойки.
В договор нужно включить положение о форс-мажоре, позволяющее освободить сторону от ответственности за нарушение исполнения обязательства, если такое нарушение было вызвано форс-мажорными обстоятельствами, описанными в договоре.
C 01.04.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. Мораторий будет действовать полгода и касается как юридических лиц, так и физических, включая индивидуальных предпринимателей.
Мера введена для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях.
РИСК 5: ОГРАНИЧЕНИЕ ДОСТУПА К ЛИЧНЫМ АКТИВАМ
Российское валютное законодательство ужесточается с начала специальной военной операции России на Украине. С одной стороны, существенно затруднено перемещение капитала из России за рубеж из-за валютных ограничений на подобные операции, установленных действующим российским законодательством, с другой стороны, санкции иностранных государств ограничивают и усложняют российским частным лицам и компаниям доступ к их зарубежным активам.
Вдобавок ко всему снижается мобильность физических лиц в связи с ограничениями авиасообщения между странами, что затрудняет открытие иностранных банковских счетов в случае необходимости.
Валютное законодательство ограничивает доступные возможности для перевода капитала в иностранные юрисдикции. Поскольку нормы валютного регулирования принимаются в спешке, порой совершенно неясен порядок их применения. При этом меры ответственности крайне серьезны и предполагают применение штрафных санкций, составляющих до 100% от суммы незаконной валютной операции.
Решение
В условиях нестабильности частным физическим и юридическим лицам следует основательно подходить к планированию валютных операций, уделять большее внимание комплаенсу, в том числе валютному.
При планировании операции необходимо понять, не подпадает ли она под валютные ограничения и не последует ли за ее совершение административная или уголовная ответственность.
Кроме того, следует оценивать ограничения на предмет соответствия иностранному законодательству. Иностранные государства создают уполномоченные органы для поиска и заморозки активов подсанкционных лиц. Поскольку решения в санкционных реалиях принимаются хаотично и часто не проработаны, активы могут оказаться под риском блокировки.
ССЫЛКИ:
[1] Вторичные санкции присутствуют в санкционных программах США. Они имеют экстерриториальный характер и применяются к иностранным лицам, которые взаимодействуют с санкционными лицами или заключают запрещенные сделки, то есть нарушают санкции.
[2] Теневые санкции США раскрываются через «правило 50%», в соответствии с которым компания, в которой одно подсанкционное лицо индивидуально или в совокупности с иными подсанкционными лицами прямо или косвенно владеет 50 и более процентами акций (долей), автоматически считается подсанкционной. Аналогичное правило с нюансами действует в ЕС: как поясняет регулятор, контроль может осуществляться на основании соответствующего договора, порог владения должен превышать 50%.
Если у Вам необходима консультация по вопросам применения санкций, юристы NSP будут рады оказаться полезными.
Источник: nsplaw.com
Результаты опроса «Последствия введения санкций для российского бизнеса»
В ходе ноябрьского раунда опроса «Индекс деловой среды РСПП» участникам были заданы дополнительные вопросы на тему последствий введений санкций для российского бизнеса. В анкетировании по данной теме приняли участие 55 компаний. 70,4% респондентов указали в качестве основного вида экономической деятельности «промышленность».
Порядка 11% компаний принадлежат энергетическому сектору. Компании строительного сектора составили долю 9,3%, а компании сектора «транспорт и связь» – 7,4%. Большая часть респондентов (83,3%) относятся к категории «крупный бизнес», представители средних предприятий составили 7,5%, а субъекты малого предпринимательства – 9,2%.
48,1% компаний, принявших участие в опросе, считают, что экономические санкции оказывают влияние на деятельность предприятий. 38,9% отрицают влияние санкций на их компании, а 13% затруднились с ответом на данный вопрос.
Мы задали уточняющий вопрос, какие именно санкции влияют на деятельность организаций. Треть респондентов выбрали ответ «как санкции со стороны западных стран, так и ответные санкции со стороны России оказывают влияние на деятельность компаний», и две трети участников опроса уверены, что речь может идти о влиянии только санкций со стороны США, стран Европы и ЕС.
Введение санкций сказалось на экономических условиях ведения бизнеса по различным направлениям.
В ноябре наиболее критичным для российского бизнеса стал рост цен на сырьё, оборудование, комплектующие, связанный с введением санкций со стороны стран ЕС, США, Японии и других стран — об этом заявили 64,6% респондентов. 20,8% организаций отметили, что воздействие по данному направлению незначительно. В то же время 14,6% не испытывают на себе роста цен на сырьё, оборудование, комплектующие из-за санкций.
Снижение доступности кредитов оказывает воздействие на деятельность почти половины компаний-участниц опроса (48,9%), а 17% компаний отметили, что по данному направлению введение санкций оказывает воздействие незначительно или не в полной мере.
Об уменьшении инвестиций как последствии введения санкций заявило 35,4% организаций, на деятельность 27,1% компаний уменьшение инвестиций в связи с санкциями оказывает незначительное влияние.
Для 29,2% представителей бизнеса, принявших участие в опросе, негативным результатом введения санкций стала невозможность оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг. 35,4% респондентов ощущает воздействие санкций по данному направлению как незначительное, и то же число компаний не испытывают подобного воздействия на деятельность компаний.
18,8% респондентов указали, что значимым последствием, связанным с введением санкций, стало появление трудностей в работе со смежными организациями – получателями продукции/услуг, в случае 27,1% компаний такого рода трудности оказывают незначительное влияние на деятельность.
15% организаций, принявших участие в опросе, ощущают на себе воздействие запрета на поставку продуктов питания в Россию из США, Европы и других стран, о том, что это воздействие незначительно заявили 12,5% респондентов. 72,5% компаний не испытывают последствий для своих компаний из-за введения данного запрета.
Необходимость поиска новых контрагентов, изменение логистики поставок оказывает влияние на 14,6% организаций, 31,2% обозначили влияние такого рода как незначительное, и 54,2% компаний не видят для себя последствий по направлению необходимости поиска новых контрагентов, изменения логистики поставок.
Снижение спроса на выпускаемую продукцию / услуги компаний-участниц опроса связано с введением санкций, по мнению 12,5% респондентов; 27,1% организаций отметили влияние снижения спроса из-за санкций как незначительное. 60,4% отрицают такого рода последствий для своего бизнеса от введения санкций.
Прекращение сотрудничества в оборонной сфере как последствие введения санкций является значимым для 11,4% компаний, принявших участие в опросе, 6,8% организаций считают, что прекращение сотрудничества в оборонной сфере влияет на деятельность их компании в незначительной степени.
Прекращение сотрудничества в нефтегазовой сфере оказывает воздействие на 9,5% компаний-участниц опроса, на 19% компаний данное воздействие незначительно. 71,4% респондентов отрицают для себя воздействие введения санкций в нефтегазовой сфере.
Проблемы с экспортом продукции появились у 6,4% компаний-участниц опроса, 19,1% отметили вариант «не в полной мере или незначительно», у 74,5% респондентов таких проблем нет.
На вопрос существуют ли возможности импортозамещения в отрасли, где работают или планируют работать компании-участницы опроса 60% ответили положительно, соответственно, 40% выбрали отрицательный ответ.
По мнению более половины респондентов, указавших, что импортозамещение в их отрасли в принципе возможно, введённые санкции расширяют возможности для импортозамещения. 18,2% компаний уверены в обратном. 15,2% участников опроса не видят связи между процессом импортозамещения и введением санкций. Ту же долю составили компании, затруднившиеся с ответом на данный вопрос.
Для большинства организаций стратегия компании в условиях действия санкций заключается в оптимизации затрат предприятия без снижения выпуска продукции (объема деятельности/производства) – 78,3% респондентов выбрали этот вариант.
Четверть респондентов (26,1%) планируют расширить производство, а пятая часть участников опроса готовы переориентировать предприятие на выпуск иной продукции. Об интенсификации – увеличении выпуска продукции (результатов деятельности) без расширения производства как составной части стратегии компании в условии действия санкций заявили 17,4% респондентов, 13% компаний собираются снижать объём производства или оказания услуг.
19,6% организаций намерены изменить списочную численность работников в период действия санкций – сократить сотрудников. 17,4% компаний указали, что готовы изменить кадровую политику, а 15,2% собираются снизить размер «социального пакета».
В 10,9% организациях действует план антисанкционных мер.
Данный вопрос предполагал возможность множественного выбора ответов, поэтому сумма не сводится к 100%.
Ключевым направлением по оказанию государственной поддержки, по мнению респондентов, являются программы по субсидированию инвестиционных проектов, модернизации и реконструкции производства (доля ответов 75%).
Программы компенсации процентных ставок по инвестиционным кредитам, льготное кредитование привлекают 62,5% организаций, принявших участие в опросе.
Более половины участников опроса (55%) указали в качестве наиболее востребованного вида поддержки со стороны государства снижение фискальной нагрузки, приостановку налоговых инициатив, связанных с введением налога с продаж, изменением порядка начисления социальных выплат в Пенсионный фонд и другие. Половина компаний заинтересованы в такой мере поддержки, как распространение льготы по налогу на имущество на увеличение стоимости при модернизации, реконструкции, объектов введённых в эксплуатацию до 2013г.
42,5% компаний считают, что поддержка должна осуществляться в виде установления на законодательном уровне льгот и преференций при реализации российскими предприятиями масштабных инвестиционных проектов.
Предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам востребовано в качестве меры государственной поддержки в условиях санкций чуть более третью компаний (32,5%).
Данный вопрос предполагал возможность множественного выбора ответов, поэтому сумма не сводится к 100%.
Источник: rspp.ru
ФОМ оценил влияние санкций на малый бизнес в России
Санкции, введенные из-за «спецоперации» на Украине, затронули 73% российских предпринимателей, опрошенных Фондом общественного мнения (ФОМ). Бизнесмены сталкиваются с падением клиентского спроса и ростом издержек, вынуждены менять цены, ищут новых клиентов и поставщиков. При этом 65% из них уверены, что санкционная война не разрушит экономику России
Влияние санкций из-за «спецоперации»*, по числу которых Россия еще в марте стала мировым лидером, ощутили 73% представителей российского малого бизнеса. Об этом свидетельствуют данные проведенного Фондом общественного мнения (ФОМ) опроса 735 российских предпринимателей. Опрос является частью запущенного в июле 2021 года и ориентированного на 10 лет лонгитюда малого бизнеса — проекта, в рамках которого представители ФОМ ежеквартально опрашивают одних и тех же предпринимателей.
Как санкции влияют на бизнес
Из всех опрошенных предпринимателей не заметили негативного влияния санкций на свой бизнес только 25%. Еще 2% затруднились ответить. Санкции негативно сказались на бизнесе подавляющего большинства опрошенных (73%).
В первую очередь ухудшение проявилось в уменьшении числа заказов и клиентов — с этим столкнулись 60% предпринимателей, ощутивших влияние санкций, и 44% всех опрошенных. «В своих ответах на открытый вопрос «Какие именно изменения произошли в вашем бизнесе?» предприниматели говорили: «нет объемов, нет работы», «сокращение объемов», «общие заказы уменьшились, люди побаиваются», «стала брать меньше заказов», — пишут авторы исследования. На втором месте — рост издержек и инфляция (56% и 41% опрошенных). Замыкают топ-3 негативных эффектов проблемы с поставками (53% и 39% опрошенных).
Среди других проблем, которые отметили респонденты во втором квартале 2022 года, отсрочки платежей и невозврат долгов (23% и 17% опрошенных), рост ставок по кредитам (22% и 16%), сложности с переводом денег и расчетами (21% и 15%), трудности с выплатой налогов (13% и 9%) и арендной платы (9% и 6%).
Первая волна опросов в рамках лонгитюда охватывала второй квартал 2021 года. Данные исследования демонстрируют, что в предпринимательской среде некоторые показатели после роста позитива вернулись на исходные уровни. Например, во втором квартале 2021 года 13% опрошенных придерживались стратегии роста для своего бизнеса, 33% — выживания. В следующем квартале ситуация изменилась в лучшую сторону: 16% опрошенных говорили о стратегии роста, 27% — о выживании. Данные последней волны опросов: стратегию роста выбирают 10% опрошенных, выживания — 35%.
Во втором квартале 2021 года 60% опрошенных говорили о том, что ситуация в экономике ухудшилась, квартал спустя таких было уже 51%, в текущих условиях — 66%. 40% опрошенных говорили в первую волну опросов, что их доход был примерно таким же, как в предыдущем квартале, сейчас таких 33%. Зато 50% опрошенных заявили, что доход оказался выше, чем в предыдущем периоде, во втором квартале 2021 года таких было 34%. Примечательно, что с 25% до 19% сократилось за год число респондентов, отмечавших, что конкурировать становится сложнее.
Материал по теме
Как предприниматели реагируют на санкции
Исследование показывает, что к маю 2022 года 64% опрошенных предпринимателей были вынуждены что-то менять в бизнесе. На перемены пошли в том числе 27% тех, кого санкции, по их словах, не коснулись. Среди тех, кто заметил влияние санкций, ничего не поменяли 23%.
Почти половине опрошенных (46%) приходится менять цены на товары и услуги, 33% предпринимателей ищут новых клиентов, 28% меняют поставщиков. Оптимизируют издержки 28% опрошенных, снижают объемы деятельности 19%, урезают зарплаты и сокращают штат 13%.
За минувший год доля предпринимателей, внедривших онлайн-продажи, выросла с 23% до 27%, доля использующих средства организации удаленной работы (облачные хранилища, онлайн-платформы) — с 35% до 41%.
Что предприниматели ждут от будущего
Больше половины опрошенных (53%) уверены, что никаких положительных эффектов от санкционной войны не будет. В то же время 13% предпринимателей ожидают роста спроса, 12% — сокращения конкуренции, 6% надеются на импортозамещение и рост промышленного производства в России.
Опрос проводился в мае. Что касается ожиданий от итогов второго квартала, то 28% сказали, что он будет хуже, 30% — что лучше, 36% — что не принесет особых изменений. В первом квартале 2022 года доля предпринимателей, уверенных, что период окажется хуже предыдущего, была гораздо выше — 41%.
«Те предприниматели, кто в той или иной степени уже пострадал от санкций, чаще склонны ожидать ухудшения ситуации в будущем. В этой группе чаще встречаются предприниматели, занимающиеся розничной торговлей, научной, технической и другой подобной деятельностью (например, право, консалтинг, реклама)», — отмечают авторы исследования.
В глобальном масштабе большинство опрошенных (65%) не теряют оптимизма и на вопрос, приведут ли санкции к краху российской экономики, отвечают отрицательно. «В
комментариях предприниматели отмечали необходимость развития экономики, внутреннего
производства: «надо
развивать нам производство», «надо, чтобы экономика наша развивалась, тогда и мы
будем развиваться и зарабатывать больше», «необходимо импортозамещать все что можно,
чтобы производство всего, что только можно, было свое», «санкции всегда идут только
на пользу России, мы сами не стремимся двигаться, нас просто толкают в спину», — отмечается в исследовании.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
Источник: www.forbes.ru