На фоне введения санкций против России и закрытия границ наша страна активно готовится к ажиотажному спросу на внутреннем рынке. Правительство собирается обнулить НДС для инвесторов в туристическую инфраструктуру, упростить согласование построенных объектов и разработать систему грантов для регионов на строительство «легковозводимых объектов туристической инфраструктуры». Разбираемся, насколько эти меры эффективны.
Некапитальные отели как способ защиты от санкций
«Сегодня санкции затормозили реализацию крупных инвестпроектов, которые прошли этап согласования с банком», — говорит президент компании «Алеан» Андрей Уманский. Дело в том, что все проекты резко выросли в цене из-за падения рубля и дефицита оборудования и сырья. При этом в постановлении о льготном кредитовании есть запрет на увеличение бюджета в большую сторону, а значит все новые расходы лягут на инвесторов. Если этот запрет не снять, такие проекты могут стать экономически не эффективными.
Между тем, в летнем сезоне — 2022 ожидается ажиотажный спрос на отдых в России — по мнению экспертов, открытая Турция не особенно оттянет турпоток на себя, учитывая рекордное падение курса рубля. А по опыту пандемии, номерного фонда в нашей стране и так не хватало на всех желающих. Выходом в этой ситуации могут стать легковозводимые объекты — это кемпинги, глэмпинги, модульные и каркасные отели, которые, по задумке властей, быстро восполнят нехватку средств размещения. При монтаже на винтовые сваи, дорожные плиты или бетонные блоки они будут иметь статус некапитальных построек, у которых гораздо меньше ограничений по типу земельного участка.
Влияние санкций на гостиничный бизнес
Задача по разработке и запуску грантовой программы на постройку таких объектов стоит перед Ростуризмом, «Туризм.рф» может помочь с поиском инвесторов и льготными кредитами. Однако даже если грантовую программу запустить прямо сейчас, скорее всего, не все инвесторы успеют построить объекты к лету. На возведение комплексов из отдельно стоящих юнитов, по словам экспертов, уйдет от 2 месяцев до полугода, а корпусов из 2-3 этажей, соединенных общей инфраструктурой — 7-8 месяцев. Еще около двух месяцев понадобится на юридические и организационные вопросы — даже с учетом упрощенного согласования, а еще необходимо выделить время на строительство административного корпуса и подсобных помещений.
Налоговых послаблений много не бывает
В пакете мер поддержки гостиничной отрасли — и долгожданное обнуление НДС. Судя по тексту документа, который есть в распоряжении Nashe.Travel, правительство обнулит этот налог не только для новых объектов, но и для действующих, но только тех, которые открылись или запустились после реконструкции в этом году. Действовать льготы будут до 30 июня 2027 года, либо на 20 налоговых периодов (кварталов). На гостиничном рынке это считают важным решением, но недостаточным для минимизации последствий даже пандемии, не говоря уже о сегодняшнем кризисе.
По словам члена правления Российского союза туриндустрии Виктории Шамликашвили, гостиничному бизнесу необходимо обнуление не только НДС, но и налога на имущество, и ставки рефинансирования. А также уменьшение страховых взносов для всех предприятий, а не только субъектов МСП, как планируется на сегодняшний день. По ее мнению, это поможет восстановить и удержать платежеспособный спрос — только в этом случаем в туриндустрии смогут перестать думать о выживании и начать — о развитии.
Дефолт США отменяется! Кто и зачем ждал дефолт США в 2023 году? Потолок госдолга Америки
По словам экспертов, необходимо учитывать, что сейчас на рынок влияют разнонаправленные тенденции: с одной стороны, очевидно, что в условиях, когда турпоездки в страны ЕС и множество других направлений невозможны, спрос на внутренний туризм продолжит расти, с другой, отсутствие иностранного турпотока и санкции увеличат сроки окупаемости новых объектов. А ограниченный импорт, дорожающие на глазах стройматериалы и растущая ставка ЦБ — кредит под 30% годовых — ставят прибыль под большой вопрос.
Поэтому в нынешней ситуации господдержка должна быть комплексной и гораздо более масштабной: грантами и обнулением НДС для инвесторов явно не обойтись. Даже длинные кредиты под госгарантии, субсидирование 70% процентной ставки и ее фиксацию на рынке уже считают не актуальными. Слишком велики риски и стоимость объектов. В том числе и легковозводимых, на которые делают ставку власти. Так, если на начало февраля номер палаточного типа без участка и коммуникаций стоил 300 тысяч рублей, версия с туалетом — от 1,5 млн, каркасный дом — 800-900 тыс. рублей, то сейчас эти цифры нужно умножать минимум на два.
Новая реальность требует пересмотра условий господдержки
В первую очередь поддержка нужна не только отельерам, но и самим производителям жилых модулей, считает управляющий партнер Cronwell Hotels https://profi.travel/articles/54688/details» target=»_blank»]profi.travel[/mask_link]
Меняются только названия: как уход международных отелей влияет на индустрию туризма
Весной и летом 2022 года большинство крупных отельных сетей приостановили деятельность в России или полностью ушли из страны. При этом эксперты туристической индустрии и представители гостиниц, продолжающих работать в России, считают, что эти изменения не так сильно повлияют на локальный рынок. Редактор Forbes Life Софья Бронтвейн поговорила с представителями отелей Four Seasons, Kempinski и Ritz Carlton о том, как они работают в новой реальности
Еще в начале марта 2022 года международные отельные сети начали сворачивать свою бизнес-активность в России. В числе первых отреагировали на «военную спецоперацию»* России на Украине InterContinental Hotels Group и Hyatt Hotels. Они заявили, что приостановят деятельность по открытию новых отелей и любые новые инвестиции в России.
При этом компании продолжили выплачивать зарплаты сотрудникам и работать с уже открытыми гостиницами. Но затем в Hyatt Hotels сказали, что также прекратят операционное управление отелями на территории России. В результате гостиница Hyatt Regency Sochi с 15 апреля сменила название на Grand Karat Sochi.
В июне международные компании продолжили уходить с российского рынка. Сеть отелей Marriott International, которая тоже в марте закрыла местный офис, объявила о полной приостановке работы в России. Компания сообщила, что санкции сделали ее деятельность на российском рынке невозможной. Причем в пресс-службе Marriott подчеркнули, что франшиза отелей также не будет работать. Компания выделила $1 млн из внутренних фондов для сотрудников сети в России и на Украине, чтобы помочь им с релокацией.
В 2019 году сеть отелей Marriott International заняла первое место в рейтинге «Крупнейших отельных сетей России» по версии Forbes. Компания владела 29 объектами в 13 регионах страны. Пять отелей под брендом Marriott, которые работают в Москве, принадлежат группе «Сафмар» бизнесмена Михаила Гуцериева. Гостиницами Marriott Tverskaya, Marriott Royal Aurora, Marriott Grand Hotel, Sheraton Palace и National Luxury Collection Hotel управляет британская компания Interstate Hotels https://www.forbes.ru/forbeslife/473407-menautsa-tol-ko-nazvania-kak-uhod-mezdunarodnyh-otelej-vliaet-na-industriu-turizma» target=»_blank»]www.forbes.ru[/mask_link]