История бизнес-плана началась в США. Это были 70-е годы прошлого века, когда начали массово появляться на рынке молодежи высокотехнологичные компании, которые нуждались крупного капитала, а банковская гарантия банки не могли инвестировать в них.
Появление бизнес-ангелов
Для того, чтобы получать деньги, компании начали обращаться в инвестиционные фонды (а таких в Америке всегда было много) или брали кредит на развитие бизнеса. Таким инвесторам придумали особое название — «бизнес-ангелы». Эти люди не только вкладывали деньги, они участвовать в процессе производства и даже пытались положительно повлиять на его развитие. Получить такого бизнес-ангела с большим капиталом — была мечта каждого.
Именно таким методом появилась Apple, Microsoft, Fedex, Xerox, Intel. Большинство технологических компаний начинались именно с бизнес-плана, который подавался инвесторам на рассмотрение.
Конечно, когда количество вложений, которые не принесли доходы, достигла своего критического размера, инвесторы начали более взвешенно относиться к своим деньгам, а потому начинали задавать вопросы. Сформировались критерии оценки бизнеса, которые позволяли понять, имеет ли он шанс на выживание, развитие и процветание или нет.
Как внедрять бизнес планирование и надо ли
Количество вопросов увеличивалось ежегодно, они стали однотипными, появились определенные стандарты. Это и стало основой формирования стандартного бизнес-плана, который активно вошел в практику инвестиционного бизнеса.
Впоследствии бизнес-планирования распространилось в Европу, Азию, других стран. Они стали использоваться не только при создании высокотехнологичных предприятий, но и любых других, которые нуждались финансирования.
С переходом к рыночной экономике бизнес-планирования начало приживаться и в странах постсоветского пространства. К таким относится и Россия. Однако поскольку практики инвестирования венчурными или инвестиционными фондами не было, поле использования бизнес-планирования было другим, в частности, оно использовалось для управленческих целей.
Понятие «бизнес-плана» стало использоваться в разных значениях
- Результат свободной планировки, добровольно проводится на предприятиях. Это были компании, которые начинали свой бизнес на стандарт американского. Они пытались вводить корпоративные правила управления, строить четкие стратегии и платы оперативного реагирования. Для этого нужны были бизнес-планы — письменные документы, в которых указывалось, в какую сторону будет двигаться компания в течение 5-ти лет.
- Результат однократного планирования для выяснения стратегических целей. В данном документе бизнес-планом был инвестиционный проект, который показывал, чего ожидать от нововведений, внедрялись на предприятии.
Главным отличием бизнес-плана отечественного образца от американского — была цель использования. Если отечественными предприятиями он использовался, в основном, для внутренних нужд организации либо для отчетности перед управленцами, то американский стандарт бизнес-планирования нацелен на получение дополнительных средств от инвестора.
Бизнес планирование. Часть 1
Источник: pochemu4ka.ru
Бизнес планирование. Основы и немного больше
Добавьте её в библиотеку Добавить в библиотеку
Библиотека на Litnet — это удобный список книг, где вы:
— храните понравившиеся книги
— легко видите обновление всех книг
— следите за появлением новых отзывов на книги
Или добавьте книгу в закладки. Добавить
Понравилась книга?
Добавьте её в библиотеку Добавить в библиотеку
Библиотека на Litnet — это удобный список книг, где вы:
— храните понравившиеся книги
— легко видите обновление всех книг
— следите за появлением новых отзывов на книги
Или добавьте книгу в закладки. Добавить
Источник: litnet.com
Вопрос 1. История развития внутрифирменного планирования.
Означает ли это, что на сегодняшний день в американских корпорациях присутствуют все эти уровни управления? Нет, в силу того, что они отказались от использования методов экстраполяции, сегодня в наличии два вида планирования:
- корпоративное планирование;
- стратегическое планирование.
Надеюсь, что мы на семинарских занятиях рассмотрим процесс корпоративного планирования.
В Японии присутствуют все виды планирования, в этом специфика, но там существует отход от классического понимания стратегического планирования. Пишут: “долгосрочное планирование (стратегическое планирование)”. А между долгосрочным и стратегическим планированием много различий. Одно из них: стратегическое не имеет временного предела.
У нас стратегическое планирование на сегодняшний день отождествляют с бизнес-планированием, а бизнес-планирование имеет временной предел. Сегодня у нас планирование опирается на портфель заказов; есть портфель заказов — есть планирование. То есть уровень планирования в наших сегодняшних условиях: такого вида еще не придумано. Сказать, что это текущее планирование — сложно, что оперативное — недостаточно. Это нечто среднее между годовым планированием и оперативным планированием.
Относительно планирования советского: тут все базируется на субъективистском подходе. Когда вы брали в руки учебник Медведева, а я знаю, что вы его брали / — Ой, сколько раз мы его брали. (Слава)/, возможно, что когда вы нечто по оглавлению искали для себя, вы находили такой закон: “закон планомерного развития советской экономики”.
Все начиналось примерно с 18-го года, когда экономическая наука и при социализме существовала. Но естественно она должна была быть не такой и по терминологии, и по содержанию, чем экономическая наука капитализма. Основа основ — это законы.
Каждый способ производства имеет свои законы, и социализм, как составная часть коммунистического способа производства, должен был иметь свою систему экономических законов. В любой системе законов есть ядро. Это главный экономический закон. Основной экономический закон при капитализме, как пишет Маркс, закон спроса и предложения. Он все приводит в движение.
Большевики понимали, что в экономике должен быть баланс спроса и предложения, поэтому была придумана особая разветвленная система и специальный метод, который есть до сих про, аналогов этому методов на западе нет — балансовый метод. Балансирование спроса и предложения на макроэкономическом уровне. Раз убрали эту функцию из микроэкономики, то она должна была где-то проявиться.
Но нельзя же было закон спроса и предложения оставить основным экономическим законом, поэтому основной экономический закон звучал, как его изучали в курсе политической экономии до войны. Сначала он звучал, как закон диктатуры пролетариата. Но диктатуру пролетариата нужно как-то внедрить в жизнь. Как? С помощью директивности.
И эту директивность и назвали планированием. Этот закон — закон планомерного пропорционального развития советской экономики. В 30-е годы этот закон звучал как закон диктатуры партии, так как народ и партия едины.
Начиная с хрущевского периода в материалах съездов, где и оформлялась диктатура партии, основной экономический закон был перефразирован как закон повышения благосостояния советских граждан (мы с вами рассматривали пирамиду целей, где во главу угла было поставлено благосостояние граждан, где общество думает о благосостоянии всех). Но реализовывался этот закон через систему планов.
В учебнике Медведева есть тема “Хозяйственный механизм”, в центре этого хозяйственного механизма стоит планирование через движение плановых цифр от двух организаций: от Госплана и Госснаба. Они спускали вниз стратегию партии. Госплан занимался процессом производства, Госснаб — движением сырья, материалов. Эти два министерства не стыковали, к сожалению, информацию.
Поэтому никогда план не выполнялся, он постоянно корректировался и корректировался практически каждый день. Никогда не было, чтобы по спущенным цифрам прибыль равнялась доходам минус расходам. То же самое — ценообразование. Никогда цена не равнялась затратам плюс прибыли. Это проблема планирования — централизованной и децентрализованной формы.
Если сильна централизация, в планировании полная неразбириха. Этот механизм работал до 92 года и в целом его работа оправдывалась. Раз нет рынка на микроуровне, то восполнение этого пробела было естественное условие функционирования экономики в виде государственного капитализма. Пятилетние планы, которые начались с 29-го года, себя не оправдали.
Ни один пятилетний план не был выполнен. Считается, что самый лучший план был первый, участие в нем принимал Василий Леонтьев. Считается, что этот план был хорош потому, что только там присутствовали и натуральные, и стоимостные показатели. Товарно-денежная экономика еще работала, хотя НЭП уже был закончен. Леонтьев вынужден был уехать именно потому, что он стоял за товарно-денежную экономику.
Придумывались самые разные способы, чтобы план был выполнен. Один из них: пятилетний план выполнен по сумме годовых планов, каждый из которых корректировался.
Перестройка изменила отношение к планированию, но не кардинально. Решили, что планировать нужно иначе, что не нужно количественные показатели спускать вниз предприятиям, нужно спускать нормативы. Планирование по нормативам. Любой норматив реализуется количественно, поэтому это было тоже самое.
Начиная с 92 года функция планирования исчезла на микро- и макроуровне. На большинстве предприятий стали сокращать специалистов плановых отделов. Появлялись службы маркетинга, а плановые отделы исчезали. Те плановые отделы, которые остались сейчас, занимаются чем угодно, например, оптимизацией налогообложения. На крупных предприятиях существуют до сих пор разветвленные плановые службы, которые достаточно централизованы.
Источник: studfile.net