Перемены на современном рынке происходят с бешеной скоростью, на смену привычным продуктам приходят новые бренды, а потребитель ждёт чего-то особенного, нового изобретённого велосипеда, если хотите. Все эти изменения обязательно следует мониторить и контролировать, в общем анализировать ситуацию.
Анализ продаж необходим любому бизнесу, так как он позволяет оценить успешность той или иной группы товаров, спрогнозировать рост или спад реализации и тд. Не имея подробной информации, провести комплексный анализ невозможно.
Рассмотреть продажи со стороны объёмов, динамики, структуры и ассортимента помогут широко известные методы анализа продаж. Кстати, почти ко всем анализам эффективности продаж я подготовила готовые шаблоны в excel, так что пользуйтесь на здоровье.
Метод 1. Анализ динамики продаж
Цель — выявление общего состояния фактических объемов продаж по сравнению с прошлыми периодами.
Шаблон для расчётов (скачать по ссылке): Анализ динамики продаж.
Как правильно анализировать товары на маркетплейсе Ozon. Товарный бизнес с нуля
С помощью этого метода выявляется рост или снижения продаж. Анализ динамики проводится по показателю выручки, но можно использовать и другие инструменты анализа продаж: клиентская база, рост прибыли и др. Формула для расчёта:
Темп роста продаж = (Выручка текущего периода / Выручка прошлого периода) * 100
Если темп роста:
- Более 100% — положительная динамика продаж;
- Равен 100% — ситуация, при которой продажи не изменились;
- Меньше 100% — снижение объёмов продаж.
Специальной программы для анализа продаж нет, но не спешите расстраиваться, ведь всё достаточно просто считается excel.
Пример
Рассмотрим как сделать анализ динамики продаж на примере интернет-магазина. Данные в таблице ниже.
Видим, что спрос на шоколадные конфеты является наиболее стабильным, от месяца к месяцу он может измениться в пределах 7%. А вот спрос на подарочные наборы отклоняется в пределах 28%.
Метод 4. Анализ структуры чека
Цель – выявить количество определённого товара на конкретной торговой площадке (торговая точка, товарная полка, магазин).
Что такое финансовый анализ компании
Беспристрастные цифры — вот то, что может дать объективную картину текущего состояния и перспектив развития бизнеса. Поэтому в каждой компании периодически должен проводиться финансовый анализ — оценка её ключевых показателей и общей финансовой устойчивости. Финансовый анализ важен для внутреннего роста компании, для повышения эффективности её работы и для поиска и привлечения партнёров или инвесторов.
Основа финансового анализа — отчётность компании. Она позволяет вычислить большое количество показателей, характеризующих уровень финансовой устойчивости бизнеса. А результаты проведённого анализа — это база для выбора наилучших путей развития, построения прогнозов роста и разработки стратегического плана.
Как улучшить бизнес предпринимателю [правильный анализ бизнеса для руководителя]
Финансовый анализ подразумевает:
- анализ финансового положения (оценку трудовых, материальных, денежных ресурсов) и финансовой устойчивости компании;
- аналих эффективности деятельности компании (включая рентабельность и оборачиваемость капиталов);
- выводы — оценку ключевых показателей;
- прогнозную часть (прогноз банкротства/успешности).
Задачи и цели финансового анализа
Каждая компания может формулировать собственный набор задач, который стоит перед финансовым анализом, с учётом специфики своего бизнеса. Общие задачи включают:
- полную и объективную оценку состояния финансов компании на конкретную дату;
- выявление негативных факторов, влияющих на результаты финансовой деятельности;
- определение эффективности использования ресурсов, которыми располагает компания;
- выявление резервов для оптимизации финансовой деятельности;
- прогнозирование финансовых результатов будущих периодов;
- разработку плана действий, направленных на улучшение финансового состояния компании.
Цели, которыми руководствуется компания, инициируя финансовый анализ, чаще всего такие:
- Оценка финансового положения в настоящем и в обозримом будущем (до 1–3 лет).
- Получение максимума показателей для объективной оценки состояния компании на конкретный период.
- Выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности бизнеса.
Виды финансового анализа
Финансовый анализ может быть внутренним и внешним.
Внутренний проводят сотрудники компании — главный бухгалтер, финансовый директор, финансовый аналитик (если такая позиция есть в штатном расписании). Это максимально полный анализ с использованием всей имеющейся внутренней отчётности, например, о количестве рекламаций по продукту и о проценте производственного брака. Как правило, используют:
- бухгалтерский баланс, отражающий активы и пассивы компании за определённые периоды времени (отчётные периоды);
- отчёт о доходах / о финансовых результатах, отражающий объёмы продаж, издержки, прибыль/убытки;
- отчёт о движении капитала — важный источник информации о динамике изменения собственного капитала компании;
- отчёт о движении денежных средств.
При проведении внутреннего финансового анализа могут использоваться не только общие цифры по компании, но и отчётность по каждому структурному подразделению — чем детальнее информация для анализа, тем более содержательным будет результат. Чаще всего результаты внутреннего финансового анализа не обнародуют, а используют только для разработки стратегии развития и принятия грамотных управленческих решений.
Внешний анализ проводят сторонние лица, заинтересованные в оценке финансовой стабильности компании (например, потенциальные инвесторы), иногда СМИ или научные организации. Такой анализ носит более общий характер и базируется на данных, которые можно получить в открытых источниках. Задача внешнего анализа, как правило, — оценка перспектив сотрудничества с компанией, рискованности и доходности инвестиций; оценка конкурентоспособности бизнеса.
На основе данных финансового анализа менеджмент компании принимает обдуманные управленческие решения, которые должны помочь укрепить положение бизнеса на рынке, а также повысить его стабильность даже при изменениях внешней ситуации.
Бизнес-партнёры, банки и инвесторы на основании данных финансового анализа принимают решения о сотрудничестве и о тех объёмах средств, которые возможно вложить в конкретный бизнес с минимальными рисками и потенциально высоким доходом.
Инструменты
Для проведения финансового анализа можно использовать, в частности, современные digital-инструменты. Для работы с ними потребуется указать данные бухгалтерской отчётности, подготовленной по актуальным российским стандартам. Сервисов несколько, например:
Источник: academyopen.ru
Порядок аналитической оценки бизнес-плана
Анализ бизнес плана проводится инвесторами, потенциальными партнерами, чтобы оценить разумность вложений. Если предприниматель обратился за составлением проекта к консультантам, ему самому требуется последующая оценка полученного документа. Правильный анализ разделов бизнес-плана может принести предпринимателю либо инвестору миллионы рублей экономии.
Причины проведения аналитических мероприятий
Оценка, в первую очередь, направлена на выявление инвестиционных или кредитных рисков. Самому же предпринимателю, который выяснил, как составить бизнес-план, и сделал это, аналитические методы покажут, действительно ли стоит продолжать деятельность в выбранном направлении.
Анализ бизнес плана предприятия позволяет инвесторам выяснить, возможно ли получить хороший доход от вложений при наименьшем риске. После этого оценивается экономическая эффективность. Особенное внимание уделяется анализу объема привлекаемого капитала, индустриальных мощностей, требующихся, чтобы проект был реализован.
Мнение эксперта! Успешные коммерсанты ставят амбициозные цели, но строят реалистичные по времени и ресурсам стратегии для их достижения.
Каждая часть плана демонстрирует, что бизнесмен разбирается в выбранной сфере деятельности. Самым важным является финансовый раздел: большинство предпринимателей склонны недооценивать затраты и переоценивать прибыль. Документ должен показать, что цифры реалистичны, а автор предполагает возможность ошибок, перерасхода средств, экономических спадов.
Этапы анализа
Аналитический процесс состоит из пяти основных шагов.
Шаг 1 — предварительная экспертиза
Здесь оценивается реальное состояние отрасли, описывается положение фирмы в выбранной нише. Определяется тип экономики отрасли:
- зародышевый (солнечная энергетика);
- развивающийся (-технологии);
- зрелый (производство часов);
- состаривающийся (печать бумажных журналов, книг).
Положение компании на рынке может быть доминантным, сильным, нестабильным, благоприятным, слабым и нежизнеспособным. На основе сопоставления критериев составляется матрица жизненного цикла. Проекты, находящиеся в левой верхней части, являются успешными, а находящиеся в нижней правой – провальными.
Шаг 2 – маркетинговый анализ
Его цель – выявление возможностей предприятия в продаже продукта (услуги) и получении дохода в объеме, оправдывающем инвестиции. Здесь обязательно проводится оценка рынка и конкурентной среды. Также оценивается нацеленность инвестиционного проекта (ИП) на внутригосударственный либо международный рынок, его совместимость с внутренней или внешней политикой государства.
Шаг 3 – техническая оценка
На этой стадии определяют технологии, которые больше всего подходят для целей проекта. Анализируются местные условия, доступность и цена сырьевого продукта, энергии, рабочей силы. Идет проверка потенциала реализации ИП.
Шаг 4 – финансовая экспертиза
Для инвесторов и кредиторов – это главный раздел анализа проекта бизнес-плана. Если предприятие действующее, проверяется его финансовое состояние за три последних года. Если это стартап, оценивается, насколько окупаемым будет ИП. Для этого проводится анализ объема финансовых потоков, который должен покрывать величину суммарной инвестиции, при этом учитывается временная стоимость денег.
Эффективность капитальных вложений определяется:
- Способом чистого современного значения ИП (NPV). Его рассчитывают, применяя формулу NPV=[сумма]CF(k)/((1+r)^k), где CF – чистый финансовый поток, r – стоимость капитала, который был привлечен. Если показатель больше нуля, проект принимают, если нет – отклоняют.
- Путем выявления внутренней нормы рентабельности (IRR). Чтобы определить этот показатель, нужно решить уравнение INV=[сумма]CF(j)/((1+IRR)^j), где CF – входной финансовый поток в j-ый период, а INV – значение инвестиции. Если IRR больше либо равно стоимости капитала, ИП принимается, иначе – отклоняется.
Дополнительно ведется анализ чувствительности проекта и расчет показателя безубыточности.
Анализ чувствительности ИП – на видео:
Шаг 5 – оценивание рисков
Проверяются возможные опасности: финансовые, рыночные, инвестиционные, производственные, политические.
Заключительным этапом является проверка возможности достижения обозначенных целей. Все это в комплексе позволяет провести оценить не только рыночную стоимость проекта, но и насколько он эффективен, его реальные перспективы.
Источник: feelwave.ru