Как правильно оценивать бизнес

Не знаете, сколько стоит ваш бизнес? А зря. Точный ответ на этот вопрос — ориентир для покупателей, инвесторов, а также для решения задач по реструктуризации, страхованию и управлению. Кандидат экономических наук, CIMA, DipIFR Гузель Нургалиева объясняет, как правильно оценить и что важно сделать перед куплей-продажей компании.

Методы анализа: как можно оценивать бизнес

Самый непростой вопрос — как оценить бизнес. Метод оценки компании зависит от сферы деятельности, размера бизнеса, его истории. В своей практике я опираюсь на несколько подходов — они позволяют увидеть стоимость компании под разным углом и получить более объективную оценку.

Для бизнеса в самом начале пути или уже существующего дела с небольшим доходом подойдет доходный метод. Он основан на оценке дисконтированных денежных потоков, которые компания будет приносить в будущем с учетом рисков, присущих для этой сферы деятельности. Так как сложно предугадать выручку, стоимость может быть завышена, поэтому здесь важно оценивать бизнес по нескольким сценариям в зависимости от возможных рыночных рисков.

Оценка стоимости бизнеса: как правильно оценить бизнес и кому это нужно?

Для более крупных компаний, у которых уже есть бухгалтерская или управленческая отчетность, оптимально применить метод чистых активов. Один из минусов подхода — зачастую балансовая стоимость основных средств завышена или занижена по сравнению с рыночной. А стоимость нематериальных активов часто не отражает их реальную стоимость.

Трудозатратным можно назвать сравнительный метод оценки — сложно найти достоверную информацию по стоимости бизнеса схожих компаний. При оценке этим методом необходимо найти организации из схожей отрасли, с похожим географическим положением, операционной и финансовой структурой, выручкой, ассортиментом товаров или услуг. Если бизнес работает недавно, можно использовать среднюю стоимость 4−5 схожих проектов и реализовывать свой за такую же цену. Если же компания существует давно, можно сравнивать данные о доходах при помощи мультипликатора: отношение цены бизнеса к чистой прибыли за год.

Еще один метод оценки — затратный, основан на оценке затрат, необходимых для запуска аналогичного бизнеса в настоящее время, с учетом текущих рыночных цен.

Гузель Нургалиева отмечает, что в вопросе покупки бизнеса важно различать стоимость и ценность: при одной и той же стоимости бизнеса для разных покупателей ценность будет разная

Критерии анализа: на что смотреть при оценке

Существует множество критериев оценки бизнеса. Анализ этого разнообразия позволяет получить наиболее полную и объективную оценку.

К основным критериям принято относить:

расположение бизнеса (например, кафе в центре и на окраине будут иметь разную стоимость);

уровень конкуренции (стоимость бизнеса будет разной для компаний, которые конкурируют с гигантами/мелкими конкурентами/работают на новом рынке;

репутацию (очевидно, что компания с «именем» и уже выстроенной репутацией будет стоить дороже аналогичного бизнеса, но без истории)

Сколько стоит наш бизнес и как оценить доли партнеров

перспективу бизнеса и продукции в настоящий момент и в будущем;

объем и динамику продаж;

наличие устойчивой клиентской базы.

Также в ходе оценки бизнеса эксперты выделяют ряд дополнительных критериев. Например, при оценке стартапа дополнительно анализируются бизнес-идея, команда проекта, потенциальные партнеры и клиенты.

Читайте также:  Чем отличается сетевой бизнес от пирамиды

Активы и пассивы — ключевые вводные бухгалтерского баланса

Порой даже сам собственник не осознает, что является активом в его деятельности, а что — наоборот. Активы бизнеса — все то, что может принести компании пользу в будущем. Обычно под активами подразумеваются деньги, дебиторская задолженность, запасы готовой продукции и материалов, основные средства — здания, оборудование, транспорт ( все то, что служит больше года), а также нематериальные активы — активы, которые не имеют материальной формы ( например, объекты интеллектуальной собственности).

Все эти активы покупаются за счет пассивов. Сюда относим акционерный капитал ( деньги, которые получили от выпуска акций), чистую прибыль, кредиторскую задолженность ( отсрочка платежа за товары и услуги, которые нам дают поставщики), кредиты.

Что дороже — бизнес товаров или бизнес услуг?

Этот вопрос важно рассматривать в несколько ином ключе: насколько бизнес может быть масштабируемым и выйти в цифровое поле.

Давайте сравним магазин подарков из продуктов правильного питания долгосрочного хранения и успешную парикмахерскую, в которой работает один мастер-эксперт. Очевидно, что в этом сравнении товарный бизнес будет дороже, так как есть более высокая вероятность работы в цифровом формате. Но если парикмахер, эксперт и профессионал в своей области решает запустить онлайн-курсы, то велика вероятность, что онлайн бизнес услуг будет стоить дороже.

Инвестиции в готовое дело: ценность и стоимость

В какой бизнес сегодня выгодно вкладывать свободные деньги? В первую очередь — в недооцененные его виды. Является ли бизнес таковым, должно показать сравнение оценки стоимости компании и цены покупки. Во-вторых, ответ на вопрос зависит от стартового капитала, экспертизы, страны, типа бизнеса ( производство или услуги), от возможности привлечь инвестиции и оборотный капитал.

Оценить выгодность при вложении помогут следующие показатели:

чистая приведенная стоимость (NPV);

Источник: tatcenter.ru

Как собственнику оценить свой бизнес

Основная проблема в России с оценкой стоимости компаний: практически никто не знает как это делать. Пролью свет на эту проблему. И отвечу на вопрос какой метод наиболее применим в наших реалиях.

16 013 просмотров

Давайте сначала представлюсь. Семенов Антон, 28 лет из которых 7 лет занимаюсь предпринимательством. За это время развил 5 бизнесов. На данный момент за плечами более сотни сделок по продаже бизнеса и привлечению инвестиций. Плюс не так давно написал книгу «Как продавать дорого».

Я довольно часто сталкиваясь по работе с предпринимателями или владельцами бизнеса, которые находятся на стадии поиска дополнительных инвестиций или же хотят его продать, то регулярно вижу, что люди элементарно не знают как оценить то, что у них есть.

Давайте рассмотрим, какие существуют подходы и методы оценки.

Основных подходов всего три:

1. Доходный подход

В данном подходе стоимость бизнеса связана с текущей стоимостью всех будущих чистых доходов.

На моей практике это самый часто применяемый на практике подход в России.

Читайте также:  Векслер зачем бизнесу спонсорство

Самый частый, потому что инвестор покупает не здания, машины, оборудование, нематериальные ценности, а будущую чистую прибыль. В данном случае продается один актив = деньги.

Как и в любой тематике из сегмента b2b, основным конечным продуктом, за что платят деньги являются деньги. Либо чтобы их сэкономить либо чтобы заработать.

Как оценить бизнес для продажи

В условиях экономической нестабильности некоторые владельцы бизнеса решаются на его продажу с целью минимизации возможных убытков. Причиной может быть и смена направления деятельности, реструктуризация, изменение формы налогообложения, признание банкротства и с десяток других объективных обстоятельств. Для получения максимально выгоды, во избежание двусмысленных ситуаций в отношениях с покупателем и государственными ведомствами владельцу нужно точно знать, как правильно оценить бизнес для продажи.

Даже силами своей бухгалтерии, юридического отдела и прочих штатных специалистов сделать это будет практически невозможно. Подобными процедурами занимается наша компания «Эксперт Оценка», и мы готовы откликнуться на любые запросы о помощи при оценке продаваемого бизнеса.

Методы оценки бизнеса на продажу

При выполнении подобных действий бизнес с любой формой регистрации и статусом не оценивается только по наличию имущества. Это комплексное мероприятие, требующее внимательного изучения объективных и субъективны х факторов, рентабельности, перспектив. При проведении оценочных действий наши эксперты учитывают каждую деталь, способную повлиять на итоговую суммы расчетов при продаже компании, организации, фирмы. Такими факторами являются:

  • направление деятельности;
  • особенности отрасли;
  • наличие отечественных и зарубежных инвестиций;
  • объемы и сроки окупаемости бизнеса;
  • наличие технической базы;
  • наличие и стоимость объектов недвижимости;
  • арендные выплаты и поступления;
  • объемы оборотных средств;
  • наличие свободного капитала;
  • величина рентабельности по временным периодам – за месяц, квартал, год;
  • наличие и объемы долговых обязательств;
  • вероятность банкротства;
  • вероятные отраслевые риски;
  • предпринятые меры по диверсификации рисков.

Кроме того, учитывается такой важный фактор, как фондовая деятельность. Она подразумевает наличие собственных активов, привлечение в деятельность сторонних активов, распределение портфеля акций между владельцами и инвесторам. Также для того, чтобы решить, как оценить готовый бизнес для продажи, проводится мониторинг котировок на ценные бумаги и активы компании с момента IPO – первичного выхода на фондовый рынок.

Для того, чтобы решить, как оценить малый бизнес, предпринимаются следующие шаги и используются такие методы:

  • собираются и анализируются данные о компании и бизнесе, выставленном на продажу;
  • проводится мониторинг конкурентного бизнеса и аналогичных объектов;
  • выявляются подходящие подходы и методы перед тем, как оценить бизнес для продажи.

Обычно оценщики нашей компании «Эксперт Оценка» прибегают к применению наиболее эффективных подходов – доходного, затратного и сравнительного. В отдельных обстоятельствах может использоваться два или три подхода для более корректных расчетов стоимости бизнеса.

  • Доходный подход. Предполагает применение метода капитализации существующих и предполагаемых доходов, а также метод дисконтирования денежных потоков. Выбор одного из двух методов зависит от стабильности поступления прибыли, прогнозируемого и реального ее прироста, интенсивности увеличения доходности.
  • Затратный подход. Предполагает применение метода чистых активов. Основан на разнице между реальной ценой активов в бизнесе и его пассивами. Одновременно учитывается коррекция балансовой стоимости долговых обязательств, фондовых активов.
  • Сравнительный подход. Применяется для сравнения аналогичных объектов, их рыночной стоимости. По результатам проведенного мониторинга аналогов выполняется корректировка баланса, фондовых активов, итоговой стоимости.
Читайте также:  Плетение косичек как бизнес

Такие подходы актуальны, когда нужно решить, как оценить арендный бизнес, стоимость компании и ее имущества, малый или средний бизнес. Относительно применения каждого из подходов – решение принимается на основании реального положения дел в компании, ее перспектив развития или банкротства, долговых обязательств и иных факторов, и обстоятельств.

После выполнения подходов и применения методов оценщик составляет отчет со сравнительными результатами и выводами о стоимости бизнеса.

Оценка вероятных рисков

Одним из важнейших обстоятельств при проведении подобных процедур, является оценка рисков. Она может быть добровольной или обязательной. В первом случае решение о том, как оценить бизнес для продажи, принимает владелец. К этому могут мотивировать такие обстоятельства, как нанесение ущерба сторонними субъектами, судебные споры, отчуждение бизнеса в обход правовых норм, передача прав и составление лицензионных условий и соглашений.

Обязательная оценка рисков при продаже бизнеса выполняется в таких ситуациях:

  • когда компания в момент продажи находится на грани банкротства;
  • если совладельцем доли в бизнесе выступает государство;
  • при наличии в бизнесе иностранных инвестиций;
  • когда компания является объектом залога;
  • если компания массово выкупает свои активы по решению акционеров.

Оценка риска дает более полное представление об ожиданиях продавца и перспективах покупателя бизнеса.

Документы для проведения оценки

Для корректной и полноценной оценки бизнеса на продажу оценщику или эксперту нужны будут документы, на которые можно опираться в расчетах и анализе:

  • уставные документы компании;
  • бухгалтерская отчетность;
  • сведения об имеющихся активах;
  • список дочерних компаний;
  • данные о происхождении уставного капитала;
  • информация об инвесторах и объемах инвестиций;
  • детализация по долговым обязательствам и объемам задолженности.

Этот базовый перечень документов может быть более объемным, и расширен на усмотрение эксперта.

Этапы оценки бизнеса для продажи

Процедура протекает в 4 фазы, включая предварительный, стартовый, аналитический и ключевой этапы. В это время эксперт готовит документальную базу, сравнивает бизнес с аналогами, делает расчеты рисков, убытков и рентабельности. По результатам выносится заключение с оценочной стоимостью бизнеса для продажи.

Также вам может быть интересно

Использовать мультипликаторы для оценки стоимости компании — это популярный тип оценивания. Такой способ стал широко использоваться из-за того, что он является простым и логичным .

Если вы решили приобрести недвижимость в ипотеку, то наверняка уже знаете: покупка возможна только при наличии определенного пакета документов. И в этом списке одна .

Компания «Эксперт-оценка» предоставляет разнообразные услуги в сфере оценки. Если у Вас появился вопрос, как оценить стоимость квартиры, то обращайтесь к нам! Мы поможем Вам .

Стоимость объекта недвижимости имеет большое значение, в том числе при необходимости оформления документов на дом и участок или квартиру, в случае продажи. При этом .

Источник: expert-otsenka.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин