Не знаете, сколько стоит ваш бизнес? А зря. Точный ответ на этот вопрос — ориентир для покупателей, инвесторов, а также для решения задач по реструктуризации, страхованию и управлению. Кандидат экономических наук, CIMA, DipIFR Гузель Нургалиева объясняет, как правильно оценить и что важно сделать перед куплей-продажей компании.
Методы анализа: как можно оценивать бизнес
Самый непростой вопрос — как оценить бизнес. Метод оценки компании зависит от сферы деятельности, размера бизнеса, его истории. В своей практике я опираюсь на несколько подходов — они позволяют увидеть стоимость компании под разным углом и получить более объективную оценку.
Для бизнеса в самом начале пути или уже существующего дела с небольшим доходом подойдет доходный метод. Он основан на оценке дисконтированных денежных потоков, которые компания будет приносить в будущем с учетом рисков, присущих для этой сферы деятельности. Так как сложно предугадать выручку, стоимость может быть завышена, поэтому здесь важно оценивать бизнес по нескольким сценариям в зависимости от возможных рыночных рисков.
Оценка стоимости бизнеса: как правильно оценить бизнес и кому это нужно?
Для более крупных компаний, у которых уже есть бухгалтерская или управленческая отчетность, оптимально применить метод чистых активов. Один из минусов подхода — зачастую балансовая стоимость основных средств завышена или занижена по сравнению с рыночной. А стоимость нематериальных активов часто не отражает их реальную стоимость.
Трудозатратным можно назвать сравнительный метод оценки — сложно найти достоверную информацию по стоимости бизнеса схожих компаний. При оценке этим методом необходимо найти организации из схожей отрасли, с похожим географическим положением, операционной и финансовой структурой, выручкой, ассортиментом товаров или услуг. Если бизнес работает недавно, можно использовать среднюю стоимость 4−5 схожих проектов и реализовывать свой за такую же цену. Если же компания существует давно, можно сравнивать данные о доходах при помощи мультипликатора: отношение цены бизнеса к чистой прибыли за год.
Еще один метод оценки — затратный, основан на оценке затрат, необходимых для запуска аналогичного бизнеса в настоящее время, с учетом текущих рыночных цен.
Гузель Нургалиева отмечает, что в вопросе покупки бизнеса важно различать стоимость и ценность: при одной и той же стоимости бизнеса для разных покупателей ценность будет разная
Критерии анализа: на что смотреть при оценке
Существует множество критериев оценки бизнеса. Анализ этого разнообразия позволяет получить наиболее полную и объективную оценку.
К основным критериям принято относить:
расположение бизнеса (например, кафе в центре и на окраине будут иметь разную стоимость);
уровень конкуренции (стоимость бизнеса будет разной для компаний, которые конкурируют с гигантами/мелкими конкурентами/работают на новом рынке;
репутацию (очевидно, что компания с «именем» и уже выстроенной репутацией будет стоить дороже аналогичного бизнеса, но без истории)
Сколько стоит наш бизнес и как оценить доли партнеров
перспективу бизнеса и продукции в настоящий момент и в будущем;
объем и динамику продаж;
наличие устойчивой клиентской базы.
Также в ходе оценки бизнеса эксперты выделяют ряд дополнительных критериев. Например, при оценке стартапа дополнительно анализируются бизнес-идея, команда проекта, потенциальные партнеры и клиенты.
Активы и пассивы — ключевые вводные бухгалтерского баланса
Порой даже сам собственник не осознает, что является активом в его деятельности, а что — наоборот. Активы бизнеса — все то, что может принести компании пользу в будущем. Обычно под активами подразумеваются деньги, дебиторская задолженность, запасы готовой продукции и материалов, основные средства — здания, оборудование, транспорт ( все то, что служит больше года), а также нематериальные активы — активы, которые не имеют материальной формы ( например, объекты интеллектуальной собственности).
Все эти активы покупаются за счет пассивов. Сюда относим акционерный капитал ( деньги, которые получили от выпуска акций), чистую прибыль, кредиторскую задолженность ( отсрочка платежа за товары и услуги, которые нам дают поставщики), кредиты.
Что дороже — бизнес товаров или бизнес услуг?
Этот вопрос важно рассматривать в несколько ином ключе: насколько бизнес может быть масштабируемым и выйти в цифровое поле.
Давайте сравним магазин подарков из продуктов правильного питания долгосрочного хранения и успешную парикмахерскую, в которой работает один мастер-эксперт. Очевидно, что в этом сравнении товарный бизнес будет дороже, так как есть более высокая вероятность работы в цифровом формате. Но если парикмахер, эксперт и профессионал в своей области решает запустить онлайн-курсы, то велика вероятность, что онлайн бизнес услуг будет стоить дороже.
Инвестиции в готовое дело: ценность и стоимость
В какой бизнес сегодня выгодно вкладывать свободные деньги? В первую очередь — в недооцененные его виды. Является ли бизнес таковым, должно показать сравнение оценки стоимости компании и цены покупки. Во-вторых, ответ на вопрос зависит от стартового капитала, экспертизы, страны, типа бизнеса ( производство или услуги), от возможности привлечь инвестиции и оборотный капитал.
Оценить выгодность при вложении помогут следующие показатели:
чистая приведенная стоимость (NPV);
Источник: tatcenter.ru
Как собственнику оценить свой бизнес
Основная проблема в России с оценкой стоимости компаний: практически никто не знает как это делать. Пролью свет на эту проблему. И отвечу на вопрос какой метод наиболее применим в наших реалиях.
16 013 просмотров
Давайте сначала представлюсь. Семенов Антон, 28 лет из которых 7 лет занимаюсь предпринимательством. За это время развил 5 бизнесов. На данный момент за плечами более сотни сделок по продаже бизнеса и привлечению инвестиций. Плюс не так давно написал книгу «Как продавать дорого».
Я довольно часто сталкиваясь по работе с предпринимателями или владельцами бизнеса, которые находятся на стадии поиска дополнительных инвестиций или же хотят его продать, то регулярно вижу, что люди элементарно не знают как оценить то, что у них есть.
Давайте рассмотрим, какие существуют подходы и методы оценки.
Основных подходов всего три:
1. Доходный подход
В данном подходе стоимость бизнеса связана с текущей стоимостью всех будущих чистых доходов.
На моей практике это самый часто применяемый на практике подход в России.
Самый частый, потому что инвестор покупает не здания, машины, оборудование, нематериальные ценности, а будущую чистую прибыль. В данном случае продается один актив = деньги.
Как и в любой тематике из сегмента b2b, основным конечным продуктом, за что платят деньги являются деньги. Либо чтобы их сэкономить либо чтобы заработать.
Как оценить бизнес для продажи
В условиях экономической нестабильности некоторые владельцы бизнеса решаются на его продажу с целью минимизации возможных убытков. Причиной может быть и смена направления деятельности, реструктуризация, изменение формы налогообложения, признание банкротства и с десяток других объективных обстоятельств. Для получения максимально выгоды, во избежание двусмысленных ситуаций в отношениях с покупателем и государственными ведомствами владельцу нужно точно знать, как правильно оценить бизнес для продажи.
Даже силами своей бухгалтерии, юридического отдела и прочих штатных специалистов сделать это будет практически невозможно. Подобными процедурами занимается наша компания «Эксперт Оценка», и мы готовы откликнуться на любые запросы о помощи при оценке продаваемого бизнеса.
Методы оценки бизнеса на продажу
При выполнении подобных действий бизнес с любой формой регистрации и статусом не оценивается только по наличию имущества. Это комплексное мероприятие, требующее внимательного изучения объективных и субъективны х факторов, рентабельности, перспектив. При проведении оценочных действий наши эксперты учитывают каждую деталь, способную повлиять на итоговую суммы расчетов при продаже компании, организации, фирмы. Такими факторами являются:
- направление деятельности;
- особенности отрасли;
- наличие отечественных и зарубежных инвестиций;
- объемы и сроки окупаемости бизнеса;
- наличие технической базы;
- наличие и стоимость объектов недвижимости;
- арендные выплаты и поступления;
- объемы оборотных средств;
- наличие свободного капитала;
- величина рентабельности по временным периодам – за месяц, квартал, год;
- наличие и объемы долговых обязательств;
- вероятность банкротства;
- вероятные отраслевые риски;
- предпринятые меры по диверсификации рисков.
Кроме того, учитывается такой важный фактор, как фондовая деятельность. Она подразумевает наличие собственных активов, привлечение в деятельность сторонних активов, распределение портфеля акций между владельцами и инвесторам. Также для того, чтобы решить, как оценить готовый бизнес для продажи, проводится мониторинг котировок на ценные бумаги и активы компании с момента IPO – первичного выхода на фондовый рынок.
Для того, чтобы решить, как оценить малый бизнес, предпринимаются следующие шаги и используются такие методы:
- собираются и анализируются данные о компании и бизнесе, выставленном на продажу;
- проводится мониторинг конкурентного бизнеса и аналогичных объектов;
- выявляются подходящие подходы и методы перед тем, как оценить бизнес для продажи.
Обычно оценщики нашей компании «Эксперт Оценка» прибегают к применению наиболее эффективных подходов – доходного, затратного и сравнительного. В отдельных обстоятельствах может использоваться два или три подхода для более корректных расчетов стоимости бизнеса.
- Доходный подход. Предполагает применение метода капитализации существующих и предполагаемых доходов, а также метод дисконтирования денежных потоков. Выбор одного из двух методов зависит от стабильности поступления прибыли, прогнозируемого и реального ее прироста, интенсивности увеличения доходности.
- Затратный подход. Предполагает применение метода чистых активов. Основан на разнице между реальной ценой активов в бизнесе и его пассивами. Одновременно учитывается коррекция балансовой стоимости долговых обязательств, фондовых активов.
- Сравнительный подход. Применяется для сравнения аналогичных объектов, их рыночной стоимости. По результатам проведенного мониторинга аналогов выполняется корректировка баланса, фондовых активов, итоговой стоимости.
Такие подходы актуальны, когда нужно решить, как оценить арендный бизнес, стоимость компании и ее имущества, малый или средний бизнес. Относительно применения каждого из подходов – решение принимается на основании реального положения дел в компании, ее перспектив развития или банкротства, долговых обязательств и иных факторов, и обстоятельств.
После выполнения подходов и применения методов оценщик составляет отчет со сравнительными результатами и выводами о стоимости бизнеса.
Оценка вероятных рисков
Одним из важнейших обстоятельств при проведении подобных процедур, является оценка рисков. Она может быть добровольной или обязательной. В первом случае решение о том, как оценить бизнес для продажи, принимает владелец. К этому могут мотивировать такие обстоятельства, как нанесение ущерба сторонними субъектами, судебные споры, отчуждение бизнеса в обход правовых норм, передача прав и составление лицензионных условий и соглашений.
Обязательная оценка рисков при продаже бизнеса выполняется в таких ситуациях:
- когда компания в момент продажи находится на грани банкротства;
- если совладельцем доли в бизнесе выступает государство;
- при наличии в бизнесе иностранных инвестиций;
- когда компания является объектом залога;
- если компания массово выкупает свои активы по решению акционеров.
Оценка риска дает более полное представление об ожиданиях продавца и перспективах покупателя бизнеса.
Документы для проведения оценки
Для корректной и полноценной оценки бизнеса на продажу оценщику или эксперту нужны будут документы, на которые можно опираться в расчетах и анализе:
- уставные документы компании;
- бухгалтерская отчетность;
- сведения об имеющихся активах;
- список дочерних компаний;
- данные о происхождении уставного капитала;
- информация об инвесторах и объемах инвестиций;
- детализация по долговым обязательствам и объемам задолженности.
Этот базовый перечень документов может быть более объемным, и расширен на усмотрение эксперта.
Этапы оценки бизнеса для продажи
Процедура протекает в 4 фазы, включая предварительный, стартовый, аналитический и ключевой этапы. В это время эксперт готовит документальную базу, сравнивает бизнес с аналогами, делает расчеты рисков, убытков и рентабельности. По результатам выносится заключение с оценочной стоимостью бизнеса для продажи.
Также вам может быть интересно
Использовать мультипликаторы для оценки стоимости компании — это популярный тип оценивания. Такой способ стал широко использоваться из-за того, что он является простым и логичным .
Если вы решили приобрести недвижимость в ипотеку, то наверняка уже знаете: покупка возможна только при наличии определенного пакета документов. И в этом списке одна .
Компания «Эксперт-оценка» предоставляет разнообразные услуги в сфере оценки. Если у Вас появился вопрос, как оценить стоимость квартиры, то обращайтесь к нам! Мы поможем Вам .
Стоимость объекта недвижимости имеет большое значение, в том числе при необходимости оформления документов на дом и участок или квартиру, в случае продажи. При этом .
Источник: expert-otsenka.ru