На картинке выше нарисован круг, состоящий из трех видов капиталов (каждый составляет 33%), которые могут вкладывать предприниматели в бизнес: человеческий — все, что касается компетенций и экспертизы партнеров, которые необходимы вашей компании, социальный — связи, которые могут продвинуть ваш бизнес (это может быть наработанная аудитория или человек, работающий в «специальном» месте) и экономический — деньги, здания, продукция, сырье, товарные знаки, права на программный код.
Отправьте партнеру эту картинку, проделайте сами и попросите его проделать следующее:
- отметьте, сколько и какого капитала, по вашему мнению, вкладываете в бизнес вы и сколько вкладывает ваш партнер;
Следующим уровнем сложности в распределении долей вашего партнерства может быть гибкое распределение вклада между разными капиталами, а не по 33% как в примере выше.
Как распределять доли компании среди членов команды
Перераспределение долей в действующем партнерстве, в чем загвоздка?
У вас есть бизнес в партнерстве и какое-то распределение долей. Одно из главнейших правил: нельзя менять доли в одностороннем порядке. Это с большой вероятностью будет трактоваться как рейдерство.
Если вы все-таки передоговорились с партнером на новые доли, то скорее всего осадок останется. Это грозит дальнейшим снижением вовлеченности партнера, долю которого уменьшили.
Я предлагаю вам подумать и проанализировать: что может стоять за желанием скорректировать доли? Если мы говорим про ситуацию, когда у партнера есть доля и он ей недоволен.
Причиной может быть желание:
- получать больше денег (чувство справедливости);
- получать больше контроля и власти;
- получить больше денег от продажи;
- изменить внешнее или внутреннее позиционирование партнера (когда не хочется, чтобы про вас говорили как про миноритария).
- если партнер хочет получать больше денег, то это решается дополнительным вознаграждением, зарплатой;
- если партнеру нужно больше контроля и власти, то нужно договориться по каким вопросам он будет дополнительно принимать решение последним;
- чтобы получить больше денег от продажи, партнеры могут договориться, например, что тот, кто нашел покупателя, тот первый получает комиссию, а остальные деньги делятся относительно долей;
- партнеры могут сообщить сотрудникам или другим важным людям, что вот теперь другой партнер равный и больше ничего не уточнять дополнительно не требуется.
Из моей книги «Адвокат бизнеса. 20 юридических консультаций понятным языком»
Что будет в следующем уроке:
- что такое кризис в партнерстве, по каким факторам можно понять, что он наступил;
- защитные механизмы, которые срабатывают у партнеров и как с ними быть;
- А, что если не получится договориться? Дедлок. Договориться о сценарии действий. Примеры договоренностей партнеров, которые были у меня на партнерских сессиях.
- как помочь себе в ситуации, когда наступил кризис.
Калькулятор долей в стартапе
Иногда происходит как в отрывке из сериала «Миллиарды». Но это решение должно быть осознанным, где каждый из партнеров понимает почему.
Часто предприниматели подходят к этому формально: поровну – 50 на 50 или всем по 25, если их четверо. Схема выглядит справедливой и дается эмоционально легко, но в реальности это ловушка.
Равное распределение долей будет справедливым, если все партнеры вкладывают в бизнес равное количество сил, времени и денег. Равное количество капиталов: человеческого, экономического и социального. Причем не просто фактически вкладывают, а убеждены, что вкладывают столько же, сколько и остальные. Как только у одного из партнеров появится чувство, что он вложил больше, появится недовольство, которое может перерасти в конфликт.
Важно, что распределение долей на самом деле несет три разных значения.
Первое — это распределение дивидендов. И то, что у вас пополам они делятся — вообще все отлично, нет проблем. Дивиденды — это прибыль, которая достается владельцам компаний.
Второе — это получение части стоимости компании, если вы вдруг ее решили продать. Это тоже все прекрасно.
А вот третье, что важно — путают, что равенство долей как будто бы предполагает равенство голосов в принятии решений. А это не так.
Принятие решений — это отдельный вопрос, который нужно обсуждать.
И если у вас 50 на 50, но у вас очень четко разграничены зоны принятия решений и зоны ответственности, и у вас нет ситуации дедлока, когда вы в тупике, а вы принимаете решение, идете и развиваете компанию, потому что вы определили главного в каких-то вопросах, каждый — в разных, то все отлично.
Равное распределение ответственности — тоже вполне осознанный выбор. Но это не про принятие решений. Вот равные голоса — это плохо.
Как распределить доли, опираясь на экономический, человеческий и социальный капитал — конкретная инструкция
Есть разные варианты распределения, поделюсь с вами одним. Вы сможете использовать его, если совсем не понимаете от чего отталкиваться.
Источник: partnership.expert
Как правильно распределить доли в бизнесе
Первое правило деления долей — наконец разделите их и оформите соглашение на бумаге. Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия. Поэтому очень важно договориться на берегу:
Определите, как будут решаться спорные вопросы
Если вас двое, то у кого-то должен быть контрольный пакет — кто-то должен быть старше, а кто-то уступить — так будет легче решать спорные вопросы и вам не придется прибегать к услугам третейского судьи. Если вас трое и более — определите схему принятия решений: решением большинства проголосовавших или владельцев контрольного пакета.
Используйте вестинг
Оговорите и пропишите, что произойдет, если кто-то из участников сойдет с дистанции до того, как он перестанет быть нужным проекту (как правило, происходит через три года после запуска проекта: он становится зрелой компанией и перестает быть стартапом).
Бережно относитесь к долям
Выделяйте их с чувством жадности и очень редко. Всегда представляйте, что будет с вашей долей, когда ее размоют три раунда инвестиций: разделите первоначальную долю на восемь — будете ли вы психологически удовлетворены такой цифрой? Если после всех кругов ада вы решите привлечь в стартап наемного CEO с 10%-ным опционом (что является частой практикой), не станет ли его доля выше вашей?
Выдавайте доли только ключевым людям, без которых бизнес не сможет развиваться.
Выдавайте доли только проверенным людям
Минимальная единица проверки — 1 год или совместно заработанный 1 млн. Кризис и деньги могут открыть в людях то, что они тщательно скрывают. Все, что утаивалось, может вылезти наружу.
Выдавайте доли только тем, кого они будут мотивировать
Может быть, ваш технический директор является ключевым сотрудником и без него компания не сможет существовать. Может быть, он проверенный и вы с ним прошли огонь и воду. При этом его психологически не драйвит и не мотивирует чувство собственника — то есть доля ему не нужна. А при этом он мечтает об уединенном рабочем месте с гамаком и аквариумом. Тогда не давайте ему долю, пока он сам не придет к этому желанию, а инвестируйте в гамак и аквариум.
Привлекайте умные деньги
Финансирование считается умным, если вместе с деньгами инвестор привносит в проект свою уникальную экспертизу, связи, выход на каналы продаж и стратегических партнеров. Деньги не пахнут, но они имеют разную стоимость в зависимости от источника получения. Если вам предлагает инвестиции неопытный инвестор, то к его инвестициям нужно применять дисконт — его доллар может быть равен 10 центам, так как с деньгами он еще с высокой долей вероятности привлечет и проблемы, а также ненужные вопросы, может паниковать и демотивировать. А вот доллар опытного инвестора, да и еще с экспертизой в вашем рынке, может стоить для вас 100 долларов — так как это умные деньги, обогащающие вас и морально, и материально.
Книга «Стартап без купюр» Екатерины Иноземцевой написана о героях нашего стартаперского времени: тех, кто начал свой бизнес в начале 2010-ых, об их победах и поражениях, о непростом, но захватывающем пути к успеху. Ее цель — научить и подсказать, вдохновить и мотивировать.
Книга адресована тем, кто уже примерил на себя роль предпринимателя, а также тем, кто еще только мечтает создать свой бизнес. Если вы не представляете, с чего начать, хотите узнать, как мыслят и чем живут стартаперы, но не знаете, у кого спросить, — спросите у самих стартаперов в этой книге. Самый полезный Практикум для предпринимателей от героев книги — эксклюзивно для RusBase.
Следить за новостями в Facebook
Источник: rb.ru
Как справедливо распределить доли прибыли и доли владения компаниейстартапом?
Допустим, есть некоторые зачатки придуманного проектастартапа.
Для развития проекта привлечены программист, аналитик, верстальщик.
Руководит и все организует главный менеджер, пусть он является директором.
Как правильно распределить долевое участие всех людей, на начальном этапе развития, и как между ними справедливо распределять прибыль?
Допустим: директор 55%, программист — 15%, аналитик — 10%, верстальщик — 10%, процент на развитие компании или резерв — 10%. Ну это как вариант. Кто что может предложить из опыта? Может быть есть какая-то методика? Может быть есть какая-то формула?
Будет любопытно узнать и проникнуться опытом своих коллег по подобным вопросам.
- Вопрос задан более трёх лет назад
- 10993 просмотра
3 комментария
Оценить 3 комментария
| директор 55%
ха-ха-ха
mbelskiy: пусть I am director = 3%
Зависит от рисков. Процент вообще не зависит от должностей. И программист и верстальщик и директор — могут быть наемными людьми, работающими на обычную ставку, а не на долю от бизнеса. Долю получать должен тот, кто вкладывает свои деньги, и несет риск за то, что деньги могут быть потеряны, если бизнес не взлетит.
Решения вопроса 0
Ответы на вопрос 10
Аналитик/Руководитель проектов
Вероятно есть готовые методологии, о которых мы просто не знаем. В условиях отсутствия отработанной методы, полагаю, следует постараться разобраться в том, кто какой вклад вносит в развитие компании.
При оценке можно оперировать несколькими параметрами. Например следующие:
- участие в разработке концепции
- финансовое участие
- доля финансового участия
- готовность работать без оклада
- уровень «незаменимости»
- участие в увеличении прибыли компании (т.е. собственно продажи)
- ..
Попробуйте назначить виртуальные баллы за каждую «ачивку». Общая сумма всех баллов будет составлять 100%, которые после можно разбить на доли соответствующие количеству кофаундеров.
При таком подходе, я думаю, можно отделить «сотрудников» от «владельцев».
Если, скажем, дизайнер готов поработать бесплатно на этапе запуска, а потом рубить годами бабло за единоразово выполненный проект, то логичней договориться с ним за ставку.
Ответ написан более трёх лет назад
Комментировать
Нравится 4 Комментировать
Родился и вырос
По-моему, все это на усмотрение самой команды и/или человека, который был инициатором проекта. Если инициаторов-партнеров несколько — обсудите коллегиально.
Ответ написан более трёх лет назад
Комментировать
Нравится 1 Комментировать
> директор 55%, программист — 15%, аналитик — 10%, верстальщик — 10%, процент на развитие компании или резерв — 10%
За 25 лет ничему не научились? Директор компенсирует не профессионализм на случай провала? При таком раскладе директору выгоднее кинуть всех, и свалить. Что он и сделает, когда пойдет прибыль. Типичный наебизнес по русски.
Директор — мешок перловки; программисты-аналитики — оклад + процент от прибыли ежеквартально; остальное в резерв.
Ответ написан более трёх лет назад
Нравится 1 2 комментария
почему 25 лет? почему обязательно наебизнес? шаблонное мышление чтоли у вас?
Выгоднее кинуть всех в предприятии где у тебя 55%? наверное я что то не так понял.
IT (full stack)
директор будет кормиться и 5%, програмистам 50%, верстальщикам 30% остальным что останется 🙂 а еще проще сделать акции — кто сколько выкупит % тот столько дивидендов и получит 🙂
Ответ написан более трёх лет назад
Комментировать
Нравится 1 Комментировать
Системщик в широком смысле этого слова
Ответ на первый вопрос: прибыль делится пропорционально долям.
Ответ на второй вопрос зависит от условий старта. Сразу оговорюсь — объяснять буду «на пальцах», т.к. нет времени расширенно отвечать. Итак.
Если это сервис, где требуется интеллектуальный труд (программирование, проектирование и т.п.) и все участники-акционеры (желательно не больше трех) готовы по вечерам (после основной работы) вкалывать, то тогда поровну.
Если это сервис, где требуются финансовые вливания в железо (авто-мойка, цех по переработке чего-либо и т.п.), то пропорционально вложенным деньгам. К примеру: три участника. Один вложил сразу 1 млн.руб в павильон, а два других все оформляли, согласовывали и организовывали 3 месяца. Если прикинуть, что их гипотетическая зарплата (коей естественно не было) была по 50 тыс. руб./мес. у каждого, то получается, что доли пропорциональны вливаниям
1 000 000 / 150 000 / 150 000 руб., т.е. 77% / 12% / 12%, или грубо в долях — 8 / 1 / 1, если всего 10 долей.
Еще раз повторюсь — это очень примитивный расклад. Без всяких кредитов или венчуров. А для того, чтобы точнее все учесть, нужно годик поучиться на курсах по предпринимательству при каком-нибудь универе.
Да, чуть не забыл!
Прибыль прибылью, но никто не отменял зарплату при стартапе. Она начисляется (хотя-бы пишется в ведомости) только работающим участникам! Т.е. если тот чел из примера, который вложил 1 млн. руб в железо не работал в стартапе, то ему не положена зарплата — только дивиденды, которые могут быть весьма не скоро.
Есть еще несколько вариантов прикидочных расчетов — но это долго описывать, не здесь.
Источник: qna.habr.com