Навести порядок в деньгах помогает финансовый учет. В этой статье мы рассказали о том, как выстроить его в компании. Листайте дальше, чтобы узнать, какие отчеты нужны, как проверять цифры и что анализировать, а также чтобы получить бесплатные шаблоны для ведения финучета.
Из каких отчетов состоит управленческий учет
Отчеты, которые должны быть в любом бизнесе:
- отчет о движении денег (ДДС) — сколько у компании денег
- отчет о прибылях и убытках (ОПиУ) — сколько зарабатывает бизнес
- баланс (просто баланс) — насколько богата компания, где заморожены деньги, за чей счет живем
Еще нужны вспомогательные отчеты. Они нужны, чтобы брать из них информацию о деталях в финансах компании. Скажем, по отчету о прибылях и убытках вы можете проанализировать, сколько вы тратите на зарплаты сотрудникам. А вот детализацию, сколько вы платите Валерию Круглову, надо смотреть в зарплатной ведомости.
Какие конкретно должны быть вспомогательные отчеты — зависит от ваших задач. Одной компании жить нельзя без учета основных средств, а у другой основных средств вообще нет — соответственно, и отчет не нужен. Поэтому лучшее, что мы можем сделать в рамках этой статьи — рассказать, какие они вообще бывают и зачем нужны. Готовы? Поехали.
Как вести учет личных финансов? Грамотное управление личными финансами // 16+
- Платежный календарь — запланировать поступления и выбытия наперед
- Зарплатная ведомость — детализация по зарплатам
- Учет запасов — детализация по запасам на складе
- Учет сделок — статус отдельных проектов и финансовая детализация по ним
- Учет основных средств — какие у вас есть основные средства и сколько они стоят
- Финансовая модель — составить план, найти ключевые показатели, рассчитать гипотезу
- Отчет по маркетингу — показатели по рекламным каналам, какие работают эффективнее
- Учет логистики — сколько тратим на доставки
- Система мотивации — какую зарплату платить сотрудникам
- Учет финансовой деятельности — выплата дивидендов, кредиты
Как избежать ошибок в цифрах
Если кто-то неправильно посчитает выручку, забудет о расходе на премии или просто случайно нажмет на лишний нолик, результат исказится. Можно оказаться в ситуации, когда думаешь, что заработал миллион, а на деле работал в убыток.
Ничего хорошего в этом нет. Делимся приемами, которые позволяют добиваться 90% точности цифр.
Соберите отчетность самостоятельно хотя бы один раз
Как правильно вести расходы бизнеса
До начала конференции
Бесплатная онлайн-конференция
Бизнес, несмотря ни на что.
Истории роста
Как вести учёт доходов и расходов в Гугл таблице
8 июня .. 11:00 МСК
Как вести финансовый учёт — 9 шагов к порядку в финансах
Как вести финансовый учёт — 9 шагов предпринимателя к порядку в финансах
Неверный подход к ведению финансов компании может привести к ошибочным управленческим решениям и, как следствие, к закрытию бизнеса.
Екатерина Яхонтова, финансовый директор для малого бизнеса, поделилась с «Финансистом» кейсом своих клиентов и сформулировала 9 шагов по ведению финансового учёта, которые помогут малому и среднему бизнесу успешно развиваться.
Получайте статьи почтой
Присылаем статьи раз в 1-2 недели. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Екатерина Яхонтова
Финансовый директор для малого бизнеса
Не помню ни одной компании, у которой было бы всё хорошо с управленческим учётом. Предприниматели — как новички, так и «бывалые» — совершают одни и те же ошибки. Не придают значения важности управленческого учёта — есть же бухгалтерский! Вот только не понимают, почему бухгалтер показывает прибыль, а по ощущениям — убытки.
На эти же «грабли» встали и мои клиенты. В конце апреля ко мне обратилась компания по продаже мебели за помощью по настройке учёта.
Ситуация
Николай пришёл в компанию в качестве управляющего, где собственником компании был Тимур. Основная задача перед Николаем стояла увеличить продажи, вывести бизнес на 10 млн рублей чистой прибыли за год.
Первое, что заметил Николай, что собственник вытаскивает для себя деньги, как захочет и когда захочет. Оплачиваются с расчётного счёта и расходы по бизнесу, и расходы на рестораны, покупки в магазинах. В компании часто не хватает денег на закупку товара для продажи по уже оплаченным заказам.
Взяли кредит, скоро же в компании увеличится объём продаж — и всё будет хорошо.
Но это «хорошо» никак не наступает. Объём продаж не получается увеличить, т. к. клиенты уходят к конкурентам, не дождавшись товара, и просят вернуть переплаченные деньги.
Ух… страшно. К сожалению, с такой ситуацией сталкивается каждый предприниматель.
Что же делать, чтобы не допускать таких ошибок? Начать вести финансовый учёт бизнеса.
Источник: fin-ctrl.ru
УСН «доходы минус расходы» — как правильно вести учет
УСН «Доходы минус расходы» является системой налогообложения, которая применяется преимущественно для малого бизнеса. Существенным отличием от УСН «Доходы» в данном случае значится учет затрат компании, такой подход выгоден при наличии больших затрат.
Бухгалтерский учет для УСН Доходы — Расходы
Комплексный бухгалтерский учет для УСН Доходы минус расходы под ключ для малого и среднего бизнеса по цене от 7 000 ₽.
Все расходы ИП на УСН можно посмотреть в статье 346.16 Налогового Кодекса Российской Федерации. Однако недостаточно быть осведомленным об этих расходах, необходимо также принимать во внимание некоторые сложности при ведении учета затрат. Нередко случаются ситуации, когда бизнесменам приходится платить штрафы, увеличенные налоги, проценты по пеням из-за ошибок при расчете затрат, допущенных по причине некорректных и неясных формулировок, изложенных в статьях кодекса. В данной статье мы поможем вам понять, какие бывают затраты при УСН и как правильно учесть все издержки и не допустить распространенных ошибок.
Учет расходов на Covid-19 при УСН
В связи со сложившейся в мире ситуацией, появилась новая позиция расходов, относящаяся к мерам безопасности, которые необходимо соблюдать для профилактики коронавирусной инфекции. С подпунктом о нововведенных издержках можно ознакомиться в первом пункте 346.16 статьи Налогового кодекса. Там можно найти перечисленный список затрат:
- 1. На приобретение различного рода средств индивидуальной защиты для работников;
- 2. На закупку антисептирующих средств, градусников, специального оборудования для стерилизации;
- 2. На кварцевание и обеззараживание помещений.
Тестирование работников на наличие коронавируса и антител к нему за средства компании не входят в список издержек по УСН (опираясь на извещение Минфина от 23 ноября 2020 № 03-11-06/2/101770).
Подготовка и переподготовка штатных сотрудников
В расходы при УСН в 2021 году включаются траты на обучение и повышение квалификации служащего персонала. Однако они должны соответствовать некоторым критериям, которые описаны в 33 подпункте статьи 346.16 налогового Кодекса:
- Отправленный на обучение служащий находится в штате налогоплательщика (обращение Минфина от 9 августа 2013 № 03-11-11/167);
- Наличие лицензии у учреждения, в котором будет проходить обучение;
- Наличие заключенного договора налогоплательщика и образовательного учреждения. Стоит учесть, что оплаченный договор, оформленный на работника, не будет учитываться в УСН налоги минус расходы (письмо Минфина от 19 января 2018 № 03-03-06/1/2614)
Ко всему прочему затраты на обучение сотрудников необходимо экономически аргументировать. Следовательно, работник, прошедший обучение, обязан продемонстрировать приобретенные навыки в своей работе. К примеру, компания оплачивает курс обучения в иностранной школе. Налоговая может запросить объяснения, для каких целей работников обучают этим знаниям.
Работодатель сможет пояснить, что полученные навыки, например, пригодятся при подготовке и заключении договоров с иностранными компаниями, а значит затраты будут обоснованы. Однако, если курсы были куплены, для повышения имиджа компании, то расходы будут не аргументированы.
Затраты на компенсацию при использовании личного транспорта
Для учета данной позиции в УСН доходы минус расходы с 2021 г. необходимо правильно оформить документацию. При неправильном оформлении выплат, впоследствии могут возникнуть серьезные проблемы с учетом расходов при УСН, а также с НДФЛ и страховыми выплатами. Во избежание неправильного оформления документов и уменьшении количества ошибок, нужно соблюдать следующие предписания:
- Оформление соглашения в дополнении к трудовому договору со всеми работниками, использующими личный автотранспорт в работе (статья 188 Трудового Кодекса РФ);
- Письменное закрепление порядка выплаты компенсации, учитывая полные суммы затрат, которые были потрачены на все горюче-смазочные материалы;
- Необходимо составить план системы учета, для обеспечения возможности понимания километража, который сотрудник проехал в рабочее время на личном автомобиле. Следует письменно документировать даты, время, пройденную дистанцию;
- Все чеки на горюче-смазочные материалы необходимо хранить в течение некоторого времени, пока не будут произведены компенсирующие выплаты.
При правильном оформлении документации, с компенсирующих выплат не будет взиматься НДФЛ и взносы на страхование (опираясь на подпункт 2 статьи 422 Налогового Кодекса, а также обращение Минфина от 6 декабря 2019 № 03-04-06/94977).
Существуют лимиты по выплатам компенсаций за пользование личным автомобилем (подпункт 12 пункта 1 статьи 346.16 Налогового Кодекса, Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 № 92), а именно:
- 1. 1 200 рублей ежемесячно для автотранспорта с полным объемом двигателя до 2 тысяч куб. см.;
- 2. 1 500 рублей ежемесячно для автотранспорта с двигателем более 2 тысяч куб. см.
Этот лимит расходов, как считает Минфин, должен включать в себя все сопутствующие расходы: горюче-смазочные материалы, затраты на парковку, ремонт автомобиля, а также все остальные расходы. Поэтому стоит заранее учесть, что даже если сумма затрат будет большой, то в расходы по УСН 2021 года можно будет учесть только расходы в пределах установленного размера.
Затраты на результаты интеллектуальной деятельности
Полный перечень объектов представлен в статье 1225 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В частности, сюда относятся: фирменные наименования, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, фонограммы и прочее. Способ вычисления суммы затрат обуславливается тем, под какую из статей Налогового кодекса РФ подпадает тот или иной конечный итог умственного процесса.
- Немонетарные активы, продолжительность использования которых насчитывается больше 1 год (подпункт 2 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса). Оплатив такой объект, впоследствии можно учитывать его в доходах и расходах ИП на УСН, разбив по отчетным периодам, на протяжении всего года, в котором он был куплен (пункт 3 статьи 346.16, подпункт 4 пункта 2 статьи 346.17 Налогового Кодекса);
- Результаты интеллектуальной деятельности, которые упоминаются в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового Кодекса, а это, к примеру — патенты, базы данных, полезные модели, образцы с производства, программы для ЭВМ. Настоящие затраты возможно учитывать при УСН в полном размере их стоимости.
Случается и так, что конечный продукт, полученный в результате умственных процессов, соответствует сразу двум критериям учета. В таком случае целесообразно выбрать более выгодный вариант учета, который будет удобен именно вашей компании.
Отдельно в подпункте 19 пункта 1 статьи 346.16 отмечены издержки на покупку неисключительных прав на пользование программами для ЭВМ и базами данных, в том числе их перепрошивку и обновления.
Затраты на отпуска работников и поездки по России
Затраты на оплату турпутевок для работников относят к расходам на оплату труда, которые перечислены в статье 255 Налогового Кодекса. Эта система действует и при УСН «доходы минус расходы» в 2021 году, за счет чего владельцы компаний имеют возможность сократить налоговую базу, путем учета затрат на внутренний туризм и отпуска сотрудников. Однако необходимо учитывать некоторые важные моменты:
- 1. Установлен лимит при учете затрат — 50 000 руб. на одного человека, согласно пункту 24.2 статьи 255 Налогового Кодекса. А значит при стоимости путевки 70 000 руб. в расходах будут учитываться только 50 000.
- 2. Важным моментом является то, что можно учитывать затраты на отдых не только работника, но и его родственников. Лимит останется прежним.
- 3. Данное предложение предоставляется только на путевки в пределах России.
- 4. Также необходимо учитывать, что поездка должна быть по купленной полноценной путевке, включающей в себя перелеты, питание, оплату отеля, страховку жизни, развлекательную программу и прочее. Все это должно быть задокументировало в договоре с турагентством, предоставляющим путевки.
Обратите внимание!
В ст. 255 Налогового Кодекса пункте 16 прописан определенный лимит учета данных расходов в налоговой базе. Общие социальные издержки, в частности, затраты на медтрахование работников и траты на турпутевки по России, должны составлять в сумме не больше, чем 6% от фонда оплаты труда компании.
С начала 2022 года в Налоговый Кодекс Российской Федерации будут внесены корректировки, благодаря которым работодатель сможет учесть затраты на лечение сотрудников в санаториях по договору, заключенному с оздоровительным учреждением, в том числе получить компенсацию за расходы сотрудников и членов их семей.
Нужна помощь с бухгалтерским учетом для УСН?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем с учетом для УСН Доходы — Расходы.
Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
Источник: kassaofd.ru