Рассматривая возможность совмещения духовности и бизнеса, возникает ряд вопросов, решить которые помогает многовековой опыт Церкви.
Священники категорически не согласны с мнением, что Православие и бизнес относятся к противоположным категориям. Церковь всегда лояльно относилась к стремлению честно зарабатывать деньги. Конечно, приветствуется и занятие благотворительностью, но оно не является обязательным. При этом отмечается, что пожертвования должны быть посильными, не идти в ущерб близким.
От руководителя компании зависит благополучие наемных работников, процветание и здоровье людей. Выполняя свою миссию в соответствие с Божьими заповедями, он становится верным последователем Христа.
Православный бизнесмен должен отстаивать интересы фирмы, работающих там людей, в рамках действующего законодательства, советуясь со своей совестью.
Православный бизнес и современные реалии
Важно помнить, что Христос смотрит в сердце человека, а не на его материальное положение. В качестве положительного примера в Библии упоминаются трудолюбивые, рачительные хозяева, и осуждаются расточители. Ведь богатство и бедность безотносительны в духовном аспекте, не являются добром или злом.
Управление деньгами согласно библейским принципам. Протоиерей Андрей Ткачёв.
На примере святых старцев, и нынешних успешных православных бизнесменов, можно заметить, какое место в жизни занимают материальные ценности.
В отношении бедности Церковь дает ясный ответ. Даже раздав все имение неимущим без любви и сострадания, христианин не получит пользы для души. Такая жертва – пустая формальность, и не нужна Господу.
Способность вести православный бизнес, данную свыше, необходимо использовать на благо общества, так же как и любой другой талант. Грехом является не собственность и деньги, а возводимый вокруг них культ. Человек, проводящий жизнь в погоне за богатством, утрачивает духовность, морально опустошается. Изобилие часто идет во вред, приводя обладателя богатства к печальному концу.
Достойным примером хозяйствования являются монастыри. Постоянный труд обеспечивает монахов самым необходимым. Итогом становится гармония между материальным и духовным миром, царящая в обителях.
Банки и ростовщичество
В православии, как и многих других учениях, существует осуждение ростовщичества. Неоднозначное отношение к ссудам объясняется тем, что в давние времена к богачам за деньгами обращались малоимущие, попавшие в сложные жизненные ситуации. Бедняк, не сумевший вовремя погасить долг с процентами, попадал в рабство. Именно против таких ситуаций протестует Церковь, считая их социально несправедливыми.
Сегодня церковному осуждению подвергаются случаи кредитования заведомо неплатежеспособных людей, деятельность ломбардов, комиссионных магазинов, некоторых кредитных организаций.
По-другому оценивается обращение обеспеченного человека в банк за ссудой на развитие бизнеса. В этом случае финансовое учреждение выступает в роли делового партнера, инвестирующего в перспективное дело. Банк разделяет с заемщиком возможные риски, рассчитывает на получение части прибыли.
Православие и бизнес. Совместимо? Владислав Константинович Жукович
Тоталитарные секты и отношение к процветанию
В последнее время расплодились секты, активно проповедующие теорию процветания. Их учение построено на том утверждении, что тем, у кого существуют «правильные» отношения с Богом, обеспечено материальное благополучие. В таких сектах пастыри контролируют коммерческую деятельность прихожан, привлекают в свои ряды обеспеченных людей. Этим грешат неопятидесятники, секта Сайентологов, «Свидетелей Иеговы», нерелигиозные организации типа «Amway», «Гербалайф».
Не только коммерсантам, но и обычным людям нужно проявлять внимательность, недоверие, чтобы избежать членства в таких организациях.
Фонд развития созидательного предпринимательства «Дело во имя веры»
2-й верхний Михайловский проезд, дом 9, строение 3, помещение 1 Москва Москва 117419
+7 (499) 237-53-49
Бизнес и Вера. Разбор вопроса
Рассматривая возможность совмещения духовности и бизнеса, возникает ряд вопросов, решить которые помогает многовековой опыт Церкви. Священники категорически не согласны с мнением, что Православие и бизнес относятся к противоположным категориям. Церковь всегда лояльно относилась к стремлению честно зарабатывать деньги.
Конечно, приветствуется и занятие благотворительностью, но оно не является обязательным. При этом отмечается, что пожертвования должны быть посильными, не идти в ущерб близким. От руководителя компании зависит благополучие наемных работников, процветание и здоровье людей. Выполняя свою миссию в соответствие с Божьими заповедями, он становится верным последователем Христа. Православный бизнесмен должен отстаивать интересы фирмы, работающих там людей, в рамках действующего законодательства, советуясь со своей совестью.
Православный бизнес и современные реалии
Важно помнить, что Христос смотрит в сердце человека, а не на его материальное положение. В качестве положительного примера в Библии упоминаются трудолюбивые, рачительные хозяева, и осуждаются расточители. Ведь богатство и бедность безотносительны в духовном аспекте, не являются добром или злом.
На примере святых старцев, и нынешних успешных православных бизнесменов, можно заметить, какое место в жизни занимают материальные ценности. В отношении бедности Церковь дает ясный ответ. Даже раздав все имение неимущим без любви и сострадания, христианин не получит пользы для души. Такая жертва – пустая формальность, и не нужна Господу.
Способность вести православный бизнес, данную свыше, необходимо использовать на благо общества, так же как и любой другой талант. Грехом является не собственность и деньги, а возводимый вокруг них культ. Человек, проводящий жизнь в погоне за богатством, утрачивает духовность, морально опустошается. Изобилие часто идет во вред, приводя обладателя богатства к печальному концу.
Достойным примером хозяйствования являются монастыри. Постоянный труд обеспечивает монахов самым необходимым. Итогом становится гармония между материальным и духовным миром, царящая в обителях.
Банки и ростовщичество
В православии, как и многих других учениях, существует осуждение ростовщичества. Неоднозначное отношение к ссудам объясняется тем, что в давние времена к богачам за деньгами обращались малоимущие, попавшие в сложные жизненные ситуации. Бедняк, не сумевший вовремя погасить долг с процентами, попадал в рабство.
Именно против таких ситуаций протестует Церковь, считая их социально несправедливыми. Сегодня церковному осуждению подвергаются случаи кредитования заведомо неплатежеспособных людей, деятельность ломбардов, комиссионных магазинов, некоторых кредитных организаций. По-другому оценивается обращение обеспеченного человека в банк за ссудой на развитие бизнеса. В этом случае финансовое учреждение выступает в роли делового партнера, инвестирующего в перспективное дело. Банк разделяет с заемщиком возможные риски, рассчитывает на получение части прибыли.
Тоталитарные секты и отношение к процветанию
В последнее время расплодились секты, активно проповедующие теорию процветания. Их учение построено на том утверждении, что тем, у кого существуют «правильные» отношения с Богом, обеспечено материальное благополучие. В таких сектах пастыри контролируют коммерческую деятельность прихожан, привлекают в свои ряды обеспеченных людей. Этим грешат неопятидесятники, секта Сайентологов, «Свидетелей Иеговы», нерелигиозные организации типа «Amway», «Гербалайф». Не только коммерсантам, но и обычным людям нужно проявлять внимательность, недоверие, чтобы избежать членства в таких организациях.
Источник: deloivera.ru
Православный кодекс предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»
Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гриф Марк Романович
Православие как фактор развития рыночных отношений в современной России
Экономические аспекты социального учения Русской православной церкви
99. 04. 012-020.
Культура и этика бизнеса. (сводный реферат)
Труд и хозяйственно-экономическая деятельность в русском православии
Религия бизнес: разделение души
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Православный кодекс предпринимательства»
Православный кодекс предпринимательства
Современная экономическая ситуация России постепенно стабилизируется, страна планомерно наращивает надежный производственный базис. Минули «смутные» времена, в нашей стране формируются новые передовые экономические отношения, которые все больше приближаются к мировым стандартам.
К сожалению, подобные утверждения можно отнести далеко не ко всем сферам российского общества. «Дела в морально-нравственной сфере обстоят крайне неблагополучно и имеют тенденцию к ухудшению», — утверждают исследователи ВЦИОМ, авторы доклада «Общественная мораль и государство»1. В обществе все яснее прорисовывается острая необходимость духовного катализатора, роль которого зачастую выполняет Русская Православная Церковь. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества, оказывая глубокое влияние на формирование нравственного облика личности. В то же время на положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают три главные силы современности — наука, экономика и политика. Многие выдающиеся отечественные философы, такие как И. А. Ильин, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин, В. В. Зеньковский и другие, писали о том, что именно православие является духовным стержнем русского народа и культуры России в целом2.
Начиная с 988 года, когда христианство в его восточном (византийском) варианте становится официальной религией Руси — с тех пор и до сегодняшних дней православие уже более тысячи лет оказывает свое влияние на общественно-политическое, экономическое и духовное развитие нашей страны. Это влияние не всегда было непосредственным и очевидным, однако даже в годы советской власти православная церковь не исчезла, а продолжала существовать и занимать не последнее место в жизни человека. На протяжении столетий монастыри являлись не только религиозными центрами, но и заметными очагами экономической и просветительской деятельности.
По мнению ряда исследователей, православная культура во многом сформировала особенности национального менталитета. В частности, такие качества русского человека как бескорыстность, смирение, благожелательность, терпение, жертвенность, милосердие, сострадание, аскетизм. В отличие от католического и протестантского Запада, где высоко
1 Костиков В. Одичание — 2 // Аргументы и факты. — 2006. — № 50.
2 См. напр. сборник: Православие: pro et contra. — СПб., 2001.
ценится личная активность, а церковь акцентирует внимание, прежде всего, на нравственно-практическом значении богословия, православие воспитывало в человеке коллективизм («общинность») и стремление к «высшей правде»1.
Православная этика оказала должное влияние и на деловую этику предпринимателей (купечество, мелкие торговцы, ремесленники), последняя появляется с зарождением русского государства и первых торговых путей (например, известный «путь из варяг в греки») и оформляется в период возвышения Московского царства в Х1У-ХУ веках. Стоит отметить, что в русском обществе в целом преобладало отрицательное отношение к богатству.
Ростовщичество осуждалось испокон веков, а преуспевающий человек должен был жертвовать «по совести» на храмы, сиротам и нуждающимся. Отсюда отмечавшаяся иностранцами «истовость» русских купцов и стремление «отмолить» греховный капитал (в отличие от протестантской этики, поощряющей накопительство).
С одной стороны, это связано с православным толкованием евангельских заповедей и притч, осуждающим материальные блага («Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в рай»). С другой стороны, неоднозначная позиция самой церкви, которая до Петровских реформ владела обширными землями и большим количеством крепостных. В связи с этим внутри самого православия периодически возникали движения против церковного богатства: «нестяжатели» в XV веке, старообрядцы в XVII веке. Именно из среды последних вышли многие известные династии промышленников и предпринимателей (Мамонтовы, Морозовы, Алексеевы и другие).
Во многом тенденции отрицательного отношения к богатству, частной собственности и бизнесу сохранились в сознании россиян и сегодня. Причем произошло соединение нескольких факторов: вышеупомянутые традиции православной дореволюционной России; недавнее советское прошлое, когда предпринимательство было уголовно наказуемо, а «буржуазный» образ жизни безоговорочно осуждался; а также негативный для большинства населения опыт экономических реформ 90-х годов.
Если перейти к анализу современной роли православной культуры в жизни общества и попытаться определить его влияние на российское предпринимательство и экономику в целом, то необходимо упомянуть следующее. Капиталистическая система современной России начала формироваться еще в годы перестройки, когда произошел негласный отход от социалистической идеологии. В эти же годы, а особенно с началом 90-х, православная церковь снова начала возвращать свое былое влияние,
1 Вьюнов Ю. А. Слово о русских (характер, склад мышления и духовные ценности народа в историческом контексте). — М., 2002. — С. 112-114.
духовное и финансовое. Однако некорректно было бы говорить о масштабном и непосредственном воздействии православия, его традиций и этики на формирование менталитета российского бизнесмена конца 80-х — начала 90-х. Система предпринимательства развивалась под большим воздействием прежних, социалистических воззрений. В основном в то время в бизнес шли бывшие номенклатурные и комсомольские работники, научная и творческая интеллигенция, а также большое количество представителей «теневой» экономики, бывшие фарцовщики и зачастую просто уголовники, которые привнесли в специфику российского капитализма свои «понятия».
Что же можно сказать о характере влияния православия на российское общество в наши дни? Отмечаются противоречивые данные. С одной стороны, церковь, в отличие от других общенациональных институтов, располагает высоким уровнем общественного доверия. По результатам опросов 54% россиян заявляет о своей приверженности православию, атеистами себя считают 46%. В то же время, констатируется и то, что мода на православие еще не означает возвращения подлинно религиозного сознания, которое было сильно подорвано социалистическим прошлым и возможно уже утрачено навсегда1.
Россия переживает не лучшие времена. Ученые предостерегают о катастрофическом отставании, как в экономике, так и в интеллектуальном развитии от государств Запада и таких развивающихся стран, как Китай или Индия. Отсутствует общенациональная идея, а само общество предельно поляризовано на небольшое количество очень богатых (5% населения владеет 72,5% накоплений) и огромное количество бедных и малообеспеченных (71% владеет только 3,3% сбережений). Предупреждают о возможном социальном взрыве2.
Позиция Русской Православной Церкви состоит в попытке лавирования между этими классами в условиях растущей социальной напряженности. Сегодня она обращена не только к беднейшим слоям населения, но и в отношениях с бизнесом находит точки соприкосновения и сотрудничества. Церковь старается идти в ногу со временем. Государственные и частные инвестиции идут на строительство и восстановление храмов, а при инициативе РПЦ проходят форумы, посвященные наиболее острым проблемам современной России. Например, «Национальная сфера ответственности: Власть, Церковь, бизнес и общество против наркомании»3.
1 Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. -М., 2004. — С. 195.
2 Липина С. А. Социо-экономика России переходного периода (1991-2003). -М., 2004. — С. 95.
3 См. напр.: http://www.patrirhia.ru/db/text/20260.html/
Дьякон А. Кураев, один из наиболее известных апологетов официального православия, в работе «Церковь в мире людей», утверждает следующее: «Церковь не считает успех в мире бизнеса чем-то «греховным». Сами по себе богатство или нищета не имеют нравственного наполнения. Нравственное наполнение имеет только реакция человека на те обстоятельства жизни, в которых он оказался. Человек испытывается тем, как он реагирует на эти обстоятельства, как он переживает свою нищету или свое богатство. Так что нельзя сказать, будто работа банкира пагубна, а работа токаря спасительна»1.
1. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества и Отчизны.
2. Богатство — не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.
3. Культура деловых отношений, верность данному слову помогают стать лучше и человеку, и экономике.
4. Человек — не «постоянно работающий механизм». Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.
5. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Хозяйствование — это социально ответственный вид деятельности.
6. Работа не должна убивать и калечить человека.
7. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым.
8. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.
9. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.
10. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность1.
Таким образом, официальная позиция РПЦ состоит в курсе на сотрудничество с представителями бизнес-элиты и примирении постсоветского общества с реалиями капиталистической системы. А также в попытке провести своеобразную «переоценку ценностей», реабилитировав в глазах верующих либерализм, институт частной собственности и занятие бизнесом. В целом, такая попытка внести гуманистическую и нравственную составляющую в экономическую жизнь страны в перспективе могла бы стать успешной стратегией развития отечественного предпринимательства.
Насколько перспективно использование религиозной составляющей в бизнесе? Исследования показывают, что влияние религии экономически выгодно и его не стоит недооценивать. Установление доверия между деловыми партнерами в сфере бизнеса проходит следующие этапы:
1) Фаза расчета (трезвый материальный просчет возможных доходов и убытков).
2) Информационно-опытная фаза (основана на знании партнера и опыте общения с ним).
3) Фаза тождества (взаимодействие достигает такой степени, когда можно говорить о партнерах как о группе с единой системой ценностей).
Большинство из предпринимателей находятся во второй фазе, однако глубоко верующие быстрее всех достигают третьей, поскольку в отношениях между такими партнерами уже незримо присутствует нечто высшее, трансцендентное. Быстрее устанавливается коммуникация и доверительные отношения, меньше склонность к обману и манипуляциям. «Побойся Бога!» — как говорили в свое время русские купцы2. Другое дело, что в среде отечественных бизнесменов (да и во всем российском обществе) на сегодняшний день нет настолько большого количества истинно религиозных людей.
Второй аспект состоит в том, что, как упоминалось выше, традиции православия во многом сформировали в народном менталитете умение и желание работать в коллективе. Наиболее продуктивных результатов русский человек достигает, когда образует с коллегами единую общность. Поэтому та корпоративная культура, которая сегодня активно идет с Запада, находит благодатную почву для развития в нашей стране.
2 Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. — М., 2000. — С. 113-117.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать следующее. Православие, несомненно, оказало большое влияние на своеобразие национального характера и во многом предопределило особенности развития России во всех направлениях, в том числе и в сфере экономики.
Тесную связь религии и экономики, возможность построения духовного бизнеса — бизнеса «с человеческим лицом», подтверждают слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Конечно, многое в экономической сфере зависит от общества и государства, от того, какие условия созданы для предпринимательства, какие принимаются законы и как они исполняются. Однако, любой человеческий закон несовершенен, поэтому очень важен нравственный климат в экономике»1. В условиях современного российского общества православная церковь, хотя и не является общенациональным консолидирующим институтом, ищет пути взаимодействия и пытается наладить диалог, как с простыми людьми, так и с представителями крупного капитала. Русская Православная церковь активно участвует в общественной и экономической жизни государства, претендуя в скором времени выполнять миссию духовного авторитета в многонациональном государстве.
1 Зятьков Н. Патриарх Алексий II: «Грех — смертельное заболевание» // Аргументы и факты. — 2006. — № 27.
Источник: cyberleninka.ru
Православное понимание предпринимательства
Возвращение православия в жизнь России или, может быть, лучше сказать, русского народа к православию влечет за собой ряд шч’.ьми существенных вопросов, касающихся отношения принос-линии * mi-mi торым важным явлениям современности. В частности, домоиьно чипо ставится вопрос о том, соответствует ли учение и дух иршкклинии oft щественным реальностям конца XX столетия? По сдсржишшг ли оно развитие экономики? Каково его отношение к частному предпринимательству? земным благам вообще?
Обычно при этом вспоминают слова Евангелия о том, «как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие», призывы Христа продать свое имение и раздать его нищим, а также евангельское увещевание не копить себе сокровищ на Земле, где моль истребляет и где воры крадут. Одним словом, у людей, плохо знающих и плохо понимающих Евангелие, может создаться впечатление, что христианская вера сугубо отрицательно относится к богатству, к различным способам его достижения, к имуществу, вообще к активности в земной жизни, к устроению ее.
Однако простой взгляд на историю России обнаруживает множество фактов, противоречащих этому поспешному заключению. Известно, например, что в экономической жизни страны православные монастыри долгое время играли очень существенную роль. Причем они были не только крупными землевладельцами, но и ссужали деньгами, вели торговлю, становились центрами колонизации вновь осваиваемых
Активно занимались коммерцией, бизнесом крестьяне, само название которых происходит от слова «христиане». Крупная торговля — это являлось чисто русской особенностью — насчитывала сравнительно мало горожан. В середине XVII в. граф Миних от имени русского правительства заявлял, что на протяжении последнего столетия крестьяне постоянно занимались торговлей, вложили в нее значительные суммы, что рост и процветание крупной торговли обязаны своим существованием умению, труду и капиталовложениям крестьян. И это несмотря на крепостничество! «Счастливый или несчастный, — пишет
Лекция 11. Православие и хозяйственная деятельность
известный французский историк Фернан Бродель, — но класс крепостных не был замкнут в деревенской самодостаточности. Он оставался в контакте с экономикой страны и находил там возможности жить и заниматься предпринимательской деятельностью».
Но это означает, что такого рода занятия не рассматривались крестьянами («христианами»!) как нечто противоречащее религиозным убеждениям. Более того, в XVIII—XIX вв. наибольшее количество святых русской православной церкви дало купечество. Как же в действительности относится православие к коммерции, бизнесу, богатству? Рассмотрим этот вопрос внимательно.
Православие, как и христианство в целом, видит высший смысл жизни человека в искании Царства Божия. В соответствии с этим пониманием человека и его назначения на Земле никакие иные блага сами по себе не могут рассматриваться как достойная цель его существования. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит?» — вопрошает Евангелие (Мф, 16, 26).
Однако если земные блага не могут быть последней целью жизни человека, то это вовсе не означает, что они вообще не должны использоваться. Христианское учение утверждает, что в самой природе вещей нет зла. Зло есть лишь следствие греховной, злой воли и заключается не в вещах, а в извращенном, неправильном пользовании ими.
Все получает свой смысл, если принимается не как цель, а как средство единственной высшей цели жизни. «Теперь послушайте вы, говорящие «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и поживем там один год, и будем торговать и получать прибыль», вы, которые не знаете, что (случится) завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того чтобы вам говорить; «Если угодно будет Господу и будем живы, то сделаем то или другое», вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак. 4, 13—16).
Из этих слов ясно видно, что ни торговля, ни прибыль сами по себе не осуждаются. Но если стремление к прибыли, к земным благам будет главной, определяющей все действия человека целью, то оно становится на место высшей цели, порабощает человека, закрывает от него подлинный смысл жизни. Человек становится рабом вещей.
Возьмем евангельскую историю о богатом юноше, подошедшем к Учителю с вопросом: «Что сделать доброго, чтобы иметь жизнь веч ную?» Христос отвечает: «. Продай имение твое и раздай нищим. и приходи и следуй за мною. Услышав слово сие, — говорится в Еваше лии, — юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19, 21, 22). Последующие слова Христа указывают пн власть вещей, на зависимость человека от них, препятствующие осу ществлять единственную цель сей жизни. «Как трудно имеющим Goi’ivi
Православное понимание предпринимательенш
ство войти в Царство Бога, — говорит он, u 3iViCM дЫшшшм 1 ц но надеющемуся на богатство войти в Царство Ножт» (Mi- Hi,,’ i Здесь подчеркивается именно внутреннее несвободное ишишши богатству, «надежда» на него, а не просто факт обладании им,
Деятельность русской православной церкви в истории показы нам множество примеров христианского отношения к богатству, к говле. Например, в конце XI в. вследствие политических осложнен Киев был приостановлен ввоз галицкой соли. Киевские барыш! неимоверно подняли цену на этот необходимый каждому человек; вар. На выручку бедным людям пришел Печерский монастырь, к рый открыл для дешевой продажи свои запасы соли и этим сб
Другой пример — борьба с ростовщичеством. Православие t Византии, так и на Руси не знало прямых запретов процента на к тал, как это было на Западе. Оно воздействовало на людей пропов и образцом собственного поведения. Русская правда, свод древ» ского права, устанавливала законный размер годового роста в 50%. Владимире Мономахе действие этой статьи было сильно ограни 1 было дозволено брать такой процент только в течение двух лет. It таким образом взятый процент сравнивался с суммой долга, то kj
238 Лекция 11. Православие и хозяйственная деятельное и
тор не имел уже права брать каких-либо дальнейших процентов и жднл только возвращения занятой суммы. Если же он осмеливался взять SQ% и рост в третий раз, то по закону лишался права требовать уплаты само! о долга. Помимо внутреннего характера такого узаконения, явно обняцу«живающего христианские побуждения, для него находился прямой mi точник в византийском Прохироне (один из источников правослашт-го церковного права).
Через 500 лет в этом деле был уже достигнут большой прогресс, Знаменитый путешественник С. Герберштейн оставил нам известие о росте процента на капитал в Московском государстве в начале XVI и,; он составлял чаще всего не менее 20% — «невыносимо большой», по словам Герберштейна, и только церкви соглашались давать ссуды под 10%. Не отказываться от экономической деятельности вообще, но вносить в нее идеалы служения людям, честности, порядочности — тик понимала свою задачу православная церковь. Не нуждается ли современный бизнес в этих этических идеалах?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru