История о том, как я хотел продать идею Яндексу. ЧАСТЬ 1.
5587 просмотров
Предисловие
Эта история началась в прекрасную доковидную эпоху. Я работал интернет-маркетологом в «Шоколаднице», и понял, что для офлайн-ресторана у контекста и основных метрик CPM, CPC и CPA есть 2 основные проблемы:
1) тяжело отследить транзакцию в офлайне,
2) CPM, CPC и CPA подходят не всем.
Контекст тяжело отследить
Давайте представим, что у вас более 200 кофеен, вы настроили все виды и форматы контекстной рекламы. Основная цель – транзакция в кофейне. Осталось только отследить результат
Сделать это можно, например, через Wi-Fi – сенсор, промокоды в рекламе, CRM и программу лояльности. Но, во-первых, в любом из решений вы теряете часть данных и у вас неполная картина, вы оцениваете результат по косвенным признакам. Во-вторых, это дорого, особенно сенсоры для более чем 200 офлайновых точек. И, в-третьих, это громоздкие, технически сложно реализуемые методы.
CPM, CPC и CPA подходят не всем
Вы удивитесь, но те способы закупки рекламы в интернете, которые мы сейчас имеем, подходят не всем. Предоставляя медиаплан с такими метриками как CPM, CPC и CPA для бизнеса, у которого цель покупка в офлайне, возникает вопрос — а что с продажами?
Рекламодатели тратят бюджеты за показы и клики, и получается так, что реклама в интернете — это всегда эксперимент. Ты платишь за показ рекламы, который переходит в клик, далее по воронке некоторая часть посетителей переходит в конверсию. И даже заветный CPA, не всегда продажа. Фрод и возврат покупок никто не отменял)
Ок, Яндекс это не только контекст, это огромная экосистема, которая включает ряд решений для продвижения бизнеса. Возьмем самый релевантный формат для кофейни — реклама в геосервисах Яндекса (карты, навигатор, метро). Метрики, по которым следует оценивать эффективность в этих сервисах:
• клик по номеру телефона (кто-то звонит в кофейню чтобы прийти в нее?);
• построение маршрута до адреса (пользователь не всегда строит маршрут);
• просмотр входов в организацию (ок, а сам он пришел в кофейню?);
• клик по кнопке действия в карточке организации (просмотрел акцию, но купил ли он в итоге?);
• клик по кнопке АКЦИИ, просмотр панорамы, размещенной в карточке организации, все те же просмотры баннеров (CPM) и т. д.
Все это верхнеуровневые метрики воронки, которые косвенно влияют на продажи. И менеджерам Яндекса не легко продавать эти форматы рекламы, а рекламодателям тяжело брать в работу эти форматы. Финальный вопрос от руководства практически всегда — «Как считать продажи?».
Уже на новом месте работы (международная компания, производитель бытовой техники) я получил письмо от рекламного агентства с предложением запустить рекламу в геосервисах с уже известными мне метриками. Руководство отклонило это предложение, и мы перешли к контексту. Круг замкнулся.
Есть решение
В какой-то момент я понял, что нашел решение, и это кое-что новое, чего нет сейчас в digital.
Это новый формат рекламы, который может изменить способ закупки рекламы, решит «боли» рекламодателей, изменит функционал и возможности 10 сервисов Яндекса. Он также способен изменить воронку на сайтах и в приложениях. И самое важное — это тот формат, за который рекламодатели готовы платить и увеличивать свои бюджеты. Я понял, что хочу продать идею Яндексу (или Mail.ru Group и СБЕР).
Но как с подобными идеями выйти на менеджеров компаний? Основная проблема таких коммуникаций — «У меня есть идея, я хочу ее вам продать» — они окружены ореолом городского сумасшедшего.
Что было дальше?
Все знают про концепцию «Elevator Pitch» , когда в условиях ограниченного времени (за время поездки в лифте, то есть около тридцати секунд) предпринимателю надо коротко рассказать идею тому, кто в итоге примет решение. Но как быть, когда мы живем в ковидную эпоху, когда нет условного лифта, все менеджеры ушли в глубокую удаленку, а про нетворкинг на конференциях уже все забыли?
С таким предложением трудно не только выйти в прямой контакт с людьми из Яндекса, еще труднее описать идею (без конкретики, чтобы сразу не раскрыть карты) через интернет, и главное заинтересовать. Ну что же, я попробовал.
Первый был гуру русскоязычного маркетинга — Себрант Андрей Юлианович (директор по стратегическому маркетингу в Яндексе).
У меня было 2 номера, а также почта Андрея Юлиановича. Не спрашивайте, где я их взял, все равно не расскажу)) Сначала я отправил на почту свое предложение, к сожалению, ответа не было. Новая цифровая этика не позволила мне звонить с предложением. Ну вы понимаете. Потом я пытался связаться по Facebook, но сообщения остались непрочитанными.
Последний контакт (как оказалось в будущем нет), был в его телеграм канале «TechSparks» (подписывайтесь, там круто). В описании канала был контакт для вопросов, куда, конечно, я написал. Не знаю это был администратор канала или владелец, но мне ответили! Ответ был такой: «Пожалуйста, обращайтесь в Яндекс по официальным каналам». Я не рассчитывал на ответ, но он меня приятно удивил.
Ну что-же, по совету я обратился в официальный канал Яндекса – «Отдел клиентского сервиса Директ» (тикет Ticket#20101513052958153). Мне ответили: «Благодарим вас за интерес к Яндексу и готовность к сотрудничеству. Перенаправили ваш запрос в нужный отдел, в случае заинтересованности коллеги выйдут на связь». Что значит, мы скорее всего не свяжемся)
А потом я вспомнил слоган «Яндекс. Найдется все». И первое, что пришло в голову, — найти в поиске информацию о том, как продать идею Яндексу. Нашел статью в блоге «Яндекс ищет стартапы» от 2010 года. Но прошло 10 лет, почта [email protected] уже недоступна…
А дальше я вспомнил про Дудя и его выпуск про Кремниевую долину. Помните того клевого парня из Москвы, который создал приложение для Youtube?
https://www.instagram.com/p/B_VMGP-pVzW/
Так вот, Андрей Дороничев стал сооснователем международного русскоязычного IT сообщества «Mesto». В «Mesto» есть 3 основные роли: те, у кого есть идеи/стартапы, те, у кого есть деньги, и те, кто готов помочь с реализацией идеи. В этом сообществе все помогают друг другу. Это невероятная крутая тусовка, и я написал туда.
В блоке с моей идеей между сообщениями, «нет конкретики, сложно оценить идею» и «почему ты решил, что рекламодателем это будет интересно?» один из «местных» скинул контакты менеджера Яндекса, который был в этом сообществе. Это была маленькая победа.
Мы связались друг с другом в чате, но конечно, я не мог описать ей сразу детально всю суть идеи. Она вежливо объяснила, что не отвечает за развитие продуктов, но обязательно попробует найти коллег, которые помогут мне.
Несмотря на то, что я не продвинулся дальше со своей идеей, я получил прописку в «Mesto» и там действительно много крутых идей. Почему там нет посольства Яндекса или Mail Group — не совсем понятно)
А дальше была презентация Яндекса «Yet another Conference on Education», которую по странной случайности снимал мой брат, и ведущим был Себрант Андрей Юлианович. Мой брат сделал с ним селфи, а Андрей Юлианович выложил в Facebook фото, на которой был мой брат.
https://www.facebook.com/photo?fbid=3841764822517808https://vc.ru/life/185276-yandeks-naydetsya-vse» target=»_blank»]vc.ru[/mask_link]
Как покорить сердце Яндекса?
Часто можно слышать жалобы о том, что крупные игроки интернет-рынка не интересуются стартапами, что пробиться к ним и рассказать свою идею практически невозможно, что не хватает инструментов даже для того, чтобы быстро создать прототип продукта, который можно будет убедительно им представить и понять, интересен ли он им.
Startup Point решил помочь разработчикам, открыв новым идеям прямую дорогу к дверям компании Яндекс. На 19-й встрече Startup Point в Москве представители Яндекса Григорий Бакунов и Антон Забанных рассказали, как можно использовать инструменты Яндекса для создания своих проектов.
Как это сделать и что для этого нужно?
1. Придумать идею
Идея должна бысть свежая и оригинальная. Приблизительные области деятельности, которые могут заинтересовать Яндекс могут включать, например:
— анализ, структурирование персонального (почта, подписки и проч.) и общего информационного потока (новости, блоги и пр), например, с использованием технологии извлечения данных;
— новые интерфейсные решения веб-сервисов и приложений;
— обработка и представление персональных данных в различных областях (финансы, медицина, документы и проч.);
— методики изучения поведения пользователей в интернете, рекламные технологии.
Более подробный и официальный список областей своих интересов будет опубликован Яндексом в ближайшее время. Ограничиваться этим списком не обязательно, главное — чтобы идея была действительно интересной.
2. Воспользоваться инструментами Яндекса
Для того, чтобы вы смогли быстро построить прототип своего продукта, Яндекс предлагает воспользоваться своими инструментами: API к ряду своих проектов.
API некоторых продуктов Яндекса (таким как Блоги, Фотки или Карты) уже открыты и документированы, их полный список можно посмотреть по адресу api.yandex.ru
Кроме этого, в рамках сотрудничества со Startup Point Яндекс готов предоставить доступ к внутреннему API других проектов: на данный момент – это API Яндекс.Почты и RSS-подписок.
Обычные API просто расширяют функциональность продукта, для которого они предназначены – например с помощью таких API можно писать свои плагины для Почты, которые будут показывать дополнительную информацию об отправителе письма, превьюшки документов в необыхчных форматах и т.д.
Сверхсекретные внутренние API Яндекса – это инструменты, на которых полностью построен продукт: например, Мобильная Почта Яндекса целиком сделана на API Почты. Это мощные средства для разработки полноценных новых продуктов, в которых может быть задействован весь функционал исходного продукта.
3. Попросить совета у Яндекса
В начале июля мы планируем в провести специальный Startup Weekend – мероприятие, на котором участник программы имеет шанс за 54 часа построить прототип своего продукта, в случае необходимости воспользовавшись советами технологических специалистов Яндекса.
Кроме этого, участники программы могут задавать вопросы по функциональности предоставленных API и, в некоторых случаях, просить и получать возможность расширить возможности API необходимым для разработки продукта функционалом.
4. Показать Яндексу свой продукт
В конце лета мы проведем итоговое мероприятие – презентацию прототипов и готовых проектов Яндексу. На этой встрече будет присутствовать руководство Яндекса, в том числе руководители основных направлений компании. Презентоваться будут только наиболее интересные проекты: подготовленные в ходе программы, либо найденные нами в сообществе.
С участниками проектов, больше всего понравившихся Яндексу, Яндекс поговорит сам 🙂
Как принять участие в программе:
Источник: habr.com
Как продать свой проект «Яндексу»
Runa Capital – международный венчурный фонд, в свое время проинвестировавший такие проекты как Brainly, iTech Capital, Mambu и многие другие. В декабре этого года Яндекс анонсировал покупку проекта Советник у фонда. Одним из основателей Runa Capital является Михаил Ушаков. В этой статье мы познакомимся с его историей как продать свой продукт такому гиганту как Яндекс.
26 декабря 2014
Всю жизнь Михаил посвятил технологиям и сфере медиа. Он зарекомендовал себя неплохим журналистом деловых изданий про IT технологии. Вследствие этого интернет гигант Яндекс предложил ему должность руководителя отдела пиаром. После пяти лет работы Ушаков покинул эту должность с твердым намерением создать свой стартап.
Написав бизнес-план, всплыла нехватка денег, тогда было принято решение заработать их. Так в 2010 родился венчурный фонд Runa Capital. Цель фонда заключалась в отборе и раскрутке самых разных стартапов. В таких условиях и зародился проект Советник. Через полгода функционирования Советник имел 10 тысяч пользователей.
А еще через год расширением пользовались самые крупные издательства в России.
Стартап представлял собой так называемую функцию новостного контекста. Это когда пользователь читая, к примеру, ресурс Ведомостей читал новость на Коммерсанте или любом другом ресурсе, а сервис отсылал его к сайту Ведомостей, который также написал статью на данную тематику. Таким образом, направляя аудиторию на сайт партнера стартапа.
В 2013 году было принято решение расширить сервис до идеи делать тоже самое, но с товарами и услугами, показать пользователю, где можно купить товар или заказать услугу по более приемлемой цене. Когда проект укрепился, стал возможным выход на международные рынки. Для этого требовалась поддержка более крупного партнера, чем Runa Capital. Тогда то и был продан сартап Яндексу.
У данного продукта была сложная бизнес-платформа. Яндекс имел возможность бесплатно создавать расширение на базе сервиса, а пользователям при установке предлагалось установить браузер Яндекс бесплатно и установить поиск Яндекс по умолчанию. Когда клиент соглашался, это приносило прибыль разработчика онлайн приложения.
Но эта бизнес-модель не могла приносить много денег, так как Яндекс и так стоит как поисковая система у большинства пользователей. Тогда модель изменили на получение прибыли за каждую покупку в рекомендованных магазинах. Входе работы над проектом всплыли подводные камни. Первым оказался запрет на превышение лимита.
Европейские компании привыкли работать очень маленький срок в минусе. Нужно строить свою работу так, что бы на вырученную прибыль у вас была, возможность развивается и усовершенствовать свой продукт. Вторым подводным камнем, со слов Михаила, является то, что при втором раунде финансирования контрольный пакет над проектом был отдан Runa Capital, что значительно уменьшило прибыль самим разработчикам.
При покупке Яндексом стартапа, практически вся команда под шефством Михаила Ушакова перешла работать под крыло Яндекса. Советник продолжает быть расширением Яндекс.Браузера , так же он доступен пользователям и других браузеров.
Что бы подытожить вышесказанное, вывод сделаем из нескольких советов.
- Первый. В начале развития проекта не гонитесь за прибылью, а вкладывайте полученные деньги в команду и раскрутку продукта.
- Второй совет. Сосредоточьтесь на своем бизнес-плане и следуйте ему.
- Третий совет. Окружите себя людьми, которые могут самостоятельно принимать решения.
- Уменьшите свой отпуск до 10 дней в году. Посветите свое время своему продукту. Это четвертый совет.
- И пятый совет – не бойтесь кризисных времен. Кризис это время для рисков и возможностей.
Источник: www.towave.ru