Как предпринимательство и бизнес влияют на темпы экономического роста государства

Государство играет важную роль в экономике, и у него есть большое количество инструментов, способных влиять на темпы роста ВВП, инфляцию и другие показатели, которые мы разбирали в предыдущих уроках. Обычно они используются, когда экономика выходит из равновесия, например в периоды экономического спада или слишком быстрого роста цен.

Все инструменты можно разделить на две большие группы — фискальную и монетарную политику. Фискальная политика влияет на экономику через изменения в государственном бюджете (доходах и расходах государства), которые обычно разрабатываются правительством и принимаются парламентом и президентом.

Фискальная политика

Если государство хочет поддержать экономику, оно, как правило, увеличивает расходы в бюджете или уменьшает доходы. В результате у населения и компаний становится больше ресурсов, которые они могут потратить на покупку товаров и услуг. Но бывают ситуации, когда экономика «перегрета», т.е. растет слишком быстро, тогда государство увеличивает доходы и снижает расходы.

Почему предпринимательство важно для экономики?

Доходы государства формируются в основном за счет налогов и сборов (НДС, НДФЛ, налог на прибыль, таможенные пошлины, акцизы и т.д.). Также государство зачастую владеет различными компаниями и получает дивиденды из их прибыли — это особенно актуально для России, где большинство крупных корпораций полностью или частично принадлежат государству.

Для стимулирования экономики государство может снизить ставки налогов или дать временные налоговые льготы. Для того чтобы «охладить» экономику, оно, наоборот, увеличивает налоги и сборы. Однако значительные изменения налогов происходят не часто и, как правило, анонсируются заранее, так как сильно влияют на благосостояние населения и деятельность компаний.

Более гибкий инструмент для влияния на экономику — государственные расходы, которые включают расходы на поддержку части населения (пособия, стипендии и т.д.), расходы на здравоохранение, образование, национальную безопасность, субсидии компаниям в некоторых отраслях экономики и т.д.

Структура расходов государственного бюджета в России, 2020 год

Государственные расходы обычно можно изменять быстрее, чем налоги, и делать это более точечно — например, поддержать определенную категорию граждан или компании в определенных сферах. Как правило, во время кризисов государство увеличивает расходы, чтобы поддержать экономику, а в периоды быстрого экономического роста, наоборот, ограничивает их увеличение.

Наглядным примером динамики государственных расходов в кризисные периоды стал 2020 год, когда пандемия коронавируса вызвала сильный экономический спад. Многие страны резко увеличили государственные расходы: например, в США их доля от ВВП увеличилась с 32—33% до 42% — рекордный показатель.

Источник: www.tinkoff.ru

Роль предпринимательской деятельности в экономическом развитии страны

В современной науке любое социально-экономическое явление рассматривается с позиций развития. Предпринимательство не является исключением. Но как влияет предпринимательство на экономический рост? Какова роль предпринимательства в экономическом развитии? Ответы на эти вопросы требуют не только анализа сущности предпринимательства, но и рассмотрения таких понятий, как «экономический рост» и «экономическое развитие».

В современном мире, когда экономический рост имеет некие пределы, все более актуальным становится рассмотрение экономических процессов и явлений с позиции развития. В этом случае развитие следу¬ет понимать как нелинейный процесс формирования, совершенствования и изменений каких-либо экономических субстанций. Подтверждает такую позицию и мнение современных экономистов. Например, М. Хучек пишет: «развитие часто отождествляется с прогрессом (т. е. с типом прогрессивного развития). < . .>общество, имея в своем распоряжении материальный потенциал, действуя под влиянием различных условий, создавая и используя инновации, вызывает прогресс (технический, общественный, организационный и т. д.), оказывающий решающее влияние на темп общественно-экономического развития, уровень жизни и условий труда общества».[2] В «Экономическом словаре» указывается, что экономическое развитие «можно понимать как результат взаимодействия экономических, социальных, политических и других факторов, позволяющий сформировать основу социального прогресса» .

В целом в экономической теории можно выделить традиционный и новый методологические подходы к определению понятия «экономическое развитие».

Сторонники традиционного подхода чаще всего рассматривают развитие как чисто экономическое явление, отождествляя его с феноменом экономического роста. В данном случае «экономическое развитие» означает способность экономики, долгое время находившейся в состоянии относительного статического равновесия, создавать импульсы и поддерживать годовые темпы роста валового национального продукта (ВНП) на уровне 5-7 % и более. Для выяснения способности страны наращивать производство более высокими темпами, чем прирост населения, применяют показатель дохода на душу населения (размер ВНП на одного жителя). Здесь мы обнаруживаем предельно узкое понимание термина «экономическое развитие»: по сути, оно отождествляется лишь с экономическим ростом.

В целях нашего исследования целесообразно провести структурный и качественный анализ экономического роста. Факторы экономического роста можно рассматривать в двух аспектах: абсолютные (количественные) и относительные (качественные) факторы.

Весь созданный в экономике продукт появляется в результате определенного взаимодействия производственных факторов — труда, капитала и земельных ресурсов. Это абсолютные факторы экономического роста, взятые в простом количественном выражении и в самом общем виде. Экономический рост, наблюдающийся в результате расширенного вовлечения в производство его факторов, называется экстенсивным экономическим ростом и носит весьма ограниченный характер. Кроме того, одним из существенных факторов экономического роста выступает предпринимательство.

Читайте также:  Тан жен бизнес ланч до скольки

Качественный подход в исследовании экономического роста описывает факторы экономического роста через относительные показатели: производительность труда, производительность капитала и производительность земельных (природных) ресурсов. Рост внутреннего валового продукта (ВВП), происходящий только за счет увеличения производительности труда, капитала и природных ресурсов без дополнительного вовлечения этих факторов в производство, называется интенсивным экономическим ростом. Кроме того, очень

Важным стимулирующим внешним фактором экономического роста интенсивного типа является научно-технический прогресс.

В нашей стране роль малого бизнеса постоянно и неуклонно возрастает. Малое предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:

  • — значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;
  • — создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;
  • — ускорить научно-технический прогресс;
  • — составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство в приднестровской экономике в данный период времени, властные структуры не могут не поддержать предпринимателей.

В реформировании приднестровской экономики еще со времен перестройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится доминирующая часть.

В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это — весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех сферах приднестровской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в ПМР насчитывалось 8 тыс. малых предприятий, на которых было занято 1,2 тыс. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости — 1,3 тыс. человек.

В развитии малого предпринимательства за последние годы наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества занятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.

Главные проблемы малого предпринимательства — это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:

  • 1) Несовершенство законодательства:
  • — нестабильность законодательной базы — происходит постоянное изменение правил деятельности малых предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;
  • — существенные законодательные пробелы:
  • — дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности;
  • — неотработанность процесса купли-продажи;
  • — отсутствие должного законодательства о земле;
  • — внутренняя противоречивость законов;
  • — невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.

Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Консолидированный бюджет ПМР, бюджеты субъектов ПМР и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов — ведение двойной бухгалтерии, уход в «теневой» бизнес и пр.

При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.

3) Несовершенство финансово-кредитной системы.

Для поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования отдельных проектов и программ МП. Однако, проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.

4) Безопасность деятельности предприятия.

Развитие рынка в ПМР характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:

  • — невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;
  • — невыполнение своих обязательств поставщиками;
  • — произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.
  • — утечка информации из коммерческих банков.
Читайте также:  Открыть свой бизнес в подмосковье

Ориентация на устранение вышеперечисленных фактов позволит устранить сегодняшние «барьеры» на пути развития малого бизнеса, и предпринимательства в целом.

Таким образом, предпринимательская деятельность играет большую роль в экономическом развитии любой страны. Также можно констатировать, что в России общий уровень налогообложения и размер социального налога.

предпринимательство бизнес экономический

Источник: studwood.net

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

Анчаев Д.Э. 1
1 ФГБОУ ВО «Калмыцкий Государственный Университет» имюБ.Б.Городовикова
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Сегодня предпринимательство играет важнейшую роль в достижении экономического успеха государства и высоких темпов роста его промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития.

Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует модернизации и реконструкции устаревших. Кроме того, предпринимательская деятельность способствует развитию конкуренции, увеличению открытости национальной экономики, создает механизмы достижения устойчивого развития экономики страны.

Мировой финансовый кризис оказал существенное влияние на производственно-хозяйственную деятельность предпринимательских структур.

Так, согласно данным статистики отчета Минэкономразвития сегодня в России работают около 1,3 млн малых предприятий и 4 млн индивидуальных предпринимателей. Эксперты организации «ОПОРА России» подчеркивают, что это больше показателя годичной давности. Рост числа предпринимательских структур во многом связан с реализацией различных государственных программ поддержки предпринимательства, которые стали активно развиваться в период кризиса.

Через два-три года начинающему предпринимателю становятся ясны правила и технология бизнеса, он определяется в направлениях дальнейшего развития и достигает первых успехов, как правило, в качестве дилера или владельца недорогого производства. С этого момента ему уже не так нужны льготы и поддержка, например, бизнес-инкубатора, но остро требуются привлеченные финансовые средства на организацию собственного более масштабного производства.

К сожалению, в нынешнее время привлечение средств действительно самая настоящая проблема. Кредиты, если и выдаются, то под 25-30% годовых, что, по моему мнению, неприемлемо во всех отношениях. Приобретение земельного участка или недвижимости, строительство производства, оснащение его современным оборудованием требуют также долгосрочного финансирования.

Земельный участок под строительство очень трудно получить в свободном открытом конкурсе. Как правило, у молодых предпринимателей еще нет активов, за счет которых можно было бы взять долгосрочный кредит на создание собственного производства. А если вдруг и удается получить заем или кредит с помощью поручителей, все равно кредитные проценты банка несопоставимы с доходами начинающего бизнесмена. Существующая налоговая модель в этой области не позволяет активно развиваться и инвестировать заработанные на начальном этапе деньги в развитие. Издержки, связанные с арендой помещений на этапе создания производства, сильно сокращают доходы.

Таким образом, о качественном улучшении положения в сегменте малого бизнеса в целом пока говорить не приходится. Однако государственная поддержка этого сектора в 2009 г. позволила в значительной степени нивелировать негативное давление кризиса. В том числе, положительную роль сыграли программы Минздравсоцразвития по привлечению в предпринимательскую деятельность безработных граждан и лиц, находящихся под угрозой увольнения.

Таким образом, можно предположить, что на докризисный уровень обороты малых и микропредприятий выйдут в среднем через полтора-два года. Все будет зависеть от роста спроса в российской экономике. Сегодня восстановление малого бизнеса идет все более быстрыми темпами, и этот процесс завершится в ближайшее время.

Сфера развития малого предпринимательства в России пока невелика. За последнее время оно не оказало существенного влияния на состояние экономики.

Это связано не только с незначительными для огромной страны масштабами развития малого бизнеса, но, прежде всего, с тем, что экономические условия его существования не позволяют малому предпринимательству способствовать развитию отраслей материального производства. Малое предпринимательство не допускается в сырьевые и фондообразующие отрасли. Отсутствие или нехватка средств для начала дела ведут к образованию новых малых предприятий в сфере обращения, занимающихся торгово-закупочной и посреднической деятельностью. Такой процесс в экономике приводит к тому, что на второй план отодвигается общехозяйственная задача насыщения рынка товарами. Острейшей проблемой малых предприятий, которые все-таки решили работать в производственной сфере, является формирование первоначального капитала и приобретение оборудования.

В нынешних условиях малое предпринимательство обладает огромным потенциалом, позволяющим ему сделать рывок вперед в интересах углубления реформ и подъема российской экономики путем резкого увеличения числа малых предприятий. Однако существует целый ряд негативных факторов, сдерживающих процесс развития малого предпринимательства в России. Это налоговый прессинг, усложненность системы налогообложения, трудности сбыта продукции отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортом в силу целого ряда причин, недостаточность стартового капитала, трудности с материально-техническим оснащением малых предприятий, высокая арендная плата за производственные помещения и офисы, практическая невозможность получения кредитных ресурсов, недостаточность инвестиционного (особенно венчурного) процесса в экономике, недостаток объективной информации о динамике и конъюнктуре рынка, на котором малому предприятию приходится функционировать, разрыв хозяйственных связей между регионами страны, административные преграды, в частности, разрешительный, а не регистрационный порядок оформления нового малого предприятия, часто встречающийся негативизм некоторых слоев населения, давление со стороны криминальных структур и другие факторы.

Читайте также:  Каким бизнесом заняться в Грузии русскому

Таким образом, сегодня со стороны государства крайне необходимо принять меры, направленные на стимулирование развития предпринимательства и его поддержку. Исключительно важной задачей в связи с этим является создание системы государственной поддержки малого предпринимательства и благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций.

Кроме того, необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства, а также контроль за использованием средств на развитие этого сектора экономики. Еще одним перспективным направлением поддержки предпринимательства может быть стимулирование кооперации малого и крупного бизнеса. На сегодняшний день существует точка зрения, что в качестве магистрального направления развития всей предпринимательской среды необходимо укрепление сотрудничества и кооперации малых и крупных фирм. Организационные формы такой интеграции могут быть самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т. д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.

В частности, крупные предприятия, которые активно работают с малыми предприятиями на производственно-кооперационной и инновационной основе и при этом оказывают им какую-либо помощь (передача технологий, подготовка кадров и т. д.) также должны иметь целевые налоговые льготы. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с неопытностью менеджеров и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.

Отдельно следует отметить, что в качестве основного фактора, препятствующего нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги.

В связи с этим необходимо изменить систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития предпринимательства в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным предпринимательским структурам создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость.

Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные условия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.

В направлении совершенствования налоговой системы уже, конечно, ведется работа. Но результаты нельзя оценить однозначно. Вроде неплохое дело — введение единого налога на вмененный доход. Да, но где возьмут малые предприятия средства на перечисление авансовых платежей? Если платить честно, то это — более половины оборотных средств.

Тогда на какие деньги вести основную деятельность, расширять производство?

Особое внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса.

Кредитов нет, поэтому зачастую предпринимательские структуры обращаются к «теневому» капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: «чужим» малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении.

Итак, развитие предпринимательской деятельности в России — сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать. Предпринимательство действительно является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания.

1. Бухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного бизнеса // Вопросы экономики. 1999.

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (принят ГД ФС РФ 06.07.2007). 3. Федеральный Закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

4. Экономика предприятия / Под ред. Г.Я. Горфинкеля. — М.: Вузовский учебник,2007.

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин