Наставничество — система обучения и адаптации в компании нового сотрудника более опытными коллегами непосредственно в ходе рабочего процесса.
Проще говоря, это передача профессиональных знаний новичку от старожилов предприятия или организации. Цель наставничества — в короткие сроки подготовить работника к самостоятельному исполнению своих обязанностей в соответствии со спецификой и запросами компании.
Чаще всего наставник назначается именно новому работнику. Но также он может понадобиться, например, сотруднику, который уже работал в компании, но перешел на новую должность или получил новые должностные обязанности.
Наставником может быть как непосредственный руководитель, так и просто более опытный коллега, который имеет необходимые знания и навыки, большой стаж работы в компании или в конкретной области и готов делиться своей экспертизой.
В обязанности наставника может входить:
- знакомство нового сотрудника со спецификой организации рабочих процессов и корпоративной культурой, а также с непосредственными должностными обязанностями;
- оценка уровня профессиональной подготовки новичка;
- личное обучение определённым навыкам и приёмам работы;
- постановка задач новичку на период наставничества и помощь в достижении нужного результата;
- разбор ошибок и формулирование советов, как правильно поступить в той или иной рабочей ситуации.
Для этого наставник должен иметь комплексное представление о работе всей компании и подразделении, где работает новичок, владеть навыками планирования и администрирования, уметь находить общий язык и доходчиво доносить информацию, быть терпеливым и давать адекватную обратную связь.
На период наставничества это может быть как основной деятельностью сотрудника, так и дополнительной обязанностью.
Пример употребления на «Секрете»
«Ситуацию в компании моего приятеля удалось изменить коренным образом, когда мы ввели систему наставничества. Опытный сотрудник получал в качестве спецзадачи совместные выезды с новичком, на которых оценивал проведение встречи по специальной анкете — полевому листу сопровождения. <. >Чтобы это не выглядело как экзамен, новичок сперва сам выставлял себе оценку по каждому этапу и отмечал, что забыл сказать и что можно было сделать лучше. Затем наставник давал обратную связь и отмечал слабые места, над которыми предстояло поработать на следующей встрече».
(Заместитель коммерческого директора «Яндекс.Кассы» Дмитрий Кармишин — в колонке о том, через какие тесты прогнать кандидатов, чтобы нанять лучшего.)
Нюансы
Понятие наставничества не закреплено никакими законами. То есть нельзя заставить сотрудника быть кому-то наставником, если только это не прописано в его трудовом договоре и должностной инструкции.
Если наставничество не включено в должностные обязанности, то это увеличение рабочей нагрузки на специалиста, поэтому его необходимо оплачивать. Например, оформить наставничество как дополнительную работу по совмещению, выплатить премию и т. п.
Критика
У системы наставничества есть слабые стороны. Самые эффективные сотрудники могут переключиться на обучение новичков и перестать показывать результаты в своих основных задачах.
Источник: secretmag.ru
Наставник в бизнесе: за и против
Наставник (ментор, advisor) — человек, который получил значительный опыт в бизнесе и готов им делиться.
Услуги наставника не гарантируют процветание бизнеса, но значительно увеличивают шансы на успех. В свое время создатель Apple Стив Джобс стал наставником для Марка Цукерберга — основателя Facebook, помог ему преодолеть кризис, отказаться от продажи компании и продолжить ее развивать.И напротив, основатель сети «Магнит» Сергей Галицкий развил многомиллиардный бизнес с нуля, без помощи наставников.
Но если есть истории успеха без помощи бизнес-наставника, то нужно ли прибегать к его услугам? Чтобы это понять, мы подготовили для вас независимую оценку бизнес-наставничества с позиций «за» и «против». Статья будет полезна предпринимателям и самозанятым, которые стремятся к развитию и решают, нужна ли им поддержка со стороны.
Кому и для чего нужен наставник в бизнесе
Наставник глубоко разбирается в бизнес-процессах, дает взвешенные рекомендации, делится знаниями, помогает избежать ошибок и найти «точки роста». Это как пойти в поход по сложному маршруту с гидом. Когда он ведет вас к точке назначения, указывая короткий путь. А вы следуете рядом, чувствуя себя в безопасности.
К бизнес-наставникам обращаются молодые предприниматели, которые делают первые шаги в бизнесе и хотят выйти на определенный уровень дохода, развить свои деловые и личностные качества. Иногда услуги наставника требуются и действующим предпринимателям, если они хотят получить взгляд со стороны, сдвинуться с «мертвой точки».
Аргументы «ЗА» наставничество в бизнесе
Начнем с того, какие плюсы дает сотрудничество с наставником в бизнесе.
- Возможность учиться не на своих ошибках, а на чужих. Опыт наставника позволяет не совершить многих ошибок в бизнесе, а ведь в современных реалиях их цена может оказаться слишком высока.
- Повышается эффективность бизнеса. Под руководством наставника предпринимателю проще принимать решения, внедрять новые технологии и идти на оправданные риски.
- Часть задач можно делегировать. Развивать одновременно несколько сфер бизнеса сложно, поэтому часть управленческих задач сможет взять на себя наставник.
- Выход на рынок происходит быстрее. Бизнес-наставник подскажет, какое оборудование лучше покупать, где разместить точку продаж, как подобрать надежных исполнителей и поставщиков. Все это экономит время.
- Позволяет по-новому взглянуть на свой проект, выявить проблемы и возможности. Благодаря опыту и взгляду со стороны, ментор даст рекомендации по доработкам, поможет раскрыть весь потенциал проекта.
Аргументы «ПРОТИВ» услуг наставника в бизнесе
Если бы в бизнес-наставничестве были лишь плюсы, то все предприниматели, не задумываясь, пользовались бы этой услугой. Но всё не так просто. Есть и минусы.
- Наставнику нужно платить деньги. Обычно это фиксированная ставка в месяц, а иногда и вовсе потребуется выделить опцион (долю в бизнесе). Можно найти и бесплатного наставника, но поиск грамотного специалиста займет немало времени и сил.
- Работа с наставником занимает время. Нужно будет регулярно созваниваться и встречаться, чтобы обсудить текущую ситуацию и дальнейшую стратегию. Впрочем, это не критично и стоит того.
- Сложно найти хорошего ментора, которому будет интересно работать с данным проектом. Если наставник будет слишком высокого уровня, то он просто не согласится на сотрудничество со стартапом. А если у него будет мало опыта, то есть риск потерять время и деньги впустую. Идеальный «разрыв» — когда ментор на один-два уровня выше, это обеспечит самую результативную передачу знаний.
Альтернативные варианты
Если аргументы «против» оказались для вас существеннее, то предлагаем рассмотреть альтернативные варианты наставничества.
- Обучение на онлайн-курсах. Отличный вариант, который позволяет закрыть сразу 2 задачи — обучиться ведению бизнеса и получить наставничество. Не прогадать с курсом и пройти обучение от проверенных по отзывам, отобранных школ с преподавателями-практиками позволяет проект BizFabrika. Здесь же есть и пакет поддержки предпринимателей, который станет наставником и помощником бизнесу. Если наставника в привычном понимании мы сравнивали с гидом во время похода, то пакет поддержки BizFabrika — это как опытный товарищ, с которым вы идете в поход как одна команда. Товарищ, у которого в рюкзаке есть все необходимое: аптечка, палатка, инструмент и еда. Который помогает быстрее и эффективнее пройти маршрут, не перетягивая лидерство на себя.
- Акселератор бизнеса. Можно пойти в социальный институт поддержки стартапов, он и будет выполнять роль наставника. Но этот вариант также стоит денег или доли в бизнесе.
- Франшиза. Это тоже своего рода наставничество. Например, как проект «Фабрика-Старт», который помогает начинающим предпринимателям открыть свой бизнес и внедрять эффективные инструменты.
Резюме
Предпринимательские качества, как и мышцы, можно «прокачать». Но ведь путь в спорте будет гораздо продуктивнее, если заниматься не самостоятельно, а с опытном тренером и на профессиональных тренажерах. Так же и в бизнесе, только здесь роль тренера и тренажеров выполняет бизнес-наставничество и проверенные инструменты развития. Вкупе они помогают начинающим предпринимателям обрести уверенность, научиться принимать эффективные управленческие решения, быстрее пройти путь от идеи до результата.
А как вы считаете, нужен ли бизнесу наставник или можно справиться в одиночку?
Понравилась статья? Сохраните в соц. сетях, расскажите друзьям — это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этой статье, а именно — Наставник в бизнесе: за и против, проголосуйте — это анонимно и полезно для других. Может есть чем поделиться и дополнить?
Источник: biznes-prost.ru
Наставничество новых сотрудников в организации
Компании хотят, чтобы новые сотрудники быстрее становились самостоятельными и продуктивными. Сотрудники хотят, чтобы было не так страшно в новом коллективе и не так сложно с новыми обязанностями. Достичь всех этих целей помогут наставники. Кто они такие и как организовать их работу, расскажем в статье.
Что вы узнаете
- Что такое наставничество новых сотрудников в компании
- Цели наставничества в организации
- Функции наставника
- Принципы системы наставничества
- Как внедрить систему наставничества в компании
- Преимущества системы наставничества
- Недостатки
- Частые вопросы
Что такое наставничество новых сотрудников в компании
Наставник — это опытный коллега, который помогает новичкам осваиваться в организации. Наставники передают новым сотрудникам профессиональные знания и умения, отвечают на вопросы, разбирают ошибки. Они рассказывают о правилах компании и помогают влиться в коллектив.
Наставничество — часть процесса обучения и адаптации новых сотрудников. Чтобы система наставничества приносила результаты, ее нужно организовать по принципам, о которых мы расскажем ниже.
Цели наставничества в организации
Повысить качество подготовки новичков. Молодые сотрудники, которые работают в паре с наставником, учатся быстрее. Наставник разбирает ошибки, делится опытом, следит за тем, правильно ли подопечный выполняет работу. Это помогает новичку легче освоиться в должности и быстрее начать работать самостоятельно.
Снизить текучесть кадров на испытательном сроке. Хороший наставник — мощная поддержка для новичка. Сотрудники, которых обучают наставники, испытывают меньше стресса на новой работе. Они без особых сложностей осваивают профессиональные навыки и вливаются в коллектив. Тогда как сотрудники, предоставленные самим себе, чаще чувствуют себя не на своем месте и уходят из организации.
Сократить время на обучение и адаптацию новых сотрудников. Как правило, наставники работают по плану, разработанному отделом развития персонала или HR-специалистами компании. Поэтому процесс обучения становится более организованным.
Функции наставников
- Помогают вырастить хорошего специалиста из новичка: передают профессиональные знания, делятся опытом, курируют задачи.
- Знакомят с коллегами, объясняют правила и нормы корпоративной жизни — помогают освоиться в коллективе.
- Формируют команду специалистов, подготовленных для работы в конкретной компании.
Принципы системы наставничества
Есть три принципа, которые стоит учесть при организации наставничества.
1. Продумайте систему мотивации. Наставничество отнимает много времени, особенно в первые недели работы с новичком. Поэтому нужно либо снять с наставника часть основных задач, либо назначить ему премию за дополнительную нагрузку. В противном случае у опытных сотрудников не будет сильной заинтересованности в наставничестве.
Важную роль играют нематериальные поощрения. Например, на корпоративном портале СБИС наставники получают виртуальный бейдж «Магистр Йода», когда их подопечный успешно проходит испытательный срок и с первого раза сдает тестирование. Этот бейдж навсегда остается в карточке сотрудника и виден всем коллегам.
Наставник получает поощрительный бейдж и 500 единиц корпоративной валюты, которую можно обменять на приз из магазина подарков
Мотивация и геймификация в одной программе
2. Разделите роли руководителя и наставника. В маленьких фирмах руководители часто становятся наставниками, но в более крупных компаниях эти роли лучше поручить разным людям. Руководитель слишком занят, чтобы постоянно быть на связи, отвечать на вопросы и присматривать за новичком. Да и освоиться в коллективе лучше поможет человек, который с сотрудниками на равных.
Например, наставником менеджера по продажам логично сделать менеджера более высокой категории, но не руководителя.
Баддинг (buddying, от англ. buddy — приятель) — форма наставничества в крупных компаниях, когда наставник выполняет функцию приятеля: поддерживает морально, может пригласить пообедать, рассказывает байки о компании. В компаниях, где практикуется баддинг, роль наставника может выполнять руководитель — он отвечает за обучение профессиональным навыкам.
3. Обучайте наставников. Хорошо, если компания может отправлять специалистов на курсы наставников. Там учат работать со взрослыми учениками, решать конфликты в команде и конструктивно давать обратную связь.
Правила работы с подопечными нужно прописать в инструкции наставника. Ее составляет отдел обучения персонала, кадровый специалист или руководитель отдела. В «Тензоре» существует специальное тестирование, которое проходят кандидаты в наставники.
Наставник подтверждает, что знает, как оценить работу, распланировать день, проверить знания стажера
Инструменты для обучения и тестирования сотрудников
Как внедрить систему наставничества в компании
Ниже мы перечислим шаги, которые помогут организовать систему наставничества новых сотрудников в небольших и средних компаниях.
1. Распределите нагрузку на наставников. Посчитайте, сколько новичков приходит в компанию, чтобы определить количество наставников для подготовки. Закрепите за новыми сотрудниками наставников и проследите, чтобы у них не было перегрузки. Удобнее взять одну группу новичков и довести ее до конца, чем обучать сотрудников, которые пришли в разное время.
Расчеты можно делать в простой таблице. А в СБИС смотреть, сколько новичков числится за наставниками: данные обновляются автоматически.
Если у наставника мало стажеров, их можно объединить с другой группой
2. Составьте программу адаптации и обучения сотрудника. Пропишите в ней обязанности наставника: чему и в какие сроки он должен научить новичка, когда контролировать знания. Не запутаться в процессе поможет СБИС. Обучение сотрудника можно разбить на несколько этапов: непосредственно обучение, аттестация, согласование премии за наставничество и др.
За каждый этап будет отвечать свой исполнитель.
Процесс обучения сотрудника состоит из множества этапов: проконтролировать их поможет СБИС
3. Собирайте обратную связь. Бывают ситуации, которые нельзя предугадать и прописать в плане. Например, новый сотрудник и наставник не сошлись характерами. Чтобы обучение не провалилось, важно выявить проблему на раннем этапе.
Тогда можно безболезненно поменять наставника или скорректировать план. Понять настроения сотрудников можно с помощью опросов в СБИС.
Опросы в СБИС можно проходить даже анонимно
Настройте бизнес-процессы в своей компании
Источник: sbis.ru