Когда привычные модели обучения персонала опробованы, способы поднять корпоративный дух исчерпаны, нужно искать новые форматы. Учить, учиться и вдохновлять коллектив на новые свершения в продвинутых компаниях теперь принято играючи. В прямом смысле.
Сложное слово «геймификация» незаметно и прочно вошло в нашу жизнь. Мы не замечаем, как с азартом собираем купоны в гипермаркете, чтобы купить на них «очень нужную» десятую сковородку. Как набираем баллы и получаем золотые статусы в приложениях такси.
«Что наша жизнь? Игра!» Классик вряд ли предполагал, что в первой четверти XXI века его фраза станет моделью мира. Игра проникает во многие сферы нашей жизни. Даже в такие серьезные, как бизнес, где, казалось бы, точно не до развлечений. Но именно через игровые механизмы лучше всего усваиваются новые знания и навыки, убеждена бизнес-тренер Анастасия Шемонаева.
«Геймификация иногда направлена на внешние процессы — это, как правило, взаимодействие с клиентами, покупателями. А бывает геймификация внутренних процессов, которые можно выстраивать, менять, развивать через тот или иной игровой формат», — поясняет эксперт.
Как превратить работу в игру
Но есть нечто, что объединяет оба направления, — это интерес. Именно благодаря ему игры привлекают внимание и клиентов, и сотрудников. Интерес «приправляется» азартом, выгодой и желанием стать победителем.
«Любой процесс рано или поздно наскучит, — рассказывает Анастасия Шемонаева. — Усталость накапливается. Даже регулярное обучение персонала не помогает. Допустим, в некой компании на протяжении многих лет успешно работают классические бизнес-тренинги.
Но постепенно руководители и HR-менеджеры начинают замечать, что люди подают заявки на обучение, а до самого тренинга так и не доходят. А все потому, что исчезают мотивация и эмоциональная вовлеченность. Компания начинает искать новые способы взбодрить коллектив. И тут на помощь приходят игровые инструменты».
От квеста до бизнес-симуляций
Но из чего складывается успех игры? В ней обязательно присутствует элемент соревновательности. Нам с детства знакомо стремление выиграть, победить, обойти по очкам, стать первым, забить мяч в ворота противника.
«В процессе игры растет интерес к теме, желание получить новые знания. Человек входит во вкус, потому что хорошая игра увлекает, — уверена бизнес-тренер. — Она помогает не только достичь цели, но и узнать свои возможности. Нам важно себя похвалить — вот какой я молодец, сделал такой хитрый ход, набрал столько-то очков или выиграл в финале».
Также игры обычно забавны, юмор — одна из основных составляющих игрового процесса. В жизни и так много серьезных дел и проблем. А смех помогает раскрепоститься, дает энергию. «Когда много энергии, легче запоминать информацию по теме, которую мы изучаем, играя», — поясняет Анастасия Шемонаева.
Стресс блокирует творческие порывы, креативное мышление. А игра помогает их высвободить
Формат игры зависит от целей и задач, которые ставит компания. Например, квесты помогают в командообразовании. Сотрудникам нужно пройти определенные «испытания», выработать алгоритмы, найти решения. Возможно, перед ними поставят конкретную производственную задачу, или в процессе игры надо будет генерировать идеи.
Бизнес это игра. Как превратить бизнес в локомотив несущий вам деньги?
Иногда деловые игры основаны на реальных бизнес-процессах конкретных компаний. Но чаще они универсальны для всех.
«Например, руководителям нужно научиться управлять подчиненными, — объясняет эксперт. — Они на «игровом поле» сталкиваются с ситуациями, которые могут возникнуть в настоящей корпоративной жизни. Либо игра становится инструментом оценки сотрудников. Благодаря игре уровень стресса понижается. Вовлекаясь в игровой процесс, люди забывают, что их оценивают.
Результаты «игроков» выше, чем при прохождении теста или внутреннего экзамена. Потому что стресс блокирует творческие порывы, креативное мышление. А игра помогает их высвободить».
Бизнес-симуляции — это деловые игры, максимально приближенные к реалиям компании в целом или отдельных ее подразделений. Часто такие игры разрабатываются под конкретного заказчика, его производство и продукцию. Эту игру нельзя применить в другой корпорации. Она — эксклюзивный продукт. Например, все новые сотрудники участвуют в игре и благодаря ей узнают внутренние правила, алгоритм производственных процессов, бизнес-задачи, корпоративные ценности.
«Такие игры работают лучше любых инструкций для новичков. Запомнить информацию легче играя», — заключает Анастасия Шемонаева.
Источник: www.psychologies.ru
Виды геймификации для бизнеса
Пандемия и массовый переход работников на удаленку вызвали настоящий бум геймификации. Как никогда актуальным стал вопрос поддержания вовлеченности сотрудников в рабочий процесс и борьба с массовой прокрастинацией. Компании активно устраивали соревнования на большее количество оперативно закрытых задач в таск-трекерах, проводили планерки в таких играх, как Minecraft и Red Dead Redemption 2 и запускали масштабные игровые события для клиентов, скучающих дома.
522 просмотров
В 2020 году педагогический дизайнер компании Kineo Жолт Олах предложил модель, которая помогает выбрать необходимый уровень геймификации в зависимости от поставленной цели. На ней он обозначил следующие виды геймификации:
Игровой дизайн
Добавление развлекательных элементов в интерфейс приложения или общий процесс.
Цель: привлечение внимания.
Пример: возможность поставить реакцию (лайк, дислайк и т.д.) сторис в приложении или на сообщение в мессенджере.
Структурированная геймификация
Ввод системы поощрений за выполненные задания.
Цель: вызвать внешнюю мотивацию.
Пример: выдача достижений и баллов за совершение целевых действий, как в приложении Lamoda.
Геймификация через действие (контент)
Внедрение игровых элементов в основной контент.
Цель: изучение функций приложения, освоение материала.
Пример: составление карты курса.
Геймифицированные задания
Квизы, тесты и другие форматы текстовых игр, при помощи которых можно оценить знания игрока и получить от него обратную связь.
Цель: обратная связь.
Возможность несколько раз выполнить одни и те же задания для исправления и отработки ошибок.
Цель: симуляция практики при помощи упрощенной модели ситуации.
Пример: репетативное прохождение уроков с разным уровнем сложности в приложении для изучения иностранных языков Duolingo.
Полноценные игры
Создание игр для поддержки промо-акции, демонстрации и обучения возможностям приложения, комфортной адаптации к рабочему процессу.
Цель: вовлечение в геймплей.
Игры без линейных ограничений
Внедрение механик, предполагающих творческое самовыражение и общение участников процесса.
Пример: Minecraft EDU — версия игры Minecraft, выпущенная специально для образовательных учреждений.
Для чего вы можете использовать геймификацию в своем бизнесе?
Как мы уже упоминали выше, геймификация — это, пожалуй, один из мощнейших инструментов по повышению метрик вовлеченности. Полноценная игра с ценными призами, запущенная внутри приложения или сторис, не только мотивирует уже имеющихся клиентов пользоваться сервисом чаще (показатель вовлеченности может вырасти вплоть до 150%), но и привлекает к себе внимание, увеличивает охват новых потенциальных клиентов.
Чтобы повысить осведомленность о бренде, не обязательно идти на такой радикальный шаг — достаточно регулярно постить контент в игровой форме, например, в соцсетях. Проводить различные опросы, небольшие конкурсы с репостом или без него, устраивать тесты по интересующим вашу ЦА темам или выкладывать мини-игры в виде картинок, на которых нужно найти все обозначенные в тексте предметы и т.д. Вариантов геймификации контента для повышения вовлеченности достаточно много — вам нужно только выбрать тот, что подойдет вашему бренду.
Второй важный аспект, в котором можно успешно применить геймификацию, это обучение. Если вы можете превратить скучный рассказ о новых функциях приложения, изменениях в компании или обязанностях на рабочем месте в увлекательный квест с получением наград и переходом от уровня к уровню — делайте это. В результате вы получите более мотивированных сотрудников и увеличите количество взаимодействий с клиентами в среднем на 30-40%.
Еще один способ органично встроить игровые механики в бизнес-процесс — геймификация онбординга. Помогите освоиться новым сотрудникам или пользователям приложения/сервиса, рассказав обо всем, что нужно знать на первых порах, при помощи мини-игры. Информация, поданная в игровой форме и вызывающая положительные эмоции, запоминается намного лучше.
Все из перечисленных способов геймификации можно использовать внутри вашего приложения в формате сторис.
Примеры геймификации у известных брендов
Геймификация: как развивать бизнес играючи
Правильно разработанная игра — это оружие, направленное в сердце мотивации человеческой психики, а геймификация — незаменимый инструмент для решения бизнес-задач, связанных с маркетингом, привлечением клиентов и работой с персоналом. Если превратить бизнес в игру для сотрудников и клиентов, то они будут настолько увлечены, что сами захотят быстрее выполнить все ваши условия. Подробнее об этом можно узнать из книги авторов курса по геймификации на Coursera «Вовлекай и властвуй».
Поделиться
Поделиться
Вы бог игры. В ваших силах создать увлекательный мир по своим правилам. Однако это не спонтанный процесс, существует несколько нерушимых принципов геймификации. Геймификация может быть внутренней и внешней. Внутренняя — та, которая действует в компании: игроки — члены коллектива. Важно учесть, что сотрудники уже работают за деньги.
Поэтому надо придумать дополнительные, достаточно сильные способы мотивации, которые смогут вовлечь коллектив в игру. Например, звание чемпиона или дополнительное вознаграждение. Внешняя — рассчитана на клиентов. Можно ли заинтересовать людей настолько, чтобы они сами стали рекламой вашего продукта? Легко!
Дайте им возможность состязаться, зарабатывать очки или небольшие награды. Например, если ваши пользователи — представители интернет-сообщества , пусть соревнуются за отличительный знак для своего профиля в соцсети. Оставил десять комментариев — получил подарок.
Как выжать максимум из трафика на сайт?
Ваш текущий трафик может приносить больше лидов. Например, вы можете делать таргетированные SMS-рассылки по всем посетителям сайта, включая даже тех, кто не оставил контактов. Читайте как получать больше сделок и экономить бюджеты на рекламу с помощью платформы автоматизации маркетинга Calltouch Лидс. Узнать больше →
Спецпроект
У этих видов геймификации есть общие элементы. 1. Очки. Некоторым людям интересно просто их накапливать. Для других «игроков» те же самые очки будут важны как способ вести счет (или рейтинг). А кого-то привлечет возможность получить настоящий приз за определенное количество баллов. 2. Бейджи.
Это визуальные знаки отличия, виртуальный статус. Удивительно, но люди действительно гонятся за бейджами. А давать их можно за что угодно. Например, сервис Foursquare, привлекающий клиентов в местные заведения, за регистрацию в десяти местах дает бейдж «Искатель приключений». 3. Рейтинг дает возможность увидеть свое место среди других игроков.
Он может быть отличным способом подтолкнуть игрока к более активным действиям. Но есть и минус: сильно отстающие геймеры могут потерять интерес к игре. Поэтому желательно, чтобы в вашей системе было много рейтингов, отслеживающих разные показатели. Эти три элемента встречаются в геймифицированных системах чаще всего. Но их недостаточно.
Как правило, игры не обходятся без заданий, требующих усилий для их решения; элементов соревнования (кто-то побеждает); сотрудничества с другими игроками; обратной связи (очки, бейджи, рейтинги); вознаграждения (награды за определенные действия и достижения); ходов (поочередное участие меняющихся игроков). Конечно, вы не должны использовать все эти процессы сразу.
Выбирайте те, которые подходят к вашей ситуации. Важно не забывать: одной лишь системой вознаграждений вы никого не заинтересуете надолго, игра должна не только решать ваши задачи, но и быть действительно занимательной для участников. И напоследок — вдохновляющий пример.
Группа профессоров Технологического института Рочестера поставила себе цель: повысить успеваемость студентов и научить их работать в команде. Казалось, они перепробовали все и здесь уже ничего не поможет, но на подмогу пришла игра. Первокурсникам поставили условие: каждый из них получит награду, если больше 90% их коллег сдадут экзамены.
Результат превзошел все ожидания: первокурсники, конечно, стали помогать друг другу и усерднее заниматься. Но студенты старших курсов тоже включились в игру, которая им показалась чрезвычайно увлекательной, и предложили свою помощь. Надо ли говорить, что оценки в том семестре были высоки как никогда, а студенты попросили продолжить игру в следующем году? Игровые процессы одинаково хороши и для повышения успеваемости студентов, и для развития бизнеса. Со временем навязчивая реклама себя изживет, и в конечном счете геймификация станет важной частью любого бизнеса, даже если затронет его только частично.
Источник: www.cossa.ru