Художник, дизайнер и декоратор Олег Арнаутов решил не просто жить продажей своих работ, как обычно делают люди искусства, а создать бизнес, в рамках которого можно одновременно творить, устраивать выставки и зарабатывать, — то есть основать арт-резиденцию. Спустя годы успешный куратор «Шкатулки» и «Новой галереи» в Измайловском кремле признался: чтобы занять это место, пришлось потратить пять лет жизни, пожертвовать нервной системой и закрыть две предыдущие арт-резиденции. О темных сторонах светлой работы организатора «творческого дома» — рассказ от первого лица.
Что вообще такое арт-резиденция? Условно — пространство, куда приезжают поэты и живописцы, чтобы спокойно заняться работой; могут — бесплатно (по гранту), а могут — заплатив деньги за желанную тишину и койко-место.
Арт-резиденции как явление пришли в Россию из Европы. В Европе с ними давно разобрались и рассматривают приземленно, как вид заработка в двух вариантах: либо привлекать дотации государства, либо, сделав пространство коммерческим, брать деньги за проживание в живописном уголке.
Подробности о программе «Управление в арт-бизнесе»
В России из-за новизны этот вид бизнеса еще окутан романтикой и многим кажется удачным гибридом любимого дела и заработка. Куда уж лучше: встречай гостей, общайся с соратниками по творчеству, проводи выставки — и получай за это деньги. Чем не идеальная жизнь для скульптора или дизайнера, мечтающего перестать работать на дядю и обрести независимость? А вот чем.
Резиденция № 1: «Скворечник»
37-й км МКАД. Дом не имел юридического адреса и не имеет до сих пор. Находится в лесу у кольцевой дороги среди ряда строений
Первую арт-резиденцию я открыл примерно пять лет назад, и довольно спонтанно. Обратился знакомый: «Слушай, есть дом в парке Битца, давай что-нибудь там сделаем».
К тому моменту я уже имел опыт собственной творческой студии, довольно коммерчески успешной. С одной стороны, мы, художники, киношники, фотографы, общались там и обдумывали самые безумные идеи, с другой — брались за фото- и видеосъемки и неплохо зарабатывали. Там я впервые стал помогать другим авторам делать проекты и выставки. Потом студия потеряла помещение из-за поднятия аренды, я искал, чем бы заняться, чтобы реализовать свой кураторский интерес.
И вдруг предложение — «Скворечник», просторный двухэтажный дом в окружении деревьев, где в огромном центральном зале можно проводить съемки, устраивать инсталляции и выставки, а на кухне — обсуждать творчество за чашкой чая. Были еще отдельные комнаты, которые можно использовать под мастерские.
Идею сделать из этого резиденцию принесли коллеги: мол, место отличное, затея коммерчески привлекательная — если оформить всё как надо, то можно подаваться и на иностранные гранты, а на эти деньги организовать классный культурный центр. Конечно же, я впрягся, развил деятельность — стал зазывать гостей, проводить круглые столы и дискуссии. О персональном заработке в тот момент речи не шло — для начала надо было из ничего сделать нечто.
Арт-рынок: как заработать на картинах | БИЗНЕС-ПЛАН
Командой из администратора, переводчика и кучи волонтеров мы вкладывались как могли, дело вроде пошло: у нас побывало несколько гостей из-за рубежа, приезжали художники из Германии и Канады. Но при этом мы столкнулись с огромным сопротивлением. Начальство дало нам условное «да» — мол, если у вас всё пойдет хорошо, мы поддержим, а нет — мы вас не знаем, и деятельностью вы занимаетесь самовольно…
Месяц за месяцем мы жили в ожидании официального приказа по резиденции, а его всё не было и не было. Юридически мы никак не могли функционировать, не могли сделать вызов художникам, помочь им с документами. Чиновникам оказалась неинтересна реальная международная резиденция, она была им лишней головной болью.
В итоге как в поговорке: инициатива имела инициатора. От первой резиденции я не получил ничего, кроме дикого нервного напряжения и бессонницы. И я сам закрыл этот проект, так как в таком виде он не мог стать коммерческим. К тому же я зарекся иметь дело с государственной площадкой, когда у них нет собственной изначальной инициативы. «Скворечник» прожил два года, из которых только полгода просуществовала резиденция.
Резиденция № 2: «Апрелевка»
Город Апрелевка на границе Москвы и Московской обл. Мамыри-2, ул. Кольцевая, 45
С «Апрелевкой» дело обстояло по-другому. Два дома принадлежали частному лицу, у которого был простой интерес: он хотел их содержать и благоустраивать, не вкладывая личных денег. Я и мой коллега и сокуратор Семен Петерсон взяли их как базу, надеясь найти сторонние инвестиции, развить проект и со временем поставить его на коммерческую ногу.
С одной стороны, мы искали поддержки у фондов, занимающихся современным искусством, с другой — работали сами до седьмого пота.
Два сезона летних, с весны до глубокой осени, мы отпахали. Были у нас и жильцы-творцы, и ежемесячные выставки на природе, куда приезжали гости, в основном из Москвы, с картинами или за картинами, но больше побузить, побухать на свежем воздухе, беседуя о возвышенном.
Моей целью было сделать, как положено в хороших резиденциях: найти финансирование, сформировать грант, начать отбор интересных резидентов, делать выставки, созывать зрителей и продавать картины.
Но деньги на развитие всё не находились, позволить себе отбор участников мы не могли, а в том виде, в котором существовала резиденция, она больше напоминала дачу. К ней никто не относился серьезно.
В сухом остатке вместо того, чтобы зарабатывать, мне пришлось всё время за что-то платить: то за ремонт, то гасить счета уехавших художников. Короче, мне эта история совсем разонравилась. Я понял, что не хочу больше делать резиденции. И тут появился Кремль.
Резиденция № 3: «Шкатулка» и «Новая галерея»
Москва, Измайловское ш., 73ж, стр. 9. В Измайловском кремле, станция метро «Партизанская»
В этот проект меня пригласила владелица гостиницы «Шкатулка» на территории Измайловского кремля. Я проводил аукцион, она купила картину, мы познакомились.
Возникла идея — сделать резиденцию, но по другому принципу: предоставлять гостю жилье при условии, что он расплатится за него своими картинами, а при гостинице сделать маленькую галерею, куда автор мог бы привезти уже готовую выставку.
Как стать успешным художником?
Рассмотрим универсальные шаги по продвижению для художника, только начинающего свою карьеру, (хотя и для художника с именем они будут по-прежнему актуальны).
- Текст: Dolganova
- Время на прочтение: 8 — 14 мин.
Как стать художником, и как потом жить художником? С первым вроде бы все понятно, необходимо получить высшее художественное образование, желательно в престижном вузе страны.
С другой стороны, все зависит от того какие цели вы преследуете стремясь продвинуть себя как художника, и что для вас подразумевают понятия художник, искусство, карьера художника и куда и для кого вы собираетесь себя продвигать? Это в советское время, чтобы вступить в союз художников, получить мастерскую, средства к существованию и признание партии, необходимо было окончить художественный вуз.
И все было ясно, в случае принятия основными субъектами художественной иерархии, художник получал заказы, мастерские, краски и кисти, и т.д.. Карьера художника тогда, как определенное ремесло подразумевала также школу.
Сегодня, в условиях перехода России к рыночной экономике, каждый, не зависимо от уровня своего мастерства, имеет право на существование своего собственного видения, и на его продвижение. Что замечательно. Но в данной связи, продвижение художника может иметь разные цели и средства воплощения.
Разговаривая о карьере художника необходимо понимать, что это за художник и какие цели перед ним стоят. Возможно, главная цель это увеличение рыночной стоимости его работ. Тем не менее, даже сегодня — еще не все художники видят целью своей художественной карьеры исключительно увеличение стоимости своих работ.
Для одних успех – это признание интеллектуальной элитой, критиками и искусствоведами, для других – это самореализация, самовыражение, творчество ради творчества, удовлетворение потребности творить. Если искусство ориентировано исключительно на рынок, тогда это коммерциализированное искусство, ориентированное на широкий круг публики.
Для кого-то искусство — нечто похожее на шоу-бизнес, слава и популярность. Для кого-то это все вместе взятое. Кто-то и не ищет успеха сегодня, считая, что современная публика не готова к его творчеству, и обращается к будущим поколениям, только их и считая своей настоящей публикой.
Может ли художник быть универсалом и творить для всех: для себя, для публики, для критиков и при этом еще и зарабатывать приличные деньги? Правомерен ли подход ориентации всех под одну гребенку? Существуют ли модели, схемы и правила художественной карьеры, подходящие для всех? Вероятно, что нет. Ведь будь они, возможно, карьера художника была бы самой популярной профессией.
Несмотря на все различия, общим в формировании карьеры для всех художников является необходимость формирования собственного имени и имиджа, и продвижения на интересующие художника сегменты. Тут уж художник должен сам понимать, в зависимости от его целей, на кого он хочет произвести впечатление, прежде всего.
Продвижение начинающего художника.
Продукт – современный совсем неизвестный художник.
Основная задача – формирование имени, имиджа, рост цен.
Способы реализации:
Во-первых, прежде чем говорить о карьере художника, стоит обозначить, что художник – это тот, у кого много работ. Без работ это и не художник вовсе, либо уже чересчур крутой художник и ему продвижение не нужно. Художник должен постоянно творить, у него должно быть много картин, разных размеров, разных жанров.
Поэтому даже если это еще совсем неизвестный современный художник у него как минимум должно быть много работ. Для продвижения художника на рынок, необходимо иметь, что этому рынку предложить. Есть картины, надо начинать формировать ценовую политику. Вообще сегодня распространено мнение, что искусство не должно стоить дешево.
Это мы уже уяснили, времена, когда художники расплачивались за выпивку и жилье своими работами и порой, стеснялись брать большие суммы за свои работы давно прошли. Молодые художники сегодня считают правомерным стоить дорого. И это их право.
Но не стоит забывать, что высокие цены – это плод работы в арт-бизнесе, их надо достигнуть.
На формирование цен на картины влияет имидж художника. Рассмотрим модели формирования необходимого имиджа автора по возрастанию затрат:
Долганова Е.А. «Культурологический анализ форм продвижения художника на арт-рынок» диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва, 2011
1) Провокации, эпатаж, привлечение внимания — главное, чтобы о художнике начали говорить. Внимание можно привлечь какой-либо акцией, выходкой, это может быть все, что придет в голову, и это может быть сделано совершенно бесплатно. Задача максимум, чтобы это привлекло внимание прессы. Все ли художники захотят бегать по Тверской голым на четвереньках и лаять – вопрос, тем не менее, это способ о себе заявить. Большую помощь в привлечении общественного внимания теперь может предоставить Интернет, развивается направление медийный акционизм, когда художественный продукт создается не для перепродажи, а с целью трансляции в Интернете.
Так акцию художников можно сделать публичной и возвести в ранг художественной. Чем больше людей посмотрит видео, прочитает текст и т.д., тем отдача будет выше.
Но необязательно провокация должна быть грубой, и подрывающей моральные устои, необязательно она должна быть связана с действиями автора, скорее она должна быть заключена в его произведении. Если так, то это варьируется в зависимости от того, что такое искусство в понимании данного художника.
2) Пиар в Интернете. Помимо упомянутого выше вирусного продвижения, это, прежде всего, активное участие в блогосфере, в социальных сетях, форумах, публикация в википедиях. Ведение пользующегося популярностью блога, может не только помочь сделать себе имя и найти последователей, но и даже подзаработать немного денег.
Также существует множество сайтов, на которых можно начать размещать собственные работы, пока не имея собственной странички в Интернете. Есть как коммерческие сайты, с которых можно уже, и продавать свои работы, а есть и некоммерческие сайты, на которых можно разместить свои работы и контактную информацию. Следующий шаг – это создание качественного и подробного собственного сайта, с биографией, работами, заслугами и т.д.
3) Поиск меценатов. В России на сегодняшний день существует огромное множество частных и государственных культурных фондов, поддерживающих разные виды и стили искусства. Меценат вполне может сыграть весомую роль в карьере художника. Вполне реально получить от фонда грант, помощь в печатании каталога, организации совместных выставок, рекламе и PR и т.д.
4) Участие в конкурсах и премиях. Так у центра современного искусства Винзавод существует проект для молодых художников «Старт», существует множество конкурсов в искусстве фотографии, в том числе зарубежных. Даже если вступительный взнос есть – он не велик. С 2007 года в России существует премия Кандинского, в которой могут принять участие молодые художники.
С 2005 года ведет свою историю премия «Инновация». Победа на таких конкурсах отличное начало карьеры художника. Это то, что как нельзя лучше работает на бренд, репутацию художника.
5) Организация персональных выставок. Карьера художника подразумевает активную выставочную деятельность. На российском арт-рынке — это пока еще ЦДХ. Это мероприятие требует затрат на аренду выставочной площади и желательна печать хотя бы мини-каталога.
С ЦДХ все обстоит достаточно просто – заплатил деньги — выставился, с организацией выставок на Винзаводе и в других творческих кластерах несколько сложнее, но, тем не менее, и это реально. Смотри предыдущие пункты, они помогут в реализации задуманного. Главное здесь вопрос личностной активности. Наличие персональных выставок необходимо для карьеры художника.
Самое главное здесь заводить связи и знакомства, как минимум с коллекционерами и покупателями. Для художника чрезвычайно важно обзаведение своими коллекционерами, необходимо поддерживать с ними отношения, встречаться, рассказывать о мире искусства, и не ждать от них сиюминутной покупательской активности.
Класс коллекционеров, особенно среди среднего класса, в России еще толком не сформировался. Большинство людей еще не готовы вообще вкладывать деньги в искусство, поэтому коллекционеров надо воспитывать, беречь их и помнить о том, что они вам по сути ничего не должны. Для коллекционера продвигающего молодого художника, организация его персональных выставок – это способ увеличения стоимости своей коллекции. Если коллекционер избрал стратегию инвестирования в неизвестного художника, он заинтересован в том, чтобы раскручивать его имя, это прямым образом влияет на доходность его вложений в данного художника.
6) Организация участия в крупных мировых ярмарках, биенале. Этот метод уже гораздо труднее и затратнее. Но именно на художественных ярмарках мирового значения арт-сообщество определяет наиболее интересных и перспективных художников. Большинство, мировых ярмарок, как и российских, сотрудничают с галереями.
Тем не менее, существуют и мелкие международные ярмарки, где можно выставиться самому. Это подразумевает достаточно недешевую аренду стенда (от 3 000 евро) плюс затраты на поездку, но в целом цены на искусство на Западе значительно дороже, чем в России. Опять же это хорошо для репутации и заведения «нужных» знакомств.
Что касается сотрудничества с галереями, за исключением ведущих 10-15 – вопрос сомнительный. В современной России, чтобы там не говорили, арт-рынку еще далеко до стадии устойчивого развития. Сама инфраструктура рынка в лице главных субъектов есть, но большинство галерей представляет собой на самом деле непонятные салоны-лавочки, где картины будут пылиться и простаивать.
Более того существует куча подводных камней связанных с договорами, эксклюзивными правами на творчество художника и так далее. С другой стороны многие галереи работают и вовсе без договоров, полагая, что если художник захочет уйти, все равно уйдет. В общем, до цивилизованного рынка нам далеко. Существуют и хорошие «галеристы», с которыми можно и нужно дружить.
Но не стоит слепо доверяться «галеристу». Современная ситуация в России такова, что художнику в своей карьере лучше рассчитывать только на себя и на ценителей его творчества.
7) Выставление художника на аукционах. Статистика аукционных домов – единственное, что находится в открытом доступе. Являясь очевидной всем участникам рынка, данная информация, при условии громких рекордных продаж, может сыграть в пользу художника. На продвижение художника аукцион влияет прямым образом.
Стратегия установления эстимейтов, выставления картин для участия в аукционах, действия аукционера или ведущего могут существенно завысить стоимость произведения искусства. Тем не менее, если вы лишь начинающий художник выставиться на таких аукционах как Sothebys’ и Cristie’s практически невозможно.
Тем не менее, существует множество других более мелких аукционов, где можно попробовать. В России – это не только «Совком», но и другие в зависимости от стиля и статуса искусства. Здесь существует стратегия формирования необходимого уровня цен — в течение нескольких лет усиленной самостоятельной покупки-продажи работ художника. Это требует больших средств, но в случае успеха, доход может оказаться значительно выше расходов.
Все вышесказанное представляет собой цикл последовательных и стратегически обоснованных мероприятий по продвижению. В современную постмодернистскую эпоху в продвижении художника как никогда важен интегративный подход. Успешная карьера художника в арт-бизнесе складывается из нескольких слагаемых. Только задействование всех механизмов продвижения на рынок способно дать желаемый результат.
Долганова Е.А. «Культурологический анализ форм продвижения художника на арт-рынок» диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва, 2011
Не стоит забывать, что главное в карьере художника — это самобытность автора, его узнаваемость. Здесь важно, чтобы это был некий концепт, нечто идущее изнутри, а не попытка что-то или кого-то повторить. Художник должен развиваться и много творить.
В данной связи, для коллекционера, вкладывающего в начинающего художника чрезвычайно важно, чтобы он имел самые серьезные планы относительно своей художественной карьеры, так как если он вдруг уйдет в другую сферу деятельности все вложения в его раскрутку окажутся напрасными. Не стоит также совсем уж поддаваться соблазнам новомодных веяний и услужливости заказчикам.
Хотя конечно, для начинающего художника подворачивающиеся заказы, способ заработать каких-нибудь денег и не стоит ими пренебрегать. Тем не менее, сделал дело – забудь, твори для себя и то, что ты считаешь правильным и единственно верным – это и есть твой шанс завоевать рынок. Еще один совет начинающему художнику, что делать, если денег совсем нет?
Не забывайте, что вы художник и у вас много работ, вполне реально работать бартером. Бывают случаи, когда в обмен на работы художники получали место на выставках и печатали каталоги, и таких примеров масса. Можно время от времени подрабатывать преподаванием. В общем, если есть большое желание быть художником можно найти и средства для существования.
Понятное дело, что было бы много денег можно устроить себе головокружительную карьеру. Но, не стоит забывать, что если ты настоящий художник и главное для тебя творить, если твой стиль самобытен, а работы талантливы, то со временем найдутся и его почитатели, прилагая определенные усилия можно добиться и признания и материального благополучия.
В конце концов, рынок, ориентированный на получение выгоды уже сегодня, не гарантирует, да и не может, аналогичные цены на тоже произведение искусства в будущем. Тем не менее, в условиях перехода к рыночной экономике, должны применяться приемы маркетинга и брендинга. В тоже время, произведение искусства в отличие от любого другого товара при потреблении не теряет свою потребительскую стоимость, наоборот она может и должна с веками лишь возрасти. Но если ценность произведения заключается лишь в ее материальном эквиваленте, сформированном рыночными механизмами, а не в культурно-эстетическом, то со временем материальная ценность может так же упасть. Во всех смыслах экономическая сторона подхода представляется вторичной по отношению к художественно-эстетической.
Главный продукт здесь — это талант и творческие способности художника, без них продвижение художника на рынок не имеет значения в масштабах всего человечества и будущих поколений.
Текст: Долганова Е.А.
«Культурологический анализ форм продвижения художника на арт-рынок» диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва, 2011
Источник: artandyou.ru
Бизнес арт-галерей в России: как отбирают молодых и перспективных художников для сотрудничества
Ответив на этот вопрос, художник поймёт, нужно ли ему, чтобы его искусство представляла галерея. А галерист поймёт серьёзность его намерений в части выполнения контрактных обязательств, и степень эффективности коммерческой составляющей.
Как понять: талантлив юный художник или нет
Как ни странно, но не всё определяет талант, не всегда нужно делать ставку на умение и не всё решают деньги.
Особенно, если дело касается таких течений, как сюрреализм, абстракция или авангард. Дело в том, что в России мало специалистов в области искусства, готовых дать оценку творчеству юных дарований.
Что делают молодые творцы? Они выплёскивают смесь эмоций и внутренних переживаний красками на холст. Конечно, им хочется показать кому-то свои работы, чтобы определить, насколько их работы профессиональны и могут ли быть коммерчески интересны. Они демонстрируют работы специалистам старой закалки и сталкиваются со стеной непонимания, отрицания и негативными комментариями.
С другой стороны — эта ситуация, как своеобразный фильтр: если человек для себя понял, что ему действительно нравится писать, вкладывать в это душу и развиваться в этом направлении, то такого мастера галеристы готовы поддерживать, ведь у него есть все шансы стать интересным и успешным.
Критерии отбора артистов
Для меня отбор артистов в пул галереи включает несколько составляющих.
В первую очередь, это насколько артист самостоятелен. Нельзя, чтобы художника «сбивали с пути» модные течения, он должен чувствовать своё предназначение, внутреннюю программу, согласно которой он хочет создавать. Важно чтобы человек путём проб и ошибок искал ту самую линию, тот язык для самовыражения, который помог бы ему выразить его Я.
Не могу сказать, что подражание и копирование более опытных мастеров — плохо. На начальном этапе это нормально. Посредством таких шагов художники могут прийти к самостоятельному языку, привнеся что-то своё и не замыкаясь на одном направлении.
Во-вторых, артист должен быть трудолюбивым. Если артист «не грустит» в ожидании вдохновения, а стремится к развитию, что видно из его старания, ошибок, попыток, то галерист предпочтёт с ним работать. Во всём должен быть системный подход. Я, как бывший бухгалтер, приветствую регулярное и планомерное преодоление задач в деле, которым ты готов и хочешь заниматься.
И, в-третьих, гораздо приятнее общаться и сотрудничать с людьми, которые интеллектуально развиваются, готовы давать внутреннюю оценку себе и окружающему миру. Тот артист, который создаёт «смыслы», будет успешным, а значит, и галерея, сделав на него ставку, выиграет.
Как становятся резидентами галереи
Как это обычно происходит: художник присылает в галерею портфолио, свои произведения, биографию. Галерист внимательно их изучает и старается объективно оценить три основных параметра:
- Техника исполнения. Даже в современном искусстве, где почти не представлен реализм, важно, чтобы художник владел рисунком.
- Новизна исполнения. Каждый галерист практически каждый день тренирует свою визуальную насмотренность: пересматривает работы классиков, пролистывает сайты галерей и ресурсов, где выставляются современники. И старается увидеть то уникальное, что выделит будущего резидента галереи от других.
- Потенциальная востребованность на рынке. Конечно, востребованность — это субъективная вещь, которая создаётся владельцами галерей, арт-критиками, икусствоведами, но и нельзя не учитывать вкусовые предпочтения аудитории, модные веяния.
Перспектива продвижения молодых художников
Сотрудничество с галереей, как и любое другое, начинается с уникальной идеи. Если есть интересная идея относительно выставки, проекта, перфоманса, то можно начинать переговоры.
Для каждой галереи важна актуальность проекта и чёткое представление об идее, которая дорабатывается совместно с куратором и художником и доносится до зрителя. Галерея должна всячески поддерживать художника: обеспечивать продажи для того, чтобы ему было на что жить и развиваться, устраивать выставки, общаться с кураторами, привлекать институции.
С развитием технологий и глобализации сегодня невозможно продвижение художника исключительно на локальном рынке. Всё должно происходить в международном контексте. Важно, чтобы и сам художник прилагал определённые усилия. Если галерист приводит в студию художника знающего куратора, у мастера должно найтись время, желание и умение найти с ним общий язык, рассказать о себе, своих планах, показать свои работы и желание развиваться, создавая новое.
Галерея обеспечивает и поддерживает продакшн новых работ, иногда помогает содержать студии и выплачивает стипендии, знакомит с кураторами и директорами музеев. Важно понимать, за что в итоге галерея берёт до 50% от продажи работ. Включая эмоциональную поддержку. Грамотный владелец галереи всегда готов выслушать и услышать. Для него важно, чтобы художники двигались в правильном для них направлении, и чтобы каждая из сторон в итоге, получила всё, что хочет.
Источник: exiterra.com