Продажа бизнеса дело непростое и требующее помощи специалистов. Это позволит избежать потерь и использовать средства на построение нового бизнеса или в других, важных целях. В любом случае человек уже доказал, что он может создать качественный проект и воплотить его в жизнь. По сути дела продажа бизнеса это старт в новую жизнь.
Особенности продажи
Если продается крупный бизнес, то присутствие профессиональных юристов даже не обсуждается. Кроме того проводится тщательная оценка деловой репутации, состояния активов и учета компании. С небольшим предприятием все сложнее. Часто предприниматели такого плана не имеют достаточно опыта, а так же средств для привлечения группы юридической поддержки. Остается рассчитывать на консультации.
Чтобы снизить вероятность потерь нужно учитывать некоторые правила при оформлении сделки по продаже:
- Если необходимость продажи существует, но собственник еще не готов с ней расстаться, важно остановится и подумать. Возможно, если этого не сделать в данный момент можно потерять все и даже надежду на создание нового проекта. Поэтому нужно выделить важные приоритеты и действовать строго по плану. Если есть ощущение что все еще можно спасти, лучше не затягивать, а сразу отказаться от сделки, взяв ответственность за дальнейшую судьбу предприятия.
- Поиск своего покупателя. Покупатели могут преследовать различные цели, но всех их интересует доход и прибыли которые должен приносить приобретаемый проект. Важно иметь заинтересовать покупателя и тем самым облегчить задачу по продаже.
- Внешний эффект. Чтобы продать компанию за приемлемую цену нужно как говориться показать товар лицом. То есть готовиться к сделке нужно начинать задолго до того, как начнется подписание документов на продажу. Это позволит увеличить стоимость продажи.
- Планирование сделки. Этот аспект включает в себя разработку стратегии, подбор данных для убеждения покупателя в выгодности его приобретения.
- Конечно, чтобы на компанию обратили внимание, придется потратиться на рекламу, которая, как известно двигатель торговли.
И еще важно проверить надежность самого покупателя. Остается надеяться, что труд не пропал даром. Он принесет доход бывшему владельцу и перспективное предприятие новому собственнику.
Вот как нужно продавать! Как продать что угодно кому угодно I Навыки продаж и наглядные примеры
Источник: www.softzatak.ru
Большие контракты или как продавать enterprise-проект корпорации.
Продавать корпорациям хотят все, но могут немногие. Обычно это и рейты хорошие, и контракт длинный. При продаже большим компаниям есть несколько очень важных условий, без которых сделка будет невозможна. Да и в целом процесс этот очень непростой.
Я с самого начала карьеры начал работать с корпорациями, еще даже когда был наемным сотрудников в большой ИТ компании и в 18 лет названивал в американский офис Microsoft. Наверное, поэтому я всегда любил и понимал, как с этим работать. Да и сейчас все основные клиенты у меня ― это крупные компании.
Как продать бизнес дорого
Как-то я встречал интересный опрос, согласно которому, 70% аутсорсеров работают со стартапами, а это риски, ведь 9 из 10 стартапов закрываются и аутсорсеру приходится снова продавать свои услуги. Другое дело с корпорациями ― там контракт заключается минимум на год и всегда есть возможность пролонгации. То есть для сервисного бизнеса намного выгоднее иметь долгосрочные контракты, по несколько лет, чем жонглировать кучей мелких проектов. Это вопрос стабильности бизнеса.
Что нужно, чтобы продать:
1. Размер компании. Если вы хотите работать с корпорацией, вы должны соответствовать уровню. Для начала, крупные компании любят работать с другими крупными компаниями ― и это уже плохая новость для большинства читателей. Обойти это ограничение можно либо сильной специализацией, либо знакомствами внутри корпорации, которые подскажут, на что обратить внимание.
Мне в этом отношении нравятся индусы. Они часто отправляют работать в корпорацию своих сотрудников, чтобы те изнутри раскопали, как она устроена, и в последствии помогли продать контракт. Они вообще помогают своим, в отличие от наших ребят, где каждый сам по себе.
Но и у маленьких компаний очень часто просто нет всей нужной команды или хотя бы свободных ресурсов в достаточном количестве. Это уже объективная причина.
2. Специализация. Если у подрядчика есть узкая специализация и она подходит под конкретный тендер, его шансы резко вырастают. Это почти единственный вариант продавать enterprise-проекты для маленьких компаний. Во все тендеры для корпораций так или иначе подтягиваются крупные подрядчики и они будут лучше по таким параметрам, как размер, стабильность, репутация и т.д., а маленькая компания может выиграть тендер просто за счет специализации, которой не будет у больших компаний.
3. Стабильность. Компания должна быть не новой и давно работать на рынке. Конечно, с отличной репутацией ― это тоже часто проверяют. Ни одна крупная компания не будет рисковать работать с «молодыми и перспективными» ради эфемерной скидки.
Для них гарантии выполнения проекта намного важнее, чем его цена.
4. Технологии. Чтобы работать с крупными компаниями, вам нужно работать с популярными enterprise-технологиями. В целом в мире они похожи, например, Java или .NET очень активно используются в крупных компаниях. Или есть отдельные продукты, например, Salesforce, которые также часто используется в крупных компаниях.
И обычно корпорации ищут подрядчиков, которые могут комплексно сделать проект, а не его часть. То есть если вы можете обеспечить разработку, скажем, на Angular, но не обеспечиваете бек энд часть, то вы не продадите.
А если вам повезет и вы найдете большой проект с нестандартным стеком технологий, который вы можете покрыть, а другим это сделать очень сложно ― это вообще золотая жила.
5. Работа со старым. У каждой крупной корпорации есть целый зоопарк старых проектов на старых технологиях. И основные бюджеты всегда тратятся на их поддержку и развитие, а не на написание нового. И, если вы хотите работать с enterprise, вам придется научить работать со старыми технологиями свою команду.
И хоть это не очень любят девелоперы, но для бизнеса такие проекты очень выгодны, ведь они долгие, денежные и под них сложно найти подрядчиков.
6. Планирование. У крупных компаний есть свое финансовое планирование. Обычно они планируют бюджеты на год, а потом этот бюджет делится между проектами. Поэтому часто такие компании требуют Fixed Price в контрактах. И да, он будет завышен подрядчиком и сильно, но такова бюджетная политика, по крайней мере для новых проектов.
У старых есть бюджеты на поддержку на год, они обычно довольно большие и там можно работать по классический Thttps://digitov.com/articles/big-contracts-or-how-to-sell-an-enterprise-project-corporation.html» target=»_blank»]digitov.com[/mask_link]
Олег Чугуевец: Как продать бизнес?
Продавать и покупать можно всё, что угодно: одежду, технику, косметику, еду, услуги, недвижимость, — всё, что создают человеческие руки и мозг. Как продаётся и покупается целый готовый бизнес? Об этом поговорим сегодня.
«Сейчас основной фокус у меня сосредоточен на развитии услуг по продаже/покупке бизнесов для клиентов и привлечении инвестиций в их проекты», — Олег Чугуевец.
Олег Чугуевец, предприниматель, бизнес-ангел, инвестор рассказал нашим читателям о том, как продаётся и покупается бизнес и в какие проекты привлекаются инвестиции.
Олег, расскажите, — с чего Вы начинали, с какими проектами работали до того, как определились с основной темой Вашей профессиональной деятельности – продажей бизнесов и привлечением инвестиций?
Вначале я делал карьеру и работал в международных компаниях: RC Group (Италия), A.C.E и Emerson (входящей в список 500 крупнейших компаний мира по данным журнала «Fortune 500»), а также руководил представительством немецкой компании ECSO в России, где с нуля создал команду и выстроил бизнес.
После этого я принял решение о том, что с корпоративной карьерой пора распрощаться и начал заниматься собственными проектами. Проектов было много и в разным отраслях, — например, я начал с магазинов розничной торговли парфюмерии и косметики. Я открыл первый магазин, планировал открыть второй и далее построить сеть подобных магазинов, но мне предложили его продать и по сути это был первый мой опыт продажи бизнеса.
Далее было маркетинговое агентство и тренинговый центр, клиентами которого являлись Альфа Банк, Газпром, JLL, Baskin Robbins и другие известные организации. Услуги были различные: от организации тимбилдингов до больших маркетинговых программ. После этого я уже начал инвестировать сам в действующие бизнесы или в стартапы, заниматься их развитием и уже после продавать доли в них инвесторам. Среди проектов: медицинский центр, клининговая компания, оценочная контора, торговая галерея, проекты в IT и другие.
Были успешные проекты, но были и убыточные, что в целом является нормальным, ведь только таким образом нарабатывается опыт в инвестициях и в бизнесе в целом, поэтому у меня вызывают искреннее удивление те предприниматели или инвесторы, у которых все проекты сплошь успешные.
Параллельно этому я состоял в различных бизнес-сообществах и в Ассоциации бизнес-ангелов, где в основном работал с инвесторами по поиску проектов и с предпринимателями по продаже их бизнеса целиком или доли в нём. Со временем запросов становилось больше, а времени заниматься (руководить) своим бизнесом меньше: так я понял, что мне больше нравится процесс продажи бизнеса и привлечения инвестиций в проекты, чем непосредственно операционное управление и вовлеченность только в один проект.