—>
Автор статьи:
Наталья Мазаева
Копирайтер
Экспертное мнение:
Александр Мельников
Заместитель исполнительного директора по развитию бизнеса
Проверяем помещение: пошаговая инструкция
Проверяем состояние оборудования, мебели и техники
Вопрос жизни и смерти: что нужно спрашивать у продавца онлайн-бизнеса до сделки
Интерес к онлайн-предпринимательству растет из года в год, а вместе с ним и число заинтересованных в покупке такого бизнеса. Есть несколько категорий покупателей, которые не прочь вложиться в успешный онлайн-магазин, раскрученное мобильное приложение или информационный проект.
Ценными активами таких бизнесов являются сайт с трафиком, клиентские базы и интеллектуальная собственность в виде программного кода, дизайна, текстов и групп в социальных сетях. Одни IT-бизнесы требуют большего участия собственника, другие — меньшего, но всех объединяет одно: ими можно заниматься удаленно, без привязки к конкретному городу или стране.
Потенциальных покупателей готового интернет-бизнеса можно разделить на четыре подгруппы. Это опытные IT-предприниматели, которые расширяют портфель проектов. Выходцы из традиционных бизнес-ниш (офлайн), которые стремятся быстро выйти в онлайн, чтобы получить новый рынок сбыта для своих товаров или услуг. Еще одна подгруппа — наемные менеджеры среднего звена, желающие попробовать себя в бизнесе и накопившие достаточно средств для приобретения действующего проекта. И, наконец, профессиональные инвесторы, диверсифицирующие вложения в поисках пассивных источников заработка.
Из перечисленных только первые обладают достаточными знаниями и опытом, чтобы правильно провести переговоры с продавцом и купить бизнес, отвечающий их целям. Остальным будет полезен перечень из вопросов, ответы на которые помогут сформировать верное представление об интернет-активе. Переговоры о приобретении бизнеса эффективнее вести поэтапно, увеличивая важность и значение обсуждаемых вопросов с течением времени.
Почему продаете?
Начнем с популярного вопроса, который на самом деле можно было бы и не задавать, — о причинах продажи бизнеса. На практике, вы вряд ли получите полезную информацию, скорее всего вам соврут. Но дело тут не в том, что бизнес плохой или убыточный, а в том, что это личное дело продавца. Например, распространенными причинами являются разводы, болезни или конфликты учредителей. Возможно, продавцу просто нужны деньги для решения своих проблем.
Еще одним важным мотивом для продажи бизнеса является отсутствие у основателей необходимых ресурсов для его развития, причем речь может идти не только о финансах. Бизнес, который однажды был запущен как хобби, со временем может потребовать новых специалистов, опыта и экспертизы, не всегда доступной продавцам. Бывает и так, что собственник устает и теряет интерес к бизнесу. Предприниматели делятся на два типа: тех, кому нравится создавать бизнесы из ничего, решая множество проблем в условиях неопределенности, и тех, кто лучше подходит для системного управления уже состоявшимися проектами.
В любом случае эта информация не принесет практической пользы покупателю IT-бизнеса. Гораздо важней проверить реальное положение дел в проекте и сравнить фактические показатели с декларируемыми продавцом.
Сценарий переговоров
В любых переговорах важна последовательность: начинать лучше с непринужденной беседы о бизнесе в целом, а вот вопросы, требующие точных и конкретных ответов, стоит задавать в заключительной части разговора. Цель на первом этапе — взглянуть на бизнес глазами собственника, оценить риски и возможности, а уж потом максимально подробно расспросить о деталях.
Попросите продавца рассказать о сильных и слабых сторонах проекта, узнайте, как бы он развивал его дальше, если бы не продавал. Какие риски вроде предстоящих изменений в законодательстве, усиления конкуренции, повышения расходов и сезонности кажутся собственнику наиболее значительными?
Выясните, сколько личного времени собственник бизнеса тратит на управление и что конкретно делает, как выглядит его обычный рабочий день. Помните, что бизнес, который готовится к продаже, не должен быть привязан к своему владельцу и занимать много его рабочего времени. Уточните, нет ли каких-то ограничений, из-за которых бизнес можно вести только из определенного места. К примеру, если ключевой клиент живет в определенном городе и настаивает на личных встречах.
Обязательно расспросите о конкурентах: кто они, какая доля рынка у каждого из них и в чем преимущества этого бизнеса перед ними. Узнайте, какие IT-технологии применялись при разработке, кто собственно писал код и есть ли связь с его автором, уточните, имеется ли техническая документация.
Детально проговорите, готов ли продавец консультировать покупателя после сделки, как часто и на каких условиях. Эта информация существенно упростит работу в первое время после сделки и поможет расставить приоритеты.
И самое главное
В заключение спросите о метриках и показателях бизнеса. В первую очередь получите точные цифры по доходу, прибыли, количеству клиентов и их лояльности и количеству повторных заказов. Уделите внимание трафику на сайте и его структуре — проанализируйте каналы привлечения пользователей, затраты на рекламу и ее эффективность. Полученные данные удобно использовать в качестве проверочных на этапе предварительного договора на покупку бизнеса — в этом случае продавец будет обязан подтвердить цифры документально.
- Давид и Голиаф: зачем большие компании возятся со стартапами
- Советы миллионеру: как правильно инвестировать в российский интернет
Источник: www.forbes.ru
Как купить интернет-магазин: инструкция и рекомендации
Сегодня можно купить готовый интернет-магазин и запустить бизнес, не выходя из дома. Расскажем в статье, как купить интернет-магазин и что проверить перед покупкой.
Стоит ли покупать готовый интернет-магазин
Самостоятельный запуск магазина требует времени, средств и сил. Готовый проект поможет избежать этих проблем. Но принесет ли магазин ту прибыль, на которую рассчитывает новый владелец? Чтобы это понять, стоит рассмотреть преимущества и недостатки возможной покупки.
Плюсы и минусы
- Экономию времени;
- Возможность купить сразу все активы – материалы, технику, офис при его наличии, контрольно-кассовое оборудование;
- Заключенные договоры с поставщиками;
- Сформированный штат сотрудников;
- Наработанную клиентскую базу.
Несмотря на все достоинства, покупка может оказаться неудачной:
- Возможная убыточность магазина – проверить это до начала работы не всегда получится.
- Наличие долгов у магазина – об этом прежний владелец может не сказать.
- Испорченные отношения с клиентами и поставщиками – чтобы этого избежать, изучите отзывы покупателей.
Взвесив «за» и «против», приступаем к поискам готового интернет-магазина.
Где искать объявления о продаже
Существуют площадки, на которых размещают объявления о продаже интернет-магазинов. К наиболее известным относят:
- BusinessesForSale – биржа продажи бизнеса, где предлагают магазины с готовым сайтом.
- Сообщества в Фейсбуке* (продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России) и других соцсетях. Например: «Куплю-продам интернет-магазин» – площадка для размещения предложений и запросов о продаже и приобретении проектов.
- Форум «Оборот» – нужны предложения в разделе «Привлечение инвестиций».
- Авито.ру – самая большая доска объявлений, где в товарах можно найти и интернет-проекты.
- Различные брокерские компании, которые выступают посредниками и гарантами юридической чистоты проводимой сделки.
Чтобы не стать жертвой мошенников, прочитайте отзывы пользователей перед выбором площадки.
Бизнес
Что такое себестоимость, что в нее входит и как ее рассчитать
Что такое себестоимость, что в нее входит и как ее рассчитать
Как проверить готовый интернет-магазин перед покупкой
Чтобы не купить убыточный бизнес, нужно тщательно проверить историю сайта, трафик и конверсии в Метрике, всю документацию. Рассмотрим каждый этап подробнее.
Базовые проверки
Перед покупкой готового магазина начните с базовой проверки. Позвоните или напишите продавцу, еще лучше – проведите личную встречу, если это возможно. Это нужно, чтобы уточнить все данные магазина в интернете и в «жизни», расспросить про регистрацию возможной сделки, узнать точный адрес домена.
Выясните, сколько лет проекту, сколько времени он находится в сети. Сделать это можно через 2domains в разделе Whois. Дата должна совпадать с информацией от продавца.
Проверьте количество страниц магазина в поисковой системе. Для этого нужно набрать «site: domain.ru » в поисковой строке Google. В выдаче появится количество страниц, которые поисковой робот изучил и занес в свою базу.
А так выглядят результаты проверки в Яндексе.
Если в магазине тысячи товаров, а страниц в индексе мало, то с сайтом есть проблемы.
Также можно проверить уникальность текстов: открыть любой товар с описанием и скопировать несколько предложений.
Выделенные предложения вставить в поисковый запрос Яндекса или Гугла. Так можно определить сайты, на страницах которых присутствует аналогичное описание.
Кроме текста, можно проверить уникальность фото через поиск картинок. Для этого нужно скопировать ссылку, а затем вставить ее в поисковую строку.
Поисковая система покажет неуникальные картинки.
Узнать историю домена можно с помощью веб-архива .
Такая проверка поможет сформировать первоначальное мнение об интернет-магазине. Если магазин новый, обещанной прибыли придется ждать очень долго, а также дополнительно инвестировать в его развитие.
Узнайте, нет ли негативных отзывов о магазине. Для этого введите в поисковик запрос: «Название интернет-магазина отзывы».
Попробуйте сделать тестовый заказ. Необязательно приобретать товар, важно выйти на общение с оператором. В разговоре или переписке задайте вопросы о качестве товара и особенностях доставки.
Внимательно изучите профиль продавца. Проверьте в базе контрагентов информацию о его ИП или ООО. Если этого будет недостаточно, можно поискать информацию через социальные сети.
Системы аналитики
Если результаты базовой проверки вас устроили, можно обратиться к системам аналитики.
Яндекс. Метрика
Запросите у продавца доступ к Яндекс.Метрике . Оцените показатели конверсии.
Конверсия представлена в виде графика, в котором отображается количество заказов.
Проверьте источники трафика.
Оцените конверсию из разных источников. Также обратите внимание на поисковые запросы, по которым пользователи находят магазин. Обратите внимание на трафик из поисковых систем, он не должен резко обрываться или падать.
Поверьте поведение пользователей для выявления накрученного трафика, что нередко происходит перед продажей магазина. Для этого необходимо узнать, с какого времени проект выставлен на продажу.
Изучите сводку до и после того, как магазин выставили на продажу. Не должно быть резких скачков трафика. Если вы видите резкий прирост визитов за этот период, но количество заказов не увеличивается, значит, скорее всего, это искусственное привлечение пользователей. Лучше отказаться от покупки такого магазина.
Яндекс Вебмастер
Яндекс.Вебмастером позволяет проанализировать техническое состояние сайта магазина:
- Выявить ошибки на сайте. Для этого выбираем вкладку «Диагностика» и далее «Диагностика сайта».
- Проверить вкладку «Безопасность». Проблем на момент аудита быть не должно. В противном случае требуйте от продавца исправления ошибок до заключения сделки.
- Изучить вкладку «Нарушения». Сайт не должен иметь нарушений – конфиденциальности, юридических и прочих.
- Обратить внимание на внешние ссылки.
- Проверить статистику поисковых запросов на вкладке «Поисковые запросы».
Если все перечисленные критерии проверки будут в норме, можно переходить к следующей проверке.
Офлайн аудит
На третьем этапе необходимо:
- Уточнить у продавца, как происходит подтверждение оборота и чистой прибыли. Вся сводка должна быть через расчетный счет. При других обстоятельствах лучше отказаться от сотрудничества.
- Сопоставить три показателя: из списка заказов, из выписки с расчетного счета, из настроек системы аналитики. Лучше смотреть данные за один период. Они должны быть примерно одинаковыми.
- Проверить данные поставщиков и составленные ранее с ними договоры.
- Изучить налоговую базу продаваемого интернет-магазина. Для этого узнают ИНН компании и вводят его на сайте ФНС. Если данных нет или счета заблокированы, откажитесь от покупки.
- Выяснить, остаются ли сотрудники, как проходило оформление, есть ли удаленные работники.
- Изучить должностные инструкции. Каждый сотрудник должен знать, за что он отвечает, чтобы в случае спорной ситуации быстро решить проблему.
- Если у магазина есть офис, лучше проверить его лично.
Оптимизируйте маркетинг и увеличивайте продажи вместе с Calltouch
Как определить цену интернет-магазина
Стоимость интернет-магазина зависит от чистой прибыли. Также учитывается имущество организации: мебель, техника, оборудование и т.д.
Очень низкая или, наоборот, высокая цена может значить, что продавец хочет быстрее избавиться от магазина или же сорвать куш. Проведите аналитику тщательнее – возможно, данные были намеренно искажены. Лучше отказаться от таких покупок.
Как правильно заключить сделку
Любая сделка проходит через подписание договора купли-продажи. Предметом договора выступает интернет-магазин с названием и адресом домена. Если нет возможности встретиться лично, отправляют доверенное лицо или проводят сделку через интернет с электронной подписью.
Покупателю отдают все ключи и доступы к сайту. Документы передают через курьерскую службу, экспресс-почтой или лично в руки.
По факту оформления сделки важно подписать акт приема-передачи. В нем указывают, что одна сторона передала, а другая получила доступы к сайту, метрикам, панелям Вебмастеров и т.д.
Бизнес
Почему деньги больше не работают в мотивации сотрудников?
Почему деньги больше не работают в мотивации сотрудников?
Что сделать после покупки
После покупки новому владельцу необходимо войти на сайт и поменять пароли, чтобы прежний владелец не мог больше пользоваться магазином.
Затем следует заняться рекламой и продвижением своего интернет-магазина. Это отдельная объемная тема, которую мы не будем затрагивать в данной статье.
Заключение
Купить готовый интернет-магазин можно, если вы хотите заняться бизнесом, но не имеете возможности запускать магазин с нуля. Перед покупкой важно тщательно проверить все документы и метрики магазина, чтобы не стать жертвой мошенника.
Сквозная аналитика Calltouch
- Анализируйте воронку продаж от показов до денег в кассе
- Автоматический сбор данных, удобные отчеты и бесплатные интеграции
Источник: www.calltouch.ru