Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов; 2) показатели, характеризующие рентабельность продаж; 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции(З): или Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Как и зачем считать рентабельность бизнеса
Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции. Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции. или Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д. или В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
45. Факторный анализ рентабельности.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет вид: Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции: Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид: Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия: Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Зед), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР). Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде:
Рентабельность продаж: формула, пример расчёта и анализа
Источник: studfile.net
Анализ финансового состояния и анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Спутник»
Будина, О. С. Анализ финансового состояния и анализ рентабельности предприятия на примере ООО «Спутник» / О. С. Будина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1140-1143. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31573/ (дата обращения: 25.05.2023).
В статье рассмотрено понятие финансовый анализ и рентабельность, технико-экономические показатели, характеризующие финансовое состояние ООО «Спутник». Выявлены изменения показателей, произошедших за отчетный период (2014–2015 гг.), факторы, оказавшие влияние на рентабельность предприятия.
Ключевые слова: анализ хозяйственной деятельности (АХД,) финансовый анализ, технико-экономические показатели, рентабельность
Анализ хозяйственной деятельности (АХД) является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управления решений [6]. Важное место среди всех видов АХД занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования с целью оценки и обоснования решений инвестиционно-финансового характера. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т. д. [4, c. 14].
Оценка финансового состояния предприятия является одним из наиболее важных моментов его анализа, так как служит источником понимания достоверного положения предприятия. На финансовое состояние влияет множество факторов [5]. Финансовый анализ — это процесс изучения и оценка предприятия для формирования наиболее рациональных решений для его дальнейшего развития и понимания его нынешнего состояния. Под финансовым состоянием понимается платежеспособность предприятия. В таблице 1 рассмотрены технико-экономические показатели деятельности ООО «Спутник» в динамике за 2014–2015 год, характеризующих финансовое состояние предприятия.
Анализ основных технико-экономических показателей ООО «Спутник» за 2014–2015года (в тысячах рублей)
Показатель
2014г.
2015г.
Отклонение (+; -)
Абсолютное
Относительное, (%)
- Среднесписочная численность работников, человек
- Годовая среднемесячная выработка 1 работника
- Среднемесячная заработная плата
- Среднегодовая стоимость основных фондов
- Среднегодовая величина активов
По полученным данным можно сделать следующие выводы о результатах деятельности предприятия. Выручка исследуемого предприятия в 2015 году по сравнению с 2014 годом значительно увеличилась на 57577 тысяч рублей или 79,8 процентов. Увеличение выручки произошло за счет роста цен на работы (услуги) и увеличение объема продаж. Себестоимость продаж за год увеличилась на 26267 тысяч рублей или 60,2 процента, что связано с ростом объема продаж, так и с увеличением фонда заработной платы. Увеличение себестоимости обеспечено ростом затрат на материалы для выполнения работ (оказания услуг) предприятием, а также ростом цен на все ресурсы, используемые предприятием.
Превышение роста выручки от продаж над ростом себестоимости продаж вследствие этого произошло увеличение валовой прибыли с 36767 тысяч рублей до 68077 тысяч рублей, что составило 31310 тысячи рублей или 85,2 процентов. Опережающий рост выручки по сравнению с себестоимостью является положительным показателем в деятельности предприятия. Увеличение валовой прибыли и прибыли от продаж положительно характеризует обычную деятельность предприятия.
Прибыль от продаж в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилась на 18729 тысяч рублей или 97,9 процента. Увеличение прибыли от продаж было достигнуто благодаря более быстрому росту валовой прибыли над ростом коммерческих и управленческих расходов. Чистая прибыль за исследуемый период также имеет тенденцию к повышению, за год она увеличилась на 32185 тысяч рублей или на 87,2 процента.
Увеличение чистой прибыли является положительным результатом всей деятельности предприятия. Среднесписочная численность работников увеличилась в 2015 году на 27 человек, увеличение произошло благодаря росту объема выполненных работ и оказанных услуг. Среднемесячная выработка увеличилась в 2015 году на 25,49 тысяч рублей или 29,3 процента, увеличение произошло за счет роста выручки от продажи произведенных работ (услуг). Годовой фонд оплаты труда увеличился на 16752 тысячи рублей или 73,2 процента. Годовой фонд оплаты труда увеличивался более высокими темпами по сравнению с ростом количества работников, что говорит о росте среднемесячной заработной платы работников предприятия на 6,77 тысячи рублей.
За счет приобретения дополнительного оборудования среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась на 1918 тысячу рублей или 6,6 процентов. Фондоотдача в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросла на 1,7 рублей — это говорит, что каждый рубль вложенный в основные фонды принес предприятию на 1,7 рубль выручки больше, чем в предыдущем году. В целом производственная деятельность предприятия эффективна, предприятие имеет прибыль, которая растет более быстрыми темпами, чем себестоимость. Соотношение трех показателей деятельности ООО «Спутник» должно иметь следующее соотношение «Золотое правило»:
100 % анализ хозяйственной деятельности (АХД,) финансовый анализ, технико-экономические показатели, рентабельность
Похожие статьи
Анализ рентабельности деятельности предприятия
В статье проведен анализ прибыли и рентабельности деятельности предприятия на примере ОАО
Ключевые слова: прибыль, рентабельность, эффективность деятельности, убыток.
Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб.
Понятие рентабельности предприятия | Статья в журнале.
Ключевые слова: финансовое состояние, финансовый анализ, рентабельность, прибыль, прибыльность, финансовые результаты. Существующие законы экономики с рыночным типом хозяйствования призваны диктовать хозяйствующим субъектам необходимость в.
Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на.
Рентабельность активов по чистой прибыли (%). (Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость активов) * 100. Фондорентабельность.
Горбачева Л.А. «Анализ прибыли и рентабельности», — М.: Экономика, 2007г. Банк В. Р. «Финансовый анализ: учеб.пособие».
Экономическая сущность рентабельности и дискуссионные.
Показатели рентабельности активов (капитала) формируются как отношение прибыли к активам, инвестиционному капиталу (собственный капитал и
Показатели рентабельности активов (капитала) дают им информацию, какую доходность принесут им данные инвестиции.
Анализ эффективности деятельности организации на примере.
Ключевые слова: финансовый результат, прибыль, рентабельность, эффективность.
Рентабельность активов. Показывает величину чистой прибыли и процентов после уплаты нaлогов, приходящуюся нa каждый рубль вложенный в активы фирмы.
Анализ деловой активности организации на примере ООО.
Рентабельность продаж по чистой прибыли в 2015 году равна 0,25 процентов. Это значит, что в конечном итоге после уплаты всех налогов и процентов, в каждом заработанном рубле осталось 0,25 процентов прибыли.
Анализ показателей рентабельности и оборачиваемости.
Рентабельность внеоборотных активов. Чистая прибыль/. Сумма активов*100.
Рентабельность внеоборотных активов: в 2013 г. на 1 рубль стоимости внеоборотных активов приходится 17,11 копеек чистой прибыли.
Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический.
Основной целью анализа прибыли и рентабельности организации является разработка и принятие экономически обоснованных управленческих решений, направленных на устойчивый рост ее финансовых результатов и поиск путей повышения эффективности деятельности.
Совершенствование оценки доходности и рентабельности.
Например, рентабельность продаж находится от частного прибыли и выручки, рентабельность затрат — частное от прибыли и себестоимости продаж, рентабельность активов
Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли.
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Как провести анализ рентабельности
Рентабельность является показателем прибыльности предприятия. Также именно рентабельность подразумевает под собой использование определенных средств, при которых организация может покрыть собственные затраты доходами и получить прибыль.
Статьи по теме:
- Как провести анализ рентабельности
- Как посчитать рентабельность предприятия
- Как определить уровень рентабельности
Инструкция
Проведите анализ рентабельности компании по данным ее деятельности за год, а затем по кварталам. Сравните фактические показатели рентабельности (продукции, имущества, собственных средств) за необходимый период с расчетными (плановыми) показателями и со значениями за предыдущие периоды. При этом значения за предыдущие периоды приведите к сопоставимому виду при помощи индекса цен.
Изучите влияние внутренних и внешних факторов производства на показатели рентабельности. Затем определите резервы прироста показателей рентабельности. В свою очередь, для обеспечения увеличения рентабельности, темпы повышения прибыли должны быть больше темпов роста используемых материалов или результатов деятельности, то есть дохода от реализации товара.
Проанализируйте стабильность работы предприятия, которая характеризуется множеством различных показателей, отображающих устойчивость состояния его финансов, оптимальный уровень ликвидности и платежеспособности. Целью анализа финансов служит оценка состояния компании в предыдущем периоде, проведение оценки ее состояния на настоящий момент и оценка будущего положения фирмы.
Сам финансовый анализ проведите в несколько этапов: определите подход или направление данного анализа, оцените качество исходной информации и выполните анализ с применением основных методов. К данным методам относятся: горизонтальный — сравнение каждой отдельной позиции баланса либо другого отчетного документа с данными за предыдущий период; вертикальный — определение системы всех слагаемых показателя, а также влияния каждой позиции в целом на сам результат; трендовый — анализ показателя, сделанный за несколько промежутков времени и определение тренда при помощи математической обработки определенного ряда динамики.
- Методика анализа прибыли
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Как найти уровень рентабельности
- Как посчитать рентабельность
- Как найти рентабельность
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Как определить рентабельность предприятия
- Как высчитывать рентабельность
- Как просчитать рентабельность
- Как рассчитать общую рентабельность
- Как определить рентабельность активов
- Как рассчитать рентабельность инвестиций
- Как посчитать рентабельность продаж
- Как оценить рентабельность
- Как провести анализ рентабельности проекта
- Как провести анализ рентабельности компании
- Как провести анализ рентабельности предприятия
- Как произвести анализ рентабельности производства
- Что такое отрицательная рентабельность
- Рентабельность как экономическая категория
- Расчет рентабельности продаж и ее анализ
- Как рассчитать рентабельность проекта
- Какой процент доходности считается приемлемым
- Как оценить рентабельность мероприятия
- Как рассчитать рентабельность: формула
- Как рассчитать рентабельность услуг
- Как рассчитать рентабельность основной деятельности
- Что такое рентабельность продаж
- Причины снижения рентабельности активов
- Как считать рентабельность
Источник: www.kakprosto.ru