Как рассчитать эффективность бизнеса

В конце каждого года все организации подводят итоги своей деятельности. Рассмотрим комплекс процедур по анализу параметров хозяйственной деятельности, которые позволят понять рациональность использования ресурсов предприятия в течение года.

Для автоматического просчета рентабельности предприятия существует множество инструментов, в том числе Бит.Финанс, 1С:Управление холдингом, облачные решения финансового учета и другие. Звоните менеджерам Первого Бита за подробной консультацией.

Важность оценки эффективности работы предприятия

При подведении годовых итогов деятельности, экономисты уделяют внимание таким моментам, как план-фактные отклонения, динамика показателей за несколько лет, анализ финансовых коэффициентов и прочее. При этом специалисты зачастую не берут во внимание тот факт, насколько результативна была организация в процессе получения итоговых показателей своей работы.

Рассмотрим случай на примере прибыли. Ее годовую запланированную сумму можно получить методом предоставления покупателям дополнительных скидок. Это приведет к увеличению числа продаж, но вызовет рост логистических и коммерческих затрат. В итоге рентабельность бизнеса снизится в разы, а это автоматически скажется и на конкурентоспособности компании на рынке сбыта.

Владельцы бизнеса вполне могут рассматривать падение рентабельности как упущенную прибыль и предъявить обоснованные претензии к руководящему звену организации. Поэтому в процессе подведения итогов деятельности предприятия за год важно оценивать результативность и выяснять причины ее снижения.

Критерии и методы для оценки эффективности работы компании

Оценка экономической эффективности работы фирмы дает возможность понять рациональность использования внутренних ресурсов в процессе достижения поставленных целей.

Оценка наиболее актуальна при масштабировании бизнеса, открытии новых направлений, так как она помогает вовремя выявить причины спада эффективности работы организации и принять меры к их ликвидации.

Оценка эффективности включает комплекс процедур по анализу динамики разных показателей хоздеятельности компании по сравнению с аналогичными параметрами прошлых периодов или согласно утвержденным плановым значениям.

Качество оценки эффективности зависит от полноценного применения разных методов, для полной процедуры должны быть задействованы следующие ключевые методы анализа:

  • трендовый (горизонтальный);
  • структурный (вертикальный);
  • сравнительный;
  • факторный.

mnbd.png
ghn.png

Качественная оценка основана на выборе параметров оценки, соответствующих определенной стадии развития бизнеса, а также на комплексном применении разнообразных методов анализа данных.

Также для планирования бюджета рекомендуем использовать готовые модели в программе Бит Финанс, которая позволит сформировать полисценарный бюджет расходов и доходов, работать сразу с несколькими сценариями бюджета и сравнить разные прогнозы.

Оценка эффективности работы

Процедура предполагает использование не только частных, но и обобщающих показателей.

К частным относятся:

  • эффективность использования каждого ресурса фирмы;
  • результативность реализации каждого типа продукции или услуг организации.

Среди обобщающих выделяют:

  • эффективность всех ресурсов организации;
  • результативность компании в целом.

Порядок оценки эффективности фирмы

Оценка проходит многоэтапно:

Шаг 1. Расчет и оценка общих показателей рентабельности, которые отражают результативность производственной работы организации:

  • рентабельность бизнеса — дает понятие о доле чистой прибыли в общей выручке от продажи:

Формула №1: Рентабельность бизнеса = Чистая прибыль / Выручка от реализации × 100 %;

  • рентабельность продаж — отражает долю прибыли от реализации в выручке:

Формула №2: Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка от реализации × 100 %;

  • рентабельность реализованных товаров — показывает результативность продаж товаров:

Формула №3: Рентабельность реализованной продукции = Прибыль от продаж / Себестоимость реализованной продукции × 100 %.

Шаг 2. Расчет и оценка общих показателей рентабельности, которые дают представление о эффективности использования ресурсов фирмы:

  • рентабельность оборотных активов — показывает результативность применения оборотного капитала компании.

Формула №4: Рентабельность оборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость оборотных активов × 100 %;

  • рентабельность внеоборотных активов — характеризует результативность применения внеоборотных активов предприятия

Формула №5: Рентабельность внеоборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость внеоборотных активов × 100 %;

  • рентабельность собственного капитала — показывает результативность применения фирмой собственного капитала.

Формула №6: Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала × 100 %;

  • рентабельность инвестированного капитала — отражает отдачу на сумму финансов, вложенных в бизнес.

Формула №7: Рентабельность инвестированного капитала = Чистая прибыль / (Средняя величина собственного капитала + Средняя величина долгосрочных обязательств) × 100 %;

  • рентабельность заемного капитала — дает представление об эффективности применения фирмой заемного капитала.

Формула № 8: Рентабельность заемного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина заемного капитала × 100 %.

Шаг 3. Факторный анализ данных рентабельности. Ключевая цель — определение величины отклонений параметров отчетного периода по сравнению со значениями прошлых периодов, либо планами на отчетный период.

Шаг 4. Расчет и оценка частных показателей результативности, отражающие отдельные моменты работы компании. Среди них могут быть:

  • издержкоемкость выпуска товаров;
  • выработка и зарплата на одного работника;
  • удельный вес масштабированных статей затрат в себестоимости товара и пр.

Пример оценки результативности производственной организации

Оценим эффективность производственной фирмы за 2021 год, оценку проведем по вышенаписанным алгоритмам.

Читайте также:  Виды и цели бизнес презентации

Для начала нам необходимы сведения о результатах работы предприятия за несколько отчетных лет, которые включают в себя такие показатели, как:

  • выручка компании от продажи товаров;
  • себестоимость реализованных продуктов;
  • расходы на продажу товаров;
  • расходы на управление бизнесом.

Кроме этого, понадобится информация о структуре имущества, обязательствах фирмы и капитала за анализируемый период. Затем на основании этих данных рассчитываем параметры эффективности.

Шаг 1. Расчет показателей общей эффективности работы компании. Для этого необходимо использовать формулы №1-3 и найти значения рентабельности бизнес-процесса в целом, продаж, а также реализованных товаров.

Шаг 2. Расчет показателей общей результативности использования ресурсов фирмы. Применяются формулы №4-8 и находятся значения рентабельности всех видов активов и типов капитала. При вычислении рентабельности заемного капитала, в качестве величины этого капитала, применяются сведения по краткосрочным обязательствам, так как информация по долгосрочному обязательству участвует в подсчете рентабельности инвестированного капитала.

В итоге будут найдены искомые значения, динамику которых следует проанализировать. Допустим, параметры эффективности хоздеятельности фирмы по итогам 2021 года улучшились по сравнению с показателями 2020 года, но они ниже, чем в 2019 году. Общая эффективность возросла в незначительной степени, это свидетельствует о недостаточном уровне контроля над управлением расходами. Признаком хорошей управляемости себестоимостью производства товаров будет опережающий рост рентабельности проданных товаров над ростом рентабельности продаж. Если же расчеты покажут снижение рентабельности собственного капитала, то необходимо оптимизировать эффективность управления капиталами.

Шаг 3. Проведение факторного анализа параметров рентабельности работы и ресурсов компании.

Здесь можно вычислить влияние факторов на динамические изменения рентабельности продаж в 2021 году по отношению к 2020 году. Для этого показателя факты будут следующие:

  • выручка от реализации товаров;
  • прибыль от продаж.

Для определения влияния указанных факторов необходимо использовать способ цепных подстановок и выполнить такие расчеты, как:

  • расчет рентабельности продаж: используются данные по выручке 2021 года и сумма за 2020 год;
  • определение влияния фактора выручки: из величины фактической рентабельности совершенных продаж в 2020 году следует отнять рассчитанную рентабельность продаж;
  • определение влияния фактора прибыли от продаж: осуществляется методом вычитания из показателя фактической рентабельности продаж на 2021 год показателя, полученного при расчете рентабельности продаж;
  • проверка корректности расчетов: здесь необходимо найти сумму влияния факторов выручки и прибыли, затем сопоставить ее с разностью между фактической рентабельностью за 2021 и 2020 года. Если суммы будут равны, расчет произведен корректно.

Шаг 4. Расчет и оценка частных показателей результативности деятельности предприятия.

Для выполнения финального этапа оценки эффективности, необходимы сведения о выпуске продукции за 2021-2019 гг. Далее следует рассчитать такие частные параметры эффективности выпуска товаров, как:

  • издержкоемкость базовых групп производственных затрат среди общей себестоимости товаров;
  • издержкоемкость базовых групп производственных затрат на 1 тонну товаров в тысячах рублей;
  • производственные значения выпуска товаров в части выработки в тоннах на одного работника, фонда зарплаты на одного человека в тысячах рублей и среднемесячная зарплата на одного сотрудника в тысячах рублей.

К положительным результатам эффективности выпуска товаров можно отнести такую ситуацию, если доля материалоемкости и энергоемкости по общей себестоимости снижается. Хорошим показателем будет и положительная динамика в суммовых показателях таких расходов в расчете на 1 тонну выпуска товаров. Это свидетельствует о достаточной результативности управления себестоимостью выпуска товаров.

Негативным фактором идет постоянное снижение выработки товаров в тоннах на 1 сотрудника, это говорит о недостаточной эффективности управления трудоресурсами.

БИТ.ФИНАНС/ПРОФ

Автоматизация бюджетирования предприятия

  • Минимизация кассового разрыва;
  • Контроль бюджета вашей организации (БДДС, БДР);
  • План-фактный анализ по всем видам бюджетов;
  • Автоматизация контроля платежей по бюджетам.

Подведение итогов

Чтобы полноценно оценить эффективность деятельности компании, используют 4 группы показателей:

  1. Общая результативность деятельности.
  2. Эффективность применения трудовых ресурсов.
  3. Результативность применения финансов.
  4. Эффективность применения производственных фондов.

Трендовый, структурный, сравнительный, а также факторный анализы — ключевые методы оценки результативности деятельности любой фирмы.

Эффективность работы компании необходимо оценивать поэтапно:

  • рассчитать общие параметры рентабельности хоздеятельности;
  • рассчитать общие значения рентабельности применения ресурсов;
  • провести факторный анализ общих параметров рентабельности;
  • рассчитать частные показатели результативности работы и применения ресурсов.

Выбор определенных критериев для оценки эффективности деятельности должен быть с учетом конкретной стадии развития бизнеса.

А лучше установите программу Бит Финанс, которая даст набор удобных инструментов для анализа, возможность on-line оценки финансового состояния предприятия, минимизация рисков, гибкого механизма контроля и ведения управленческого учета.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности

Читайте также:  Как поменять задний сальник на газели бизнес

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Источник: www.1cbit.ru

Как рассчитать эффективность бизнеса

Сегодня речь пойдет об экономике молодых компаний, а точнее, об экономике в расчете на одного пользователя.

Юнит-экономика (unit economics) – это расчет прибыли или убытка в расчете на одного клиента.

По сути, это ответ на вопрос: есть ли финансовый смысл в предприятии, его масштабировании, и где у компании точка безубыточности.

В доходах юнит-экономики учитываем выручку, полученную в среднем от одного пользователя. В расходах учитываем переменные расходы, которые необходимы для выполнения заказа клиента. Постоянные расходы не учитываем. Далее все просто – из выручки вычитаем переменные расходы, получаем прибыль (если повезет).

А теперь поподробнее рассмотрим показатели, по которым можно определить, насколько хороша наша модель:

  • CAC (Customer аcquisition сost) или CPA (Cost per acquisition) – стоимость привлечения одного клиента, который платит компании деньги. Например, если на кампанию по привлечению клиентов потрачено 200 тыс. рублей и она привлекла 400 новых клиентов, то CAC составит 500 руб. Нужно учитывать, что у компании должно быть несколько каналов привлечения. И на каждый канал САС будет разным. Конечно же, лучше использовать те каналы, которые обойдутся дешевле.
  • CACPayback – период времени, необходимый вам, чтобы прибыль от клиента перекрыла расходы на его привлечение.
  • ARPU (Average revenue per user) – средний доход с привлеченного пользователя.
  • LTV (Life time value) – показатель, по которому видно, сколько дохода приносит один клиент за все время пользования нашим продуктом. Например, если клиент использует сервис уже 3 года и каждый месяц платит по 350 рублей, а вы тратите на него 100 рублей в месяц, то LTV рассчитывается так: 3*12*(350 – 100) = 9000 рублей. Получается, что клиент за 3 года принесет вам 9000 рублей.
  • COGS (Cost of goods sold) – переменные издержки.

Зачем нужны расчеты? Нужно понять, что работать вслепую – это откровенная глупость. Тем более, что на просчет модели нужно ну очень мало времени, а пользу это дает вполне ощутимую.

Поэтому прежде, чем масштабировать свой бизнес, посчитайте его экономику и постарайтесь масштабировать именно прибыль. Практическую сторону этой модели и более сложные показатели мы с вами разберем уже в следующей статье.

Источник: rb.ru

Рентабельность продаж (ROS): формулы и примеры расчета

Продажи в той или иной форме — неотъемлемая часть работы коммерческих организаций. Рентабельность продаж — показатель, необходимый для эффективного развития предприятия и своевременного выявления недостатков в работе сотрудников, ответственных за организацию продаж.

Определение

Рентабельность продаж (Return On Sales, Net Profit Margin, ROS) — коэффициент, который отражает процент чистой прибыли в выручке. Иначе говоря: в каждом рубле, полученном от продажи продукции, есть доля чистого дохода. ROS показывает именно эту долю.

Программы 1С предоставляют пользователям настраивать отчеты для анализа продаж. Закажите консультацию специалиста в вашем городе контакты здесь.

В качестве базы для расчета берутся объем продаж или выручка. Эти данные легко получить из бухгалтерской отчетности (отчет о прибылях и убытках, форма №2).

Также может рассчитываться рентабельность продаж по:

  • валовой марже;
  • прибыли до уплаты налогов и процентов (ЕВIТDА);
  • операционной прибыли;
  • прибыли до налогов (ЕВIТ).

Цели расчета

Нюансы расчета и интерпретации ROS зависят от особенностей деятельности предприятия. В основном цели таковы:

  • сравнение показателей в динамике (в качестве базы обычно берется удачный период, когда показатель рентабельности продаж устраивал руководство);
  • сопоставление рентабельности продаж разных продуктов;
  • сравнение данных компании с аналогичными показателями конкурентов;
  • прогнозирование ROS для новых продуктов или услуг;
  • получение информации, необходимой для варьирования ценовой политики;
  • мониторинг деловой активности компании;
  • выявление продуктов или услуг, которые не приносят компании должной прибыли, тормозят ее развитие.

Можно сказать, что ROS — один из индексов, показывающих экономическую состоятельность предприятия и эффективность использования имеющихся ресурсов (материальных, трудовых и других). Целесообразно использование этого показателя для краткосрочного планирования.

Формулы расчета

Есть несколько вариантов вычисления ROS. Выбирается наиболее подходящий в конкретной ситуации (исходя из целей анализа и имеющихся данных).

Формула расчета по чистой прибыли

Эту методику еще называют классической или Net Profit Margin. Расчет проводится так:

Результатом расчета становится объем чистой прибыли, полученной на каждый рубль, полученный от продаж. Этот коэффициент высчитывается после вычета :

  • процентов;
  • налогов;
  • операций с ценными бумагами;
  • прибыли/ убытка от участия в деятельности других предприятий;
  • операционных расходов.

Если рентабельность продаж по чистой прибыли оставляет желать лучшего, ее можно скорректировать за счет:

  • снижение стоимости привлечения средств;
  • оптимизация расходов на маркетинг, рекламу;
  • поиск и использование налоговых льгот;
  • сокращение производственных расходов.
Читайте также:  Что такое оптимизация бизнеса с использованием контрольных карт шухарта

Формула расчета по валовой прибыли

Валовая рентабельность, в англоговорящих странах этот вариант называется Gross Profit Margin.

Результатом расчета становится сумма выручки после вычета из нее себестоимости произведенной продукции.

Достоинство расчета рентабельности продаж по валовой прибыли — сложность его намеренного искажения.

Обычно оценивают не полученный результат как таковой, а его динамику и соотношение с аналогичными показателями по отрасли.

Рост показателя говорит о том, что себестоимость снижается. Значит, растет эффективность управления ресурсами.

Более высокая рентабельность продаж по валовой прибыли, чем в среднем по отрасли, говорит о том, что руководство предприятия внедряет прогрессивные методики работы с производственными мощностями. Чего не делают другие игроки на этом рынке.

Формула расчета по прибыли до налогообложения

Этот вариант называется расчетом по бухгалтерской прибыли (Earnings before interests and taxes).

Вычислив этот показатель, можно сравнивать разные предприятия, исключив влияние на результат доли заемного капитала и налоговых ставок.

Также полезной при работе с этим вариантом расчета окажется следующая схема:

Нормы ROS

Жестко установленных норм данного показателя нет. Они могут варьироваться в зависимости от:

  • сферы работы компании;
  • стадии развития бизнеса или времени нахождения товара на рынке;
  • масштабностью деятельности.

Важно! Отрицательное значение рентабельности продаж — недопустимо.

Чаще всего для конкретной сферы деятельности эксперты дают рекомендации по нормативным значениям рентабельности продаж.

Средними можно назвать такие результаты:

  • 1-5% — низкая рентабельность, над увеличением которой надо работать;
  • 5-20% — средний показатель, при котором предприятие может стабильно работать;
  • 20-30% — высокая результативность работы.

Среднеотраслевыми можно назвать такие значения ROS:

  • торговля, ритейл — около 18-20%;
  • сельское хозяйство — около 20%;
  • энергозатратные производства — около 3,5-8%.

Анализ результатов расчета

Интерпретируя результаты, надо учитывать такую информацию:

  • В большинстве случаев невысокая рентабельность продаж — свидетельство неправильной ценовой политики и невыгодной конкурентной позиции. Есть и исключения: ситуации, когда предприятие сознательно демпингует, чтобы вытеснить с рынка конкурентов и стать лидером.
  • Неуклонное снижение ROS — признак того, что затраты следует снижать. Также улучшить ситуацию может пересмотр ассортимента и вывод из него продуктов, не приносящих прибыли. При этом необходимо принять во внимание и роль каждого из продуктов в обеспечении жизнедеятельности компании. Например, товар из категории “дойных коров” не будет демонстрировать быстрого роста ROS. Но именно он дает значительную часть финансовых средств. Товары из категории “звезд” на каком-то этапе могут перейти как в категорию “дойных коров”, так и в категорию “собак”. Анализ динамики рентабельности продаж поможет понять, какой из товаров необходимо исключить из ассортимента.
  • Рост объема продаж, который не ведет к увеличению ROS — знак того, что в затратах компании чрезмерно велика доля непроизводственных расходов.
  • У более масштабных предприятий с широким ассортиментом рентабельность продаж обычно ниже, чем у небольших фирм. Это нормально.

Рекомендации для повышения ROS

Чтобы рентабельность продаж оставалась стабильной или росла, можно использовать такие действия:

  • повышение уровня мотивированности и вовлеченности сотрудников всех подразделений;
  • мониторинг состояния рынка и мер, которые предпринимают конкуренты (как успешных, так и провальных);
  • поиск путей снижения себестоимости продукции без понижения качества (за счет разного рода прогрессивных методик управления производством);
  • принятие того факта, что повышение стоимости может привести к отказу части потребителей от товара;
  • изучение стандартов и трендов отрасли (это позволит избежать устаревания продуктов компании);
  • регулярное ведение статистики и отслеживание динамики показателей в комплексе (также необходимо анализировать рентабельность продаж по группам товаров, по филиалам, по сезонам), лучше всего — при помощи специальных программных продуктов, например, CRM-система со встроенным модулем BI-аналитики, которая позволяет всегда иметь под рукой актуальные данные по воронке и рентабельности продаж.

Комплексная автоматизация бизнес-процессов торговой компании

1С:Управление торговлей

  • Настройка отчетов, склад, подключение оборудования, маркировка
  • Планирование и управление продажами, CRM и маркетинг, управление торговыми представителями
  • Подключение торгового оборудования, интеграция с Битрикс24, ЕГАИС, ФГИС “Меркурий” и др.
  • Финансовый результат и контроллинг, контроль задолженностей

Какие возможности могут предоставить вам программы 1С в части контроля эффективности вашего предприятия вы можете узнать у наших специалистов. Звоните по телефонам Первого Бита в вашем городе, наши специалисты не только проконсультируют вас по телефону, но и продемонстрируют возможности реальной программы в удобное для вас время в вашем офисе, учитывая специфику вашей компании.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нажатием кнопки я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности

Источник: www.1cbit.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин