Как рассчитать сезонность бизнеса

Сезонность в продажах — это изменения или колебания спроса (продаж, объемов производства, отгрузок) в зависимости от периода временного ряда. В производственном предприятии с большими объемами продаж, чаще всего, такой временной ряд, или производственный цикл, равен одному году, то есть 12 месяцам.

Это означает, что в течение года объемы продаж какой-то определенной категории товара, или продукта, в каких-то месяцах будут повышаться, а в какие-то, наоборот, снижаться. И зависеть это будет от множества факторов: праздники, погода/температура/климат, начало нового учебного года, период отпусков, пост и т.д.

Одним из типичных примеров продукта с ярко-выраженной сезонностью является мороженое. Даже без какого-либо анализа, почти любой человек может сказать, что спрос на мороженое летом будет значительно выше, чем зимой. Точно также, но менее выражено, летом повышается спрос и на охладительные напитки. На диаграмме ниже показана примерная сезонность мороженого:

сезонность мороженого

ПЛАН ПРОДАЖ с УЧЕТОМ СЕЗОННОСТИ | + шаблон для планирования

Существует множество продуктов, на продажи которых влияет сезонность, и касается это не только продуктов питания. Например, спрос на услуги туристических фирм, установку пластиковых окон и кондиционеров, застекление балконов и на летнюю легкую одежду и обувь, повышается в теплое время года. Спрос на канцелярские товары и школьную форму повышается в конце лета, когда все школьники и студенты идут закупаться перед учебой. А продажи детских игрушек, бытовой техники, пиротехники и алкоголя резко возрастают перед новогодними праздниками.

В некоторых случаях рассматривают «сезонность» более коротких временных рядов. Например, временной ряд, равный одной неделе: чаще всего наблюдается в «точках» быстрого питания, типа небольших кафе или закусочных, где наибольший рост продаж попадает на выходные и праздничные дни. Такой вариант нас не интересует и рассматривать его мы не будем.

Сезонность: расчет коэффициентов

Коэффициенты сезонности рассчитываются на основе истории продаж предыдущих временных рядов. Для корректного расчета необходимо взять стабильную историю продаж нескольких периодов, например двух-трех лет. Важно, чтобы такая история продаж была без промо-активностей (очистка от промо не подойдет, т.к. месячные показатели будут не фактические, а расчетные, что может исказить реальные показатели сезонности). Также важно, чтобы на такую историю продаж минимально(!) влияли отраслевой тренд и рост АКБ клиента.

В своей работе я использую два самых распространенных метода расчета сезонности: через средние показатели и относительно тенденций. Друг от друга они не очень сильно отличаются, но в любом случае я расскажу о каждом из них и приведу примеры в Excel.

Итак, первый способ — расчет сезонности через средние показатели:

  1. Для каждого временного ряда (в нашем случае, для каждого года) рассчитываем среднее значение объемов продаж.
  2. Находим сезонности каждого месяца для каждого года — объем продаж за месяц делим на среднее значение временного ряда.
  3. Рассчитываем «усредненную сезонность» — находим среднее арифметическое всех показателей сезонности каждого месяца.
Читайте также:  Внутренняя среда бизнеса примеры

Сезонность через средние значения

Конечные коэффициенты сезонности найдены и отображены в табличке справа. Мы можем наблюдать, что по нашему продукту продажи в летнее время намного ниже, чем в зимнее.

Второй способ — почти такой же просто и понятный, как и предыдущий — относительно тенденций:

  1. Находим общую тенденцию (т.е., линейный тренд) для всех периодов временного ряда (как это сделать в Excel, вы можете узнать, скачав файл с данными примерами по ссылке в конце статьи)
  2. Находим сезонности каждого месяца — объем продаж за месяц делим на соответствующий показатель тренда.
  3. Рассчитываем «усредненную сезонность» — находим среднее арифметическое всех показателей сезонности каждого месяца.

Опять же, коэффициенты сезонности рассчитаны и отображены в правой таблице. Если мы сравним их с предыдущими показателями, то они будут примерно одинаковые и отличаться будут совсем незначительно. Какой способ выбрать для наложения на прогнозные значения — будет зависеть лишь от вашего предпочтения. А о том, КАК наложить коэффициенты на прогноз, я расскажу в другой статье.

В общем, подытожим основные моменты:

  • Используем историю продаж нескольких временных рядов (2-3 года и более)
  • Используем полную историю продаж без трейд-маркетинговых активностей
  • Используем стабильную историю продаж, на которую минимально влияют отраслевой рост и рост АКБ клиента
  • После этого находим коэффициенты по понравившемуся вам методу

Все готово, все рассчитано. На интересующие Вас вопросы я отвечу в комментариях или по обратной связи.

Скачать пример с расчетом коэффициентов сезонности можно здесь.

Источник: shtem.ru

Планирование продаж сезонных товаров с учетом меняющихся экономических условий

Выработка плана продаж, и обеспечение этого плана, — острый вопрос в текущей экономической ситуации. Неверно составленный план приводит убыткам прямым — как в случае избыточного хранения товара на складе, так и косвенным – в случае недостачи товара на складе, что приводит к упущенной выгоде, ухудшению сервиса, и, даже, лишним выплатам бонусов менеджерам по продажам.

Одна из проблем, сильно влияющих на составление плана – сезонность продаж некоторых товаров. Одни товары, например — кроссовки для бега, летом — более популярны, чем зимой. А вот обогреватели продаются лучше в холодное время года. Эти товары — сезонные.

Разброд вносит так же нестабильная макроэкономическая ситуация, когда инфляция толкает цены вверх, а снижающийся покупательский спрос вынуждает снижать продажи в количественном выражении. Кроме негативных факторов, могут так же влиять и факторы позитивные – как по компании в целом — если компания активно растет, так и по конкретным товарным позициям – если вы много вкладываетесь в маркетинг товара, то спрос на них может расти быстрее роста компании. Все это вносит корректирующий элемент в прогнозы, потому что уже не так однозначно стоит ориентироваться на информацию об истории продаж, не принимая во внимание реальную ситуацию.

Читайте также:  Прокат тюбингов как бизнес

Потому, при составления плана продаж, учитывайте сезонной фактор, и тренды в компании.

Каким образом мне рассчитать план с учетом сезонных колебаний?

Что такое сезонный фактор — «сезонность»? Это запланированное и регулярное отклонение продаж товара от среднестатистических значений. Сезонность часто рассчитывается помесячно на календарный год относительно предыдущего календарного года для каждого товара, на который строится план продаж и по каждой торговой точки индивидуально, а итоговый план составляется путем консолидации из полученных значений.

Для расчета коэффициентов я рекомендую рассчитывать в штучном выражении. Если вы рассчитываете в денежном выражении, то количество влияющих факторов увеличивается многократно и это, кроме того что увеличит объем расчетов, еще и сильно увеличит шанс ошибки.

Рассчитать годовые коэффициенты сезонности достаточно просто – необходимо взять средние месячные продажи на конец года (сумма продаж на год, деленное на количество), а потом, для каждого месяца, рассчитать отклонение фактического объема продаж от среднегодового.

(Потребление в месяц / Среднегодовое потребление = Сезонный коэффициент)

Если у нас график продажи сложились примерно вот так вот:

То по результатам расчета, должно получиться приблизительно такая табличка для расчета (для 2010 года):

Но задача — не рассчитать коэффициенты как таковые, а рассчитать план продаж, согласно текущим фактическим значениям продаж в году. Предположим, что мы проводим анализ в конце апреля 2011 года и рассчитываем план продаж на май 2011:

И наша табличка будет выглядеть вот так вот:

Задача – понять, сколько мы должны продать на май, с учетом текущих фактических объемов продаж и сезонности. Для этого — каждый из месяцев текущего года приведем к единой базе, убрав из них сезонный коэффициент, которые мы знаем.

(Факт Потребление в месяц / Сезонный коэффициент = Оц Среднегодовое потребление)

Получим вот такие значения:

Что означает, что если учитывать сезонные факторы, то ожидаемая средняя месячная на год равна 246 шт./мес.

Из этого, зная ожидаемую среднюю на год и сезонный коэффициент в мае (рассчитанный на предыдущем шаге), рассчитываем — сколько ожидается продаж в мае месяце, умножив ожидаемые среднегодовые продажи на рассчитанный сезонный коэффициент: 246 * 1,44 = 354,4 шт.

Таким образом, продолжаем формирование плана продаж на каждый месяц до конца года, корректируя согласно фактическим данным о продажах.

К сожалению, эти лаконичные расчеты не совсем корректны…

Коэффициент сезонности объема продаж в магазинах или как спрогнозировать изменение продаж

Сезонность товаров отражает на сколько изменятся продажи на товары в будущем относительно заданного периода. Коэффициент сезонности используется для прогнозирования продаж на основе фактических продажах в прошлом.

Читайте также:  Бизнес на севере России идеи

Особенности расчета коэффициента сезонности:

  1. Сезонность учитывает влияние внешних факторов на изменение продаж. Основным признаком показателя сезонности является то, что мы не можем оказать влияние на его изменения. Например, увеличение продаж на цветы и конфеты в праздники 8 марта или рост объемов продаж мороженного в летний период. Мы не можем повлиять с вами на жаркую погоду или наличие праздников. Следовательно, все эти факторы являются внешними и относятся к сезонным колебаниям.
  2. Расчет сезонности исключает внутренние факторы изменения продаж Исключаем все колебания продаж в текущем периоде связанные с деятельностью магазина, которая не планируется в будущем. Например, проведение промо акций или отсутствием товара на полке.
  3. Используются только сопоставимые продажи по магазинам – показатель LFL

Совет:

Не используйте усреднение показателя по месяцам, используйте отклонения от текущего периода. Нередко можно встретит рекомендацию – «при расчете коэффициента сезонности рассчитайте среднее значение продаж за период и посмотрите отклонение продаж относительно каждого месяца». В результате, данный метод приводит к ошибкам расчетах, так как не учитывает относительно какого месяца вы планируете продажи.

Коэффициент сезонности в розничной торговле

Как рассчитать сезонность продаж? Формулы и таблица сезонности в Excel.

Давайте рассмотрим пример расчета. Предположим, что сейчас январь месяц и нам надо рассчитать сезонность продаж на следующий год по месяцам.

  1. Исключаем все внутренние факторы, которые не планируются в будущем (акции, недопоставки и т.д.)
  2. Учитываем только магазины и объекты LFL.
  3. Возьмем продажи за прошлый период – за год. Так как на дворе январь, то нам необходимо посмотреть на сколько продажи последующих месяцев отличаются от января.
  4. Делим продажи февраля прошлого периода на январь прошлого периода. И так последующие месяцы.
  5. В результате мы получаем коэффициент, перемножив который на текущие продажи января мы получим прогноз продаж на будущий период.

Коэффициент сезонности в феврале относительно января

Коэффициент сезонности товаров по месяцам в продажах по категориям

Каждая категория товаров имеет свое сезонное изменение продаж. Индекс сезонности в таблице рассчитан:

  • • на основе факта продаж 456 магазинов формата Супермаркет
  • • исключены все продажи промо акций
  • • Учтены только сопоставимые магазины, присутствующие в течении всего периода (LFL)
  • • Анализ построен на основе трех лет продаж

Категории Бакалея Вода Диабетическое питание Кондитерка Молоко Мясо Овощи и фрукты Пиво Птица Рыба

Коэффициент сезонности по категориямКоэффициент сезонности

Коэффициент сезонности Бакалея

Индекс сезонности в сентябре относительно января больше на 23%

Коэффициент сезонности Вода

Наибольшие продажи по воде приходятся на май- на 36% больше продаж января

Коэффициент сезонности Диабетическое питание

Коэффициент сезонности Кондитерка

Коэффициент сезонности Молоко

Коэффициент сезонности Мясная гастрономия Коэффициент сезонности Мясо

Коэффициент сезонности ОвощиКоэффициент сезонности Фрукты
Коэффициент сезонности отражает динамику изменения продаж в продуктовых магазинах. Снижение продаж на овощи и фрукты с мая по сентябрь связанно со снижением стоимости в летний период.

Источник: insoret.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин