Деловой мир в последнее время пришел к выводу, что повышение эффективности деятельности и получение предпринимательской прибыли в значительной мере зависит не только от традиционных экономических факторов, но и других, не имеющих традиционно непосредственного отношения к производственным и сбытовым процессам. Стабильность корпораций теперь зависит не только от производства качественных товаров и услуг, но и в активной их деятельности в решении социальных проблем трудовых коллективов и местного сообщества, системно выстраивать отношения с партнерами, органами власти, средствами массовой информации, потребителями и акционерами.
Использование исторического метода в нашем исследовании показывает, что зарождение концепции социальной ответственности бизнеса на Западе началось в начале XIX в., с движения в защиту прав трудящихся, возникшего в результате развития экономической мысли о нормах морали и человеческих издержках в период начала индустриализации. При этом необходимо отметить, что один из основоположников этого мировоззрения является английский промышленник, социалист-утопист Р.Оуэн, который разработал план по улучшению условий жизни рабочих и сделал попытку его осуществления на одной из шотландских фабрик.[22] В 1818 г. состоялся конгресс «Священного союза», где Р.Оуэн потребовал принятия мер по защите прав рабочих и предложил проекты переориентации работодателей на социальную ответственность перед трудящимися, которые впоследствии привели к осознанию обществом необходимости государственного и международного регулирования социально-трудовых отношений. Совместно с рядом известных бизнесменов, политиков и экономистов он неоднократно обращался к правительствам европейских стран и предлагал им принять международные законы об условиях труда на заводах, рудниках и шахтах. Р.Оуэн выдвинул три довода в пользу принятия международных трудовых норм:
Американский экономист о реальных причинах конфликта на Украине и провале санкций
— облегчить тяжелую долю трудящихся масс;
— укрепление социального мира в промышленно развитых странах в целях пре-дотвращения общественного потрясения, т.к. коммунистическая пропаганда набирала силу;
— международное регулирование труда поможет странам с защищающим трудящихся законодательством уравнять международную конкурентоспособность всех государств.
В дальнейшем, уже после революции в России 1917 г., в 1919 г. была создана Международная Организация Труда (МОТ), которая в своем уставе взяла за основу идеи Р.Оуэна по достижению социальной справедливости. Следует отметить, что следующий исторический этап развития философии социальной ответственности пришелся на период «Великой Депрессии» (конец 1920-х — начало 1930-х гг.) и после Второй Мировой войны — начало 1950-х гг.
В период «Великой Депрессии» 1930-х гг. основной заботой большинства предприятий в мировом экономическом сообществе было элементарное выживание. Экономические факторы при этом были решающими. При этом никто из трудящихся не ждал от бизнеса ничего иного, кроме прибыли и рабочих мест. В это время любая корпорация рассматривалась как экономическая целостность, которая обязана заботиться только об эффективности использования своих ресурсов. Этим самым корпорация выполняла экономическую функцию по производству товаров и услуг, которые необходимы для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременную работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров.
Обзор неоклассической экономической теории
Итак, 1930-е гг., в западных странах, характерны как сугубо экономические, где социальная ответственность бизнеса была направлена на максимизацию доходов собственников и реализовалась под девизом «максимальная прибыль — единственная обязанность бизнеса». [23] В период Второй Мировой войны, с 01.09.1939. по 09.05.1945 гг., вся экономическая система стран работала на производстве военной техники и, естественно, ни о какой социальной ответственности бизнеса речи не было.
И только в 1950-е гг. (в 1953 г.) появилась первая фундаментальная работа «Социальная ответственность бизнесмена» Р.Боуена, где он отмечал, что социальная ответственность бизнесмена состоит в «реализации той политики, принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общества. [24] По его мнению, концепция социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу. Его основная идея — это то, что организация есть нечто большее, чем просто экономическая целостность.
После выхода работы Р. Боуена возникла дискуссия о сущности корпоративной социальной ответственности (КСО), которая свелась к двум основным позициям. Дело в том, что при кажущейся простоте классическая формула Р. Боуена, содержавшая ссылку и на цели, и на ценности, была противоречивой внутренне. Это противоречие, однако, заключалось не в очевидной дихотомии целей и ценностей. Сама по себе она, конечно, носит характер некоторой условности, т.к. с одной стороны, достижение целей, определяемое в качестве нормативно оправданной деятельности, включает в себя определенные ценности. С одной стороны, подходы Р. Боуена предполагают существование как бы общественного договора между бизнесменом и обществом, его ценностями [25] . Но с другой стороны, этот договор предполагает наличие особой моральной установки у бизнесмена, которая способна не только отражать ценности общества, но и формировать их.
Именно эти два взгляда и создали философию понятия: корпоративная социальная ответственность во второй половине XX в. и начале XXI в. Первую позицию (общественный договор), т.е. «внешнюю» природу источников корпоративной социальной ответственности, отстаивают экономисты (менеджеры) и политологи. Вторая, моральная, которая предполагает доминирование «внутренних» источников корпоративной социальной ответственности, поддерживается преимущественно философами и социологами.
Первая позиция свое начало берет в работах таких ученых как М.Фридман, Дж.Гэлбрейт, К.Девис. Например, Дж.Гэлбрейт в своей знаменитой книге: «Новое индустриальное общество» определил «индустриалистскую» ветвь институционализма, которая и предопределила «индустриальную систему».
Характерными особенностями нового индустриального общества становятся активная роль государства, глобальное планирование, слияние крупных корпораций с государством. Дж.Гэлбрейт отмечает: «Требования, диктуемые техникой и организацией производства, а не идеологические символы — вот что определяет облик экономического общества».[26] Категория ответственности представлялась ими как универсально необходимая для существования капиталистического общества. При этом ни корпорация, ни топ-менеджеры не рассматривались как моральные агенты, способные к формированию собственного взгляда на социальную ответственность. Вся деятельность менеджеров рассматривалась как их способность адекватно следовать требованиям «внешних» сил.
По мнению М.Фридмана, в свободном обществе «. существует одна и только одна социальная ответственность бизнеса: использование своих ресурсов для участия в деятельности, направленной на повышение его прибылей, в той мере, в которой она соответствует правилам игры, обеспечивающим открытую и свободную конкуренцию без обмана и мошенничества».[27] При этом, рассуждая о социальной ответственности, М.Фридман призывает еще раз вспомнить А.Смита и его определение, что «ведом невидимой рукой способствовать достижению цели, не входившей в его намерения. И обществу не всегда хуже от того, что эта цель не входила в его намерения. Преследуя свой собственный интерес, человек часто больше способствует интересу общества, чем если он действительно вознамерился ему способствовать. Я никогда не видел, чтобы люди, взявшиеся торговать ради общественного блага, приносили много добра». [28]
По мнению М.Фридмана, если руководитель корпорации примет на себя какую-либо социальную ответственность, кроме ответственности заработать для своих акционеров, то такая корпорация не имеет достаточно стабильной перспективы. Корпорация является орудием владеющих ею акционеров и когда она жертвует деньги, она отказывает отдельному акционеру в праве решать, как ему распоряжаться своими собственными средствами, считает М.Фридман, Нобелевский лауреат по экономике.
Кроме того, «отец монетаризма» М.Фридман в одной из своих статей отмечал: «Когда я слышу, как бизнесмены выразительно рассуждают о «социальной ответственности бизнеса бизнеса в рыночной экономике», я невольно вспоминаю одну историю о французе, который, когда ему исполнилось 70 лет, вдруг обнаружил, что он говорил прозой всю жизнь. Бизнесмены верят в то, что они защищают рыночное хозяйство, когда не без пафоса утверждают, что бизнес связан не только с получением прибыли, но и с достижением определенных социальных результатов, что у бизнеса есть особая «социальная совесть», и что он несет ответственность по обеспечению занятости, устранению дискриминации, предотвращению загрязнения окружающей среды и чего-либо иного, что входит в лексикон современного поколения реформаторов. Они фактически проповедуют — или проповедывали бы, если бы они сами или кто-нибудь вообще воспринимал это всерьез, — чистый и неприкрытый социализм. Бизнесмены, рассуждающие таким образом, являются невольными марионетками тех сил, которые подрывали устои свободного общества в течение последних десятилетий».
Можно согласиться с М.Фридманом только в том, что трудно выбрать сферы проявления социальной ответственности корпораций. Он справедливо спрашивает о том, как узнает менеджер, каким образом нужно расходовать средства, предназначенные на реализацию социальных целей?
Таким образом, представляется целесообразным рассмотреть аргументы, которые положительно влияют на экономическую составляющую корпоративной социальной ответственности:
— значительная вероятность получения более высокой прибыли в перспективе (стабильная социальная ответственность формирует имидж корпорации, ее деловую репутацию; все это положительно влияет на покупателей потребляющих товары и услуги корпорации, повышая ее доходность);
— вокруг социально ответственной корпорации формируется благожелательная внешняя среда, что способствует увеличению ее прибыли;
— благожелательное отношение к социально ответственным корпорациям со стороны государственных, региональных и муниципальных органов власти, что позволяет получать определенные блага в виде отсутствия претензий со стороны органов госрегулирования, а также возможность получения госзаказов;
— взаимосвязь власти и ответственности за власть (в западном менеджменте существует так называемый «Железный закон ответственности», который гласит: «В долгосрочном периоде безответственное с точки зрения общества использование своей власти неминуемо ведет к потере этой власти»[29]);
— вероятность предотвращения проблем в будущем (социально ответственные корпорации следуют более «духу, а не букве закона», что позволяет им при вероятном изменении законодательства, например, в сторону принятия более жестких стандартов качества товаров и услуг или норм загрязнения окружающей среды, или правил рекламной деятельности, быть более мобильными и максимально готовыми к деятельности в новых условиях);
— корпоративная солидарность (социально ответственное поведение корпорации, как правило, положительно влияет на мотивацию персонала и формированию благоприятного климата в коллективе, дополнительной мотивации труда, а это в свою очередь ведет к росту производительности труда и улучшению финансово-экономических показателей деятельности корпорации).
Необходимо отметить, что в 1960-е гг., в первоначальной стадии перехода к постиндустриальному развитию, в общественном сознании появилась оппозиция жесткому миру предпринимательства, образовался активный интерес к таким проблемам, как гражданские права, равноправие женщин, загрязнение окружающей среды отходами производств и состояние среды обитания в целом. Появилась гуманистическая направленность в мировой экономической политике. Этому способствовала «кейнсинизация» экономики западных стран, т.е. доминирование социальной защищенности работников в производственных отношениях. При этом получили развитие в обществе трудовые профсоюзы, которые выдвигали различные требования, среди которых самыми важными были восьмичасовой рабочий день и улучшение условий труда в целом.
Все это привело к пересмотру социальной политики предприятий и появлению концепции корпоративной социальной ответственности. Появился лозунг о необходимости повышения уровня решения социальных проблем собственного персонала именно на предприятиях. Корпоративная социальная ответственность стала рассматриваться как добровольный отклик организации на социальные проблемы, и, прежде всего, своих работников. Поэтому этот первоначальный этап можно назвать как период внутрикорпоративной социальной ответственности.
В 1970-е и 1980-е гг. в мире появилась идея разоружения, развитие атомной энергетики, поддержка стран третьего мира, защита флоры и фауны и др. Появившиеся в это время признаки экономического кризиса привели к пониманию особой роли бизнеса в обществе. Это повысило ответственность организаций. Все это подтолкнуло организации к необходимости направлять часть своих ресурсов и усилий на социальное развитие общества, его совершенствование и гуманизацию. Таким образом, в этот период начали меняться формы проявления социальной ответственности бизнеса, который берет на себя обязательства вести деятельность в соответствии с этическими нормами и вносить вклад в экономическое развитие за счет повышения качества жизни как собственного персонала (семей), так и всего местного населения и общества в целом.
В Западных странах сама социальная ответственность бизнеса начинает трактоваться как добровольный вклад в развитие общества в социальной, экономической, экологической и др. сферах, что предполагает выход бизнеса за определенные рамки законодательных основ своего функционирования. Коммерческий успех корпораций начинает связываться с этическими ценностями общества, уважения к людям, отдельному человеку.
Итак, последний исторический этап развития социальной ответственности пришелся на период: конец 1990-х — настоящее время. [30]
Этот этап развития социальной ответственности бизнеса связан с появлением процессов глобализации, возникновением различных технологий информационной направленности, которые стали способствовать концентрации экономической власти в руках относительно небольшого количества корпораций [31] . В этой связи, положение различных корпораций привело к парадоксальной ситуации. Дело в том, что, несмотря на огромное глобальное влияние корпорации, приобрели определенную зависимость, т.к. стали зависеть в своих действиях от различных групп. Возможности корпораций для контроля за гласностью и деятельностью различных неправительственных организаций приобрели ограниченный характер. Для того чтобы заработать право на свою активную деятельность, корпорации вынуждены прислушиваться к своим акционерам и окружению местных сообществ. Таким образом, рентабельность корпорации начала связываться не только с экономической эффективностью, но и с ее готовностью соблюдать законы общества:
— появилась особая ответственность руководителей корпораций к проявлениям социальной ответственности, т.к. многолетний опыт западных компаний практикующих эту ответственность как бизнес-парадигму, показывает, что при этом улучшаются финансовые показатели, растет рыночная стоимость корпорации, растет ее бренд как внутри страны, так и за рубежом;
— рост конкурентноспособности корпорации наблюдается в том случае, если корпорация демонстрирует, что она имеет все признаки добропорядочного «корпоративного гражданина»;
— долгосрочная рентабельность корпорации зависит в значительней степени от местных рынков, от отношения к корпорации со стороны местного сообщества, местной культуре и политике; поэтому корпорациям необходимо знать ожидания акционеров и потребителей именно в местных условиях, их настроениях, социальных проблемах и тенденциях для своевременного реагирования.
Итак, в современных условиях формируется особое направление реализации социальной ответственности бизнеса. Можно сказать, что это направление характерно «осторожным эгоизмом», который предусматривает текущие расходы корпораций, но в долгосрочной перспективе создает необходимое для себя социальной окружение, а тем самым создает условия для устойчивой прибыли. Социально ответственное поведение корпорации начинает трактоваться в обществе, как ее способность к выживанию, экономической безопасности, причастности к решению социальных проблем, что начинает импонировать общественному мнению.
Под корпоративной социальной ответственностью можно понимать, таким образом, такую философию поведения компаниями и отдельными бизнес-структурами, которая направлена на удовлетворение ожиданий заинтересованных сторон для целей устойчивого развития.
Источник: studopedia.su
Возникновение и развитие корпоративной социальной ответственности в США
Этапы развития корпоративной социальной ответственности в ХХ веке (Фредерик и Грюниг): социальная ответственность фирм, корпоративная социальная ответственность, корпоративная социальная способность к реагированию, корпоративной социальной нравственность, социальный разум
Черты и отдельные элементы корпоративной социальной ответственности четко прослеживались в XX веке. Только зачастую эти проявления не носили системный и комплексный характер со стороны компаний. Фредерик и Грюниг выделили следующие этапы развития корпоративной социальной ответственности в ХХ веке:
— социальная ответственность фирм (1900-1930 гг.),
— корпоративная социальная ответственность (1930-1970 гг.),
— корпоративная социальная способность к реагированию (1970-1980 гг.),
— корпоративная социальная нравственность (1980-1990),
— социальный разум (1990-настоящее время).
Неоклассические, менеджералистские и государственнические интерпретации социальной ответственности
В своем развитии социальная ответственность была рассмотрена с разных точек зрения: неоклассической, менеджералистской, государственной.
Неоклассическая интерпретация социальной ответственности исследует поведение компании как субъекта, стремящегося максимизировать доход и минимизировать затраты. Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства.
Исходя из этого, подхода компании должны в направлении максимизации дохода не тратить деньги на проявлении ответственности перед обществом.
Менеджеры рассматривают социальную ответственность как вложение средств с весьма низкой эффективностью, причем в весьма отдаленной перспективе. В связи с этим они не склонялись к значительным вложениям в поддержание корпоративной социальной политики.
Государство воспринимает социальную ответственность как необходимую для бизнеса оплату обществу за то, что общество позволяет делать бизнесу прибыль, и предоставляет ему эту прибыль. В связи с этим бизнес для поддержания равновесия и гармонии с социумом должен осуществлять благотворительную и другие виды помощи. Бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта, услуги, добровольно должен брать на себя дополнительные обязательства перед обществом, вносить значительный вклад в улучшение качества жизни людей.
Возникновение и развитие корпоративной социальной ответственности в США
Проявление социальной ответственности бизнеса в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе в ХХ веке прошло в своем развитии три этапа:
— первый (60-е — середина 70-х гг.) характеризовался расцветом традиционной филантропии или благотворительности. Помощь наиболее незащищенным категориям населения, учреждениям культуры выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на основе личных симпатий руководителя. Деловая и социальная активность были максимально разграничены;
— второй (середина 70-х — начало 80-х гг.) — становление стратегической филантропии, отличается готовностью получить оптимальную прибыль вместо максимальной и нацеленностью на решение социальной проблемы, а не борьбу с ее результатами. Бизнес демонстрирует желание увязать решение социальных проблем со стратегическими целями самой корпорации;
— третий (конец 80-х гг.) — развитие концепции социальных инвестиций. За счет совместной работы коммерческого, некоммерческого и государственного секторов решаются актуальные социально значимые проблемы местных сообществ. Учитываются интересы всех партнеров при главенстве бизнес-выгоды.
США являются родоначальником корпоративной социальной ответственности. Основу современного подхода к этому явлению заложила опубликованная в 1953 г. книга американского экономиста Г.Боуэна ”Социальная ответственность бизнесмена”, где данный термин упоминается впервые. По мнению Боуэна, обязанностью бизнесменов является осуществление такой политики, принятие таких решений или следование той линии действия, которая отвечает целям и ценностям общества.
Исторические этапы осмысления социальной ответственности бизнеса в США.
Ø В начале XIX века в среде бизнеса появляются личности, которые стремятся кардинальным образом улучшить сложившиеся отношения между работодателем и наемными работниками.
Английский промышленник Роберт Оуэн (1771-1858) одним из первых занялся проблемой ответственности бизнеса. Он разработал план по улучшению жизни рабочих и пытался его осуществить на одной из прядильных фабрик Шотландии. Не смотря на то, что его практические начинания провалились, его идеи и проекты послужили осознанию предпринимателями своей социальной роли в обществе.
Ø В первой половине XIX века становятся популярными такое понятие, как «благотворительность», которое означало добровольную деятельность работодателей, направленную на улучшение морального и материального положения нуждающихся.
Однако революционные движения в Германии, Италии и Франции (1848-1849г. г.) показали, что сложившиеся отношения между властью, бизнесом и гражданским обществом нуждаются в радикальном обновлении. Поэтому были созданы две теории путей развития:
· 1-ая теория основана на Марксистской идеи, заключавшейся в уничтожении частной собственности как таковой, а взамен предлагалось государственное управление экономикой и распределительными отношениями, в интересах всех членов общества.
· 2-ая теория основана на идее оппонентов марксистов, которые выступали сторонниками существенного повышения роли государства и бизнеса в решении социальных проблем общественного развития при сохранении частной собственности, как необходимого условия обеспечения независимости человека и роста его благосостояния.
Ø В середине XX века в научный оборот вводится концепция «социального государства» (Лоренц фон Штайн 1850).
Практика западных стран показала, что успешная реализация принципов социального государства возможна лишь в условиях, когда ресурсной базой государственной политики становится социально ориентированная рыночная экономика. В этом контексте появляется впервые термин «корпоративная социальная ответственность» (и его синоним «социальная ответственность бизнеса»), сущность которого разъяснил в своей книге «Евангелие богатства» (1900) основатель компании U.S. Steel Эндрю Карнеги. По мнению Карнеги богатые люди должны субсидировать бедных через благотворительность и рассматривать себя не как хозяева, а как управляющие капиталом, который работает на благо общества (при жизни одно из его любимых афоризм было «человек, умирающий богатым, умирает опозоренным», поэтому перед смертью Карнеги пожертвовал последние $ 30,000,000 благотворительным организациям, и пенсионерам).
Однако концепция «социального государства» была подвержена изменениям. Причины:
o Движение рабочих, требования которых государству и бизнес — сообществу пришлось принять.
o Первая мировая войн, которая привела к экономическому кризису и резкому ухудшению жизни простых людей во многих странах Европы.
В этот период французский промышленник Даниэль Легран неоднократно обращался к правительствам европейских стран с предложением принять международные законы об условиях труда на заводах и фабриках, рудниках и шахтах. В пользу такого решения он выдвигал три довода:
v Гуманитарного плана — указывал на необходимость облегчить тяжелую долю трудящихся масс посредством содействия их занятости профессиональной подготовке, обеспечения благоприятных условий труда, справедливого вознаграждения за труд и т. п.
v Политического плана — подчеркивал важность укрепления социального мира в промышленно развитых странах с целью предотвратить общественные потрясения, поддержать реформистские требования трудящихся, активно противодействовать коммунистической пропаганде.
v Экономического характера — указывал на то, что международное регулирование труда позволило бы уравнять конкурентоспособность различных государств и тем самым поддержать страны с высоким уровнем защиты социальных прав работника.
На основе этих аргументов в 1919 году был создан Устав Международной Организации Труда (МОТ). Позднее это положение было уточнено и развернуто в Филадельфийской декларации (1944), оно сохраняет свою актуальность и в наши дни.
Ø 30-е годы ХХ века — период великой депрессии в США.
Пришедший к власти в 1932 году президент Теодор Рузвельт создал Администрацию восстановления национальной промышленности для наблюдения за подготовкой «кодексов частной конкуренции».
Администрация должна была обеспечить усиление правительственного контроля над выполнением бизнес — структурами своих обязательств перед государством и деловыми партнерами. Параллельно, на законодательном уровне были предусмотрены надежные гарантии прав наемных работников на создание собственных организаций и их участие в заключении коллективных договоров.
Ø 40-е и 50-е годы ХХ века в развитии социального государства, концепция «государство социальных услуг».
В большинстве западных стран растут социальные расходы государства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение населения и т. д. Также, все более постоянный характер приобретает осуществляемая на добровольных началах социальная деятельность компаний.
Однако необходимо отметить, что 60-е и 70-е годы ХХ века оказались для бизнес-сообществ западных стран тяжелым испытанием, так как значительный рост налогов на деловые организации сопровождался активной политикой государства по привлечению бизнеса к софинансированию различных социальных проектов.
Сторонники популярной в этот период концепции «корпоративного альтруизма» выступают за понимание социальной ответственности бизнеса как результата совместных действий стейкхолдеров.
Стремление обосновать социальную ответственность как органическую часть предпринимательской деятельности предопределило появление еще одного термина — «социальные инвестиции». Это понятие означало, что финансовые, технологические и управленческие ресурсы компании, направленные на решение социальных вопросов, являются не расходами бизнеса, а его стратегическими инвестициями в устойчивое развитие компании, которые в перспективе будут приносить ей доход. Однако далеко не все разделяли эту точку зрения, например в 1970 году известный американский экономист Милтон Фридман (лауреат Нобелевской премии) считал ответственность корпорации «принципиально вредной» в том случае, если она не приносит доход акционерам. «Бизнес бизнеса есть бизнес», так говорил М. Фридман. Однако ему и его сторонникам резко ответил Комитет по экономическому развитию США, который настаивал на том, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение жизни американского народа.
Ø С 90-ых годов ХХ века, как утверждают аналитики, на смену государству всеобщего благоденствия приходит либеральное социальное государство, ориентированное на устранение социального иждивенчества и создание для всех категорий населения благоприятные социальные условия, через рыночное хозяйство (С. В. Калашников).
На современном этапе (с 90-ых годов, по настоящее время) в большинстве различных стран Запада общепринятой становится концепция «разумного эгоизма», согласно которой социально ответственный бизнес — это просто «хороший бизнес», потому что помогает уменьшать долгосрочные потери прибыли. Реализуя социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе формирует благоприятную социальную среду для своих работников и территорий своей деятельности, добиваясь в конечном итоге стабильности своей прибыли.
Если в конце прошлого века основной задачей корпорации была конкуренция на рынках продукции, то в последние годы все большее значение приобретает необходимость обеспечить устойчивое развитие компании. И, как показывает практика, с этой задачей успешно справляется лишь социально ответственный бизнес.
Итересным явлением корпоративной социальной ответственности является корпоративный кодекс в своем хронологическом развитии и становлении. Первые корпоративные этические кодексы появились в США в начале XX в. Первоначально это были короткие формулировки основных идей, например: «Компания придерживается стандартов американской системы свободного предпринимательства», а также перечни некоторых норм обращения с клиентами и соперниками. Некоторые из таких кодексов существуют до сих пор в виде «кредо» корпорации. Краткий, но ясно сформулированный документ компании «Джонсон и Джонсон», принятый в 1945 г., с тех пор так и не менялся. Даже когда в 70-х годах обнаружились многочисленные нарушения, высшие управленцы компании не решились ввести более подробный свод правил, а вместо этого провели целый комплекс этических программ.
Следующая стадия развития корпоративных кодексов наступила в начале 50-х годов, когда после ряда нашумевших процессов против крупных компаний в кодексы стали включаться некоторые положения антимонопольных законов, принимавшихся в США в 1890, 1914 и 1936 гг. В кодексах этого времени можно встретить подробные инструкции, как соблюдать антимонопольные законы, запрещающие навязывание ценовой политики другим фирмам и сговор с конкурентами.
В 1977 г. специалисты из Университета штата Виржиния провели обследование 1/5 американских компаний, численность сотрудников в которых превышает 500 чел. Выяснилось, что около 90% таких компаний имели четко формализованные этические кодексы. Причем 40% из них приняли такие документы еще до 1967 г. Интересно, что раньше, чем у других, своды этических правил появились в компаниях, занятых в сфере страхования и услуг. Мелких фирм, принявших кодексы поведения, в эти годы было значительно меньше — всего 45%.
Инициаторами и авторами кодексов в основном были представители высшего управленческого персонала. Текст утверждался Советом директоров или исполнительным директором. Только четверть кодексов была адресована всем служащим, в основном они предназначались менеджерам.
В 1980 г. все кодексы запрещали служащим вступать в конфликты интересов, брать взятки и принимать подарки. Только в 62% из них запрещалось злоупотребление служебным положением, использование активов и внутренней информации фирмы в личных интересах. В 60% случаев особое внимание уделялось честности в предоставлении информации и в рекламе.
1) служащие должны быть лояльны к своей организации, ставить ее благо выше личного;
2) в частной жизни служащие не имеют права предпринимать потенциально опасные для фирмы действия;
3) служащие должны вести себя предупредительно и этично поотношению к клиентам.
Источник: poisk-ru.ru
Неоклассическая экономика
Экономическая теория, объединяющая теорию издержек производства из классической экономики и концепции максимизации полезности и маржинализма.
Что такое неоклассическая экономика?
Неоклассическая экономика — это широкий подход, который пытается объяснить производство, ценообразование, потребление товаров и услуг и распределение доходов через спрос и предложение. Он объединяет теорию издержек производства из классической экономики с концепцией максимизации полезности и маржинализмом. Неоклассическая экономика включает работы Стэнли Джевонса, Марии Эджворт, Леона Вальраса, Вильфредо Парето и других экономистов.
Неоклассическая экономика возникла в 1900-х годах. В 1933 году в неоклассическую экономику были введены модели несовершенной конкуренции. Были использованы некоторые новые инструменты, такие как кривые безразличия и кривые предельного дохода. Новые инструменты сыграли важную роль в совершенствовании математических подходов, способствуя развитию неоклассической экономики.
В 1950-х годах кейнсианские макроэкономические теории и неоклассические микроэкономические теории были объединены. Это сочетание привело к неоклассическому синтезу, который с тех пор доминирует в экономических рассуждениях.
Резюме
- Неоклассическая экономика в первую очередь занимается эффективным распределением ограниченных производственных ресурсов. Она также рассматривает рост ресурсов в долгосрочной перспективе, что позволит расширить производство товаров и услуг.
- Неоклассическая экономика объединяет теорию издержек производства из классической экономики с концепциями максимизации полезности и маржинализма.
- Классическая экономика утверждает, что затраты на производство определяют стоимость товара или услуги. Неоклассическая экономика подчеркивает, что спрос является ключевым фактором стоимости товара или услуги.
Предпосылки неоклассической экономики
Существует множество направлений, использующих различные подходы в рамках неоклассической экономики. Все подходы основаны на трех центральных допущениях:
- Люди рациональны в выборе между идентифицируемыми и связанными с ценностью результатами.
- Целью индивида является максимизация полезности, так же как целью компании является максимизация прибыли.
- Люди действуют независимо на основе совершенной (полной и релевантной) информации.
С учетом вышеизложенных фундаментальных предположений были разработаны различные исследования и подходы. Например, максимизация полезности может объяснить спрос на продукт или услугу. Взаимодействие спроса и предложения объясняет ценообразование и, следовательно, распределение факторов производства.
Ключевые понятия неоклассической экономики
Неоклассическая экономика в первую очередь занимается эффективным распределением ограниченных производственных ресурсов. Она также рассматривает рост ресурсов в долгосрочной перспективе. Рост позволит расширить производство товаров и услуг. Она подчеркивает, что рыночное равновесие является ключом к эффективному распределению ресурсов. Таким образом, рыночное равновесие должно быть одним из главных экономических приоритетов правительства.
Неоклассическая экономика также разработала исследования о полезности и маржинализме. Полезность измеряет удовлетворение, получаемое при потреблении товаров и услуг. Она утверждает, что принятие людьми решений о потреблении зависит от их оценки полезности. Люди распределяют свои доходы так, чтобы максимизировать уровень полезности. Таким образом, полезность является ключевым фактором, определяющим стоимость товара или услуги.
Маржинализм объясняет изменение стоимости товара или услуги с увеличением количества товара или услуги. Объединение этих двух понятий приводит нас к «предельной полезности». Предельная полезность означает изменение полезности в результате увеличения потребления.
Закон убывающей предельной полезности гласит, что по мере увеличения количества потребляемого продукта предельная полезность уменьшается. Предельная полезность может даже стать отрицательной после определенного уровня количества. Таким образом, общая полезность максимизируется при количестве, при котором предельная полезность равна нулю.
Неоклассическая экономика против классической экономики
Классическая экономика возникла в 18 веке. Она включает в себя работы Адама Смита, Давида Рикардо и многих других экономистов. Теория стоимости и распределения классической экономики утверждает, что стоимость товара или услуги зависит от затрат на его производство. Стоимость производства определяется факторами производства, к которым относятся труд, капитал, земля и предпринимательство.
Неоклассическая экономика является производной от классической экономики с введением маржинализма. Она гласит, что люди принимают решения на основе предельных показателей (например, предельной полезности, предельных издержек и предельной нормы замещения). Этот процесс известен как «маржинальная революция».
Существует несколько основных различий между классической и неоклассической экономикой. С точки зрения их теорий, классическая экономика утверждает, что цена товара не зависит от спроса на него. Основными факторами являются производство и другие факторы, влияющие на предложение данного товара.
Неоклассическая экономика делает акцент на выборе (спросе) потребителей. Личные предпочтения, распределение ресурсов и некоторые другие факторы могут влиять на потребительский спрос. Таким образом, в неоклассической экономике стоимость продуктов и услуг выше затрат на их производство.
С точки зрения подходов, классическая экономика является более эмпирической. Она фокусируется на объяснении капиталистического способа производства посредством социального и исторического анализа. Изучение неоклассической экономики зависит от математических моделей. Она реализует математический подход вместо исторической концепции.
Критика неоклассической экономики
1. Нереалистичные предположения
Одним из наиболее распространенных критических замечаний в адрес неоклассической экономики являются ее нереалистичные предположения. Предположение о рациональном поведении игнорирует уязвимость и иррациональность человеческой природы.
Поведенческая экономика фокусируется на изучении иррационального поведения при принятии экономических решений. Исследование предоставляет эмпирические данные о поведении человека в экономике. Также рассматривается вопрос о том, является ли максимизация полезности или прибыли единственной целью человека или компании.
2. Чрезмерная зависимость от своих математических подходов
Неоклассическую экономику критикуют за чрезмерную зависимость от математических подходов. Эмпирическая наука отсутствует в исследовании. Исследование, чрезмерно основанное на теоретических моделях, не является адекватным для объяснения реальной экономики, особенно в отношении взаимозависимости индивида с системой. Это также может привести к нормативной предвзятости.
3. Чрезмерная зависимость от сложных, нереалистичных математических моделей
Неоклассическая экономика также считается чрезмерно зависимой от сложных, нереалистичных математических моделей. Сложные модели неприменимы для описания реальной экономики. В ответ на критику американский педагог и экономист Милтон Фридман заявил, что теорию следует оценивать по ее способности предсказывать. Сложность модели или реалистичность предположений не являются стандартом для оценки теории.
Дополнительные ресурсы:
Портал Finansistem поможет любому человеку стать финансовым аналитиком мирового класса. Для дальнейшего развития вашей карьеры вам будут полезны дополнительные ресурсы, представленные ниже:
- Рыночная экономика
- Теория полезности
- Естественная монополия
- Хищническое ценообразование
Источник: finansistem.com