Правильно питаться, заниматься спортом, пить больше воды – так выглядят полезные привычки обычных людей. Но мы с вами – предприниматели, и у нас есть свой набор правильных привычек, которые помогают развивать бизнес и получать больше прибыли. В статье собрали 9 самых важных из них.
1. Разделять личные деньги и деньги бизнеса
Не стоит смешивать личные деньги и средства бизнеса, необходимые для его содержания и развития. Причем работает это в обе стороны: не рекомендуется постоянно платить бизнес-картой за семейные ужины в ресторане, но и личные средства тратить на кофе для офиса и оплату аренды – тоже затея не очень.
В чем проблема? Когда вы смешиваете личные деньги с бизнесовыми, вы провоцируете бардак в отчетах. Невозможно понять, например, почему упала чистая прибыль: потому что собственник много тратит или потому что отдел продаж плохо работает. Если понадобится объективная финансовая картина, придется разгребать все платежи и разбираться, какая покупка была личной, а какая — для бизнеса.
Как разделить личные финансы от денег бизнеса
Павел Молянов, руководитель контент-агентства Сделаем, подтверждает: деньги нужно разделять сразу, чтобы потом не тратить время на поиск «лишних» платежей
Кстати, поделиться своим опытом в управленческом учете, почитать об опыте коллег-предпринимателей или просто узнать чуть больше о финансах бизнеса можно в нашем телеграм-канале.
Какая у привычки польза: вы сможете отслеживать, какие траты относятся к бизнесу, а какие – ваши личные. Так финансовая картина компании будет объективнее, а принимаемые решения — вернее.
С чего начать: смиритесь, что у вас с бизнесом не совместный бюджет. А дальше – дело техники:
- Заведите отдельную карту для личных расходов, чтобы не было соблазна расплатиться на кассе супермаркета бизнесовой.
- Наладьте вывод дивидендов. Как собственник бизнеса вы имеете право на дивиденды (конечно, если компания уже вышла в плюс и стабильно получает прибыль). Определите комфортный процент от чистой прибыли и периодичность выплат, например, 30% каждый квартал или 10% раз в месяц.
- Назначьте себе зарплату – подробнее об этом ниже.
2. Платить себе зарплату
В малом и среднем бизнесе собственник бизнеса часто выступает еще и директором. Также часто предприниматель не назначает себе зарплату, потому что «ну это же моя компания, моё детище, так поработаю. А если что-то понадобится, достану из кассы».
В чем проблема? Руководитель не получает зарплату, но личные траты никуда не деваются: нужно покупать продукты, заправлять автомобиль, ездить в отпуск. Раз своих денег нет, рука так и тянется оплатить что-то корпоративной картой. В итоге получается бардак, описанный в прошлом разделе. А когда вы решите оставить операционную работу и нанять отдельного сотрудника на роль директора, возникнут трудности: в структуре компании такой должности нет, и денег на зарплату в фонде оплаты труда не предусмотрено.
Как разделять личные деньги и деньги бизнеса | Управление финансами
Какая у привычки польза: из очевидного – у вас будут собственные деньги и порядок в отчетности компании, а еще – возможность при необходимости оставить пост директора и остаться только собственником. Из неочевидного: вы сможете планировать, ведь пока у вас не было зарплаты, не было и понимания, сколько и когда вы сможете потратить.
С чего начать: введите в структуру компании должность директора или управляющего и назначьте фиксированную или сдельную оплату. Размер зарплаты вариативен – ориентируйтесь на сумму, которую вы готовы заплатить наемному управленцу.
3. Вести управленческий учет
Если вы еще не ведете управленческий учет, получаете прибыль и развиваетесь, поздравляем – вам крупно повезло. Большинству компаний везет меньше – без отчетов собственники принимают неверные решения, постоянно сталкиваются с кассовыми разрывами и не могут найти точки для роста чистой прибыли.
В чем проблема? Бизнес без управленческой отчетности, как велосипед без руля – вроде едет, но управлять им не получается. Пока вы не перевели свой бизнес на язык цифр и не научились их анализировать, действовать наверняка и развивать компанию будет тяжело. Это в лучшем случае. В худшем – можно случайно загнать бизнес в убытки.
Какая у привычки польза: вы всегда сможете видеть реальное финансовое состояние компании, легко разобраться, почему не растет чистая прибыль или какие категории затрат съедают ваши деньги.
Вести отчеты можно в Excel и Google-таблицах или в специальных сервисах, например, в Adesk. Во втором случае кроме обычных отчетов вы получаете графики с аналитикой, как на скриншоте, – на них хорошо видны финансы компании на разной дистанции
С чего начать: если раньше вы не вели управленческий учет, начните с отчета ДДС – он простой, но очень полезный. По движению денег можно понять, куда тратит компания, а с чего зарабатывает. Как только разберетесь с ДДС, подключайте ОПиУ и Баланс – эти отчеты посложнее, но они незаменимы для углубленного анализа, контроля за чистой прибылью и активами компании.
Полезные ссылки:
4. Автоматизировать бизнес-процессы
5 способов разделить личные деньги и деньги бизнеса
Александр Соловей и Иван Каунов — основатели сервиса Finmap, который помогает компаниям управлять финансами. В колонке для LABA они рассказали пять идей, как в реальной жизни разделить личные финансы и деньги компании.
Определите, где чьи расходы
Как правило, проблема начинается с того, что владелец компании не понимает, где расходы бизнеса, а где его личные.
Бензин в машину на деловые поездки — это чьи расходы? А ремонт этой машины, оплата деловых обедов, обучение владельца?
Решение простое:
Выпишите расходы, без которых ваш бизнес не сможет функционировать так, как сейчас. Это и будут расходы бизнеса.
Все остальное — личные расходы, если вы единственный владелец компании.
Личные траты делайте только из личных денег. А если не хватает, подождите пока посчитаете прибыль и сможете взять свои деньги из бизнеса в виде дивидендов. При этом не забывайте правильно считать прибыль: начисленный доход минус начисленный расход, а не просто остатки на счетах.
Оформите разные карты
Личные деньги и деньги бизнеса находятся на одном счету? Сегодня же оформите карточку в другом банке, и пусть ваши средства будут только на ней.
Почему так?
Когда деньги не просто на разных счетах, а еще и в разных банках (желательно и в разной валюте), сложнее их смешать.
Платите себе зарплату
Если вы привыкли в любой момент вынимать деньги из бизнеса, потом приходится их возвращать. Скорее всего, вы неправильно считаете прибыль.
Начните платить себе зарплату. Да-да, как сотруднику.
Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!
Почему так?
Вы работаете руководителем: занимаетесь операционкой, развитием и контролем всех отделов и процессов. Раз вы постоянно выполняете эту работу — определите фиксированную ежемесячную зарплату.
Вы будете знать, сколько у вас ваших денег, и потребность постоянно залезать в карман бизнеса исчезнет. Плюс, начнете более грамотно считать прибыль бизнеса — уже с учетом всех зарплат.
Возьмите кредит
Без паники. Сразу объясним, почему.
Если вы часто закидываете деньги в бизнес, потому что срочно нужно что-то погасить, откройте кредитную линию. Есть много предложений от банков, где можно взять дешевый краткосрочный кредит суммой $2–5–10 тыс.
Вместо своих денег, вы будете закидывать в бизнес банковские. Так вы точно не забудете их вернуть.
Контролируйте движение денег между владельцем и бизнесом
Если же вам пришлось залезть в карман бизнеса или докинуть свои средства, чтобы закрыть какую-то дыру, оформите это правильно.
Создайте отдельный счет и назовите его своим именем. Делайте переводы на счет бизнеса (касса/расчетный счет). Так вы увидите задолженность. Когда у бизнеса появятся деньги, он должен будет ее закрыть.
И наоборот, если вы взяли деньги из бизнеса не из прибыли, тоже создайте счет и назовите его своим именем. Теперь переведите туда сумму, и вы увидите, что у бизнеса есть эти деньги, но они лежат на счету «Владелец». Надо, чтобы владелец вернул эти деньги назад.
Не частите с такими операциями — это отнимает лишнее время. Лучше воспользуйтесь одним из пунктов выше.
Считайте финансы правильно, — Александр Соловей и Иван Каунов, основатели сервиса для учета финансов бизнеса Finmap.online.
Источник: l-a-b-a.com
Как и зачем предпринимателю разделять личные финансы и финансы для бизнеса?
По указу Банка России ИП может распоряжаться деньгами из кассы или с расчетного счета как угодно: и зарплату сотрудникам выплатить, и роллы себе заказать. Однако не все так гладко — в некоторых случаях можно получить блокировку счетов со стороны банка или штрафы от ФНС.
Почему важно разделять финансы?
Давайте сначала пройдемся по понятиям. Личные финансы — это то, что вы тратите на себя. Допустим, заплатить за квартиру, сводить ребенка в парк аттракционов, оплатить обеды в школе. Финансы для бизнеса — это все, что помогает развивать вашу компанию. Например, покупка оборудования или сырья, оплата аренды помещения или корпоративных сим-карт.
Самый веский повод разделять финансы — это анализ эффективности бизнеса. ИП, чаще всего относящиеся к микробизнесу, не хотят заниматься кропотливой работой и вести управленческий учет. А ведь именно управленческий учет — полное ведение финансов: сколько вы израсходовали и получили за минусом налогов и обязательных расходов — помогает предпринимателю узнать свой реальный заработок.
Проще всего вести управленческий учет в Excel. Он может быть представлен в свободной форме, однако обязательными будут колонки:
- дата платежа;
- сумма платежа;
- цель платежа (на что или за что были отправлены/получены деньги) — здесь лучше заморочиться и написать прям по категориям: зарплата, проекты, доставка и т.д;
- счет, с которого произошел платеж.