Как разоряется бизнес в России

Удержаться на плаву бывает сложно не только малому бизнесу, но и крупным предприятиям. Несмотря на «запас прочности», они не выдерживают решений «эффективных» руководителей. Но последствия в случае громких банкротств намного плачевнее – тысячи работников остаются на улице, закрываются градообразующие предприятия. За последние 5 лет полностью ликвидированы ЗиЛ, Усольехимпром, переданы за долги новым собственникам металлургический комбинат «Красный Октябрь», Антипинский и Марийский НПЗ.

По данным КП со ссылкой на исследования профессора, доктора экономических наук Василия Симчера, на момент распада Союза в РСФСР работало 30 600 средних и крупных предприятий. На долю 4 500 крупнейших, на каждом из которых трудилось больше 5 000 человек, приходилось более половины выпускаемой промышленной продукции. На начало 2016 г. их осталось 5 000, а гигантов – всего несколько сотен. Экономическая ситуация в стране улучшается, на месте «руин» вырастают новые комбинаты, процесс упразднения крупного бизнеса значительно замедлился, но все еще ежегодно продолжают закрываться фабрики и заводы. Кто же виноват в 5 самых больших банкротствах в России за последние 5 лет – неэффективный менеджмент, коррупция, личные мотивы владельцев?

Почему арестовали Блиновскую? Игорь Рыбаков | Россия | Бизнес #Shorts

Завод им. Лихачева, 2016 г.

Фото: сборочный цех, 1980 г.

Фото: сборочный цех, 1980 г.

Старый автомобилестроительный завод «умирал» долго и мучительно. Выпуск 200 тыс. грузовиков в год, производство представительских легковых машин, бытовых холодильников, автобусов и велосипедов, экспорт в 51 страну мира, 100 тыс. рабочих мест – все это осталось в прошлом. После распада Союза предприятие уверено начало скатываться в пропасть.

Периодически меняющееся руководство пыталось реанимировать производство и реструктуризировать долги, искало инвесторов. Интерес проявляли индийский концерн Tata Motors, китайская Sinotruk, Fiat, южнокорейские автопроизводители.

Однако правительство Москвы, которое контролировало 64% акций, было неуклонно – территории, которые занимало промышленное предприятие в центре столицы, больше интересны для строительства жилых зданий.

На момент открытия дела по банкротству в 2011 г. долги составляли 15 млрд руб., почти половина из которых приходится на кредиты правительства Москвы.

В 2013 г. производство остановлено, в 2014 г. принято решение о полной ликвидации, а в 2016 г. с конвейера сошел последний в истории завода грузовик ЗИЛ 43276Т.

Так отметил свое столетие «пионер» российского автомобилестроения – ЗиЛ. Он был открыт в 1916 г. Сейчас на его территории, а это 300 га, развалины и жилые комплексы.

Фото: территория и цеха «ЗиЛ» в 2020 г.

Эти БИЗНЕСЫ резко РАСТУТ в России. Бизнес идеи 2022

Фото: территория и цеха «ЗиЛ» в 2020 г.

Справка! В 2016 г. прекратили деятельность Пензенский велосипедный, Новороссийский и Саранский вагоноремонтные заводы.

Усольехимпром, 2017 г.

Отсчет работы химкомбинат ведет с 1933 г. Начиная с выпуска этиловой жидкости, завод развивался и расширял ассортимент. Хлор, эмали, ацетилен, различные смолы, каучук – практически каждые 2–3 года открывались новые производства.

Когда в 2008 г. приступили к выпуску поликремния, никто не мог предположить, что это начало конца. Товар продавали за 400 $ за кг, и в проект было вложено 15 млрд руб. Но в 2011 г. цены упали до 6 $, завод не мог бороться с конкурентами. Производство законсервировали, не спас положение и экспериментальный выпуск кремнийсодержащей продукции для солнечной энергетики и полупроводниковой промышленности.

На экономические проблемы наложились экологические, техногенные катастрофы. Комбинат разворовывали, руководство проявляло преступную халатность. В 2012 г. большинство цехов остановлено, в 2017 г. предприятие окончательно объявили банкротом.

Фото: цеха химкомбината в 2020 г.

Фото: цеха химкомбината в 2020 г.

Сегодня «Усольехимпром» – это уральский Чернобыль. Накопленные химические отходы угрожают не только местным жителям, но и всему бассейну Ангары. На 24 кв.км промплощадки находится 256 тонн токсичных веществ 1–3 классов опасности, около 600 т ртути, колоссальные объемы канцерогенов.

Справка! В 2017 г. также обанкротились Башкирский троллейбусный завод, «Кавказкабель».

ЗАО Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь», 2018 г.

Крупнейший металлургический комбинат, построенный в 1897 г. на юге России, пережил Сталинградскую битву, перестройку, несколько собственников, арбитражное управление 1998–1999 гг., но не выдержал последствий кризиса 2008 г. и «эффективного» менеджмента.

История с банкротством началась еще в 2009 г. Долги завода несколько раз перепродавали, какое-то время им руководил комитет кредиторов. В результате «схем с активами» продали за 237 млн руб. в 2013 г. швейцарской компании Red October International, номинально принадлежащей Герасименко.

Справка! В ходе следствия эксперты ВТПП оценили «Красный Октябрь» в 6,3 млрд руб.

Критической ошибкой стало изменение стратегии ведения бизнеса. Вместо перехода на долгосрочные контракты и выполнение оборонзаказа, крупнейший производитель спецстали ушел в массовый сегмент. Падение цен на металл в 2014 г. оказалось последней каплей. Выручка упала, убытки росли, с 2017 г. посыпались иски о признании комбината банкротом. Сам Герасименко объявлен в международный розыск из-за растраты кредитных денег в размере 65,5 млн €, позже задержан по обвинению в незаконном выводе активов на сумму 6,2 млрд руб.

Фото: состояние производственных цехов на 2013 г.

Фото: состояние производственных цехов на 2013 г.

В ноябре 2018 г. завод признали банкротом, суд удовлетворил иск ФНС на 600 млн руб. На момент открытия дела долги предприятия составляли 8,5 млрд руб. Но эта история имеет не такой уж печальный конец: региональные власти предприняли все, чтобы сохранить градообразующее предприятие. Но судебные тяжбы продолжаются по сей день.

Фото: в январе 2019 г. «Красный Октябрь» получил оборонный заказ

Фото: в январе 2019 г. «Красный Октябрь» получил оборонный заказ

Справка! В 2018 г. полностью ликвидированы Алапаевский металлургический завод, Дрогобычский завод автомобильных кранов, Компрессорный завод в Краснодаре, Ростовский оборонный завод «Электроаппарат».

Читайте также:  Имеет опыт ведения бизнеса

Антипинский НПЗ, 2019 г.

13 июля 2019 г. в «Шереметьево» задержан Дмитрий Мазуров – совладелец корпорации «Новый Поток» – по делу о мошенничестве по заявлению главы Сбербанка Германа Грефа и «Антипинского НПЗ». Именно Мазуров довел единственный промышленный нефтеперерабатывающий завод в Уральском федеральном округе до банкротства.

Продукцию комбинат продавал по заниженным ценам. 2017 г. предприятие, когда-то входившее в топ-50 крупнейших компаний России, закончило с убытками – 60 млрд руб. По итогам 2018 г., долги завода превышали выручку в 21 раз. Высокая долговая нагрузка, неэффективный менеджмент, последствия «налогового маневра» привели к финансовому краху.

Это банкротство уже назвали самым крупным в истории России. На момент открытия дела неоспариваемые требования кредиторов составляли 346 млрд руб. 30 декабря 2019 г. «Антипинский НПЗ» признан банкротом и перешел под контроль Сбербанка.

Справка! В 2019 г. упразднен черкесский автомобильный завод «Дервейс».

Марийский НПЗ, 2020 г.

Источник: marnpz.ru

Фактически история с Марийским нефтеперерабатывающим заводом – продолжение дел о банкротстве предприятий группы «Новый Поток» Мазурова. Инициатором процесса стал Московский кредитный банк, который предъявил требования к НПЗ на сумму в 141 млн руб.

Суд признал должника банкротом в июле 2020 г. Сейчас в ЕГРЮЛ указано, что предприятие находится в стадии ликвидации.

Справка! В 2020 г. обанкротился автомобильный завод «Ставрополь-Авто», закрыта «Сибирская карандашная фабрика».

Источник: moneymakerfactory.ru

Как в России разоряют бизнес? Технологии, о которых говорить не принято

Новости

Отжим бизнеса через давление рейдеров и чиновников — бич современной России. Об этом говорится и пишется, но только в общих чертах. Государство в лице генпрокуратуры и разных общественных советов констатирует проблему, повторяя как мантру запрет на произвольные проверки коммерческих структур. Только вчера генпрокурор Краснов чекрыжил подчиненных по этой проблематике.

Почему это показуха? Все просто

Ключевым здесь является то, что власть имеет ввиду под произвольными проверками? Это когда, например, прокурор или налоговик ворвались в частную контору, не дав документов с обоснованием своих действий. Изъяли компьютеры, остановили работу. Произвол? Конечно.

Мы его осуждаем.

Но кто так делает? Только последние идиоты, которых давно пересажали. Профессиональные рейдеры и коррупционеры никогда так не работают. Схемы продуманные и изощренные.

Рецепты кошмаривания коммерсантов, внешне выглядят законно. То есть всегда будет хоть какое-то обоснование и ссылка на нужную статью закона. А если не согласен с действиями налоговика или инспектора потребнадзора? Или не согласен с отзывом лицензии или разрешения на строительство?

Обжалуй прокурору или даже в суд. Прокурор отпишется — все обоснованно, потому что основанием для проверки явилось заявление гражданина «Х». Еще смешнее закончится обращение в суд, который постановит, что формально для проверок повод имелся, а значит все законно. Законно. Это и есть ее величество — круговая порука.

Во всей красе.

То есть все обставится так, что бедолага-коммерсант не подпадет под случаи, которые рассказываются генеральной прокуратурой. Более того, впоследствии, во все казенные отчеты он попадет как жулик, а не как жертва произвола.

Одновременно с отзывом лицензий и разрешением на строительство, контрагентов жертвы культурно попросят прекратить отношения с неблагонадежным игроком рынка. Кто откажет, когда попросит «уважаемый» в городе человек. Никто.

Что произойдет дальше — догадаться не сложно. Бедолага погрязнет в судебных процессах с чиновниками и клиентами. С помощью прикормленных СМИ будет создана всеобщая паника среди дольщиков ( вкладчиков, пайщиков). Побудить их начать массово обращаться с заявлениями в полицию — дело техники.

Понятно, что инфопространство легко заполняется темой, что такой-то застройщик — жулик и его надо сажать. Жертва обратиться к адвокатам, возможно к делу подключиться даже команда дорогостоящих адвокатов. Но они будут бороться не с причиной, а со следствием. Потому что истинная причина сидит в большом кресле, а бодаться с ним — себе дороже. Зато куда легче и выгоднее затягивать судебные процессы, назначая всякие бессмысленные экспертизы и т.д.

В то же время адвокаты будут отговаривать клиента от активности в инфопространстве, тогда как именно сейчас надо выйти на публику и заявить о проблеме. Бывает так, что достаточно поговорить с дольщиками, объяснить им последствия твоей травли и указать пальцем на заказчика. Возможно, они этого заказчика сами и загрызут. Но адвокатам это опять невыгодно.

И вот теперь наконец созданы все условия для выхода на сцену старого-доброго уголовного дела. Здесь надо отметить, что только глупцы заказывают и возбуждают уголовные дела на ровном месте, когда у противника еще все в порядке. Надо выбрать удачное время и создать подходящие условия.

Это когда ситуация накалена до предела и создан правильный информационный фон. В этом случае обыватель с восторгом примет новость об аресте местного «застройщика-жулика».

Таким образом, с внешней стороны возбуждение уголовного дела будет выглядеть законным и политически оправданным. Но только с внешней, потому что всю ситуацию надо рассматривать в комплексе. Однако этого делать никто не будет, ведь тогда выясниться, что во всем виновны чиновники мэрии с прокурорами, застопорившие стройку.

Адвокаты-защитники об опасности настоящего противостояния с местными воротилами прекрасно знают. В то же время надо показывать работу и отрабатывать деньги.

Поэтому адвокаты добьются назначения по делу сложных финансовых и строительных экспертиз. Это обставится адвокатами как победа. Только вот экспертизы будут делаться полтора года, в это время клиент посидит. Этого времени предостаточно, чтобы раздербанить остатки его активов.

Читайте также:  Как взять кредит на строительство бизнеса

Что с этим делать — вот главный вопрос? Понимая набор системных проблем, надо понимать и то, что людям надо как-то помогать в нынешних реалиях. Как и понимать, что стандартная юридическая услуга помочь не в состоянии.

За годы адвокатской практики я поучаствовал в трех многолетних кампаниях, где были тесно переплетены уголовщина с арбитражными процессами и проверками надзорных органов. Против моих клиентов работали профессиональные рейдеры и адвокаты-решалы. Когда против тебя действует система и большие деньги, перекупать генералов смысла нет. Это самая большая глупость.

Поэтому мы с клиентами были вынуждены включать голову и придумывать нестандартные ходы, учиться системному мышлению, прогнозированию ходов противника и пиар-технологиям. Благодаря этому получалось разруливать зарождающиеся конфликты в стадии зародыша. Определять причину и бить по ней, а не бороться со следствием.

В стране большое количество узких специалистов в разных отраслях права, но почти нет таких, кто может прорабатывать стратегии в делах, где переплетено все на свете. Отсюда длительные войны с потерями капиталов и нервов.

Поэтому вывод: при серьезном коммерческом конфликте к адвокатам и юристам обращаться можно и даже нужно. Только вот продумывать стратегии нужно самостоятельно, понимая, что бороться надо с причиной. А это не только юриспруденция.

Источник: vipdis.ru

Мы их теряем Как в 2015 году рушились российские бизнес-империи

Пройти без больших убытков минувший год удалось далеко не всем представителям крупного российского бизнеса. Еще несколько лет назад их крах казался немыслимым, и вот он произошел или приблизился вплотную. «Лента.ру» составила список самых громких бизнес-катастроф года.

СУ-155

Осенью на грани банкротства оказалась крупнейшая российская строительная группа СУ-155 депутата Мосгордумы Михаила Балакина, объединяющая более 80 предприятий по всей стране. Компания ежегодно сдавала около 1,5 миллиона квадратных метров недвижимости, в 2014 году холдинг получил 106 миллиардов рублей выручки.

Питающие могущество строительной империи Балакина контракты московской мэрии и Минобороны иссякли вместе с уходом со своих постов Юрия Лужкова и Анатолия Сердюкова. Осенью 2014 года СУ-155 стала испытывать серьезные финансовые трудности на фоне падения спроса на жилье.

Следователи СКР заподозрили подмосковный завод корпорации в сокрытии 2,3 миллиарда рублей налогов, а власти Московской области грозили подать иск о банкротстве застройщика из-за миллиардного долга за арендуемые земельные участки. Но то были цветочки. Иски от кредиторов и контрагентов росли как снежный ком.

В марте этого года «дочка» девелопера допустила дефолт по облигациям, а в апреле с заявлением о банкротстве СУ-155 обратились Сбербанк, Росбанк и другие кредитные организации. Осенью 2015-го холдинг приступил к распродаже имущества, на торги выставили даже головной офис в Москве. Все стройки заморожены.

В декабре российские власти решили провести санацию СУ-155, чтобы десятки тысяч дольщиков не остались без жилья. Оздоровлением девелопера займутся структура Агентства по страхованию вкладов (банк «Российский капитал») совместно с группой «БИН» Микаила Шишханова. Замороженные стройки обещают завершить до 2018-го. На это, по подсчетам самого девелопера, потребуется 39 миллиардов рублей.

«Трансаэро»

Банкротство второй по объему перевозок российской авиакомпании — тяжелый удар по отрасли и кошелькам пассажиров. Ежегодно ее услугами пользовались 12-13 миллионов человек, выручка за 2014 год приблизилась к 114 миллиардам рублей.

Серьезные проблемы с финансами у перевозчика возникли еще в 2014-м в связи с девальвацией рубля и значительным снижением турпотока на чартерных рейсах. Но собственники «Трансаэро» не спешили снижать издержки, как сделали это их коллеги из «ЮТэйр». Авиационные эксперты отмечали, что вместо этого перевозчик номер два продолжал демпинговать на многих направлениях, скатываясь в финансовую пропасть.

В начале этого года государство предоставило «Трансаэро» госгарантии по кредитам на 9 миллиардов рублей, но это уже не исправило положение. Большая часть авиапарка из 106 самолетов была приобретена в лизинг, а резкое ослабление рубля сделало непосильными лизинговые валютные платежи.

Общая сумма задолженности к осени достигла 250 миллиардов рублей. Владельцы хотели спасти авиакомпанию, передав за символический рубль 75 процентов акций «Аэрофлоту», но сделка сорвалась: супруги Александр и Ольга Плешаковы не смогли консолидировать нужный пакет. По той же причине отказался от приобретения «Трансаэро» совладелец группы S7 Владислав Филев.

В октябре иски о банкротстве «Трансаэро» подали Сбербанк и Альфа-банк, а Росавиация в конце октября аннулировала сертификат эксплуатанта. Самолеты перевозчика лизинговые компании планируют передать другим авиакомпаниям, а большую часть из 11-тысячного коллектива пообещал трудоустроить «Аэрофлот».

Группа Е4

На фоне финансового кризиса разорилась крупнейшая российская инжиниринговая группа Е4, основанная министром открытого правительства Михаилом Абызовым. На пике своей финансовой формы в 2013 году в портфеле компании были контракты на 160 миллиардов рублей. Абызов создал крупного подрядчика для строительства электростанций «под ключ» в 2006 году после ухода из РАО ЕЭС.

Перспективы были самые радужные: реформа российской энергетики и создание рынка требовали колоссальных инвестиций, а спрос на EPCM-подрядчиков увеличивался. К 2020 году планировалось удвоить энергомощности российской генерации до 300 тысяч мегаватт.

Но еще в кризис 2008-го стало понятно, что претворить эти планы в жизнь не получится: энергетики переносили сроки сдачи энергообъектов и резко сокращали инвестиции. У Е4 образовались проблемы с исполнением бизнес-плана, разногласия с заказчиками, штрафы за нарушение сроков строительства.

В 2012-м пришлось выплатить концерну «Фортум» рекордные 1,7 миллиарда рублей за срыв сдачи Няганской ГРЭС. Год спустя Е4 искала партнера, чтобы поправить финансовое положение и успокоить кредиторов. Планировалось создать СП с «Росатомом», но госкорпорация отказалась от сделки. В итоге в прошлом году у Е4 возникли сложности с обслуживанием долга, приостановились контракты с «Интер РАО», ОГК-2 и «КЭС Холдинг». Сбербанк и Альфа-банк потребовали досрочного погашения займов, счета заморозили, в суды посыпались иски о банкротстве.

Читайте также:  Авто напрокат как бизнес

В июне этого года в отношении Е4 суд ввел процедуру наблюдения (стадия банкротства), после чего 100 процентов акций перешли под контроль «крупной инвестиционной группы». СМИ сообщали, что в приобретении бумаг могли участвовать крупнейшие кредиторы — Альфа-банк, Сбербанк и «Глобэкс», но достоверной информации о новом владельце Е4 нет.

Бывший владелец Черкизовского рынка, основатель группы АСТ Тельман Исмаилов

Когда осенью этого года в стране был запущен механизм банкротства физлиц, фигурантами такого рода исков стали известные бизнесмены. Среди них — Тельман Исмаилов, близкий друг бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова, входивший в сотню богатейших россиян по версии Forbes.

Тельман Исмаилов

Интересы принадлежащей ему группы АСТ лежали в самых разных областях — от гостиничного бизнеса до производства ювелирных изделий. Исмаилов активно вкладывал деньги в турецкую недвижимость, открыв в Анталии 5-звездочную гостиницу Mardan Palace. Пресса назвала этот дворец «самым дорогим отелем континента», на его постройку бизнесмен потратил более миллиарда долларов.

Однако главным активом АСТ был крупнейший в Восточной Европе Черкизовский рынок, оборот которого долгие годы был сравним с бюджетом небольшого государства. После закрытия рынка в 2009 году у группы начались проблемы с кредиторами и проектами. К 2015 году они вылились в многомиллионные иски.

В конце декабря миллиардер был признан банкротом по иску одного из кредиторов. Ранее добиться банкротства олигарха пытался Банк Москвы (группа ВТБ), кредитовавший его многочисленные проекты, — с учетом пени тот задолжал банку около трехсот миллионов долларов. Иск банка был одним из первых, поданных в соответствии с законом о банкротстве физлиц.

Кроме того, выяснилось, что около 200 миллионов долларов предприниматель задолжал турецким кредиторам и строителям, и в ноябре этого года его шикарная гостиница в рамках исполнительного производства досталась банку Halk Bankası. Та же судьба ждет российские активы Исмаилова. Группа ВТБ уже получила в собственность и выставила на продажу ресторан «Прага» и бизнес-центр «Тропикано».

Финансовая группа Анатолия Мотылева

Когда-то сын главы Госстраха СССР Леонида Мотылева был известен как владелец банка «Глобэкс» и ряда девелоперских проектов. Но в 2008 году из-за проблем с активами «Глобэкс» пришлось забрать на санацию государственному ВЭБу.

Это не помешало Анатолию Мотылеву создать новую империю, которая, однако, несмотря на свои масштабы, не смогла пережить следующий кризис. Ее ядром стал некогда мощный банк «Российский кредит», выкупленный у грузинского миллиардера Бидзины Иванишвили в 2012 году. В банковскую группу также вошли М Банк, АМБ Банк и «Тульский промышленник».

Помимо кредитных организаций, Мотылев активно скупал НПФ — к сентябрю 2014-го под его прямой или опосредованный контроль перешли шесть фондов. Как писала «Лента.ру», их средства вкладывались в ипотечные сертификаты участия (ИСУ), обеспеченные девелоперскими проектами заемщиков «Роскреда» или того хуже — его собственников.

Анатолий Мотылев

С банковским бизнесом тоже было не все благополучно. На дату отзыва лицензии (24 июля 2015 года) активы «Российского кредита» составляли около 39,2 миллиарда рублей, а обязательства — 150,4 миллиарда рублей. То есть дыра в балансе банка побила все рекорды — 111 миллиардов рублей. Тогда же лишились лицензий остальные банки группы – выяснилось, что все они размещали деньги в интересах своих собственников и связанных с ними компаний.

В начале августа ЦБ отозвал лицензии связанных с Мотылевым НПФ: «Адекта-Пенсия», «Уралоборонзаводский», «Защита будущего», «Солнечное время», «Сберегательный фонд «Солнечный берег»» и «Сберегательный». Основанием послужили нарушения законодательства.

Банк «Связной»

В отличие от предыдущего примера, банк «Связной» ушел с рынка не из-за сомнительных операций, а по причине активного наращивания бизнеса на кредитные средства.

В 2010 году молодой миллиардер из списка Forbes Максим Ноготков, создавший один из успешных розничных проектов — сотовый ретейлер «Связной», решил заняться банковским бизнесом. Приобрел Промторгбанк, а в качестве бизнес-модели взял модель монолайнера.

Переименованный в «Связной» банк сделал упор на кредитных картах, при этом его якорный продукт стал для рынка инновационным: карты являлись одновременно и дебетовыми (по остаткам на счете начислялись высокие проценты), и кредитными. Они выдавались не только в одноименных магазинах — для масштабного охвата населения открывались филиалы и собственные отделения по всей стране.

Банк «Связной» рос быстро и вошел в топ-100 самых крупных кредитных организаций России. Но привлеченные для экстенсивного развития инвестиции не успели отбиться. Во второй половине 2014 года в банковском секторе разразился масштабный кризис, и Максим Ноготков не смог рассчитаться с кредиторами.

В ноябре 2014 года группа «Онэксим» Михаила Прохорова и НПФ «Благосостояние» получили контроль над заложенными 90 процентами акций группы компаний «Связной». В середине декабря «Онэксим» Михаила Прохорова переуступила долг ГК «Связной» группе Solvers, которой перешли и активы Ноготкова.

Положение банка усугублялось многочисленными судебными разбирательствами между лишившимся бизнеса предпринимателем и группой Solvers. Для сокращения издержек в условиях неопределенности руководству «Связного» пришлось закрыть все филиалы, и вкладчики, расценив это как негативный сигнал, стали в массовом порядке изымать средства. За 2015 год ситуация в банковской сфере ухудшилась, и положение финансовой структуры оказалось совсем плачевным. 24 ноября этого года ЦБ лишил банк «Связной» лицензии.

Источник: lenta.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин