Тема 1. Развитие малого предпринимательства России и за рубежом План лекции: 1.1 Понятие, роль и значение малых предприятий в экономике 1.2 История развития предпринимательства в России 1.3 История развития предпринимательства за рубежом 1.1 Понятие, роль и значение малых предприятий в экономике Малые предприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства.
Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция мелких фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.
ТОП-5 УНИКАЛЬНЫХ БИЗНЕС ИДЕЙ ИЗ АМЕРИКИ! Бизнес идеи! Бизнес 2021!
Рекомендуемые материалы
Колебания линейной системы с одной степенью свободы
Теоретическая механика
500 290 руб.
Домашнее задание (Вариант № 9) — Макроэкономика
Приложение определенного интеграла
Математический анализ
399 290 руб.
Задачи по кредитам, процентным ставкам
Деньги и кредит
П. В. Папырин — Лекции — Экономика РКО
Экономика ракетно-космической отрасли (РКО)
400 299 руб.
ДЗ №1 — Основы рационального поведения потребителя
Поделитесь ссылкой:
Рекомендуемые лекции
- Измерение культуры Ф. Тромпенаарсом
- Определение и классификация болезней почек
- Цели менеджмента
- 2.9 Антиферромагнетики и ферриты
- 14 Воспламенение уноса золовых частиц и сажи в газоходах
Свежие статьи
Обзор программы Экранная Студия. Как записать видео с экрана
Как и где студенту составить резюме?
Правила оформления презентации для студентов в 2023 году
С Новым 2023 годом!
Как студенту выбрать ноутбук и принтер?
Источник: studizba.com
ТОП 10 Бизнес Идеи для маленького города. Малый бизнес в небольших городах и селах. Бизнес Идеи
Глава 2. Развитие малого бизнеса за рубежом
2.1. Малый бизнес в развитых странах Америки и Европы
Малые предприятия (МП) в развитых странах являются важнейшим инструментом трансфера технологий в силу своей гибкости и восприимчивости к экономическим колебаниям <1>. ——————————— <1>http://www.cpp.metolit.by/ru/dir/item.php/56. Малые предприятия СШАявляются одним из основных генераторов технического прогресса.
Инновационная активность малых предприятий США подтверждается количеством нововведений. На одного научного сотрудника приходится нововведений в 4 раза выше, чем в крупных организациях. При этом число нововведений на 1 долл. затрат на НИОКР в секторе малых и средних предприятий в 24 раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий.
Инновационная активность специалистов, занятых в сфере малого бизнеса, выраженная в относительном количестве патентов, выданных на одного работника, почти в 16 раз превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Имея ограниченные ресурсные возможности, малые предприятия США проявляют высокую активность в инновационной сфере деятельности, которая связана с большими рисками.
В целях обеспечения благоприятных условий для успешной деятельности инновационных малых и средних предприятий, Правительством США в 1982 г. был принят Федеральный закон «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе» с последующими изменениями от 1992 г. (The Small Business Innovation Development Act of 1982 — P.L. 102 — 567, and 1992 — P.L. 102-564).
Основными целями Закона являются: 1. Стимулирование технологических инноваций. 2. Использование потенциала малых и средних предприятий для реализации федеральных заказов на выполнение НИОКР. 3. Содействие в привлечении талантливых людей к занятию технологическими инновациями.
4. Помощь частному сектору в коммерциализации научно-технических достижений, по результатам НИОКР, выполненных по федеральным заказам. 5. Вовлечение малых предприятий в квалификационный перечень фирм США, работающих в инновационной сфере для удовлетворения национальных потребностей в специальных исследованиях и разработках.
На основе Закона были разработаны национальные программы, финансируемые из государственного бюджета, которые предоставили инновационным малым предприятиям и изобретателям широкие возможности в реализации их разработок. Законодательством США предусмотрено исключение из налогообложения таких затрат, как приобретение документации, оборудования, изготовление опытных образцов, проведение испытаний, оплата патентных услуг и др., что стимулировало инновационную деятельность на малых предприятиях.
В США реализуется комплекс различных по масштабам научно-технических программ. Наиболее эффективными мероприятиями федерального масштаба являются мероприятия в рамках Программы Инновационных исследований в малом бизнесе (The Small Business Innovation Research — SBIR) и Программа Трансферта технологий малого бизнеса (The Small Business Technology Transfer Program — STTR), которые координируются отделом технологий «Администрации малого бизнеса» (далее — агентство АМБ).
Для привлечения инновационных идей малого бизнеса для решения научно-технических проблем по тематике 10 крупнейших федеральных министерств и национальных агентств принята Программа SBIR, в которой участвуют: Министерство сельского хозяйства; Министерство торговли; Министерство обороны; Министерство образования; Министерство энергетики; Министерство здравоохранения и обслуживания населения; Министерство транспорта; Агентство защиты окружающей среды; Национальное управление по аэронавтике и космонавтике; Национальный научный фонд и Комиссия по атомной энергии. Участники могут субсидировать свыше 100 млн долл.
США для выполнения НИОКР силами малых предприятий. SBIR является конкурсной программой финансирования инновационной деятельности малых предприятий, связанной с исследованиями и разработкой научно-технических проблем государственной важности, обладающих значительным коммерческим потенциалом.
Процесс реализации работ по тематике SBIR, а также размер финансовой поддержки основываются на квалификационной оценке малого предприятия, оригинальности инновационного предложения, его промышленных достоинствах и коммерческих перспективах. Участники SBIR: — самостоятельно определяют размеры и виды финансовой поддержки будущих разработчиков; — готовят тематические планы НИОКР; — оценивают перспективность предпринимательских предложений; — проводят конкурсы по распределению субсидий, грантов или контрактов.
К малым предприятиям, претендующим на участие в Программе SBIR, предъявляются определенные критерии. Например, предприятие должно быть частным, коммерческим, принадлежать гражданину США и быть независимым в своем управлении; прибыльно работающим; на предприятии должны работать профессиональные исследователи, разработчики и аналитики, их количество может достигать 2/3 от общего числа занятых; количество занятых не должно превышать 500 работающих.
Инновационные проекты малых предприятий, получив на конкурсной основе соответствующие субсидии или гранты, приступают к реализации своих проектов согласно этапам развития инновационных проектов, установленным Программой SBIR. Начальный этап инновационной разработки базируется на предложениях федеральных агентств по тематике НИОКР с размером субсидий или грантов до 100 тыс. долл.
США. На этом этапе определяются ориентировочные данные о предполагаемых результатах, путях их достижения, проводится анализ технической осуществимости и экономической целесообразности разработки.
Этап рассчитывается примерно на 6 месяцев с целью подтверждения способности малых предприятий к проведению НИОКР; осуществимости инновационного решения; получения достаточных результатов для заключения о целесообразности дальнейшего проведения работ и значительного увеличения капиталовложений на втором этапе реализации и в расчете на повышение экономической эффективности проекта. Второй этап реализации проекта является дальнейшим расширением инновационной разработки, начатой и успешно развивавшейся на первом этапе.
Величина субсидии (или гранта) определяется на конкурсной основе, исходя из научных и технических достоинств разработки первого этапа, и может составлять не более 750 тыс. долл. США. Малые предприятия, которые не принимали участия в первом этапе или не получили положительного результата, не допускаются к участию в конкурсе на продолжение работ на следующих этапах.
Второй этап по расчетам не должен превышать 2 лет. На этом этапе завершаются все исследовательские и проектные работы с оценкой их коммерческого потенциала. Третий этап является периодом внедрения результатов в рыночную среду и завершается масштабным коммерческим применением, без государственной поддержки работ.
При этом для финансирования предусматривается следующий механизм: — создание венчурных предприятий и заключение контрактов с частными предприятиями на производство новых продуктов и услуг; — организация партнерских отношений с донорскими предприятиями и привлечение средств частных инновационных фондов; — заключение контрактов с государственными агентствами на производство продуктов и процессов, которые будут использованы федеральным правительством; — активное содействие администрации Программы SBIR в изыскании источников финансирования в других федеральных агентствах, в частном секторе или в структурах поддержки МСП. По данным агентства Ассоциации малого бизнеса, ежегодно в рамках Программы SBIR реализуется свыше 6 тыс. проектов на общую сумму более 2 млрд долл.
США, при этом успешно завершают II фазу не более 1/3 от общего количества проектов. В настоящее время для обеспечения широкого доступа к информации об инновационных разработках в сфере малого бизнеса по инициативе Правительства и под управлением Национального научного фонда США создан портал «Инновационные исследования малого бизнеса» (http://www.sbir.gov/about/index.htm).
На этом портале в оперативном режиме представлена информация о тематических планах принятых программ, приводятся данные об исследовательских организациях и успешно завершенных НИОКР по заданной тематике. Развитие малого бизнеса в Европе подчиняется общим закономерностям и направлено на разработку льготного законодательства в области налогообложения и кредитования малого бизнеса.
В то же время существует особенности государственной стратегии, форм поддержки малых предпринимателей и дерегулирования экономики страны. Так, например, государственная стратегия развития малых предприятий Франциинаправлена на повышение гибкости, устойчивости и конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации экономики и ориентирована на выполнение следующих задач: — совершенствование системы обучения и переподготовки специалистов для малых и средних предприятий; — стимулирование инновационной деятельности, помощь в трансферте новых и высоких технологий для повышения экспортных возможностей малых и средних предприятий; — улучшение взаимодействия государственных учреждений, партнерских и общественных организаций в целях эффективной реализации национальных и европейских программ поддержки и развития малых и средних предприятий; — дерегулирование экономики и минимизация бюрократических процедур в предпринимательстве, приводящих ежегодно к потере до 9 млрд евро; — всемерное развитие информационных технологий и электронного бизнеса как наиболее динамично развивающихся направлений деятельности.
Италия- страна классического малого бизнеса, где из 4 млн фирм только 2% считаются крупными, на которых занято по 1000 и более работников. В Италии функционируют 200 индустриальных округов (ИО), объединяющих 60 тыс. предприятий с числом занятых 600 тыс. человек, а с учетом взаимодействия производственной кооперации в ИО функционируют более 1 млн малых и средних предприятий, дающих работу 4 — 6 млн человек.
В Италии роль малого и среднего бизнеса в экономике очень высока. В настоящее время в Италии действуют около 3,5 млн малых и средних предприятий, на которых занято примерно 13 млн человек. Это составляет около 80% всего работающего населения.
Малые предприятия производят 52 процента ВВП страны, с учетом средних предприятий эта цифра вырастает до 70 процентов, в том числе 49,5 процента предприятий представлены семейным бизнесом, 1,5 процента предприятий из них являются убыточными. На ремесленные фирмы, в каждой из которых трудятся всего 2 — 3 работника, приходится свыше 18 процентов итальянского экспорта.
Для малого бизнеса Италии свойственно существование большого числа ассоциаций и союзов. Примерно 90 процентов всех итальянских предприятий являются членами Конфедерации промышленников (Confindustria), которая защищает интересы предпринимателей на государственном уровне на внешних рынках. Основным источником финансирования предприятий и конфедераций выступает банковская система.
К малым и средним предприятиям Италии относятся предприятия с численностью рабочих не менее 20 человек. Они составляют 47 процентов всех предприятий Италии, 22 процента в Германии и 27 процентов во Франции. Примерно 1 процент прибыли предприятий Италии идет на погашение процентов за предоставленные им кредиты.
Затраты предприятий на банковские проценты продолжают увеличиваться, ухудшается качество кредитных портфелей банков Италии, растет просрочка, в настоящее время она колеблется в размере 5 — 7 процентов от кредитных портфелей банков. 50 процентов дебиторской задолженности предприятий Италии связано сегодня с банками.
В условиях кризиса самофинансирование предприятий Италии осталось на прежнем уровне, с некоторым ростом в апреле (1999 г. принят за сто процентов). В то же время: — операционная маржа — брутто выросла со 100 до 130 процентов; — инвестиции росли опережающими темпами: со 100 до 140 процентов; — финансовые обязательства — нетто выросли за 8 месяцев 2008 г. со 100 до 200 процентов, т.е. в 2 раза, с временной остановкой в самые кризисные периоды (март, апрель).
Наблюдается рост задолженности предприятий Италии по банковским кредитам. Объемы банковских кредитов, предоставленных предприятиям на территории Евросоюза за 12 месяцев 2009 г., по сравнению с 12 месяцами 2008 г. снизились в целом на 5 процентов, в том числе в Италии — на 8 процентов, во Франции — на 4 процента, в Испании — на 13 процентов.
Небольшой рост предоставляемых кредитов предприятиям наблюдался только в Германии — около 2 процентов. Кредиты малым предприятиям выдаются в меньших суммах, своего пика — 6 процентов от валюты баланса малых предприятий — кредиты достигли в первой половине 2007 г. и к 2009 г. почти перестали выдаваться.
Кредиты крупным и средним предприятиям выдаются в больших суммах, своего пика — 15 процентов от валюты баланса крупных и средних предприятий — кредиты достигли во второй половине 2007 г. и к 2009 г. составили 5 процентов. У предприятий Италии наблюдаются сложности при погашении банковских процентов.
Так, отношение просроченных платежей к сумме кредита возросло с 1,6 процента до 3 процентов с 2008 по 2009 г. Отношение реструктуризации кредитов к общей сумме возросло за этот же период с 1,5 до 2,1 процента. В Германии малое предпринимательствоявляется одним из важнейших секторов экономики.
Правительство осуществляет поддержку малого предпринимательства, как финансовую, так и технологическую. Специально разработаны программы для развития малого предпринимательства, занятого в сфере науки.
Правительство Германии предоставляет льготы для получения кредита для развития малого предпринимательства для следующих объектов: — предпринимателей малого бизнеса, занятых в сфере научных разработок; — предприятий, разрабатывающих проекты для сохранения и улучшения условий окружающей среды и заботящихся об экологической ситуации в стране; — малых предприятий, которые участвуют в улучшении развития слаборазвитых с экономической точки зрения районов страны; — предпринимателей, которые заняты в области строительства и решения жилищных условий; — малых предприятий, разрабатывающих проекты в области улучшения условий производства. К основным программам, направленным на развитие малого и среднего предпринимательства в Германии, относятся: — «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего предпринимательства»; — «Стимулирование сбережений для открытия собственного бизнеса».
Первая программа обеспечивает финансирование малого предпринимательства страны. Вторая программа благоприятствует для открытия своего дела с применением проектов «start-up». Для реализации и контроля выполнения данных программ был создан специальный орган государственного назначения — Кредитный совет по восстановлению, который относится к федеральному руководству Германии.
Также данные программы способствуют получению кредитов субъектами малого предпринимательства для развития их бизнеса с применением низких процентных ставок по кредитам (5 — 8 процентов) и увеличением срока пользования кредитными средствами до 5 — 15 лет. Малое предпринимательство Германии отличается определенной спецификой и историей развития.
Начиная с эпохи зарождения капитализма в стране появились первые крупные предприятия и торгово-промышленные палаты (ТПП), ставшие первыми объединениями предпринимателей с целью сотрудничества в области развития торговли и производства. В настоящее время торгово-промышленные палаты (ТПП) функционируют на уровне государственных организаций, которые обязывают всех субъектов малого предпринимательства стать участником палаты.
В Германии все законодательные акты, относящиеся к регулированию деятельности малого предпринимательства, должны быть одобрены, согласованы и утверждены торгово-промышленными палатами. Все торгово-промышленные палаты Германии принимают участие в формировании бюджетов на всех уровнях, совершенствовании отраслей строительства и промышленности, разработке законодательных актов в отношении регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Торгово-промышленные палаты влияют на все направления деятельности общества путем участия в заседаниях местных органов власти и принятия важных социально-экономических решений для развития экономики страны в целом. Основной задачей торгово-промышленных палат является предоставление поддержки малому предпринимательству Германии.
11.08.2019 2.18 Mб 1 аккумуляторы.rtf
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012
В настоящее время мы все чаще слышим «Программа развития малого бизнеса», «Помощь малому бизнесу » и др. А что вообще такое малый бизнес? И зачем он нужен? Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, конституирующих сущность этого понятия.
Для каждой страны существуют определенные критерии определения малого предпринимательства. Цель малого предпринимательства — это увеличение рабочих мест государства, причем не просто занять людей, а возможность приумножить человеческие ресурсы страны. Учитывая то, что предприятие малое, оно и быстрее реагирует на местные условия хозяйствования. Малое предприятие достаточно легко открыть, и оно мало затратно по сравнению с крупным бизнесом.В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
- в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек;
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
- в оптовой торговле — 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Так же существует в Российской Федерации ограничение по выручке. С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия — 60 млн рублей;
- малые предприятия — 400 млн рублей;
- средние предприятия — 1000 млн. рублей
Рассмотрим разделение малого предпринимательства по отраслям (рис 1).
Как мы видим большая доля малых предприятий занята в торговле, что говорит о прибыльности этой отрасли.
Рассмотрим малый бизнес на примере 3-х зарубежных стран: Японии, Германии и Соединённых Штатов Америки.
Градация предприятий в США:
- от 1 до 24 человек- наименьшее;
- от 25 до 99-малое;
- от 100 до 499 человек- промежуточное;
- от 500 до 999-крупное;
- свыше 1000 человек предприятия считаются крупнейшими.
Так же существует ограничение по выручке. В США чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3 до 12 млн. $В США существует разделение по отраслям для малых предприятий (табл. 1).
Таблица 1 Распределение малых предприятий по отраслям промышленности и количеству работающих в США в %
Источник: scienceforum.ru