В СССР организация зрелищных мероприятий, как и всех других видов производства, находилась под строгим государственным контролем. Например, Госконцерт организовывал концерты по всей стране, от больших городов до колхозов. Требования к исполнительскому мастерству были довольно велики, но оплата артистам мало зависела от степени их популярности.
К 1992 российский шоу-бизнес практически полностью изжил наследие советской эпохи (как позже поняли, не только негативное, но и позитивное). Действующая с 1964 монопольная государственная фирма грамзаписи «Мелодия» потеряла свое влияние на рынке, а официальные структуры Госконцерта уступили место частным. В 1993 был принят Закон Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах, который регламентировал «правила игры» в отечественном шоу-бизнесе.
Шоу-бизнес в России 1990-х отличался многими своеобразными, не слишком приглядными особенностями. Вот, например, что рассказал в интервью Бари Алибасов, один из ведущих профессионалов в этой области: «Начинается все с «раскрутки». Продюсер записывает фонограмму, снимает клип для какой-нибудь привлекательной девчушки.
Анна Семенович в одном пиджаке опозорилась на публике || Новости Шоу-Бизнеса Сегодня
Предварительно он находит бабушку с ангельским голоском, которая по причинам внешнего порядка в клипе появиться не может… но способна успешно исполнить «озвучку» за кадром. После упорного промоушена (раскрутки) девочку узнает вся Россия, а мужская часть населения просто теряет голову. Далее начинаются гастроли по стране.
При этом доход идет, конечно же, в карман продюсеров. «Звезда» может рассчитывать на гонорар для домашней кошечки. При этом новая «певица», работая под чужую «фанеру», после 100 концертов начинает верить, что это ее собственный голос. Крыша у певицы съезжает. Она требует больше денег и других неблагоразумных привилегий. Продюсеры, естественно, не уступают.
Им ведь еще и на новый клип необходимо потратить 30 тысяч долларов, и за его ротацию на телевидении отдать по 250 долларов за один показ, а показов этих должно быть не меньше пяти в день. Приходится делиться также с аранжировщиками, авторами слов и музыки. В конце концов такой водопад расходов может потопить и самого продюсера.
В нашем так называемом шоу-бизнесе перевернуты все понятия об экономике. Ведь невозможно себе представить, чтобы какая-нибудь американская или европейская «суперзвезда» бродила по этажам телекомпании в поисках, кому всучить деньги за то, что ее покажут по телевизору. В нормальном мире, наоборот, телевизионщики бегают за артистами, предлагая огромные гонорары за съемки».
Конечно, в этой язвительной характеристике не все надо воспринимать буквально. Однако острые проблемы постсоветского шоу-бизнеса (низкий профессионализм исполнителей, абсолютное доминирование продюсера над артистом, чрезмерно высокая роль СМИ) названы Б.Алибасовым вполне справедливо. Критики отмечают также, что пришедшие в СМИ крупные «акулы шоу-бизнеса» заботятся в первую очередь о доходах, а не о воспитании хорошего вкуса у слушателей и зрителей. В то же время в постсоветской России есть по настоящему талантливые и заслуженно популярные исполнители, за которыми охотятся записывающие компании.
Секреты шоу-бизнеса 90-х. Откуда появлялись звезды и сколько зарабатывали? Главные продюсеры эпохи
По своему обороту российский шоу-бизнес соответствует уровню небольшой европейской страны (как Польша или Португалия) – до сотен миллиардов долларов, вращающихся в этой сфере в США, ему очень далеко. По экспертным оценкам, в 2000 в России кассет и компакт-дисков (с учетом пиратской продукции) было продано примерно на 440 млн. долл. А гонорары за один концерт даже у самых популярных звезд не превышают 100 тыс. долл.
Шоу-бизнес, как и любой другой бизнес, ориентированный на конкретных потребителей, ни от чего не зависит так сильно, как от покупательной способности в стране. Это было особенно хорошо заметно после дефолта 1998. Тогда количество гастролей артистов с Запада сократилось почти до нуля, а число звукозаписывающих фирм упало в 3 раза. В начале 21 в. шоу-бизнес вновь стал расти, развиваясь благодаря росту покупательной способности населения и совершенствованию российских законов в сфере защиты авторских прав.
Российский шоу-бизнес развивается в строгом соответствии с законами рыночной экономики. Мелкие компании либо исчезают, либо скупаются более крупными. Крупные игроки, в свою очередь, все плотнее занимают рыночные ниши, не оставляя свободного места новичкам.
Наиболее ярко концентрация предпринимательской деятельности заметна на аудио-рынке, где в начале 2000-х решающую роль играли такие крупные российские фирмы как АРС, «ЛогоВАЗ – News Corporation», MTV, «Русская медиа-группа» и SAV Entertainment. В России действуют также все крупнейшие мировые звукозаписывающие фирмы-мэйджоры. Сначала они ограничивались лишь выпуском альбомов западных исполнителей, но затем участились их контракты с российскими исполнителями.
Набирает обороты и гастрольный бизнес. В Москве крупные концерты российских «звезд» проходят несколько раз в неделю, иногда даже несколько раз в день. Впрочем, за пределы столицы популярные исполнители выезжают не часто. Гастроли западных знаменитостей в начале 2000-х тоже стали регулярными, их концерты на больших площадках столицы проходят несколько раз в месяц. Российские продюссеры не могут пригласить в страну разве что «звезд» самой первой величины, таких как Мадонна или Пол Маккартни (расходы на их концерт невозможно окупить даже при активном спонсорском участии).
Проблемой для российского шоу-бизнеса (как и для мирового) остаются «пираты», тиражирующие аудио- и видео-записи с нарушением авторских прав. По оценкам Международной ассоциации производителей фонограмм, в конце 1990-х – начале 2000-х в России доля пиратской продукции на аудиорынке составляла 60–75%, на рынке видеофильмов – до 85%.
Впрочем, ситуация в России лучше, чем в большинстве других постсоветских государств (например, на Украине и в Белоруссии пиратский рынок составляет не менее 90%). Из-за большого количества пиратских копий тиражи лицензионных компакт-дисков и кассет остаются не слишком большими. В постсоветской России очень немногие записи продаются в количестве более 100 тыс. копий – такой показатель считается плохим даже в европейских странах, население которых значительно меньше, чем в нашей стране. Если на Западе главный доход музыкантам дает продажа альбомов, то у нас из-за пиратства эти доходы мизерны. Из-за того, что деньги зарабатываются в основном посредством постоянных гастролей, у музыкальных «звезд» нет ни стимула, ни возможностей расширять свой репертуар и совершенствовать исполнение.
Хотя российский шоу-бизнес находится на подъеме, он все еще слабо конкурентен по сравнению с западным. Для западного шоу-бизнеса постсоветская Россия представляет интерес лишь как импортер музыкальной (а также иной зрелищной) продукции и ее исполнителей. Отечественные «звезды» уже начали продвижение на западный рынок, но до начала 2000-х многочисленные попытки заинтересовать российской музыкой западных слушателей неизменно в той или иной степени оканчивались провалом. Первыми прорывами отечественных музыкальных исполнителей стало 3-е место в списке лучших песен Великобритании, завоеванное ростовской техно-группой ППК в 2001, 3-е место группы «Тату» на конкурсе «Евровидение» 2003.
3. «360 градусов» — новая модель функционирования музыкальной индустрии.
Это модель отношений артиста и звукозаписывающего лейбла, которая включает в себя все функции менеджмента артиста. Звукозаписывающий лейбл предоставляет услуги по выпуску музыкального материала артиста, съемке его видео, подготовке и проведению концертной деятельности, так же лейбл заботиться о ротации композиций на радио и о многом другом. Подобная модель отношений на западе была введена из-за кризиса физического носителя, потенциальные покупатели начали обмениваться контентом через сеть, скачивать музыку с торрент трекеров и им подобным, или же легально пукупать контент через музыкальные интернет магазины подобные Apple iTunes, чем вызвали упадок продаж пластинок, и следовательно звукозаписывающие компании стали терять прибыль.
Модель 360 градусов это:
· запись и выпуск альбома (CD/DVD);
· ротация на радио и телевидении;
· управление правами автора и исполнителя;
· интеграция музыкантов в кино/рекламу;
Описанная модель ориентирована на «внеинтернетный» мир, то есть на то, чтонельзя скачать из Интернета (например, мерчандайзинг, рингбэктон, билет на концерт). Конечно же, основные ставки делаются на цифровые продажи, но доминирующим остается концертно-гастрольная деятельность.
Одной из первых компаний, которая глобальна начала применять эту модель, стала американская компания Live Nation, специализирующаяся на организации концертов и мировых турне. Заинтересованность Live Nation в 360-градусной модели — показатель успешности данной модели. Live Nation — 360�градусная компания, практикующая весь спектр менеджмент-услуг: от выпуска CD и мерчандайзинга до организации мирового турне артиста. Актуальность модели 360 градусов подтверждается еще и тем, что под «крышу» Live Nation стекаются артисты первого эшелона, такие как Мадонна, Jay�Z и Nickelback.
В России модель 360 градусов тоже актуальна и практикуется. Например, Universal Music Russia работает с Александром Рыбаком по концепции 360 градусов. Компания предоставила фирме NIVEA право на использование музыки А. Рыбака в рекламном ролике. Активное распространение получила интеграция музыкантов в кино — в качестве музыкального саундтрека к фильму.
Модель 360 градусов — «внеинтернетная», и на сегодняшний день, по сути, та модель, с помощью которой возможно монетизировать достаток как исполнителя, так и рекорд-лейбла. Из сказанноговыше становится ясно, что музыка в Интернете вероятнее всего будет совершенно бесплатной и основными статьями окупаемости музыкального проекта все же будут «внеинтернетные» пункты 360-градусной модели.
Иначе говоря, в этой модели огромная роль отведена концертам, что подтверждает светлое будущее мирового гастрольного бизнеса. Важно, что большая часть потребителей концертных услуг сегодня не пытается диверсифицировать свои накопленные средства между такими пунктами, как приобретение музыкальных компакт-дисков и посещение концертов. Потребитель с большим желанием тратит свои средства на приобретение билетов на концерты, так как музыкальные альбомы предоставлены в пиратском свободном доступе в сети Интернет.
В любом случае, промоутировать новые альбомные записи надо, но уже не для увеличения продаж альбомов, а для поддержания популярности артиста и, в конечном счете, для проведения как можно большего количества концертов.
Таким образом, снижение продаж на аудионосителях и возрастание доли пиратства в Интернете заметно уменьшают доходы музыкантов. Теперь зарабатывать деньги артисту помогают его живые выступления. И в этом смысле Россия идет в ногу с остальным миром.
Источник: mykonspekts.ru
Как меняется спрос в шоу-бизнесе
В условиях мирового экономического коллапса стал интенсивно расти спрос на шоу. Люди устали от бесконечных ипотек, вложений в недвижимость и инвестиций в сырьевой сектор. Сегодня востребованы положительные эмоции, поэтому именно в них будут вкладываться, их будут покупать. Рынок российского шоу-бизнеса находится на пороге новой эры, которая напрямую связана с инвестициями в хорошее настроение, в светлые чувства, в яркие эмоции. Люди понимают, что даже настроение можно купить, а «управление эмоциями» изучают все: от маркетологов до технических разработчиков.
Отечественный потребитель научился разбираться в шоу-продукте, выбирая из общего потока только лучшие постановки. Да, в современной России люди готовы платить только за отличные от других, то есть необычные, действительно выдающиеся шоу, в которые продюсеры вложили немалые средства, а постановщики, актеры, сценаристы, композиторы, хореографы — силы, время, недюжинный талант и креатив.
Конкуренция в сфере развлекательных проектов растет, не сбавляя оборотов. И сегодня даже люди со средним достатком не станут экономить на качестве, покупая «полуфабрикаты» и однодневный «ширпотреб» — подтверждением тому служат статистики продаж. В то же время качественные постановки по-прежнему востребованы: билеты на них раскупают как горячие пирожки.
Долгие годы Россия переживала дефицит в культурно-массовом секторе, за это время зритель научился самостоятельно находить малоизвестных, но даровитых «самородков», и поднимать их на уровень суперзвезд, собирающих многотысячные аудитории. Наконец мы вступаем в век, который дает дорогу одаренным и трудолюбивым артистам и постановщикам, в период подлинного свободного творчества, результатом которого станут не только яркие спектакли и зрительское признание, но и финансовое благополучие.
Чем больше на рынке будет самых разных эстрадных и театральных проектов, тем взыскательнее будет публика, тем изысканнее вкусы, тем выше будут цениться подлинные мастерство и талант. На зрителей давят повседневная рутина, постоянный стресс и системный кризис. Они желают переключиться, отвлечься, окунуться в волшебную сказку.
И мы способны дать людям возможность отдохнуть всей семьей, узнать что-то новое, получить заряд положительных эмоций, а после — поделиться яркими впечатлениями с родными и друзьями, которые тоже захотят испытать нечто подобное — таким образом, наша аудитория будет непрерывно расти и преумножаться. Еще одна положительная тенденция на рынке отечественного шоу-бизнеса — сокращение культурной пропасти между Россией и Западом.
Конечно, мы идем с небольшим опозданием, но уровень зрительского запроса с каждым годом растет, приближаясь к мировым масштабам, поэтому финансовые вложения в каждый отдельно взятый проект заметно выросли. Завершая прогноз перспектив отечественного шоу-бизнеса, нельзя не упомянуть всегда, как чудо, ожидаемого иностранного инвестора.
К сожалению, на Западе многие люди до сих пор страдают стереотипной фобией старой России, поскольку против нашей страны долгое время ведется информационная война. Но, к счастью, есть энтузиасты без предрассудков, которым не важна национальная принадлежность качества.
Они буквально вычесывают перспективные шоу из «дремучего медвежатника» и выкупают их на гастроли или на перепостановку. Яркий тому пример — мюзиклы продюсерского центра «Триумф», объездившие полмира. «Остров сокровищ», «Малыш и Карлсон», «Лукоморье», «Алиса в стране чудес», «Черномор», «Бременские музыканты» — постановки «Триумфа» знают и любят не только по всей России от Владивостока до Калининграда, но и во многих странах Европы, в США, Латинской Америке, на Ближнем Востоке.
У нас всегда есть работа: совсем недавно мюзикл «Алиса в стране чудес» вернулся с Кипра, где представление давалось сразу на двух языках — русском и английском, уже в апреле музыкальный спектакль «Малыш и Карлсон» ждут в Швейцарии, а знаменитый мюзикл «Бременские музыканты» недавно перевели на чешский язык, и уже в августе мы отправляемся на гастроли в Чехию. И это лишь ближайшие планы, касающиеся гастролей за границей.
Многие российские продюсеры пытаются привлечь в проекты иностранные инвестиции, но получается далеко не у всех. Как же заинтересовать зарубежных коллег? Чем обеспечить доверие? Ответ прост: делами и опытом.
Наша компания успешно продает шоу на Запад, поскольку за нашими плечами 10 лет успешной деятельности, богатая история, масштабные гастрольные туры, плодотворное сотрудничество с различными госструктурами и громкие премьеры на лучших концертных площадках Москвы и Санкт-Петербурга. Продюсерский центр «Триумф» динамично развивается, совершенствует свои постановки и пользуется заслуженным авторитетом на рынке развлечений.
Итак, гарантией для инвесторов служат в первую очередь время, качество, профессионализм. Также нельзя не отметить резкий скачок спроса на детские развлечения, в частности на спектакли, которые интересно посещать всей семьей.
Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок был образован и всесторонне развит, поэтому детей знакомят с разными видами искусства, среди которых мюзиклы, объединяющие в себе сразу несколько театральных жанров, занимают одну из ведущих позиций. Не стоит забывать, что новое поколение зрителей воспитывается в эру новых технологий: они дружат с гаджетами, общаются в социальных сетях и увлекаются компьютерными играми, в которых реалистичность и яркие спецэффекты возведены в принцип. Создавая шоу, важно учитывать особенности современных зрителей, которые оценивают мастерство актеров, вокал, музыку, сюжет и трюки, однако обращают не меньшее внимание на инновационное оформление и захватывающие спецэффекты. Именно поэтому почти во всех представлениях «Триумфа», помимо высококлассного грима и ярких костюмов, используются ультрасовременные анимированные 3D-декорации, которые погружают публику в центр театрального действа и заставляют ее поверить в реальность происходящего на сцене. Совершив однажды путешествие в волшебный мир, где соседствует реальность в лице талантливых артистов и «чудеса» современных технологий, люди непременно захотят вернуться, чтобы узнать: «Чем же постановщик удивит нас на следующем представлении?»
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»
Наши телеграм-каналы:
Стартапы и технологии
Новые бизнес-тренды
Источник: www.if24.ru
Тенденции развития шоу-бизнеса в России (интересные аналогии с рынком тренинга и консалтинга)
«Зарождение шоу-индустрии в России принято считать с момента создания и эксплуатации товарных знаков/торговых марок, связанных с теми или иными исполнителями (одной из первых, но особенно ярких из них можно назвать группу «Ласковый май», которую создал Андрей Разин, бывший в то время художественным руководителем когда-то суперпопулярного коллектива).
«Первую волну» в развитии предпринимательства в шоу-бизнесе принято связывать с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска, что стало основной отличительной чертой этого вида деятельности.
Следующим этапом развития шоу-индустрии является выделение непосредственно института продюсерства. Несмотря на то, что в этот период создатели музыкальных проектов по тем или иным причинам особо не стараются позиционировать себя как «продюсеры», они так или иначе выполняли ряд функций, которые сегодня являются неотъемлемой частью работы продюсера. Среди проектов, возникших в то время, можно назвать «На-На», «Кар-мен», Влад Сташевский, «Иванушки Int.» и многие другие.
«Вторую волну» предпринимательства связывают с выделением инновационного компонента как основной отличительной черты.
Следующим важным шагом в развитии музыкальной индустрии является появление многочисленных рекорд-компаний, продюсерских центров, которые были заинтересованы в получении определенного конечного продукта и выгоды продажи его на музыкальном рынке.
В связи с этим возникает их конкуренция на музыкальном рынке. К процессу продвижения артиста подключаются телевидение и радио. Создаются музыкальные каналы на телевидении и радио, что способствует формированию института продюсирования музыкальных коллективов.
В технологическом плане тоже вводятся некоторые инновации. Так, появление CD-носителей привели к росту объёмов продаж, правда, не только на легальном, но и на пиратском рынке. Музыкальные продукты начинают тиражироваться в виде компакт-дисков, где достигается наивысший уровень её качества на тот период.
В предпринимательстве следующим этапом развития является выделение особых личностных качеств предпринимателя.
Среди них в научной литературе выделяются — способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений. Фигура предпринимателя все сильнее начинает играть роль регулятора экономических отношений.
В музыкальной индустрии кончается этап свободной конкуренции, в связи с чем можно отметить появление пятерки мейджоров, рекорд-гигантов музыкального рынка; формирование творческой команды, работающей с артистом; введение понятий «качество», «формат», «коммерческий потенциал»; разделение обязанностей по продвижению между различными партнерами проекта: спонсорами, продюсерами различного уровня, участниками продюсерской команды и т.д.
- формированию крупных иерархических структур;
- разделению управленческого труда;
- введению норм и корпоративных стандартов;
- установлению должностных обязанностей и ответственности.
Корнеева С.М., Музыкальный менеджмент, М., «ЮНИТИ-ДАНА», 2006 г., с. 6-7.
Мы Вконтакте: вступайте! | Мы в ФБ: вступайте! | Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах
Источник: treko.ru