Историческая эволюция различных способов производства, торговли, обмена тесно связана с историей религии. Все национальные и мировые религии не только занимались духовно-нравственными вопросами, но и непосредственно вмешивались в повседневную хозяйственно-экономическую деятельность людей, божественным авторитетом санкционируя отношения собственности, владения, благословляя одни виды экономической деятельности и осуждая другие. Продолжают ли сегодня действовать эти механизмы и можем ли мы ими воспользоваться? С этим вопросом мы обратились к известным российским экономистам.
С ПРАВОСЛАВИЕМ ЛУЧШЕ, ЧЕМ БЕЗ НЕГО
Андрей НЕЧАЕВ, президент банка “Российская финансовая корпорация”
– Я думаю, что в XXI веке ни одна религия не оказывает ключевого влияния на экономический рост. Другое дело, что многие религиозные, в том числе православные каноны, были бы отнюдь не лишними для предпринимательского климата, если бы они были всерьез восприняты деловой средой. Например, мы знаем из истории, что в дореволюционной России немалая часть сделок заключалась устно.
Было даже такое понятие – русское купеческое слово. И это слово было дороже, чем подписанный и даже заверенный нотариусом контракт. Вот этого, безусловно, в нашем современном предпринимательстве не хватает.
Если бы у подавляющей массы российских бизнесменов были искренние религиозные убеждения, не возникло бы целого ряда корпоративных конфликтов, была бы совсем другая корпоративная культура. Вряд ли получил бы такое распространение насильственный захват компаний, с применением силовых методов, с привлечением правоохранительных органов и коррумпированной судебной системы. Проблема в том, что в современной предпринимательской среде религиозное сознание развито очень слабо. Сейчас стало модно лишь формально исполнять религиозные обряды.
Я не считаю, что православная традиция отрицает дух предпринимательства, личное богатство. Такая точка зрения если и есть, то, прежде всего, у беднейших слоев населения. Другое дело, что наша страна пережила недавно период первоначального накопления капитала, разделивший людей на богатых и бедных. Процесс этот у нас, как и во всем мире, проходил болезненно.
И то, что многие российские капиталы получены небезгрешным путем, – это факт. Но утверждение, что если человек богат, он “автоматически” грешен, – это просто глупость. Кстати, занятие бизнесом – тяжелый и ответственный труд. И это хорошо понимает Протестантизм, возникший во многом как религия среднего класса.
Россия переживает сейчас уникальный период трансформации. В отличие от всей мировой цивилизации, экономическое развитие которой шло “естественным” путем, мы вынужденно движемся в обратном направлении – возвращаемся от социализма к капитализму. Наш “казарменный” социализм, насажденный насильственным путем, разрушил многие российские национальные традиции, в том числе и религиозные. И идущий сейчас процесс обратной трансформации – от навязанного атеизма к новому пониманию духовных ценностей, в том числе религиозных, требует времени. Процесс этот конфликтный и болезненный.
НА ЭКОНОМИКУ РЕЛИГИЯ И ЭТИКА ОСОБО НЕ ВЛИЯЮТСергей КИСЕЛЕВ, заведующий кафедрой агроэкономики экономического факультета МГУ имени Ломоносова
Историческая эволюция различных способов производства, торговли, обмена тесно связана с историей религии. Все национальные и мировые религии не только занимались духовно-нравственными вопросами, но и непосредственно вмешивались в повседневную хозяйственно-экономическую деятельность людей, божественным авторитетом санкционируя отношения собственности, владения, благословляя одни виды экономической деятельности и осуждая другие. Продолжают ли сегодня действовать эти механизмы и можем ли мы ими воспользоваться? С этим вопросом мы обратились к известным российским экономистам.
– Есть мнение, что религия влияет на экономическое благосостояние. Протестанты считаются наиболее успешными: они трудолюбивы, дисциплинированны и очень экономны. Но тогда как быть с мусульманами? Или с японцами – синтоистами и буддистами? Серьезных научных исследований по этому поводу я не встречал.
Скорее, это гипотеза, которая требует доказательства.
Вот на ранних стадиях экономического развития религия действительно оказывала существенное воздействие. Отставание Испании, ее проигрыш Англии в определенной степени связаны с тем, что Католицизм тогда породил инквизицию и стал препятствием, барьером, сдерживавшим развитие страны, искусства, науки.
Если же речь идет о России – то мы просто отстали. Это очевидно. Отстали не в высокой культуре и искусстве, а в культуре бытовой, производственной, нам не хватает дисциплины, ответственности.
На нынешней стадии экономического развития ни религия, ни этические представления на расстановку сил особо не влияют. Страны, находящиеся в “отрыве”, стремятся его сохранить, и им это удается.
Патриархальность явно устарела. Крестьян больше нет – есть фермеры. Во многих языках само слово “крестьянин” (“peasant», “paysan”) употребляется только как архаичное, применительно к феодализму. Иностранцам вообще трудно объяснить, чем отличается наш “крестьянин” от их “фермера” – слишком велик разрыв в уровне образования, коммуникаций и в других областях.
И Православие тут ни при чем. Во многих российских деревнях еще в 50–годы ХХ века не было отхожих мест. Уровень бытовой культуры очень низок. Он у нас и в городах ниже, чем в развитых странах.
И если раньше тормозом развития являлся и “железный занавес”, сегодня дело, главным образом, – в отсутствии информации, передачи знаний и умений.
НАДО РАЗВИВАТЬ ТОТ БИЗНЕС, КОТОРЫЙ СООТВЕТСТВУЕТ НАШЕЙ ТРАДИЦИИ
Иван ГРАЧЕВ, председатель партии “Развитие предпринима-тельства”, председатель Национального совета оценщиков России
– Мои предки по одной линии из поколения в поколение были православными священниками, и я совершенно не приемлю распространенные утверждения о том, что наиболее успешны в бизнесе люди протестантских убеждений. Когда у нас в 1998 году был дефолт, протестанты “кидали” и наших и своих соотечественников по тем же схемам, что и наши банкиры. И наоборот – и в католической Испании, и в основном протестантских Соединенных Штатах работает много наших бизнесменов. Не знаю, насколько они являются носителями православных традиций, но они точно не протестанты и не католики, а работают так же успешно и законопослушно, как и их местные коллеги.
Конечно, нельзя сказать, что способы ведения бизнеса и его результаты совсем не зависят от убеждений. Одни люди могут преуспевать в проектах, связанных с вложением денег под небольшие проценты, а других не устраивают 5% годовых и они выбирают более широкие сферы деятельности. Классический пример – ипотека. У мусульман ростовщичество запрещено религией. Но это не значит, что мусульмане не занимаются ипотечным кредитованием: они модифицировали его так, чтобы оно не нарушало их религиозные установки.
Посмотрите на тех же индусов. Они пробиваются в сферу экономики знаний. Каким образом? У них была сильнейшая математическая традиция. Сейчас они ее развивают. И с религией это, конечно, связано, ведь математика – это мощное абстрагирование от реального мира. В России математическая школа иного рода. Она, несомненно, мощнее индийской. А Лобачевский или Чебышев – были православными?
Были.
Я абсолютно уверен, что Россия как носитель православной традиции, в части генерирования знаний не уступит никому. Поскольку уважение к духу и к знаниям как к части этого духа, на мой взгляд, всегда было присуще православному сознанию.
Поэтому на данном этапе было бы правильнее искать такие сферы бизнеса, где наши национальные черты и религиозные представления могли быть наиболее успешными. Например, связанные с духовной и интеллектуальной сферой. Некое чрезмерное уважение к накоплению личного богатства в протестантской традиции, несомненно, есть.
Даже в ущерб развитию своего духа и отношениям с другими людьми. Это значит, что в тех сферах бизнеса, где важен быстрый успех и личное накопительство, они будут успешны. Но это сегодня. А что будет завтра, мы не знаем.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ — ЗАЛОГ ВЗАИМНОГО ДОВЕРИЯ
Леонид ГРИГОРЬЕВ, декан факультета менеджмента Международного Университета в Москве
– Спор о влиянии религий на экономическое развитие идет давно. Первый, кто обратил внимание на возможное воздействие религии на экономику, был Макс Вебер. Он, опираясь на статистику, показал, что в еврейских и протестантских семьях сумма доходов и сбережений была намного выше, чем в семьях католиков. А накопление в отдельных семьях и дает толчок к экономическому развитию страны.
Долго полагали, что буддизм по идее должен тормозить экономическое развитие стран Юго-Восточной Азии. Ведь специфические установки местных религий требовали в ряде случаев ухода от внешнего мира. Зато там оказалась очень высокая трудовая этика, высокая терпимость, готовность хорошо работать длительное время за сравнительно небольшие деньги.
Любопытный феномен произошел с исламом. Коран запрещает брать проценты за кредит, но мусульмане нашли способ взимать плату за пользование деньгами, не нарушая норм Корана. Однако во многих мусульманских странах целый ряд аспектов общественной жизни до сих пор притормаживает экономическое развитие. И только огромные нефтяные деньги объясняют экономический бум в арабском мире.
Что касается Православия, то все знают, что оно пришло на Русь из Греции. А греки – народ очень одаренный, особенно в области коммерции. Греческая Православная Церковь никогда не сдерживала их творческих предпринимательских устремлений. Да и у православных румын, молдаван, сербов и других балканских народов Православие экономике не мешало.
Что касается России, тут все до такой степени переломано прошлым веком, что вычленить роль Православия очень трудно – уж очень все перемешано. Но я убежден, что наша Церковь могла бы существенно усилить свое влияние на общество в области морали, и таким образом способствовать экономическому прогрессу в стране.
Авторитет Православия может существенно улучшить положение в области контрактного права. Ведь на Нью-Йоркской бирже сделка стоимостью 100 000 000 долларов считается заключенной, если два человека по телефону сказали друг другу “да”. И даже если через секунду человек понимает, что он ошибся, сделка выполняется. А одной из слабостей российского бизнеса является низкое качество выполнения контрактов, взаимное недоверие и незащищенность прав собственности. И если бы Россия вновь обрела репутацию страны, в которой и государство, и бизнес, и граждане выполняют все обещания, это принесло бы колоссальную пользу.
Источник: foma.ru
Религия и ее влияние на международный бизнес
Религия — это один из важнейших аспектов жизни любого общества. Религия определяет способы установления контактов между членами одного общества, а также между представителями разных обществ. Около 85% населения Земли, численность которого составляет 6,2 млрд, принадлежит к той или иной рели— гии. 72% населения всего мира придерживаются одной из четырех религий: христианства, в том числе римско-католической веры (16,9%), протестантской веры (13,0%) и православия (3,8%), а также ислама (19,2%), индуизма (13,7%) и буддизма (5,7%).
Религия определяет отношение верующих к работе, потреблению, личной ответственности и планированию будущего. Социолог Макс Вебер (Max Weber), например, объясняет возникновение капитализма в Западной Европе влиянием протестантской морали, которая особо выделяет трудолюбие, бережливость и достижение успехов как средства возвеличивания Бога. В соответствии с протестантской моралью добродетелью считается накопление богатства, постоянная борьба за повышение эффективности и повторное инвестирование прибылей с целью дальнейшего повышения производительности — все эти характеристики необходимы для стабильного функционирования капиталистической экономики.
В отличие от протестантской церкви индуизм проповедует духовное совершенствование, а не экономический успех. Цель индуса состоит в том, чтобы соединиться с Брамой, вселенским духом согласно индуизму; достичь такого единения можно посредством ведения все более и более аскетического образа жизни в каждом воплощении души на протяжении ряда циклов реинкарнации. Стремление к накоплению материальных благ может замедлить процесс духовного совершенствования. Таким образом, индуизм не поддерживает таких капиталистических видов деятельности, как инвестиции, накопление богатства и постоянный поиск путей повышения производительности и эффективности.
Ислам, в принципе поддерживающий капитализм, делает большее ударение на обязательствах индивида перед обществом. Согласно исламу прибыли, полученные посредством честных деловых операций, имеют право на существование, однако компания не должна получать прибыли от эксплуатации или обмана людей. Все мусульмане должны проявлять доброжелательность, справедливость и скромность в процессе взаимодействия с другими людьми. Упомянутые в главе 3 нормы ислама, подразумевающие запрет на выплату или получение процентов, сформировались на основании веры в то, что такие действия приводят к эксплуатации менее удачливых членов общества.
Существуют и другие, не менее важные аспекты влияния религии на условия ведения бизнеса. Достаточно часто религия налагает ограничения на роль индивида в обществе. Например, кастовая система, поддерживаемая индуизмом, традиционно регламентирует распределение рабочих мест между членами разных каст, что влияет на формирование рынка рабочей силы, а также препятствует максимальному использованию бизнес-возможностей. В странах, где преобладают истинные последователи ислама (таких как Саудовская Аравия и Иран), существует запрет на предоставление работы женщинам; причина этого запрета заключается в том, что в соответствии с нормами ислама круг общения мусульманских женщин с мужчинами должен быть ограничен исключительно родственниками.
Помимо всего прочего религия влияет на состав товаров, приобретаемых верующими, а также на сезонные закономерности потребления. Например, в большинстве христианских стран Рождественские праздники — это период обмена подарками, очень важный для предприятий розничной торговли; с другой стороны, в день Рождества уровень деловой активности существенно снижается, тогда как уровень потребления резко возрастает накануне Рождества. Производительность работы предприятий резко падает из-за того, что рабочие и служащие берут кратковременные отпуска, чтобы повидаться с друзьями и побыть с семьями.
Влияние религии на деятельность международных компаний имеет свою специфику в каждой стране в зависимости от ее правовой системы, однородности религиозных убеждений граждан, а также терпимости к другим религиозным воззрениям. Рассмотрим Саудовскую Аравию, в которой расположен священный город Мекка — город, в который каждый мусульманин должен совершить паломничество хотя бы один раз в жизни.
Учение Корана образует основу теократической правовой системы страны, в которой 99% населения — мусульмане. В стране существует сильное политическое давление, направленное на сохранение религиозных традиций.
Невозможно преувеличить важность понимания принципов ислама для бизнесменов, занимающихся международным бизнесом, а также роль этих принципов в процессах экспорта продукции, ее производства, маркетинга и продажи товаров в кредит на рынке Саудовской Аравии. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример.
В Саудовской Аравии работа приостанавливается пять раз в день, когда верующим необходимо помолиться Аллаху. Было бы глупо со стороны менеджера, не являющегося мусульманином, возражать против такой практики, даже если она приводит к снижению объемов производства.
Зарубежные бизнесмены должны особенно тактично вести себя со своими саудовскими партнерами во время священного месяца Рамадан, когда мусульмане воздерживаются от пищи с восхода до заката солнца. Женщины, занимающие высшие административные должности в западных компаниях, сталкиваются с дополнительными препятствиями из-за особого отношения жителей Саудовской Аравии к роли женщины в обществе — отношения, которое сформировалось на основании исламского религиозного закона.
Даже действия, предпринимаемые за пределами Саудовской Аравии, могут повлиять на формирование торговых отношений с этой страной. Например, руководством компании McDonald’s была допущена грубая ошибка, когда на фирменных бумажных пакетах компании были напечатаны флаги стран всех футбольных команд, принимавших участие в финальных играх Кубка мира, в том числе флаг Саудовской Аравии.
Проблема состояла в том, что на флаге страны есть священная надпись, которая гласит: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его». Религиозные чувства мусульман Саудовской Аравии и всего мира были оскорблены тем, что имя Аллаха написано на упаковке, которую выбрасывают в мусор. Компания McDonald’s поспешила извиниться перед мусульманами и пообещала прекратить использование этих пакетов, тем самым остановив полемику, которая могла бы повлиять на ведение бизнеса в Саудовской Аравии и в других мусульманских странах. Компанией Nike была допущена аналогичная оплошность, когда для новой линии спортивной обуви был разработан фирменный торговый знак, который напоминал арабское слово «Бог, Аллах». С протестом против использования этого торгового знака выступили многочисленные группы мусульман; в результате обувь с таким знаком была снята с производства, а в компании был разработан новый торговый знак для спортивной обуви новой линии.
Тем не менее во многих других странах религия хотя и играет важную роль, но не охватывает всех сторон жизни. Например, жители большинства стран Южной Америки придерживаются римско-католической религии. Однако в этих странах есть сторонники и других религий, причем представители всех религий терпимо относятся к убеждениям друг друга.
Католическая церковь — это опора общества во всех этих странах, единственный из многочисленных общественных институтов, который определяет повседневную жизнь граждан. Даже праздничные дни (Пасха, Рождество), а также организация рабочей недели (когда выходной день — воскресенье) свидетельствуют о влиянии христианской теологической системы на повседневную жизнь жителей этих стран. Компания, ведущая бизнес в этих странах, должна разрабатывать свои производственные графики и графики рабочего времени с учетом религиозных убеждений работников компании и потребителей ее продукции. Компании, действующие на территории Швеции, в которой 97% населения — лютеране, должны соответствующим образом учитывать особенности этой религии.
Как ни странно, в странах, которые характеризуются разнообразием религиозных верований, возникают еще более серьезные проблемы. Компании, работающие в таких космополитических городах, как Лондон и Нью-Йорк (например, Barclays Bank, Hoffman-LaRoche и IBM), должны учитывать в своей деятельности религиозные потребности своих работников и потребителей, придерживающихся иудаизма, христианства, ислама и индуизма. К числу таких религиозных потребностей относятся религиозные праздники, ограничения и обычаи, связанные с режимом питания, а также субботние дни, которые в некоторых религиях считаются днями святости. Компании, которые не могут приспособиться к этим нуждам, могут понести потери из-за невыходов на работу, низкого морального духа в коллективе и снижения объема продаж.
Источник: studopedia.su
Религия и бизнес — можно, нужно и доходно
Для кого-то религия – это духовная составляющая жизни, вера. А для других это прекрасная возможность заработать деньги. Сегодня мы рассмотрим такой парадоксальный дуэт как религия и бизнес.
Это имеет место быть и не нужно делать вид, что вы этого никогда не замечали. Все существующие нынче секты и ответвления мировых религий – это не что иное, как финансовые пирамиды.
Религия – это та же политика, искусство управление людьми. Только в отличие от политики здесь не нужно объяснять, что и почему. Основной религиозный постулат – безоговорочная вера. То есть человек просто верит и ни о чем не спрашивает.
Благодатная почва для управления человеческим сознанием. И многие религиозные деятели недвусмысленно называют верующих своей паствой, а себя пастырями, то есть ведущими стадо в направлении, известном только самим пастырям.
За примером коммерциализации религии далеко ходить не надо. США – вторая по религиозности страна после Индии. Здесь даже на денежной единице (долларовых купюрах) указано, что государство «верит в бога».
Кроме того, США переродило такое вышедшее из лона Англии направление как протестантизм. Эта религия в буквальном смысле благословляет бизнес, торговлю и презирает ленивых.
Перерождением английского протестантизма стали американские мормоны, которые, по своей сути, являются современной интерпретацией «масонской ложи». Об этой секте до сих пор слагаются легенды.
Но реальностью является то, что верхушка власти и бизнеса в США и Европе – члены масонско-мормонской братии. Чего стоит только одно абсолютное предпочтение при найме на работу в США членов мормонской секты.
Таким образом, религия и бизнес в современном мире – это одно и то же. И кто это еще не понял, тот просто никак не может избавиться от «розовых очков».
В каждой секте и Церкви есть обязательные или добровольные сборы, пожертвования. И в то время пока рядовые прихожане приносят последнюю копейку, главы этих движений разъезжают на дорогих машинах, живут в особняках и имеют приятно радующие их «душу» красивые счета в иностранных банках. Чем занимаются все эти люди? Увеличением численности своей паствы, за счет которой они и их сподвижники кормятся.
Следующий пункт в теме религия и бизнес – продажа религиозной атрибутики (книг, одежды, крестильных принадлежностей, святых образов, икон, изделий из драгметаллов, святых мощей, елея и тому подобного). Когда-то Иисус сказал, что Церковь превратили в рынок.
И его слова актуальны и по сей день. Еще на входе во многие священные храмы висят прайс-листы с указанием расценок на «священные обряды»: крещение, венчание, отпевание и т.д.
А тут же в церкви можно купить все, что тебе заблагорассудиться: золотые и серебряные цепочки, нательные крестики, платки, свечки и много чего другого. И никто не полагает, что это как-то неуместно делать на территории самого храма.
Отдельно оплачивается у нас выезд священнослужителей для освещения помещений. Нынче вызвать батюшку освятить сауну или иной бизнес – модно, а батюшке – можно, нужно и доходно.
Видимо, бизнес после освящения становится сразу угодным богу, и не важно, что там будут твориться непотребные дела, проводиться аферы и развиваться коррупция.
Главное – что все это уже освятили, а значит, все это происходит с благословления Церкви. И кто после этого еще сомневается, что религия и бизнес уже давно стали синонимами?
И не золотому ли тельцу мы все покланяемся, если Церковь имеет свои таксы и цену? Если еще в средние века, чтобы попасть в монастырь, надо было внести приличную дань (а иначе, зачем ты такой никудышный нужен-то этой Церкви?).
На все это всегда закрывались глаза и все делают вид, что не замечают. А услышав подобное от кото-то, сразу негодуют. Чтобы религия и бизнес шли рука об руку и от друга кормились – да ни в раз! Клевета все и наговоры.
Источник: berichnow.ru