Проявите «должную осмотрительность»
- полномочий лиц, действующих от имени контрагента;
- наличия соответствующих лицензий, оборудования, необходимого для осуществления деятельности;
- иных сведений, характеризующий деловую репутацию партнера;
- платежеспособности контрагента;
- риска неисполнения обязательств и предоставления обеспечения их исполнения;
- наличия у контрагента необходимых трудовых и производственных ресурсов;
- давности создания юридического лица.
«Проявление должной осмотрительности» – необходимое поведение для каждого участника хозяйственного оборота. Следует оговориться, что если хозяйствующий субъект не озаботится проверкой указанных выше данных, то может столкнуться с негативными последствиями, лежащими в другой плоскости – отличной от плоскости налоговых рисков, но не менее важных. Так, например, не проверив полномочия подписанта договора, хозяйствующий субъект навлекает на себя риск оспаривания сделки в соответствии со ссылкой на ст. 183 ГК РФ («Заключение сделки неуполномоченным лицом»).
Риск и Бизнес.Нужно ли Рисковать? Успех в Жизни! Предпринимательство это Риск..
В настоящее время существует большее количество сервисов для проверки контрагентов, которые позволяют с той или иной полнотой проявить должную осмотрительность. Существуют платные и бесплатные сервисы, сервисы с большим объемом информации и те, что дают лишь некую общую информацию. Здесь уже каждый хозяйствующий субъект определяет, что ему нужно, за что он готов платить деньги и готов ли платить их в принципе.
Вы также можете сделать свою сделку более безопасной, а выбор контрагента обдуманным, и не используя эти сервисы.
Во-первых, проверьте данные контрагента на сайте www.nalog.ru. Здесь доступна следующая юридически значимая информация:
1) данные лица, которое вправе без доверенности действовать от имени юридического лица (в частности, подписывать договоры, первичные документы);
2) юридический адрес вашего контрагента;
3) дата регистрации юридического лица/ИП.
Во-вторых, получите информацию о контрагенте на сайте kad.arbitr.ru:
1) об имеющихся судебных разбирательствах, в которых участвует ваш потенциальный контрагент. То, в качестве какой стороны он выступает в деле, характер споров, суммы разбирательств позволят вам составить представление о вашем потенциальном контрагенте – зачастую исчерпывающее.
2) о том, инициирована ли в отношении него процедура банкротства.
Вне зависимости от того, ограничиваетесь ли вы только двумя указанными сайтами или используете специальные сервисы, правильным и необходимым будет затребовать устав и – в случае, если подписант действует на основании доверенности, – еще и доверенность.
В доверенности все просто: необходимо убедиться, что лицо, на которое выдана доверенность, имеет право подписывать именно те документы, которые подписывает в данном случае во взаимоотношениях с вами. Ведь достаточно часто в доверенности указано право на подписание договоров определенного типа (например, договоров подряда). В этом случае лицо, подписавшее договор поставки, уже выйдет за пределы своих полномочий. Такая система распространена, например, в больших компаниях, где каждый заместитель директора ведает определенным направлением бизнеса.
Риски в бизнесе. Управление рисками в бизнесе
Устав в большей степени интересен разделами, в которых оговариваются полномочия единоличного исполнительного органа (ЕИО), случаи, когда при совершении сделок требуется какое-либо одобрение. На практике полномочия ЕИО часто ограничивается характером или суммой сделкой. Как правило, ограничения по сумме имеют место при какой-либо значительной сумме сделки, однако однажды нам довелось увидеть устав, в котором директор имел право совершать самостоятельно сделки на сумму не более 50 000 руб. Представляется, что если на практике будет оспариваться такая сделка (на сумму, например, 70 000 руб.), то у лица, заключившего договор с организацией, у которой директор настолько ограничен в полномочиях, есть шансы отстоять свою правоту, ссылаясь на то, что разумный участник оборота не мог предполагать таких ограничений.
Разумно проявить все меры предосторожности, чтобы не ожидать, как суд расценит сделку в дальнейшем, как расценит ваше поведение: приняли ли Вы разумные меры предосторожности при совершении сделки.
Включите в договор «заверения об обстоятельствах»
Лет 10 назад заверения об обстоятельствах были популярны в основном у международных компаний. Сейчас их стали включать все чаще. Это прямо связано с введение в 2015 г. нормы в ГК РФ. Последствия нарушения «заверений об обстоятельствах» предусмотрены ст. 431.2 ГК РФ:
- взыскание неустойки/ убытков;
- признание договора недействительным.
Принятие риска
Концепция, при которой человек или предприятие идентифицирует риск и считает его приемлемым, не предпринимая усилий по его снижению или смягчению называется принятие риска.
Что такое принятие риска?
Принятие риска — это концепция, когда человек или предприятие идентифицирует риск и делает его приемлемым, не прилагая усилий для его снижения или уменьшения. Потенциальные потери от выявленного и принятого риска считаются приемлемыми.
Концепция принятия риска широко применяется в инвестиционной сфере и бизнесе в качестве стратегии управления рисками. Некоторые компании не могут застраховаться от своих рисков, если стоимость их несения сравнительно ниже; поэтому принятие риска также известно как удержание риска.
Принятие риска становится вариантом, когда выявляются небольшие и нечастые риски, а поскольку они не являются катастрофическими или дорогостоящими, не предпринимается никаких усилий для управления ими. Последствия такой неопределенности обычно считаются терпимыми или слишком дорогими, поэтому они принимаются как часть системы и устраняются по мере их возникновения.
Принятие риска является отличительной чертой успешной расстановки приоритетов и составления бюджета на случай непредвиденных обстоятельств, поскольку оно позволяет снизить расходы на премию.
Резюме
- Принятие риска — это количество финансовой неопределенности, которое человек или предприятие может сохранить без чрезмерного страхования, хеджирования или смягчения.
- Принятие риска предполагает различные финансовые и организационные подходы, призванные обеспечить финансовый буфер во время материализации риска.
- Хотя принятие риска обеспечивает чистую финансовую прибыль, оптимальное решение о его принятии зависит от перспективы менеджера, а не от систематических угроз рынка.
Принятие риска: объяснение
Многие коммерческие предприятия применяют различные методы управления рисками для оценки и классификации вероятности финансовых бедствий с целью облегчения мониторинга и контроля. Менеджеры и стратеги считают, что деловые организации сталкиваются с многочисленными угрозами бизнесу, которых можно избежать или смягчить в зависимости от уровня роста и выделенных ресурсов.
В результате бизнес прибегает к контрольной деятельности, призванной найти компромиссный баланс между финансовыми последствиями проблемы, исходящей от идентифицированного и приемлемого риска, а также затратами на управление им.
Источники рисков многогранны, они включают стихийные бедствия, чрезмерно агрессивную конкуренцию, курсы валют, неожиданные колебания цен на продукцию, юридические обязательства и кредитный риск.
Принятие риска, таким образом, несет в себе тот же смысл, что и самострахование. Выбор в пользу принятия риска обычно делается в связи с небольшими потенциальными финансовыми трудностями, которые материализуются каждый день. Однако иногда деловые предприятия могут согласиться на сохранение катастрофической неопределенности, расходы на страхование которой не являются финансово обоснованными.
Принятие риска может принимать различные финансовые и организационные формы, например, постоянное создание финансового резерва, использование кэптивов или накопление финансовых ресурсов на специальных счетах.
В страховых компаниях принятие риска может также включать в себя вычеты и недострахование, а также планы совокупных вычетов. Все эти компоненты требуют создания резервного фонда в страховой компании, чтобы смягчить ту часть убытков, которая не страхуется из-за франшиз.
Удержание риска — это не просто простое решение. Скорее, это сознательное решение предприятия признать, что риски в конкретных областях будут рассматриваться по мере их возникновения. Стратегия финансирования риска учитывает способность выявлять и оценивать предполагаемые риски.
Принятие риска также имеет свои ограничения, которые определяются способностью компании принять на себя финансовые последствия в случае возникновения риска. Это важно для менеджеров и бизнес-стратегов, когда они принимают решение о политике удержания риска.
Положительные и отрицательные стороны принятия риска
Предприятия с программами страхования имеют преимущество в минимизации ожидаемых затрат на удержание риска. Условие, которое может объяснить такую линию мышления, заключается в том, что ожидаемая стоимость убытка в долгосрочной перспективе ниже, чем затраты на его страхование.
На практике такое условие наблюдается, когда страховые компании выплачивают премии, значительно превышающие реальный риск. Это действительно так, поскольку профиль риска отдельной компании отличается от средних значений, принятых при расчете страховых премий.
Однако одна из проблем, связанных с принятием риска, заключается в упомянутом оптимальном решении о сохранении риска, которое опирается на точку зрения менеджера, а не на систематические преимущества и риски, воспринимаемые рынком. Обоснование того, что решение менеджера не может быть принято как оптимальное для компании, оправдывает данную концепцию.
В свете того, что целью риск-менеджмента является максимизация роста стоимости, для принятия риска необходимо сбалансированное соотношение между общими затратами на риск и экономией на страховых взносах. Любые потенциальные финансовые потери, возникающие в результате непокрытого риска, также являются примером принятия риска.
Альтернативы принятию риска
Хотя принятие риска считается подходящим выбором во многих сценариях, в управлении рисками существуют дополнительные подходы к снижению рисков:
1. Передача риска
Передача риска предполагает распределение риска от одной стороны к другой на договорной основе. Справедливое распределение риска обеспечивает распределение ответственности за риск между сторонами в соответствии с их способностью контролировать и страховать риск. Этот метод обычно используется страховыми компаниями.
2. Избегание риска
Избежание риска предполагает исключение любой деятельности, которая несет потенциальные потери. Это идеальный вариант для рисков, которые могут оказать серьезное влияние на проект или бизнес. Менеджеры добиваются избежания рисков с помощью политики и процедур, внедрения технологий, а также тренингов и обучения.
3. Снижение рисков
Снижение риска предполагает ограничение последствий риска, с которыми можно справиться по мере его наступления. Эта стратегия обычно достигается путем хеджирования.
Дополнительные ресурсы:
Портал Finansistem поможет любому человеку стать финансовым аналитиком мирового класса. Для дальнейшего развития вашей карьеры вам будут полезны дополнительные ресурсы, представленные ниже:
- Антикризисное управление
- Рыночный риск
- Современная портфельная теория
- Управление рисками предприятия (ERM)
Источник: finansistem.com
Метод принятия риска на себя
Суть этого метода — покрытие убытков за счет собственных финансовых возможностей. Использование данного метода оправдано в тех случаях, если:
-частота наступления убытков невысока;
-величина потенциальных убытков невелика;
-затраты на страхование очень велики;
-эффективный менеджмент может снизить риск;
-риски однородны или неоднородны, но их мало;
-других возможностей от риска нет.
Если же риски однородны или неоднородны, но их много, то предприятие может оставить риски у себя, или передать риски другим субъектам,
Убытки при данном методе управления рисками могут покрываться либо за счет текущего денежного потока, либо за счет средств резервных фондов, специально создаваемых для этих целей. При определении необходимого размера средств, специально предназначенных для покрытия таких убытков, должен приниматься во внимание следующий фактор — предполагаемые убытки могут произойти в течение короткого периода времени или в течение периода низких доходов компании.
Использование данного метода управления рисками — сознательное, умышленное принятие небольших рисков на себя или незапланированное принятие риска на себя — обусловлено следующим.
Во-первых, многие риски компания вынуждена принимать на себя потому, что последствия убытков по ним не так велики, чтобы оправдать применение других методов управления рисками (например, непредвиденные расходы, связанные с отменой командировки — возврат билетов, т. е. потеря некоторых небольших средств).
Во-вторых, компания зачастую заранее может выделить риски, которые она обязательно должна взять на себя. Так, вводимый в условия договора страхования пункт о франшизе предполагает, что при наступлении страхового случая страхователь может (условная франшиза) или обязан (безусловная франшиза) участвовать в возмещении ущерба.
В-третьих, существуют ситуации, когда фирмой принимается незапланированный риск. Незапланированное принятие риска вряд ли можно рассматривать как метод управления, однако игнорировать такую возможность не стоит. То, что мы не знаем о некоторых рисках, так как не смогли их выявить заранее, не делает эти риски менее реальными.