КАК «УПАКОВАТЬ» ФРАНШИЗУ И НАЧАТЬ ПРОДАВАТЬ ЧЕРЕЗ ТРИ НЕДЕЛИ
Практическая инструкция по разработке франшизного пакета для бизнесменов
Ежегодно франчайзинг растет до 30%. Анализ поисковых запросов дает понять, что интерес к поиску бизнеса по франшизе у россиян небывалый. По данным Wordstat, только «Яндекс» ежедневно фиксирует около 1500-1700 запросов, связанных непосредственно с покупкой франшизы. Потенциальные франчайзи готовы скупать все, что предлагает рынок, а рынок лихорадочно пытается им что-то предложить.
Итак, у вас есть свой бизнес. И, конечно, он нуждается в расширении, а вы — в дополнительной прибыли. Расширение по системе франчайзинга кажется вполне привлекательным вариантом за счет некоторых неоспоримых преимуществ.
«ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ»
— Создание франчайзинговой системы намного дешевле открытия и сопровождения филиала или дочернего предприятия в другом городе;
— Позволяет сэкономить на затратах по сравнению с аутсорсингом и привлечением сбытовых посредников;
Как создать франшизу своего бизнеса. Расширение бизнеса
— Предоставляет больший контроль над деятельностью вступающего в сеть предприятия, чем при продаже лицензии;
— Не предполагает первоначального вложения активов и последующего разделения собственности в отличие от создания совместного предприятия или стратегического альянса.
— Вероятность утечки важной коммерческой информации (в том числе той, что является секретом производства);
— Риск потери репутации из-за ненадлежащей работы франчайзи, угроза потери лояльности потребителей;
— Необходимость обучать и постоянно контролировать деятельность предприятий системы также можно отнести к минусам организации сети. Кроме того, это намного дороже, чем просто продать лицензию — опять же, в связи с необходимостью оказывать помощь франчайзи.
Как понять, что уже готов?
Так как же понять, нужно ли вам на самом деле организовывать франчайзинговую систему? Если хотя бы один из пунктов про вас и ваш бизнес — вы готовы!
Во-первых, бренд и имидж. Ваша компания на слуху, у вас прочная база клиентов, а бренд практически можно возвести в категорию имен нарицательных? Поздравляем, для вас франшиза — идеальный способ расширить границы своей деятельности.
Во-вторых , география. На местном рынке у вас все хорошо: широкая целевая аудитория, мощная прибыль, лидирующее положение относительно конкурентов, с которыми вы сравниваете свой бизнес. Ваша бизнес-модель прошла «обкатку» временем, многие процессы стандартизированы. В таком случае франшиза для вас — способ выйти на новые рынки.
В-третьих , окружение. Допустим, вы пользуетесь услугами аутсорсинга или сбытовых посредников — тогда для реализации этих целей намного удобнее будет вступить в отношения производственного, либо товарного франчайзинга. А если вам хочется «чисто» и быстро избавиться от конкурента, можно прибегнуть к схеме конверсионного франчайзинга и «переманить» его на свою сторону.
В-четвертых , новизна. Вы только запустили бизнес, который уже дает отличные результаты. Сам товар или услуга сейчас пользуется спросом и находится на волне трендов. Почему вам также подходит запуск франчайзинга? Вместе с появлением первых партнеров вы сможете отладить все внутренние процессы, тем самым развивать себя и развивать франчайзинг.
Стоит покупать франшизу? Или начать свой бизнес с нуля?//16+
Пока вы тестируете нишу, зарабатываете «шишки» и собираете кейсы, формат вашего бизнеса может стать не актуальным.
О чем нужно знать перед «упаковкой»?
Для начала нужно обозначить и запомнить несколько правил, без соблюдения которых из потенциально успешной идеи вряд ли получится что-то стоящее и по-настоящему работающее.
Правильно оцените свои возможности. Для успешного функционирования системы важно наличие успешного бренда и имиджа (если же предприятие организовано недавно — значительного потенциала для раскрутки). Еще один важный критерий — стабильность. Головная компания, по сути, держит на себе всех приходящих новичков, и, чем надежнее будет бизнес, лежащий в основе системы, тем успешнее и больше по количеству участников она может стать.
Выгодно — не значит бесплатно. Да, организация франшизы преимущественно дешевле альтернативных способов расширения, но затраты все равно будут и не настолько незначительные, как вам бы того хотелось. Оформление патентов, подготовка необходимой юридической документации, разработка обучающих программ, консультации со сторонними профессионалами для разработки франчбука, прямое финансирование франчайзи, маркетинговые мероприятия и исследования — все это требует вложений, на которые лучше не скупиться, ибо они обеспечивают дальнейшее процветание всей системы.
Должно быть УТП. Это уникальное торговое предложение, которое вы в конечном итоге предложите рынку.
Стартовый пакет. Крайне важный момент: у франчайзера должен быть пакет информации, необходимый для успешного продвижения своей франшизы как товара на рынке потенциальных покупателей-франчайзи. Традиционно в комплект входят презентация с условиями партнерства, финансовый план, брендбук и анкета, на основании которой головной компании предстоит составить начальное представление о данном кандидате.
Учиться, учиться и еще раз учиться. То, что вы продаете в упаковке франшизы, должно работать не только у вас, но и у вашего покупателя. Именно поэтому так важны обучающие программы, и, чем сложнее с технической точки зрения бизнес, тем более углубленными и комплексными они должны быть. Разработка этих программ потребует ресурсов: денежных, временных и кадровых, но только с ними у вас появится шанс на организацию действительно грамотно функционирующей успешной системы.
Основные виды франчайзинга.
Существует 4 вида франчайзинговых моделей.
Заключив договор, франчайзи получает право на реализацию товара, выпущенного под фирменной торговой маркой франчайзера.
Франчайзиговый договор жестко регламентирует технологию продаж, ассортимент услуг и товаров и четкие правила использования торговой марки производителя.
Если франчайзи приобретает у производителя торговое оборудование или недвижимость, франчайзер оказывает ему финансовую поддержку, снабжает рекламными технологиями, производит обучение персонала. Примеры товарного франчайзинга – продажа автомобилей, горючего, бытовой техники.
2. Производственный (промышленный).
Компания, обладающая запатентованной технологией изготовления товара, передает франчайзи право на производство и продажу продукции под своим фирменным знаком.
Фирма передает второй стороне, кроме патента на производство, сырье и эксклюзивные ингредиенты, которые производит только она по секретным технологиям.
Кроме того, в договоре указаны четкие требования к производственному процессу, объему выпускаемой продукции, ее качеству, планам продаж. Оговаривается также квалификация персонала и полная отчетность.
Крупная компания осуществляет поставку оборудования на льготных условиях, оказывает помощь в обучении сотрудников, организации производства, продаж и создании рекламы продукции.
Производственный франчайзинг широко распространен в производстве безалкогольных прохладительных напитков. Ярким примером может служить фирма «Кока-кола».
Франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом услуг под торговой маркой франчайзера, который обеспечивает партнера оборудованием, рекламной и маркетинговой технологией.
Кроме поддержки, компания-франчайзер обязательно осуществляет контроль за работой «младшей» фирмы. Пример сервисного франчайзинга – сеть химчисток.
4. Бизнес-формата (деловой).
В этом случае франчайзер передает партнеру не только права продаж, но и лицензию на организацию данного вида бизнеса.
В документах четко оговаривается концепция бизнеса, даются подробные инструкции по обучению сотрудников, требования к оформлению интерьера фирмы, к униформе персонала. Регламентируется рекламная политика, ведение отчетности, взаимоотношения с поставщиками товара.
Таким образом, компания-франчайзи работает под знаком фирмы-франчайзера и обязательно придерживается той же концепции ведения бизнеса. Таким видом франчайзинга пользуются, например, сети предприятий быстрого питания.
Источник: madeinudmurtia.ru