К предложениям приобрести действующую компанию потенциальные покупатели всегда относятся настороженно. И это неудивительно, ведь о продаже бизнеса собственники часто задумываются, когда дело прекращает приносить прибыль, а перспектива банкротства кажется очень реальной. Мы поделимся с вами секретами, как быстро продать готовый бизнес, чтобы сделкой были довольны и вы, и будущий владелец компании.
Что такое готовый бизнес
- прошло стадии зарождения, начального развития;
- имеет собственный конкурентоспособный продукт/услугу;
- сформировало клиентскую базу, репутацию;
- способно представить финансовые показатели деятельности;
- может передаваться другому собственнику.
Подготовка к продаже компании
Как продать что угодно кому угодно | Джо Джирард
Готовый бизнес продать можно, только являясь его собственником, владея единолично всеми активами, правами. При долевом владении согласие на сделку нужно получить от всех совладельцев. Процесс продажи будет сложнее при наличии долговых обязательств, участии собственников в активных судебных разбирательствах.
Первый шаг при подготовке к продаже — приведение в порядок текущей отчётной документации. Возможный покупатель обязательно запросит информацию по прибыли проекта, текущим расходам.
Не стоит бояться профессиональных аудиторов. Наоборот, отчёт, составленный независимой компанией, повысит доверие к вам потенциального инвестора.
Во сколько оценить собственный проект
Вопрос, за сколько можно продать готовый бизнес, является главной болью предпринимателей. Цену можно формировать многочисленными способами. Мы рекомендуем идти от частного к общему — проанализировать все движимые и недвижимые активы предприятия:
- помещения — собственные или арендуемые;
- оборудование;
- патенты;
- авторские права;
- популярность предприятия;
- размер клиентской базы;
- уровень доходов;
- квалификация персонала;
- прогнозируемая величина будущей прибыли;
- наличие сети, франшиз;
- рыночная ситуация в стране, мире.
Цену небольшой фирмы с минимальным размером прибыли удобно посчитать, ориентируясь на вложенные в запуск и развитие инвестиции. Передавая права на крупное успешное предприятие, ориентируйтесь на вероятную прибыль нового владельца.
«Упаковка» предложения
- Приведите в порядок все бизнес-процессы — от проведения закупок до выплаты заработной платы сотрудникам.
- Напишите бизнес-план — представьте будущему владельцу ваше предприятие в самом выгодном свете: нарисуйте перспективы развития проекта, подсчитайте необходимые затраты, возможную прибыль.
- Подготовьте наглядную презентацию — она позволит будущему владельцу понять нюансы работы предприятия, особенности рынка, конкурентные преимущества продукта/услуги.
Как и с помощью какой платформы продать готовый бизнес
А вот теперь можно задуматься о том, где продать готовый бизнес. Самый простой способ — передать свою долю совладельцам, если они у вас есть. Можно поговорить с партнёрами, поставщиками, знакомыми предпринимателями — возможно, кто-то из них давно присматривается к новой для себя нише.
Как продать бизнес выгодно?
Помочь найти покупателя может и бизнес-брокерская компания. Например, специалисты компании « Альтера Инвест» готовы самостоятельно оформить предложение для покупателей, разместить объявление на своей площадке и даже уладить все юридические вопросы. Единственный нюанс — придётся оплатить небольшую комиссию.
Источник: www.klerk.ru
Девять главных правил для тех, кто хочет продать стартап
Все хотят продать свои компании. Даже Сергей Брин и Лари Пейдж когда-то хотели продать Google за $1 млн. ймс Алтучер дает девять советов, которые помогут выгодно продать стартап.
Инвестор, программист, писатель и предприниматель Джеймс Алтучер управляет Formula Capital, написал шесть книг об инвестировании, создал и продал несколько компаний. Со страниц TechCrunch он делится девятью советами, как удачно продать стартап.
1. Начинайте шевелиться за год до продажи. Общайтесь со всеми, кому хотите продать стартап, прямо сейчас. Джеймс Алтучер продал первую компанию в 1998 году. За год до этого он обошел все рекламные агентства.
Он мог бы продать компанию и раньше, но заработал бы гораздо меньше. Вместо этого он целый год поддерживал отношения с несколькими возможными покупателями и к 1998 году располагал четырьмя-пятью предложениями о покупке. В итоге покупателем оказалась совсем другая компания, но зато к тому времени о Алтучере говорил весь рынок.
2. Правило 20:6:3:1. В 2004 году владельцы некого психиатрического учреждения, в котором у Алтучера была небольшая доля, решили продать бизнес. Им предложили $10 млн. Владельцы уже почти согласились, когда Алтучер попросил предоставить ему право заняться продажей.
Он вспомнил правило «20:6:3:1», о котором ему рассказал один знакомый брокер: надо позвонить в двадцать компаний.
Алтучер связался с двадцатью частными инвесторами, государственными компаниями и прочими, кого могло заинтересовать психиатрическое учреждение. Как по волшебству, он добился шести встреч, три из которых закончились предложениями о покупке. Выбрав самую выгодную, они продали компанию за $41,5 млн.
3. Спрашивайте советы/делитесь идеями. Придумайте для каждого потенциального покупателя десять идей, как вы можете легко влиться в их текущий бизнес с пользой для них. Встречайтесь с ними. Показывайте идеи. Спрашивайте, как вы можете помочь им реализовать эти идеи.
Убедитесь, что эти идеи способны принести им деньги. Много денег. Что это принесет вам? Вы можете влиться в топ-менеджмент «покупателя идеи», к тому же ваши идеи помогут людям убедить вышестоящее руководство, что вы толковый человек.
Когда Алтучер пытался продать Stockpickr.com, он общался с Yahoo, AOL, Google, Reuters, Forbes и другими. В итоге компанию купил TheStreet.com, зато у Алтучера до сих пор хорошие деловые отношения с некоторыми из этих компаний.
4. До переговоров: придумайте математическую формулу, с помощью которой можно оценить вашу компанию. Формула должна быть простой, чтобы обе стороны договорились о покупке еще до того, как вы подставите в нее цифры.
5. Во время переговоров: думайте не только о том, какую сумму получите. После того, как слышите «Да, мы вас покупаем», обсудите: зарплату, опционы, опционы для сотрудников, офис, транспорт, обязанности и многое другое. Добивайтесь, чтобы перечень был максимально длинным.
6. После переговоров: это самая болезненная часть продажи. Дело как бы сделано, но на самом деле еще не сделано. Вы как бы уже работаете на них, но вы еще не работаете на них. В любую минуту сделка может сорваться.
Максимально помалкиваете в это время и убедитесь, что адвокат приближает вас все ближе к заветной цели с каждым днем. Добейтесь, чтобы покупатель подписал письмо о намерениях. Подводных камней может быть много. Например, Алтучер вспоминает, что его хотели заставить подписать трудовой контракт на шесть лет. Убедитесь, что прописано ваше право продать акции компании в любое время и так далее.
7. Будьте открытыми. Делитесь с возможным покупателем советами (до сделки), как можно улучшить сайт. Позовите их на спортивный матч, на обед, устройте совместный отпуск, помогайте контактами, станьте их личным психологом, выслушивая проблемы по телефону в четыре часа утра.
8. Продолжайте строить бизнес. Не зацикливайтесь на мысли, как продать стартап. Продать бизнес поможет и тот простой факт, что вы активно развиваете компанию. У Алтучера есть «100 правил предпринимателя».
9. Самое главное ― не загубите бизнес. Вы сможете продать бизнес только в том случае, если будете в игре. Допустим, вы заключили сделку о продаже, и теперь юристам требуется месяц (или около того), чтобы расставить все точки. Так вот, обязательно наступает время, когда вас поглощает стресс и паранойя. Алтучер говорит, что это закон Вселенной.
Вот его совет: отправляйтесь на ближайшее стрельбище, возьмите винтовку, побольше патронов и расстреливайте мишень до тех пор, пока можете шевелиться.
Фото: pixabay.com
Источник: www.e-xecutive.ru
Как удачно продать бизнес?
Продать бизнес — легко. Удачно продать бизнес — трудно.
Следование несложным рекомендациям окажет ощутимую помощь продавцу.
Итак: прибыль интересует всех инвесторов и покупателей в первую очередь. Если покупатель согласен купить ваш бизнес по запрашиваемой цене, значит, он собирается с помощью этого бизнеса в скором будущем вернуть вложенные деньги. Причем с хорошей прибылью. Но не стоит думать, что покупатели легко соглашаются на ваши условия, даже если выгода от приобретения очевидна. Наоборот, цену будут пытаться сбить изо всех сил, чтобы купить ваш бизнес по той минимальной стоимости, на которую вы согласитесь.
Главная задача — обосновать вашу цену, подготовив правильную информацию и ряд убедительных аргументов.
— Увеличить прибыль! Чем выше прибыль, тем больше стоит бизнес. Проконсультируйтесь с бухгалтером. Схема минимизации налогов хороша для вас, но плоха для покупателя. Подумайте, как показать ваши реальные доходы.
Ищите нужный баланс.
— Еще увеличьте прибыль за счет минимизации ваших издержек. Экономьте на всем. Если вы не слетаете на тематическую конференцию на Сейшельские острова за счет компании – хуже не будет.
— Второе, чем будет интересоваться потенциальный покупатель – причина продажи. Никто не признается, что продает бизнес потому, что он стал нерентабельным. А причины продажи бывают самыми разными. Спор между компаньонами. Семейные обстоятельства. Необходимость переезда в другое место.
Состояние здоровья.
Во многих случаях причина продажи бизнеса банальна: бизнес организовать, сделать его доходным и выгодно продать. Грубо говоря – заработать. Есть особое искусство продать бизнес вовремя: довести бизнес до хорошего уровня рентабельности и продать, пока рентабельность не поползла вниз. Обоснуйте правдоподобный повод для продажи. Лучше всего сказать, что деньги вам нужны на другой проект.
— Опишите достижения, инновации, отличительные особенности вашего бизнеса, преимущества перед конкурентами.
— У вас есть долгосрочная стратегия развития? Если нет — создайте ее. Наличие плана развития в глазах инвестора выглядит очень привлекательно. При необходимости прибегните к услугам специалистов.
— Долгосрочные контракты с арендаторами / поставщиками товаров или услуг очень важны, а вот устные договоренности подтвердить будет затруднительно. Переоформите все договоры на длительный период или предусмотрите их автоматическую пролонгацию, если ни одна из сторон не заявит об их расторжении по окончании срока действия.
— Приведите финансовые документы в порядок. Совсем не факт, что на момент продажи бухгалтер или налоговый консультант поддерживали бумаги в том виде, который нужен инвестору. Минимизация налогообложения и выполнение требований налогового ведомства – не то, что вам нужно для успешной продажи бизнеса по максимально выгодной стоимости. И еще, неточности или ошибки в документах, найденные в ходе продажи, спровоцируют недоверие покупателя, что в худшем случае повлечет отказ от сделки.
— Ваш главный актив – кадры. Если покупатель планирует сохранить и развивать этот бизнес, а ваш персонал состоит из высококвалифицированных кадров – предоставьте покупателю гарантии, что сотрудники не покинут фирму.
— Если у вас 100% надежное управление, вряд ли будущему собственнику понравится зависимость от пары сотрудников, лояльных к вам, но не имеющих никаких обязательств перед ним.
— Если у предприятия есть проблемы, то они наверняка будут выявлены при проведении переговоров. Не бойтесь говорить об этом покупателю, заранее подготовив возможные варианты решения проблем.
— Проконсультируйтесь у юриста, не возникнет ли какие-либо законодательных препятствий, способных помешать заключению сделки в стране, где продается ваш бизнес.
— Постарайтесь на начальном этапе общения выяснить серьезность намерений покупателя. Соотношение интересантов к реальным покупателям, в частности, в России, составляет примерно десять к одному. Под интересантом мы подразумеваем любознательного человека, задающего множество вопросов, имеющего желание приобрести бизнес и/или недвижимость, но не имеющего:
— реальной (финансовой) возможности это сделать; и/ или
— четкой и обоснованной потребности приобретения; и/ или
— намерения купить бизнес / недвижимость в течение определенного времени.
Наконец, если вы остро нуждаетесь в продаже бизнеса – скрывайте это изо всех сил. Не соглашайтесь на множество уступок со своей стороны. В противном случае покупатель воспользуется ситуацией и начнет понижать цену предложения.
Источник: worldtravelinvest.com