Психологическое давление вынуждает дать быструю ответную реакцию – выполнить условия манипулятора. Такой раздел как манипулировать людьми в психологии не подразумевает привычную логику, а выстраиваются логические уловки на демонстрации знаков поведения, словесных подменах и эмоциональном резонансе.
Как манипулировать людьми и что такое манипуляция?
Иногда чтобы получить от другого человека ответ, повернуть текущую ситуацию в более результативное русло — рациональных доводов недостаточно. Здесь не учитывается свободная воля индивида. Тогда учатся как манипулировать людьми скрыто через активные связи, окружающую атмосферу. Методы скрытого психологического воздействия воспринимаются всегда негативно.
Что управляет человеком разум или чувство? Это зависит от конкретной ситуации, которая может затронуть жизненно — важные ценности. Поэтому в течении жизни сознательно или бессознательно каждый понемногу пробует как можно управлять близкими людьми. Стоит обратить внимание на то как ребенок учиться подчинять себе взрослых людей и управлять ими с помощью сильных эмоций.
Как надо вести бизнес и управлять людьми. 10 советов / Ян Арт, Finversia
Это происходит потому что, дети не обладают полноценной логикой и доносят о своих проблемах, управляя чувствами окружающих людей сменой настроения. Многое из детского поведения показывает, как надо манипулировать человеком.
Аналогичное поведение, уже более изощренное, можно ожидать и со стороны взрослых женщин, мужчин. Особенно тех, которым нравиться сложная эмоциональная игра в отношениях (с получением морального удовлетворения). Умение манипулировать людьми необходимо в сфере бизнеса, потребительских услуг – как привлечение покупателей, обход конкурентов, наращивание авторитета в компании.
Что же такое манипулирование?
Что значит манипулировать человеком? Манипуляция – это различные методы внушения, воздействия на сознание оппонента через подсознания. Иногда вплоть до гипноза (например, цыганский, психотерапевтический гипноз).
Человек, который знает, как управлять людьми – это тонкий психолог от природы. Он постоянно кому-то сопереживает, но не отделяется от собственной личности совсем. Знает те сферы психики, которые можно использовать для проигрывания своих ролей, внедрения полезных мыслей. Умеет без усилий заставить делать то, чего собеседник не делает по собственному желанию. Знают, как читать невербальную информацию, чтобы манипулировать людьми.
При умелых манипуляциях информация доходит до мотивационной сферы оппонента обходным путем — минуя сознание. Основное правило, как манипулировать людьми –это то, что выражения подаются в нейтральной форме, либо с эмоциональным сопровождением, которое стушевывает главный смысл. Усыпляет чувство критики и протеста. Сознательный выбор слов, их сочетание меняет восприятие объективной реальности.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Три главные ошибки руководителя || Михаил Москотин
Общие знания как манипулировать людьми в обществе.
Можно ли манипулировать уверенным людьми? – психология дает положительный ответ. Достаточно посеять в них зерно сомнения. А затем дать новые знания, теорию о мире. Легче всего управлять неуверенными в себе людьми, как неустойчивыми личностями.
Чтобы управлять людьми нужно внимательно изучать характер постоянных соперников. Мысленно «делите – включайте» окружающих в более общие типы характеров. О том, как управлять людьми часто пишут в общей психологии человека. Знание о строении личности – это базовая информация как управлять людьми, выделенный психотип подскажет особые способы воздействия.
Тип личности представляет собой набор постоянных характеристик, привычек, сформированных ранее в детстве. Это хорошо проверенный механизм адаптации к требованиям социума. Ведущие качества определяют главный смысл жизни человека, способности и слабости, подкрепленные энергетическими ресурсами психики.
[help]Например, если человек по типу – чувственный (ведущая и более осознанная сфера – ощущения тела). Главным аргументом будет то что близко связанно с присутствием материи. Кроме того, основной способ подтверждение подлинности слов и отношений – это непосредственная информация – зрение, слух, обоняние. Наибольшее значение имеет тактильный контакт – эти люди редко доверяют красочным картинкам, абстрактным идеям. Им важно ощущение тяжести предмета(вещи) в руках, его структура, расположение в пределах вытянутой руки.[/help]
Некоторые чувственные личности более продуктивны и представляют эталон формального лидера. Не исключено, что данная личность знает, как влиять на людей и управлять ими в материальных сферах.
Активные ресурсы психики могут распределяться по-разному в соответствии с механизмами личности. Например, тот же самый чувственный тип – может обладать качествами хорошего бизнесмена и стратега, но быть плохим психологом. Это обуславливается тем, что на обучение практических навыков уходит больше ресурсов, чем в сферу духовную. Эмоционально-духовную сферу данная личность не может самостоятельно поддерживать — необходимо её наполнение с помощью социальных контактов, примеров других людей.
Подробнее о типах людей можно узнать, прочитав книгу Г. Юнга о психотипах, изучить некоторые разделы социальной психологии.
Из чего строиться психологическое манипулирование?
Состояние активного диалога включает в себя не только передачу информации языковыми средствами, но всегда сопровождается невербальным воздействием. В разговоре имеет значение внешность, поза, манеры собеседника. Собственный имидж может успешно подчеркивать авторитет, чужой – дает необходимую информацию о жизни, мыслях оппонента.
Отмечают следующие невербальные факторы речи:
- Симптомы – поведение, выражающие состояние собеседника как психическое, так и физическое (например, усталость, болезненность)
- Символы – атрибуты, подчеркивающие социальный статус, убеждения, личные отношения (например, кольцо на левом пальце, крестик)
- Особые знаки приветствия – например, рукопожатие, поцелуй. Походка, направление взгляда.
- Собственно, паралингвистические – интонация, темп речи, громкость голоса, речевые паузы. Включают также жестикуляцию рук, расстояние между собеседниками – дистанцирование.
Речевое воздействие затрагивает вербальные методы НЛП, способы аргументирования, метафоры, копирование особенностей чужой речи, знание жаргонного словаря отдельных социальных групп. Умение интерпретировать эти знаки повысит способность управлять другими людьми. Но чтобы правильно манипулировать людьми четко разграничивайте собственные мысли, проблемы от «чужих» — занимайте самоанализом и ведите ежедневник для заметок.
8 важных советов от психолога как манипулировать людьми.
Стоит упомянуть о пользе и вреде умения влиять на людей и управлять ими. Не всегда психологическое влияние применяется с целью — эгоистично использовать постороннюю силу и время. Умение манипулировать отдельным индивидом иногда имеет позитивный, положительный эффект. Например, передать полезные знания через психологическую подстройку, помочь выйти из тяжёлого состояния(стресса), сгладить неловкую ситуацию (не привлекая внимания остальных).
Техники управление чувствами людей, основанные на роле ментора, опытного «наставника» необходимы психологу для выведения человека из депрессии. Когда пациенту не хватает собственной воли уйти от проблемы
Совет 1. Называйте всех по имени
Это описывается ещё в книге Дэйла Карнеги, один из способов как можно манипулировать людьми. Собственное имя звучит для каждого человека наиболее приятно. Повышает вес личности в глазах окружающих. Близко к этическим нормам, когда разговор о делах происходит в присутствии упомянутой личности, при персональной просьбе. Употребление указательных местоимений – «он», «она», «это» нежелательно, когда вы хотите управлять чувствами людей более продуктивно.
Совет 2. Комплимент
Уместный комплимент способ как легко манипулировать людьми, не используя сложные стратегии. Это не только расслабляет оппонента, но и поднимет ему настроение перед деловым разговором. Прибывая в хорошем настроении, человек чаще идет на уступки, становиться эмоционально отзывчив, открытым. Комплементы должны основываться на чем-то визуально заметном, а не выглядеть как грубая лесть.
Совет 3. Отражение
Как манипулировать людьми, которые не всегда могут взглянуть на свои поступки со стороны? Не принимают критику от окружающих? Хороший способ показать им как они поступают – это «отзеркалить», скопировать поведение. Помогает в ситуациях, когда человек не ориентируется в запросах партнера или друга (показать то, что требуется сделать на собственном примере). Техника работает, как и в личных отношениях, и на работе.
В целом копирование поведения – это попытка войти в сферу доверия. Каждый человек – индивидуален и гордиться собой, но тем не менее плохо переносит статус «белой вороны» в обществе. Во многом оппонент сам выдает «ключи» к своим мыслям, к секретным слабостям – где некритично воспринимаются указания, чужие советы. Например, акцентируется на соблюдении временного графика (при этом постоянно смотрит на часы, торопиться, использует часто слово «время», читает прогнозы в газетах).
Совет 4. Эффект усталости
Этот метод помогает понять, как управлять правильно людьми на работе. Пользуйтесь им в конце рабочего дня. Если вы видите, что кто-то уже подустал, сидит скучно в предвкушении выходных или торопится на встречу после работы – это самый удобный момент. Мягко предложите помощь, пообещайте доделать работу за него. Поверьте, человек будет считать себя должным, позднее выполнит любую просьбу с двойным рвением.
Совет 5. Простая просьба
Некоторые люди легко управляют другими людьми начиная с простой просьбы. Выполнив незаметно легкое поручение, оппонент чувствует себя значимым. Далее, когда легкая ступень преодолена, в удобный момент попросите, о чем — то более сложном. Постепенно человек совершит плавный переход от легких выполнений к сложным. Аккуратно выбирайте момент учитывая текущие дела оппонента.
Как показывает опыт эффективно управлять людьми данный способ позволяет с перерывами. Не навязывайте слишком много поручений.
Совет 6. Внимательно слушайте собеседника
Терпение, внимание к разговору – основные чувства, которыми следует воспользоваться в то время как управляете людьми на работе. Используйте внимание как инструмент, чтобы правильно управлять людьми, не используя речевые усилия. Иначе вас не хватит.Во время речи оппонента, не перебивайте, внимательно отнеситесь к излагаемой информации.
Удовлетворив потребность во внимании, человек начинать воспринимать собеседника нейтрально, позитивно. Будет готов понять стороннюю точку зрения, спокойно примет чужое мнение, даже если оно противоречит убеждениям и указывает на его ошибки. Чтобы быть уверенным в споре, развивайте чувство невозмутимости, внутренней гармонии.
Совет 8. Манипулирование на чувстве жадности, страхе
Этот совет как нельзя лучше подойдет личностям из бизнеса, рекламы, маркетинга и позволит управлять массами людей. Методы рекламы позволяют управлять людьми на расстоянии. Иллюзии больших скидок, подарков, бонусов позволяют манипулировать людьми на чувстве жадности. Например, «купите утюг Сони сейчас, и вы получите дозатор воды в подарок».
А, Рекламы о здоровье действуют, когда человеком управляют страхи о болезнях. Например, «в ротовой полости каждую секунду размножаются кариозные бактерии, только уникальная паста «Фтородонт»».
Манипулирование людьми в дружеских отношениях на чувстве страха, ревности, жадности часто имеют обратный эффект. Чтобы самому не стать «жертвой» рекламной манипуляции не бойтесь менять свою жизнь и узнавать новое.
Техника манипуляции людьми
Некоторые психотехники НЛП, вербальное манипулирование
Данные вербальные техники рассчитаны на преобразование фраз, которые помогают менять восприятие действительности. Расширять или сужать картину мира индивида. Общие принципы как манипулировать людьми с помощью слов строятся на убеждении, что любой человеческий язык не является идеальным посредником между сознанием, психикой и действительным опытом.
С одной стороны, язык выделяет для сознания наиболее значимые моменты опыта, не перегружая его деталями. С другой стороны, имеется связь между психикой индивида и языком: язык вскрывает желания, мотивы; аутистичное восприятие собственных формулировок действует по типу самовнушения. В том, как манипулировать людьми данная теория превосходит все остальные.
[tip] НЛП (Нейролингвистическое программирование) — это способ программирования системы мыслей человека и коммуникации с обществом.[/tip]
Чаще используйте модальный оператор – «можно», «возможно».
Способ как манипулировать людьми с помощью замены операторов речи? Не используйте модальные слова обязательства и утвердительный тон которые превращают личную просьбу в приказ. Не используйте, «надо», «нужно», а чаще употребляйте «можно», «возможно». Приказ «сходи на почту, отправь посылку» — исправляйте на просьбу «можешь сходить, отправить посылку?». Также используйте «можно, можешь», даже когда отношения чисто формальные.
Техника научит управлять людьми на работе, согласно экспериментам психологов с включением, оператора возможности повышается уверенность, мотивация и опускаются психологические рамки для личности.
Используйте во фразах частицу «не»
Используя такую частицу как «не» можно научиться управлять другими людьми с помощью противоречий. Формальные компоненты (слова, частицы), участвующие в построение фразы предназначены для сознания. Подсознание же параллельно начинает исключать все вспомогательные средства из предложения (им нету соответствия в реальности).
Образует естественный утвердительный смысл высказывания. Чтобы научиться манипулировать людьми – перестраивайте просьбы, замечания с включением частицы «не». Например, «если слишком поздно, то не делай этого» — человек обязательно это сделает.
Правила 3-х «да»
Правило 3-х «да» согласно психологии, как эффективное внушение, помогает управлять людьми на деловой работе. Когда человеку предлагают два вопроса, подразумевающие согласие в любом случае, то ответ на третий-четвертый вопрос идет автоматически с согласием. Также можно использовать в вопросах близкие ассоциации, чтобы навести человека на желаемый ответ, исполнение. Например, ассоциации с цветом, формой. Подобное инертное согласие может пригодиться, когда нужно получить автоматическое одобрение.
Выстраивание предположений с включением важной мысли
Причинно-следственная связь создается как логическая связка, позволяющая хорошо управлять группой людей. Например, студентов повышая мотивацию к обучению «если вы выполните задание, то сможете понять общий принцип решения задачи». Используется также при индивидуальном общении с взрослым, ребенком дома.
С помощью формальной конструкции можно связывать любые семантические компоненты — «если ты помоешь посуду, то пойдешь гулять». Логически «посуда» и «прогулка» между собой мало связанны. Но теперь «помыть посуду» тесно связанно (например, у ребенка) со сферой желания в бессознательном.
Иллюзия выбора без выбора
Чтобы уметь манипулировать людьми в сфере менеджмента, торговли используйте частицу «или». Она дает интересную логическую завязку – предоставляет человеку «несуществующий» выбор. Например, «вы хотите чаю или кофе?». Человек может быть не испытывает особой жажды вообще, но будет вынужден принять «угощение» какой бы вариант не выбрал. Другой пример, «вы будете платить с карточки или наличными?»
Недосказанность мысли, незавершенность действия
Один методов как манипулировать людьми с помощью активного воздействия на чувства. Попробуйте такой прием как управление людьми с помощью любопытства. Интригуйте — вызывайте, усиливайте активное любопытство у собеседников. Например, «сегодня разберем основные приемы НЛП, а завтра в 8 утра продолжим лекцию о гипнозе». Пример – недосказанность на словах «сейчас об этом говорить ещё рано», «поговорим об этом, когда завершим текущие дела».
Самое главное необходимо знать, как не потерять контроль, если вы научились управлять людьми — идет продуктивная отдача. Психология советует быть невозмутимым лидером, действовать спокойно. Если вы загораетесь бессмысленной радостью и впадаете в эйфорию – это может разрушить всю систему взаимоотношений. Приложенные усилия уйдут в пустую.
Наличный результат не характеризует успешное завершение дела и может в дальнейшем быть промежуточным звеном к чему-то большему. Не стоит терять невозмутимость. Есть неудачный опыт, который в процессе отсеивания неэффективных техник приведет на уровень успеха.
- Ежедневник бизнесмена
- Ежедневник психолога
- Психология карьеры
- Работа и карьера
Источник: rabochiedela.ru
Манипуляции как способ эффективно управлять коллективами
Какие механизмы управления людьми используют руководители высокого ранга, и почему это работает?
Процесс эффективного управления людьми базируется на знании принципов поведения человека. Как, когда он один, так и при нахождении его в коллективе. И на знании механизмов воздействия на поведение человека. Ярким примером такого управления в политике является создание и использование «образа врага».
Гитлер, Муссолини, Саддам Хуссейн, Пол Пот… Да кто только не использовал образ врага. При наступлении коронавирусного кризиса в этом году, мы тоже видим, с помощью каких механизмов нами управляют. Сейчас наш враг коронавирус. И нашими страхами виртуозно манипулируют со всех уровней властной структуры.
Манипуляции в бизнесе
Есть известный факт, что миллиардеры Ротшильды колоссально обогатились, когда целенаправленно обрушили Лондонскую биржу в 1815 году. Вот, как они это сделали. Ротшильды использовали свою корпоративную курьерскую доставку корреспонденции, нервозную обстановку в обществе и высокую внушаемость малограмотных буржуа тех лет.
В преддверии битвы против Наполеона у Ватерлоо, они подготовились к биржевой махинации. Используя свою курьерскую службу, они первыми, на сутки раньше остальных биржевых дельцов, узнали реальные результаты битвы при Ватерлоо, где Наполеон и его армия были повержены. Но намеренно пустили среди брокеров слух о победе Наполеона.
Напуганные брокеры стали срочно и недорого распродавать все имеющиеся активы. Возникла паника. Курсы акций рухнули, и Ротшильды скупили по дешевке все, что смогли. Когда на следующий день официально выяснилось, что Наполеон повержен, Ротшильды держали в руках практически весь государственный долг Англии. На тот момент просто огромные деньги.
Бесчеловечные эксперименты над студентами
Во второй половине XX века ученые из Стенфордского университета провели ряд исследований, используя студенческую аудиторию. По итогам выполнения заданий, где было поручено отделить фальшивые данных от правдивых из общего массива сведений, провели сравнение и обнародовали его испытуемым студентам.
Некоторые студенты обнаружили, что великолепно выполнили задания. Эффективность достигала более, чем 90%. Другие обнаружили, что они бесталанны. Они идентифицировали фальшивки только в 40% случаях. Но, как это часто бывает с психологическими исследованиями, организаторы специально огласили неверные результаты.
Студенты, которым сказали, что они почти всегда правы, в реальности были правы не чаще, чем те, кому говорили, что они плохо справились.
На втором этапе исследования этот обман студентам открыли. Студентам было сказано, что реальная цель эксперимента заключалась в том, чтобы оценить их реакцию на обнародованные результаты эксперимента. Это, как оказалось позже, тоже был обман. Наконец, студентов попросили оценить, сколько фальшивых данных они на самом деле отфильтровали правильно, и сколько ошибок допустил «средний» студент. В этот момент произошло нечто любопытное.
Студенты из высоко оцененной группы сказали, что они сделали все довольно хорошо, даже значительно лучше, чем средний студент. Хотя им только что сказали, что у них не было никаких оснований верить в свой высокий результат. И наоборот, те, кто был отнесен к группе с низким результатом, сказали, что по их мнению, они сделали значительно хуже, чем средний студент, то есть сделали вывод, принижающий их результат. «Однажды сформированные убеждения удивительно устойчивы». Такие выводы сделали исследователи.
Несколько лет спустя другие студенты был набраны для продолжения исследования. Студентам были вручены пакеты с информацией о неких людях опасных профессий. Это исследователи назвали тестом рискованно-консервативного выбора. Еще раз, в середине исследования, студенты были проинформированы, что они были введены в заблуждение, и что информация, которую они получили, была полностью вымышленной. Затем студентов попросили описать их собственные убеждения.
Даже после того, как доказательства «их убеждений» были полностью опровергнуты исследователями, испытуемые не смогли внести соответствующие изменения в свои убеждения, отметили исследователи. В этом случае неудача была «особенно впечатляющей». Эти исследования стали знаменитыми.
За счет чего достигается власть над поведением человека
В семидесятые годы прошлого века после исследований над студентами группа ученых Стенфордского университета выдвинула утверждение, что большинство людей не могут мыслить здраво. И это было шокирующе. Сейчас это уже не так шокирует. Тысячи последующих экспериментов подтвердили открытие, что разумно выглядящие люди часто совершенно иррациональны.
Понимание этого феномена сейчас открыло путь управленцам всех категорий к более уверенному манипулированию поведением людей. И все же остается одна существенная загадка: как природа допускает такое?
Современные европейские ученые считают, что разум — развивающаяся система, подобная возникновению и усовершенствованию кинематики прямохождения или улучшающемуся цветовосприятию человеческого зрения. Он возник в древности у человекообразных животных и должен быть рассматриваемым в этом контексте. Самое большое преимущество человека перед другими видами — это наша способность к сотрудничеству.
Сотрудничество трудно установить и почти так же трудно поддерживать. Разум развился не для того, чтобы помочь нам решить абстрактные, логические проблемы или даже сделать выводы из незнакомых данных. Скорее, он развился для решения проблем, возникающих при жизни в совместных группах. «Разум — это адаптация к возникшей социальной нише, которую люди создали сами для себя», — считают французский ученый Хьюго Мерсье и Ден Спербер, исследователь из Будапешта, выпустившие на основании своих исследований в Гарварде книгу «Загадки разума».
Привычки ума, которые кажутся странными или глупыми или просто тупыми с «логической» точки зрения, оказываются оправданными, когда они рассматриваются с социальной точки зрения. Склонность людей принимать информацию, которая поддерживает их убеждения, и отвергать информацию, которая им противоречит, подтверждалась и другими экспериментами.
Так исследователи Стенфордского университета в конце прошлого века опросили группу своих студентов, у которых были противоположные мнения о смертной казни. Половина студентов была за него и считала, что она сдерживает преступность; другая половина была против него и считала, что он никак не влияет на преступность. Их попытались убедить в обратном. В результате конце эксперимента студентов еще раз спросили об их представлениях. Те, кто изначально выступал за смертную казнь, теперь еще больше поддерживали ее, а те, кто выступал против нее, были еще более к ней враждебны.
Ученые из США Стив Сломен и Филип Фернбах также считают, что общительность является ключом к тому, как функционирует человеческий разум или, возможно, более уместно, как он дает сбои. Эти выводы они делают на основании проведенных в Йельском университете поведенческих исследований.
С. Сломен и Ф. Фернбах видят этот эффект, который они называют «иллюзией глубины мышления», почти везде. Люди верят, что они знают намного больше, чем на самом деле. То, что позволяет нам упорствовать в этой вере. Это также имеет решающее значение для того, что мы считаем прогрессом.
Вредные последствия для простого человека
По мере того, как люди изобретали новые инструменты для нового образа жизни, они одновременно создавали новые сферы социального невежества. Если бы каждый человек, прежде чем взять нож для еды, должен был овладеть знаниями принципов металлообработки, то Бронзовый век не стал бы для человечества прорывным. Когда речь заходит о новых технологиях, неполное понимание порой дает новые возможности.
Это приводит нас к неприятностям в политической области. Одно дело, когда я спускаю воду в туалете, не зная, как работает унитаз, а другое — когда я поддерживаю, или выступаю против, изменения Конституции, не понимая, что это и для чего она нужна. Как правило, сильные чувства по поводу проблем не возникают из глубокого понимания.
И здесь наша зависимость от других умов усиливает проблему. Если ваша позиция в отношении, скажем, закона об усыновлении, безосновательна, и я полагаюсь на него, то мое мнение также безосновательно. Когда я говорю с приятелем, и он решает, что согласен со мной, его мнение также безосновательно, но теперь, когда мы трое согласны, мы чувствуем себя намного более удовлетворенными в наших совпадающих взглядах.
И если, допустим, мы все сейчас отмахнемся, как от неубедительной, от любой другой информации о таком законе, потому что она противоречит нашему мнению, то и получим плохо действующий или антигуманный закон. А мы знаем, сколько различных спорных законов принято и действуют при молчаливой поддержке населения в разных странах.
Правила жизни для альфа-самцов
Они подтверждаются результатами Стенфордских, Йельских и Гарвардских исследований поведения людей. Одновременно являются правилами управления личностями, группами людей, коллективами работников и целыми странами.
Этих правил придерживаются эффективные руководители высокого ранга или политики, или лица, желающие достичь такого статуса. Если вы внимательно изучите исторические факты, о действиях власть имущих, то найдете этим правилам множество подтверждений. Правила жесткого эффективного управления людьми такие:
- Грамотный управленец активно программирует поведение обычных людей на основе понимания базовой иррациональности мышления человека.
- Управлять людьми эффективно можно только выстроив систему пошаговой, с разнесением по времени, корректировки поведения индивида и группы людей.
- Влиять на людей надо чередующимися различными воздействиями, но в целом делать это непрерывно.
- Чтобы успешно управлять поведением группы людей, необходимо выделить в ней агента влияния, а лучше подгруппу людей, легко поддающихся манипуляциям, скорректировать их мнения, и через этого агента влияния или подгруппу, манипулировать всей группой.
- Чем более невежественны люди, являющиеся объектом управления, тем легче производить управленческие воздействия, поэтому выгодно сохранять их первобытность.
- Управлять людьми легче в ситуации их растерянности, нестабильности, непонимания, опасения. Необходимо вводить людей в эти состояния, для более быстрого формирования выгодного руководителю мнения.
В качестве подтверждения приведу в пример выступление главы «Сбербанка» Германа Грефа на Петербуржском экономическом форуме, который не скрывает, что логически думающие и обладающие знаниями люди плохо поддаются управлению! Что если люди поймут основу своего я — управлять ими, манипулировать, станет чрезвычайно тяжело.
Можно управлять людьми и по-другому. Особенно, если вы еще не стали большим начальником. Применять больше эмпатии, отбросив цинизм и манипуляции. Решать вам. Но все равно, просто помните, что в способности обычного человека рассуждать — больше абсурда, чем логического мышления.
Источник: www.e-xecutive.ru
Как управлять людьми с помощью технологии «твердого и пустого» — советует легендарный бизнес-тренер Тарасов
«Одним из важных умений человека на пути к построению адекватной картины мира является умение различать твердое и пустое» — на этой технологии легендарного бизнес-тренера, cоздателя первой в Советском Союзе школы бизнеса Владимира Тарасова выросло уже не одно поколение бизнесменов. 1 октября в Минске в Falcon Arena на HI-TECH FORUM, организованном «Про бизнес» cовместно с генеральным партнером Банком БелВЭБ, Владимир Константинович будет говорить о менеджменте в сегодняшней реальности — а пока мы собрали для вас самое важное и интересное о его известной технологии. Полезного чтения!
О твердом и пустом
Твердое — то, на что можно опереться, не провалишься. Это слова или цифры, которым можно верить. Человек, на которого можно положиться — не подведет. Автомобиль, который полностью исправен и заправлен бензином: в нужный момент и заведется, и поедет.
Пустое — то, на что нельзя опереться — провалишься. Информация, которая может оказаться ложной или неполной, неточной. Солдат, который испугается и убежит. Друг, который пообещает и не сделает. Фабрика, которая портит материалы, не производя ничего пригодного.
Комбинация твердого и пустого дает пустое. Если среди двадцати твердых элементов (например, действий) хоть одно оказалось пустым — все усилия пропали зря.
Надо отличать твердое от пустого. Это самое важное из всех искусств. Научившись отделять одно от другого, вам не придется совершать лишних, бессмысленных действий, не приносящих должного результата, вы сможете быть эффективным при малых затратах энергии, сил и других ресурсов. Например, вы опаздываете на встречу, садитесь в машину, включаете зажигание и едете.
Это твердое. А если вы планировали поехать на машине, но она не завелась — это пустое. Твердой может быть инструкция по эксплуатации чего-либо. Все пункты выполнили, и прибор заработал — это твердое. А если все пункты выполнили и не заработало — пустое.
Вот именно тогда появляется чувство радости: когда все сделали верно, и результат не подвел.
Ваш сотрудник может быть «пустым». Вы ему все рассказали, предоставили инструкции, замотивировали, и он вроде бы все понял, обещал выполнить в срок, но когда пришло время отчитываться по выполненной работе, оказывается, что он даже не приступал к выполнению задачи или бросил на полпути. Это однозначно пустой работник и иметь с ним какие-то дела дальше абсолютно нет смысла.
«Твердый» сотрудник — это человек, которому на ходу дал поручение, и он не только все сделал в точности, но даже перепроверил. Или взял ответственность на себя за дополнительные шаги, улучшив при этом показатели. Вот с таким можно иметь дело, такой человек на вес золота.
Улучшайте бизнес, исходя из твердого. Прежде чем предпринимать какие-либо стремительные действия по модернизации бизнеса, проведите анализ. Не начинайте внедрения, улучшения, не определив, а что, собственно, нужно делать? Все ключевые действия должны быть сконцентрированы вокруг зоны твердого.
Твердое — это то, что у вас получается лучше всего: самая лучшая компетенция, самый толковый продукт. Твердые люди — это те люди, с которыми можно иметь дела. Твердые ситуации — это те ситуации, которые принесут вам пользу или прибыль. Поэтому ваша задача — разобрать себя и найти в себе самое твердое.
О лидерах и подчиненных
Я разделяю три вида лидерства.
Первый вид — лидерство целевое, когда лидер ведет к какой-то цели. Ведомые часто терпят неудобства быть ведомыми, но цель привлекательна. Для целевого лидерства характерна опасность разочарования ведомых. Следуя за лидером, они ожидают, что цель очевидно будет достигнута.
А цель может быть конкретна, но в обозримые сроки или при жизни недостижима, или — может быть очень не конкретна. Иногда это вообще не цель, а как бы улучшение некоторого показателя. Поэтому может быть разочарование самой целью, и тогда ведомые отпадут от лидера.
Лидерство процессное — это когда дело в конкретном провождении времени. Само существование в роли ведомого дает человеку какие-то бонусы: интересные дела, человеческое развитие, обучение, полезные связи. Часто это бывает мотивацией ведомых — быть в этой компании замечательно. Такое лидерство бывает тотальное — лидер для этой группы во всех делах является таковым, а бывает ситуативное: он лидер тогда, когда наступает его час.
Третье разделение: рациональное лидерство — это когда мы понимаем, почему идем за этим лидером, что нас ждет, и иррациональное — люди идут за этим лидером просто потому, что идут.
Лидерство может быть смешанным, когда цель не такая увлекающая, но сам по себе процесс дает ведомым какие-то бонусы.
Последний приказ полководца должен быть выполнен. Это старое, верное правило, которое спасло не одного князя от самого себя. Какое искушение снять полководца с должности, чтобы отменить его неприятный приказ! Но какой смысл его снимать, если все равно все уже отданные им приказы придется выполнять! Снять-то можно, а не выполнить уже отданный приказ нельзя.
Таково правило. Нет правил более ценных, чем те, что защищают человека от самого себя. Закон обратной силы не имеет. Так общество защищает себя от самого себя.
Изменение любых правил задним числом — визитная карточка коварства и слабости. Даже дети отказываются играть в такие игры. Нет более верного способа потерять честь и доверие, как изменить договоренность задним числом к своей выгоде. Но нет и более быстрого и верного способа проверить порядочность партнера, как позволить ему сделать это.
Такая проверка отделяет пустое от твердого и уберегает от большой беды.
Есть начальник и есть подчиненный. Все думают, что начальник может приказывать. Может. Подчиненный тоже может, только в другой форме. По форме это может быть просьба, а по существу — приказ. Начальник может приказать, а по существу это просьба, и подчиненный не будет ее выполнять.
Когда непонятно, кто начальник, а кто подчиненный? Есть два признака, очень важных, которые отличают правильную роль начальника от правильной роли подчиненного:
- Первый признак начальника — это кто держит повестку дня: кто определяет, о чем и как долго мы сейчас говорим. Он определяет, кто может задавать вопросы, а кто не может.
- Второй признак — подчиненный должен отвечать на все вопросы начальника. В то же время начальник не обязан отвечать на все вопросы. Подчиненный может уклониться от выполнения дел. Но не может не отвечать на поставленные начальником вопросы — это прямое неподчинение.
Запрещай говорить правду по вопросам, о которых не спрашивал. Требуй говорить правду по вопросам, о которых спрашивают. Когда говорят правду, о которой не просил — это подобно наступлению без приказа. Сегодня он говорит правду, о которой не спрашивают, завтра он дает советы по вопросу, которые его не касаются. А послезавтра оспаривает ваше мнение по любым вопросам.
И вы получите вместо твердого мину замедленного действия, то есть особый сорт твердого — как бы твердое.
Но иногда эта правда может быть полезной. Как быть? Нужно изучить ее цену. Если подчиненный заботится об общем деле, а не переходит в наступление по расширению своих прав, он оставляет пустое пространство. То есть, сказав нештатную правду, тут же отступает, отчитываясь по порученным ему вопросам. Показывает: я помню свое место и преклоняю голову.
Он продвинулся в области ваших прав, но тут же отступил на свое место. Значит мотив — не расширение прав, а интересы дела. Если отступил, оставив меньше пространства, чем должен был, значит — это борьба за расширение прав. Такую цену нельзя платить даже за полезную правду.
Военное искусство — это искусство удара твердого по пустому. Как камнем по яйцу. Не может не быть успеха. Твердое об твердое — только искры летят. Обе стороны несут большие потери.
Кровавый вариант разоружения. Ударить твердым по пустому — вот подлинное искусство. Не стремиться быть сильнее врага. А искать, где враг слабее вас. Пусть у него сто тысяч солдат, а у меня сто. Но пусть мои сто окружат его сто тысяч и одержат победу. Победа эта меня усилит, а его ослабит.
Нужно быть сильнее противника в нужный момент и в нужном месте. Пусть против меня выдвигают пять обвинений, а не одно. Я выберу самое слабое из пяти и его опровергну. Тем самым поставлю под сомнение и остальные четыре.
Разбив самый слабый из аргументов, выбив самого слабого противника, мы усиливаем свои позиции, приближаем себя к победе.
Менеджмент — универсальная вещь, но особенности есть и у народов, и у отдельных людей. Если очень грубо очертить ментальность разных народов, то давайте представим ее на плоскости, где одна ось — это внутриродовая агрессия, а другая — межвидовая агрессия. Для русского (цитата из выступления в России, но во многом подходит и к белорусским реалиям. — Прим. ред.
) народа характерна слабая межвидовая агрессия, но очень сильна внутриродовая агрессия. То есть к другим народам русские относятся лояльнее, чем друг к другу. И отсюда много разных следствий.
Конечно, есть и другие отличия, но — русские друг друга не поддерживают, друг другу не верят. Вот проходит простая по правилам деловая игра: команды должны что-то произвести и продать, а для этого закупить материал. И я знаю, что в русской аудитории двое из 70 человек подойдут ко мне и спросят: «А у вас этого материала сколько?» Что означает этот вопрос? Он означает только одно: можем ли мы скупить весь материал, чтобы задушить конкурентов. Я им отвечаю: «Не волнуйтесь, материала хватит на всех». Разочарованно отходят… То есть у них первый вопрос — не как произвести, а как взять других за горло…
Следование правилам должно быть привычкой. Есть ходы, которые моральны и вполне легальны, но с помощью них тоже можно взять за горло. На Западе, конечно, все очень жестко, но все-таки там следуют правилам и законам в значительной степени больше, чем у нас.
Владимир Константинович Тарасов — легендарный советский и российский социальный технолог и бизнес-тренер. Основатель и руководитель первой школы бизнеса на территории СССР — Таллинской школы менеджеров, начавшей свою работу еще в 1984 году.
Известен как основоположник нового направления в менеджменте — искусства управленческой борьбы.
Автор и разработчик оценочной технологии руководителей и специалистов. Разработчик деловых игр и тренингов, получивших широкое распространение в Беларуси, России, Украине, Казахстане, Германии, Израиле, США и других странах. Автор бестселлеров «Технология жизни: книга для героев», «Искусство управленческой борьбы» и других книг по менеджменту.
На форуме в Минске Владимир Константинович даст интервью прямо на сцене события о технологиях менеджмента в сегодняшней реальности и ответит на вопросы участников форума.
Купить билеты можно здесь.
Источник: probusiness.io