Пять правил логистики: как организовать доставку в 2023 году
В прошлом году сотни компаний столкнулись с увеличением сроков и стоимости поставки, задержкой грузов и досмотрами на границе, сбоями в финансовых платежах, новыми требованиями к оформлению сопроводительных документов и десятками других сложностей в логистике. Как планировать поставку, чтобы избежать этих проблем в новом году, рассказывает директор департамента сервиса ПЭК Игорь Коптев.
Представьте, что пазл, который вы собирали несколько лет, разом рассыпался. Примерно тоже самое произошло с логистикой. Сотни цепей поставок разорвались, большинство глобальных морских линий приостановили отгрузки в российские порты, доставлять грузы из отдаленных регионов Африки и Латинской Америки приходится через транзитные порты. Взрывной рост грузопотока из Китая привел к заторам в портах Дальнего Востока и на погранпереходах, сроки доставки выросли на 20–30%. Как компаниям организовать логистику в новом году, за сколько дней планировать поставку и можно ли сократить расходы, расскажу в статье.
Планируйте перевозку заранее
Привычные цепи поставок разрушены. Сроки международной доставки выросли на 10–90%, в зависимости от направления, увеличился риск заторов и дополнительных досмотров на границе.
Чтобы товар появился на полках магазина вовремя, лучше планировать перевозку заранее.
На доставку из Китая мы рекомендуем заложить от 40 до 60 дней. Учитывайте, что в этом году Китайский новый год наступит 21 января. А это значит, что большинство предприятий приостановят работу на три недели. В феврале, сразу после открытия заводов и фабрик, спрос на доставку будет высокий. Есть риски заторов в портах Дальнего Востока и на погранпереходах.
Китай постепенно снимает ковидные ограничения на погранпереходах, однако пока не понятно, справятся ли их инфраструктурные мощности с растущим грузопотоком.
Пять правил логистики: как организовать доставку в 2023 году
В прошлом году сотни компаний столкнулись с увеличением сроков и стоимости поставки, задержкой грузов и досмотрами на границе, сбоями в финансовых платежах, новыми требованиями к оформлению сопроводительных документов и десятками других сложностей в логистике. Как планировать поставку, чтобы избежать этих проблем в новом году, рассказывает директор департамента сервиса ПЭК Игорь Коптев.
Представьте, что пазл, который вы собирали несколько лет, разом рассыпался. Примерно тоже самое произошло с логистикой. Сотни цепей поставок разорвались, большинство глобальных морских линий приостановили отгрузки в российские порты, доставлять грузы из отдаленных регионов Африки и Латинской Америки приходится через транзитные порты. Взрывной рост грузопотока из Китая привел к заторам в портах Дальнего Востока и на погранпереходах, сроки доставки выросли на 20–30%. Как компаниям организовать логистику в новом году, за сколько дней планировать поставку и можно ли сократить расходы, расскажу в статье.
Планируйте перевозку заранее
Привычные цепи поставок разрушены. Сроки международной доставки выросли на 10–90%, в зависимости от направления, увеличился риск заторов и дополнительных досмотров на границе.
Чтобы товар появился на полках магазина вовремя, лучше планировать перевозку заранее.
На доставку из Китая мы рекомендуем заложить от 40 до 60 дней. Учитывайте, что в этом году Китайский новый год наступит 21 января. А это значит, что большинство предприятий приостановят работу на три недели. В феврале, сразу после открытия заводов и фабрик, спрос на доставку будет высокий. Есть риски заторов в портах Дальнего Востока и на погранпереходах.
Китай постепенно снимает ковидные ограничения на погранпереходах, однако пока не понятно, справятся ли их инфраструктурные мощности с растущим грузопотоком.
Доставку из Европы лучше планировать за 10–15 дней. В 2021 году перевозка занимала 3–4 дней, но сегодня об этом можно забыть — на доставку с перецепкой и оформление таможенных документов требуется больше времени, к тому же участились досмотры на погранпереходах.
Действует новая модель оформления сопроводительных документов. Если ранее в некоторых случаях было достаточно инвойса, теперь обязательно нужно оформление внешнеторгового контракта и письма о сфере применения товара. Обязательным стал и заблаговременный выпуск экспортной декларации (EX) для грузов. Ранее товар могли доставлять, параллельно занимаясь оформлением этого документа.
На перевозку из Африки и Латинской Америки необходимо заложить 2–3 месяца. Большинство глобальных морских линий приостановили букинги в российские порты, поэтому компании вынуждены доставлять через транзитно-буферные страны: Турцию, ОАЭ, Китай и другие.
Рекомендуем в новом году перейти к концепту создания запасов на складе — буферного стока, который позволяет избежать нарушений в ритме отгрузок, чтобы не зависеть от изменений в логистике.
Проверяйте надежность партнеров
В прошлом году работу в России приостановила часть иностранных логистических операторов, на их место пришли новые компании, которые, к сожалению, работают не всегда стабильно. Заказчик может столкнуться с несвоевременной и некачественной доставкой, а иногда даже потерей товара.
При выборе логистического партнера рекомендуем ознакомиться с историей компании, оценками и отзывами в интернете.
Необходимо внимательно проверить договор с партнером. Избегайте сотрудничества с «табуретками», то есть посредниками, которые не занимаются организацией перевозки, а просто берут заказы и передают другим экспедиторам. Такие компании не несут ответственность за доставку и при сотрудничестве с ними риск повреждения, утраты груза растет. Обратите внимание на условия страхования — покрывает ли договор все риски и какой лимит ответственности.
Лучше, чтобы у логистического партнера была филиальная сеть в странах, с которыми вы сотрудничаете. Это поможет ускорить решение спорных или форс-мажорных ситуаций.
Проанализируйте цепь поставок
Чтобы избежать сбоев, рекомендуем заранее спланировать логистику.
При оплате товара поставщику важно подключить к валютным операциям несколько банков. Рекомендуем заранее отправить реквизиты счета зарубежному партнеру, чтобы он проверил возможность проводить платежи от этого банка. Если товар из Китая, часть контрактов можно перевести в национальные валюты — рубль и юань.
Если товар ранее не ввозили в Россию, необходимо запустить лабораторные испытания, чтобы получить сертификат или декларацию соответствия. Это может занимать от 10 дней до 6 месяцев, в зависимости от вида продукции.
И, наконец, заранее проработайте график отгрузок товара, исходя из особенностей направления. Сделать это можно самостоятельно или вместе с логистическим партнером. Но будьте готовы, что расписание отгрузок может измениться из-за внешних факторов. Хорошая новость в том, что после прошлогодних сбоев в цепях поставок, опытные сервисные компании стали и консультантами по выбору продукции, и финансовыми аналитиками, и юристами.
Повышайте эффективность операций
Если у вашей компании собственный склад, автотранспорт, вы отлично знаете, что в прошлом году себестоимость логистики увеличилась почти на 20%. Расходы на закупку грузовой техники выросли на 20–40%, а цены на запчасти поднялись на 20–50%.
Важно оптимизировать затраты, и в этом могут помочь автоматизированные инструменты, с помощью которых в логистике проводится онлайн-мониторинг рейсов, контроль уровня утилизации транспорта, времени проведения погрузочно-разгрузочных работ, своевременности доставки. По нашему опыту, использование системы управления складом и транспортом, их интеграция может повысить скорость работы до 10% и сократить себестоимость перевозки.
Если у вашей компании сеть складов, поможет снизить издержки собственное производство упаковочной тары — поддонов, паллетных бортов и так далее. Это поможет снизить затраты до 25%.
Контролируйте не только поставки, но и новости
В прошлом году произошло более 170 изменений в логистике: маршрутах, нормативах оформления сопроводительных документов, правилах доставки товаров.
Поэтому пятое и завершающее правило — отслеживайте информацию в режиме реального времени, чтобы снизить логистические риски.
Например, в октябре прошлого года компании использовали для доставки из Китая все традиционные маршруты. Уже к концу месяца образовались заторы в портах Дальнего Востока, выросли очереди на большинстве автомобильных погранпереходов. Компании, которые отслеживают информацию в режиме реального времени, успели перестроить большую часть грузопотоков на ж/д сервис и морской маршрут из Китая через порт Новороссийск.
Похожая ситуация сложилась в грузоперевозках из Европы. В ноябре компании доставляли грузы в Россию преимущественно через погранпереходы на границе с Беларусью — это быстрее на 10–30%, чем напрямую. В декабре на этих пунктах пропуска образовались заторы, и перевозчики проводили в очереди до пяти дней. Компании, которые вовремя перестроились на погранпереходы между Россией, Эстонией и Финляндией, избежали дополнительных издержек.
Сейчас информация «правит» логистикой. Транспортные новости, информацию на сайтах министерств и ведомств, другие источники, не только российские, но и стран-партнеров, необходимо мониторить ежедневно.
Если вовремя узнавать об изменениях, можно успеть переориентировать поставку на другое направление, чтобы своевременно и качественно доставить груз.
Источник: www.lobanov-logist.ru
Налаженная логистика цепочки поставок — залог процветания вашего бизнеса
Такая ситуация продлится недолго, и у нас есть не более 3-5 лет, чтобы занять достойное место в дележе «пирога» под названием «логистические услуги». После вступления России в ВТО, с приходом сюда крупных мировых операторов, эту задачу будет выполнить еще сложнее.
По различным оценкам, на отечественном рынке действует от 6 000 до 10 000 различных дистрибьюторских фирм. Если они не перестроят свою работу, то большинству из них придется просто исчезнуть. Уже сейчас на рынке московского региона происходит заметное сокращение дистрибьюторских компаний ввиду их неправильной коммерческой политики и отказа от схем работы, предъявляемых новыми экономическими реалиями.
В мире существует несколько основных путей, по которым пошли дистрибьюторские компании:
- автотранспортные, железнодорожные и международные перевозки;
- складской сервис;
- таможенные операции и таможенное сопровождение;
- консалтинговые услуги;
- внедрение новейших информационных технологий;
- вывод на рынок и продвижение брендов;
- мерчендайзинг;
- поставки продукции для HoReCa;
- развитие собственного розничного бизнеса;
- создание собственного производства, торговой марки;
- создание фасовочно-маркировочных структур для работы с крупными розничными сетями.
Сейчас издержки работы торговой компании достаточно велики и составляют в основном 6-15% от товарооборота. Эти цифры не позволят в дальнейшем конкурировать с развитой логистической компаний, где издержки будут составлять 3-7% или меньше (что вполне возможно, судя по опыту зарубежных стран). В первую очередь большие издержки объясняются неразвитой инфраструктурой предприятия, неправильной организацией бизнес-процессов и технологических цепочек, отсутствием грамотной складской и транспортной логистики, неотрегулированностью транспортных потоков, отсутствием передовых информационных технологий, высокой стоимостью кредитных ресурсов и т. д.
Торговой компании необходимо определить круг производителей, которые готовы с ними сотрудничать и совместно отстаивать их интересы при усиливающемся давлении со стороны крупных розничных операторов.
Складская логистика должна быть обеспечена в первую очередь уменьшением складских затрат на единицу продукции, сокращением и оптимальным использованием товарных запасов, уменьшением потерь, оптимизацией системы складирования, подбора и подсортировки товара, при необходимости — созданием регламента работы со штучным товаром и определением зон фасовки продукции. Всего этого нельзя добиться без применения новейшего программного обеспечения, складов класса А, обеспечивающих возможность многоярусного хранения товара и работу штабелеукладчиков, без создания четких планограмм размещения продуктов, маркировки товаров штрих-кодами и квалифицированного персонала, без введения системы учета объемной (кубатурной) составляющей при отгрузке и получении продукции (это позволит автоматически рассчитывать максимальную возможность загрузки каждой транспортной единицы и наиболее эффективно использовать имеющиеся складские ресурсы). Новейшее программное обеспечение позволит не только правильно разместить товар на складе и существенно уменьшить время на его расстановку и подбор, но и заметно сократит персонал складского комплекса и организует сортировку и хранение товара по срокам годности, весу и комплектности, во многом устранит так называемый «человеческий фактор» при работе с любым продуктом.
Транспортная логистика — не менее важный фактор в работе любой развозной компании. Зачастую он, наряду со складскими затратами, — наиболее легко считаемый и наиболее затратный. Оптимизация работы транспортного звена определяется временем погрузки, доставки и разгрузки автотранспортных, железнодорожных и авиационных средств.
Для уменьшения временных факторов в первую очередь должна быть использована только паллетная отгрузка и приемка товара. Причем для избегания возможных потерь при транспортировке продукции и исключения ее пересортицы все паллеты должны быть обтянуты пленкой. Маршрутизация развоза продукции должна быть автоматизирована.
Она должна осуществляться по четкому графику, установленному в компании и согласованному со всеми розничными операторами. Без создания такого графика распределения товаров между торговыми точками на каждый день в течение всей недели, согласования конкретного времени поставок продукции и сроков ее разгрузки у розничного оператора вам не удастся наиболее эффективно использовать имеющийся транспорт и снизить издержки на его эксплуатацию. Соответственно, система передачи заказов на продукцию со стороны менеджеров, работающих с розничными точками, или непосредственно розничных точек или сетей должна быть строго регламентирована.
План действий по формировании логистики цепочки поставок
1. Необходимо разработать финансовую систему работы компании, оптимизируя товарно-денежные потоки, с учетом следующих моментов:
- различных систем кредитования и отсрочек платежа перед поставщиками продукции;
- поставок и наличия необходимых объемов товара для обеспечения бесперебойной работы фирмы в течение строго определенного периода времени;
- построения четкой схемы оплаты поставок товара, при которой все финансовые затраты распределялись бы равномерно (исключение — пиковые финансовые нагрузки, вроде выплат по кредитам, налогов, зарплаты, покупки основных средств, аренды, оплаты поставок и т. д.);
- возможности увеличения отсрочек по платежам за полученные от поставщиков товары, при увеличении количества торговых точек, работающих с отсрочкой платежа и их общего суммарного и долевого оборота в общих объемах продаж в компании;
- получения дополнительных финансовых поступлений по маркетинговым и мотивационным программам от поставщиков и производителей, рекламным проектам и бонусам за выполнение различных программ производителя.
2. Создать по линии закупок четко отлаженную схему по заказу, приему, обмену и возврату товаров в максимально короткие сроки, с разработкой и использованием новых форм договоров, необходимых для эффективной работы логистической компании. Оптимизировать схему принятия и выполнения задач по обеспечению бесперебойной поставки необходимого количества товара на склад торговой компании, с определением жестких временных нормативов поставок и требований к срокам его хранения.
3. Изучить и проработать возможность создания на базе складского комплексасортировочно-маркировочного участка по фасовке и маркировке различных видов весовой продукции для различных розничных сетей, у которых отсутствует возможность работать с весовым товаром и существует потребность в подобном миксовании с учетом рейтинга продаж данного товара у конкретного крупного розничного оператора.
Для развития полноценной логистической компании необходимо переходить на системы аналитического учета и прогнозирования в маркетинге, строго следовать основным методам анализа деятельности в любой логистической компании:
- ABC-анализ;
- метод Парето, суть которого состоит в том, что 20% наименований товара будут давать 80% результата деятельности. Соответственно, необходимо перераспределять затраты, направляя больше сил и средств на эти 20% и уменьшая затраты на остальные 80%. Необходимо использовать рейтинг продаж и вывод из продаж наиболее малозначимых позиций, однако те позиции, которые приносят компании значительный материальный результат, не должны отсутствовать на складе и в продаже, это совершенно недопустимо);
- XYZ-анализ, основанный на спросе и точности его прогнозирования (сезонный спрос, предпраздничная торговля, изменения, происходящие на рынке, и т. д.)
4. После решения всех текущих задач необходимо построить четкую систему логистического сервиса, которая будет вытекать из принципов максимальной привлекательности для розничных сетей:
- наличие товарных запасов;
- четкое и максимально полное выполнение заказа;
- надежность поставки;
- соблюдение требуемых сроков хранения;
- высокое качество товара и упаковки;
- предоставление информации потребителю о прохождении груза;
- рассмотрение претензий покупателей;
- обмен и т. д.
- логистика
- торговая компания
- развитие бизнеса
Дмитрий Cидopoв, преподаватель программы «Инновационный и проектный менеджмент» Акaдемии народного хозяйства при правительстве РФ, конcyльтант ряда консалтинговых компаний в области дистрибуции, работы с розничными сетями и вывода торговых марок на рынок
Источник: www.klerk.ru
Транспортная логистика. В чём суть и принципы транспортной логистики
В сфере грузоперевозок одно из важнейших направлений занимает транспортная логистика — система организации доставок с учетом особенностей транспорта, его грузоподъемности, вместимости, расхода топлива, скорости передвижения и прочих параметров. Суть транспортной логистики — организовать поставки таким образом, чтобы грузы приходили получателям точно в срок и в нужном объеме — без лишней бюрократии и задержек с одной стороны, и без лишних денежных расходов — с другой.
Какие еще существуют виды логистики?
Помимо транспортного, существует целый ряд логистических направлений, которые могут работать порознь или в комплексе друг с другом. К ним относят следующие виды логистики:
- закупочную;
- производственную;
- складскую;
- сервисную;
- распределительную;
- информационную;
- финансовую;
- таможенную;
Также существует логистика запасов, посвященная концентрации грузов на складах, с последующим распределением между потребителями — от наиболее до наименее нуждающихся. Транспортная логистика занимает свою нишу среди выше перечисленных отраслей, и является одной из фундаментальных. Ведь без грузового транспорта перевозку продукции невозможно себе представить в принципе!
Принципы транспортной логистики
Главный принцип логистики (и в особенности — ее транспортной отрасли) — оптимизация расходов. Так, доставка должна обходиться дешево, и приносить максимум прибыли — при сохранении конкурентных преимуществ компании-грузоперевозчика. Значение имеют и другие основополагающие принципы:
- максимальное использование грузоподъемности подвижных составов (транспорт не должен работать «вхолостую» и перемещаться от одного пункта в другой полупустым);
- сокращение до минимума количества перевалочных баз (складское хранение, погрузка и разгрузка стоят недешево, и самой идеальной доставкой является прямая перевозка от поставщика к потребителю — без участия склада);
- достижение кратности транспортируемых партий — с учетом вместимости транспорта и размеров упаковочной тары;
- концентрация грузоперевозок на отдельных направлениях — наиболее прибыльных и экономных;
- достижение экономии от масштаба и дальности перевозок.
Логистика транспортных перевозок должна быть организована таким образом, чтобы количество выездов (ходок) было минимальным — при оптимальной загруженности транспорта. Составление маршрутов и правильный выбор скоростного режима также помогают оптимизировать процесс однократных и многократных перевозок.
Задачи, решаемые транспортной логистикой
С учетом глобализации, компании-грузоперевозчики не могут не использовать возможности транспортной логистики. Иногда только за счет нее и удается получить ожидаемые прибыли, и не понести финансовые убытки. Основные задачи транспортной логистики это:
- составление основных и запасных маршрутов движения транспорта;
- организация транспортных систем с отдельными цепями и «коридорами»;
- совместное планирование грузоперевозок с поставщиками и складскими комплексами;
- подбор транспортных средств, оптимально подходящих для тех или иных грузовых партий.
При составлении логистической программы значение имеет все: состояние дорог на пути следования, риски возникновения пробок на отдельных участках пути, климатические условия местности, максимальная скорость передвижения и т.д. Все данные нужно не только отслеживать, но и корректировать, зачастую — в режиме реального времени. Поэтому организация транспортной логистики — это целая наука, и доверять ее стоит только профильным специалистам!
Источник: novelco.ru