Алексей – основатель и руководитель консультационного бюро InSimple . Бюро возникло после того, как Алексей покинул компанию Zvooq. К тому моменту у него уже был опыт преподавания в RMA, и когда студентов, просивших о частной консультации, стало слишком много, а группа Tesla Boy попросила проконсультировать их менеджера Дарью Евсееву, стало понятно, что пора прослушать к советам старших коллег и сделать свою школу. Так появилась InSimple –школа, в которой несколько лекторов-экспертов простыми словами рассказывают о том, как устроен музыкальный бизнес. Как говорит Алексей, это похоже на советы по сбору документов на визу: они с коллегами советуют, куда надо сходить, какие бумажки не забыть и какие нюансы учесть.
В числе лекторов сейчас Саша Носач, руководитель отдела продаж контента в Black Star, и Альбина Бекинова, работавшая над проектом по выводу на рынок Ивана Дорна в составе менеджемента компании Ikon. Недавно своё участие и поддержку подтвердил известный диджей, продюсер и музыкальный менеджер Борис Романов. По словам Алексея, они сейчас работают над тем, чтобы в рамках курса можно было выбрать специализацию: прослушав три базовые лекции, студенты могут дальше выбирать именно те мастер-классы, которые нужны именно им. Кроме того, со следующего года InSimple планирует проводить для своих слушателей выездные интенсивы в Чехии и Германии.
«Конечно, любой ваш партнёр преследует прежде всего свои собственные цели, надо отдавать себе в этом отчёт, – рассказывает Алексей. – Но есть и побочный эффект: заодно он работает на вас». Например, рекорд-лейбл, который на самом деле продаёт копии фонограмм, не занимается артистом по определению.
Он распространяет фонограммы на рынке: либо он их лицензировал, либо изначально обладает правами на них, потому что он участвовал в их создании. Но фонограммы не существуют сами по себе они записаны конкретным исполнителем, артистом. В результате артист получает, во-первых, вознаграждение, а во-вторых, упоминание собственного имени.
Паблишер, который занимается авторскими правами, продаёт авторские права на рынке и собирает деньги за них. Например, лицензирует в рекламу, другим исполнителям, лицензирует компиляции, кино, аудио, видео, пытается поставить музыку на радио. Вознаграждение получает автор, а поскольку часто автор является и артистом, деньги идут артисту. Если же артист не является автором, то всё равно речь идёт о его исполнении этого произведения, и его имя опять-таки упоминается, оказывается на слуху.
Маркетинговые агенства и пиар-агентства тоже выполняют свою роль и решают свои задачи – часто они наёмный сервис, работающий за вознаграждение. Концертное агенство продаёт концерты, оно заинтересовано в том, чтобы это концерты хорошо продавались, и им нужно, чтобы артист был в топе. И когда оно готовит концерт или тур, оно обеспечивает пиар-поддержку артиста.
В итоге получаются четыре лошадки, которые тянут колесницу вперёд вместо одной. Иногда все эти функции выполняет единая компания – продюсерский центр, который объединяет в себе всё перечисленное. Это даже лучше: проще координировать действия всех игроков между собой.
«Музыкальная индустрия устроена так, что артист не всегда правообладатель, – делится опытом Алексей. – Он может, и часто так бывает, передать свои права кому-то, лицензировать. А может, кто-то просто оплачивал создание его альбома, тогда изначально права принадлежат кому-то другому. Артисты даже не всегда это понимают.
Например, как-то во время работы в Zvooq приходили вопросы от архангельских рокеров, которые заявляли, что не давали нам права на публикацию альбома. Начинаем смотреть – альбом у нас от французского дистрибьютора Believe. Ребята, вы просто отдали права тудадавнои забыли об этом».
Поэтому существует схема, которую Алексей описывает как схему овощной базы, которая собирает овощи с производителей и распространяет их далее. Как в физической музыке, так и в цифровой есть такие игроки: дистрибьюторы. Их ещё иногда называют агрегаторами, что одно и тоже; как правило, одна компания занимается и тем, и другим.
Они собирают права либо с лейблов, либо с независимых артистов, либо и с тех, и с других, и раздают на основные мировые площадки. Иногда у каждого дистрибьютора может быть подписано несколько сотен таких площадок, а значит, можно разместить музыку на гораздо больше количестве площадок, чем это может сделать самостоятельно артист или менеджер.
Ещё дистрибьюторы знают специфику зарубежных рынков, которые часто бывают очень привлекательными, и могут помочь с выходом на них. Кроме того, они помогают правильно «упаковать» музыку: добавляют мета-данные, то есть информацию о том, кто автор, у кого какие доли, дате релиза, жанре, названии трека, коде ISRC. Все эти данные доставляются в магазин, чтобы они могли правильно расположить треки у себя на витрине. Затем дистрибьютор собирает деньги с витрин и магазинов и отдаёт правообладателю. Работают они или за процент, или за предоплату.
Конечно, артист может – и почти все так делают – передать вопросы бизнеса в ведение менеджера. Сейчас институт музыкальных менеджеров активно формируется, и постепенно становится всё больше специалистов в этой области, в том числе благодаря образовательным проектам наподобие InSimple. Однако артисту важно и самому представлять, как устроен музыкальный рынок, знать, какие у него есть активы и права и как ими распоряжаться.
Источник: myband.ru
Музыкальный бизнес: что это и как он развивается в России
Музыкальный бизнес видится многим как одна из самых закрытых сфер, где царствует чуть ли не кумовство и всё сосредоточено в руках пары человек. Индустрия развлечений манит кажущейся простотой и легкомысленностью. Но так ли это на самом деле?
Анастасия Ивка IVKA, певица, блогер, бизнесвумен, основательница компании «BIM group», куда входит музыкальный лейбл «BIM music» и агентство «BIM media», рассказывает, что такое музыкальный бизнес и как он развивается в России.
Музыкальный бизнес — это часть индустрии развлечений, которая занимается производством музыки и получением прибыли из этой деятельности. Хочется сразу подчеркнуть, что несмотря на поэтичное звучание, это всё-таки бизнес со всеми вытекающими из этого слова.
Как говорят последние отчеты, по объёму музыкального рынка российская индустрия входит в 20 самых больших в мире. Основные участники рынка: артисты, продюсерские центры, организаторы концертов, звукозаписывающие студии, композиторы, райтеры, лейблы, стриминговые сервисы.
В России среди звукозаписывающих компаний есть как крупнейшие мировые лейблы (Warner Music Group, Sony Music Entertainment, Universal Music Group), так и независимые игроки. Перемены, связанные с цифровизацией и развитием стриминговых сервисов, приводят к тому, что старые способы входа на музыкальный рынок отходят на второй план.
Всё больше начинающих артистов стремятся многие процессы выполнять самостоятельно, без помощи профессионалов. Это не означает, что специалисты больше не нужны. Менеджеры, лейблы по-прежнему помогают сделать всё качественно, вовремя, знают законы рынка, помогают пробиться на фестивали, светиться в СМИ, попадать в плейлисты и так далее.
Главный доход артистам в нашей стране приносит концертная деятельность. Цифровые продажи растут, но пока всё равно лидируют именно туры по городам, закрытые мероприятия, корпоративы.
Пандемия, конечно, сильно ударила по музыкальному бизнесу в России, где живые выступления составляют основу кассы. Но ковидные ограничения только ускорили развитие новых форматов.
Доходы от стриминговых сервисов растут. Плюсы цифровых платформ: 1. видно, сколько раз слушали песню, вообще хорошо отслеживается статистика, 2. мировые сервисы отмечают успехи исполнителей и награждают, что способствует росту статуса, 3. каждое прослушивание оплачивается, музыкант попадает в разные подборки и хорошо раскручивается, 4. сервисов много, каждый приносит прибыль.
Самые популярные потоковые сервисы музыки:
• Spotify;
• Apple Music;
• Яндекс.Музыка;
• YouTube Music;
• VK Music.
Если остановиться подробнее на статистике, можно увидеть интересные способы ее использования. Например, при планировании тура артист и его команда могут выбирать города, в которых больше всего слушают их музыку, а также использовать данные о популярности песен для составления трек-листа на концерт. В общем, цифровые перемены постепенно встраиваются и меняют индустрию.
Также как источник доходов можно выделить реализацию исполнительских прав на публичную трансляцию музыкальных произведений. По данным исследования PwC к концу 2024 года выручка от реализации этих прав достигнет 23,9 млн $. Основным двигателем развития этой области являются аудиобрендинговые агентства, которые выступают как посредники между правообладателями и представителями бизнеса, заинтересованными в использовании музыкальных произведений для своих целей.
Пандемия способствовала переносу концертной деятельности в онлайн. Но время показало, что такие форматы интересны людям как эпизодические. Ценность живого выступления остаётся высокой. Да и компенсировать падение доходов от отсутствия живых выступлений тоже не получилось.
К новинкам можно отнести и концерты в видеоиграх, а также подсмотренные в киноиндустрии drive-in концерты, которые проводились для автолюбителей на парковках и других подходящих площадках.
Музыкальный бизнес в России пережил ряд резких падений на пути своего быстрого роста. Сказывался кризис 2014 года, когда просели доходы населения, потом пандемия. Но индустрия относительно быстро отходит от этих провалов и уверенно движется вперёд. В скором будущем нас ждут большие цифры и новые рекорды.
Источник: b-mag.ru