Для приблизительной оценки стоимости бизнеса действующей компании мы предоставляем возможность воспользоваться нашим онлайн калькулятором.
ВНИМАНИЕ: Данный калькулятор предназначен только для приблизительного (грубого) расчета стоимости стабильно работающего бизнеса. Не используйте этот калькулятор для оценки бизнеса компании, чьи денежные потоки могут резко изменяться от года к году — это приведет к неправильным выводам.
При расчете калькулятор учитывает только стоимость денежных потоков от бизнеса (предпринимательской деятельности, направленной на извлечение экономической выгоды) и не учитывает возможное наличие у компании нефункционирующих активов. Если у оцениваемой компании имеются активы, не задействованные при ведении бизнеса, то к результату стоимости, полученному с помощью калькулятора, следует добавить рыночную стоимость этих активов.
Результат расчета, полученный с помощью калькулятора, следует воспринимать лишь как грубое приближение (ориентир) рыночной стоимости бизнеса а для точной и ответственной оценки необходимо обращаться к профессиональному оценщику.
За 22 годa успешной работы на рынке оценочных услуг наша компания накопила большой опыт оценки бизнеса и предприятий для различных целей.
Наши специалисты готовы проконсультировать вас по вопросам оценки телефону +74957268674, по рабочим дням с 10.00 до 18.00.
Источник: www.c-a.ru
Как определить реальную стоимость своего бизнеса
Возможно, сейчас ты задашь закономерный вопрос: а зачем мне эту стоимость знать? Мы были готовы и сразу же отвечаем:
- Если ты хочешь продать бизнес и не прогадать
- Ищешь инвесторов
- Эта информация может быть нужна для получения банковского кредита для развития бизнеса
- Для понимания тенденций роста своей компании
Потенциальный инвестор захочет знать, куда он вкладывает деньги. Оценка позволит узнать стоимость и обосновать, почему с определенных вложений будет получена вполне конкретная выгода. Также стоимость бизнеса важно знать при продаже, так как покупателю необходимо обосновать, почему запрашивается та или иная цена. За 4 шага мы поможем оценить твою компанию, чтобы ты мог свободно ориентироваться на современном рынке.
Шаг 1: Не учитывай стоимость активов при оценке самого бизнеса
Не являясь квалифицированным финансистом, можно легко перепутать стоимость активов и бизнеса, выдав одно за другое. Это распространенная ошибка, поэтому начнем с того, что нивелируем риски и объясним все на примере.
- Предположим, у твоей компании на балансе есть офис, который оценивается в 4 000 000, материалы на 500 000, автопарк на 1 000 000 и 700 000 оборотных средств.
- Общая стоимость — 6 200 000.
- Прямо сейчас это не стоимость твоего бизнеса, а лишь оценка твоих активов.
Да, безусловно, эти цифры будут учитываться при формировании конечной цены, но это далеко не все. Покупателя в первую очередь будет интересовать то, сколько денег он сможет заработать, а сами активы — это лишь баланс фирмы. Ценность бизнеса состоит в том, сколько он приносит в процессе предоставления услуг, производства товаров и продукции.
Шаг 2: Рассчитай рентабельность
При оценке стоимости бизнеса основным критерием является его доходность, и речь идет не об общем обороте денежных средств (вал), а о чистой прибыли. Также бизнес не оценивается на основе доходов за один год, и есть два важных аспекта, на которые необходимо обратить внимание:
- Оценка долговечности бизнеса. При оценке предприятия оценивается, сколько еще может просуществовать этот бизнес, насколько данное производство будет актуальным в течение 5, 10, 15 лет. Также стоит обратить внимание на способность к трансформации. Например, предприятие, занимающееся производством изделий из пластика работает с использованием пресс-форм. Изменяя их, можно расширить линейку товаров и предложить клиенту актуальную продукцию, соответствующую тенденциям и запросам. Такое производство определенно будет иметь высокую валидность.
- Корректировка прибыли. Вряд ли компания будет получать одинаковую прибыль каждый год. При оценке бизнеса также определяется возможность роста или потери прибыли. Такой анализ позволит обрисовать перспективы компании о объяснить, почему была назначена указанная цена.
Советуем вести записи о доходах и расходах предприятия, высчитывать чистую прибыль или потери и делать это систематически. Собирай показатели в разрезе каждого месяца, квартала, полугодия, года. На старте — анализируй каждую неделю. Данный анализ даст возможность адекватно оценивать свою работу, зависимость от колебания рынка и повысит «прозрачность» сделки для потенциального инвестора или покупателя.
Шаг 3. Рассчитай стоимость бизнеса
Вот тут начинается математика, но не стоит бояться, ведь сделаем мы это всего в 4 этапа.
1. Определим чистый доход. Для этого берем валовую прибыль, например, 10 000 000, и вычитаем все расходы — 7 000 000 (з/п, аренда, налоги, закупки, ремонт, поездки и т. д.). Остается 3 000 000.
2. Анализируем риски и выгоды. В этот момент важно отбросить всякую субъективность и ответить на следующие вопросы:
- Какова стоимость компаний со схожей деятельность?
- Насколько чиста кредитная история твоего бизнеса?
- Достаточно ли он стабилен, чтобы ставить высокую цену?
- Будет ли предприятие приносить прибыль в ближайшие годы?
- Стабильна ли клиентская база и линейка поставщиков?
- Каково развитие компании в прогрессии?
Развитие в прогрессии — это исторический рост, который является отражением опыта увеличения доходности компании. Как бы это ни звучало, но бизнес зачастую продается вместе с людьми. Речь идет не о рабстве, а о сотрудниках компании: персонал, а точнее, его компетенция тоже имеет свою номинальную стоимость.
Если по вышеуказанным пунктам компания показывает положительную тенденцию, то сумму можно спокойно рассчитать в формате: чистая прибыль х3 или х4. Соответственно, мы умножаем 3 000 000 на 3 и получаем 9 000 000 — оценка бизнеса + активы 6 200 000.
3. Определи тенденции. Если ты ведешь деятельность в устоявшемся и стабильном рынке, то при расчете возможных выгод лучше будет опираться на данные прошлых лет, так как движения и изменения на этом поле будут минимальны. Если же рынок новый, то стоит делать упор на перспективы и спрогнозировать возможные показатели в будущем.
4. Определи потенциальные темпы роста. Каждый рынок имеет свою тенденцию роста, в среднем принято считать, что это 10%, но для каждой сферы показатели могут быть индивидуальными, поэтому советуем опираться на данные именно своего направления, мы же будем придерживаться 10% при расчетах. Добавь десять процентов к чистой прибыли этого года — получишь прогноз роста на следующий. И так по аналогии:
Год 1: 3 000 000 руб.
Год 2: 3 300 000 руб.
Год 3: 3 630 000 руб.
Год 4: 3 993 000 руб.
Без учета корреляционных факторов, в зависимости от специфики деятельности — это один из способов расчета прибыли с тенденцией от года к году, которую собственник может продемонстрировать покупателю или инвестору, обосновывая сумму, запрошенную за свое предприятие.
Шаг 4: Исследуй рыночную стоимость
Личная оценка собственника — это ориентир. Называя реальную цену, мы должны опираться на те цифры, которые нам демонстрирует рынок, и обращать внимание на усредненные значения. С большей вероятностью итоговая стоимость может быть определена средними значениями стоимости аналогичных компаний, и этот ориентир зачастую — один из наиболее точных способов оценки.
Например, по итогу ты «просчитал» свой бизнес в 15 200 000 и выставил на продажу по такой цене. На встрече покупатель предоставляет данные, что актуальная стоимость твоего предприятия, основываясь на данных рынка, около 14 500 000. Если у твоей компании нет особых преимуществ, которые могут помочь выделиться среди конкурентов, то будет очень непросто уйти от предложенной покупателем цены. Торг всегда уместен, но стоит понимать, что считаться с рыночной оценкой все же придется.
Источник: hussle.ru
Сколько на самом деле стоит ваш бизнес?
Каждый предприниматель рано или поздно задумывается над тем, сколько стоит его компания. Сценарии могут быть самые разные: полностью продать бизнес и переключиться на новую сферу, привлечь инвестиции за долю в компании и масштабировать бизнес или самому для себя понять, сколько стоит созданный тобой актив и как можно увеличить его стоимость.
Предлагаю разобраться, какие подходы чаще всего применяются на практике к оценке бизнеса, и посчитать примерную стоимость своей компании с помощью простого калькулятора.
Содержание:
Забегая вперед, отмечу, что в реальных переговорах никогда не бывает единственно правильной оценки, которую нельзя было бы оспорить, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. Имеет значение даже то, насколько срочно вам нужно провести сделку и кому в принципе эта сделка нужнее: вам или покупателю.
Поэтому, готовясь к переговорам с потенциальными инвесторами, рекомендую придерживаться двух правил:
1. Стремиться к тому, чтобы расширить круг покупателей/инвесторов, не замыкаться на одном-двух. При этом учитывайте фактор дополнительной выгоды для потенциального инвестора — так, компания, которая получит синергетический эффект от покупки вашего бизнеса, скорее всего будет готова заплатить более высокую стоимость при прочих равных условиях.
2. Заранее подготовить убедительные аргументы в обоснование своей оценки, чтобы уверенно защитить ее во время переговоров.
Об аргументах для обоснования оценки мы и поговорим далее.
СКАЧАТЬ КАЛЬКУЛЯТОР ДЛЯ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА
Затратный метод
На практике этот метод обычно используется для оценки капиталоемких бизнесов с дорогостоящими активами на балансе: недвижимостью, оборудованием и так далее.
Суть метода состоит в том, чтобы оценить, сколько останется имущества у компании, после того, как она расплатится за счет него по своим внешним долгам и обязательствам: с подрядчиками, сотрудниками, поставщиками и банками. Этот остаток и будет оценкой бизнеса. Из описания очевиден главный минус метода: он не учитывает созданные вами наработки в виде клиентской базы, уникальных конкурентных преимуществ и в целом будущие перспективы роста.
Поэтому подойдет, в первую очередь, тем бизнесам, которые не планируют какого-то существенного развития, обладают более-менее значимым имуществом и не обременены высокими долгами.
Разумеется, все цифры в расчете должны подтверждаться данными бухгалтерского и/или управленческого учета компании: перед сделкой покупатель обязательно их проверит.
Пример. Небольшое производственное предприятие уже 2 года владеет оборудованием, стоимость которого с учетом износа составляет 15 млн рублей. Кроме того, на складе имеется готовая продукция на сумму 3 млн рублей, от клиентов ожидается оплата за поставленную ранее продукцию на сумму 4,5 млн рублей, а на расчетном счете есть 500 тысяч рублей. При этом компания еще не до конца расплатилась по кредиту, который брала на покупку оборудования, долг по кредиту — 10 млн рублей. Задолженность перед поставщиками сырья для производства составляет 1,5 млн рублей.
Оценка затратным методом = Активы — Пассивы = 15 + 3 + 4,5 + 0,5 — 10 — 1,5 = 11,5 млн рублей.
Сравнительный метод
Этот метод довольно прост с точки зрения расчетов, его называют еще “методом мультипликаторов”. Мультипликатор — это коэффициент, который показывает отношение стоимости компании к некому базовому показателю. Например, мультипликатор к выручке, равный 3, говорит о том, что стоимость компании оценивается в 3 ее годовых выручки. А мультипликатор к прибыли, равный 5, показывает, что компанию оценили в 5 годовых прибылей.
Какой мультипликатор применить для оценки своего бизнеса, подскажет конкурентный анализ или анализ сопоставимых компаний. Но придется приложить усилия: нужно сделать подборку бизнесов, выставленных на продажу, из вашей ниши и близких к вашему по масштабам. А для оффлайн-бизнеса — желательно еще и из вашего региона.
Информацию о продаже аналогичных компаний можно найти на специальных площадках — Avito, Циан, Бизторг и подобных им. На втором шаге нужно будет выяснить финансовые показатели компаний из вашей подборки, удобнее всего для этого пользоваться сервисом Федеральной налоговой службы. И на последнем шаге вычисляем сами мультипликаторы для каждой компании, разделив цену продажи на ее годовую выручку или операционную прибыль. Среднее арифметическое по всем мультипликаторам из подборки можно применить уже к собственным финансовым показателям и таким образом рассчитать оценку.
Преимущество сравнительного метода оценки — в относительной простоте расчетов, поэтому он довольно популярен на практике. Однако есть и минусы — сложности с поиском информации о цене продажи бизнесов из некоторых ниш (например, для онлайн-бизнеса) и их финансовых показателях. Кроме того, этот метод, как и затратный, не учитывает потенциал роста и масштабирования вашей компании. Хотя, вполне возможно, что как раз для этой цели вы привлекаете инвестиции и делаете оценку, и не учесть будущий рост в оценке — значит, существенно занизить ее.
Пример. Оцениваем некий оффлайн-бизнес с годовой выручкой в 19 млн рублей и операционной прибылью до уплаты налогов 8,2 млн рублей. Для этого в публичных источниках подбираем 5 сопоставимых компаний, выставленных на продажу, из нашей ниши и региона. Вычисляем мультипликаторы по выручке и операционной прибыли, разделив на них цену продажи каждой компании. Получаем усредненные коэффициенты, которые можем применить уже к собственным цифрам по выручке и прибыли.
Оценка сравнительным методом = (Выручка Х Мультипликатор по выручке + Прибыль Х Мультипликатор по прибыли) / 2 = (19 Х 2,1 + 8,2 Х 4,1) / 2 = 37 млн рублей
Источник: get-investor.ru